УДК 334 ББК 65. 290. 32
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
РЕГИОНА
Исмаилова Мубина Исматджановна,
ассистент кафедры экономики и предпринимательства ИЭТ ТГУК (Таджикистан, Худжанд)
БАЛАНД БАРДОШТАНИ Исмоилова Мубина Исматцоновна,
САМАРАНОКИИРАЦОБАТПАЗИРИИ ассистенти кафедраи ицтисодиёт ва
БИЗНЕСИ ХУРД ВА МИЁНА ДАР со^ибкории ДИСДДТТ (Тоцикистон,
ШАРОИТИЛИБЕРАЛИЗАТСИЯИ Хуцанд) ИЦТИСОДИЁТИ МИНТАЦА
ELEVATION OF EFFICIENCY IN REGARD TO SMALL AND MEDIUM BUSINESS COMPETITIVENESS UNDER THE CONDITIONS OF REGIONAL ECONOMY
LIBERALIZATION
Ismailova Mubina Ismatdjanovna, assistant of the department of economics and entrepreneurship under the IET attached to the TSUC (Tajikistan, Khujand) Е-MAIL: Ismoilova_8509@mail.ru
Ключевые слова: эффективность малого и среднего бизнеса, предпринимательская деятельность, экономическая среда, конкуренция, инфраструктура предпринимательства, либерализованная экономика
Рассматриваются особенности функционирования конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в условиях либерализованной экономики. Выявлены перспективы повышения эффективности субъектов малого и среднего хозяйствования. Исследованы теоретические аспекты их деятельности; изучен опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса. Проанализированы сдерживающие и способствующие предпосылки развития малого и среднего бизнеса в регионах страны. Рассмотрена конкурентоспособность бизнес-среды в пространстве национального хозяйства; выявлена недостаточность финансовых ресурсов для конкурентоспособной деятельности малого и среднего бизнеса. Разработаны теоретические направления совершенствования конкурентоспособности бизнес-среды в малом и среднем хозяйствовании. Разработана модель эффективного формирования и развития малого и среднего бизнеса в региональной экономике. Обоснована государственная политика реформирования субъектов малого и среднего хозяйствования в формировании благоприятной конкурентной среды.
Калидвожа^о: самарабахшии бизнеси хурд ва миёна; фаъолияти со^ибкори; му^ити ицтисоди; рацобат; инфрасохтори со^ибкорй, либерализатсияи ицтисодиёт
Дар мацола асос^ои фаъолияти рацобатпазирии бизнеси хурд ва миёна дар шароити либерализатсияи ицтисодиёти минтацави барраси шудааст. Дурнамои баланд
бардоштани самарабахшии субъектной хоцагидории бизнеси хурд ва миёна нишон дода, асосуо назариявии субъектуои хоцагидории бизнеси хурд ва миёна ошкор карда шудаанд. Цанбауои назариявии фаъолияти ощо тауциц гардидааст, тацрибаи мамолики тарац-цикарда оид ба рушди бизнеси хурд ва миёна омухта шудааст. Заминауои боздоранда ва мусоидаткунанда ба рушди бизнеси хурд ва миёна дар минтацауои мамалакат мавриди таулил царор гирифтаанд; Рацобатпазирии бизнес - мууит дар фазои хоцагии милли барраси гардида, норасоии захирауои молияви дар фаъолияти рацобатпазирии бизнеси хурд ва миёна ошкор карда шудааст. Самтуои назариявии такмили рацобатпазирии бизнес дар хоцагиуои хурд ва миёна дар фазои хоцагидории милли муайян карда шудаанд. Амсилаи ташаккули самарабахш ва рушди бизнеси хурд ва миёна дар ицтисодиёти минтаца тауия шудааст. Сиёсати давлат дар соуаи ислоуоти субъектуои хоцагидории хурд ва миёна дар ташаккули мууити мутобици рацобатпазири асоснок карда шудааст.
