Научная статья на тему 'Декларируемые студентами технического университета мотивы посещения занятий физической культурой'

Декларируемые студентами технического университета мотивы посещения занятий физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / MOTIVES / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булавкина Т. А., Дубогрызова И. А., Забелина Л. Н.

Физическая культура как предмет высшей школы претерпевает ряд изменений в соответствии с введением системы бакалавриата и изменениями государственных стандартов. Студенты имеют собственную точку зрения на то, как должна выглядеть физическая культура как предмет. Совершенствование системы физического воспитания в техническом университете должно учесть мнение студентов как непосредственных участников образовательного процесса. Материалы. Изучение мотивов студентов может служить первым шагом к пониманию проблем и недоработок в системе физического воспитания в техническом университете. В данной статье рассматриваются проблемы, которые мешают студентам полноценно включаться в физкультурно-спортивную деятельность, и мотивы, способствующие их активному и сознательному посещению занятий физической культурой. Методы: анализ литературы, анонимный письменный опрос, математико статистическая обработка полученных результатов. Результаты. Совершенствование навыков самостоятельного выполнения разнообразных физических упражнений способствует развитию интеллектуальных, морально-волевых и двигательных качеств, повышению показателей физической подготовленности, здоровья, разностороннего, гармоничного развития. По мнению автора, важным условием повышения эффективности учебных занятий по физической культуре является использование эмоциональных средств, какими являются национальные, народные, подвижные, а также спортивные игры, наиболее доступные для занимающихся со средним и ниже среднего уровнями физической подготовленности. Заключение. Результаты исследования показали, что условия занятий физической культурой в техническом университете не устраивают больше, чем треть студентов юношей. Но, в то же время, все студенты (муж) заявляют, что без физической культуры не может быть полноценной жизни. Четвертую часть студенток не устраивает отсутствие разнообразия и свободы выбора видов деятельности, интересных упражнений на занятиях и современных спортивных сооружений. При этом 16% студенток считают, что без физической культуры вполне можно жить. Наиболее значимыми проблемами, которые мешают активным посещениям занятий по физической культуре, как у девушек, так и у юношей, называются трудные пары после физической культуры и просто лень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булавкина Т. А., Дубогрызова И. А., Забелина Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education as a subject in high schools is undergoing a number of changes in accordance with the introduction of bachelor and modifications to state standards. Students have their own point of view on how should look like physical culture as a subject. Improving the system of physical education at technical University should take into account the opinion of students as direct participants in the educational process. Materials. The study of students motives can serve as a first step to understanding problems and defects in the system of physical education at the technical University. This article discusses the problems that impede the students to fully engage in sports activities, and motivations that contribute to their active and conscious attend classes in physical culture. Methods. Analysis of literature, anonymous written survey, mathematical and statistical processing of the obtained results. Results. Improvement of skills to perform a variety of physical exercises contributes to the development of intellectual, moral and volitional and motor skills, increasing physical fitness, good health, versatile, harmonious development. In the author's opinion, an important condition for improving the effectiveness of physical education teaching is the use of emotional tools, which are national, popular, outdoor, sports games, most available for dealing with average and below average levels of physical fitness. Conclusion. The results showed that the conditions of physical training in a technical University are not satisfied with more than a third of the students boys. But, at the same time, all the students (male) state that physical culture cannot be a full life. The fourth part of students is not satisfied with the lack of diversity and freedom of choice of activities, interesting exercises in the classroom and modern sports facilities. While 16% of students think that physical culture is quite possible to live. The most significant problems that hinder active visits to the classroom for physical education, how girls and boys are called after a difficult couple of physical culture and just laziness.

Текст научной работы на тему «Декларируемые студентами технического университета мотивы посещения занятий физической культурой»

DOI 10.14526/01_2017_218 УДК 738.15: 796

ДЕКЛАРИРУЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МОТИВЫ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Т. А. Булавкина-кандидат педагогических наук, доцент И.А. Дубогрызова -кандидат педагогических наук, доцент Л.Н. Забелина -кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный инженерно-технологический университет (БГИТУ), Проспект Ст. Димитрова 3, Брянск, Россия, 241037

