СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Т. Х. СОЗАЕВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансового менеджмента и инвестиций Е-таМ: sozaytanzNya@yandex. ги Х. М. ЖАНТУДУЕВА,
аспирант кафедры финансового менеджмента и инвестиций
Е-таМ: halimat85@mail. ги
А. С. БАЙСУЛТАНОВ,
аспирант кафедры финансов и кредита
Е-таМ: baysultanov@mail. ги
Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова
В условиях формирования новой архитектуры хозяйственного развития регионов России главным является модернизация экономики. В статье проведен анализ социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в условиях модернизации хозяйственного развития. Определены ресурсы модернизации и способы вовлечение округа в общероссийский конкурентный рынок с учетом модернизации традиционного сектора экономики, основанного на индивидуальных мелкотоварных и натуральных формах хозяйствования.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, природно-сырьевые ресурсы, модернизация, конкурентоспособность, кластер, устойчивое развитие, экономический рост, инвестиции, инновации.
Стратегическая модернизация экономики регионов Российской Федерации во многом определяется взаимодействием закономерностей международного, национального и регионального уровней. Современная стратегия модернизации хозяйственных процессов в российских регионах должна обеспечить высокую конкурентоспособность и определить траекторию устойчивого развития территорий.
В первой половине ХХ в. на Северном Кавказе уже была осуществлена частичная модернизация, в
которой процессы индустриализации и урбанизации затронули лишь некоторую часть хозяйственной жизни, социальную сферу, управление. Ядро модернизационных процессов (промышленность) было создано в основном силами мигрантов из регионов России за счет инвестиций из союзного бюджета. Автохтонное население концентрировалось по преимуществу в домашнем подсобном и крестьянском хозяйстве, сельском хозяйстве (т. е. в сегменте экономики с традиционным хозяйственным укладом), отраслях социальной сферы (образование, наука, здравоохранение, услуги) и управлении. Иными словами, профессиональная структура населения по отношению к новым стандартам реального сектора экономики осталась в основном доиндустриального и полуиндустриального типа [5].
В период трансформационного экономического кризиса 1990-х гг. фактически вся промышленность республик Северного Кавказа была свернута, а персонал предприятий переместился в другие регионы страны. Реальную основу простого воспроизводства этносов Северного Кавказа составили именно сегменты доиндустриального, полуиндустриального, мелкотоварного уклада — этноэкономики. В данном контексте речь идет, по
существу, о двухуровневом характере процессов социально-экономического развития на Северном Кавказе. В этой связи необходимо решить задачу первой волны модернизации: во-первых, завершить индустриализацию и, во-вторых, одновременно осуществить модернизацию в современном контексте перехода к инновационной экономике.
Ресурсами модернизации является не просто определенная совокупность финансовых средств, инвестиций, материальных или нематериальных активов, но конкурентные преимущества, которые могут создавать дополнительный инновационный импульс [6].
В состав ресурсов модернизации не включаются ресурсы, обслуживающие местные рынки, простое воспроизводство региональной экономики, использование которых не подвержено влиянию конкуренции между регионами. К их числу относят ресурсы кластеров: во-первых, ориентированных на вывоз продукции за пределы региона или на внешнюю торговлю, во-вторых, базирующихся на природных ресурсах.
Необходимо оценить с этих позиций ресурсы Северо-Кавказского федерального округа (СКФО): природные, производственные ресурсы, инвестиции, человеческий капитал. Это тем более важно, что в ряде проектов социально-экономического развития регионов связываются приоритеты развития с ресурсами топливно-энергетического комплекса (ТЭК), транспортной инфраструктурой, ресурсами курортно-рекреационного комплекса, агропромышленного комплекса (АПК).
Северо-Кавказский федеральный округ — восьмой округ РФ, выделенный из состава Южного федерального округа Указом Президента РФ Д. А. Медведева от 19.01.2010 № 82. Он расположен на юге Европейской части России, в центральной и восточной частях Северного Кавказа. В Северо-Кавказский федеральный округ входят Республика Дагестан (столица Махачкала), Республика Ингушетия (столица Магас), Кабардино-Балкарская Республика (столица Нальчик), Карачаево-Черкесская Республика (столица Черкесск), Республика Северная Осетия — Алания (столица Владикавказ), Чеченская Республика (столица Грозный) и Ставропольский край (столица Ставрополь) с центром федерального округа в городе Пятигорске [4].
