М.А. Ядова
«МОДЕРНИСТЫ» И «ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ» ПОСТСОВЕТСКОГО ПОКОЛЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ БИОГРАФИЙ1
Постановка проблемы
В основе исследований жизненных путей лежит идея о том, что социальную и институциональную структуру общества можно выявить и проанализировать на основе изучения биографий членов этого общества2. В последнее время широкую популярность приобрели дискуссии о необходимости модернизации российского общества. Очевидно, что в процессе модернизации важная роль будет принадлежать молодежи, мировоззрение и поведение которой сформировались под влиянием постсоветских трансформаций. Особый интерес вызывает когорта россиян, родившихся в начале 1990-х годов и представляющих собой, по сути, первое несоветское поколение. Однако одного знания о том, какой системы ценностей - современной или традиционной - придерживается постсоветская молодежь, недостаточно. Необходимо понять, какие именно факторы повлияли на выбор молодыми людьми той или иной жизненной стратегии. На наш взгляд, это можно сделать, изучив индивидуальные биографии юношей и девушек, в том числе представителей контрастных групп респондентов -модерно- и традиционно ориентированных. Данная статья основана на результатах глубинных полуформализованных биографических интервью с 17-19-летними россиянами. Остановимся подробнее на порядке отбора участников интервью.
В конце 2008 - начале 2009 г. группой сотрудников Института социологии образования РАО был проведен социологический опрос, посвя-
1 Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 10-03-00353 а (Модернисты и традиционалисты постсоветского поколения: Исследование индивидуальных биографий»).
2 Блоссфельд Ж.-П., Хьюнинк И. Исследование жизненных путей в социальных науках: Темы, концепции, методы и проблемы // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб., 2006. - Т. 9, № 1. - С. 15.
щенный проблеме соотношения современного и традиционного в ценностях постсоветской молодежи1. За основу современного типа поведения был принят тип действий, соответствующий основным характеристикам разработанной американским социологом А. Инкелесом аналитической модели «современной личности». В свое время А. Инкелес (совместно с Д. Смитом) обнаружил, что во всех обществах, испытывающих на себе влияние процессов модернизации, формируется так называемый современный тип личности. Современный человек - это активный член гражданского общества, с развитым чувством социальной ответственности, амбициозный и внутренне независимый, открытый новым идеям и опыту, отличающийся толерантностью к окружающим и уважительным отношением к законам2. Традиционными в нашем исследовании признавались качества, противоречащие современным.
Поскольку исследование Инкелеса показало, что модернизм индивида прямо пропорционален уровню его образования, было решено опросить юношей и девушек с разными социальными ресурсами, прежде всего образовательными. Объектом исследования стали московские старшеклассники и учащиеся колледжей как люди с потенциально различными типами будущей трудовой карьеры (N = 800 + 800)3. Основываясь на данных эмпирических исследований других авторов, мы предположили, что ученики 10-11-х классов, как правило, нацелены на получение высшего образования, а учащиеся колледжей - нет. Известно, что учащиеся колледжей являются преимущественно выходцами из слаборесурсных социальных страт, тогда как старшеклассники выросли в достаточно благополучных сильноресурсных семьях4. Таким образом, мы ожидали, что соотношение современного и традиционного в системах ценностей учащихся разных типов образовательных учреждений будет заметно различаться.
В первую группу опрошенных вошли ученики 10-11-х классов московских школ, из которых 48% учатся в 10-м классе и 52% - в 11-м. Вто-
1 Данное исследование также выполнялось при поддержке РГНФ (проект 08-0300268 а).
2 Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern. - Cambridge (МА): Harvard univ. press, 1974. - P. 19-32, 289-302.
3 Для поддержания гомогенности было решено по возможности выровнять обе под-выборки по полу и возрасту. Среди опрошенных учащихся колледжей - 52% мальчиков и 48% девочек, в подвыборке школьников это соотношение составляет соответственно 45 и 55%. Опрашивались юноши и девушки 15-18 лет. Средний возраст участников опроса в обеих группах - 16 лет.
4 Рощина Я.М. Социальная дифференциация молодежи в российском профессиональном образовании // Отечественные записки. - М., 2006. - № 3. - Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research/document7456.shtml
рую группу составили юноши и девушки, учащиеся на 1-2 курсах колледжей г. Москвы1.
Для достижения исследовательских целей была разработана методика, в которую в числе прочих входили проективные вопросы, позволяющие выявить поведенческие установки респондентов в повседневных жизненных ситуациях. Участникам опроса предлагалось выбрать тот или иной вариант действия в заданной воображаемой, но достаточно конкретной ситуации. Специалисты полагают, что данные, полученные при помощи такой процедуры, наиболее высоко коррелируют с фактическим поведением. Большинство ситуаций имеет отношение к предложенной Инкелесом модели «современной личности»: поведенческие выборы соответствуют современному или традиционному типу поведения, в отдельных случаях являются нейтральными.
