ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
2. Виленский, М. Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. — М. : Знание, 1987. — 96 с.
3. Виленский, М. Я. Сравнительная характеристика восстановительного периода после напряженной физической и умственной работоспособности / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. — 1971. — № 5. — С. 46 — 49.
4. Занько, Н. Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : учеб. для студ. вузов / Н. Г. Занько,
В. М. Ретнев. — М. : Академия, 2004. — 288 с.
5. Андрющенко, Л. Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л.Б.Андрющенко//Теорияипрактикафизическойкультуры. — 2002. - № 2. - С. 47-54.
6. Мудриевская, Е. В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физи-
ческой подготовленности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : защищена 13.01.09 : утв. 26.06.09 / Е. В. Мудриевская. - Сургут, 2008. - 171 с.
7. Свиргунец, Е. М. Пути повышения эффективности произвольного внимания студентов средствами физической культуры и спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Свиргунец. — Киев, 1981. — 24 с.
МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2012 г.
© Е. В. Мудриевская
УДК 796.323.2:004.9:378.016 С. Ю. БАХАРЕВА
Омский государственный технический университет
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЗОННОМУ ПРЕССИНГУ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ
Необходимость быстрого освоения игроками студенческой команды системы игры в защите зонным прессингом позволила нам активно включиться в разработку и внедрение в тренировочный процесс баскетболистов технического вуза инновационных технологий, позволяющих интенсифицировать процесс их подготовки, направленный на эффективное обучение зонному прессингу и применение этой защиты в соревновательной деятельности.
Ключевые слова: информационные технологии, спортивная подготовка, интерес, программированное обучение, помехоустойчивость, защита зонным прессингом, компьютерная программа.
Разная спортивная подготовка студентов баскетболистов, в большинстве своём не имеющих квалификацию, поступивших в вузы и проявивших желание её совершенствовать, выдвигает ряд требований к процессу подготовки, характерный для массового спорта и спорта высших достижений.
Информационные технологии [1] внедряются в систему образования и широко используются в физической культуре и спорте [2 — 6]. Ранее проведёнными исследованиями [7] показаны возможности эффективного использования инновационных технологий в процессе преподавания теоретических дисциплин, в обеспечении учебно-тренировочного процесса спортсменов игровых видов, в организации программированного обучения. С помощью программированного обучения стало возможным подготовить спортсмена не только к решению тактических и технических задач, но и способствовать развитию его тактического мышления. Поскольку в спортивной деятельности решение всех проблемных ситуаций осуществляется в условиях жесткого дефицита времени, то время, затраченное на реше-
ние и правильный ответ, является наиболее объективным критерием оценки.
Недостаточная разработанность проблемы подготовки студентов-баскетболистов в условиях вуза ставит на повестку дня решение вопросов, связанных с совершенствованием и организацией учебнотренировочного процесса с учётом уровня их подготовленности.
Предъявляемые к спортивной деятельности условия обязывают применять эффективные средства и методы, позволяющие оптимизировать учебно-тренировочный процесс в вузе, активизировать их интерес к занятиям баскетболом и повышать их спортивное мастерство.
Е. Е. Яворская в исследованиях учебно-тренировочного процесса выявила, что в условиях вуза целесообразно использовать программированное обучение (выбор тактического хода в условиях предъявления баскетболистам игровых ситуаций) и инновационные технологии с осуществлением всех видов контроля за качеством усвоения теоретического и практического материала; осуществлять ав-
Рис. 1. Интерес (в баллах)
Рис. 2. Помехоустойчивость (в баллах)
томатизированный контроль за уровнем подготовленности спортсменов [8].
Баскетбол предъявляет к спортсменам высокие требования, связанные с овладением техникой и тактикой игры, физическими и психологическими нагрузками. Подготовка студенческих команд, особенно в вузах нефизкультурного профиля, имеет свои сложности и особенности. Постоянное обновление состава игроков в команде, связанное со сроком обучения в вузе, существенно сказывается на уровне подготовленности игроков. Для того чтобы баскетбольная команда была «сыгранной», необходимо несколько лет совместных тренировок. А состав баскетбольной студенческой команды всё время меняется, поскольку одни спортсмены поступают на первый курс, другие заканчивают вуз и выбывают из команды. Кроме того, затруднена комплектация команды согласно функциям игроков: ведь далеко не всегда в вуз поступают игроки именно тех амплуа и уровня подготовленности, которые необходимы команде.
Большое значение в подготовке студентов-ба-скетболистов имеет как интерес к занятиям баскет-
болом, так и помехоустойчивость к стрессу в условиях постоянного психофизического напряжения.
