Научная статья на тему 'Повышение эффективности государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства многоквартирных домов в Свердловской области'

Повышение эффективности государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства многоквартирных домов в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / НАДЗОР / КОНТРОЛЬ / CONSTRUCTION / SUPERVISION / INSPECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцев С. В.

В статье рассмотрено функции и полномочия Управления государственного строительного надзора Свердловской области по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также на основе показателей деятельности выявлены основные проблемы и предложены пути повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING EFFICIENCY OF THE STATE CONSTRUCTION SUPERVISION AND INSPECTION OF THE EQUITY CONSTRUCTION OF APARTMENT BUILDINGS IN THE SVERDLOVSK REGION

An article includes topics: The functions and credentials of the Administration of the State Construction Supervision of Sverdlovsk region at the inspection and supervision of the equity construction of apartment buildings and (or) other real estate The main issues have been identified and the ways of increasing efficiency of the inspection-supervisory performance have been proposed.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства многоквартирных домов в Свердловской области»

квалификацией самозащиты в качестве способа защиты прав, указывает: «... здесь смешаны близкие, но отнюдь не совпадающие понятия - способ и форма защиты гражданских прав. Самозащита гражданских прав с позиций теории - это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов» [7]. Г.А. Свердлык и Э.Л. Страунинг также называют самозащиту «самостоятельной формой защиты гражданских прав» [8].

Критикуя позицию законодателя, некоторые из указанных авторов сходятся в том, что необходимо исключить самозащиту из перечня способов защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ), поскольку она таковым не является[5, 8].

Поэтому необходимо, проанализировав действующее законодательство, ответить на вопрос является ли самозащита самостоятельной формой защиты гражданских прав или она занимает в системе средств защиты прав иное место. И начнем с анализа норм Конституции РФ и ГК РФ.

Необходимо отметить, что ст.12 ГК РФ заканчивается формулировкой: «иными способами, предусмотренными законом». Таким образом, перечень способов защиты гражданских прав, закрепленный названной статьей, хотя и открыт, но в то же время ограничен только теми, которые предусмотрены законом. Естественно, предусмотреть в законе все способы самозащиты просто невозможно в силу разнообразия ситуаций, в которых может потребоваться ее применение. Как совершенно справедливо отмечает М.С. Кораблева, некоторые из таких способов на сегодняшний день могут быть и не известны действующему правопорядку и найдут свое выражение с дальнейшим развитием экономики и права [6].

Обратимся теперь к Конституции РФ. Согласно ч.2 ст.45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Сопоставив эту норму с формулировкой, которая содержится в конце ст.12 ГК РФ: «иными способами, предусмотренными законом», мы увидим принципиальное различие. Часть 2 ст.45 Конституции РФ не дает оснований говорить о том, что допускаемые способы защиты лицом своих прав должны быть предусмотрены законом, а лишь говорит о том, что такие способы должны быть законом не запрещены.

Проанализировав мнения российских цивилистов по этому вопросу можно сказать, что прослеживается два понимания указанной нормы Конституции РФ. Согласно первому из них ч.2 ст.45 Конституции РФ распространяется на все случаи защиты прав - как с использованием мер государственного принуждения, так и самостоятельно управомоченным лицом без обращения к юрисдикционным органам (в порядке самозащиты). Такое толкование ч.2 ст.45 Конституции РФ приводит к выводу о несоответствии ст.12 ГК РФ указанной норме Конституции РФ.

Исходя из такого толкования, полная свобода в выборе способов защиты прав при условии, что такие способы прямо не запрещены законом, имеет место только в случаях самозащиты. Если же защита осуществляется юрисдикционными органами, государство может ограничить круг применяемых такими органами способов защиты прав лишь теми, которые специально предусмотрены законом, что и сделано в ст.12 ГК РФ. Необходимость такого ограничения объясняется в цивилистической доктрине следующим образом: «Осуществление всякого субъективного права, - писал В.П. Грибанов, - а тем более его осуществление путем применения к обязанной стороне мер государственно-принудительного характера, всегда затрагивает не только интересы самого управомоченного лица, но и интересы... обязанной стороны, а в ряде случаев также и интересы третьих лиц» [9]. Отсюда вытекает необходимость установления границ юрисдикционной защиты субъективных гражданских прав, которой и руководствовался законодатель, закрепляя в ст.12 ГК РФ исключение из присущего гражданскому праву принципа диспозитивности. Как утверждает М.А. Рожкова, установление таких границ «имеет направленностью ограничение не права на защиту, но способов защиты права с целью не допустить злоупотреблений: как и любое субъективное право, право на защиту должно иметь определенные пределы» [10].

Подводя итог, следует отметить, что перечень способов защиты гражданских прав в ст.12 ГК РФ сформулирован как общий и распространяется не только на случаи защиты прав в судебном и административном порядке. Включение в указанный перечень самозащиты - как общей категории - позволяет квалифицировать любые ее проявления (способы), даже и не предусмотренные специально законом, в качестве допустимых, при условии соблюдения требований ст.14 ГК РФ, устанавливающей пределы самозащиты гражданских прав.