Факторная структура поведенческих установок молодежи
Для уменьшения количества переменных поведенческого блока был проведен факторный анализ ответов респондентов обеих подвыборок. Применялся категориальный факторный анализ (Са1РСА) для работы с качественными данными2. В результате выделилось четыре фактора, так или иначе имеющих отношение к модели «современной личности»: факторы участия, амбициозности, законопослушности и свободы (см. табл.)3.
Первый фактор, условно обозначенный как фактор участия (информативность - 18%), состоит из суждений, связанных с проявлением социальной ответственности и активной жизненной позиции. Человек, разделяющий соответствующие суждения, готов вмешаться, если увидит, как на его глазах грабят человека или бьют животное, а также намерен вернуть найденный чужой бумажник владельцу. Он предупредителен и толеран-тен: в метро склонен уступить место больному пожилому человеку, при
1 Опрашивались только те, кто поступил в колледж после 9-го класса. Из них 83% учатся по программам среднего профессионального образования (СПО), а 17% - по программам начального профессионального образования (НПО). Профессии, которые получают представители этой группы, разнообразны: помощник машиниста электропоезда, столяр, электромонтажник, бухгалтер, товаровед, оператор ЭВМ, учитель начальных классов, социальный педагог и др.
2 Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы SPSS (версия 13.0). Для получения более простой и понятной структуры данных сначала был проведен категориальный факторный анализ, а потом в модуле классического PCA выполнен факторный анализ с Варимакс-вращением для преобразованных переменных. О приемлемости данной процедуры см., например: LintingM. Nonparametric inference in nonlinear principal components analysis: Exploration and beyond. — Leiden: Leiden univ. press, 2007. — P. 36.
3 В целом были выделены три группы респондентов, получивших высокие, средние и низкие значения по каждому фактору. В статье рассматриваются две крайние группы с высокими и низкими значениями.
выборе друзей не обращает внимания на их национальность. Такие действия во многом соответствуют так называемому helping behavior («помогающему поведению»).
Таблица
Факторные нагрузки суждений по четырем факторам, суммарно исчерпывающим 61% общей дисперсии1
Поведенческие намерения F-участие 18% F-амби-циозность 17% F-законо-послушность 15% F-сво-бода 11%
1 2 3 4 5
Если окажется свидетелем уличной кражи, постарается помешать вору 0,891 0,140 0,061 0,085
Вмешается, если станет свидетелем жестокого обращения с животным 0,843 0,069 -0,022 0,207
Если найдет потерянный бумажник, то сделает все возможное, чтобы вернуть его владельцу 0,810 0,273 0,315 -0,084
Уступит место больному пожилому человеку в метро 0,573 0,120 0,381 -0,117
При выборе друзей не обращает внимания на их национальность 0,428 0,220 0,138 0,054
Выбирает сложную работу, требующую ответственности и инициативности в противовес достаточно простой и однообразной 0,045 0,884 0,049 0,095
Предпочитает интересную работу высокооплачиваемой 0,025 0,798 0,237 0,099
Готов (а) (не боится) принять участие в конкурсе творческих работ учащихся 0,213 0,723 -0,063 -0,045
В случае возникновения трудностей при выполнении домашнего задания полагается прежде всего на свои силы 0,188 0,641 0,326 0,100
Не примет участия в махинации, если срочно понадобятся деньги на операцию близкому человеку 0,038 0,188 0,725 0,036
Не позволит родным дать взятку учителю даже в случае явного вымогательства (может обратиться к директору учебного заведения) 0,072 -0,114 0,690 0,353
Не будет покупать ворованную вещь даже по низкой цене 0,084 0,025 0,687 -0,206
Готов (а) оплачивать проезд в пригородной электричке, независимо от того, есть ли в ней контролер 0,134 0,261 0,676 -0,112
1 Доверительный интервал - 95%. Критерий сферичности Барлетта (р-уровень -0,000) указывает на то, что данные приемлемы для проведения факторного анализа. Критерий Кайзера — Мейера - Олкина (КМО) составляет 0,8, что означает высокую степень адекватности факторного анализа к данной выборке.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5
Если учитель якобы найдет «ошибку» в выполненной им (ею) работе, будет спорить с ним до тех пор, пока не убедит 0,185 0,104 -0,026 0,716
При выборе профессии не полагается на мнение родителей -0,158 -0,036 0,060 0,695
Примет участие в политическом митинге в случае ущемления своих прав 0,203 0,184 -0,189 0,693
Как выяснилось, отношение к поведенческим установкам оказания помощи сплотило школьников и учащихся колледжей. В обеих группах значительное число респондентов разделяют составляющие этого фактора (41,3% школьников и 29,9% студентов училищ), хотя треть старшеклассников и их ровесников из колледжей не поддерживают нормы взаимопомощи (соответственно - 30,1 и 36,6%)***1.
