Социология повседневности
Кравченко Альберт Иванович,
доктор социологических наук, профессор, заместитель главного редактора журнала «Социология»
E-mail: [email protected]
Социология повседневности - самое непопулярное в академической науке понятие и название научной дисциплины, изучающей самое массовое, популярное и распространенное состояние социальной реальности. Ничто не кажется более очевидным, чем наша повседневная деятельность (our day-to-day activities). Все мы проводим свои дни, делая вещи, которые настолько рутинны и обыденны, что вряд ли стоит о них говорить - вставать, чистить зубы, принимать душ, готовить чашку чая или кофе, выгуливать собаку, отвозить детей в школу, здороваться с соседями, садиться в пригородный поезд, смотреть телевизор, собираться на работу и раздеваться на ночь, быстро пообедать, возвращаться домой, выпить стакан чая. И ничто не является менее очевидным, чем социология повседневности. И ничто не является более изученным и разработанным, чем социология повседневности.
Ключевые слова: повседневность, обыденность, повсеместность, разрыв повседневности, симулякр, микрособытия, история повседневности, онтология повседневности
Что такое повседневность
Социология повседневности - это
микросоциология. Даже микро- микросоциология - описание того, что лежит под ногами, таких мелочей и деталей, на которые профессиональные социологи и внимания-то не обращают. Эта сфере лежит за горизонтом глобальных процессов, социальной структуры любого масштаба, а также вне сферы действия социальных институтов. У нее совсем особый предмет, отличный от общей социологии и не сводимый, вопреки некоторым авторам учебных пособий по социологии повседневности, к общей социологии. Это повседневность в зоне секундного взаимодействия, мгновенного и неустойчивого восприятия мира, текучих впечатлений, жидкой реальности, поступков, вещей, событий, жестов, кивков, приветствий, небольших диалогов. Иными словами - жизненный мир непросвещенного индивида, массовой культуры, низового бытия. Анализ малых жизненных миров включал повседневные взаимодействия и поступки горожан, системы ценностей и правил, формы и институты брака, жизнь семьи, отправление религиозных культов, быт, повседневное сознание и поведение.
Повседневность города - это не городское планирование, правила архитектурной застройки, транспортные маршруты или сети коммуникаций. Это практики, действия, эмоции, хозяйство семьи, распределение обязанностей между ее членами, содержание, воспитание и обучение детей, распорядок дня семьи, особенности домашнего досуга, роль чтения и других культурных занятий (музыка, живопись), межсемейное общение, народные знания, трудовой и праздничный календарь, домашние способы лечения людей и животных, совершенствование медицинской помощи, пища, утварь и одежда, чтение газет, походы в театр и кино, посещение общественных столовых, занятия в различных кружках, слушание радио и т.п. жилище,
41
улицу и досуговые заведения (театр, кинематограф, клуб и пр.).
Повседневность - это ежедневные события, событийность, непраздничность, частная жизнь, невыразительность, массовость, приватность, тривиальность, монотонность, проза жизни, обыденный мир, ежедневное существование, повторяющееся, устойчивое, ритмичное, малозаметное, невыдающееся, невыдающееся, мещанский быт. «Жизнь людей - это труд и отдых, будни и праздники, забота о хлебе насущном, свадьбы и похороны, рождение детей, их воспитание и образование, гражданские и церковные обряды» [1].
Время повседневности распределяется между сном, работой, просмотром телепередач, чатами в интернете, чтением, отправлением естественных надобностей, стиркой и глажкой, уборкой постели, едой и ее приготовлением, ни к чему не обязывающими разговорами, звонками по телефону. Повседневность - мельтешение, примелькавшееся, мелькание, перед глазами туда-сюда, будничность, хабиту-ализация, привыкание, повторяемость, однозначность.
Повседневная реальность подчинена привычному порядку повторяющихся изо дня в день событий. Повседневность разворачивается в небольшом регионе и в малом периоде времени чрез жизненные истории представителей разных возрастных, профессиональных и гендерных когорт, социальные сети взаимосвязей в домашней обстановке и на внедомовой территории. Следовательно, повседневно - это невыдающееся, незнаменитое, непримечательное. Корнем повседневного служит сама жизнь, ее процесс, ставные элементы и их конфигурация, повороты жизни, кризисные точки жизненного пути. Повседневность - одна социологическая категория. Жизнь - другая социологическая переменная. Они параллельны и лежат рядом, но имеют собственную сущность и природу.
Какие философские и социологические ассоциации вызывает у нас слово «повседневность»? - текучая современ-
ность, жизнь как поток, поверхность, поток жизни, водоворот событий, хаос повседневности, поток сознания, бурление жизни, безостановочное течение жизни, суета сует, преходящее, все проходит -пройдет и это, за деревьями не видно леса, явления затмили сущность,
Повседневность - женского рода, и касается она в первую очередь женщины дома. Напротив, труд - мужского рода, им должен заниматься мужчина вне дома. «Слово «повседневность» обозначает само собой разумеющуюся реальность, фактичность; мир обыденной жизни, где люди рождаются и умирают, радуются и страдают; структуры анонимных практик, а также будничность в противоположность праздничности, экономию в противоположность трате, рутинность и традиционность в противоположность новаторству» [2].
Повседневная жизнь стимулировала многие социологические теории и сегодня является признанной отраслью дисциплины. Хотя повседневная жизнь всегда была предметом антропологии. В социологию она проникла в связи с постмодернистским поворотом [3, р. 714-732]. Одним из родоначальников социологии повседневности является М. Вебер. И понятие повседневности (Alltäglichkeit) восходит к его работам по социологии религии 1900-х гг., где повседневное поведение противопоставлено внеповседневному, т.е. экстремально-конфликтному либо трансцендентальному: религиозные секты, воинские братства, смерть на войне, праздники, ритуалы: «неповседневность присуща также святости харизмы и переживанию близости к Богу» [4].
Повседневность и неповседневность меняются циклически на протяжении всей жизни общества и отдельного человека - подобно волновому процессу: оповседневнивание (Veralltaglichung) у Вебера следует за любыми революционными преобразованиями не обязательно во всем обществе, но в какой-то отдельной сфере жизни. Мы можем привести массу современных примеров, когда уклад жизни, бытовые условия и образ жизни людей менялись - не обяза-
I »Ж
_ l* идея.И
42
тельно сразу - вслед за появлением телевизора или интернета.
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это - акты социального взаимодействия, или социального поведения. Можно ли в таком случае повседневность относить к сфере «коллективного бессознательного»? В повседневной жизни наши предпочтения называют также "вкусами". Предпочтение - положительно окрашенное отношение к чему-либо, психологическая избирательность.
По содержания межличностные отношения сложнее и вариативнее. Социальные отношения расписаны формальными требованиями и нормами, заданными обществом. Если это повседневные отношения, то за нарушением норм особенно никто и не следит. Что сделает водителю, нагрубившему пассажиру, последний? Да ничего, посетует, выпьет валокордин, ругнется. Жаловаться бесполезно - все равно никто и глазом не моргнет. Но попробуйте нагрубить жене или соседу, если, конечно, они многое значат для вас.
Повседневность - это, прежде всего, выявление человекоразмерности общества, накрепко зацементированного неподвижными скрепами социальных институтов. С их величавой высоты мы, людишки, видимся хаотическим муравейником, отчаянно борющимся за резервы существования и выполнение социальных ролей. Там, наверху, облачные дали глобального. Здесь, внизу, дебри экзистенциального. Муравейники - это многолюдные мегаполисы. Муравьи -анонимные обитатели каменных небоскребов. Там, где крыши омывают дожди, социологу делать нечего. Ему лучше спуститься туда, где на тротуаре лицо несчастного окропляют слезы безысходности. Город - пространство жестокости и равнодушия к маленьким людям, затерявшимся в большом мире самодостаточных обывателей.
Повседневность лежит ниже ватерлинии общественного корабля. Он сколочен крепко - из социальной структуры людей-досок, укреплен столбами социальных институтов, разбит на сектора культуры, экономики, политики, религии и множество мелких кают внутри них. А где же повседневность - феноменология существования людей, проза жизни, деятельность по умолчанию? Можно ли ее встретить на высотах культуры, на рынке экономики, в религиозном храме или политическом лабиринте? Пожалуй, нет. Она скромна и незаметна, ее почти не задевают, когда через что-то перешагивают, что-то отодвигают или передвигают. Она повсюду как воздух. Она огромна как слон в комнате, которого никто не замечает. Все знают о существовании слона, но предпочитают молчать. Видят, знают, но молчат. А вот слепые мудрецы из древнеиндийской притчи никогда не видели слона и решили узнать, что он такое. Каждый мог дотянуться и пощупать только одну его часть. Что в итоге? В итоге - калейдоскоп невероятных и никак между собой не связанных догадок. Один сравнивал его с змеей, другой - с колонной, третий - со стеной и сколько бы ни было людей, столько и появлялось новых гипотез. В одном случае - слон в комнате -все знают и делают вид, что не замечают, в другом - никто не знает, и каждый утверждает ложь, абсурд, нелепость, заблуждение.
