уДК 378:796.323.2 т. В. БАЙБАКОВА
Омский государственный технический университет
ФОРМИРОВАНИЕ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ
(НА ПРИМЕРЕ СТРИТБОЛА)
В связи с участием большого количества студентов нашего вуза в соревнованиях по стритболу появилась необходимость в формировании и развитии технико-тактических действий, характерных для стритбола, с целью повышения результативности участия в соревнованиях, оптимизации учебно-тренировочного процесса физического воспитания, придания ему жизненной и практической направленности, сделать его соответствующим потребностям и индивидуальным особенностям студентов.
Ключевые слова: студенты, стритбол, учебно-тренировочный процесс, соревновательная деятельность, технико-тактические действия, физическое воспитание.
За последние годы, благодаря усилиям ученых и практиков, в стране созданы хорошие предпосылки для инновационной деятельности в сфере высшего образования для разработки и внедрения в практику новых методических форм занятий физической культурой и спортом. В настоящее время в России и других странах большое распространение и популярность получают так называемые малые формы спортивных игр, в том числе и стритбол [1, 2].
Игра отличается простотой в организации учебнотренировочных занятий и проведении соревнований. В этих целях в условиях вузов можно использовать не только физкультурные залы, но и практически любые плоскостные спортивные сооружения. Не требует эта игра и дорогостоящей экипировки и инвентаря. Привлекателен стритбол и тем, что каждый игрок является активным участником состязания, которое проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Данная спортивная игра словно специально создана для развития именно в учебных заведениях, в том числе и среди студенческой молодежи [3].
Велика роль этого вида спорта для здоровья как одной из форм двигательной активности человека в борьбе с гиподинамией (малоподвижным образом жизни). Разнообразные движения, присущие стрит-болу, способствуют активизации деятельности органов дыхания и кровообращения, улучшению обмена веществ, вовлекают в работу все основные группы мышц [4]. Стритбол — прекрасное средство для укрепления здоровья.
Проведение общественными организациями турниров по стритболу содействует выполнению комплекса задач по физическому воспитанию студентов, поднимает интерес значительной части молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, способствует приобретению обучающихся в вузах важных организационных умений и навыков по проведению спортивных соревнований и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Стритбол отличается жёстким характером игры, требует более виртуозного владения мячом и скорости передвижения по площадке. Большинство участников турниров по стритболу составляют бас-
кетболисты спортивных школ и спортклубов. Немалую часть участников турниров составляют и спортсмены-студенты. Поэтому возникает необходимость в специальной подготовке к соревнованиям по стритболу, в соответствующем содержании и построении учебно-тренировочного процесса баскетболистов-студентов при обучении технико-тактическим действиям /ТТД). Отсутствие такой методики отрицательно влияет не только на результативность и зрелищность игры, но и на количество студенческих команд, участвующих в турнирах.
Особую популярность стритбол получил в 90-е годы, когда в крупных городах России прошла серия турниров под эгидой крупных брендов спортивной одежды — «Adidas streetball challenge» и «Reebok 3 на 3». Эти турниры проходили в формате трое против троих на одно кольцо и заложили традицию в нашей стране играть именно так.
Впервые в Омске в июне 1998 года на «Зелёном острове» прошли отборочные соревнования всероссийского турнира по уличному баскетболу «Adidas streetball challenge-98». Баскетбол на открытом воздухе становится стилем жизни. Он доступен юным и пожилым, мужчинам и женщинам, высоким и низким, людям всех социальных слоёв с разным уровнем мастерства. Согласно данным статистики, впервые годы появления стритбола в Омске число поклонников баскетбола достигло 6,5 тысячи. Из них одна треть — школьники и 1,5 тысячи — студенты вузов. С 2005 года в Омске стали проводить турниры «Оранжевый мяч». В 2005 году в уличных играх участвовали 200 команд.
Проблема исследования состоит в том, что, с одной стороны, большое количество студентов хотят играть в стритбол и участвовать в соревнованиях, а с другой — недостаточная разработанность и научная обоснованность средств, форм и методов при освоении студентами ТТД, наиболее эффективных для стритбола, с целью повышения результативности участия в соревнованиях. Поэтому возникает необходимость обновить содержание процесса физического воспитания, придать ему жизненную и практическую направленность, сделать его соответствующим потребностям и индивидуальным особенностям студентов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
%
Арсенал технико-тактических действий Студенты- стритболисты Команда «Политех»
Количество передач за игру 30 40
Броски (из них результативных): 26(14) 35(24)
ближние 13(7) 15(11)
средние 8(5) 12(9)
дальние 5(2) 8(4)
Подбор: 24 30
на «своем» щите 13 17
на «чужом» щите 11 13
Взаимодействия: 14 18
ведение — передача 5 7
вход — ведение — передача 5 6
вход — передача 4 5
Индивидуальные действия: 14 20
атака кольца 8 12
маневрирование 3 4
уход от опеки 3 4
Финты: 10 13
финт на бросок—бросок 6 7
финт на проход — проход 4 6
Защитные действия: 10 13
выбивание 3 3
перехват 2 2
вырывание 2 4
накрывание 3 4
Объект исследования. Учебный процесс физического воспитания студентов специализации «баскетбол».
Предмет исследования. Содержание и структура соревновательной и учебно-тренировочной деятельности студентов в стритболе.
