УДК 334+338 (575.3) ББК 65.290.31+65-13
Низамова Тухфамо Давлатовна,
д.э.н., проф. кафедры экономики предприятий и предпринимательства ТНУ (Таджикистан, Душанбе)
Каджкулоев Абдухолик Фатхулоевич,
ассистент кафедры экономики предприятий и предпринимательства КГУ им. Абуабдулло Рудаки (Таджикистан, Куляб)
Низамова Тухфамо Давлатовна,
д.и.и., профессори кафедраи ицтисодиёти корхона%о ва со%ибкории ДМТ (Тоцикистон, Душанбе) Кацкулоев Абдухолиц Фатхулоевич, ассистенти кафедраи ицтисодиёти корхона%о ва со%ибкории Донишго%и давлатии Кулоб ба номи Абуабдулло% Рудаки (Тоцикистон, Кулоб)
Nizamova Tuhfamo Davlatovna,
Dr. of Economy, Professor of the department of economics of enterprises and entrepreneurship under the Tajik National University ( Tajikistan, Dushanbe) Kajkuloev Abdukholiq Fathuloevich, assistant of the department of economics of enterprises and entrepreneurship under Kulob State University named after Abuabdullo Rudaki (Tajikistan, Kulob) E-MAIL: tuhfamo49@mail.ru E-MAIL: kholiq8989@mail.ru
Ключевые слова: инновация, научно-технические учреждения, производственное предпринимательство, малый и средний бизнес, поддержка инновационного предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, модернизация экономики
Рассматривается значение инновационного развития для экономики страны на макро- и макроэкономическом уровне, отмечается роль инновационной экономики для Республики Таджикистан, анализируется состояние инновационной деятельности в республике в отраслевом и региональном разрезе. Отмечается, что за рассматриваемый период численность работников в области научно-технической деятельности снизилась. Но, несомненно, является положительным то, что расходы на науку из госбюджета возросли, а число научно-технических учреждений за этот период увеличилось. На
ОТРАСЛЕВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
ЦАБХАХОИ СО^АВЙ ВА МИНТАКАВИИ ИНКИШОФИ СОХИБКОРИИ ИННОВАТСИОНИЮ САНОАТЙ ДАР ЧУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН
SECTORAL AND REGIONAL ASPECTS OF DEVELOPMENT IN REGARD TO INNOVATIONAL-INDUSTRIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
региональном уровне больше всего научно-технических учреждений расположено в г. Душанбе и в Согдийской области. За этот период число учреждений в Хатлонской области также увеличилось, возрос объём оказываемых научно-технических услуг, однако отсутствуют данные по опытным образцам за последние годы. На основе изучения опыта развитых стран выявлено, что важнейшим фактором роста экономики является развитие инновационно-промышленного предпринимательства, проанализированы факторы и проблемы, сдерживающие развитие данного процесса в республике, и определены направления активизации развития производственного инновационного предпринимательства в РТ.
Калидвожа^о: инноватсия, муассисауои илми-техники, соуибкори, соуибкории истеусоли, бизнеси хурду миёна, дастгирии соуибкории инноватсиони, паркуои техники, бизнес-инкубаторуо, навсозии щтисодиёт
Ауамияти рушди инноватсиони барои ицтисодиёти мамлакат дар макро- ва микрощтисодиёт мавриди таулил царор гирифтааст. Зикр мегардад, ки ицтисодиёти инноватсиони дар ицтисоди Цумуурии Тоцикистон нацши махсус мебозад. Х,олати инноватсияуо дар соуибкории саноатии цумуурй ва сатуи инкишофи соуибкории хурд дар соуа ва минтаца таулил шудааст. Тазаккур мешавад, ки дар давраи мавриди барраси дар сатуи минтаца аз руи шумораи КХ афзоиши аз уама зиёд дар вилояти Хатлон, аз лиуози теъдоди кормандон дар ш.Душанбе ва тибци уацми фуруши маусулот дар вилояти Сугд мушоуида гардидааст. Дар асоси омузиши тацрибаи мамолики мутарацци собит шудааст, ки рушди соуибкории инноватсионию саноати омили мууимтарини инкишофи ицтисодиёт мебошад. Омилуо ва мушкилоте, ки рушди раванди мазкурро дар цумуурй нигоу медоранд, ба таулил кашида, самтуои тацвияи инкишофи инноватсионии соуибкории истеусоли дар ЦТ муайян карда шудаанд.
