— ИСТОРИЯ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/3034-3364-2024-4-4 УДК 93/94
Attribution
сс by
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Демидович Д.М., Ермилов К.А.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Аннотация. Статья посвящена теоретическим аспектам изучения повседневности. Авторы ставят своей целью не только провести сравнительный анализ терминов «повседневность», «повседневная жизнь» и «быт», но и выделить факторы, которые на них влияют. Предметом данного исследования выступает теоретическое осмысление этого концепта. Методологическую базу составляют принципы историзма, научной объективности и системности, что позволило, анализируя философские, антропологические и исторические труды сформировать целостный образ понятия «повседневность». Авторы приходят к выводу о том, что главным отличием терминов «быт» и «повседневность» является предмет исследования, в первом случае, исследователей интересует совокупность материальной культуры; в свою очередь, при изучении повседневности объектом исследования выступает человек. Таким образом, повседневность - это совокупность факторов, направленных на формирования комфортного физического и психологического существования индивида как биологического и социального существа.
Ключевые слова: повседневность, быт, повседневная жизнь, антропология, история повседневности, философия, теория повседневности, этнография.
Abstract. The article is devoted to the theoretical aspects of studying everyday life. The authors aim to conduct a comparative analysis of the terms «everydayness», «everyday life», and «habitat», to identify the factors that influence it and to formulate a definition of the concept of «everyday life». The subject of the study is the theoretical understanding of this concept. The methodological basis of the study is the principles of historicism, scientific objectivity and systematicity. Thus, the main difference between the terms «habitat» and «everyday life» is the subject of the study; in the first case, researchers are interested in material culture, while in studying everyday life, the object of the study is a person. The authors come to the conclusion that everyday life is a set of factors aimed at forming a comfortable physical and psychological existence of an individual as a biological and social being.
Keywords: everydayness, habitat, everyday life, anthropology, history of everyday life, philosophy, theory of everyday life, ethnography.
Введение. ских, возрастных групп и сформировать опреде-
EVERYDAYNES: THEORETICAL ASPECTS OF STUDY
Daria M. Demidovich, Kirill A. Ermilov
St. Petersburg State University of Economics
Последние десятилетия исследование повседневной жизни в исторической науке стало особенно популярно. Однако перед исследователями встает вопрос: Что же из себя представляет этот феномен?
ления понятия повседневность, повседневная жизнь, быт.
Чтобы достичь данной цели необходимо выполнить ряд задач:
Очертить границы повседневности достаточно сложно, поскольку практически у каждого индивида она разительно отличается даже в современном мире, не говоря уже об отличиях в исторической перспективе. Кроме этого, отличается мужская и женская повседневность, повседневная жизнь лиц разного возраста, повседневность представителей различных национальностей и т.д. Несмотря на это, повседневная жизнь всех групп имеет общие черты.
1. Изучить представленные в различных исторических, антропологических и философских исследованиях определения понятий «повседневность», «повседневная жизнь», «быт».
2. Выявить и проанализировать факторы, влияющие на повседневность.
Обсуждение.
Цель данной статьи - выделить общие черты повседневности различных социальных, этниче-
В современной историографической науке существует несколько понятий характеризующих повседневную жизнь социума и человека - быт, повседневность, повседневная жизнь. Все эти
— ИСТОРИЯ —
термины имеют примерно одинаковое значение и часто используются как синонимы, но необходимо понимать, что с точки зрения науки они имеют отличия.
Термин «быт» характерен для работ дореволюционных и советских этнографов, и в самом широком смысле означает «уклад жизни, свойственный той или иной среде, той или иной социальной группе, нравы и обычаи повседневной жизни, характерные для того или иного класса, сословия, профессии» [1, с. 63-65].
Дореволюционные «бытописатели» понимали этот термин очень широко и включали в него домашнее хозяйство во всех его проявлениях (т.е. быт вещественный), все формы досуга, торговлю, разрешение конфликтов и т.д. (т.е. быт житейский), обычаи и традиционное право (быт нравственный) и язык [2].
Таким образом из этого понятия исключались только политические события и отдельные социально значимые поступки известных личностей. Чаще всего, в трудах этнографов дореволюционного периода «имели место описания материального быта, причем той ее стороны, которая предстает обычному взору внешнего наблюдателя, без попыток объяснить мотивы бытового поведения людей, исходя из свойственного этим исследователям понимания окружающего их мира» [3, с. 24]. В советской историографии «бытописательство» приобрело негативную коннотацию и стало означать «поверхностное, излишне натуралистическое изображение жизни» [3, с. 24]. В современной историографии нет единого представления о термине «быт».