E-mail: tabul90(a)mndex.ru

Аннотация. Физическая культура как предмет высшей школы претерпевает ряд изменений в соответствии с введением системы бакалавриата и изменениями государственных стандартов. Студенты имеют собственную точку зрения на то, как должна выглядеть физическая культура как предмет. Совершенствование системы физического воспитания в техническом университете должно учесть мнение студентов как непосредственных участников образовательного процесса. Материалы. Изучение мотивов студентов может служить первым шагом к пониманию проблем и недоработок в системе физического воспитания в техническом университете. В данной статье рассматриваются проблемы, которые мешают студентам полноценно включаться в физкультурно-спортивную деятельность, и мотивы, способствующие их активному и сознательному посещению занятий физической культурой. Методы: анализ литературы, анонимный письменный опрос, математике статистическая обработка полученных результатов. Результаты. Совершенствование навыков самостоятельного выполнения разнообразных физических упражнений способствует развитию интеллектуальных, морально-волевых и двигательных качеств, повышению показателей физической подготовленности, здоровья, разностороннего, гармоничного развития. По мнению автора, важным условием повышения эффективности учебных занятий по физической культуре является использование эмоциональных средств, какими являются национальные, народные, подвижные, а также спортивные игры, наиболее доступные для занимающихся со средним и ниже среднего уровнями физической подготовленности. Заключение. Результаты исследования показали, что условия занятий физической культурой в техническом университете не устраивают больше, чем треть студентов юношей. Но, в то же время, все студенты (муж) заявляют, что без физической культуры не может быть полноценной жизни. Четвертую часть студенток не устраивает отсутствие разнообразия и свободы выбора видов деятельности, интересных упражнений на занятиях и современных спортивных сооружений. При этом 16% студенток считают, что без физической культуры вполне можно жить. Наиболее значимыми проблемами, которые мешают активным посещениям занятий по физической культуре, как v девушек, так и v юношей, называются трудные пары после физической культуры и просто лень.

Ключевые слова: мотивы, физическая культура, студенты технического университета.

DECLARED BY THE STUDENTS OF THE TECHNICAL UNIVERSITY MOTIVES OF

ATTENDANCE IN PHYSICAL EDUCATION

Tatiana A. Bulavkina - candidate ofpedagogical Sciences, associate Professor Irina A. Dubogryzova - candidate ofpedagogical Sciences, associate Professor Ludmila N. Zabelina - candidate ofpedagogical Sciences, associate Professor

Bryansk State Engineering Technological University (BGA U), 3, Prospect St. Dimitrova, Bryansk, 241037, Russia

E-mail ttabul90(a)mndex.m

Annotation. Physical education as a subject in high schools is undergoing a number of changes in accordance with the introduction of bachelor and modifications to state standards. Students have their own point of view on how should look like physical culture as a subject. Improving the system of physical education at technical University should take into account the opinion of students as direct participants in the educational process. Materials. The study of students motives can serve as a first step to understanding problems and defects in the system of physical education at the technical University. This article discusses the problems that impede the students to fully engage in sports activities, and motivations that contribute to their active and conscious attend classes in physical culture. Methods. Analysis of literature, anonymous written survey, mathematical and statistical processing of the obtained results. Results. Improvement of skills to perform a variety of physical exercises contributes to the development of intellectual, moral and volitional and motor skills, increasing physical fitness, good health, versatile, harmonious development. In the author's opinion, an important condition for improving the effectiveness of physical education teaching is the use of emotional tools, which are national, popular, outdoor, sports games, most available for dealing with average and below average levels of physical fitness. Conclusion. The results showed that the conditions of physical training in a technical University are not satisfied with more than a third of the students boys. But, at the same time, all the students (male) state that physical culture cannot be a full life. The fourth part of students is not satisfied with the lack of diversity and freedom of choice of activities, interesting exercises in the classroom and modern sports facilities. While 16% of students think that physical culture is quite possible to live. The most significant problems that hinder active visits to the classroom for physical education, how girls and boys are called after a difficult couple of physical culture and just laziness.

Keywords: motives, physical culture, students of technical University.

Актуальность. Высшее

образование является одной из самых мощных систем культурного

формирования и одновременно образа жизни личности. Так называемый «здоровый образ жизни» у студентов технического университета формируется в результате кумулятивного воздействия многих факторов: всевозможные

оздоровительные мероприятия,

проводимые кафедрой физического воспитания, собственная физическая активность студента, индивидуальные особенности личности, процессы социализации и самовоспитания, стиль жизни и поведения, педагогическое воздействие и др. Физическая культура как предмет высшей школы участвует в формировании здорового образа жизни студентов через создание условий для оптимальной двигательной активности и