Мы говорим о повседневности как о монотонности серых будней, череде серых будней, бытовой деятельности, потоке повторяющихся событий, пространстве не выделяющихся очевидностей, будничности, рутине, посюсторонности, обыденности, общепринятом и наиболее распространенном, повседневном бытии. Повседневность - мир, в котором человек живет ежедневно и ежечасно, здесь и теперь. Наши будни или городские будни - так еще можно назвать повседневность. Суета сует и томление духа - вот библейская формула социологии повседневности. Первая ее часть говорит о поведении, вторая - о сознании. Суета сует - мельтешение, беготня, за-
43
нятие мелочами. Томление духа - томление над этой суетой и тщетностью своих усилий перед взором вечности.
Н. Элиас доказывал, что «структура повседневности не обладает характером более или менее автономной структуры, но является составной частью структуры определенного социального слоя» [5]. Повседневность - не область реальности, а всего лишь ее свойство. И.Т. Касавин и С.П. Щавелев представляют повседневность как «баланс между рутинным благополучием и риском»: «В спутывании моментального состояния и длящейся жизненной формы, - пишут авторы, - состоит парадокс повседневности» [6].
Социология повседневной жизни работает на горизонтальных плоскостях и в небольших сегментах реальности. Напрямую она не зависит от властей и социальных структур, которые ограничивают свободу воли. Хотя полная и абсолютная свобода от общества - это иллюзия. Социолога можно встретить в самых обычных местах в самых прозаических и повседневных ситуациях, опрашивающих обывателей с такой же дотошностью, как звёзд экрана или политических деятелей.
Внимание к обыденному в повседневной жизни вдохновило как качественные, так и количественные подходы к исследованиям. Качественные исследования в основном сосредоточены на процессе повседневности, демонстрирующие то, как организованы домашние хозяйства, как сбалансированы потребности дома и работы, как повседневная жизнь переплетается с потреблением. Среди количественных методов повседневности можно назвать бюджетные (денежные и временные) исследования. Дневники самоотчетов выявляют количество времени, которое горожане посвящают каждому типу поведения в определенный день (тайм-бюджеты), обеспечивая основу для понимания человеческого поведения. Бюджеты времени были основой для исследований безработных в Австрии и СССР в начале 1930-х годов. Они показывают то, как люди распределяют свое время между работой
и досугом, между оплачиваемой и неоплачиваемой работой, раскрывают экономику домашнего хозяйства, туризм, развлечения и досуг, режим повседневности и качество жизни [3, p. 714-732].
Повседневие - это то, что не вызывает удивления, недоумения или сопротивления, что стало очень привычным и каждодневным. Повседневность не проблематизируема. Это обыденная онтология нашего существования. Мы живем в ней и ее не замечаем. Как только мы начали ее замечать, так сразу она перестала быть повседневностью, а стала чем-то другим - не обязательно праздничным, героическим, из ряда вон выходящим, выступающим или выдающимся. Просто стала отличным. Отличное - категория, выходящее и выводящее нас за формат повседневности. Куда? Никто не знает куда, но куда-то еще. Все, что часто происходит, включается в режим повседневности, типичности, регулярности. Лежащий на улице человек не вызывает у большинства людей никакой реакции - к этому привыкли. Хотя лежать на улице - девиантное поведение. Какие еще события и явления нашей жизни стали привычными?
Повседнев (от фр. Quotidien и англ. quotidian, нем. Alltag, alltagsleben) - направление в социолого-гуманитарных науках, специализирующееся на проблематике повседневной жизни людей, коллективном бессознательном, этнографической истории бытовых навыков и обыкновений. Традиция изучения по-вседнева восходит к Аристотелю, а новый импульс теория повседнева получила в работе Мишеля де Серто «Изобретение повседнева», где анализировались практики повседневной жизни. В Германии оно развивалось в рамках Lebenswelt'a - жизненного мира человеческого бытия, во Франции - Школы анналов, в работах М. Оже, Ж. Баландье, П. Бурдье, Ж. Бодрийара.
В литературе высказана идея о необходимости создания особой научной дисциплины «коммансологии» или «повсед-невноведения», которая позволила бы рассмотреть феномен повседневности во всём его многообразии (Н.Н. Козло-
44
ва, В.Д. Лелеко). Рассматривая диалектику повседневности, С.Г. Кнабе [7] обращает внимание на предметы бытового обихода, эстетику костюма, жизненную среду, общение с искусством и др. На взгляд Е.Ю. Малова, предметом изучения повседневности являются различные её грани, такие как среда обитания, обряды, ритуалы, досуг, обычаи, нравы, уклады жизни, а также менталь-ность, образ мышления и образ жизни народа [8]. В диалектике А. Лефевра повседневная жизнь - это пересечение иллюзии и истины, власти и беспомощности [9]. Г. Гарфинкель намеревается показать, что изучение действий, основанных на здравом смысле, имеет важное значение для социологии [10]. Он подчеркивал важность «проблематиза-ции повседневности». Мир повседневности М. Хайдеггера требует неустанного повторения необходимых забот, подавляя креативность и творческие порывы личности [11]. Во Франции Анри Лефевр и Мишель де Серто анализировали повседневную жизнь через призму марксистской теории. Лефевр подходил к повседневной жизни как к городскому феномену, месту виктимизации людей при капитализме, реализации неизбежного отчуждения [3, р. 716].
«Оповседневнивание» - термин М. Вебера - описывает процесс обжи-вания, включающий техники обучения, освоения традиций и закрепления норм. По мнению Б. Вальденфельса, оповседневнивание означает запоминание выражений языка, разучивание гамм и аккордов, обращение с приборами, ориентация в городских кварталах или на открытой местности. Б. Валь-денфельс считал, что «обыденная жизнь не существует сама по себе, а возникает в результате процессов «оповсед-невнивания» ^ега^адПсЬшпд), которым противостоят процессы «преодоления повседневности» (Еп1а1Кад1юИипд). Он назвал повседневность плавильным тиглем рациональности. Повседневное -привычное, упорядоченное, близкое, а неповседневное - это непривычное, отстраненное и далёкое, результат процесса «преодолевания повседневности».
Повседневность у А. Щюца лежит совсем рядом - в пространстве спонтанной активности человека: «В каждый момент своей сознательной жизни я нахожусь в мире, и мое положение в нем - во времени, пространстве, природе и, как мы обсудим далее, как человека среди людей - то, каким оно мне представляется, - я называю моей ситуацией в мире. Следовательно, я всегда нахожусь, как любят выражаться французские экзистенциалисты, "в ситуации"» [12]. А. Шюц называл повседневность такую реальность, которая переживается взрослым человеком, человеком действующим. А. Щюц считает, что повседневное - это все то, что воспринимается как устойчивое, стабильное, постоянное, нормальное, что не только топологизи-ровано в пространстве, но и типизировано в тематическом поле сознания. Повседневность - это уникальное под пологом унивесального, некий гибрид особенного и общего, приватного и публичного. Одни словом, это всегда человек среди людей.
Свой труд, вышедший в 1980-х годах, французский социальный философ и культуролог Мишель де Серто назвал «Изобретением повседневности» [13]. Она посвящена обыденной жизни, всему тому, чем живет обычный человек, вынужденный подчиняться правилам и действовать в соответствии с навязанными схемами, человек, который обозначается автором как «пользователь» или «потребитель». У М. Фуко метафоры городской повседневности отражают существование технологий власти. Э. Фромм наблюдает повседневную жизнь на примерах беседы, памяти, власти, веры, любви и т.д.