В связи с широким распространением нового направления в историографии - истории повседневности, термин «быт» стал заменяться понятием «повседневность». Принято считать, что само понятие было введено в научный оборот Альфредом Шюцом, и он понимал под ним «мир, в котором я существую также, как другие люди, взаимодействуя с ними и с объектами окружающего мира, воздействуя на них, изменяя их, сам, в свою очередь, подвергаясь их воздействиям и изменениям» [4]. Однако представление современных ученых несколько изменилось и под повседневностью, чаще всего, понимают реальность, включающую привычные для человека ситуации и проблемы, а также пути их решения [5, с. 10]. При этом, уже начиная с первых исследований, посвященных повседневной жизни, понятия «повседневность» и «повседневная жизнь» являются тождественными.
Так, П. Бергер и Т. Лукман в исследовании «Социальное конструирование реальности» дают такое определение повседневной жизни - она «представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира» [6, с. 38].
М.М. Кром отмечает, что «универсального, на все случаи жизни пригодного понятия «повседневность» просто не существует. Это - условная конструкция, и она возникает в тот момент и обретает такие очертания, когда и какие разграничения мы приводим между сферами общественной жизни»[7, с. 12].
Важное значение имеет философское осмысление повседневности. Обращение к данному феномену позволяет понять то, что А. Шюц называл «запасом наличного знания» повседневности. Т.е. такого знания, которое является результатом накопленных действий и привычных сведений, присутствующих в нашем разуме пассивно, но готовых «к актуализации в любой момент» [8, с. 288]. Данная мысль А. Шюца, являясь разработкой концепта жизненного мира (ЬеЬепэшеК), позволяет увидеть основание и исток научных и социологических понятий. Как указывал Гуссерль, «жизненный мир всегда уже существовал для человечества до науки» [9, с. 169] и выступает фундаментом теоретического знания.
Особое значение в деле осмысления феномена повседневности имеет проект фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера «Бытие и время». В одной из своих лекций В.И. Молчанов высказал суждение о том, что именно в данном труде Хайдеггеру впервые за две с половиною тысячи лет истории мысли удалось дать философскую интерпретацию повседневности. Согласно Хайдеггеру, само бытие человека должно пониматься исходя из того, что «большей частью» [10, с. 16] мы присутствуем в мире, т.е. из повседневности. Необходимо остановиться на формах интерпретации фактического проживания жизни, логически предшествующих любым историческим и культурным условиям. Задача состоит в том, чтобы такое философское описание выражало бы единство и связь бытия с конкретными проявлениями человеческой повседневности. Хайдеггеру обращение к повседневности было нужно для того, чтобы выявить основания для подлинной постановки вопроса о смысле бытия как такого. Повседневность представляется в основных экзистенциалах человеческого бытия. Прежде всего, в расположенности, как нахождении себя в мире. А также, в понимании, как исходной и неотъемлемой интерпретации всего происходящего с нами. Но, целостно и наиболее «глубоко» - в заботе, как вечной, продолжающейся весь человеческий век, деятельности. Забота оказывается, в этом смысле, настолько фундаментальным проявлением нашего бытия, что не только суета, но и откровенное безделье являются частными случаями экзистенциала заботы, ее модусами. Мы есть то, что и как мы делаем - принцип, продемонстрированный еще Аристотелем в «Никомаховой этике» и подхваченный и развитый в ХХ веке Мартином Хайдег-гером, дает ключ к пониманию феномена повседневности. Наиболее продолжительное, повторяемое и воспринятое в нашей жизни и формирует то существующее, «которое мы есть» [10, с. 7] . Однако «субъектом» повседневности, согласно взгляду Хайдеггера, является усреднен© Демидович Д.М., Ермилов К.А.
— ИСТОРИЯ —
ная и неподлинная фигура das Man, безличное и анонимное присутствие, сформированное расхожими представлениями и практиками несобственного способа быть в мире.