воспитания ценностного отношения к физической культуре. В системе технического высшего образования студент одновременно интегрируется в учебно—профессиональную, научную, физкультурно-спортивную и др. виды деятельности. Профессиональная

состоятельность, высокий уровень профессиональной компетентности

студента университета, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию выступая как идея современной высшей школы должна соединяться с идеей качественного проживания личностью периода студенчества. При отсутствии должного уровня развития физической культуры личности, независимо от того, на какой конкретный вид будущей практической деятельности ориентирован субъективный образовательный запрос студента, субъективная практическая

полезность физической культуры (а, в ее рамках, и двигательной активности) для приобретаемой профессии и получения диплома является мало актуальным. Участие студента в физкультурно-спортивной деятельности, в соответствии с его уровнем здоровья, стремление к повышению собственной культуры, является одним из условий качественной студенческой жизни. К сожалению, посещаемость занятий физической культурой далеко не для всех студентов университета, является внутренней небходимостью, находится много причин, которые, якобы, мешают студенту посещать академические занятия по физической культуре. Известно, мотивы являются мощным регулятором поведения человека. Мотивация является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности и занимает ведущее место в структуре личности (С.Л.Рубинштейн, 1976; А.Н.Леонтьев, 1977;

К. А. Абульханова, 1989; А.Г.Асмолов, 1979). Многократно доказано, что коррекция мотивов возможна, что позволяет оптимизировать процесс физического воспитания студентов (М.Я.Виленский, 1984; А.А.Касаткин, 1992; Л.И.Алешина, 1998, В.В.Пятков, 1999; Леготкин А.Н., Леготкина Л.Р., 2001; Пархомчик В.И., 2002; Початкова О.Н., 2003; О.Н.Степанова, 2005). Первым шагом к пониманию и решению существующих проблем совершенствования системы физического воспитания в вузе может стать анализ декларируемых студентами мотивов как стимулирующих их к занятиям, так и препятствующих активному и, главное, сознательному участию в

совершенствованию собственной

физической культуры.

Целью исследования является выявление декларируемой студентами мотивации к занятиям физической культурой в техническом университете.

Задачи:

1 .Определить декларируемые

студентами причины недостаточной

мотивации к занятиям физической культурой.

2. Выявить мотивы, побуждающие студентов к занятиям физической культурой в техническом университете. Материалы. Организация исследования.

Исследование проходило на базе Брянского государственного инженерно

технологического университета (БГИТУ) с октября 2016 по апрель 2017г.г. Письменным анонимным опросом было охвачено 123 студента (62 юноши (муж) и 61 девушка(жен)) 1-2 курсов.

Методика исследования.

Проводился анонимный письменный опрос студентов, посещающих только академические занятия физической культурой (не занимающиеся в спортивных секциях):

Вопрос 1. Чего вам не хватает на занятиях по физической культуре в секции или группе по виду спорта? Предлагались следующие варианты ответов:

1. интересных физических упражнений;

2. интересных теоретических тем;

3. элементов интересных подвижных и спортивных игр;

4. элементов современных спортивных направлений;

5. разнообразия видов деятельности;

6. времени на качественное освоение разделов программы;

7. возможность выбирать, чем заниматься;

8. внимания тренера;

9. понятного объяснения материала;

10. современных спортивных сооружений;

11. меня все устраивает.

Вопрос 2. Что вам мешает заниматься на занятиях по физической культуре? Предлагались следующие варианты ответов:

1. я устаю после пар, поэтому мне тяжело заниматься;

2. после занятий нужно идти на трудные пары;

3. в спортзале мало места;

4. для занятий нет или не хватает снарядов и инвентаря;

5. все снаряды и инвентарь изношенные и непривлекательные, с ними неприятно заниматься;

6. в спортзале слишком душно, холодно или жарко;

7. возле спортзала нет удобных раздевалок и душевых;

8. некоторые пары проходят в другом месте (не в моем учебном корпусе), на них неудобно добираться;

9. у меня нет хорошей спортивной формы;

10. мне сложно взаимодействовать в команде;

11. мне неприятен тренер;

12. у меня есть проблемы со здоровьем;

13. мне лень;

14. ничего не мешает.