Образование нового федерального округа — это признание значения Северного Кавказа для Российской Федерации и подготовка реальных масштабных проектов в экономике составляющих
24 -
его субъектов. Целью образования Северо-Кавказского федерального округа является борьба с терроризмом, экономическая и социальная модернизация региона.
Северо-Кавказский федеральный округ наряду с Дальневосточным и Северо-Западным федеральными округами является трансграничным регионом и занимает стратегически важное экономико-географическое положение для Российской Федерации.
Геополитическое значение СКФО во многом определяется выгодным экономико-географическим положением, через территорию которого проходят основные транспортные направления «Север-Юг» и «Запад-Восток», округ имеет выход к Каспийскому морю, по которому осуществляются межрегиональные хозяйственные связи. Морские перевозки осуществляются через порт Махачкала, а сухопутные границы округ имеет с Абхазией, Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией, и только водную — с Казахстаном. Северо-Кавказский федеральный округ располагает развитыми транспортными коммуникациями: автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный транспорт. В этой связи вопрос об экономическом потенциале ресурсов СКФО, позволяющих противостоять геоэкономическому давлению соседних стран, приобретает на ближайшую перспективу важное стратегическое значение [8].
Северо-Кавказский федеральный округ относится к числу регионов, развитие которых по-прежнему осуществляется по ресурсно-сырьевой модели на фоне не преодоленных последствий доиндустриализации, деградации природно-ресурсного потенциала и дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития и неоднородности экономического пространства.
Ресурсно-сырьевая база СКФО — одна из самых богатых в стране. Запасы нефти сосредоточены в Республике Ингушетия и Чеченской Республике. Месторождения цветных, редких металлов, вольфрамомолибденовых руд сосредоточены в Кабардино-Балкарской Республике (Тырныауз-ское месторождение) и в Карачаево-Черкесской Республике (Ктитебердинское месторождение), свинцово-цинковых руд и ртути — в Республике Северная Осетия — Алания (Садонское месторождение), меди — в Карачаево-Черкесской Республике (Урупское месторождение) и Республике Дагестан (месторождение «Кизил-Дере»).
Другие уникальные природные ресурсы (климат, ландшафт, рекреационные ресурсы) могут
быть рассмотрены как базовые ресурсы развития и модернизации туристско-рекреационного комплекса региона, однако из-за неразвитости инфраструктурных отраслей данные ресурсы слабо капитализируются [1, 3].
Экономика СКФО имеет выраженный многоукладный характер. От 30 до 80 % отдельных видов продукции и услуг массового потребительского спроса производится в секторе этноэкономики, значительная часть которой находится в «тени». Базовыми отраслями промышленности округа являются легкая и пищевая, промышленность строительных материалов, которые основываются на использовании местных сырьевых и энергетических ресурсов. Важнейшей отраслью является продуктивное сельское хозяйство, которое специализируется на культивировании зерновых и технических культур, овцеводстве и мясомолочном животноводстве. Ведущее место в комплексе по производству непродовольственных товаров народного потребления занимают отрасли, ориентированные на переработку животноводческого сырья: кожевенно-обувная промышленность (Нальчик, Владикавказ), производство мытой шерсти и шерстяных тканей, ковровых изделий (Махачкала).
Основные социально-экономические показан
В целом экономика субъектов СКФО имеет следующую структуру по типам технологического уклада [7]:
• доиндустриальный сегмент (полунатуральное, мелкотоварное производство) — 50 %;
• индустриальный сегмент — 45 %;
• инновационный сегмент — 5 %.
В Северо-Кавказском федеральном округе около 50 % занятого населения не производит добавочной стоимости и содержится за счет бюджета. Около половины населения в субъектах СКФО нуждается в социальной помощи.
Основными стратегическими направлениями развития СКФО определены четыре кластера: топливно-энергетический, туристско-рекреаци-онный, агропромышленный и инновационно-образовательный.
По основным социально-экономическим показателям среди федеральных округов РФ в 2008 г. Северо-Кавказский федеральный округ занимал 8-е место, а по численности населения — 7-е место (табл. 1). Население СКФО на начало 2009 г. составляло более 9,1 млн чел., а доля округа в общероссийской численности населения — 6,4 %.
В 2007 г. валовой региональный продукт (ВРП) СКФО составлял лишь 2,1 % от общероссийского
Таблица 1
[и субъектов Российской Федерации в 2008 г.