Негативные проявления повседневности (несобственное понимание, ограниченность, усреднен-ность) преодолеваются в искусстве, поэзии, исторических свершениях, в работе совести, наконец в праздничности. Особое значение, согласно Хайдеггеру, в этом отношении, имеет соприкосновение с возможностью смерти, как границей присутствия и вызовом подлинности и одиночества. В этом контексте, в «Бытии и времени» имеется знаменитая ссылка на «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого. Однако заметим, что все вышеперечисленные феномены и практики зачастую рутинизируются, становясь частью будничного и пустого образа существования в мире, называемого скукой.
Повседневность предстает как наиболее распространенная форма соотношения и раскрытия смысла вещей, себя и мира в единичном и совместном проживании жизни. Возникает вопрос: Где же в реальности располагается повседневность? Ответом может служить указание на характер расположения «между». Оказывается, повседневность усматривается в отношении, которое нельзя свести к психологическому, эстетическому и т.д., проявляясь в круге интерпретации вещей, людей, событий, практик. Соответственно, в силу темпорального характера всякого понимания, повседневность по своей природе исторична и несет в своих конкретных проявлениях отпечаток своей эпохи, местности, культурной среды, государственного и общественного устройства. Поэтому повседневность мы находим в истории.
Несколько иную стратегию обращения и осмысления повседневности мы находим в сочинениях и биографии Василия Васильевича Розанова. Он укоренен в понимании жизненного мира в его органическом единстве, но самое важное - это частная жизнь с ее радостями и повседневными заботами. Питание, рождение детей, «домашние вещи», уют очага - все это представляет собой круг, в котором проявляется подлинная жизнь. Зачастую, утрированные и ироничные описания повседневности у Розанова призваны показать простую вещь. Домашний уют есть форма, в которой проявляется не только любовь к человеку, но лежит основа его подлинного присутствия в мире. Интимность повседневности проявляется не столько в бегстве от истории, а скорее в месте и цели, как точке возвращения на исторический путь как таковой. В таком ракурсе, «знание изначально содержит в себе бытийно-сакральные смыслы, где повседневность освящена, а священное обретает бытие в каждодневном существовании» [11, с. 210].
В общественном сознании закрепилось представление о том, что повседневная жизнь равна рутине. Любое отклонение от привычного жизненного шаблона автоматически выводит это действие из категории повседневности. Поэтому
это понятие иногда формируется от противного, через неповседневность, через выходящие за рамки обыденного события.
Ю.М. Лотман отмечал, что «в каждом коллективе с относительно развитой культурой поведение людей организуется основным противопоставлением:
1. Обычное, каждодневное, бытовое, которое самими членами коллектива воспринимается как «естественное», единственно возможное, нормальное.
2. Все виды торжественного, ритуального, вне-практического поведения: культового, обрядового, воспринимаемого самими носителями данной культуры как имеющее самостоятельное значение» [12, с. 249].
На наш взгляд, главным отличием терминов «быт» и «повседневная жизнь» заключается в объекте исследования. Если при изучении быта объектом исследования выступает материальная культура или уклад жизни, то при изучении «повседневности» объектом исследования выступает прежде всего человек и на основе изучения быта историки делают попытку осмысления его мыслей и поступков.
Таким образом, быт выступает одной из составляющих понятия «повседневная жизнь», а понятия «повседневность» является его синонимом.
Поскольку жизнь представляется неким непрерывным динамическим процессом, понятие «повседневная жизнь» должно включать в себя набор определенных действий. Например, обеспечение ресурсами, семейные отношения, общение, взаимодействие с другими людьми, обрядовые действия и др. Однако к повседневной жизни относят и статичные предметы: одежду, еду, жилище, ресурсы (деньги, средства производства, знания), традиции, язык (речь, коммуникация), животных (питомцев, сельскохозяйственных животных) и др.
Таким образом, все что направлено на формирование комфортного физического и психологического существования индивида как биологического и социального существа относится к сфере повседневности.
Дифференциация повседневной жизни в различных социумах обусловлена большим количеством формирующих ее факторов. Одним из важнейших аспектов, влияющих на повседневную жизнь, является географическое положение. Один из его элементов - климат (общая картина погодных условий за длительный период времени). От климата зависит еда, одежда, жилище, обычаи, праздники и т.д. В холодном климате абсолютно утилитарная вещь - одежда постепенно начинает влиять не только на быт, но и формирует повседневные особые практики у обывателей. Например, в Петербурге и ближайших губерниях во второй половине XIX века
— ИСТОРИЯ —
«у рабочих людей полушубок составляет все, т.е. постоянную одежду и зимой, и летом, бессменно служит свою службу и кроме этого исполняет много других обязанностей - и постели, и одеял, и подушек» [13, с. 6].