Методы и организация исследования. Для изучения показателей соревновательной и учебно-тренировочной деятельности студентов были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, стенографирование и видеозапись игр, педагогическое тестирование (оценка физической, технической и тактической подготовленности студентов), методы математической статистики.
На первом этапе педагогического наблюдения мы изучали ТТД студентов, которые принимали участие в соревнованиях по стритболу. Были осуществлены стенографическая запись и видеосъемка 22 игр. Мы регистрировали следующие показатели:
— броски по кольцу (ближние, средние, дальние);
— подборы;
— групповые взаимодействия (2 — 3 игрока);
— индивидуальные действия (с мячом и без мяча);
— финты (обманные движения);
— защитные действия (вырывание, выбивание, перехват, накрывание).
Результаты исследования. В результате обработки данных видеосъемки и стенографической записи соревнований по стритболу студенческих команд ОмГТУ нами были получены количествен-
ные и качественные показатели технико-тактических действий (ТТД) студентов 1-го курса ОмГТУ специализации «баскетбол», составляющих экспериментальную, контрольную группы (ЭГ, КГ) и показатели ТТД команды «Политех», состоящей из членов сборной команды ОмГТУ по баскетболу, взятые нами как модельные характеристики для студентов экспериментальной и контрольной групп (табл. 1).
К количественным показателям относится число ТТД: количество бросков по кольцу, подборы, количество групповых и индивидуальных взаимодействий, применение обманных движений и защитных действий.
В ходе педагогических наблюдений определялся количественный показатель применения техникотактических действий студенческими командами 1-го курса и игроками команды «Политех», который был оценен на основе обработанных результатов (рис. 1). Показатели студентов 1-го курса значительно отличались от показателей игровой активности баскетболистов команды «Политех».
Мы обработали протоколы педагогических наблюдений и получили следующие данные. Студенты 1-го курса за одну игру выполняют 26 бросков, из них 14 — результативные, игроки команды «Политех» — 35 бросков, 24 — результативные. 24 подбора за игру сделали студенты 1-го курса, команда «Политех» — 30 подборов, у 1-го курса 14 групповых взаимодействий за игру, у команды «Политех» — 18, индивидуальных действий у 1-го курса 14, у команды «Политех» — 20, 10 обманных движений выполнили первокурсники, 13 — команда «Политех»,
Рис. 1. Количественные характеристики технико-тактических действий студентов 1-го курса и студентов команды «Политех» (%).
Примечание: Б — броски по кольцу за игру; П — подборы под своим и чужим щитом;
В— взаимодействия групповые (2-3 игрока); И — индивидуальные действия (с мячом и без мяча);
Ф — финты(обманные движения);
З — игровая активность в защите (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)
защитных действий студенты 1-го курса выполнили 10, команда «Политех» — 13. Сравнивая количественные показатели технико-тактических действий, мы установили, что игровая активность студентов 1-го курса ниже, чем у игроков команды «Политех». Количество атакующих и оборонительных действий отражены низкими показателями, недостаточно индивидуальных приемов и групповых взаимодействий.
Заключение. Создание научно-обоснованной методики формирования технико-тактических действий (на примере стритбола) позволит оптимизировать содержание учебно-тренировочного процесса подготовки студентов специализации «баскетбол» к соревнованиям, повысить их технико-тактическую подготовленность, а следовательно, и эффективность соревновательной деятельности.
Библиографический список
1. Золотарев, А П. Инновационные направления в техникотактической подготовке юных футболистов : метод. рек. /
А. П. Золотарев, В. З. Ивасев. — Краснодар, 2000. — 27 с.
2. Костюков, В. В. Теория и методика использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Костюков. — М., 1993. — 48 с.
3. Саливон, В. Как выбиться в люди при помощи мяча /
B. Саливон // Планета Баскетбол. — 2001. — № 7—8. —
C. 72-74.
4. Гончаренко, С. И. Стритбол — средство укрепления здоровья и физического совершенствования молодежи / С. И. Гончаренко // Совершенствование методов развития физических 116 качеств : межвуз. сб. науч. тр. — Владимир, 2000. - С. 39-40.
БАЙБАКОВА Татьяна Валериевна, старший преподаватель, аспирантка кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2013 г.
© Т. В. Байбакова
Книжная полка
Малов, В. И. 100 великих спортивных достижений / В. И. Малов. - М. : Вече, 2007. - 432 с. -ISBN 978-5-9533-2346-8.
Есть на планете Земля великое действо, происходящее раз в четыре года и приковывающее к себе внимание почти всех ее обитателей. В одной из стран мира проходят очередные Олимпийские игры, собирающие лучших легкоатлетов, боксеров, пловцов, гимнастов, спортсменов многих иных «специальностей». И миллионы людей живут напряженным ожиданием: какие прежние рекорды падут и какие будут установлены, какие новые феноменальные спортивные достижения поразят мир? Раз в четыре года, но с другим «циклом», проходят чемпионаты мира по футболу. Не забудем и мировые первенства по хоккею, баскетболу, ручному мячу, волейболу, по легкой атлетике, плаванию, боксу, борьбе. Огромный интерес вызывают многие национальные соревнования, таковы, например, розыгрыш Кубка Стэнли хоккеистами НХЛ и футбольные чемпионаты Англии, Италии или Испании. Автор книги о ста великих спортивных достижениях всех времен и народов — В. И. Малов, специалист по истории спорта, писатель и журналист.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