Вопрос 3. Для чего вы посещаете занятия по физической культуре? Предлагались следующие варианты ответов:

1. чтобы подвигаться, размяться,

2. чтобы развить силу, выносливость и др. физические качества,

3. чтобы быть красивым и подтянутым,

4. чтобы быть здоровым, не болеть,

5. чтобы получать новые знания и расширить кругозор,

6. чтобы приобретать физические умения и навыки, полезные в жизни (бегать, плавать, ходить на лыжах),

7. чтобы развить положительные личностные качества (целеустремленность, выдержку, умение справляться с трудностями),

8. чтобы получать положительны эмоции,

9. чтобы общаться, быть в команде,

10. чтобы продемонстрировать свои физические способности и достоинства,

11. чтобы получить зачет/оценку,

12. чтобы не расстраивать родителей,

13. чтобы не было проблем с преподавателями, администрацией,

14. другое.

Вопрос 4. Можно ли полноценно жить без физической культуры? Варианты ответа: можно, нельзя.

При ответе на любой вопрос, студент был вправе выбирать одновременно несколько вариантов ответа.

Результаты и их обсуждение. На

основании анонимного опроса было выявлено, что 60,7% девушек и 97,8% мужчин студентов заявляют, что их все устраивает в организации занятий по физической культуре. Но, при этом, ощущают нехватку современных спортивных сооружений 42,3% студентов (муж) и 26,2% студенток (жен). Возможность выбирать, чем заниматься на занятиях по физической культуре оказалась значимой доя 39,7% студентов (муж) и 24,6% студенток (жен).

Разнообразия видов физкультурно-спортивной деятельности не хватает 19,7 % женщин и 31,7% мужчин. Примерно такое же число студентов и студенток отмечают нехватку интересных физических упражнений (21,3% женщин и 34,4% мужчин). Гораздо меньшему числу студентов и студенток (13,1% женщин и 21,2 %мужчин) нехватает на занятиях по физической культуре элементов современных спортивных направлений. Внимание тренера-преподавателя значимо для еще меньшего числа студентов (9,8% женщин и 15,9%мужчин).

По поводу качественного освоения разделов программы по физической культуре волнуются всего 1,6% женщин и 2,6% мужчин. При этом интересных теоретических тем не хватает немного большему числу студентов (4,9% женщин и 7,9 %мужчин). Понятное объяснение материала не было отмечено ни одним студентом в качестве ответа на первый вопрос (рисунок 1).

понятного объяснения материала Ш ^

времени на кач. освоение разделов программы

элем, интересных подвижных и спорт.игр интерсных теор.тем внимания тренера элем. совр. спорт.направлений разнообр. видов деятельности интересных физ. упр. возможность выбирать, чем заниматься соврем, спорт, сооружений меня все устраивает

21,2

^ 1 19,7

21,3

^Я■ ■ 24,6

26,2

,7 4,4 39,7 42,3

■7=

60,7

■ муж

■ жен

97,8

0,0 20,0 40,0 60,0 80,0 100,0

рисунок 1 - Что мешает студентам и студенткам на занятиях физической культурой в техническом университете.

В качестве помех для занятий физической культурой студентами назывались следующие факторы: усталость после пар, как фактор помехи занятиям физической культурой называют соответственно 24,6% женщин и 12,9 % мужчин; трудные пары после физкультуры (23,0% женщин и 32,3% мужчин); неудобное расположение мест занятий физкультурой (13,1% женщин и 9,7% мужчин); лень (13,1% женщин и 21,0% мужчин).

Отсутствие удобных раздевалок и душевых как фактор помехи в занятиях физической культурой имеет большее значение для женщин, нежели для мужчин (соответственно 14,8% женщин и 3,2% мужчин).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оставшиеся факторы имеют значение для гораздо меньшего числа студентов. Так для женщин и мужчин

имеют значение: изношенность инвентаря, проблемы со здоровьем (соответственно 6,6% и 3,2%).

Только студентки отмечают нехватку инвентаря (3,3%) и сложность взаимодействия в команде (3,3%). С другой стороны, только студенты отмечают нехватку места в зале (3,2%) и отсутствие хорошей спортивной формы (6,5% ).

В целом 55,7% женщин и 43,5% мужчин заявили, что им ничего не мешает (рисунок 2).

другое

мне неприятен тенер у меня нет хорошей спортивной формы в спортзале мало места

мне сложно взаимодействовать в команде

для занятий нет или не хватает снарядов и инвентаря

в спортзале слишком душно, холодно или жарко

у меня есть проблемы со здоровьем

все снаряды и инвентарь изношенные и непривлекательные, с ними неприятно...