Площадь Численность Валовой региональный продукт в 2007 г., млрд руб. (%) Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг Продукция Инвестиции в
Субъект РФ территории на 01.01.2008 г., тыс. км2 (%) населения на 01.01.2009 г., млн чел. (%) Добыча полезных ископаемых, млрд руб. (%) Обрабатывающие производства, млрд руб. (%) Производство, распределение газа и воды, млрд руб. (%) сельского хозяйства, млрд руб. (%) основной капитал, млрд руб. (%)
РФ 17 098,2 141,9 28 254,8 5 271,7 16 863,6 2 570,8 2 461,4 8 434,5
(100) (100) (100) (100) (100) (100) (100) (100)
ЦФО 650,2 37,1 10 305,1 590,7 5 304,7 761,7 531,0 2 152,3
(3,8) (26,1) (36,5) (11,2) (31,5) (29,6) (21,6) (25,5)
СЗФО 1 687,0 13,5 2 788,3 333,3 2 018,4 272,3 114,2 998,6
(9,8) (9,5) (9,9) (6,3) (12,0) (10,6) (4,6) (11,8)
ЮФО 420,8 13,8 1 593,1 71,1 1 064,4 156,1 406,4 665,2
(2,5) (9,7) (5,6) (1,3) (6,3) (6,1) (16,5) (7,9)
СКФО 170,5 9,1 5 81,7 15,4 169,7 66,0 174,3 240,6
(1,0) (6,4) (2,1) (0,3) (1,0) (2,6) (7,1) (2,9)
ПФО 1 037,0 30,2 4 391,1 860,1 3 885,4 507,7 642,8 1 455,1
(6,1) (21,3) (15,5) (16,3) (23,0) (19,7) (26,1) (17,3)
УФО 1 818,5 12,2 4 276,1 2 396,1 2 319,3 335,8 170,8 1 463,3
(10,6) (8,6) (15,1) (45,4) (13,7) (13,1) (6,9) (17,3)
СФО 5 145,0 19,5 3 027,5 569,6 1 866,9 330,0 349,3 895,2
(30,1) (13,7) (10,7) (10,8) (11,1) (12,8) (14,2) (10,6)
ДФО 6 169,3 6,5 1 291,9 435,4 234,8 141,2 72,6 564,2
(36,1) (4,6) (4,6) (8,3) (1,4) (5,5) (2,9) (6,7)
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели.
Стат. сборник. М.: Росстат. 2009.
показателя. Хотя сельское хозяйство и является ключевой отраслью экономики округа, в общероссийских показателях среди федеральных округов СКФО занимает 5-е место.
Добыча полезных ископаемых в 2008 г. субъектов СКФО составляла 0,3 % от общероссийских объемов, так как в округе разведанные запасы сырья не восполняются геологоразведочными разработками [7].
Ресурсы регионального ТЭК не являются конкурентоспособными, не могут исполнять роль ресурсов модернизации и развития экономики СКФО, так как округ заметно уступает по уровню производительности труда в отраслях ТЭК по сравнению с другими федеральными округами страны.
Среди субъектов РФ наибольший объем инвестиций в основной капитал в 2008 г. наблюдался в Центральном федеральном округе (ЦФО) — 25 %; в Приволжском (ПФО) и Уральском федеральных округах (УФО) — по 17 %; в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) — 12 %; в Сибирском федеральном округе (СФО) — 11 %; в Южном федеральном округе (ЮФО) — 8 %; в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) — 7 %, а наименьший — в Северо-Кавказском федеральном округе — 3 %.
По основным социально-экономическим показателям среди субъектов РФ в 2008 г. СКФО, хотя и демонстрировал рост по ряду показателей, все же имел отставания от макроэкономической динамики России. Можно отметить, что для региона характерны институциональные дефициты (слабое развитие банковско-кредитной системы,
30 25 20 15 10
%
- 5^
24,8
ш
15,2
12,4
т
4,4
3,8
2,8
4
/
.(к-
о?
Х-
/
/
сг
у
#
/
/
у
О
4?
.17
/
Рис. 1. Динамика естественного прироста населения субъектов СКФО в 2008 г. на 1000 чел., %
инновационной инфраструктуры и др.), которые затрудняют приход инвесторов. Из 45 крупнейших бизнес-групп и компаний России только три работают в субъектах СКФО — в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия — Алания [2].
