Научная статья на тему 'Потенциал Северо-Кавказского региона: сущность и критерии оценки'

Потенциал Северо-Кавказского региона: сущность и критерии оценки Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1620
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / CAPACITY OF THE REGION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF NORTH CAUCASUS REGION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ / ECONOMIC DEVELOPMENT OF FEDERAL DISTRICTS / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шихалиев Темир Валерьевич

Автором рассматриваются сущность потенциала Северо-Кавказского региона, экономические особенности, региональные посткризисные изменения в промышленном и инвестиционном секторах экономики, предлагаются направления социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPACITY OF NORTH CAUCASUS REGION: ESSENCE AND CRITERIA OF THE ASSESSMENT

The essence of capacity of the region, economic features of North Caucasus region, regional post-crisis changes in industrial and investment sectors of economy are considered by the author, the concept “capacity of the region” is specified and the directions for social and economic development of North Caucasus federal district are offered.

Текст научной работы на тему «Потенциал Северо-Кавказского региона: сущность и критерии оценки»

8. Свободное слово: Интеллектуальная хроника. Альманах. 2002.

9. http://www.kremlin.ru/news/19665.

10. Культурная элита предстала перед Путиным // Независимая газета. 2013. 22 ноября.

11. Кислицын С.А., Кислицына И.Г. История Ростовской области. К 75-летию образования. Ростов н/Д., 2013.

12. Федеральный закон РФ «О государственном языке Российской Федерации» от 20 мая 2005 г. № 53-Ф3. Ст. 2.16. 9.

13. Кислицын С.А. Контрэлиты, оппозиции и фронды в политической истории России. М.: URSS, 2012.

14. Литературная газета. 2013. 27 ноября.

УДК 332.1

Шихалиев Т.В.

Потенциал Северо-Кавказского региона: сущность и критерии оценки

Автором рассматриваются сущность потенциала Северо-Кавказского региона, экономические особенности, региональные посткризисные изменения в промышленном и инвестиционном секторах экономики, предлагаются направления социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

Ключевые слова: регион, потенциал региона, социально-экономическое развитие, направления развития, экономическое развитие федеральных округов.

В настоящее время развитие экономики региона и управление им во многом зависит от величины и эффективности применения его ресурсного потенциала, т.е. совокупности всех видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых и т.п.), формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства.

Эффективное использование природно-ресурсного и социального потенциала региона обеспечивает бесперебойное, эффективное функционирование всех сфер и отраслей территории. В свою очередь эффективность развития региона основана на тех показателях -индикаторах, которые свидетельствуют о положительных или отрицательных результатах той или иной сферы жизнедеятельности общества.

Потенциал региона - это не только достигнутый регионом экономический и социальный уровень, но и те резервы, которые имеются на той или иной территории, т.е. сущность потенциала региона заключается в совокупности имеющихся средств, возможностей в конкретной области.

Исследуя потенциал федеральных округов РФ в условиях восстановительного экономического процесса, прежде всего следует обозначить Северо-Кавказский регион (далее -СКР), экономические особенности и потенциал роста экономики которого тесно связаны с его выгодным экономико-географическим положением:

1. Выход к трем морским бассейнам - Каспийскому, Азовскому и Черному, по которым осуществляются межрайонные хозяйственные связи, влияет на размещение и специализацию хозяйства не только самого района, но и обеспечивает внешнеэкономические связи РФ со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока и Южной Европы.

2. Хозяйственное, этническое и инфраструктурное взаимодействие со странами -бывшими республиками СССР (Грузией, Азербайджаном и мощным Донецко-Приднепровским районом Украины) усиливают стратегическое и экономическое значение данного района для всей России [1].

3. Стабильность рынков сбыта, продукции сельскохозяйственного, энергетического и транспортного машиностроения, нефтехимии, пищевой и легкой промышленности,

агропромышленного комплекса, цемент и уголь. Связано это прежде всего с прилежанием территории к важнейшим железнодорожным, автомобильным и трубопроводным магистралям, связывающим Россию со странами Закавказья, обеспечивающим СКР.

4. Развитие промышленности по добыче и переработке сырья, а именно запасы нефти (0,8% общероссийских запасов нефти промышленных категорий и 0,9% общероссийских перспективных и прогнозных ресурсов), но она лучшая в стране по качеству (Майкоп, Ку-бано-Причерноморский район, Дагестан и Чечня); каменный уголь (4% промышленных запасов угля России); залежи природных ресурсов; запасы гидроэнергии (хотя их экономический потенциал невелик - 25 млрд кВт/ч (Дагестан и Кубань)). В регионе издавна добывают свинец и цинк.