Key words: innovation, manufacturing entrepreneurship, industrial entrepreneurship, small and medium-sized business, support of innovational entrepreneurship, tech-parks, business-incubators, modernizations of economy
The authors of the article canvass an importance of innovational development for the economy of the country at a macroeconomic level, they mark the role of innovative economy for Tajikistan Republic, analyze the state of development of Macro- Entrepreneurship in sectorial and regional contexts and make an inference that for the period considered the highest index demonstrating quantitative ME at the regional level is observed over Khatlon viloyat (region); according to numerosity of those engaged - over Dushanbe; according to the amount of the production traded off - over Sughd viloyat (region). Proceeding from the studies in reference to the experience of the developed countries it is elicited that it is a furtherance of innovative-industrial entrepreneurship which is the most important factor of economy growth; the authors have analyzed factors and problems restraining the evolution of the process in question in the republic and determined the streamlines of activization of innovative-productional entrepreneurship in TR.
Тенденции развития мировой экономики свидетельствуют, что стабильный эконо-
мический рост в стране невозможен без качественного преобразования производственного потенциала на основе широкого внедрения и распространения научно-технических достижений. Процесс этот объективен. На микроэкономическом уровне инновации обеспечивают повышение эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции. На макроэкономическом уровне научно-технический фактор обусловливает постепенный переход от ресурсного типа экономического развития к инновационному, формирует новый тип экономики.
Для Республики Таджикистан потребность в инновационной экономике усиливается, с одной стороны, в связи с конкуренцией с компаниями развитых стран с их высоким техническим уровнем и качеством продукции, а с другой стороны - ценовой конкуренцией стран переходной экономики и других развивающихся стран. Поэтому проблема создания экономического механизма, позволяющего генерировать, воспроизводить и использовать инновации для повышения темпов экономического развития и качества жизни в стране, приобретает чрезвычайно актуальное значение. Недопонимание роли инновационного фактора оставит Таджикистану, в конечном счете, единственную перспективу - превращение в изолированную замкнутую систему, обменивающую сырьевые товары низкой степени переработки на наукоемкие товары и интеллектуальные услуги с высокой добавленной стоимостью.
Сегодня доля инновационной экономики в развитых странах составляет 40-50%. В Республике Таджикистан в 2015 г. расходы на науку в общем объеме расходов составили всего 0,34%. [14, с.74, 486] Сырьевые отрасли страны имеют пределы роста, ограниченные рядом объективных причин. При этом даже рост производства их продукции в несколько раз не позволит им достичь ВВП развитых стран. Единственная возможность обеспечить рост - это активная разработка и использование инновационных технологий.
Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. В документе «Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года» отмечено: «В основу системного подхода разработки НСР-2030 положены три базовых принципа будущего развития:
1. Превентивность или упреждение (снижение) уязвимости будущего развития.
2. Индустриальность или повышение эффективности использования национальных ресурсов.
3. Инновационность или развитие на основе нововведений во всех сферах социально-экономической жизни страны» [7].
Таким образом, без инновационности во всех сферах нельзя представить будущее нашей страны. В настоящее время, когда Таджикистан осуществляет переход к рыночным отношениям, важным аспектом данного процесса является развитие частного сектора в виде предпринимательства. Из различных видов бизнеса особая роль принадлежит инновационно-производственному предпринимательству, т.е. реальному сектору экономики. Инновационно-промышленное предпринимательство может сыграть решающую роль в повышении эффективности рыночной экономики.