Литература

1. Казакова Е.Б. Самозащита как юридическое средство: проблемы теории и практики // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та, 2005. - 24 с.

2. Грибанов В.П. Гражданское право. Т.1. М.: Изд-во МГУ, 1972. - С. 160.

3. Казакова Е.Б. Самозащита как юридическое средство: проблемы теории и практики. Монография. - Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та, 2007. - С.124.

4. Новак Д.Н. Самозащите права не место в статье 12 ГК РФ? // эж-ЮРИСТ. - 2003. - №30. - C.8.

5. Эрделевский А.М. Самозащита гражданских прав // Юридический мир. - 1998. - №8. - C.45.

6. Кораблева М.С. Защита гражданских прав: новые аспекты // В кн.: Актуальные проблемы гражданского прав / Под ред. М.И. Брагинского. М., 1998. - C. 90.

7. Гражданское право. Учебник. Часть 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - C.

270.

8. Свердлык Г.А. Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских прав: Учеб. пособие. - М.: Лекс-Книга, 2002. - C. 168.

9. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М.: Статут, 2001. - С.104.

10. Рожкова М.А. Основные понятия арбитражного процессуального права. - М.: Статут, 2003. С. 63.

Мальцев С.В.1

'Магистрант, Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье рассмотрено - функции и полномочия Управления государственного строительного надзора Свердловской области по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также на основе показателей деятельности выявлены основные проблемы и предложены пути повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Ключевые слова: строительство, надзор, контроль.

Maltsev S.V. 1

1 A candidate for a Master's degree, Ural Institute - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation

INCREASING EFFICIENCY OF THE STATE CONSTRUCTION SUPERVISION AND INSPECTION OF THE EQUITY CONSTRUCTION OF APARTMENT BUILDINGS IN THE SVERDLOVSK REGION 88

88

Abstract

An article includes topics: The functions and credentials of the Administration of the State Construction Supervision of Sverdlovsk region at the inspection and supervision of the equity construction of apartment buildings and (or) other real estate The main issues have been identified and the ways of increasing efficiency of the inspection-supervisory performance have been proposed.

Keywords: construction, supervision, inspection.

Основной целью социально-экономического развития Свердловской области, провозглашенной в «Программе социальноэкономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы» [1], «Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года» [2], является повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики Свердловской области. При этом одной из ключевых задач социально-экономического развития Свердловской области названо повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни граждан. В рамках поставленной цели и реализации названной задачи планируется осуществлять развитие строительного комплекса Свердловской области, увеличивать объемы жилищного строительства на территории Свердловской области.

Крайне важно рассматривать не только увеличение объемов жилищного строительства на территории Свердловской области, но и одновременный рост стандартов качества и комфортабельности объектов жилья и гражданского строительства для жителей Свердловской области.

В соответствии с Положением «Об Управлении государственного строительного надзора Свердловской области» [3], Управление является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на исполнение следующих государственных функций:

1. по осуществлению регионального государственного строительного надзора на территории Свердловской области;

2. по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области.

Обязанности по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости дополнительно возложены на Управление в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Свердловской области по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» [4].

В рамках реализации полномочий по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, во исполнение п. 5 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [5, ст. 23] Управление осуществляет следующие функции:

- осуществляет контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору;

- контролирует деятельность застройщиков, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов;

- рассматривает жалобы и обращения граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями законодательства о долевом строительстве;

- принимает меры, необходимые для привлечения застройщиков (их должностных) лиц к административной и уголовной ответственности;

- осуществляет защиту прав и законных интересов граждан участников долевого строительства в судебных инстанциях.

Представляется актуальным анализ показателей деятельности Управления государственного строительного надзора

Свердловской области.

В 2012 году Управление государственного строительного надзора Свердловской области в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, задачей которого является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, техническим заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации, проведены 4573 проверки строящихся, реконструируемых на территории Свердловской области объектов капитального строительства. В результате проведения названных проверок выявлены 25142 нарушения проектной документации, требований законодательства о градостроительной деятельности. По сравнению с 2011 годом количество выявленных нарушений увеличилось на 3404 нарушений (на 13%). При этом ряд выявленных нарушений затрагивал конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасности строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо создавал угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде [6].

Кроме того, в 2012 году Управлением государственного строительного надзора Свердловской области проведены 542 контрольно-надзорных мероприятий в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, в деятельности которых выявлено 2428 нарушений законодательства об участии в долевом строительстве. По сравнению с 2011 годом количество выявленных нарушений увеличилось на 1360 нарушений (на 56%) [6].

Указанное свидетельствует о том, что лицами, осуществляющими свою деятельность в сферах строительства, привлечения денежных средств участников долевого строительства для осуществления строительства, допускаются нарушения прав, законных интересов граждан, организаций, в том числе, создающие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде, их количество растет.

