-►
Вопросы психологии
УДК 378.147.333
ПОТЕНЦИАЛ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В.В. Евсеев
Проблемы развития физической культуры приобретают в последнее время особую актуальность. Это обусловлено прежде всего тем, что уровень развития физической культуры, здоровье, активное долголетие являются важнейшими предпосылками реализации человеческого потенциала и рассматриваются сегодня в ряду ведущих критериев социального прогресса. О падении уровня здоровья людей свидетельствуют рост девиантных форм поведения (алкоголь, наркотики), увеличение числа психопатологий, снижение общих показателей здоровья. Но существует и другая крайность — чрезмерное увлечение инструментальными спортивными показателями, абсолютизация телесно-физических характеристик человека.
Повышение уровня физического воспитания приобретает особую актуальность и в связи с объективной ролью физической культуры и спорта в повышении качества жизнедеятельности человека и создании среды здоровьес-бережения. Освоение комплекса ценностей и технологий физической и спортивной культуры должно рассматриваться как мощный стимул самоопределения, саморазвития и самореализации личности.
Цель данной статьи — выявить отношение студентов к использованию ценностного потенциала физической культуры в оздоровительных целях и провести диагностику включенности студентов в самостоятельную спортивную деятельность в целях саморазвития в сфере физической культуры.
Методологической предпосылкой исследования выступает идея целостного развития личности, предполагающая единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного
компонентов ее содержания, что, в свою очередь, обусловливает образовательную, методическую и практическую направленность познавательного процесса. В основе лежат идеи П.Ф. Лесгафта, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., согласно которым психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний.
По мнению М.Я. Виленского, в системе физического образования студентов сложилось противоречие между теоретическим и научно-методическим, технологическим потенциалом физической культуры, качеством и уровнем его освоения в образовательно-воспитательном процессе. Это ведет к утрате целостности человека, лишает его интегративного осмысления, существенно ограничивает такие его цели и соответствующие культурные практики, как самореализация, самоактуализация, самопознание, направленное саморазвитие, творчество, духовные потребности, придающие импульс разнообразной социально-культурной и физ-культурно-спортивной деятельности [1, с. 4].
Использование основных и дополнительных средств физической культуры позволяет успешно решать задачи адаптации к социально-жизненным условиям, повышения работоспособности человека, восстановления потенциала здоровья после болезни и др. В связи с этим в последнее время наблюдается активное развитие таких видов физической культуры, как адаптивная, реабилитационная, рекреативная, спорт.
В условиях создания инновационного общества необходимо изменять траекторию раз-
вития физической культуры в образовательном пространстве, которая могла бы обеспечить более высокое качество учебного процесса, достаточную двигательную активность, укрепление здоровья студентов.
Большой ущерб физическому воспитанию наносит приоритет нормативного подхода, когда учебный процесс и деятельность кафедр направлены не на личность студента, а на чисто внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами учебной программы. При таком подходе процесс физического воспитания утрачивает субъективное начало — человеческую личность.
Авторы инновационной концепции физической культуры и физкультурного образования В.И. Столяров, И.М. Быховская, М.Я. Вилен-ский, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева и другие ученые основные подходы в совершенствовании физического воспитания видят в переходе от системы, которая ориентирована на формирование двигательных умений, навыков и физических качеств, к системе, дающей человеку научные знания о своем организме, средствах сохранения и укрепления здоровья и способствующей формированию у него потребности в здоровом образе жизни и физическом самосовершенствовании.
Анализируя особенности преподавания физической культуры в вузах европейских стран, мы отметили, что целью данного предмета там является приобретение учащимися знаний, умений и навыков здорового образа жизни — собственного и ближайшего окружения. Исходя из цели преподавания программа насыщена теоретическим материалом, который студенты осваивают на лекциях и семинарских групповых занятиях. Практические занятия проходят преимущественно в самостоятельном режиме, с применением знаний, полученных на лекциях и семинарах. Образовательный вектор направлен не на развитие основных физических качеств студента, а на обучение его умению организовывать и создавать индивидуальную траекторию физического развития и оздоровления.
В целом следует отметить достаточно высокий интерес студентов к состоянию своего физического развития и желание повышать его уровень. Высока и заинтересованность студентов в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях.