Повседневность с точки зрения феноменологического подхода - не мир объектов, а мир ощущений и смыслов, пласт опыта, переживаемого субъектом повседневности. Феноменологов интересует только мир, обозначаемый как мир здесь-и-сейчас, мир посюсторонний, мир, имеющий пространственно-временные границы. Повседневная жизнь у П. Бергер и Т. Лукмана не однородна, она разделена на два секто-
45
ра: привычное и проблематичное, освоенное и еще не освоенное. Первое уже присвоено человеком, второе нет. Отсюда и базовая переменная повседневности - хабитуализация, т.е. опривычи-вание,типизация,институционализация и легитимация [14]. Ее зачинщиком и демиургом служит механизм социального конструирования. И. Гофман представил повседневность через «фреймиро-вание» реальности в терминах выдумки, состязания, церемониала, переналадки и рутинизации. Фрейм у Гофмана, как габитус у Бурдье, - это структура знаний, некая рамка возможностей и матрица ролей. Одновременно это еще и «схема интерпретации», являющаяся частью любого восприятия. Рамка, схема, план, шаблон, сценарий, гештальт, прототип, парадигма (в языкознании), дисциплинарная матрица (в науковедении) - это лексические эквиваленты фрейма. И. Гофман предлагает всего пять основных «ключей» к первичным системам фреймов: выдумка, состязание, церемониал, техническая переналадка и пересадка. И. Гофман пишет, что «...рутинную деятельность надо воспринимать со всей серьезностью - как часть реальности, которая имеет первостепенное значение» [15]. У А. Шюца и И. Гофмана повседневность сведена до интеракции «лицом к лицу», презентации и репрезентации себя.
H.A. Бердяев подчеркивал творческий характер повседневности. «Быт накапливается стихийным опытом людей, - отмечал Л.Д. Троцкий, - изменяется стихийно. и в итоге отражает гораздо больше прошлое человеческого общества, чем его настоящее». Он настаивал и на необходимости изучения быта как «обстановки и обихода жизни» рабочих: «Для того, чтобы подняться культурно на более высокую ступень, рабочему классу, прежде всего его авангарду, нужно продумать свой быт. А для этого нужно познать его» [16].
В последнюю четверть ХХ в. были опубликованы тысячи статей и монографий по различным аспектам повседневной истории как на общенациональном, региональном, этническом, так и ми-
кроисторическом материале [17]. Почти не преувеличивая ситуацию, П. Штомп-ка характеризует социологию как сумму комментариев к «здравому смыслу». По его словам, «социология, в конце концов, не многим больше, чем концептуально и эмпирически обоснованный здравый смысл» [18, с. 7]. Организаторы всероссийской конференции по истории быта прямо заявили: они «убеждены, что изучение истории российского быта является одним из наиболее перспективных направлений в исторической науке» [19]. Повседневная жизнь разных времен и народов стала темой многих книг, чаще всего из популярной и научной популярной серии, с использованием результатов массовых спросов .
Сегодня входят в моду история повседневности, появились «гендерная повседневность», «революционная повседневность», «экономическая повседневность», «военная повседневность», «рабочая повседневность» и др. Вал работ по «истории повседневности», «повседневной истории» или какой-нибудь «советской повседневности» увеличился еще больше, приобретя междисциплинарный аспект1 и массовый диссертационный формат в национальном и региональном масштабах2. Изучение повседневности включает также социальную феноменологию П. Бергера и Т. Лукма-на, драматургический подход Гофмана, этнометодологию, у истоков которого стоит Г. Гарфинкель.
Практика повседневной жизни (The Practice of Everyday Life) - уникальна своим акцентом на потребителе (пешеход,
1 Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели»: метаморфозы стиля. М.: Изд-во УРАО, 2001; Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб.: СПб. гос. ун-т культуры и искусств, 2002.
2 Назаров А.И. Повседневная жизнь молодежи в советском тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах Тамбовской области): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов: ИПЦ ТГТУ, 2010; Григорьева А.Г. Советская повседневность и уровень жизни населения СССР в 1953-1964 гг.: автореф. дис. . канд. ист. наук. М.: Изд-во МГУ, 2003; Синанов Б.А. Повседневная жизнь «нового студенчества» Северной Осетии в 1920-х гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ: Изд-во Северо-Осетин. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2010.
46
читатель, городской житель) и потребительском производстве вместо производителя (писатель, ученый, градостроитель) и продукта (книга, дискурс, городские улицы) и, таким образом, знаменует собой новый старт для изучения культуры снизу вверх. Повседневность служит предметом для ряда дисциплин: социологии, психологии, психиатрии, лингвистики, теории искусства, теории литературы и философии.
Предмет и объект социологии повседневности
Объект социологии повседневности -
наиболее типичные действия и мысли наиболее типичных представителей горожан наиболее типичное время суток в наиболее типичных местах. Для его выделения строим выборку, исключив, с одной стороны, всех богатых (5-7%) и всех представителей андеграунда (бомжей и нищих - 5-7%). Первые никакого участия в созидательном процессе города не участвуют, вторые - на городе только наживаются. Первые денег никаких не дают, а только берут, вторые - отдают много денег в виде налогов и благотворительности, но еще больше наживаются на преимуществах городской жизни. Они представляют не типаж, а эксклюзив. В зоне обследования остается преимущественно средний класс. Отдельно стоит вопрос о мигрантах - не понятно куда и как их включать.
Предмет социологии повседневности - все аспекты экономической, социальной, культурно-бытовой, экзистенциальной жизни горожан, не выходящие за рамки обыденности, повторяемости, общепринятости и традиционности. Повседневность невозможна там, где нет обычаев, общепринятых практик и действий, традиций. Повседневность - это привычность и привычки, рутина и ритуал, рутинность, типичность, повторяемость и воспроизводимость, автоматизм и безотчётность. Повседневность всегда с нами, в отличие от праздника и подвига, приключения или авантюры. Повседневность имеет такое же отношение к городу, как и к деревне. Это не специфически городской феномен, в отличие,
скажем, от рынка или театра. Сам термин «повседневность» был предложен А. Шюцем для социологической концептуализации понятия «жизненный мир», введенного в научный оборот в феноменологии Э. Гуссерля.
Предмет «повседневности» главным образом изучался в рамках западноевропейской философской культуры, в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, Эпикура, А. Августина, М. Монте-ня, И. Канта, Э. Гуссерля, М. Хайдегге-ра, В. Дильтея, Ф. Броделя, А. Шютца, Г. Гарфинкеля, И. Гофмана, А. Сикуре-ла, А. Блюма, М. Поллинера, У Джемса, Р. Барта, Ж. Делеза, М. Фуко, Ж. Бо-дрийяра, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, Г. Рик-керта, Э. Левинаса и др. [20].
В предметное поле данной отрасли социологии входит обыденное и массовое сознание, слухи, дефицит вещей и продуктов, очереди в магазинах, неустроенность быта, коммуналки, банальность, опрощение, упрощение, привыкание, повторение, рутина, хабитуализа-ция, обычаи, традиции, коммунальный быт, верования, гадания, народные знания, предрассудки, здравый смысл, событийность, преходящее, мимолётность, фотографии, альбомы. Предметные области повседневной жизни - сфера текущих, рутинных ежедневных взаимодействий, неформальных отношений, конфликтов, компромиссов, т.е. сфера личных отношений на работе, дома, в больнице, школе и т.п. [21].
Характерная черта повседневности -текучая современность. Повседневность как очевидность и состояние здравого смысла, как скука, тишина и покой. Но для многих повседневность - не тихое болото, а борьба за выживание. Повседневность - время полное забот: где покакать или пописать, где пожрать, у кого перехватить деньжат до получки, с кем переспать (перепихнуться), где и когда вздремнуть лишний часок, с кем потусоваться, на что выпить, во что одеться или что на себя надеть, как я выгляжу, почему заболел ребенок и куда обратиться, почему не едет «скорая», опять двойка, почему муж задержива-
47
ется на работе, носки потерялись, трусы грязные, в холодильнике пусто, кругом пыль, а убираться лень.
Предмет социологии повседневности - вся проза жизни, то, что лежит под ногами, что не замечают, на что не обращают внимания большинство горожан. Мы чаще обращаем внимание на поэзию, но не на прозу. Повседневность - череда житейских случаев, дела житейские, негероические будни, частные факты, частная жизнь. Повседневность - очевидность в голове и безденежье на руках. Повседневность чаще всего рассматривается как то, что ускользает от рефлексии. Рефлексии человека ординарного, но не научно подготовленного, не социолога, который умеет за явлением распознать сущность.
К методам ее исследования специалисты причисляют: 1) зонирование пространства обитания в быту (в квартире и ее комнатах, в деловых и «спальных» районах мегаполисов, в общественном и личном транспорте) и на работе; 2) бюджеты времени, т.е. хронометраж времени будничных и выходных дней, периодов труда и отпуска, времени досуга на основе самозаполнения специальных дневников; 3) описание распределения ролевых функций в разных бытовых контекстах, характеристик языкового поведения и социальных практик; 4) регистрация механизмов социализации разных городских групп (возрастных, тендерных, этнических, религиозных, потребительских и т.п.; 5) исследование форм и приемов питания; 6) выяснение ежедневных и праздничных ритуалов и правил этикета (повседневные разговоры и беседы, визиты гостей, походы в развлекательные заведения и др.), дресс-кода, униформы, моды, макияжа и т.д.