Фактор амбициозности (информативность - 17%) включил поведенческие намерения, соответствующие ценностям самореализации и профессионализма. Респонденты, обладающие высокими индивидуальными значениями по этому фактору, выбирают сложную работу в противовес достаточно простой и однообразной, предпочитают интересную работу высокооплачиваемой, не боятся принять участие в конкурсе творческих работ и склонны самостоятельно решать возникшие проблемы при выполнении домашних заданий.
Согласно полученным данным, суждения, характерные для фактора амбициозности, выбирают, как правило, школьники (47,6 У8 18,7% учащихся колледжей), а отвергает, напротив, молодежь с меньшим образовательным ресурсом (42,4 У8 24,9% старшеклассников) ***.
Разделяющие ценности законопослушности (информативность -15%) не примут участия в махинации, если срочно понадобятся деньги на операцию близкому человеку, не позволят родным принести «подарок» учителю-взяточнику, не купят ворованную вещь даже по низкой цене и не воспользуются возможностью проехать «зайцем» в пригородной электричке.
Среди школьников высокие значения по поведенческому фактору законопослушности получили 41,4%, а в группе учащихся колледжей -всего лишь 25,8% респондентов. Количество не выбравших суждения данного фактора в подвыборках старшеклассников и студентов училищ примерно одинаково - около трети (31,2 и 36% соответственно)***.
Респонденты, остановившие свой выбор на поведенческих интенциях фактора свободы (информативность - 11%), не боятся ослушаться родителей или учителя, если считают их неправыми. Кроме того, они отли-
1 *** Здесь и далее различия статистически значимы на уровне p < 0,001. Вероятность ошибки определялась при использовании теста хи-квадрат в программе SPSS в виде двусторонней асимптотической значимости.
чаются высоким уровнем протестной активности и в случае ущемления своих прав готовы принять участие в политическом митинге.
Закономерно молодежь с большим образовательным капиталом демонстрирует более сильные поведенческие ориентации на свободу, чем юноши и девушки из училищ (соответственно 40,1 и 26,6%), отвергают же составляющие данного фактора чаще всего представители слаборесурсной группы (ср.: 39,3 и 27,6%)***.
Несмотря на то что в сознании большинства опрошенных сочетаются модернистские и традиционалистские поведенческие установки, из общего числа респондентов мы выделили две полярные группы: «модернистов» и «традиционалистов»1. Итак, среди старшеклассников чуть более 20% опрошенных демонстрируют модернистские поведенческие намерения и лишь 7% - традиционалистские. В группе студентов колледжей «модернистов» совсем немного - 5,2%, а «традиционалистов» уже 15%***. Большинство же респондентов в обеих группах выбирают смешанный тип поведенческих намерений (см. рис.).
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
-
79,8
70,1
22,9
- I 7
,2=
□ "Модернисты" ешанный тип "Традиционалисты
Сильноресурсная Слаборесурсная группа группа
Рисунок.
Выбор стратегии поведения в зависимости от объема социальных ресурсов респондентов (%)
Схожесть поведенческих стратегий представителей разноресурсных групп молодежи, на наш взгляд, обусловлена некими общими мировоззренческими чертами, присущими в целом постсоветскому поколению. Однако необходимо отметить, что в группе сильноресурсных респондентов доля «модернистов» выше, чем «традиционалистов», а в подвыборке слаборесурсных картина обратная. Таким образом, гипотеза о существо-
1 К «модернистам» были отнесены респонденты, получившие наиболее высокие значения как минимум по трем из четырех факторов, «традиционалистами» считались те, кто набрал наиболее низкие значения хотя бы в трех из четырех случаях.
вании связи между модернизмом индивида и его «ресурсоемкостью» получила подтверждение.
О методике биографического интервью
При изучении истории жизни человека основным методом получения информации является биографическое интервью. В период с сентября 2010 г. по январь 2011 г. с частью респондентов, отнесенных по результатам анкетирования к «модернистам» и «традиционалистам», были проведены индивидуальные полуформализованные глубинные интервью биографического характера1. При выборе тем для беседы мы опирались на подход, предложенный немецкими социологами Ж.-П. Блоссфельдом и И. Хьюнинком, которые полагают, что жизненный путь человека протекает при влиянии:
- жизненных путей других людей, с которыми человек состоит в более или менее тесных отношениях интеракции: родителей, партнеров, детей, друзей и т. д.;
- общественных институтов и организаций (промежуточных инстанций, государственных учреждений, трудовых организаций);
- условий жизни в социальных и региональных контекстах, в которых протекает жизнь индивида или которые чередуются во времени;
- сложившихся и изменяющихся общественных структур и исторических событий, которые представляют собой социоструктурные, политические, правовые, культурные и экономические условия организации жизни2.