Ведущими мотивами включенности студентов в занятия физической культурой оздоровительной направленности должны являться: создание положительного эмоционального состояния занимающихся посредством получения удовольствия и радости от движений; избавление от вредных привычек; приобретение системы теоретических знаний и практических умений по культуре здоровьесбережения и др.
Результаты исследования показывают [2, с. 87—88], что 85 % опрошенных студентов (в том числе 80 % мужчин и 88 % женщин) подтверждают желание заниматься физическими упражнениями в оздоровительных целях. В то же время 16 % (в том числе 20 % мужчин и 12 % женщин) респондентов не заинтересованы в использовании физической культуры для собственного оздоровления.
Если посмотреть динамику заинтересованности студентов в использовании занятий для оздоровительных целей по курсам, то можно заметить, что первокурсники более оптимистичны и выражают большую заинтересованность в занятиях физической культурой для оздоровления — 91 % опрошенных, заинтересованных второкурсников — 86 %, а третьекурсников всего лишь 67 % (меньше, чем первокурсников на 24 %). Таким образом, с течением времени студенты в силу ряда причин теряют интерес к использованию физической культуры для улучшения здоровья и функциональной подготовленности.
Использование в физическом воспитании студентов научно-технологических достижений спортивной культуры, по мнению В.К. Бальсевич [3], Л.И. Лубышевой [4], представляется наиболее перспективным путем развития учебного процесса в вузе. Следует отметить, что спортизированное физическое воспитание в вузах применяется давно и является эффективным средством привлечения молодежи к спорту для всех. Выделяют такие принципы организации массового спорта: сочетание мастерства и массовости, систему соревнований (охват различного уровня спортсменов), индивидуальный подход [5, с. 141].
Следует отметить, что 45 % (в том числе 40 % мужчин и 53 % женщин) респондентов совершенно не заинтересованы в систематических занятиях спортом и выступлениях на соревнованиях [2]. Причем чем старше по возрасту
. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки ^ St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 4' 2012
становится студент, тем меньше у него проявляется интерес к спортивным занятиям: если на 1-м курсе совершенно не заинтересованных в занятиях спортом было 40 %, то к 3-му курсу их стало уже 60 %. Исследование показало, что 56 % (в том числе 53 % мужчин и 60 % женщин) респондентов не интересуются событиями спортивной жизни вуза.
Видимо, следует говорить о необходимости повышения эффективности физкультурного воспитания молодежи путем внедрения в методику преподавания концепции тренировки, и в сочетании с обучением это может оказаться решающим фактором в преобразовании ценностных ориентаций молодежи и ее менталитета. Однако нужно помнить о необходимости разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогического воздействия и их строгой сбалансированности с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем спортивных притязаний занимающихся.
Последующий анализ показал относительно низкую значимость для студентов такого фактора, как достижение спортивных успехов: лишь 11 % опрошенных (в том числе 17 % мужчин и 3 % женщин) оценивают его формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере физической культуры. Видимо, это обстоятельство объясняет нежелание студентов участвовать в спортивных соревнованиях и массовых физкультурно-спортивных мероприятиях.
Как показывают исследования, уровень сформированности интереса студенческой молодежи к физкультурно-спортивной деятельности во многом определяется как возможностями выбора вида спорта, так и других форм организации физкультурной деятельности. Для повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности следует рассмотреть приоритетность выбора форм занятий физическими упражнениями в вузе.
Полученные данные [3, с. 92—94] свидетельствуют о значительном интересе студентов к секционным занятиям по избранному виду спорта — 39 % опрошенных студентов (в том числе 10 % мужчин и 38 % женщин) выбрали эту форму занятий.
Второй по значимости для студентов формой физической активности выступают прогулки, игры, плавание (предполагается, что они
могут быть организованы по свободному регламенту) — ее выбрали 30 % респондентов (в том числе 24 % мужчин и 39 % женщин).
В сфере физической культуры и ее видов складываются своеобразные формы общения, принимающие вид игры. Игра, как материальная форма общения людей, преследует цель физического развития личности. Отсюда игра есть подлинная культурная ценность, способствующая укреплению контактов между людьми на социальном, а не на биологическом уровне и участвующая в процессе социализации индивида наиболее приятными для него средствами (А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов). Игровые методы являются не только фактором психологической разрядки, они могут быть использованы и как средство для решения практических задач обучения.