Key words: effectiveness of small and medium business; entrepreneurial activities, economy milieu, competitiveness, infrastructure of entrepreneurship, liberalized economy
The article dwells on the peculiarities of small and medium business competitiveness functioning under the conditions of liberalized economy. The author has elicited the perspectives of elevation of efficiency referring to the subjects of small and medium economy. She has researched theoretical aspects of their activities and studied the experience of developed countries connected with the business in question. Prerequisits promoting a development of small and medium business and also those ones restraining it have been analyzed. Competitiveness of business environment in the space of national economy has been considered, inadequacy of financial resources for competitive activity of both types of business has been revealed. The author elaborated theoretical streamlines aimed at an improvement of business environment in small and medium kinds of economy running. She worked out a model of small and medium business which world effectively evolves in regional economy. State policy of reformation of the subjects of small and medium economy running targeted at a formation offavourable competitive miliue is well grounded.
Решение важнейших проблем социально-экономического развития национального хозяйства в современных условиях зависит от уровня обеспеченности конкурентоспособности производства и услуг. Однако этот уровень по сравнению с объемом ВВП из года в год сокращается.
Международные и национальные эксперты постоянно твердят о неблагоприятной инвестиционной среде, о низкой конкуренции, снижении доходов и безработице, и о том, что низкая финансово-экономическая грамотность населения страны и её регионов выступает как отрицательный фактор развития конкурентоспособности малого и среднего бизнеса (МСБ). В этом контексте следует сказать, что пока ещё полностью не разработаны пути повышения конкуренции в секторах малого и среднего бизнеса в экономике республики и в её регионах. Отсутствие таких разработок выступает препятствием для научного обоснования действий по реализации политики конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в современных условиях. Однако это не означает безнадежности ситуации. Чтобы не быть голословными, на следующем рисунке мы иллюстративно
отразили собственное мнение об условиях формирования эффективной конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
Рисунок 1. Условия для эффективного функционирования конкурентоспособности малого и среднего бизнеса
Рисунок составлен автором.
Приведенный на рисунке анализ показывает, что для эффективного функционирования конкурентоспособности малого и среднего бизнеса необходим ряд условий. Во-первых, это повышение качества трудового потенциала, что способствует мобилизации факторов производства и улучшает конкурентные преимущества малых и средних фирм. Во-вторых, стоимость и доступность ресурсов для качественной хозяйственной деятельности. В-третьих, имеющиеся у субъектов знания, навыки персонала и издержки на него, и т.д. Все это говорит о том, что для эффективного функционирования конкурентоспособности малых и средних форм хозяйствования следует кардинально подходить к изучению данного процесса с научной точки зрения. Однако более глубокий подход к исследованию функционирования эффективной конкурентоспособности малых и средних форм хозяйствования показывает, что в Таджикистане и в его регионах существует ряд институциональных проблем. Это неразработанность нормативно-правовых актов, слабое финансирование инновационных решений, отсутствие стимулирования для вновь образующихся форм малого и среднего хозяйствования.
Следует сказать, что при рассмотрении перспектив социально-экономического повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, в экономической политике и в исследованиях ученых - экономистов основной упор делается на улучшение конкурентной среды как важнейшего фактора развития экономики, с привлечением прямых иностранных капиталовложений в данную отрасль [1, с. 21]. Однако экономическая политика не в
состоянии устранить коррупцию, которая препятствует формированию благоприятной инвестиционной среды, а ученые-экономисты делают вид, что не знают о коррупции, которая принимает самодовлеющие формы и не позволяет предпринимательству ориентироваться на всемерное использование имеющихся ресурсов.
На фоне такого подхода полностью забываются вопросы о потенциальной обеспеченности экономики региона инвестиционными ресурсами. Речь идет не только об иностранных (прямых и портфельных), но и о внутренних капиталовложениях для развития конкурентоспособности МСБ. На наш взгляд, эта составляющая совокупного явления совершенно упускается из виду не только соответствующими государственными институтами, но и учеными-экономистами. Причина, видимо, заключается в том, что до сих пор экономика Таджикистана не восстановлена на уровне 1990 г., в том числе не восстановлены нормальные процессы расширенного воспроизводства, где идет постоянный нарастающий процесс капитализации прибыли предприятий и все большего использования средств амортизационного фонда на расширение производства.