В этих условиях ключевой задачей устойчивого развития многоукладных экономик субъектов СКФО является не просто создание условий для экономического роста, повышения бюджетной обеспеченности, развития современной инфраструктуры (транспортной, инженерной, логистической и др.) и организации новых рабочих мест, а модернизация всей хозяйственной структуры и поиск внешних ресурсов для ее осуществления. До настоящего времени финансовые ресурсы, которые направлялись в субъекты СКФО через каналы межбюджетной системы, в том числе через различные федеральные фонды поддержки регионов и муниципалитетов, в целом имели социальную направленность, помогали решать текущие социально-экономические задачи, но не создавали «экономики развития», модернизаци-онных импульсов, слабо влияли на экономические результаты регионов [11].
Среди субъектов СКФО в 2008 г. по доле численности населения лидирующее место занимали Ставропольский край и Республика Дагестан (по 29,7 % от общей численности СКФО).
В 2008 г. в субъектах СКФО наблюдался положительный естественный прирост населения, за исключением Ставропольского края (—1,2 %) (рис. 1).
Среднегодовая численность занятых в экономике СКФО в 2008 г. составляла 3 238,1 тыс. чел. Наибольшая среднегодовая численность занятых в экономике в 2008 г. среди субъектов СКФО наблюдалась в Ставропольском крае — 38 %; в Республике Дагестан — 29 %; в Кабардино-Балкарской Республике — 10 %; в Республике Северная Осетия — Алания — 9 %; в Чеченской Республике — 7 %; в Карачаево-Черкесской Республике — 5 %; а наименьшая — в Республике Ингушетия — 2 %.
В субъектах СКФО в 2008 г. наименьшая численность безработных наблюдалась в Карачаево-Черкесской Республике (32 тыс. чел.) и Республике Северная Осетия-Алания (36 тыс. чел.), а наибольшая — в Республике
У////Л I - 1,2
5
0
173
□ 168
уГхххуЩ
2001
150-
100-
50-
0^—
Рис. 2. Численность безработных в субъектах СКФО в 2008 г., тыс. чел.:
1 — Республика Дагестан; 2 — Республика Ингушетия; 3 — Кабардино-Балкарская Республика; 4 — Карачаево-Черкесская Республика; 5 — Республика Северная Осетия — Алания; 6 — Чеченская Республика; 7 — Ставропольский край
Дагестан (173 тыс. чел.) (рис. 2). Среди федеральных округов РФ в 2008 г. по численности безработных СКФО занимал четвертое место.
Таким образом, высокий уровень безработицы в СКФО, низкие доходы населения отражают низкую капитализацию человеческих ресурсов.
Доходы населения не могут быть отнесены к возможным ресурсам модернизации. Половина населения не производит добавленной стоимости и существует в значительной степени за счет бюджета не имея ничего, кроме доходов от личного подсобного хозяйства и различного рода приработка.
В 2008 г. среди субъектов СКФО наибольший объем среднедушевых денежных доходов (в месяц) наблюдался в Республике Дагестан — 21 %; в Ставропольском крае — 19 %; в Республике Северная Осетия — Алания — 18 %; в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках — по 16 %; а наименьший — в Республике Ингушетия — 10 %. Данные по Чеченской Республике отсутствуют. Среди субъектов СКФО в 2008 г. наибольший объем ВРП наблюдался в Ставропольском крае (38,0 %) и Республике Дагестан (28,7 %), а наименьший — в Республике Ингушетия (2,6 %) (табл. 2).
По объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг
Основные социально-экономические показатели субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2008 г.
Таблица 2
Субъект СКФО Площадь территории на 01.01.2008 г., тыс. км2 (%) Численность населения на 01.01.2009 г., млн чел. (%) Валовой региональный продукт в 2007 г., млрд руб. (%) Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг Продукция сельского хозяйства, млрд руб. (%) Инвестиции в основной капитал, млрд руб. (%)
Добыча полезных ископаемых, млрд руб. (%) Обрабатывающие производства, млрд руб. (%) Производство, распределение газа и воды, млрд руб. (%)
СКФО 170,5 (100) 9,1 (100) 581,7 (100) 15,4 (100) 169,7 (100) 66,0 (100) 174,3 (100) 240,6 (100)
Республика Дагестан 50,3 (29,5) 2,7 (29,7) 166,7 (28,7) 2,2 (14,3) 16,9 (10,0) 8,3 (12,6) 40,3 (23,1) 86,3 (35,8)
Республика Ингушетия 3,6 (2,1) 0,5 (5,5) 14,8 (2,6) 0,4 (2,6) 0,3 (0,2) 0,5 (0,8) 3,0 (1,7) 5,4 (2,3)
Кабардино-Балкарская Республика 12,5 (7,3) 0,9 (9,9) 50,4 (8,7) 0,1 (0,6) 16,5 (9,7) 5,2 (7,9) 19,5 (11,2) 13,9 (5,8)
Карачаево-Черкесская Республика 14,3 (8,4) 0,4 (4,4) 28,2 (4,8) 1,1 (7,1) 11,7 (6,9) 3,6 (5,4) 12,4 (7,1) 10,9 (4,5)
Республика Северная Осетия — Алания 8,0 (4,7) 0,7 (7,6) 53,7 (9,2) 0,4 (2,6) 17,6 (10,4) 3,5 (5,3) 14,2 (8,2) 16,3 (6,8)
Ставропольский край 66,2 (38,8) 2,7 (29,7) 221,1 (38,0) 6,2 (40,3) 105,5 (62,1) 42,0 (63,6) 76,4 (43,8) 70,1 (29,1)
Чеченская Республика 15,6 (9,2) 1,2 (13,2) 46,8 (8,0) 5,0 (32,5) 1,2 (0,7) 2,9 (4,4) 8,5 (4,9) 37,7 (15,7)
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели.