Кроме климата, влияние географического положения на повседневность обусловлено тем, что регионы обладают различными природными ресурсами, которые формирует уникальный вид хозяйствования и специализацию на производстве определенных товаров и услуг. Это влияет на быт и повседневную культуру населения. Разнообразие почв приводит к формированию различных сельскохозяйственных культур, например, в Древнем Египте, чья повседневная жизнь была тесно связана с разливами Нила. Кроме этого, географическое положение влияет на доступность общества для культурного обмена. Труднодоступные закрытые общества характеризуются уникальной самобытной повседневностью, в то время как у народов, проживавших на территориях, открытых влиянию других культур, повседневная жизнь несет на себе отпечаток сообщества.
Размер населенного пункта является еще одним важным фактором формирования повседневности его жителей.
Прежде всего, задавая темп жизни - в крупных городах он значительно выше, чем в небольших населенных пунктах. Это обусловлено сразу несколькими факторами.
Во-первых, удаленностью работы и других социально значимых объектов от места жительства.
Во-вторых, инфраструктура крупных населенных пунктов дает больше возможностей для посещения жителями и требует больших временных затрат.
Жизнь жителей мегаполисов подчинена четкому структурированному графику - расписание транспорта, работа учреждений, дедлайны и т.д., в свою очередь, в деревнях ощущение времени иное - менее регламентированное. А следовательно, и повседневная жизнь более размерена.
Чем меньше населенный пункт, тем более тесные в нем социальные связи, что отражается на повседневной жизни жителей.
С одной стороны, в селах и деревнях часто наблюдается более высокий уровень социального контроля, поскольку жители знают друг друга очень хорошо. Это приводит к повышенному давлению и требованию соответствовать общепринятым нормам и ожиданиям.
С другой стороны, жители чаще полагаются на соседей в случае необходимости, вовлекаются в совместные мероприятия, необходимые для функционирования населенного пункта.
Кроме этого, в небольших населенных пунктах доступ к разнообразным услугам и удобствам ограничен, что заставляет жителей теснее взаимодействовать друг с другом для удовлетворения потребностей. Поэтому чем меньше населенный пункт, тем важнее для его жителей мнение соседей.
Не меньшее влияние на повседневность оказывает уровень технического прогресса, которого достигло общество. Развитие техники, направленное на то, чтобы сделать человеческую жизнь более безопасной и легкой, активно трансформирует поведенческие практики обывателей и быт.
Чем более развито в техническом плане общество, тем более сложная структура его повседневной жизни.
С одной стороны, увеличивается количество, потребляемых индивидом благ, а с другой - все более сложная система не позволяет вести хозяйство единолично, требуя постоянного вмешательства посторонних людей в повседневную жизнь для ее корректного функционирования. Например, внедрение электричества в быт изменило распорядок дня (оторвав его от светового дня), привнесло в жизнь огромное множество бытовых приборов, в том числе позволило хранить продукты питания длительное время, а, следовательно, сократило затраты на приобретение и приготовление пищи и т.д. Однако это привело к утрате приватности жилища и частной жизни, поскольку обслуживание и эксплуатация электричества требует специализированных знаний.
Кроме непосредственно бытовой стороны повседневной жизни, технический прогресс изменяет систему коммуникации в обществе. Если еще во второй половине XIX века круг общения и обмен социальным опытом были ограничены соседними населенными пунктами, то развитие транспортной сети и появление телеграфа, телефона и интернета позволило расширить круг общения до всего земного шара. Этот процесс повлиял на изменение количества информации и пути ее получения людьми. Огромный объем информации и легкий доступ к ней позволили внедрять в повседневную жизнь вещи, обычаи и нравы других культур. Произошла глобализация повседневности - процесс, в ходе которого элементы быта и повседневной жизни, такие как кухня, одежда, элементы жилища, праздники, обычаи распространяются и интегрируются по всему миру. Этот процесс включает в себя обмен культурными ценностями, идеями и образцами поведения между различными народами и странами.