Определенное число студентов считают для себя наиболее приемлемыми занятия в клубах по физкультурно-спортивным интересам — 18 % респондентов. Примерно такое же число студентов хотели бы использовать для физкуль-турно-спортивной деятельности самостоятельную форму занятий — 15 % респондентов (в том числе 20 % мужчин и 9 % женщин).
Следует особо подчеркнуть весьма слабую заинтересованность студентов в массовых спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых в вузе, — всего 4 % респондентов хотели бы в них участвовать. Видимо, организаторам массовой физкультурно-оздоровительной работы, спортивным клубам следует перестраивать свою работу, отказаться от шаблонных мероприятий.
Если рассмотреть формы физической активности студентов по курсам, то у первокурсников на первое место выступают секционные занятия по избранному виду спорта — 38 % респондентов, а затем уже прогулки, игры, плавание — 27 %; второкурсники, как оказалось, еще более заинтересованы в секционных занятиях по избранному виду спорта — 47 %, а затем также прогулки, игры, купания — 25 %, а вот 42 % третьекурсников свою физкультурно-спортив-ную деятельность хотели бы проявить сначала в играх, плавании, прогулках, а на втором месте по значимости у них оказались занятия в секциях по избранному виду спорта.
Физическая культура в вузе достигает гуманной цели тогда, когда ее виды отвечают
принципам доступности и максимального привлечения молодежи, а физические нагрузки соответствуют уровню ее функциональных возможностей.
Таким образом, актуальной проблемой физического воспитания в вузах является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизи-
ческой подготовки и самоподготовки студентов к деятельности. Результатом образования и самообразования в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, формирование потребности к физическому самосовершенствованию, понимание роли физической культуры в развитии человека, владение системой практических знаний, навыков, умений для достижения личных и профессиональных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виленский, М.Я. Социокультурный потенциал развития личности студента в физической культуре [Текст] / М.Я. Виленский // Пед. образ. и наука. — 2008. - № 8.
2. Волкова, Л.М. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования [Текст] / Л.М. Волкова, В.В. Евсеев, П.В. Половников. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. — 149 с.
3. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе [Текст]: мо-
ногр. / В.К. Бальсевич. — М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. — 112 с.
4. Лубышева, Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры и спорта — 2009. — № 3 — С. 10—13.
5. Егорычев, А.О. Инновационные направления развития массового спорта в вузе [Текст] / А.О. Егорычев, И.М. Бутин // Ярослав. пед. вестн. — 2012. — № 2. — Т. II.
УДК 316:61
Н.А. Лебедева-Несевря
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Здоровье человека находится сегодня под влиянием множества факторов различной природы (эндо- и экзогенных, генетических и социальных и т. п.), неодинаковых по интенсивности и механизмам воздействия. Данное множество факторов требует упорядочивания, систематизации и ограничения по критерию значимости в детерминации здоровья.
Результаты многочисленных медико-социальных и социально-эпидемиологических исследований свидетельствуют о главенствующей роли факторов социальной природы (в частности, так называемых «факторов образа жизни») в формировании различных групп заболеваний, в том числе хронически протекающих, в современном мире. Например, многолетние исследования под руководством Ю. Лисицына позволили установить «вклад» образа жизни человека в развитие цирроза печени на уровне
70 %, ишемической болезни сердца — на уровне 60 %, рака — на уровне 45 % и т. д. [7].
Социальные факторы, формирующие здоровье человека, могут проявляться по-разному. В работе Б. Линка и Джо С. Фелан [11] вопрос о внутренней структуре социальных факторов риска и устойчивости решается путем их разделения на индивидуальные (поведенческие) факторы и фундаментальные социальные условия или «риски рисков», характеризующие некий контекст индивидуальных факторов. По мнению авторов, контекстуализация социальных факторов риска и устойчивости выступает важнейшим методом понимания особенностей их воздействия на здоровье человека и предполагает осознание условий, детерминирующих существование, интенсификацию или, напротив, исчезновение социальных факторов, непосредственно связанных с состоянием здоровья