Для выявления интереса к избранному виду спорта (баскетболу), технико-тактической и психофизической подготовленности игроков сборных команд ВУЗов, было проведено анкетирование среди 100 студентов-баскетболистов сборных команд вузов г. Омска.
В анкетировании были использованы тесты-опросники:
а) интерес к избранному виду спорта [9].
В данном тесте находилась общая сумма баллов, характеризующая степень устойчивости интереса к занятиям баскетбола. Ответы «а» оценивались в 3 балла, «б» — в 2 балла, «в» — в 1 балл. 31—36 баллов — устойчивый интерес; 27 — 30 баллов — недостаточно устойчивый интерес; 26 и менее баллов — неустойчивый интерес (рис. 1);
б) помехоустойчивость спортсмена [1]. В данном тесте находилась общая сумма ответов каждого игрока и среднее арифметическое ответов всей команды. Ответы «а» оценивались в 1 балл, «б» — в 2 балла, «в» — в 3 балла. 60 баллов — максимальное
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
№ Вопросы ОмГАУ ОмГТУ ОмГМА ОмГУ ОмГПУ СибАДИ ОмГУПС ОГИС Сиб- ГУФК СибИТ %
1 Где вы научились играть в баскетбол? (%)
ДЮСШ 30 20 20 20 20 50 10 0 80 0 25
школа 40 50 40 60 50 40 60 60 10 60 47
улица 30 30 40 20 30 10 30 40 10 40 28
2 Вы предпочитаете играть? (%)
В нападении 30 20 0 60 40 30 20 50 20 40 31
В защите 0 20 0 20 0 20 0 0 10 10 8
Всё равно 70 60 100 20 60 50 80 50 70 50 61
3 Какую систему защиты ваша команда чаще использует? (%)
Личная защ 40 30 60 80 70 90 60 80 80 10 60
Зонная защ 50 0 30 20 30 10 0 20 20 90 27
прессинг 10 70 10 0 0 0 40 0 0 0 13
4 Какой вид прессинга ваша команда использует чаще всего? (%)
Личный 70 20 20 0 20 0 40 0 60 0 23
Зонный 20 80 80 0 0 0 10 0 20 0 21
Не использует 10 0 0 100 80 100 50 100 20 100 56
5 Как ваша команда изучает зонный прессинг? (%)
Традиционно 70 0 100 10 0 0 60 0 60 0 30
Не изучаем 30 0 0 90 100 100 40 100 40 100 60
По компьют. программе 0 100 0 0 0 0 0 0 0 0 10
6 Вы хотели бы изучать зонный прессинг с помощью компьютерной программы? (%)
Да 60 90 40 30 60 60 40 40 60 40 52
Нет 30 0 20 20 20 20 30 10 10 20 18
Всё равно 10 10 40 50 20 20 30 50 30 40 30
значение, 20 — минимальное значение (рис. 2);
в) опрос-анализ о технико-тактической подготовленности баскетболистов (табл. 1).
Проанализировав опрос-анализ о технико-тактической подготовленности студентов-баскетболистов мы выявили:
На 1-й вопрос: где вы научились играть в баскетбол? — 47% баскетболистов ответили, что научилась играть в школе, 28% научились играть на улице, во дворе и только 25% — в ДЮСШ.
На 2-й вопрос: где вы предпочитаете играть? — 61% баскетболистов предпочитают играть как в защите, так и в нападении, 31% любят играть в нападении и только 8% баскетболистов любят играть в защите.
На 3-й вопрос: какую систему защиты ваша команда чаще использует? — 60% баскетболистов ответили, что их команда чаще использует личную защиту, 27% ответили, что их команда использует зонную защиту и только 13% баскетболистов ответили, что их команда чаще использует прессинг.
На 4-й вопрос: какой вид прессинга ваша команда использует чаще всего? — 23% баскетболистов от-
ветили, что их команда в основном использует личный прессинг, 21% ответили, что их команда чаще использует зонный прессинг и 56% баскетболистов ответили, что их команда не использует прессинг.
На 5-й вопрос: как ваша команда изучает зонный прессинг? — 30% баскетболистов ответили, что их команда изучает зонный прессинг по традиционной методике (рассказ, показ на модели площадки или планшете, показ на площадке), 60% ответили, что они вообще не изучают зонный прессинг, и только 10% баскетболистов изучают зонный прессинг с помощью обучающей компьютерной программы.
На 6-й вопрос: хотели бы вы изучать зонный прессинг с помощью компьютерной программы? — положительно ответили 52% баскетболистов, 30% ответили, что им всё равно, и только 18% баскетболистов ответили, что не хотят изучать зонный прессинг с помощью компьютерной программы.