Повседневность - многомерное, сложносоставное и многоуровневое явление. Два главных ее аспекта - деление на материальное и духовное. Кроме того, в повседневность входят - предметы первой необходимости (продукты) и предметы широкого потребления (промышленные). Противоположность повседневности не праздник, а поворотный момент в жизни, экстремальная
ситуация, выбился из колеи, в поисках своего места, увольнение, безработица, война, ДТП. Зарубежная традиция считать повседневность разновидностью или основой микроистории («история снизу») напоминает мне методологическую парадигму Р. Миллса - рассматривать макросоциальные проблемы общества через призму личных микрозадач. У категории повседневность целый спектр смыслов, значений и уровней операционализации.
Повседневность - тягучее и текучее, ползущее и тянущееся, она не кристал-лизиуется в ясные или крупные формы. Это скорее стакан, чем графин или ваза. Муху надо смотреть в микроскоп, слона в телескоп. «Повседневно то, на чем не останавливается глаз. То есть дома, вещи, автомобили должны быть обжиты. Не может быть повседневности в доме, где нет, скажем, чашки с выщербленным краем, из которой пил, скажем, дедушка и которая дороже целого сервиза. Можно купить посуду Цептер, но повседневной жизни с ней не устроишь» [22].
Повседневность должна быть всегда актуальной и в нее должно входить только то, что тебя сейчас задевает, вызывает любопытство, тревожит, напрягает. Культурные памятники города, улицы, дома и тротуары не относятся к повседневности, к ним привыкли и они существуют по умолчанию. Но стоит улицам, домам или памятникам разрушиться, испортится, как они моментально становятся в повестку дня населения. К ним пробуждается интерес, о них говорят, пишут, кричат, жалуются, призывают, защищают, протестуют. Они актуализировались до события. События - вот основная единица повседневности. Даже толпа зевак около сбитого машиной человека суть событие в жизни каждого из них - ведь не каждый день доведется такое увидеть, а то и вообще один раз в жизни. Для работников полиции и скорой помощи это не событие, а рутинная работа. ДТП для них только потому повседневность, что является их главным занятием на протяжении всего светового дня. Они и во сне могут видеть страшные картинки. Взрывы бомб мерещатся лю-
48
дям десятки лет спустя - настолько это яркие события. То, что тебя постоянно сопровождает, и есть часть повседневности, помимо ярких событий, захлестнувших тебя только на миг.
Одна из функций праздника, антипода повседневности, - разрыв повседневности. Разрыв повседневности бывает трех видов - позитивный, негативный и нейтральный. Позитивный разрыв -проявления творческого взлета, оригинальность, научные открытия, противоречащие здравому смыслу. Негативный - войны, кризис, паника, истерия. Паника - это не только массовая истерия, возбужденность, хаос, дезориентация, стресс и психоз, но также культурная травма и рациональное поведение тех, кто придерживает товары, взвинчивая цены, кто сеет фейки в СМИ с целью разжечь огонь, кто создает ее планомерно заранее как оружие против своего врага. Нейтральный - девиантное поведение, поскольку на социальных нормах держится порядок и спокойствие, отклонение от них - разрыв с повседневностью. Праздник - отдых от будней, наполняемый необычными видами деятельности. Значительная их часть - это праздничное потребление.
Повседневность - своего рода мыльная опера страстей и страстишек, где плачут над выдуманными сюжетами, нереальными трагедиями, вымученными чувствами, а также современная версия пещеры Платона, где наглухо закрытые от внешнего мира наблюдают и узнают о нет по теням на стене. Ведь мыльная опера - радио- или телесериал сериал, посвященный преимущественно бытовым ситуациям. Назовем этот феномен разрывом с действительностью.
Что такое «мыльная опера», знают даже дети - это телесериал, состоящий из огромного числа коротких фильмов, которые снимают и показывают изо дня в день, из года в год. Некоторые думаю, что мыльные оперы называются так, потому что сюжет из серии в серию будто бы «взбивается» как мыльная пена. С каждой новой серией - новые герои, которые как маленькие пузырьки образуют пену сюжета (из интернета).
Предметом исследования может стать любая бытовая мелочь, например, замок, если он выступает предметом массового использования. Ученый может интересоваться тем, какие социальные группы пользуются замками разной формы и предназначения в разных странах и в разные исторические эпохи; кто покушается на доступ к ним обманом, воровством ключей, взломом замка - от профессиональных похитителей до ближайших родственников; на что и по каким причинам люди вешают замки, какие секреты и сокровища хранят в тайне; каким образом забывают код или теряют ключ, сами выдают тайну и открывают недругам доступ; за какие вознаграждения и под угрозой чего они это делают; к каким последствиям приводит раскрытие тайны или взлом замка. Культурологи могут проследить вхождение замка и тайны в культурное поле -от метафор, притч, сказок, анекдотов и других нарративов до изобразительного искусства, поделок, скульптуры и архитектуры. Возможно даже форми-рованиеспециального направления «социологии замка», которое тесно связано с уже существующими отраслями, как то социология секрета, социология тайны, либо оно может стать их частью.
Бытование повседневных мелочей в человеческой культуре - особая философия и феноменология, особая онтология и эпистемология. В мировой литературе об этом написаны горы трактатов, и трудно найти хотя бы одного крупного философа, не высказавшегося по их адресу глубокомысленными рассуждениями или хотя бы прозорливыми замечаниями. А число писателей и поэтов, поучаствовавших в раскрытии секретов бытовых вещей, и не перечислить.
Границы онтологии и сфера повседневности
Онтологию городской повседневности можно рассматривать под разными углами, в том числе материальным и нематериальным.
Материальный включает вещественный и предметный аспекты. Вещественный не от слова «вещь», а от слова
49
«вещество». Городские запахи (выхлопные газы автомобилей, дымящиеся трубы, запах канализации или парфюмерии), городские звуки (электрическая дрель в соседней квартире, автомобильные клаксоны, работающий телевизор, визг детей и ругань взрослых) - все это можно включить в вещественные признаки городской среды. Сама городская среда подразумевает архитектурное окружение горожанина и инженерную инфраструктуру. Предметная составляющая состоит из предметов и вещей повседневного пользования - столы, одежда, зубная щетка, инструменты, техника (включая движущуюся).
Нематериальный угол зрения на онтологию повседневности города подразумевает анализ культурно-символического окружения (от книг и памятников до смысла слов и значения музыки), визуальную (от жестов, мимики, танца до написанного текста и нарисованного клочка бумаги) и вербальную, которая в своей организованной форме представлена различными формами, видами и модусами человеческого языка. В данном случае речь идет о простонародном языке, или просторечье, жаргоне, сленге, высоком литературном и нормативном национальном языке.
Вещная, или вещественная среда повседневности состоит из: 1) предметов, готовых к повторному и многоразовому использованию; 2) вещей, бывших в употреблении; 3) вещей отремонтированных, заштопанных, исправленных, перекрашенных, переделанных, переработанных, переприспособленных; 4) носившейся до тебя одежды и доставшейся тебе по наследству либо через магазин секонд-хенд; 5) вынутых из сундука, чердака.
Материально-вещественный срез понятия повседневности относится к области количественной методологии и задается перечислением либо наименованием веще, которыми всегда и всюду пользуются люди. Задать данный параметр можно следующими способами:
1) Наименование, обозначение либо перечисление круга (ассортимента, списка, перечня, номенклатуры) исполь-
зуемых в быту предметов, скажем, пылесос, холодильник, утюг и т.д. Простое перечисление полезно в нескольких случаях: описать бытовой набор горожанина и сельчанина, турка и американца, в античности и современности, богатых и бедных, домах и квартирах, общежитиях и палатках и др. Наименование можно проводить по: историческим эпохам, социальным классам и слоям, месту жительства, разным культурам и т.д. Простое перечисление вещей, скажем, у горожан и сельчан, создает целостную сравнительную картину одной из сторон повседневности. Сравнение и сопоставление можно показывать перечислением и статистикой. Сколько автомобилей приходится на семью в разных странах, какова стоимость обеда или квартплата, полезная площадь жилища у разных слоев населения дает точную количественную меру повседневности с точки зрения выбранного ракурса. Даже не используя статистику, которую и получить трудно, и она не всегда точна, можно добиться конкретизации картины быта по срезам (эпохам, культурам, слоям, проживанию) за счет указания: 1) наиболее ярких, отличительных или типичных предметов в быту у купцов или мещан в Х1Х столетии в России, 2) полного перечня бытовых предметов по каждому срезу. Даже внутри пункта (1) есть различия: одно дело высветить наиболее яркие бытовые вещи, совсем другое -наиболее типичные, и третье - найти не самые яркие и не самые типичные, но отличительные предметы по каждому срезу. Пока еще не обнаружено научных статей, где сравнивались бы различные способы не статистического описания предметно-бытовой среды.