Стат. сборник. Росстат. М., 2009.
_ 27
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
собственными силами по видам экономической деятельности «обрабатывающие производства» и «производство, распределение газа и воды» среди субъектов СКФО в 2008 г. лидирующее положение занимал Ставропольский край (соответственно 62,1 % и 63,6 %), а по показателю «добыча полезных ископаемых» — Ставропольский край (40,3 %) и Чеченская Республика (32,5 %).
В целом производственные ресурсы СКФО (прежде всего промышленность) неконкурентоспособны из-за низкой производительности труда и низкого уровня инновационной составляющей.
Ведущая отрасль экономики СКФО — сельское хозяйство, которая является отраслью общероссийской специализации. По производству продукции сельского хозяйства на душу населения в 2008 г. среди федеральных округов СКФО занимал третье место. В СКФО в 2008 г. было произведено продукции сельского хозяйства на 174 296 млн руб., в том числе продукции растениеводства — на 96 880 млн руб., продукции животноводства — на 77 416 млн руб. Среди субъектов СКФО наибольший объем продукции сельского хозяйства в 2008 г. наблюдался в Ставропольском крае и Республике Дагестан (табл. 3).
Северо-Кавказский федеральный округ, располагая хорошо развитыми транспортными коммуникациями, по плотности автомобильных дорог на 1 000 км2 занимает третье место в Российской Федерации. Международные и межреспубликанские перевозки осуществляются по государственной автомагистрали «Кавказ», соединяющей округ с регионами Юга России, Азербайджаном и Грузией. Железнодорожное сообщение в округе осуществляется Минераловодским отделением Северо-Кавказской железной дороги — филиалом ОАО «Российские железные дороги» [9, 10]. В 2008 г. субъектами СКФО от всего объема грузовых пере-
возок было отправлено грузов железнодорожным транспортом — 18 %, автомобильным транспортом — 82 %.
В 2008 г. в Северо-Кавказском федеральном округе исследованиями и разработками занимались 95 организаций с численностью персонала 6 141 чел. Исследователей с учеными степенями насчитывалось 1 362 чел. Число созданных ими передовых технологий составило 12 ед. Внутренние затраты на исследования и разработки составили 2 183 810 тыс. руб., а на внутренние текущие разработки — 2 110,0 млн руб. Технологические инновации осуществили 59 организаций, а затраты на технологические инновации составили 4 862,8 млн руб. (табл. 4) [7].
Население округа имеет относительно высокий образовательный уровень, однако он не конвертируется в эффективную занятость, высокую производительность труда, высокий уровень доходов, социальную мобильность.
По всем показателям инновационности экономики (количество использованных передовых производственных технологий, затраты на технические инновации, число организаций, выполняющих исследовательские работы, количество выданных патентов) СКФО существенно отстает от общероссийского уровня, что свидетельствует об отсутствии значимого потенциала для капитализации производственных ресурсов.
Сальдированный результат финансовой деятельности предприятий и организаций субъектов СКФО из-за дефицитности средств исключает возможности создания модернизационных импульсов своими силами [12].
Среди субъектов СКФО в 2008 г. наибольший объем доходов консолидированного бюджета наблюдался в Чеченской Республике (27 %) и Ставропольском крае (26 %), а наименьший объем
Таблица 3
Производство продукции сельского хозяйства в субъектах СКФО в 2008 г. млн руб.