Для удобства вопросы в гайде интервью были распределены по нескольким тематическим блокам, посвященным детским и школьным годам респондентов, их взаимоотношениям с родственниками и друзьями, восприятию ими тех или иных политических событий, происходивших в нашей стране, и т.д.
За время, прошедшее с момента опроса, в жизни участников интервью произошли серьезные изменения: школьники успели окончить школу, учащиеся колледжей перешли на старшие курсы, кто-то из опрошенных обзавелся семьей, несколько девушек стали мамами. Все представители сильноресурсной группы (бывшие школьники), с которыми мы беседовали, успешно преодолели возникшую перед ними проблему статусного перехода и стали студентами вузов.
1 Для участия в интервью были отобраны две группы - «модернисты» и «традиционалисты» (К = 24 + 24), выравненные по объему социального ресурса и полу респондентов. Возраст опрошенных - 17-19 лет. Интервью были очными и записывались на диктофон. Беседа занимала от 50 мин. до 1 ч. 45 мин.
2 Блоссфельд Ж.-П., Хьюнинк И. Исследование жизненных путей в социальных науках: Темы, концепции, методы и проблемы // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб., 2006. - Т. 9, № 1. - С. 18.
Влияние близкого окружения
На момент интервью большинство опрошенных жили с родителями, хотя несколько человек успели создать собственные семьи, официальные или так называемые гражданские. Беседа показала, что среди «традиционалистов» больше тех, кто вырос в неполной или неблагополучной семье. Впрочем, и по данным проведенного нами ранее анкетирования, «модернисты» по сравнению с «традиционалистами» обладают более весомыми социальными ресурсами: они, как правило, выросли в полных (64,4 У8 46,6%*1), средне- и высокодоходных семьях (76 У8 63,1%***), в которых один или оба родителя имеют высокий уровень образования (72,9 У8 55,1%***).
В 14 [лет респондентки. - М.Я.] умерла мать, в 16 - лишила родительских прав своего отца. Выходит, с 16 - сиротка. <... > С мамой жила до 8 лет, но она не принимала участия в моем воспитании, так как постоянно находилась в запое, после чего отец забрал меня с собой, и я жила с ним и мачехой. Он участия тоже не принимал, воспитывала мачеха, всегда «кнутом» и очень редко «пряником». отца сама лишила, в суд подала и выиграла дело. <...> под опеку взяла бабушка по маминой линии.
Студентка колледжа, 18 лет (Т)2
- Мама уехала этим летом ... от нас. Навсегда.
- А что случилось? Родители развелись, что ли?
- Да они в разводе уже как 17 лет. Жили вместе, а вот в этом году мама решила уехать.
- А ты как - живешь с папой или отдельно?
- Отдельно. Отец живет в этом же доме. А так я живу практически со своим молодым человеком. Наверное, уже третий год. Так что моя семья -это мой молодой человек.
Студентка вуза, 18 лет (Т)
- Они [родители. - М.Я.] развелись. дился. Мне было 3 года. Я его [отца.
- Вы не общаетесь ?
- Да нет как-то.
Давно уже, когда брат младший ро-- М.Я.] не очень помню.
Студент вуза, 17 лет (Т)
Участников интервью спрашивали о людях из числа их близких, являющихся для них примером. Мы предположили, что в ближайшем окружении «модернистов» есть носители современных взглядов, в то время как «значимые Другие» «традиционалистов» придерживаются традиционных
1 * - р < 0,05.
2 (Т) - «традиционалист (ка)», (М) - «модернист (ка)».
принципов. В целом данная гипотеза подтвердилась. «Модернисты», отвечая на этот вопрос, часто говорили о людях социально активных, из разряда «сделавших себя», нестандартно мыслящих, много знающих и умеющих. Уважение «традиционалистов» вызывают, как правило, люди, наделенные чертами авторитарной личности: твердые до жестокости, умеющие настоять на своем и получить то, что нужно, любой ценой. Значительная часть «традиционалистов» убеждена, что пример брать не с кого: «все плохие». Некоторые «модернисты» и «традиционалисты» отметили, что конкретного человека в качестве примера назвать не могут: им импонируют отдельные личностные качества разных людей.
Я всегда с детства стремилась быть как отец. <...> Он не из Москвы, он вырос в деревне. Из всех детей, из всех братьев-сестер, он единственный смог переехать в Москву, родить трех детей, построить свой бизнес. Ну, я всегда во всем хотела быть такой, как он. Отец всегда мне был, ну, не ближе мамы, а. Ну, мама - это одно, а отец всегда выступал не столько в роли отца, сколько в роли друга, что ли.