2) Статистика материально-вещной среды повседневного существования людей может проявлять себя разными способами: а) точное количество одного и того же предмета у разных социальных слоев, 2) количество всех предметов быта у разных слоев, 3) частота пользования вещами по срезам, 4) длительность их эксплуатации. Последний срез статистики часто употребляется для характеристики быстро преходящей моды на ве-
50
щи и одежду, выявления небрежного обращения с вещами у разных людей, качества изготовления и носкости вещей. Информации об этом, пожалуй, больше, чем о чем-то другом из повседневности.
3) Характеристика жилья по срезам общества и эпохам - у каких социальных слоев какое жилье по качеству, объему, комфортности проживания, бытовым удобствам, архитектурным особенностям, месту расположения, стоимости и др. Сюда же необходимо включить характеристики района проживания по: близости к центру, криминальности или безопасности, престижности, озеленению, даты застройки
4) Инфраструктура. Сфера быта и услуг включает магазины в сфере шаговой доступности, загородные молы, общерайонные супермаркеты, коммунальные службы, предприятия химчистки, пошивочные ателье, мастерские по ремонту и др. Подобные объекты включают в понятие городской или сервисно-бытовой инфраструктуры. Материальная среда, в которой существует население, называется социальной инфраструктурой. Обычно она подразделяется на виды по географическо-территориальному признаку: инфраструктура страны, региона, города, района. К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и народного образования, предприятия бытового обслуживания и другие отрасли нематериального производства, удовлетворяющие социальные, духовные и материальные потребности людей.
5) Социально-демографическая структура населения страны целиком и полностью не относится к повседневности, хотя в некоторых случаях или некоторыми своими параметрами может дополнить, уточнить, ярче высветить картину повседневности. Демография рисует картину жизни людей слишком крупными мазками - поверх их голов и приземленного быта.
Повседневность - концептуальный симулякр. Это то, что кажется существующим интеллектуалу, но что на самом
деле не существует. Повседневность в Африке и Америке разная, повседневность в одну историческую эпоху разная, повседневность одного американца или африканца радикально различается. Она есть повсюду и еще нигде нет, как воздух или атмосфера.
У повседневности три круга: ближний мир - знакомые, средний мир - полузнакомые, дальний мир - незнакомые. По сути, только первый мир относится собственно к повседневности, ибо по всем дням мы взаимодействуем только с привычным и знакомым, потому они и стали таковыми. А малознакомые встречаются не каждый день, с незнакомыми мы знаемся только косвенно. Ближний круг - круг значимых других - значимых других людей и значимых предметов. В повседневности мы существуем не толпой, а поодиночке, не статистической массой, а персональной уникальностью. Повседневность -это плоская онтология, без устремлений ввысь, приземленная, без торчащих над толпой личностей.
Многие социологи сегодня изучают, на первый взгляд тривиальные, явления повседневности. Массовые опросы постепенно уступают место глубинным интерпретациям, качественным процедурам, наблюдениям и визуальной социологии. По мнению П. Штомпки [18, с. 3-13], это явный признак парадиг-мального сдвига, призыв к изучению социальной экзистенции и ее проявления в событиях городской повседневности. «Социологи повседневности сделали чуть ли не впервые предметом социологического анализа повседневные ритуалы - приветствия, свадьбы, переговоры, семейные обеды и визиты гостей, домашние развлечения, встречи в местном кафе, на улице, а также уделили много внимания этикету и униформе (одежде, ее семантике, смене обстановки квартиры и пр.), также значимыми стали проблемы, связанные с бытовым использованием и функционированием техники, отношениями к кухонной и радиоэлектронной аппаратуре, телефонам, музыкальным инструментам и автомобилям» [21].
51
Повседневность - это среда обитания «маленького человека», когда он исключен из контьура большого общества и «вынесен за скобки» исторического контекста. П. Бурдье бросил фразу, ставшую популярным афоризмом: «Большие изменения входят в мир на лапках голубя». Как пишет М. де Серто, «чтобы читать и писать на языке обычной повседневной культуры, надо заново выучиться обычным действиям и сделать собственный анализ вариантом его объекта» [23]. На языке, которым пользовался М. Зощенко, это прозвучало бы так: «Мудрость не в том, чтобы людей презирать, а в том, чтобы делать такие же пустяки, как и они: ходить к парикмахеру, суетиться, целовать женщин, пить, покупать сахар. Вот мудрость!» [24]. Иначе говоря, повседневность - область малых конечных значений и конечных величин. Каждый имеет свою повседневность.
Уровень повседневности - это уровень явления, феноменов, феноменологии. Уровень социальных институтов и смежных категорий - это уровень сущности, ноуменов, того, что лежит в глубине явлений.
Повседневность и праздничность - антагонисты. Все желают превратить серые будни в праздник, рутинное сделать ярким и запоминающимся. Но такая трансформация невозможна в принципе: как только яркое повторяется каждый день, оно моментально становится серым и будничным. Праздник - еще и не-труд, отдых от работы, праздное безделье. Они не могут длиться каждый день. Будни должны быть трудовыми, наполненными усилием, терпением, привыканием, неярким. Праздник еще и стресс, пусть и позитивный. Так что остается только о мечтать о буднях как празднике.
Социология повседневности и экзистенциальная социология. Когда взрослые дети хоронят пожилых родителей, это драматическое для них событие, но естественный ход событий. Это демография. Но когда родители хоронят своего ребенка - это трагедия для них, нарушение общепринятого порядка событий в обществе. У них наступает не-
преходящая депрессия, утрата смысла жизни, они вступают в пограничную ситуацию. То же самое происходит, когда малыш теряет свою маму, и вся его жизнь катится под откос. И хотя таких событий много, они учитываются статистикой массовых случаев и даже становятся темой научных исследований, они относятся к сфере экзистенциальной социологии.
Повседневность - повсеместность
Главная черта повседневности - однородность происходящих событий и монотонность (рутинность) выполняемых действий как во времени, так и в пространстве.
Повсеместность - по всем местам. Но не во всех местах сразу, т.е. не на всей планете, а в каждом месте и по всем знакомым вам местам, которых может быть не так много и все они привычны. Обычно это дом-работа и маршрут между ними. У этих мест своя топология, карта и маршрут.
Повседневность - по всем дням, которые вы проживаете, т.е. происходящее с вами каждый день, каждодневно, ежедневно: вчера, сегодня, завтра. Именно так измеряется житейская повседневность. Не философскими категориями прошлое-настоящее-будущее, а каждым днем из вашей 70-летней жизни в течение жизненного цикла.
Неповседневное непривычно, повседневное привычно, а потому комфортно как свое и родное. Туристическая поездка в другой город или страну заставляет нас покидать границы привычного и повседневного, попадая в режим встречи с новым, неожиданным и удивительным, где есть культурные достопримечательности, незнакомые улицы и здания. Как долго вы протерпите в такой среде? Через неделю путешественника тянет на малую родину - к привычному и до боли знакомому.
Если повседневность - это обыденность, а она - то же самое, что рутина, однотипность, ничем не различающиеся друг от друга дни и повторяющиеся места посещения, словом, однообразная, ничем не примечательная, серая и скуч-
52
ная жизнь, то время городского существования представляет собой почти такой же гомогенный ряд событий, как физический пространственно-временной континуум. Обыденность - это изо дня в день одно и тоже, одинаковые дни и ночи, она имеет несменяемую цикличность событий.
Обыденность сравнима с повторяющимся каждый день меню в столовой, где неприятные запахи отбивают всякий вкус к еде, где музыка нагоняет тоску заезженным репертуаром. Обыденность -привычный ход жизни, «суета и томление духа». Повседневность - это систематическое повторение одних и тех же событий, которые происходят каждый день по определенной схеме и создают тихий размеренный ритм городской жизни.
Обыденностью может быть один и тот же вид за окном, постоянный путь на работу, одна и та же пища и одежда, один и тот рутинный отдых. И все это рождает ощущение безысходности: горожанин уже ничего не ждет от завтрашнего дня, живет текущим моментом «здесь» и «сейчас». «Станционный смотритель» А.С. Пушкина - трагизм в повседневном однообразии - представлен как человеческая драма, неудовлетворённость жизнью, опустошённость. Главный герой - «маленький человек» Самсон Вырин. Он счастлив, но только до тех пор, пока рядом с ним его дочь Дуня. Как только она сбегает с Минским (по сути, от той же обыденности), жизнь для него теряет смысл.