Промышленные запасы полиметаллических руд (Северная Осетия, Карачаево-Черкесия). Залежи свинцовых руд есть в Кабардино-Балкарии. Вольфрамовые руды распространены значительно шире, но основным разрабатываемым месторождением остается Тырныаузское. Месторождения медных руд есть в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестане и др. На территории региона имеются запасы ртутного сырья. Месторождения киновари, из которой возможно извлечение ртути в промышленных количествах, известны в Дагестане, Краснодарском крае (бассейн: р. Большой Лабы), Кабардино-Балкарии (бассейн р. Терека) [2].

5. Рекреационные ресурсы района - различные минеральные воды: азотные, азотно-метановые (минерализация до 25 г/л) Нальчика, Майкопа, Махачкалы, Каякенте, Рычал-Су; азотные и метановые сульфидные термальные, хлоридные или хлоридно-гидро-карбонатного натриевого состава (минерализация до 35 г/л) Сочи, Дагестана и др. Особенно богаты минеральными источниками северные предгорья Большого Кавказа, черноморский склон Кавказа. Много их в предгорьях Ставропольского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии [3].

6. Агропромышленный комплекс, в отраслях которого производится свыше 1/2 валового продукта СКЭР. На базе сельскохозяйственного сырья создана крупная пищевая промышленность, представленная многочисленными отраслями: мясной, маслобойно-жировой, молочной, сахарной, винодельческой, плодо- и овощеконсервной, мукомольно-крупяной, табачной, чайной, рыбной и др. Северный Кавказ - важная продовольственная база России, поставщик зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, овощей и плодов, винограда и продуктов животноводства. Многопрофильное высокотоварное сельское хозяйство -основа АПК Северного Кавказа [4].

Северный Кавказ занимает ведущее место в России по настригу шерсти. В среднем настриг тонкой шерсти на одну овцу составляет более 4,5 кг. Северный Кавказ производит более 16 % шерсти Российской Федерации. Для овцеводства используются степные пастбища Ставропольского края, высокогорья Большого Кавказа. Зимние пастбища овец организуются в Ногайских степях Дагестана. Развито на Северном Кавказе и птицеводство [5].

В настоящее время Северо-Кавказский экономический район, так же как и другие районы России, испытывает жесточайший кризис, спад производства во всех сферах экономики, что отягощается национальными конфликтами, межэтническими проблемами. Поэтому главной задачей перспективного развития этого сложнейшего региона являются: стабилизация политической и экономической обстановки, проведение экономических рыночных реформ, развитие многообразия всех форм собственности, предпринимательства и особенно - первоочередное решение социальных проблем [6].

Сферы инвестиционной активности и промышленного сектора являются особенно показательными в период посткризисного развития экономики как для Северо-Кавказского, так и для других регионов, но не демонстрируют значительных колебаний, а, наоборот, равномерны, что, в свою очередь, подтверждается слабыми различиями в территориальной структуре данных показателей в 2008 и 2013 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Территориальные сдвиги инвестиционного и промышленного секторов экономики

в 2008-2013 годах, % к РФ

Федеральный округ Инвестиции Промышленность

2008 2013 2008 2013

Центральный 26,6 21,1 26,9 26,8

Северо-Западный 12,9 11,7 12,3 12,2

Южный 8,0 9,5 5,1 5.6

Северо-Кавказский 2.4 3,1 0,9 1,1

Приволжский 16,8 16,3 20,1 20.5

Уральский 15,5 18,4 19,4 17,8

Сибирский 10,8 11,9 11,5 12,1

Дальневосточный 7,0 8.0 3,8 4.3

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ СКФО в январе-сентябре 2013 г. характеризуется следующими данными. В январе-сентябре 2013 г. общие доходы консолидированных бюджетов субъектов СКФО составили 241 154,3 млн рублей, за 9 месяцев 2012 г. - 239138,1 млн руб. В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов СКФО за 9 месяцев 2013 г. на долю налоговых и неналоговых доходов приходится 37,9 %, что составляет 91403,5 млн руб. За 9 месяцев 2012 г. налоговые и неналоговые доходы составляли 83569,8 млн руб., или 34,9 % [7].

Главной тенденцией развития регионов является преодоление экономического спада в условиях мобилизации ресурсов экономического роста [8]. Конкурентные преимущества и свойства региона как новые инструменты смогут в перспективе привнести в региональное развитие дополнительные импульсы экономического и социального роста. В экономике свободная конкуренция способна выполнять дополнительную мобилизирующую функцию и стать своего рода усилителем производительной силы живого труда и инновационной деятельности.