Студентка колледжа, 18 лет (М)
Дедушка по бате... Человек, который был всегда добр к людям, всегда помогал, был бессребреником, ну и просто через труд привил мне способность мыслить. Он никогда не сидел без дела. И мне говорил, что без дела сидеть мужику просто нельзя, всегда нужно что-то делать, учиться новому. А вообще мы с ним дом построили. Я с его подачи постоянно на даче помогал картошку копать, полить грядки, прополоть.<... > Ну и плюс один момент, который навсегда мне дедушку запомнил. Татуировочки в жвачках раньше были и сейчас есть такие временные. Наклеил я один раз такую, и дедушка заметил, схватил меня за руку, взял нож и под холодной водой начал счищать. В детстве очень сильно напугал... и обиделся на него. Сейчас понимаю, что из-за этого момента больше никаких печатей, рубцов, и по-другому тело уродовать не хочу и не буду, просто как дань тому, что я понял, что дедушка хотел мне объяснить. Нужно другим выделяться, быть человеком, а не татуированной куклой, которая бежит за всем, что модно.
Студент вуза, 18 лет (М)
Нет, не бывает совершенных людей, нет такого, который для меня был бы словно идол или кумир.
Студент колледжа, 18 лет (Т)
Вообще-то все люди поганые, что их копировать. Ну, если только батя. Он сильный человек, его боятся. Ему если надо, он закопает всех, но свое получит.
Студент вуза, 18 лет (Т)
Воспоминания о детстве
По мнению специалистов, «детство - это не только "прелюдия" к взрослости, не просто "подготовительный класс" перед вступлением в жизнь - детство ценно и значимо само по себе... юность, и зрелость, и старость во многом оказываются определены именно тем, как прошло детство человека»1. Образно об этом сказал Ж.-П. Сартр: «У каждого человека свои природные координаты: уровень высоты не определяется ни притязаниями, ни достоинствами - все решает детство»2.
Респондентов просили рассказать о счастливых и огорчительных эпизодах своего детства, а также оценить детство в целом, ответив на вопрос, какие моменты - счастливые или не очень - в нем преобладали. Большинство опрошенных, независимо от их модернизма / традиционализма, оценивают свое детство как счастливое. О том, что в детстве им пришлось увидеть больше плохого, говорили немногие, преимущественно дети алкоголезависимых родителей. Стоит подчеркнуть, что даже юноши и девушки из малообеспеченных семей вспоминают свое детство с радостью. Вероятно, переживание ситуации экономической депривации по своим последствиям менее травматично для психики ребенка, чем ощущения психологического дискомфорта и недостатка эмоционального тепла.
Я всегда вспоминаю то время как сказку. Я даже не помню, какие там были огорчительные моменты. Сплошной восторг и счастье!
Студентка вуза, 18 лет (М)
А огорчительных было намного больше, потому что ни один праздник не обходился без родительской ссоры, драки и так далее. <...> У меня отец любитель выпить.
Студентка вуза, 18 лет (Т)
Из счастливых эпизодов участники интервью чаще всего называли радость от полученных подарков или от общения с родными и друзьями. Горечь вызывали воспоминания о сломанных любимых игрушках и наказаниях за шалости. Несколько «модернистов» назвали «счастливыми» ощущения от преодоления трудностей, связанных с освоением какой-нибудь нового дела. Это кажется близким мировосприятию современного человека, стремящегося к улучшению своих знаний и мастерства.
Сейчас почему-то вспомнилось, я очень хотела поступить в музыкальную школу и очень просила родителей. У меня мама училась в музыкальной
1 Безрогов В. Архив воспоминаний о детстве университета Российской академии образования // Развитие личности. - М., 2003. - № 1. - Режим доступа: http://rl-online.ru/ агйс1ея/1-03/66.Мт1
2 Цит. по: там же.
школе, но она ее не закончила и говорила мне: «Я знаю, что это такое, это тяжело». Но я ее не слушала и просила «хочу-хочу». Меня отвели. Я прошла вступительное испытание, ну, прослушивание. Сказали, что меня берут, и это было счастье. Маленькое детское счастье!
Студентка вуза, 19 лет (М)
Воспоминания этой же респондентки об огорчительном моменте детства также имеют модернистскую «окраску».
Мне очень огорчительно всегда было, когда что-то не так сделала в игре на фортепиано, сфальшивила, например. Помню, мы как-то выступали, и я на одну ноту ошиблась. Потом очень плакала от этого, хотя меня не ругали, но я сама себя ругала. Я сама себе «неудовлетворительно» поставила.