Обыденное, пришедшее в русский язык еще в XII в., означает «происходящее за один день, нечто однодневное». С течением времени слово приобрело другое значение - «каждодневный» и «ничем не примечательный». Чувствуете, сходство двух слов - повседневность и обыденность? Оба определяют краткий отрезок земного существования человека, протекающего между восходом и заходом солнца. Смена времён года, утро и вечер, день и ночь - обыденные и повседневные событие. Но смена вёрст, городов, стран и материков - события уже менее скучные и монотонные.
Повсеместность образует куст этимологически близких к нему понятий, образующих один из главных фрагментов социологии повседневности. Он связан с ключевым понятием «место», от которого образовано слово «мещанин».
Место - это точка на ландшафте или поверхности земле. Место работы (фабрика) и место жительства (дом» в городе разнесены территориально. Поднявшись по службе или перейдя на более доходное место, человек может сменить сначала место работы, а позже и место жительства. Местность может остаться той же самой, например, город Москва, но место работы и место жительства изменились. Иными словами, изменения вашей локации (адреса или географических координат) происходят в рамках большого фрагмента городского пространства - мегаполиса. Местность - это крупная морфологическая часть ландшафта и регион проживания этнически однородной группы населения. Местные и земляки формируют замкнутые социальные круги, где защищают и продвигают преимущественно «своих».
На такой основе возникает феномен «местничества». Ме стничество- 1) порядок распределения государственных должностей (мест), не по заслугам, способностям или возможностям, а лишь по родовитости и знатности семейства, т.е. «по своим», в период с конца XV по конец XVII веков; 2) соблюдение узкоместных интересов в ущерб общему делу; 3) деятельность, направленная на обеспечение целиком или по преимуществу локальных, местных интересов в ущерб более широким (региональным, общегосударственным, общегражданским). Его производное - местечковость, служит частным случаем местничества и характеризует провинциальный, культурно отсталый тип менталитета, а не только назначений на должность. Местечковым на Украине именовали либо села, в которых проживали евреи, либо место компактного проживания евреев практически в каждом украинском селе. Мещане берут свои исторические корни именно отсюда, и только позже
53
они превращаются в общегородской топоним во всей России.
Слово «мещане» произошло от слова местные. Местные - живущие на этом месте здесь и теперь. Это географический аналог малой родины. Местные -патриоты и защитники своих мест, своего места в жизни, своей территории, своей кормовой базы, своих гробов и домов, своей семьи. Место рождения - первая родина, место происхождение, местоимение. Известны еще три категории людей: не-местные (пришлые) и безместные (без должности), а разномест-ные - это меняющие своё положение, не постоянные (перекати-поле).
Поместье - разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу в России в конце XV - начале XVIII веков - сродни скорее загородной даче, нежели этно-культурной местечковости, хотя корень у них общий, а именно «место». Поместье, особенно небольшое, иногда называли местечком, но чаще в ироническом смысле. Поместное войско - дворянская конница.
Как видим, повсеместность является не только вертикальным, а именно социально-стратификационным измерением, но и горизонтальным, историко-культурным и социально-этническим. Обыденность и повсеместность обозначают скучность и монотонность каждого отрезка вяло текущего времени человеческой жизни. Напротив, пространственные указатели - место, местечковость, местоположение, повсеместность -вскрывают разнообразие, неоднородность и даже неравенство территориальных единиц измерения.
История повседневности
Повседневность существует во всех странах и существовала во все времена - даже в те эпохи, когда еще не было государства как политической системы общества и культуры как фундамента высокой духовности. Многократно повторяющиеся изо дня в день рутинные действия, ставшие стабильными практиками по решению самых насущных задач и удовлетворению самых важных потреб-
ностей, есть у всех народов. Наиглавнейшие и крупнейшие из них запечатлены в культурных универсалиях Мёрдока.
История повседневности - это не реконструкция «жизни незамечательных людей», но скорее «жизни маленьких людей», день за днем, шаг за шагом творящих свою ежедневное существование, т.е. «истории частной жизни». Ее проблемное поле охватывает: 1) историко-демографические исследования (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, здоровье, заболеваемость, состояние медицинского обслуживания и его доступность); 2) изучение семьи, брака, семейных и интимных отношений, в том числе добрачных и внебрачных, взаимоотношений поколений, воспитания детей в семье; 3) «жизненные условия» (жилье, питание, одежда, транспорт, коммуникации, состояние сферы услуг, обеспеченность бытовой техникой и проч.); 4) проблемы досуга, отдыха, занятий спортом, соблюдение праздничных обрядов [25].
История повседневности - область, которая недоступна для масштабных или локальных выборочных обследований, case studies, наблюдений и опросов, зато подвластна нарративным приемам, в том числе анализу «профанных» текстов, биографическим метод, анализу документов, сравнительному историческому исследованию. Если социологи могут опросить респондентов, попросив их написать социальную автобиографию, то историки идут другим путем. Источником для них служат истории «маленьких людей», людей незнаменитых, неважных, маргиналов, отщепенцев, неудачников, пограничные и экстремальные ситуации. Через жизнь маленьких людей историки открывали жизнь большого общества. Повседневность - философия малых дел, сфера частной обыденной жизни, непраздничной домашней жизни.
Базу источников истории повседневности составляют: сводки новостей, архивы делопроизводительных документов учреждений, церковные метрические записи, документы лечебных учреждений, брачные договоренности (контрак-
54
ты), материалы устных опросов, предметы повседневного быта, музейные экспонаты и материалы археологических раскопок. Для отечественной истории огромную ценность представляют обширные материалы земской статистики о потребностях в сфере образования, здравоохранения, грамотности населения, объёмах региональной промышленности и торговли, описание хозяйственного быта, бюджетные программы, подворные переписи селений, регистрация грамотности, батрачества, построек, способов обработки земли, сведения о почве, рельефе, распределении угодий и культур, посеве и урожае хлебов, разных сторонах хозяйственной техники, формах владения и пользования землей, промыслах, кредите, платежах, благотворительности и школьном деле. Достаточно сказать, что к началу 1894 г. были опубликованы результаты местной подворной переписи крестьянских хозяйств по 171 уезду 25 губерний.
История повседневности - это разновидность микроистории, концентрирующаяся на обыденности, но так или иначе сопряженная с изучением исторической антропологии и культурных локализмов, анализом бытовой рутинности и факторов отклоняющегося (де-виантного) поведения. Ф. Бродель дал нам вполне разумные инструкции того, как нужно изучать историческую повседневность: «Материальная жизнь - это люди и вещи, вещи и люди. Изучить вещи - пищу, жилища, одежду, предметы роскоши, орудия, денежные средства, планы деревень и городов - словом, все, что служит человеку, - вот единственный способ ощутить его повседневное существование» [26]. В интернете широко цитируется и другая его мысль: «Повседневная жизнь - это обязательная школа цифр: словарь дебета и кредита, натурального обмена, цен, рынка, колеблющихся курсов денег захватывает и подчиняет любое мало-мальски развитое общество».
Отсюда вывод Ю.М. Лотмана: видеть историю в зеркале быта. Как и почему это надо делать? Он отвечает: «Быт -это обычное протекание жизни в ее
реально-практических формах; быт - это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас как воздух, и, как воздух, он заметен нам только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим - мы склонны его считать «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» [27]. Перспектива «история через призму быта» воплощается сегодня в многочисленных книгах, выходящих в сериях под общим названием «История в зеркале быта».
История повседневности - отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах [28]. «В центре внимания истории повседневности комплексное исследование повторяющегося, «нормального» и привычного, конструирующего стиль и образ жизни представителей разных социальных слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные события и мотивы поведения» [28].
Историческая повседневность через культуру повседневности в нашей стране рассматривалась И.Е. Забелиным, Н.И. Костомаровым, А. Терещенко, С.В. Максимовым, Д.К. Зелениным, И.С. Шмелевым в конце XIX - начале XX века. Среди современных этнографических и антропологических исследований можно отметить работы Т.А. Берн-штам, И. С. Кона, А.Л. Топоркова, С.В. Лурье, Н.Н. Козловой, Т.Б. Щепань-ской и др. Л.Д. Гудков, В.Г. Рыженко, С.Г. Климова, Б.В. Марков, Л.Н. Насонова, С.Н. Тесля, В.Д. Лелеко, Л.Л. Шпак активно разрабатывают аспекты, связанные с изучением повседневности. Их труды характеризуют проблемы быта, семьи, здоровья населения страны, общественно-политические умонастроения различных социальных групп. Определенный интерес представляют работы Е.Ю. Зубковой [29]. Знакомство с письмами и воспоминаниями простых
55
граждан позволило увидеть советскую жизнь не только с внешней стороны, но и глазами самих людей того времени. М.М. Кром включил в «оповседнев-нивание» истории описание одежды, распорядка дня, способов проведения досуга, на которых строились жизненные планы и складывались обыденные отношения, которые позволяли понять круг повседневных тревог и увидеть мир людей изнутри .