мне лень

некоторые пары проходят в др месте(не в моемучебном корпусе), на них неудобно... возле спортзаланет удобных раздевалок и душевых

после занятий нужно идти на трудные пары

я устаю после пар, поэтому мне тяжело заниматься

ничего не мешает

| муж 1жен

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0

Рисунок 2 - Что не хватает студентам на занятиях по физической культуре.

На вопрос о мотивах посещения занятий студентами были даны следующие ответы. Достоверные отличия (на 5% уровне значимости) были выявлены в частоте использования ряда мотивов девушками и юношами. Так, достоверно чаще занятия физкультурой посещается студентками ради сохранения и поддержания здоровья, чтобы быть красивым и подтянутым, ради положительных эмоций, общения, ради расширения кругозора, и демонстрации своих способностей, а также с целью развития физических качеств (рисунок 3).

Студенты достоверно реже упоминают выше перечисленные мотивы. Почти половина студентов (52,38%) указывает мотив развития различных физических качеств. Достоверно не отличаются частоты указания мотивов получения оценки, желания избежать проблем с администрацией, просто подвигаться ( около трети студентов).

В связи с выше сказанным, оптимизация учебного процесса по физической культуре позволит большее число студентов ориентировать на двигательную активность в рамках занятий

физической культурой и на здоровый образ жизни.

чтобы развить силу, выносливость и др физ качества

чтобы приобретать физ умения и навыки, полезные в жизни (бегать, плавать,...

чтобы получить зачет/оценку чтобы быть здоровым , не болеть

чтобы подвигаться, размяться

чтобы развить положительные личностные качества...

чтобы быть красивым и подтянутым

чтобы не было проблем с преподавателями, администрацией

чтобы общаться, быть в команде

чтобы получать положительны еэмоции

чтобы получать новые знания и расширить кругозор

чтобы не растраивать родителей

чтобы продемонстрировать свои физ споосбности и достоинства

92

ШЦ

Щ 37,70 Рзз, 33

Щ52Г: Р 54,

8 10

■ 33,33

■ Р32'д р 30,1t

| 23,81

19,18

■ 23.81 9 20,63

20,6:s

26

PL9,05

Р 44, Ш 45,90

11,1 L

35

29,51

J

42,62

|7

,41

I 72,33

I 72,33

■ девушки

■ мужчины

0,00 10,0020,0030,0040,0050,0060,0070,0080,00

Рисунок 3 - Мотивы посещения занятий по физической культуре студентов (муж. и жен.) в техническом университете (в %).

Достаточную долю оптимизма внушает ответ на четвертый вопрос: «Можно ли полноценно жить без физической культуры?». Студенты (мужчины) все 100% ответили, что это невозможно. Среди девушек более тревожная ситуация: 16% студенток считают, что такое возможно. Следует вспомнить, что на современном этапе около

20-30% студентов имеют справки, с рекомендациями заниматься в

подготовительных или специальных медицинских группах. То, есть небольшой части студентов, не мешает заниматься физическими упражнениями небольшие проблемы со здравьем.

Можно ли полноценно жить без фк

(студентки (ж), зан. фк)

■ можно ■ нельзя

Рис.4. Ответы студентов на вопрос: культуры?»

Выводы.

Результаты исследования показали, что условия занятий физической культурой в техническом университете не устраивают больше, чем треть студентов юношей. Но, в то же время, все студенты (муж) заявляют, что без физической культуры не может быть полноценной жизни. Четвертую часть студенток не устраивает отсутствие разнообразия и свободы выбора видов деятельности, интересных упражнений на занятиях и современных спортивных сооружений. При этом 16% студенток считают, что без физической культуры вполне можно жить. Наиболее значимыми проблемами, которые мешают активным посещениям занятий по физической культуре, как у девушек, так и у юношей, называются трудные пары после физической культуры и просто лень.

Основными помехами посещений занятий физической культурой являются трудные пары после физической культуры и лень. Основными мотивами посещения занятий физической культурой для девушек являются проблемы внешнего вида и здоровья, а для студентов (мужчин) это развитие физических качеств.

Литература

«Можно ли жить полноценно без физической

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А Абульханова-Славская. - М„ Наука, 1989, - 335 с.

2. Алешина Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08,- Волгоград, 1998.-208с.

3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. -М.: МГУ, 1979.-150 с.

4. Виленский М.Я. Мотивационно-цснностнос отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования / Виленский М.Я., Карповский Г.К. // Теория и практика физ. культуры. - 1984. - N 10. - С. 39-42.