Религия, а в более широком смысле можно рассматривать верования в целом, важный фактор формирующий повседневность. Прежде всего, повседневная жизнь подчиняется религиозному календарю. Изначально, примитивные верова-
— ИСТОРИЯ —
ния формировали сельскохозяйственный календарь, опираясь на наблюдения за цикличностью природных явлений. В попытках объяснения различных явлений природы они одушевлялись и обожествлялись. Более поздние развитые религиозные доктрины, опираясь на этот календарь, добавляли свои важные точки в годовой цикл. Постепенно сформировалась система религиозных праздников, запретов, привязанных к определенным датам, повседневных практик, которые активно формировавшая жизненный уклад.
Поскольку любая религия имеет систему обрядов, которые являются неотъемлемой частью жизни ее последователей, то следующим важным фактором влияния религии на повседневность, можно назвать ритуал.
Совместная жизнедеятельность требует регуляции поведения отдельных представителей социальной общности. Дворникова И.Н. и Беганцова И.С. в статье «Ритуалы как средство регуляции поведения людей в совместной деятельности» отмечают, что человеком «созданы стимулы, побуждающие и регулирующие его собственное поведение, те стимулы, которые подчиняют его самого себе же» [14, с. 75]. Различные верования, наряду с объяснением картины мира, брали на себя эту роль. Чаще всего, ритуализация затрагивает такие важные аспекты повседневности человека как рождение, брак и смерть, поскольку они являются основными вехами жизненного цикла человека.
Особые ритуалы, связанные с рождением ребенка (крещение, обрезание, наименование или благословение), призваны ввести ребенка в сообщество. В свою очередь, брак выходя за рамки личных отношений между супругами, затрагивает широкий круг социальных, экономических и духовных вопросов. Он создает новые социальные связи и может влиять на структуру общества. Поэтому религиозные ритуалы придают этому событию особую значимость, подчеркивая его важность для сообщества. Обряды прощания и поминовения, такие как похороны, молитвы за упокой и поминальные службы, не только помогают близким пережить утрату, но и выстроить дальнейшую жизнь сообщества без умершего человека.
Важной частью религии как фактора, влияющего на повседневность, являются представления о нормах поведения и морали. Религиозные учения формируют кодекс поведения для своих последователей, предоставляя людям некое руководство по широкому спектру вопросов: что есть добро и зло, правильное и не правильное поведение, запреты, касающиеся питания, одежды и образа жизни и т.д. В свою очередь, религиозная мораль также влияет на отдельные аспекты повседневной жизни. Она затрагивает вопросы, связанные с взаимоотношениями между людьми (включая семью, друзей и общество), понимание справедливости, социальную ответственность
(заботу о бедных, больных и нуждающихся) и другие.
Большое влияние на формирование повседневной жизни оказывает государство. Под этим термином мы будем понимать особую политическую структуру, обладающую суверенитетом и располагающую аппаратом воздействия, который обеспечивает исполнение указов на территории всей страны. Повседневность любого общества не может формироваться вне правового поля, которое создается государством через законы. Чем более развито общество, тем большее влияние оказывает на него государство, поскольку берет на себя больше обязательств. Если в период становления государства, оно берет на себя только охранительные и налоговые функции, и практически не вмешивается в повседневную жизнь граждан, лишь требуя уплаты налогов, то в современном обществе государство контролирует практически все сферы повседневности, поскольку берет на себя обязательства по обеспечению граждан базовыми материальными благами и, соответственно, вынуждено формировать законодательство, регулирующее трудовые, административные, гражданские, финансовые и др. отношения граждан.
Важным фактором, влияющим на повседневную жизнь, является пол. В современном мире грань между повседневностью женщин и мужчин все более стирается. Однако в исторической перспективе она разительно отличалась, поскольку на нее оказывали значительное влияние сложившиеся гендерные стереотипы и роли, а также физиологические особенности мужчин и женщин. Для мужской повседневности как в городах, так и сельской местности были характерны совершенно определенные действия, связанные с обеспечением семьи ресурсами, что включало не только физический труд, такой как работа на земле или ремесленное производство, но и торговлю, участие в общественной и политической жизни. Кроме того, мужчины занимались строительством и поддержанием жилища, а также защитой семьи от различных угроз. Повседневная жизнь женщин была тесно связана с домашними обязанностями. Основные сферы их деятельности включали ведение хозяйства и поддержание быта. Женщины занимались приготовлением пищи, стиркой, шитьём и другими видами домашнего труда, которые позволяли одновременно заниматься детьми, поскольку роды и материнство играли центральную роль в жизни женщин.