Приоритетными направлениями развития конкурентоспособности СКР являются:

1. Сохранение и развитие действующих и создание новых предприятий имеющих перспективы увеличения сбыта своей продукции.

2. Привлечение инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, коммунальную сферу, жилье и социальный комплекс.

3. Осуществление и развитие транспортно-транзитных функций территории.

4. Увеличение торговой сети, объемов торговли.

5. Развитие туристической инфраструктуры всех типов.

6. Проведение крупных культурных, политических, научных, спортивных, и других мероприятий, усиливающих позитивный имидж региона [9].

С учетом из вышеперечисленных направлений в современных экономических условиях формируются группы потребителей, финансовые ресурсы и капитал; новые и действующие предприятия; люди (туристы, жители, мигранты); транзитные грузовые и транзитные перевозки; межрегиональные и международные мероприятия (праздники, соревнования, конференции и т.д.); корпоративные, государственные и международные организации, которые в рамках созданных благоприятных условий выстраивают не только привлекательную инфраструктуру и сферу развития, но и формируют благоприятный климат с удовлетворением предпочтений потребителей с наименьшими капиталовложениями и трудозатратами.

В настоящее время все больше становятся востребованными не универсальные факторы развития (труд, земля, капитал, сырье), а специфические и узкоспециализированные, а именно:

- развитость структуры экономики, специализация и кооперация, наличие кластеров;

- научный и инновационный потенциал, механизмы и их поддержка;

- транспортная и информационная инфраструктура;

- потенциал спроса на товары и услуги, внутренние и внешние потребители;

- условия жизни в регионе;

- эффективность управления и администрирования;

- культурно-историческая и туристическая инфраструктура;

- общая экологическая обстановка в регионе [10].

Необходимо уточнить, что все источники конкурентных преимуществ территории в совокупности представляют собой сложную динамическую систему, которой необходимо эффективно управлять. Те или иные преимущества, которыми обладает регион, оказывают весомое влияние на развитие территории только при всеобщем взаимодействии.

Конкурентный потенциал региона представляет собой совокупность конкурентных преимуществ и привлекательных характеристик, которые способствуют эффективному использованию имеющихся и привлеченных внешних ресурсов, выделяющих регион среди других субъектов конкуренции по его возможностям социально-экономического развития [11].

Оценка потенциала и конкурентоспособности территории определяется по различным критериям, индикаторам и показателям системы оценки, на наш взгляд, мониторинг того или иного региона необходимо проводить по совокупности показателей и критериев, которые в системе дадут более реалистичный и объективный анализ его потенциала (табл. 2).

Таблица 2

Критерии оценки потенциала развития региона

Фактор Критерий

Экономическое развитие - ВРП на одного занятого в экономике - Миграционный прирост - Уровень экономической активности - Инвестиции в основной капитал на душу населения - Уровень безработицы - Стоимость основных фондов на одного занятого в экономике - Индекс роста ВРП на одного занятого в экономике - Доля занятых в малом бизнесе к общей численности занятых в экономике

Инфраструктурное развитие - Плотность автомобильных дорог - Плотность железнодорожных путей - Удельный вес автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием - Доля организаций использующих Интернет - Объем услуг связи на душу населения - Стоимость основных фондов в производстве электроэнергии, газа, воды, на душу населения

Инновационное развитие - Численность занятых в науке, исследованиях и разработке - Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП - Количество выданных патентов на 1000 занятых работников. - Количество компьютеров на 1000 работников - Доля затрат на технические инновации в ВРП - Удельный вес машино- и приборостроения в экономике - Инвестиции в основной капитал обрабатывающих производств, транспорт, связь, и производство электроэнергии - Соотношение затрат на технологические инновации и затраты на научную деятельность и разработки

Окончание табл. 2

Фактор Критерий

Качество жизни - Благоустройство жилого фонда - Строительство жилья на 1000 чел. населения - Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - Численность на одного врача.

Человеческий потенциал - Уровень рождаемости - Коэффициент младенческой смертности - Охват детей дошкольным образованием - Ожидаемая продолжительность жизни - Количество спортивных сооружений для занятия спортом на 1000 чел. населения

Из таблицы видно, что показатели необходимо рассчитывать по какой-либо шкале. На наш взгляд, наиболее удобной представляется расчет по 100-балльной шкале, что поможет определить диапазон различий конкурентоспособности регионов с учетом неравномерности социально-экономического, политического и технологического пространства.