Опыт развитых стран показывает, что развитие инновационно-промышленного предпринимательства является важнейшим фактором роста экономики. Например, во Франции в 80-е годы XX века началась активная поддержка малого и среднего предпринимательства, проводимая одновременно с децентрализацией государственного
управления страной. Государственная политика Франции была направлена на создание и рост новых малых и средних предприятий, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малого и среднего предпринимательства с целью обеспечения их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках и была ориентирована на выполнение следующих задач:
- совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов для малых и средних предприятий;
- стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей малого и среднего предпринимательства;
- улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- регулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до €9 млрд;
- всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.
В результате принятых мер уже в начале 1995 г. 53,2% занятых в промышленности Франции было сосредоточено на малых и средних предприятиях и их доля в добавленной стоимости продукции крупных предприятий составила 41,7%.[3]
Следует отметить, что в РТ в условиях переходной экономики, особенно в 90-годы ХХ века и в начале XXI в., наблюдалось резкое сокращение инновационной активности предприятий, что было обусловлено в первую очередь нехваткой собственных средств, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, трудностью привлечения заемных средств для инвестиций. Уровень инновационного развития в Республике Таджикистан характеризируется следующими данными, приведенными в табл. 1.
Таблица 1. Динамика инновационной деятельности в Республике Таджикистан в 2000 - 2015 гг. *
Показатели 2000 2005 2010 2015 2015 г. к 2000 г., %
1. Расходы на науку из госбюджета 11588,0 7663,3 27581,4 52939,6 4,6 раза
(тыс. сомони)
2. Число научно-технических учреждений, единиц 57 57 56 66 115,7
в том числе по регионам
г. Душанбе 42 44 42 51 121,4
Согдийская область 8 6 5 6 75,0
Хатлонская область 2 2 5 4 2,0 раза
ГБАО 3 3 3 3 100,0
РРП 2 2 2 2 100,0
3.Численность работников в сфере научно-технической деятельности, человек 5376 4891 5756 3701 68,8
В том числе имеющих ученую степень
- доктора наук 351 415 334 332 94,6
- кандидата наук 1181 1245 896 731 61,9
4. Выполненный объем работ (тыс. сомони) 1296,1 6890,7 22027 52799,8 40,7 раза
в том числе научно-технические работы 1247,7 6817,5 21887,3 52287,2 41,9 раза
из них:
научно-исследовательские работы 704,4 6520,5 17987,3 51935,6 73,7 раза
в том числе
- фундаментальные 684,1 5592,3 8508,7 8806,2 12,9 раза
- проектно-конструкторские и технологические работы 7,3 - 22,8 319,0 43,7 раза
-изготовление опытных образцов 20,3 59,0 - -
научно-технические услуги 10,3 168,2 3867,2 32,6 3,2 раза
* Источник: Таджикистан: 15 лет государственной независимости: стат. сборник. - Душанбе: ГКСРТ, 2006. - С. 76-77; Таджикистан: 25 лет государственной независимости: стат. сборник. -Душанбе: АСПРТ, 2016. - С.74-75.