Показатели деятельности Управления государственного строительного надзора Свердловской области свидетельствуют о наличии следующих проблем:

1. рост числа нарушений законодательства о градостроительной деятельности, а также нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории Свердловской области;

2. наличие административных барьеров для лиц, осуществляющих строительство, либо привлечение денежных средств участников долевого строительства для создания многоквартирных домов или иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, при взаимодействии с контрольно-надзорным органом исполнительной власти Свердловской области в названных сферах.

Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности не должно проводиться посредством наращивания количества проводимых контрольно-надзорных мероприятий, так как это может оказывать негативное влияние на деятельность застройщиков, лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, так как последние несут временные затраты на взаимодействие со специалистами Управления государственного строительного надзора Свердловской области. Необходимо снижать административные барьеры для добросовестных застройщиков, что будет обеспечивать рост темпов строительства.

89

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что решить названные проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие строительства, возможно только посредством программно-целевого подхода к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности населения путем осуществления регионального государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства.

Для улучшения качества контрольно-надзорной деятельности Управления государственного строительного надзора Свердловской области необходимо реализовать следующие мероприятия:

1. увеличение количества проводимых проверок строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства при одновременном сокращении совокупного времени взаимодействия с лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, при проведении надзорных мероприятий;

2. улучшение контроля за выданными предписаниями об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, предписаниями об устранении выявленного нарушения требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;

3. устранение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов или иных объектов недвижимости;

4. повышение качества составления документов, оформляемых по результатам проведения надзорных мероприятий, обеспечивающих неотвратимость ответственности виновных лиц за допущенные нарушения законодательства о градостроительной деятельности, законодательства об участия в долевом строительстве многоквартирных домов или иных объектов недвижимости;

5. неотвратимость применения мер административной ответственности в случае выявления нарушений законодательства о градостроительной деятельности, законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов или иных объектов недвижимости;

6. взыскание наложенных административных штрафов за нарушение законодательства о градостроительной деятельности, законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов или иных объектов недвижимости;

7. выполнение плана проведения проверок деятельности застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для создания многоквартирных домов или иных объектов недвижимости на территории Свердловской области.

Результатом выполнения программно-целевого подхода в деятельности Управления государственного строительного надзора Свердловской области будет являться решение следующих задач:

1. повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе их строительства, реконструкции на территории Свердловской области;

2. обеспечение гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Основной целью совершенствования регионального государственного строительного надзора, а также контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости на территории Свердловской области должно являться повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни граждан, при одновременном снижении административных барьеров для строительных организаций.

Литература

1. «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы»: Закон Свердловской области от 15.06.2011 № 36-ОЗ (ред. от 17.10.2013) // Областная газета. 2011. 17 июня.

2. «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1757-р. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. «Об Управлении государственного строительного надзора Свердловской области» (вместе с «Положением об Управлении государственного строительного надзора Свердловской области»): Постановление Правительства Свердловской области от 30.03.2007 № 263-ПП (ред. от 16.10.2013) // Областная газета. 2011. 20 мая.

4. «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Свердловской области по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» [Электронный ресурс]: Постановлением Правительства Свердловской области от 30.05.2007 № 478-ПП. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. 2004. 31 декабря.

6. Доклад об осуществлении государственного строительного надзора в Свердловской области в 2012 году [Электронный ресурс] URL: http://www.ugsnso.ru/about-org/otchyet_o_deyatelnosti/ (дата обращения 20.12.2013).

Рудых В.В.

Магистрант, Восточно-Сибирский филиал Российской Академии Правосудия.

УСТАНОВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО, ИНЫХ ЛИЦ В ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ ПРАВ

И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАНСКОГО ИСТЦА: СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

Аннотация

Статья посвящена одной из самых актуальных проблем российского уголовного процесса - проблемам гражданского иска в уголовном судопроизводстве. Приведены примеры несовершенства законодательного регулирования, не позволяющего оперативно обнаруживать имущество, за счет которого может быть произведено возмещение вреда. Отдельного внимания заслуживают предложения автора по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

Ключевые слова: уголовный процесс, гражданский истец, имущественный вред, арест имущества, активные действия следователя.

Rudykh V.V.

Master student, Russian Academy of Justice

THE ESTABLISHMENT OF THE PROPERTY OF THE SUSPECT, ACCUSED AND OTHER PERSONS IN ORDER TO PROTECT THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF THE CIVIL PLAINTIFF: CURRENT STATE AND

PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Abstract

The article is devoted to one of the most topical problems of the Russian criminal process - problems of a civil claim in criminal proceedings. The author also makes certain examples of gaps in legal regulation due to which it is not always possible to timely define property out of which the compensation сan be made. Author's suggestions to change the regulatory acts are particularly worth considering.

Keywords: criminal trial, plaintiff, property damage, seizure of property, activeness of investigator.

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.