Студентка вуза, 19 лет (М)
Школьные годы
Человек не может развиваться оторванным от общества - еще будучи ребенком, он вовлечен во взаимодействия с различными социальными институтами и организациями. В ходе интервью респондентов спрашивали об их школьных годах, взаимоотношениях с одноклассниками и учителями. Примечательно, что, говоря о конфликтах, с которыми им пришлось столкнуться в школе, многие «модернисты» вспоминали о противостояниях с учителями, тогда как «традиционалисты» чаще рассказывали о «битвах» (иногда в прямом смысле) с одноклассниками. Если учесть, что успеваемость «модернистов» выше, чем «традиционалистов», такой парадокс кажется труднообъяснимым. В то же время анализ «модернистских» конфликтных ситуаций обнаруживает их нестандартность: это не классические случаи проявления нерадивости в учебе и хулиганства. Зачастую причина конфликтов с учителями кроется в желании «модернистов» «сметь свое суждение иметь», т.е. в самом модернизме (!) опрошенных.
- У меня были стычки с моим завучем. Просто у нас была форма, а я не хотела ходить в форме. И она все время меня по этому поводу...
- А почему ты не хотела ходить в форме? Это был какой-то сознательный протест?
- Просто у нас была форма... - белый верх, темный низ. Ну, я просто не любила. Нет, я, конечно, приходила как надо. Но иногда. Просто я не любила таких радикальных мер - идти, например, домой и переодеваться. И я ей говорила: «Я же хорошо учусь, нормально себя веду, что вы там?»
Студентка колледжа, 18 лет (М)
У нас была злющая химичка, и все от нее плакали. Прям зверь! На каждом уроке истерики. Все подстраивались, а я на нее даже к завучу ходила жа-
ловаться. Хорошо, она потом сама ушла. У нее оказался какой-то психический диагноз.
Студентка вуза, 18 лет (М)
Интересно сравнить отношение к образованию «модернистов» и «традиционалистов» разноресурсных социальных групп. По воспоминаниям сильно- и слаборесурсных «модернистов», учеба в школе никогда не доставляла им хлопот, многие признавались, что получают удовольствие от самого процесса обучения. Один юноша, например, в 15 лет экстерном окончил школу и поступил на бюджетное отделение государственного университета. Все «модернисты», учащиеся в колледжах, говорили о своих планах поступить в вуз.
Да, я хочу в Питер уехать учиться. Если у меня будет «красный диплом», я сразу на 4-й курс поступлю, без потери года. Вроде так можно.
Студентка колледжа, 18 лет (М)
Мнения «традиционалистов» о важности и ценности образования разделились. Все сильноресурсные «традиционалисты», с которыми мы беседовали, получают высшее образование и считают необходимым достойно закончить вуз. Стали студентами и те, кто, по собственному признанию, в школе «забивал на учебу». Если принять во внимание, что многие традиционно настроенные студенты вузов учатся за плату (среди «модернистов», напротив, студентов-«контрактников» единицы), то можно сделать вывод, что помогают им в этом ресурсы родительской семьи.
Я теперь по-другому ко всему этому отношусь. Я учусь за плату. И так уже не забиваю на учебу. Институт надо по-любому закончить.
Студент вуза, 17 лет (Т)
Что до слаборесурсных «традиционалистов», то получение высшего образования в их планы, как правило, не входит. На их взгляд, главное -быть мастером своего дела.
Девяностые и нулевые глазами молодых
Трудно не согласиться с В.В. Семеновой, считающей крайне интересным в биографическом исследовании анализ коллективного опыта «проживания» определенной социальной ситуации»1. По ее мнению, сравнительный анализ аналогичных случаев дает пищу «для описания социальной проблемы, которая вырисовывается за сходными обстоятельствами
1 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2001. - С. 402. - В сотр. с Семеновой В.В.
и действиями, за общей социальной практикой людей»1. Часть вопросов интервью была посвящена восприятию респондентами политических событий, современниками которых в той или иной мере они были. Стоит отметить, что если 1990-е годы юноши и девушки знают прежде всего из рассказов родителей и учителей, то «эпоха нулевых» для них - время собственных осознанных воспоминаний.
Ну, я был совсем маленький и не чувствовал этого всего. Знаю, что в стране был бардак, и родители часто рассказывают, что в тот момент, когда у некоторых не было еды, кто-то барыжил на чужом горе. А они зашли в магазин поесть купить, деньги были, а прилавки пусты. В итоге сидели, давились дешевыми на тот момент морепродуктами - раками, крабами. Больше купить было нечего.
Студент вуза, 18 лет (М)
Насколько участники интервью внутренне дистанцированы от последнего десятилетия XX в., можно судить по тому, с какой неуверенностью и / или шаблонностью они перечисляют основные политические события тех времен. Распад СССР, октябрьский путч 93-го, чеченская война, дефолт 98-го - кажется, для постсоветской молодежи эти события находятся где-то на задворках памяти, между Куликовской битвой и восстанием декабристов. Говоря о реалиях 1990-х, некоторые путались в определениях. Например, один студент колледжа (18 лет, М) перепутал слова «фраер» и «рэкетир».