Так или иначе, движение вперед в области инвестирования экономики невозможно без оценки инвестиционного потенциала страны как вспомогательного атрибута для повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Поэтому она требует расширения научно-теоретических разработок по определению уровня обеспеченности источниками средств для развития конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в регионах страны и выявлению неиспользованных возможностей воздействия вариантов или моделей экономического роста на ее современное состояние.
Сегодня уже не секрет, что на эффективное повышение конкурентоспособности бизнес-среды в регионах национального хозяйства оказывает влияние целый ряд негативных факторов, ухудшающих механизм предпринимательского климата, которые включают в себя:
- административные преграды;
- существующее монопольное положение в структуре рынка, наделенное государством приоритетными правами;
- низкая платежеспособность потребителей, которая не позволяет существенно увеличить объемы производства и окупать затраты на него;
- вмешательство органов власти и проверяющих структур в деятельность субъектов хозяйствования;
- трудности при приобретении материалов и сырья;
- высокие издержки при получении кредитов и недостаточность оборотного капитала;
- сложные взаимоотношения банков с клиентами и недостаточный объем стартового капитала;
- большие объемы налоговых обязательств, предоплата в бюджет страны, высокая плата за коммунальные услуги и т.д.
Таким образом, хотя в стране и в её регионах прилагаются определенные усилия по развитию малого и среднего бизнеса, говорить о том, что какое-либо из направлений полностью или хотя бы в значительной мере реализовано, не приходится.
В то же время поддержка предпринимательства, обусловленная особенностями его
объектов, имеет самостоятельные направления, которыми являются следующие:
- формирование широкого социального слоя собственников и предпринимателей, повсеместное утверждение на практике добросовестной конкуренции;
- условия для максимальной самореализации граждан в предпринимательской деятельности;
- формирование развитой инфраструктуры предпринимательства на республиканском, региональном и местном уровнях, обеспечивающей его активный рост;
- стимулирование перспективных направлений развития предпринимательства и приоритетных видов деятельности; содействие накоплению инвестиционных ресурсов и их использованию в приоритетных направлениях;
- обеспечение участия малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции, выполнении работ для государственных нужд;
- модернизация производственных фондов малых предприятий, внедрение прогрессивных технологий, инноваций и новой техники;
- обеспечение устойчивого функционирования малого и среднего бизнеса в условиях конкуренции путем уменьшения высоких коммерческих и финансовых рисков, связанных с предпринимательством [3, с. 144].
Необходимо подчеркнуть, что все эти цели нельзя рассматривать и реализовывать по отдельности, поскольку они взаимосвязаны, а потому должны осуществляться одновременно. Реализация этих целей в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня должна повысить значение малого и среднего бизнеса в экономике страны [2, с.73].
Значительное место в формировании благоприятной экономической среды в целях становления и развития инновационного потенциала малого предпринимательства принадлежит налоговой системе. Основной недостаток налоговой системы состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета путём изъятия доходов предприятий. Нет соответствующей увязки налогов с развитием экономики и деятельностью её непосредственных субъектов - малых предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, малые предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе.
При этом малые предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли во избежание высокого налогообложения. В этой связи резко возрастают издержки малых предприятий и экономика приобретает затратный характер.
Мировая практика доказала, что государство имеет устойчивую базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие производства, используя закономерность реальной зависимости между уровнем налоговых ставок и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства).
Следует отметить, что для развития малого предпринимательства уровень налоговых ставок на прибыль не должен подрывать финансовые возможности для самофинансирования, что достигается за счет полного освобождения от налогообложения той части прибыли, которая необходима для функционирования малого предпринимательства с учетом дальнейшего расширенного воспроизводства. Учитывая комплекс имеющихся финансовых проблем в становлении и развитии конкурентоспособности малого
предпринимательства, нами предлагается как один из вариантов выхода из сложившегося положения создание широкой сети малых банковских структур, которые вполне могли бы оказать ему необходимую финансовую помощь с учетом приоритетных направлений его развития.