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, - важнейший показатель кадрового потенциала науки и инновационной деятельности. Серьезной проблемой в настоящее время является сокращение персонала, занятого исследованиями и разработками, что связано с миграцией ученых в разные страны, непрестижностью профессии и низкой заработной платой исследователей. Следует отметить, что, несмотря на большие усилия правительства республики по улучшению данной ситуации, доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых в экономике страны сократилась с 0,43% в 1991 г. до 0,16% в настоящее время [14], т.е. снизилась в 2,7 раза. Анализ данных таблицы 1 показывает, что численность работников в сфере научно-технической деятельности за данный период снизилась на 31,2%. Следует отметить, что за этот же период количество докторов наук снизилось на 5,7%. Это говорит о том, что в наибольшей степени сократилось количество кандидатов наук и научных работников, не имеющих учёной степени. Как правильно отмечают российские ученые Е.Э. Миндели и С.И.Черных: «Быстро восполнить эти потери невозможно в силу специфики научного труда, постепенного приобретения исследовательских навыков и сложности адаптации в науке специалистов из других сфер экономики». [11, с. 47]
Другим важным показателем научной и инновационной деятельности являются расходы на науку. К сожалению, наша статистика предоставляет данные о расходах на науку только из госбюджета, хотя любая научная или вузовская организация, занимающаяся научной деятельностью и инновационными разработками, может использовать собственные средства в виде текущих или капитальных затрат. Как видно из данных таблицы 1, расходы на науку из госбюджета в 2000-2015 гг. возросли в 4,6 раза, что, несомненно, является положительным явлением.
За рассматриваемый период количество научно-технических учреждений увеличилось на 15,7%. На региональном уровне больше всего научно-технических учреждений расположено в г. Душанбе: если их доля в 2000 г. составляла 73,7%, то в 2015 г. она увеличилась на 3,6 процентных пункта (77,3%). За этот период количество подобных учреждений в Хатлонской области увеличилось в 2 раза, а в Согдийской области сократилось на 25%. Отрадно, что в 3,2 раза возрос объём научно-технических услуг, однако данные по опытным образцам за последние годы отсутствуют.
Наиболее распространенные виды инновационной деятельности - освоение и внедрение новых технологий, оборудования, материалов и проектно-конструкторские и технологические работы. Инновационное развитие в республике наблюдается прежде всего в СП по производству строительных материалов (несколько новых СП с КНР по производству цемента), в легкой и горнорудной промышленности и др. отраслях. Инновационное развитие наблюдается также на предприятиях пищевой промышленности: в мясомолочной, макаронной, хлебобулочной, консервной отраслях, где внедряются новые технологии, осваиваются новые продукты и услуги и т.д.
Анализ работы промышленных предприятий республики показывает, что сдерживание инновационной деятельности обусловливается, прежде всего, нехваткой у предприятий собственных средств и высокими процентными ставками кредитов коммерческих банков.
Затрудняет модернизацию производства еще ряд факторов. Например, на предприятиях слишком велика доля устаревшего оборудования, что затягивает процесс модернизации; отсутствует информации о новых технологиях; не развита институциональная и информационная инфраструктура.
В последние годы государство уделяет особое внимание и оказывает поддержку развитию инновационной деятельности. Постановлением правительства РТ от 30 апреля 2011 года №227 была принята «Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг.». Целью данной программы является: формирование эффективной инновационной системы, способствующей повышению технологического уровня и конкурентоспособности производства и выходу инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, росту импортозамещения, ускорению социально-экономического развития и достижению национальных стратегических целей. Для достижения целей программы предстоит решить следующие основные задачи:
- стимулирование научно-технической и инновационной активности;
- формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
- вовлечение научного и научно-технического потенциала страны в инновационные процессы;
- эффективное использование научно-технологических разработок и изобретений;
- введение результатов научных исследований в хозяйственный оборот и коммерциализация результатов научно-технической деятельности;
- создание и развитие инновационной инфраструктуры;
- финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы;
- разработка и реализация инновационных проектов. [10]
К сожалению, до настоящего времени при реализации данной Программы не достигнут запланированный уровень по ряду индикаторов, связанных с определением приоритетных направлений инновационной деятельности.
Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг. включает процесс коммерциализации разработок и общей инновационной активности бизнеса, однако в большей степени ориентирована на поддержку предложений в сфере исследований и разработок. Вместе с тем в 2014 году были запланированы разработка и принятие Стратегии интеллектуальной собственности на 2014-2020 гг., где большое внимание было уделено коммерциализации интеллектуальной собственности, являющейся результатом научных исследований.