Кстати, о рэкете как неотъемлемом атрибуте 1990-х вспоминали многие. Причем для части респондентов - прежде всего традиционалист-ски ориентированной - деятельность рэкетиров полна блатной романтики.
Было круто, парни ездили на байках и грабили ларьки или участвовали в разборках. Смелые ребята! В советское время «крутых» не было, они появились в 90-е.
Студент колледжа, 17 лет (Т)
- А вообще мне нравятся 90-е, я бы очень хотела бы жить в эти года. Был бы сейчас свой, так сказать, бизнес.
- Рэкетиршей, что ли, хотела бы стать?
- Да. (Смеется.) Хоть это и плохо, наверное, но меня привлекает вся эта бандитская романтика.
Студентка колледжа, 18 лет (Т)
Тем не менее большинство «модернистов» и «традиционалистов» оценивают 1990-е годы как негативные для нашей страны. Основная при-
1 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2001. - С. 402. - В сотр. с Семеновой В.В.
чина общеизвестна - экономическая нестабильность, породившая голод, разруху, рост преступности. Что касается демократических завоеваний, то отношение к ним участников интервью довольно настороженное. Даже «модернисты» полагают, что дарованные стране свободы принесли много вреда.
Негативные, развал экономики, бурный рост преступности. Нищета, всем приходилось вертеться, кто как мог.
Студент вуза, 17 лет (М)
У нас такой народ, такая молодежь, она не очень-то сама принимает решения, а больше активно все это впитывает. И цензура, она действительно нужна. Государство должно отфильтровывать, что нужно показывать, что - нет. Раньше люди не видели всей этой чернухи, сейчас это буквально на каждом углу.
Студентка колледжа, 18 лет (М)
Общая оценка 2000-х годов в целом более позитивна. Многие «модернисты» и «традиционалисты» убеждены, что этот период дал россиянам долгожданное спокойствие, материальный достаток, различные доступные «радости жизни» в виде Интернета, технических новинок, путешествий за границу и др. Конечно, как говорили в Советском Союзе, присутствуют «отдельные недостатки», но они ничто по сравнению с тем хаосом, который царил в годы правления Ельцина.
Позитивные, устаканились бурные девяностые, у людей появилась возможность спокойно жить, появился Интернет и прочие радости жизни. Прекрасное время.
Студент вуза, 17 лет (М)
В принципе меня все устраивает в нашей стране, ничего негативного нет.
Студент вуза, 17 лет (М)
2000-е годы... Кризис. Все, что вспомнила негативного. А все остальное хорошо: купить можно, что хочешь, очередей нет.
Студентка колледжа, 18 лет (Т)
В то же время некоторые участники интервью - с современными и традиционными взглядами - давали негативную оценку «стабильным» нулевым. Прежде всего, их беспокоит низкий уровень культуры и нравственности российской молодежи, многие отмечали, что их «пугают те, кто моложе», поскольку в этой когорте «деградация полная».
Еще меня пугают те, кто моложе, там, мне кажется, деградация полная уже. Они ничего не читают, ничем не интересуются, только тусуются. Я знаю, как некоторые в 14 лет уже систематически напиваются. Прогулял школу, потому что с похмелья! Это нормально разве?
Студентка вуза, 18 лет (М)
Мне кажется, мы немного распустились за последнее время. В принципе, может быть, это и нормально для нашего времени. Но все равно кажется, что та молодежь, которой сейчас лет по 15-14... слишком развязна. Не знаю, как сказать, но мне, например, противно на это смотреть. Это не то, что бабушки на лавочке кости перемывают: «Вон она идет с сигаретой». Просто даже если по Контакту полазить, фотки какие-нибудь посмотреть у них, это просто кошмар! Это просто некрасиво! <. > Россия вроде процветает, стремится вверх потихоньку. Но то, что сейчас нравственно происходит, как-то нехорошо.
Студентка вуза, 18 лет (Т)
У части «модернистов» сложилось впечатление, что по последствиям для страны 2000-е годы нельзя назвать ни позитивными, ни негативными, потому что они «никакие», они, как «серый скучный сон», по выражению одной респондентки.
Даже не столько негативные, сколько никакие. Вот уже прошло 10 лет с путинского времени. И не изменилось фактически ничего. Вот хотя бы даже взять послевоенное время. Мы страну восстановили за два года. Большее количество заводов, фабрик, домов были построены. <. > А. Путин за 10 лет. не сделал практически ничего. И у нас вся продукция ввозится из-за рубежа. У нас есть нефть и газ, и все, которые через несколько лет закончатся. Мы не производим ничего. <... > Надо что-то делать, но никто не чешется. Что-то он сделал, конечно, но.