Эффективное развитие малого предпринимательства может быть обусловлено определенными условиями его функционирования, к которым следует отнести: формирование инфраструктуры передачи технологий и системы информационного обмена; создание центров регионального развития и распространения новых технологий; реализацию финансово- сберегающей системы производственно-технологического обеспечения малого предпринимательства на основе потенциала существующих предприятий [4, с. 94].
Вместе с тем результаты проведенного исследования целенаправленно указывают, что отличительной чертой отечественного малого предпринимательства является то, что в настоящее время происходит стихийный спад деятельности субъектов индивидуального хозяйства из-за отсутствия благоприятного бизнес-климата.
Наше исследование объективно доказало, что так называемые индивидуалы становятся очень серьезными конкурентами для других объектов малого предпринимательства и способны оказывать негативное действие на их дальнейшее развитие, что может привести к ликвидации малых предприятий различных форм хозяйствования. Следовательно, в дальнейшем предпринимательскую деятельность будет выгодней осуществлять в индивидуальном порядке.
Следует сказать, что для того, чтобы приведенные выше теоретические положения не были голословными, необходимо провести конкретные формулярные расчеты повышения конкурентоспособности предприятий Согдийской области по ряду факторов, подставляя значения факторов, определяющих коэффициент стратегической конкурентоспособности, которые дает следующая расчетная формула:
К = W*Kw+W*Ks+ W*Kf+ W*Kr; (1)
где, Ы - КФУ - численность действующих предприятий;
К^ - КФУ - численность работающих;
К - КФУ - численность совместителей;
И - КФУ - фонд оплаты труда;
Кг - КФУ - выручка от реализации продукции.
Думается, что особенный интерес представляет исследование производственного слоя предприятий Согдийской области, где они традиционно играют заметную роль и ранжируются соответствующим образом, что показано в таблице 1.
Как иллюстрирует таблица 1, основные показатели деятельности предприятий Согдийской области за 1991-2017 годы отражают положительный рост. Так, число действующих предприятий, занятых предпринимательской деятельностью, на конец года существенно выросло - в 1,57 раза. Численность работников - в 1,96 раза. Фонд оплаты труда вырос в 616,5 раза, а выручка от реализованной продукции (работ, услуг) за год выросла в 5,67 раза.
Для большей эффективности применения приведённой формулы рассчитаем партнерские отношения, которые доказывают необходимость разработки научно-практических рекомендаций по формированию системной конкурентоспособности предприятий на основе стратегических факторов успеха.
Таблица 1. Основные показатели деятельности предприятий Согдийской области, занятых предпринимательской деятельностью и имеющих статус юридического лица,
за 1991-2017 гг.
1991 1995 2000 2005 2010 2015 2017 Соотношени е 2017 года к 1991 году, во сколько раз
Число действующих 678 1968 597 423 670 1366 1070 1,57
предприятий,
занятых
предпринимательско
й деятельностью, на
конец года
Численность 12,8 19,7 14,8 12,2 16,6 18,7 25,1 1,96
работников, тыс.
чел.
В том числе:
совместителей, тыс. 1,8 2,3 2,6 2,5 3,5 4,4 4,8 2,67
Фонд оплаты труда, 67,6 186, 1035, 2991, 14444, 50467, 41673, 616,5
тыс. сомони 2 7 5 7 8 2
Выручка от 231, 0,5 8,6 66,2 300,9 1724,9 1314,4 5,67
реализованной 5
продукции (работ,
услуг) за год, млн
сомони
Составлено автором на базе: Статистический ежегодник Согдийской области, 2017. -Худжанд: ГУАСПРТпо Согдийской области, 2018. - С. 298 [5].
Таблица 2. Рейтинговая оценка уровня конкурентоспособности предприятий Согдийской
области
Ключевые факторы успеха Удельный Оценка Рейтинговая оценка
вес позиции
1 2 3 1 2 3
1 2 3 4 5 2*3 2*4 2*5
Первая группа факторов (А), в том числе: 0,6
Число действующих предприятий, занятых
предпринимательской деятельностью, на 0,2 5 5 4 1,0 1,0 0,8
конец года
численность работников 0,2 4 5 5 0,8 1,0 1,0
численность совместителей 0,2 5 5 4 1,0 1,0 0,8
Вторая группа факторов (В), в том числе: 0,2
фонд оплаты труда 0,1 5 5 4 0,5 0,5 0,4
выручка от реализации продукции 0,1 5 5 5 0,5 0,5 0,5
Общая оценка системной конкурентоспособности предприятий - - - 4,675 4,875 4,375
Расчеты, приведенные в таблице, составлены автором на основе формулы 1.