На особенности повседневной жизни людей значительное влияние оказывает возраст. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость - каждый из этих возрастных периодов в различные исторические эпохи накладывал на человека особые обязанности, поведенческие практики и социальные роли. В связи с этим, отличались их формы досуга, работы, одежда, в некоторых случаях, питание.
— ИСТОРИЯ —
В связи с физическими и психологическими особенностями развития ребенка, повседневная жизнь этой категории значительно отличается от остальных членов общества - ее основу составляла игра. Постепенно в обществе трансформировалось представление о детях: от идеи дети -это «маленькие взрослые», до формирования отдельной науки - педологии. Это изменяло и детскую повседневность. До конца XIX века игра как основной вид деятельности ребенка продолжался примерно до 7 лет, потом повседневность практически не отличалась от взрослой (помощь по хозяйству, присмотр за маленькими детьми, работа и т.д.), к концу XX века она была пролонгирована до 14, а потом и до 18 лет. Сегодня детская повседневность кроме игры, в большинстве развитых обществ, характеризуется еще и непрерывностью образования, причем этот процесс становится тем более длительным, чем более развито общество. Кроме этого, особенности детской повседневности тесно связаны с физиологическими особенностями: необходимостью дневного сна, неврологической незрелостью, недостаточной физической силой.
В связи с физиологическими особенностями, отличается и повседневность пожилых людей. Невозможность продолжать активную деятельность, трансформирует их обязанности в социальной группе, одежду, досуг и др. Кроме физиологии на их повседневность влияет уменьшение социальных контактов из-за ограниченной мобильности и смерти ровесников.
Значительно отличается повседневная жизнь различных социальных групп в обществе, поэтому немаловажным фактором, влияющим на повседневность, является социальный статус. Под этим термином в современной науке принято понимать «положение индивида в обществе, его постоянное или временное место в социальных иерархиях разного типа, определяющее взаимоотношения с другими членами общества» [15].
Важной чертой социального статуса является то, что именно он определяет место человека в обществе: как его воспринимают члены социальной группы и по каким правилам он с ними взаимодействует. Например, члены общества с низким социальным статусом могли сталкиваться с препятствиями в удовлетворении своих потреб-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
ностей и реализации потенциала в связи с неприятием их другими людьми. Одну из ключевых ролей в определении социального статуса индивида играет экономическое благосостояние. Его влияние на повседневность обусловлено, прежде всего, различным уровнем доступа к ресурсам (материальные благам) и привилегиям (нематериальные благам). Финансовая независимость дает больше возможностей для выбора, будь то место жительства, работа, путешествия, обслуживание быта, то есть делает повседневную жизнь с одной стороны комфортнее, а с другой стороны более разнообразной. В современном мире на социальный статус большое влияние оказывает образование, которое, в свою очередь, трансформирует повседневную жизнь. Чем выше уровень образования, тем человек менее подвержен суевериям и менее консервативен. Это ведет к усложнению повседневности и появлению в ней новых элементов -технических новинок, отдельных частей иной культуры, желанию испытать что-то новое.
Заключение.
Таким образом, из материалов исследования видно, что термин «быт» является частью более широких синонимичных понятий «повседневность» или «повседневная жизнь». А самым важным отличием является предмет изучения -в первом случае исследователей интересует материальная культура, а при изучении повседневности объектом исследования является человек. Авторы приходят к выводу о том, что повседневность - это совокупность факторов, направленных на формирования комфортного физического и психологического существования индивида как биологического и социального существа. Философское осмысление понятия «повседневность» позволило увидеть основание для формирования научных изысканий в этой области. А анализ факторов, формирующих повседневную жизнь (таких как географическое положение, климат, размер населенного пункта, уровень технического прогресса, религия, государство, социальный статус, экономическое благосостояние, образование, пол и возраст) дал возможность понять, что повседневная жизнь не является статичной или изолированной от других аспектов общества. В конечном счете, выделить причины дифференциации повседневности в различных социумах.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
— ИСТОРИЯ —
Литература:
1. Виноградов В.В. Быт / В.В. Виноградов // История слов. М. : Толк, 1994.
2. Надеждин Н.И. Об этнографическом изучении народности русской / Н.И. Надеждин // Записки Русского Географического общества. СПб., 1847. Т. 2. С. б1 —115.