Студентка колледжа, 18 лет (М)
. И позитивное сейчас есть, и негативное. А что перевешивает, не знаю. С нынешними ценами на нефть мы могли бы о-го-го сколько сделать. А мы не сделали. И поэтому это время не кажется таким уж распрекрасным, слишком много упущено. И эти годы какие-то однообразные, как серый скучный сон, который никогда не кончится. Люди устали ждать, у них нет надежды.
Студентка вуза, 18 лет (М)
Интерес к политике
Согласно концепции Инкелеса, современной личности свойствен интерес к жизни общества, в том числе и к политической. Человек же традиционный, не веря в возможность простых людей повлиять на общест-
венные события, более ориентирован на проблемы личного характера, т.е. подвержен «астеническому синдрому», по терминологии Ю. Левады. Результаты нашего исследования в целом подтвердили этот факт: в семьях «модернистов» принято интересоваться тем, что происходит в стране и за рубежом, обсуждать политические новости, в семьях «традиционалистов» такая практика распространена в меньшей степени1. Отметим, что интерес к политике некоторых «традиционалистов» обусловлен их национализмом: из всего спектра политической информации они увлеченно отслеживают лишь новости о мигрантах. Индифферентное отношение к политике особенно характерно для девушек-«традиционалисток», живущих с мужем или молодым человеком отдельно от родителей. Видимо, это связано с их вовлеченностью в заботы о собственной семье.
Мы частенько обсуждаем политику.
Студентка колледжа, 17 лет (М)
Я очень интересуюсь политикой и в основном всегда завожу разговоры на эту тему, мои родные меня поддерживают, а если они против, то я все равно внушаю им, и, в конце концов, они принимают. Но в последнее время они и так со мной согласны. <... > ...раньше они были против моих националистических настроев, но теперь - «за».
Студентка колледжа, 18 лет (Т)
Я совсем не интересуюсь. Я около года не могла привыкнуть к тому, что у нас президент-то сменился. Моему молодому человеку это тоже по барабану.
Студентка колледжа, 18 лет (Т)
Дискуссий я никогда не слышал, возможно... что родители между собой это обсуждают, а так, как я вижу, только отец смотрит новости.
Студент колледжа, 18 лет (Т)
Хотя и многие «модернисты» признавались, что их не слишком волнует политика, а к просмотру и обсуждению новостей они подключаются с подачи старших родственников.
1 Известно, что при разработке опросного инструментария с особым тщанием следует подходить к формулировке вопросов. Первоначально мы собирались выяснить, существует ли какая-либо связь между модернистскими или традиционалистскими аттитюдами респондентов и политическими пристрастиями их родителей. Однако при апробации методики оказалось, что вопрос о политических взглядах родителей многие юноши и девушки воспринимают как «опасный» и дают на него уклончивые ответы. Поэтому пришлось изменить формулировку вопроса, сделав его менее личным: респондентов стали спрашивать о том, принято ли в их семье обсуждать политические события, происходящие в России и за рубежом.
Обсуждают, конечно, и стараются меня как-то приобщить к этому делу. (Смеется.) Я не такая поклонница политики прям, но новости смотрю. Бабушка, когда смотрит новости, всегда меня зовет: «Иди, послушай. Ты - гражданин свой страны, должна жить ее проблемами, ты должна знать, что творится в мире».
Студентка вуза, 19 лет (М)
Выводы
Проведенное исследование позволило выделить общее и особенное в индивидуальных биографиях «модернистов» и «традиционалистов» постсоветского поколения. Так, обнаружилось, что в группе «традиционалистов» больше выходцев из экономически депривированных и неблагополучных семей. Как мы и предполагали, при усвоении индивидом новых и традиционных ценностей огромную роль играет социальное окружение. «Модернисты» стремятся брать пример со своих современно ориентированных близких, а в окружении «традиционалистов» «значимых других» либо не существует, либо их представляют люди с традиционным стилем мышления. В семьях «модернистов» принято следить за жизнью общества и политическими новостями, тогда как в семьях «традиционалистов» такая практика не столь распространена. «Модернисты» и «традиционалисты» схожи в своих воспоминаниях о детстве, за редким исключением носящих позитивный характер. Все модерно и традиционно ориентированные представители сильноресурсной подвыборки, желая в будущем занять достойное место в системе социальной стратификации, стремятся повысить уровень своего образования (поступили в вузы), в чем им нередко помогают ресурсы родительской семьи. «Модернисты» слаборесурсной группы также нацелены на получение высшего образования, и лишь низкоресурсные «традиционалисты» готовы ограничиться образованием, полученным в колледже. Отношение респондентов к постсоветскому периоду развития российского общества основано преимущественно на тиражируемых в отечественных СМИ штампах о «лихих» девяностых и «спокойных» нулевых. Примечательно, что для многих опрошенных ценность демократических свобод не кажется очевидной; по крайней мере, материальное благополучие они ценят куда выше.