Рейтинговая оценка малых и средних предприятий Согдийской области и их
конкурентоспособности представляет собой концентрированное выражение инновационной способности предприятия приспосабливаться к изменяющимся условиям рыночной конкуренции, которая реализуется в предпринимательской идее, ориентирующейся на удовлетворенность покупателей произведенными товарами и услугами и на экономическую перспективность функциональной деятельности предприятия, которая, возможно, станет успешной. Но для этого требуется сниженная ставка налогового бремени и инвестиционная активность эндогенного и экзогенного характера.
В целом выход из сложившейся ситуации мы видим в разработке и осуществлении мер, направленных на равномерное и эффективное развитие всех форм малого предпринимательства в перспективе. Мы предлагаем следующие пути, посредством которых будет достигнута эффективность функционирования субъектов малого предпринимательства:
^ снижение ставки налога на доходы юридических лиц, т.е. на предприятия всех форм деятельности;
^ принятие мер по сокращению отчислений в бюджетные фонды государства (пенсионный фонд, фонд занятости, социальный фонд и т.д.) и их направленность на материальное стимулирование малого и среднего бизнеса;
^ в целях эффективного роста производства - уменьшение существующих импортных таможенных платежей на ввозимые сырье, комплектующие и другие компоненты, необходимые для подъема отечественного производства;
^ в целях снижения роста цен на внутреннем рынке страны предлагается снизить введенный единый таможенный платеж, установленный для физических лиц.
Предложенные нами конкретные пути перспективного развития объектов малого предпринимательства страны на основе выявленных фактов в какой-то степени должны дать положительный эффект по увеличению благосостояния населения и отдельных хозяйств.
Таким образом, мы считаем, что невозможно будет предотвратить предполагаемые экономические потери на большие или максимальные суммы, который понесет государство от существующего дисбаланса в развитии различных форм малого предпринимательства.
Список использованной литературы:
1. В поисках новой теории// Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями /Под. ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - М. : КНОРУС, 2004. - С. 21. -368 с.
2. Курпаяниди К.И. Тенденции развития малого бизнеса в индустриальном секторе экономики//Вопросы экономических наук. - М., 2008. - №5. - С. 71-72. - 167 с.
3. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. - М. : Финансы и статистика, 2012. - С. 144. - 232 с.
4. Шамхалов Ф.И. О государственной поддержке предпринимательства в России // Проблемы теории и практики управления. -М., 1998. - № 2. - С. 94. - 152 с.
5. Статистический ежегодник Согдийской области, 2017. - Худжанд: ГУАСПРТ по Согдийской области, 2018. - 356 с.
Reference Literature:
1. In Quest of New Theory // The Book for Reading Dealing with the Theory of Economics on Problematic Situations // Under the editorship of A. G. Gryaznova and N. N. Dumnaya. - M. : KNORUS, 2004. - p. 31. - 468 pp.
2. Kurpayanidi K. I. Tendencies of Small Business Development in Economy Industrial Sector // Issues of the Sciences of Economics. - M., 2008, N5. - pp. 71-72. - 167pp.
3. Pushkaryova V. M. The History of the World and Russian Financial Science and Politics. -M.: Finances and Statistics, 2012. - p. 144. - 232 pp.
4. Shamhalov. F. I. On State Support of Entrepreneurship in Russia // Problems of Theory and Practice in Reference to Management. - M., 1998, N2. - p. 94. - 152 pp.
5. Statistical Annual of Sughd Viloyat. 2017. - Khujand: Tajikistan Repubic State Managerial Office, Agency on Statistics and Entreneurship over Sughd Viloyat, 2018. - 356pp.