3. Puskareva N.L. «История повседневности» и этнографическое исследование быта: расхождения и пересечения / N.L. Puskareva // ГласникЕтнографског института САНУ. 2005. Vol. 53. № 1.
4. Шюц А. О множественности реальностей / А. Шюц // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 2.
5. Демидович Д.М. Доходные дома Петербурга: организация, взаимодействие с государственными и коммерческими структурами, повседневность (1870-е гг. - начало XX века) : монография / Д.М. Демидович; Под ред. А.Б. Николаева. М. : Издательство «У Никитских ворот», 2023.
6. Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман; Пер. Е. Руткевич. М., 1995.
7. Кром М.М. Повседневность как предмет исторического исследования / М.М. Кром // История повседневности. СПб., 2003.
8. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОС-СПЭН), 2004.
9. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб. : Владимир Даль, 2004.
10. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 2006.
11. Грякалов А. Василий Розанов. СПб. : Наука, 2017.
12. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века / Ю.М. Лотман // Избранные статьи.Т. 1.
13. Ильинский П. Одежда и чистоплотность: Чтение для народа, сост. и произнес. в аудитории Соляного городка П. Ильинским. 5-е изд. СПб. : П.В. Смирнов, 1899.
14. Дворникова И.Н. Ритуалы как средство регуляции поведения людей в совместной деятельности / И.Н. Дворникова, И.С. Беганцова // Приволжский научный вестник. 2014. № 12-4 (40).
15. Словарь социолингвистических терминов. URL : https://gufo.me/dict/sociolinguistics_terms/Социальный_статус (дата обращения 28.06.2024).
References:
1. Vinogradov V.V. Life / V.V. Vinogradov // History of words. M. : Tolk, 1994.
2. Nadezhdin N.I. Russian Russian ethnographic study / N.I. Nadezhdin // Notes of the Russian Geographical Society. Vol. 2. SPb., 1847. P. 61-115.
3. Puskareva N.L. «The history of everyday life» and ethnographic study of everyday life: discrepancies and intersections / N.L. Puskareva // The Bulletin of the Ethnographic Institute of SANU. 2005. Vol. 53. № 1.
4. Shuts A. On the multiplicity of realities // Sociological Review. 2003. Vol. 3. № 2.
5. Demidovich D.M. Apartment buildings of St. Petersburg: organization, interaction with government and commercial structures, everyday life (1870s - early XX century) : monograph / D.M. Demidovich; Ed. by A.B. Niko-laev. M. : Publishing house «At the Nikitsky Gate», 2023.
6. Berger P. Social construction of reality / P. Berger, T. Lukman; Transl. E. Rutkevich. M., 1995.
7. Krom M.M. Everyday life as a subject of historical research / M.M. Krom // The history of everyday life. SPb., 2003.
8. Shuts A. Favorites: A world shining with meaning. M. : «Russian Political Encyclopedia» (ROSSPEN), 2004.
9. Husserl E. The crisis of European sciences and transcendental phenomenology. SPb. : Vladimir Dahl, 2004.
10. Heidegger M. Being and time. SPb., 2006.
11. Gryakalov A. Vasily Rozanov. SPb. : Nauka, 2017.
12. Lotman Yu.M. Poetics of everyday behavior in Russian culture of the XVIII century / Yu.M. Lotman // Selected articles. Vol. 1.
13. Ilyinsky P. Clothes and cleanliness: Reading for the people, comp. and he said it. in the auditorium of the Salt Town by P. Ilyinsky. 5th ed. SPb. : P.V. Smirnov, 1899.
14. Dvornikova I.N. Rituals as a means of regulating human behavior in joint activities / I.N. Dvornikova, Be-gantsova I.S. // Privolzhsky scientific Bulletin. 2014. №12-4(40).
15. Dictionary of sociolinguistic terms. URL : https://gufo.me/dict/sociolinguistics_terms/Social_status (date of application 06/28/2024).
Информация об авторах
Daria M. Demidovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences Faculty of Humanities,
St. Petersburg State University of Economics [email protected]
Демидович Дарья Михайловна
кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук гуманитарного факультета, Санкт-Петербургский государственный экономический университет [email protected]
Ермилов Кирилл Андреевич
кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук гуманитарного факультета, Санкт-Петербургский государственный экономический университет [email protected]
— ИСТОРИЯ —
Kirill A. Ermilov
Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences Faculty of Humanities,
St. Petersburg State University of Economics [email protected]