На основе этой программы был принят Закон Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности» №882 от 16.04.2012, который определяет организационную, правовую, экономическую основу и условия формирования и реализации государственной инновационной политики и регулирует общественные отношения в этой области.[3]
Малое инновационное предпринимательство выступает связующим звеном в механизме инновационного взаимодействия и взаимосвязей между разноразмерными предпринимательскими структурами. Отнесение хозяйствующего субъекта к малому предпринимательству определяется количественными и качественными критериями. Снижение материалоемкости, повышение фондоотдачи, общей рентабельности предпринимательского процесса и инновационная деятельность являются для малого предпринимательства средствами выживания, финансовой самостоятельности и повышения конкурентоспособности.
Инновационная экономика по своей природе во многом отлична от обычной, здесь велик риск неудач. Но в случае успеха результаты могут превосходить ожидавшиеся не только многократно, но и на несколько порядков. Именно поэтому государственная экономическая политика в этой сфере не может быть стандартной. Она требует инновационных решений.[1]
Как пишет Л.Н. Дробышевская [2, с. 49-52], инновационная деятельность - это такой вид деятельности, который на основе результатов научных исследований ведет к созданию принципиально нового продукта, новой услуги, нового знания, в результате которых появляется то, чего раньше не было. Неотъемлемым признаком инновационной деятельности является выход на рынок конкурентоспособного продукта. На наш взгляд, сдерживающими факторами развития в нашей стране инновационного малого предпринимательства являются:
- отсутствие предпринимательского инновационного центра по координации выполнения инновационных проектов;
- недостаточная государственная поддержка инновационной деятельности;
- отсутствие тесного взаимодействия государства и частного сектора;
- выделение недостаточных средств на инновационную деятельность;
- нехватка кадров, инициативных предпринимателей, квалифицированных, творчески мыслящих специалистов, способных генерировать идеи и результативно работать в условиях нарастающей сложности рыночных процессов и конкуренции;
- низкая маркетинговая деятельность;
- слабый уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию;
- отсутствие финансирования научно-технических достижений в производстве и соответствующих инновационных программ;
- отсутствие научно-методических работ и специальной литературы по инновационной деятельности;
- недостаточная разработанность механизма, стимулирующего развитие инновационного предпринимательства.
В нашей стране в современных условиях не может быть всестороннего и эффективного экономического развития без инновационного предпринимательства. В передовых экономиках финансирование новых разработок сбалансировано и его совместно осуществляют государство и бизнес. По нашему мнению, одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка новыми товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малого инновационного предпринимательства.
Необходима поддержка государством развития новых высокотехнологичных отраслей и услуг, так как долгосрочные общественно значимые задачи должно сформулировать государство, а их реализация целесообразна в рамках государственно-частного партнерства.
Научная и инновационная активность в значительной степени зависит от структуры экономики, поэтому структурные реформы играют столь важную роль в создании инновационной экономики.
Следует отметить, что малые и средние предприятия испытывают определенные трудности при поиске источников финансирования для инвестиций или для пополнения оборотных средств. Не развит механизм венчурного инвестирования малых инновационных предприятий, недостаточно эффективно используются бюджетные ресурсы для поддержки малого и среднего предпринимательства. Решение таких проблем сдерживается неразвитостью законодательства в сфере кредитования малого бизнеса. Одной из существенных проблем доступа к финансовым ресурсам у субъектов малого предпринимательства является недостаточная информированность предпринимателей о наличии в соответствующих регионах объектов инфраструктуры малого бизнеса, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения.[5]
Для развития инновационного предпринимательства необходимы значительные инвестиции в реальную экономику. Следует отметить, что в последние годы банки выделяют предпринимателям значительные кредитные средства. Например, в 2014 г. банками было выдано предпринимателям кредитов на сумму 8,2 млрд сомони, в том числе: производственным предпринимателям - 5,1 млрд сомони, что на 17% больше по сравнению с 2013 г. За последние 5 лет за счет республиканского бюджета для поддержки малого и среднего предпринимательства было выделено льготных кредитов на сумму свыше 720 млн сомони. За этот период за счет банков предпринимателям выдано кредитов на сумму 31 млрд сомони, 16 млрд сомони направлено на поддержку и рост предпринимательства посредством предоставления налоговых преференций. [9]
Опыт развития инновационного предпринимательства в постсоветских странах (РФ, Белоруссия, Казахстан, Молдавия и др.) показывает, что в этих республиках большое внимание уделяется инновационному развитию (технопарки, бизнес-инкубаторы и др.