5. Булавкина Т.А. Ценностно-когнитивные предпосылки становления физической культуры личности студентов технического вуза в процессе профессионального образования/ Булав кина Т. А., Неклюдова Г.А. //Вестник Брянского государственного технического университета, 2015.-№3(47 июнь-сентябрь), С.211-218.

6. Булавкина Т.А. Модель сенситивности к образовательному процессу студентов технических вузов/ Булавкина Т.А., Неклюдова Г.А.// Материалы XXII международного симпозиума «Динамические и технологические проблемы механики конструкций и сплошных сред» имени А.Г.Горшкова (Вятичи, 15-19 февраля 2016г.). Т.1.-М.: ООО «ТР-принт», 2016-194с„ С59-61.

7. Булавкина Т.А. Смысловые конструкты как индикаторы физической культуры студентов БГИТУ/ Булавкина Т.А. // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы научно-методической конференции

(апрель-май 2016г.) / под ред. С.А. Симонова, А.Н. Заикина. - Брянск: БГИТУ, 2016. - 241 е., С. 186-190.

8. Булавкина Т.А. Когнитивные конструкты как показатели личностной физической культуры студентов вузов (монография)/Булавкина Т. А., Рудин М.В., Калоша А.И. Монография/Брянск (Брянская государственная инженерно-технологическая академия): 2014.-222с.

9. Касаткин A.A. Структура мотивации оздоровительной деятельности студенток (На контингенте Саратовского университета, педагогических вузов Москвы и Саратова): Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.01.-Саратов, 1992.-349с.

10. Леготкин А.Н. Роль и место физической культуры и спорта, мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности среди студентов-горняков ПГТУ [Пермский государственный технический университет] / А.Н. Леготкин, Л.Р. Леготкина // Физическая культура и спорт в сфере образования учащейся молодежи : сб. материалов 4 межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию высш. образования на Урале, Чайковский, ЧГИФК, 28-29 нояб. 2001 г. / Чайков, гос. ин-т физ. культуры. -Чайковский, 2001. - С. 27-28.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Полит, изд., 1977.- 304 с.

12.Пархомчик В.И. Факторы, влияющие на развитие мотивации в физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи / В.И. Пархомчик // Традиционная физическая культура белорусов : история, теория, практика : материалы 4 Респ. конф. по пробл. физ. культуры белорусов, 20 нояб. 2002 г. / Белорус, гос. пед. ун-т им. М. Танка. -Минск, 2002. - С. 74-78.

13.Початкова О.Н. Мотивация к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни студенток КНАГПУ [Комсомольский н/А гос. пед. ун-т] / О.Н. Початкова, В.Ф. Лигута // Физическая культура и спорт в современном обществе : (материалы Всерос. науч. конф., 26-28 марта 2003 г.) / Дальневост. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2003. - С. 174-176.

14. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре (на матер, педвузов): Автореф. канд. дис. Сургут, 1999. - 21 с.

15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии, 2-е изд. /Отв.ред. Е.В.Шорохова. М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

16. Степанова О.Н. Мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями и спортом как базовый фактор планирования образовательно-воспитательного процесса по физической культуре в вузе / О.Н. Степанова, Н.Е. Бегашвили // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России : тез. докл. 3-й науч.-практ. конф., г. Москва, 14-15 апр. 2005 г. / М-во образования и науки РФ [и др.]. -М„ 2005. -С. 279-282.

17. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, 3. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - №2. - С. 2838. Режим доступа: http://www.journal-science.ora/ru/article/l 57.html. DOT 10.14526/01_1111_04.

18. Кузнецова, З.М. О зарубежной истории физического воспитания / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Т. 3. - № 1. - С. 1-14. Режим доступа: http://www.iournal-science.ore/ru/article/429.html.

19. Carley O'Neill, Shilpa Dogra. Subjcctivc Responses to Interval and Continuous Exercise in Adults With Exercise-Induced Bronchoconstriction. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti f zdorov 'ya [Journal of physical activity and health]. 2017, Vol. 14, No. 6, pp. 486-491, DOl https://doi.org/10.1123/jpah.2016-0221 (SCOPUS)

20. Esther Ubago-Guisado, Jorge Garcia-Unatiue, Jorge Lópcz-Fcrnández, Javier Sánchez-Sánchez & Leonor Gallardo. Association of different types of playing surfaces with bone mass in growing girls. Zhurnal sportivnyh панк [Journal of Sports Sciences]. 2017, Vol. 35, No. 15, pp. 1484-1492, DOl http://dx.doi.org/10.1080/02640414.2016.1223328, (SCOPUS)

References

1. Abulkhanova-Slavskc K. A. Uprazhneniya I personal'naya [Activities and personality psychology]. Moscow, Nauka, 1989, 335 p.