Результаты нашего исследования выявили, что интерес к занятиям баскетболом у студентов вузов варьируется от 24 до 30 баллов, что соответствует недостаточно устойчивому интересу; чем выше помехоустойчивость игроков, тем более высокое
место в турнирной таблице занимает команда; что большая часть студентов-баскетболистов научились играть в баскетбол в школе или на улице; что их команды предпочитают играть личной системой защиты; что студенческие команды не используют в играх зонный прессинг; что изучают зонный прессинг по традиционной методике (рассказ, показ на модели площадки, показ на площадке) и что хотели бы изучать зонный прессинг с помощью обучающей компьютерной программы.
Защита зонным прессингом является наиболее прогрессивной, трудоемкой и требующей большой самоотдачи, воли, отличной технико-физической, психической и тактической подготовленности игроков. Применение зонного прессинга в игровой практике требует много времени для изучения, поэтому он используется более квалифицированными командами.
Для быстрого освоения игроками студенческой команды системы игры в защите зонным прессингом, возникает необходимость разработки и внедрения в тренировочный процесс баскетболистов технического вуза инновационных технологий, позволяющих интенсифицировать процесс их подготовки, направленный на эффективное обучение зонному прессингу и применение этой защиты в соревновательной деятельности.
Для этого были разработаны обучающая и тестирующая компьютерные программы для интенсивного обучения тактическим действиям игроков при игре зонным прессингом 1х2х1х1 по всей площадке. Компьютерная программа обучения состоит из набора слайдов с анимированным изображением движений нападающих и защитников в тех или иных игровых ситуациях. Анимированные слайды сопровождаются пояснениями, в которых говорится о перемещениях игроков защиты при различных вариантах движения игроков нападения. Многие тренеры для большей наглядности используют как на тренировках, так и на играх планшеты или макеты площадок, на которых изображают перемещения игроков. В данной компьютерной программе аналогично показаны перемещения игроков в защите. Тестирующая компьютерная программа состоит из 24 анимированных вопросов. Проходя тест, испытуемый видит: правильно или неправильно он ответил на вопрос; сколько времени он затратил на ответ; получает итоговую информацию в конце теста.
Эффективность программированного обучения зонному прессингу подтверждается результатами выступлений сборной команды ОмГТУ в областной универсиаде 2011 г.; 2012 г., которая заняла 2-е место, пропустив вперёд только команду университета физической культуры.
Вывод. Результаты исследований позволили составить общее представление о технико-тактической и психофизической подготовленности игроков сборных команд вузов области, а также интереса к избранному виду спорта (баскетболу); предпочте-
ния баскетболистов по игре: в нападении и защите; командной игры в защите; командной игры в защите прессингом; отношение к программированному обучению зонному прессингу. Вместе с тем достигнутые успехи сборной командой технического университета подтверждают необходимость использования программированного обучения зонному прессингу студентов-баскетболистов с целью интенсификации тактической подготовки.
Компьютерные программы для обучения зонному прессингу и тестирования могут применять студенты-баскетболисты сборных команд высших и средних учебных заведений.
Библиографический список
1. Рапопорт, Л. А. Аспекты государственности сферы студенческого спорта России / Л. А. Рапопорт // Физическая культура, спорт-наука и практика. — Краснодар, 2001. — № 1—4. — С. 9—11.
2. Волков, В. Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В. Ю. Волков // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 4. — С. 60 — 63.
3. Добровольский, С. С. Автоматизированные системы управления тренировкой спринтера : учеб. пособие / С. С. Добровольский. — Хабаровск : б. и., 1995. — С. 32.
4. Петров, П. К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту (возможности, проблемы, перспективы) / П. К. Петров // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 10. — С. 6 — 9.
5. Фёдоров, А. И. Совершенствование системы комплексного контроля подготовленности юных спортсменов / А. И. Фёдоров // Материалы II регион. науч.-практ. конф. ученых, аспирантов и студентов / УралГАФК. — Челябинск,1998. —
С. 152 — 156.
6. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки / М.П. Шестаков [и др.] // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 8. — С. 43 — 45.
7. Уткина, Т. В. Компьютерные технологии, средства мультимедиа и Интернет в преподавании математической статистики / Т. В.Уткина // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 2. — С. 12.
8. Яворская, Е. Е. Интенсификация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса студенток-баскетболисток на основе использования средств тактической подготовки и автоматизированной системы управления : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Е. Яворская. — Хабаровск, 2002. — С. 24.
9. Бабушкин, Г. Д. Научно-исследовательская работа студентов : учеб. пособие / Г. Д. Бабушкин. — Омск, 2005. — С. 372.
БАХАРЕВА Светлана Юрьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.04.2012 г.
© С. Ю. Бахарева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