Субъект СКФО Производство продукции сельского хозяйства
Всего В том числе
растениеводство животноводство
Республика Дагестан 40 306 19 507 20 799
Республика Ингушетия 2 978 943 2 035
Кабардино-Балкарская Республика 19 459 11 161 8 298
Карачаево-Черкесская Республика 12 397 4 798 7 599
Республика Северная Осетия — Алания 14 194 4 947 9 247
Ставропольский край 76 415 53 049 23 366
Чеченская Республика 8 547 2 475 6 072
СКФО, всего... 174 296 96 880 77 416
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сборник. Росстат. М., 2009.
Таблица 4
Основные показатели научно-инновационного потенциала су&ьектов РФ в 2008 г.
я >
J=¡ s о
я >
fcl er я
в
M
s я
1-Э M
ч
M
о E
я ■в s о
■о s -з
Е
о\ §
3
fia «
X
о
Число организаций, выполнявших исследования Численность персонала,занятого исследованиями и Численность исследовате- Внутренние затраты на Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по Число созданных передовых Число используемых передо- Число организаций, осуществлявших технологичес- Затраты на техноло-
Субъект РФ лей с учеными степенями, чел. исследования и разработки, тыс. руб. производственных технологий, ед. вых производственных технологий, ед. гические инновации, млн руб.
и разработ- разработками, видам затрат, кие иннова-
ки, ед. чел. млн руб. ции, ед.
Российская Федерация 3 666 761 252 101 049 431 073 185 410 865 854 184 568 3 414 307 186,9
Центральный федераль- 1445 396 272 56 964 238 761 894 227 511,8 342 60 169 962 62 633,9
ный округ
Северо-Западный феде- 533 99 556 14 048 58 586 308 56 768,7 115 13 497 359 29 583,9
ральный округ
Северо-Кавказский феде- 95 6 141 1 362 2 183 810 2 110,0 12 2 505 59 4 862,8
ральный округ
В том числе:
Республика Дагестан 31 1 778 523 602 892 597,4 И 1 762 9 78,7
Республика Ингушетия 4 83 31 9911 9,9 - - - -
Кабардино-Балкарская Республика 14 678 253 361 859 359,6 1 29 5 152,7
Карачаево-Черкесская Республика 5 507 121 316 206 277,7 - - 5 1 803,2
Республика Северная Осетия — Алания 14 686 166 204 123 181,8 - 18 6 561,1
Ставропольский край 21 2 076 401 630 573 626,1 - 696 34 2 267,1
Чеченская Республика 6 333 173 58 246 57,5 - - - -
Южный федеральный 226 27 492 2 791 И 398 129 10 962,0 22 7 756 244 13 825,6
округ
Приволжский федераль- 549 120 644 8 132 57 148 480 54 353,8 191 63 777 922 90 012,2
ный округ
Уральский федеральный 220 43 695 3 527 246 543 465 23 554,7 58 18 737 349 80 758,2
округ
Сибирский федеральный 429 53 956 10 408 28 689 815 26 777,9 93 13 123 369 21 410,8
округ
Дальневосточный феде- 169 13 496 3 111 9 650 404 8 826,0 21 5 004 150 4 099,4
ральный округ
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сборник. Росстат. М., 2009.
ENS
со
Таблица 5
Консолидированный бюджет субъектов СКФО в 2008 г., млн. руб. (%)
Субъект СКФО Бюджет субъектов СКФО
Инвестиции Объем доходов Объем расходов
СКФО, всего... 240 742 (100) 242 448,2 (100) 233 719,6 (100)
В том числе:
Республика Дагестан 86 273 (35,8) 52 614,4 (22) 49 651,5 (21)
Республика Ингушетия 5 428 (2,3) 12 709,1 (5) 8 895,3(4)
Кабардино-Балкарская Республика 13 912 (5,8) 18 937,8 (8) 19 258,8 (8)
Карачаево-Черкесская Республика 10 948 (4,5) 10 625,4 (4) 10 175,3 (4)
Республика Северная Осетия — Алания 16 348 (6,9) 20 202,0 (8) 19 785,2 (8)
Ставропольский край 70 127 (29,1) 62 675,5 (26) 61 068,7 (26)
Чеченская Республика 37 706 (15,6) 64 684 (27) 64 884,8 (29)
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сборник. Росстат. М., 2009.
доходов — в Карачаево-Черкесской Республике (4 %) и Республике Ингушетия (5 %).