2. Alcshina L. 1. Formation of motivation of a healthy lifestyle of the future teachers in the process of professional training. Candidates thesis. Volgograd, 1998.- 208c. (in Russian).

3. Asmolov A. G. Deyatel'nost' I ustanovka [Activities and installation], M., MGU, 1979, 150p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vilcnsky M. Y. Motivational-value attitude of students to physical education and ways of its dircctcd formation. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tuiy [Theory and practice physical culture]. 1984, no 10, pp. 39-42.(in Russian).

5. Bulavkina T. A., Ncklyudova G.A. Axiological-cognitivc preconditions of formation of personality physical culture of students of technical universities in the process of professional education. Vestnik Biyanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Vestnik of Bryansk state technical University]. 2015, no 3 (47 Junc-Scptcmbcr), pp. 211218. (in Russian).

6. Bulavkina T. A., Ncklyudova G.A. Model sensitivity to the educational proccss of students of technical universities. Materialy XXII mezhdunarodnogo siinposiuina "Dinamizheskie I tehnologicheskie problem mehaniki konstrukcij I sploshnyh sred имени A. G. Gorshkova (Vyatichi, 15-19 fevralya 2016) [Proceedings of the XXII international

Symposium "Dynamic and technological problems of mechanics of constructions and continuous media" named after A. G. Gorshkov (Vyatichi, 15-19 February 2016)]. Vol. 1. 2016. 194p„ pp. 59-61. (in Russian).

7. Bulavkina T. A. Semantic constructs as indicators of the physical culture of the students BGITU. Sovremennye problemyvysshego professional 'nogo obrazovaniya: material)' nauchno-metodicheskoj konferencii (aprel' - maj 2016) [Modern problems of higher professional education: materials of scientific conference (April-may 2016)]. Bryansk, BGITA, 2016, 241 p., pp. 186-190. (in Russian).

8. Bulavkina T. A., Rudin M.V., Kalosha A.I. Kognitivnye konstrukty v kachestve pokazatelej fizicheskoj kid'tiny lichnosti studentov [Cognitive constructs as indicators of personality physical culture of students], Bryansk state engineering-technological Academy, 2014, 222p.

9. Kasatkin A. A. the Structure of motivation and recreational activities of students, (contingent Saratov state University, pedagogical universities of Moscow and Saratov). Candidates Thesis. Saratov, 1992, 349p.

10. Legotkiti A. N.. Legotkitia L.R. The role and place of physical culture and sports, the motivation of sports and recreational activities among students of PSTU miners [Perm state technical University], Fizicheskaya kid 'tura / sport v vospitanii molodezhi: materialV nauchno-prakticheskoj konferencii k 85 letiyu wsshego obrazovaniya na Urale [Physical culture and sport in education youth: proceedings of the 4th inter, scientific-practical conference, 85 anniversary of the high, education in the Urals], Tchaikovsky, CHEFK, 2829 Nov. 2001, Chaika. state Institute of physical culture,

2001, pp. 27-28. (in Russian).

11. Leont'ev A. N. Deyatel 'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality], M., Polit. ed„ 1977, 304 p.

12. Parkhomchik V. I. Factors influencing the development of motivation in physical activity of student youth. Tradicionnaya fizicheskaya kid'tura Belarussii: istoriya. teoriya. praktika: materialy 4 Respublikanskoj konferencii : problemy fizicheskoj kid'tury ,belorussov [Traditional physical culture of Belarus : history, theory, practice : materials of the 4 Resp. Conf. for Problems physical culture of the Belarusians], 20 November 2002 / Belarusian. Minsk,

2002, pp. 74-78. (in Russian).

13. Pochatkova O. N.. Ligata V.F. Motivation for physical culture, sport and healthy lifestyle of students KNAGTU. Fizicheskaya kid'tura / sport v sovremennom obchestve: (material)' vserossijskoj nauchnoj konferencii 26-28 inarta 2003)] [Physical

culture and sport in contemporary society : (materials vseros. scientific. Conf. 26-28 March 2003]. Khabarovsk, 2003, pp. 174-176. (in Russian).

14. Pyatkov V. V., Formation of motivational-value attitude of students to physical culture (mater, pedagogical institutes). Candidates thesis. Surgut, 1999. -21 S.