По мнению Ю.А. Полякова, «история повседневности - это сумма миллиардов судеб людей, живущих в далёком и близком минувшем, имеющих как общие глобальные черты, так и специфические, региональные, национальные, наконец, индивидуальные. Задача - обрисовать их образ жизни в историческом разрезе, выявляя общее и особенное, неизменное, сохраняющееся столетиями, и новое, ежедневно рождаемое буднями» [30]. История повседневности, согласно А. Людтке, это «детальное историческое описание устроенных и обездоленных, одетых и нагих, сытых и голодных, раздора и сотрудничества между людьми, а также их душевных переживаний, воспоминаний, любви и ненависти, а также и надежд на будущее» [31].
«Энциклопедия банальностей» Н.Б. Лебиной - путеводитель по быту, практикам женской повседневности (ношение одежды, мода, проблемы интимности и сексуальности, использование бытовой химии) и девиантным практикам советской эпохи (пьянство, суицид, проституцию, криминал) [32]. Н.Б. Леби-на исследует советскую городскую повседневность на примере г. Ленинграда. Особый акцент - на видах девиантного поведения, проблемах досуга, частной жизни и т.д. В частности, авторы книги «Обыватель и реформы. » размышляют о жизни обычных людей «обывателей» в условиях крупных реформ в годы НЭПа и хрущёвского десятилетия. Учёные анализируют проблемы коммунального жилья, одежды, питания и т.д.
Повседневность Петрограда и Москвы в 1917 г. отражена у В.Б. Аксенова, проблемы девиантной повседневности городов Пензенской губернии -
у С.Е. Панина, повседневная жизнь рабочих на предприятиях - В.С. Тяжель-никовой, С.В. Журавлева, М. Мухина, А.М. Маркевича, А.К. Соколова, Т.В. Дорониной. На материалах Ярославской губернии по городской повседневности созданы работы О.В. Ольневой. Городская повседневность Петербурга - работа городского транспорта, функционирование рынков и магазинов, народные развлечения, религиозная жизнь - раскрывается у Д. Засосова и В. Пызина. Проблемы жилищной политики Советского государства и ее реализации в архитектурном проектировании разных лет посвящены книги М.Г. Мееровича .
Статья М.Г. Рабиновича и М.Н. Шмелевой «К этнографическому изучению города» содержит развернутую «Программу этнографического изучения городов», где есть специальный раздел «Домашний быт» [33]. Программа описывает домашнее хозяйство, распределение семейных обязанностей, воспитание и обучение детей, распорядок дня, домашний досуг, межсемейное общение, традиционные знания(полученные от прародителей), трудовой и праздничный календарь, домашние способы лечения людей и животных. И.П. Труфанов и З.А. Янкова, проанализировав значение бытовой сферы для удовлетворенности образом жизни, проанализировали особенности быта горожан, доказав роль женщины как главного его организатора [34]. И.Б. Орлов реконструировал советскую повседневность 1960-х гг. по таким направлениям, как бытовое обслуживание, досуг и активные формы отдыха, семейные стратегии и «бытовой этатизм», место и роль «ненавязчивого сервиса», специфика массового туризма [35].
Во многих вузах читается курс «История повседневности». Было опубликовано даже несколько учебников по курсу «Российская повседневность»3. Если почитать книги про повседневную жизнь русских городов - любого века и любой губернии, - то окажется, что сю-
3 См.: Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930 годы. - СПб., Журнал «Нева», изд.-торговый дом «Летний сад», изд-во «Мктога». 1999.
56
да включены и народные гуляния, и театры, и зрелища, хотя все они относятся к праздничной, а не каждодневной реальности. А ведь изначально все ученые мужи строят оппозиции повседневность/ праздничность. И.Е. Забелин - видный историк русской повседневности, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея4 (ныне Государственный Исторический музей - ГИМ), автор более 250 работ [36], посвященных средневек. периоду русской истории, прежде всего истории Москвы [37]. Он подготовил двухтомное исследования «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы», а затем изложил в доступной форме результаты своих трудов и работ многих других ученых в книге «История города Москвы».
Изучение истории городской повседневности приобретает региональный аспект. Вопрос повседневности советского сибирского города в годы Гражданской войны вызывает интерес у А.А. Семенова, З.С. Кочиной, Л.Н. Кур-цева, О.Н. Гончаровой, А.А. Гуменюк, Ю.М. Гончарова, проблемы городской повседневности на территории Западносибирского региона - у И. И. Крот-та, И.В. Курышева, Т.В. Дорониной, Э.Е. Шумиловой и др. [38]. И.В. Нар-ский реконструирует историю повседневности уральских городов периода Гражданской войны и первых лет советской власти [39]. Среди работ, описывающих городскую повседневность XIX века, в частности, Томска XIX - первой трети XX века, можно отметить работу Н.М. Дмитриенко5, где показан слом социальной структуры общества, переход от сословной к классовой иерархии
4 Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города 1920-1930-е гг. СПб.: Журнал Нева, 1999.; Лебина Н.Б. О пользе игры в бисер: микроистория как метод изучения норм аномалий советской повседневности 20-30-х гг. // Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России в 1920-1930-е гг. СПб.: Нева, 2000; Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы: картины повседневной жизни горожан. СПб, 2003.
5 При И.Е. Забелине фонды музея увеличились в 200 раз с 15 тысяч единиц хранения до нескольких сотен тысяч.
и влияние этого перехода на жизнь горожан. Е.Ю. Зубкова [40] изучает послевоенного советского общества (проанализировано только население крупных городов). Описанию взаимосвязи между разноуровневыми потребностями горожан и городской средой на материалах Новониколаевска-Новосибирска в конце 1919 - первой половине 1941 года посвящена работа Е.И. Косяковой [41].
Литература
1. Журавлев С.В., Соколов А.К. Повседневная жизнь советских людей в 1920-е годы // Социальная история: ежегодник, 1997. М.: РОССПЭН, 1998. С. 287.
2. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999. С 291.
3. Kalekin-Fishman D. Sociology of everyday life // Current Sociology 2013, 61(5-6).
4. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994, с. 18.
5. Элиас Н. Понятие повседневного // Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. СПб., 2001. С. 24.
6. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М., 2004. С. 90.
7. Кнабе С.Г. Диалектика повседневности // Кнабе С.Г. Материалы и лекции по истории культуры и культуры античного Рима. М., 1994. С. 29-56.
8. Малова Е.Ю. Повседневность: сущность и предмет изучения в гуманитарных науках // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 7. С. 68-71.
9. Лефевр А. Повседневное и повседневность // Социологическое обозрение, vol. 6, no. 3, 2007, pp. 33-36.
10. Гарфинкель Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов // Социологическое обозрение. Том 3. № 1. 2003.
11. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2006.
12. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. Раздел «Размышления
57
о проблеме релевантности». Глава 7: Биографическая ситуация. М.: РОС-СПЭН, 2004.
13. Серто Мишель де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПб., 2013.
14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум,1995.
15. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2003, с. 677.
16. Троцкий Л.[Д.] Чтобы перестроить быт, надо познать его // Троцкий Л.[Д.] Соч. М.; Л.: Госиздат, 1927. Т. 21. С. 21.
17. Керов В.В. Екатеринбург, Томск, далее везде: какая она, российская история «Городской повседневности», и зачем она нужна? // Вестник Томского государственного университета. История, No. 48, 2017, Pp. 50-59.
18. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования, 2009, № 8, с. 7.
19. История российского быта: материалы XIV Всероссийской заочной научной конференции. СПб.: Нестор, 1999, с. 4.
20. Березовая А.Ю. Становление термина «Повседневность». Различные подходы к рассмотрению термина «Повседневность» учеными // Культура. Духовность. Общество, No. 1, 2012, Pp. 244-252.
21. Мягченко Г.Ю. Предметные области повседневности // Аналитика культурологии, No. 13, 2009, с. 164-167.
22. Ионин Л.Г. Повседневность как непраздник и неидеал // Художественный журнал. 1997. № 17.
23. De Сег1еаи M. Art de Faire. Vol. 1. L'Invention du Quotidien. Paris, 1980, p. 7.
24. Зощенко М. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 2. Л., 1986, с. 52.
25. Поляков Ю.А., Жиромская В.Б. Человек в повседневности: прошлое и настоящее. Научный совет РАН // Вестник Российского университета Дружбы народов. Сер. История России. 2003. № 2. С. 8.
26. Бродель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное // Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIN вв. М.: Прогресс, 1986, с. 41.
27. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994, с. 4.