Наибольший объем расходов в 2008 г среди субъектов округа наблюдался в Чеченской Республике (29 %) и Ставропольском крае (26 %). Расходы же консолидированных бюджетов субъектов округа на развитие экономики составили в среднем 14,3 %, хотя по некоторым из них (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия) этот показатель был существенно ниже — составлял всего 4 % (табл. 5).
Важно отметить, что основным источником финансирования субъектов СКФО являются привлеченные средства, доля собственных ресурсов весьма незначительна. Среди субъектов СКФО в 2008 г. наибольший объем инвестиций в основной капитал наблюдался в Республике Дагестан (35,8 %) и Ставропольском крае (29,1 %), а наименьший — в Республике Ингушетия (2,3 %) и Карачаево-Черкесской Республике (4,5 %) (см. табл. 5).
В 2008 г. в структуре инвестиций в основной капитал по формам собственности в Северо-Кавказском федеральном округе государственные инвестиции составили 40,5 %, муниципальные — 1,7 %, частные — 49,7 %, смешанные российские — 5,0 % (рис. 3).
70 60 50 40 30 20 10 0
%
63,1
ЦФО СЗФО СКФО ЮФО
—Ф— Государственная —А— Частная
ПФО
УФО
СФО
- Муниципальная Смешанная российская
Рис. 3. Распределение инвестиций в основной капитал по формам собственности среди федеральных округов РФ в 2008 г., %
30 -
Из-за отсутствия конкурентных ресурсов, имеющих потенциал капитализации на мировых рынках, включенность субъектов СКФО в глобальную экономику весьма слабая. В 2008 г. субъектами Северо-Кавказского федерального округа в страны дальнего зарубежья было экспортировано продукции на сумму 1 169,3 млн долл., а в страны СНГ — на 481,8 млн долл. Импортировано из стран дальнего зарубежья продукции на сумму 890,1 млн долл., а из стран СНГ — на 360,3 млн долл. (табл. 6).
Огромный потенциал социально-экономического развития округа заключен в рекреационной сфере. Около половины российских курортно-оздоровительных учреждений сосредоточено на территории округа. Высокая рентабельность туристического бизнеса способна привлечь крупных иностранных инвесторов при обязательном условии снижения политических и социальных проблем.
Рекреационный комплекс СКФО признан приоритетной отраслью развития экономики региона. Благоприятное сочетание природных и ландшафтных условий, бальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории, способствует созданию здесь универсального рекреационно-оздорови-тельного центра Российской Федерации. К настоящему времени на территории СКФО существующие зоны потенциальной рекреационной специализации имеют разный уровень развития, в том числе, горно-рекреационный комплекс «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике, «Архыз» и «Теберда-Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике, «Мамисон» в Республике Северная
ДФО
Таблица 6
Внешняя торговля субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2008 г., млн долл.
Субъект СКФО Со странами дальнего зарубежья Со странами СНГ
Экспорт Импорт Экспорт Импорт
СКФО, всего... 1 169,3 890,1 481,8 360,3
В том числе:
Республика Дагестан 222 281,3 60,8 222,8
Республика Ингушетия 32,1 3 0,6 0,6
Кабардино-Балкарская Республика 9,8 74,6 6,6 17,2
Карачаево-Черкесская Республика 7,8 65,6 28,7 3,9
Республика Северная Осетия — Алания 68,7 46,3 28,4 20,1
Ставропольский край 828,7 406 355,7 95,7
Чеченская Республика 0,2 13,3 1 0
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сборник. Росстат. М., 2009.
Осетия — Алания, «Чиндерчеро» а Республике Дагестан, санаторно-курортный комплекс «Кав-минводы» в Ставропольском крае, «Нальчик» в Кабардино-Балкарской Республике, оздоровительно-лечебные комплексы «Джылы-Су» и «Аушигер» в Кабардино-Балкарской Республике, экскурси-онно-туристские комплексы «Чегемские водопады» и «Голубые озера» в Кабардино-Балкарской Республике, «Медовые водопады» и «Кичи-Балык» в Карачаево-Черкесской Республике, «Золотые пески» в Республике Дагестан, археолого-турист-ские комплексы «Верхняя Балкария» и «Верхний Чегем» в Кабардино-Балкарской Республике, «Матлас» в Республике Дагестан. Несмотря на устойчивый рост объемных показателей развития как всей сферы услуг, так и услуг рекреационного комплекса, степень загруженности предприятий рекреационной сферы округа продолжает оставаться низкой, что указывает на недостаточный уровень их развития и, прежде всего, по качественным характеристикам [13].