15. Rubinstein S. L. Problemy obchej psihologii [Problems of General psychology], Moscow, Pedagogika, 1976, 416 p.

16. Stepanova O. N.. Begashvili N.E. Motivation of students to employments by physical training and sport as a basic factor in the planning of educational and educational process on physical culture in high school. Sovershensñ'ovaniepodgotovki kadrov v oblas ti fizicheskoj kid'tiny / sporta v usloviyah modernizacii professional 'nogo obrazovaniya v Rossii [Improvement of training in the field of physical culture and sport in conditions of modernization of professional education in Russia], M„ 2005, pp. 279-282.

17. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of vocational educational and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'twy i sporta [Pedagogico-pshycological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 2, pp. 28-38. Available at: http: //www .journal-science, org/ru/art i c 1 e/15 7. h tin 1. dot 10.14526/01 111104.

18. Kuznetsova Z. M., Simakov Y. P. The revival of the Olympic tradition. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kid 'tiny I sporta [Pedagogical-psychological medico-biological problems of physical culture and sports], 2008, Vol. 3, no 1, pp. 1-14. Available at: http: //www .journal-science, org/ru/art i c 1 e/429. htm 1.

19. Carley O'Neill, Shilpa Dogra. Subjective Responses to Interval and Continuous Exercise in Adults With Exercise-Induced Bronchoconstriction. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti f zdorov 'ya [Journal of physical activity and health], 2017, Vol. 14, No. 6, pp'486-491, d'0T https://doi.org/10.1123/jpah.2016-0221 (SCOPUS)

20. Esther Ubago-Guisado, Jorge Garcia-Unanue, Jorge López-Fernández, Javier Sánchez-Sánchez & Leonor Gallardo. Association of different types of playing surfaces with bone mass in growing girls. Zhurnal sportivnyh nauk [Journal of Sports Sciences], 2017, Vol. 35, No. 15, pp. 1484-1492, DOI http://dx.d0i.0rg/l 0.1080/02640414.2016.1223328, (SCOPUS)

Подано: 15.06.2017 Принято: 18.06.2017

Булавкина Татьяна Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Брянский государственный инженерно-технологический

университет (БГИТУ),проспект Ст. Димитрова 3, Брянск, Россия, 241037, e-mail: [email protected]

Дубогрызова Ирина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Брянский государственный инженерно-технологический университет (БГИТУ),проспект Ст. Димитрова 3, Брянск, Россия, 241037

Забелина Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Брянский государственный инженерно-технологический университет (БГИТУ),проспект Ст. Димитрова 3, Брянск, Россия, 241037

Для цитирования: Булавкнна Т.А., Дубогрызова И.А., Забелина Л.Н. Декларируемые студентами технического университета мотивы посещения занятий физической культурой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2017. - Т.12. -№2. - С. 160-170.

DOI 10.14526/01 2017 219 УДК 796.01:159.9

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

ЮНЫХ БОКСЕРОВ

В.Д. Коба - кандидат педагогических наук, доцент ГАОУВО «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт», пр-т Московский, дом 95, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия, 423812

E-mail: kzm dissCcbmail.ru

Аннотация. Бокс требует от спортсменов высокой степени не только физического, но и умственного развития. Материалы. Положительная динамика результатов психоэмоциональной диагностики в экспериментальной группе объясняется своевременным определением пригодности ребят к систематическим занятиям боксом. Методы исследования: анализ литературных источников, описание, моделирование, методы математико-статистического анализа. Результаты. Данные, полученные в результате диагностики психоэмоционачьного состояния юных боксеров, показывают, что использование комплексного отбора оказывает благоприятное влияние на физическое, функциональное и психическое состояние организма юных боксеров и на результативность спортивной деятельности. Заключение. Положительная динамика результатов психоэмоциональной диагностики в экспериментальной группе объясняется своевременным определением пригодности ребят к систематическим занятиям боксом. Ключевые слова: юные боксеры, комплексный отбор, психоэмоциональное состояние, соревновательный поединок, диагностика.

ТО THE QUESTION ABOUT THE DIAGNOSTICS OF PSYCHOEMOTIONAL STATE

OF YOUNG BOXERS

Vladimir D. Koba - candidate of pedagogics, associate professor Naberezhnye Chelny State Trade-Technological Institute 95, prospect Moskovsky, Naberezhnye Chelny, Republic ofTatarstan, 423812, Russia,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.