28. Пушкарева Н.Л. История повсед-невностей и микроистория // Теория и методология истории: учебник для вузов / Отв. ред. В.В. Алексеев, Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев, Л.Е. Гри-нин. - Волгоград: Учитель, 2014, с. 312.
29. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953 гг. М.,1999; Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.
30. Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты) // Отечественная история. - 2000. - № 3. -С. 125.
31. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. М., 1999. С. 77.
32. Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. СПб., 2006.
33. Рабинович М.Г., Шмелева М.Н. К этнографическому изучению города // Советская этнография. 1981. № 6. С.15-17.
34. Труфанов И.П. Проблемы быта городского населения СССР. Л., 1973.
35. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М., 2009.
36. Историк Москвы и русского быта -Иван Егорович Забелин [Текст]: библиографический указатель / сост. И. Е. Бакши. - изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: ГБУК г. Москвы «ЦБС ЗАО», 2020.
37. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М.: Ин-т русской цивилизации, 2014; Костомаров Н.И. Быт и нравы русского народа. Смоленск: Русич, 2011.
58
38. Паликова Т.В., Красовская А.А. Повседневная жизнь советского сибирского города в 1917-1923 гг. // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии, no. 4, 2018, pp. 20-26.
39. Нарский И.В. Жизнь в катастрофе. Будни населения Урала в 19171922 гг. М., 2001.
40. Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск в XIX - первой трети XX века: управление, экономика, население. Томск, 2000.
41. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945-1953 гг. М., 2000.
42. Косякова Е.И. Новый быт сибирского Чикаго. Очерки городской повседневности Новосибирска между войнами. Новосибирск, 2006.
SOCIOLOGY OF EVERYDAY LIFE
Kravchenko A.I.
Deputy Editor-in-Chief of the journal "Sociology"
Sociology of everyday life is the most unpopular concept in academic science and the name of the scientific discipline that studies the most mass, popular and widespread state of social reality. Nothing seems more obvious than our day-to-day activities. We all spend our days doing things that are so routine and ordinary that they are hardly worth talking about - getting up, brushing our teeth, taking a shower, making a cup of tea or coffee, walking the dog, taking the kids to school, saying hello to the neighbors, getting on the commuter train, watching TV, getting ready for work and undressing for the night, having a quick lunch, coming home, having a glass of tea. And nothing is less obvious than the sociology of everyday life. And nothing is more studied and developed than the sociology of everyday life.
Keywords: everydayness, everydayness, ubiquity, everydayness gap, simulacrum, microevents, history of everydayness, ontology of eve-rydayness.
References
1. Zhuravlev S.V., Sokolov A.K. Everyday Life of Soviet People in the 1920s // Social History: Yearbook, 1997. Moscow: ROSSPEN, 1998. P. 287.
2. Markov B.V. Temple and market. Man in the space of culture. SPb., 1999. P. 291.
3. Kalekin-Fishman D. Sociology of everyday life // Current Sociology 2013, 61(5-6).
4. Weber M. Favorites. Society image. M.: Lawyer, 1994, p.18.
5. Elias N. The concept of everyday // Elias N. On the process of civilization. Socio-genetic and psychogenetic studies. SPb., 2001. S. 24.
6. Kasavin I.T., Shchavelev S.P. Analysis of everyday life. M., 2004. P. 90.
7. Knabe S.G. Dialectics of everyday life // Knabe S.G. Materials and lectures on the history of culture and culture of ancient Rome. M., 1994. S. 29-56.
8. Malova E. Yu. Everyday life: essence and subject of study in the humanities // Modern science-intensive technologies. 2007. No. 7. P. 68-71.
9. Lefebvre A. Everyday and Everyday Life // Sociological Review, vol. 6, no. 3, 2007, pp. 33-36.
10. Garfinkel G. Ordinary knowledge of social structures: a documentary method of interpretation in professional and non-professional search for facts // Sociological Review. Volume 3. No. 1. 2003.
11. Heidegger M. Being and time. St. Petersburg: Nauka, 2006.
12. Schutz A. Favorites: The world, glowing with meaning. Section "Reflections on the Problem of Relevance". Chapter 7: Biographical situation. M.: ROSSPEN, 2004.
13. Certo Michel de. The invention of everyday life. 1. The art of making. SPb., 2013.
14. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. M.: Medium, 1995.
15. Frame analysis: an essay on the organization of everyday experience. Moscow: Institute of Sociology RAS, 2003, p. 677.
16. Trotsky L. [D.] In order to rebuild life, one must know it // Trotsky L. [D.] Op. M.; L.: Go-sizdat, 1927. T. 21. S. 21.
17. Kerov V.V. Yekaterinburg, Tomsk, and then everywhere: what is the Russian history of the "Urban everyday life" like, and why is it needed? // Bulletin of the Tomsk State University. History, no. 48, 2017, Pp. 50-59.
18. Shtompka P. Focus on everyday life. A new turn in sociology // Sociological research, 2009, No. 8, p.7.
19. History of Russian life: materials of the XIV All-Russian correspondence scientific conference. St. Petersburg: Nestor, 1999, p.4.
20. Berezovaya A. Yu. The formation of the term "everyday". Different approaches to the con-
59
sideration of the term "Everyday life" by scientists // Culture. Spirituality. Society, no. 1, 2012, Pp. 244-252.
21. Myagchenko G. Yu. Subject areas of everyday life // Analytics of Cultural Studies, no. 13, 2009, p. 164-167.
22. lonin L.G. Everyday life as non-holiday and non-ideal // Art magazine. 1997. No. 17.
23. De Certeau M. Art de Faire. Vol. 1. L'Invention du Quotidien. Paris, 1980, p. 7.
24. Zoshchenko M. Collected works in 3 volumes. T. 2. L., 1986, p. 52.
25. Polyakov Yu.A., Zhyromskaya V.B. Man in everyday life: past and present. Scientific Council of the Russian Academy of Sciences // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Ser. Russian history. 2003. No. 2. S. 8.
26. Braudel F. Structures of everyday life. Possible and impossible // Material civilization, economy and capitalism of the XV-XVIII centuries. M.: Progress, 1986, p.41.
27. Lotman Yu.M. Conversations about Russian culture. Life and traditions of the Russian nobility (XVIII - early XIX century). SPb., 1994, p.4.
28. Pushkareva N.L. History of everyday life and microhistory // Theory and methodology of history: a textbook for universities / Ed. ed. V.V. Alekseev, N.N. Kradin, A.V. Ko-rotaev, L.E. Grinin. - Volgograd: Teacher, 2014, p.312.
29. Zubkova E. Yu. Post-war Soviet society: politics and everyday life. 1945-1953 M., 1999; Zubkova E. Yu. Society and reforms. 19451964. M., 1993.
30. Polyakov Yu.A. Man in everyday life (historical aspects) // Domestic history. - 2000. -No. 3. - P. 125.
31. Ludtke A. What is the history of everyday life? Her achievements and prospects
in Germany // Social history. Yearbook. 1998/1999. M., 1999. S. 77.
32. Lebina N.B. Encyclopedia of platitudes. Soviet everyday life: contours, symbols, signs. SPb., 2006.
33. Rabinovich M.G., Shmeleva M.N. To the ethnographic study of the city // Soviet ethnography. 1981. No. 6. S. 15-17.
34. Trufanov I.P. Problems of everyday life of the urban population of the USSR. L., 1973.
35. Orlov I.B. Soviet everyday life: historical and sociological aspects of formation. M., 2009.
36. Historian of Moscow and Russian life - Ivan Egorovich Zabelin [Text]: bibliographic index / comp. I.E. Bakshi. - ed. 2nd, rev. and additional - Moscow: GBUK of Moscow "TsBS ZAO", 2020.
37. Zabelin I.E. Home life of Russian queens in the 16th and 17th centuries. Moscow: Institute of Russian Civilization, 2014; Kostoma-rov N.I. Life and customs of the Russian people. Smolensk: Rusich, 2011.
38. Palikova T.V., Krasovskaya A.A. Everyday life of a Soviet Siberian city in 1917-1923. // Bulletin of the Buryat State University. Humanities Studies of Inner Asia, no. 4, 2018, pp. 20-26.
39. Narsky I.V. Life in disaster. Everyday life of the population of the Urals in 1917-1922. M., 2001.
40. Dmitrienko N.M. The Siberian city of Tomsk in the 19th - the first third of the 20th century: management, economy, population. Tomsk, 2000.
41. Zubkova E. Yu. Post-war Soviet society: politics and everyday life 1945-1953. M., 2000.
42. Kosyakova E.I. New life of Siberian Chicago. Essays on urban everyday life in Novosibirsk between the wars. Novosibirsk, 2006.
60