Для развития межрегиональных связей необходима развитая рыночная и внешнеторговая инфраструктура: торгово-промышленные палаты, торговые дома, биржи, таможенные структуры, страховые общества, банковская система. Необходимо дальнейшее развитие в СКФО многовидовых транспортно-перевалочных узлов и терминалов, складского хозяйства с перспективой создания на их материально-операционной и институциональной базе свободных экономических (таможенных, предпринимательских, торговых) зон.
Таким образом, к ресурсам модернизации в СКФО можно отнести ресурсы лишь отдельных отраслей макроэкономической хозяйственной специализации, продукты и услуги которых имеют признаки востребованности на общероссийском и мировом рынках. К ним следует отнести отдельные
подотрасли сельского хозяйства (производство семян подсолнечника, зерна), туристско-рекреа-ционный комплекс, добычу минерального сырья (цемент, подземные минеральные воды), транспортный комплекс.
Для накопления ресурсов модернизации за счет собственных источников, как свидетельствует современное состояние экономики СКФО, потребуются десятилетия при благоприятных условиях развития. Поскольку крупными собственными ресурсами федерального значения СКФО не располагает, основой модернизации его экономики, как и в первой половине ХХ в., могут стать лишь ресурсы федерального бюджета и инорегиональные ресурсы крупных корпораций и сетевых структур, ресурсы транснациональных компаний, привлечение которых предполагает:
• развитие рыночной инфраструктуры и финансовой системы в регионе;
• наращивание производства с опорой на внутренний спрос и развитие форм внутриотраслевой координации;
• создание условий для капитализации ресурсов мелкотоварного сектора экономики, расширение возможностей импортозамещения и экспорта;
• использование потенциала региона как трансграничного и развитие на этой основе транс-портно-логистических сетей;
• использование эффекта монопольного положения по ряду товаров и услуг;
• «точечные» инвестиции в капитализацию рентных ресурсов (минеральная вода, полиметаллические руды, строительные материалы, производство экологически чистой продукции и т. п.).
Важнейшим направлением региональной политики в СКФО может быть создание ме-
- 31
ханизма включения ресурсов этноэкономики в корпоративные и сетевые бизнес-структуры в качестве дополнительного резерва ресурсов модернизации.
Стратегия инновационного развития и наращивание ресурсов модернизации в СКФО предполагает не только привлечение «стратегических инвесторов», в том числе государственных корпораций, реализацию мегапроектов, но и «точечные» инвестиции в доходные сегменты экономики, независимо от типа хозяйственного уклада, к которым они относятся, полноценное инфраструктурное обустройство территории, приоритетное развитие малого бизнеса на основе ресурсов этноэкономи-ки. Создание благоприятных институциональных условий для привлечения в субъекты СКФО инорегиональных ресурсов, развитие рыночной инфраструктуры для капитализации имеющихся локальных ресурсов будет способствовать развитию инновационных сегментов экономики, высокотехнологичных производств, формированию современной профессиональной структуры населения СКФО.
Список литературы
1. Гуртов В. А., Березин Л.Я., Матвеев В. А., Сигова С. В. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации. М.: Изд-во «Кучково поле», 2005.
2. Зубаревич Н. В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Академический доклад. М.: Поматур, 2005.
3. Исаев Э. Перспективы развития потенциала Юга России // Экономист. 2007. № 11. С. 62—72.
4. Информационно-аналитический журнал «Вестник. Северный Кавказ». URL: www. severniykavkaz. га.
5. Колесников Ю. С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 2. С. 19—24.
6. Ларина Н. И. Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы как формы территориальной организации производства // Регион: экономика и социология. 2007. № 4. С. 126—138.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат. сб. М., 2009.
8. Свободная энциклопедия. URL: ru. wikipedia. org/wiki/СКФО.
9. Сенаторский клуб. Секция международного сотрудничества регионов. Регионы России. URL: http://www. smsr-senclub. ru/region/index. php?SECTION_ID=58 3.
10. Фиапшев А. Б., Созаева Т.Х., Кайгермазова Т. Х. Роль территориально-отраслевых пропорций в модернизации и обеспечении устойчивого развития национальной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 6 (141). С. 2—8.
11. Этноэкономика в модернизационной парадигме развития национального хозяйства: ресурсы устойчивости и резервы адаптивности: Сборник / под ред. В. Н. Овчинникова, Ю. С. Колесникова. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2005.
12. URL: http://www. gks. ru.
13. URL: www. russiatourism. ru.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]