индикаторы инновационного развития). А в нашей республике на основании статистических данных по этой теме ничего нельзя выявить, хотя у нас работают отдельные технопарки и др. показатели инновационного развития. Правительству страны следует принять меры для устранения этих недостатков, а также для ещё большего упрощения и увеличения общей доступности системы налогообложения, улучшения условий для развития инновационного предпринимательства.
Один из путей достижения конкурентоспособности и ускоренного развития национальной экономики лежит через развитие инновационной предпринимательской деятельности, ориентированной на рынок и потребителя. Внедряя прежде всего достижения научно-технического прогресса и передовой практики, новой техники и новых технологий, рыночной организации и управления производством, можно добиться высоких темпов роста производительности труда и объема валового производства.
Эффективная реализация государством новых комплексных программ поддержки инновационной политики требует их встраивания в инновационные циклы, организуемые предпринимательскими и государственными структурами, что обусловливает необходимость тесной кооперации государства с бизнес-сообществом. Именно новые формы регулирования и поддержки могут рассматриваться как наиболее эффективная форма организации взаимодействия всех субъектов национальной инновационной политики.
Есть и другие факторы, препятствующие развитию инновационного малого предпринимательства: недостаточное развитие страхования в сфере малого предпринимательства, что обусловливает снижение надежности хозяйственных связей; увеличение числа банкротств, что снижает мотивацию к инвестициям и инновациям; повышенный риск внедрения инновационных проектов; отсутствие системы страхования и гарантирования реализации проектов.
Внедрение инноваций все больше рассматривается отечественными предприятиями как один из способов повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и повышения эффективности деятельности. Поэтому предприниматель, преодолевая экономические трудности, должен своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций.
По нашему мнению, учёт вышеуказанных факторов и решение проблем, сдерживающих развитие инновационного предпринимательства, позволит добиться высоких темпов роста национальной экономики и увеличения объема валового внутреннего продукта в перспективе.
Список использованной литературы:
1. Гайдар Е.Т. Кризис и Россия // Экономическая политика. - 2012. - № 6. http://gaidar-arc.ru/file/bulletin-1. Дата обращения:25.09.2016.
2. Дробышевская Л.Н. Инновационная модернизация экономики России / Инновационное развитие российской экономики: материалы научно-практической конференции. - М., 2010. - С. 49-52.
3. Закон РТ «Об инновационной деятельности» №882 от 16.04.2012, статья 1. http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2012/. (дата обращения: 5.03.2015).
4. Зоидов К.Х., Моргунов Е.В., Биджамова К.В. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве. - М.: ЦЭМИ РАН, 2009. - 152 с.
5. Исоков А.А. Необходимость финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях Республики Таджикистан (социально-экономический аспект) // Вестник Таджикского национального университета. Серия экономических наук. - Душанбе: СИНО, 2013. - №2/4(114). - С.16-23.
6. Каткова Л.А., Сурнин В.С. Реструктуризация промышленных предприятий: теория и практика. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 260 с.
7. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. -Душанбе, 2017.- 104 с.
8. Низамова Т.Д. Реструктуризация промышленных предприятий Таджикистана в
условиях переходной экономики: дисс.....докт. экон. наук /08.00.05.Низамова Тухфамох
Давлатовна. - Душанбе, ТГНУ, 2007. - 287 с.
9. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан 23.01.2015, г. Душанбе. - 40с. http://www.president.tj/ ru/node/8137 (дата обращения:20.04.2015).
10.Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг. Постановление Правительства РТ от 30 апреля 2011 г., №227.
11.Российская наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма /[Л.Е. Миндели, С.И. Черных и др.]. - М. : Ин-т проблем развития науки РАН, 2016. - 206 с.
12.Султанов З.С., Насиров Н.Н., Асророва З.И. Предпринимательство (малое): состояние, проблемы и перспективы развития в Республики Таджикистан. [Электронный ресурс: http.aot.tj] Дата обращения:27.11.2014.
13.Статистический ежегодник Республики Таджикистан: статистический сборник. -Душанбе: АСПРТ, 2009. - 461 с.; 2011. - 461с.; 2014. - 468 с.; 2015. - 466 с.
14. Таджикистан: 25 лет государственной независимости: статистический сборник. -Душанбе: АСПРТ, 2016. - 521 с.
Reference Literature:
1. Gaydar Ye.T. Crisis and Russia. Economic policy, 2012. - № 6. http://gaidar-arc. ru/file/bulletin-1. 25.09.2016
2. Drobyshevskaya L.N. Innovative Modernization of the Russian Economy / Innovative Development of the Russian Economy: materials of the scientific-practical conference. - М.: 2010. - pp. 49-52.
3. RT Law "On Innovational Activity" No. 882 from 16.04.2012, article 1. http://mmk. tj/en/legislation/legislation-base/2012/Дата обращения: 5.03.2015.
4. Zoidov K.Kh., Morgunov Ye.V., Bijamova K.V. Features of the Evolution of Small and Medium-Sized Innovative Entrepreneurship of Crisis Economy in the post-Soviet Space. -Moscow: RAS CEMI, 2009. - 152pp.
5. Isokov A.A. Necessity of Financial Support of Small and Medium-Sized Business under the Conditions of the Republic of Tajikistan (social and economic aspect) // Bulletin of the Tajik National University. Series of economy sciences. - Dushanbe: "SINO", 2013. - №2 / 4 (114). -pp. 16-23.
6. Katkova L.A., Surnin V.S. Restructuring of Industrial Enterprises: Theory and Practice. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2002. - 260 pp.
7. National Development Strategy of the Republic of Tajikistan for the Period up to 2030. -Dushanbe, 2017. - 104 pp. (in Russian).
8. Nizamova T.D. Restructuring of Industrial Enterprises in Tajikistan under the Conditions of Transitive Economy, Doctoral dissertation in economy/08.00.05. Nizomova Tuhfamoh Davlatovna. - Dushanbe, TSNU, 2007. - 287pp.
9. Message from the President of Tajikistan Emomali Rahmon to the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan from 23.01.2015, Dushanbe. Http://www.president.tj/ en / node / 8137. Date of address: 20.04.2015.
10.The Program of Innovative Development of the Republic of Tajikistan for 2011-2020. Decree of the Government of the Republic of Tajikistan from April 30, 2011, No. 227.
11.Russian Science and its Resource Providing: Innovative Paradigm/[L.E.Mindely,S.I.Chernihk et alia]. -М. : Institute of Problems Dealing with Science Development of RAS, 2016. - 260 pp. (in Russian).
12. Sultanov Z.S., Nasirov N.N., Asrorova Z.I. Entrepreneurship (Small): State, Problems and Development Prospects in the Republic of Tajikistan. [Electronic resource: http: aot.tj] Date of address:27.11.2014.
13. Statistical Annual of the Republic of Tajikistan // Statistical Collection. - Dushanbe, Statistical Agency under the Auspices of the President, 2009. - pp. 233; 2011. - pp. 400; 2014. pp. 220-223; 2015. pp. 213-216.
14.Tajikistan: 25 Years of State Independence. Statistical Collection. - Dushanbe, Statistical Agency under the Auspices of the President, 2016. - 521 pp.