Представленная методика может рассчитываться по следующей формуле:

КШ=-^-х 100, (1)

Л/. —Л/. . у '

гтах гтгп

где КПу - конкурентный потенциал по 1-му показателю, _|-го региона, баллов по 100-балльной шкале;^ - значение 1-го показателя по _|-ому региону в существующей статистической размерности; и - условно максимальное и условно минимальное значение 1-го показателя по всем регионам России на основе пяти максимальных и пяти минимальных значений показателей.

Основной идеей данной формулы является введение условных максимума и минимума в диапазон реальных значений показателей (табл. 3).

Таблица 3

Потенциал макрорегионов России в 2013г.

Федеральный округ Нормированная балльная оценка по факторам Интегральная оценка

Экономическое развитие Инфраструктурное развитие Инновационное развитие Качество жизни Человеческий потенциал

Центральный 75,1 56,7 44,6 57,0 56,0 57,9

Северо -Западный 76,4 43,6 50,5 48,4 52,5 54,3

Уральский 66,7 42,6 46,2 46,6 55,1 51,5

Приволжский 49,3 39,0 57,0 46,9 54,2 49,2

Южный 47,8 35,6 34,0 51,9 56,1 45,1

Дальневосточный 56,6 28,7 40,1 46,6 43,4 43,1

Сибирский 47,8 24,6 38,4 36,4 46,1 38,6

Северо-Кавказский 22,3 37,1 29,9 49,9 48,0 37,5

Из таблицы, в которой представлен результат оценки конкурентного потенциала по федеральным округам, видно, что Центральный, Северо-Западный, Уральский и Приволжский федеральные округа имеют значительный отрыв по оценке конкурентного потенциала от таких округов, как Южный, Дальневосточный, Сибирский и Северо-Кавказский.

Оценка конкурентного потенциала регионов может быть весьма эффективно использована в государственном управлении, например в работе Министерства регионального развития, Министерства финансов.

Можно говорить и о перспективах применения факторных, интегральных оценок конкурентного потенциала регионов и оценок по отдельным группам показателей в научных исследованиях пространственного развития региона. Более высокий или низкий конкурентный потенциал, соотношение оценки по факторам конкурентного потенциала могут объяснить многие закономерности, движущие силы или препятствия в развитии регионов России.

Следовательно, в современных условиях высокой дифференциации социально-экономического развития регионов Российской Федерации возрастает значение задачи определения возможных резервов, стимулирующих экономический рост. Решение поставленной задачи требует разработки новых подходов к определению сущности, структуры, методов оценки социально-экономического потенциала территории. Суть интересов бизнеса, органов власти и представителей общества находится в тесной взаимосвязи, будучи основанной на общей заинтересованности в социально-экономической стабильности и устойчивом развитии территории их присутствия. Уровень социально-экономического потенциала каждого региона обусловлен степенью развития производительных сил. В этих условиях социально-ответственное поведение бизнеса, являющегося структурным элементом региона как социально-экономической системы, представляет собой основу его устойчивого развития, а также улучшения качественных характеристик условий жизни населения.

Литература

1. Языкова A.A. Северный Кавказ. Проблемы экономики и политики. М., 2008.

2. Тишков В.А Российский Кавказ: книга для политиков. М., 2007

3. Двинянин A.A. Закавказье. Проблемы и перспективы // Международная жизнь. 2008. № 12.

4. Колесникова М.Е Историография и источниковедение истории Северного Кавказа во второй половине XVIII - первой трети XX века / Науч. ред. М.П. Мохначева. 2-е изд. доп. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012.

5. Колесникова М.Е. История изучения Северного Кавказа во второй половине XVIII - начала XX в. в отечественной историографии: основные этапы // Вестник Ставропольского государственного университета. 2012. Вып. 78 (1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Митрофанова И.В. Опыт, проблемы и экономический потенциал развития территориального стратегирования в регионах Северного Кавказа // Вестник Южного научного центра РАН. 2012. Т. 8. № 3.

7. Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу // http://mezhreg.ru/ [Электронный ресурс], (Дата обращения: 10.09.2013)

8. Суспицын С.А. Эволюция территориальной структуры экономики России в 20072012 гг. // Регион: экономика и социология. 2013. № 3.

9. Гринчель Б.М. Конкурентный потенциал и конкурентная привлекательность регионов // Регион: экономика и социология. 2013. № 3.

10. Тархова А.В., Волошина О.В. Конгруэнтность эффективной системы налогообложения корпоративного сектора и устойчивого роста экономики государства // Горизонты экономики. 2013. № 12.

11. Волошина О.В. Региональные особенности развития интеграционных процессов в АПК Юга России // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.