УДК 796.011
АКВААЭРОБИКА КАК НЕТРАДИЦИОННОЕ СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК
А.Ю. Щербакова
Актуализирована проблема оздоровления студентов на основе использования нетрадиционных средств физического воспитания. Раскрыты теоретические и методические аспекты реализации акваааэробики в рамках учебного процесса по физической культуре в вузе.
Ключевые слова: аквааэробика, физическая культура, физическая
подготовленность.
Одной из основных задач физического воспитания в Российской Федерации является повышение уровня физической подготовленности молодежи, позволяющий ей в дальнейшем успешно осуществлять будущую профессиональную деятельность и выполнять важнейшие социальные функции по созданию семьи, рождению и воспитанию детей. К результатам ее выполнения постоянно привлекалось внимание многих специалистов в области физической культуры М.Я. Виленский,
В.И. Ильинич, 1987 [4]; М.Я. Виленский, 1993 [3]; Л.И. Лубышева,
1996 [10]; В.К. Бальсевич, 1999 [1]. Однако только в учреждениях высшего профессионального образования эта задача решается на научнометодической основе.
В возрасте 17-19 лет девушки уделяют особое внимание красоте, гибкости, подвижности своего тела и поэтому стремятся заниматься упражнениями, которые способствуют развитию гармоничного телосложения, поскольку это привлекает внимание у представителей противоположного пола. У девушек отмечается повышенный интерес к различным видам оздоровительной аэробики на суше (степ, слайд, танцевальная аэробика) и в воде (аквааэробика).
Научными исследованиями установлено, что физические упражнения в воде помогают женщинам избавиться от лишнего веса, стимулируют ведение здорового образа жизни, формируют терапевтический и расслабляющий эффект, улучшают общее самочувствие, укрепляют здоровье. По результатам научных исследований с участием женщин в возрасте от 20 до 70 лет защищены кандидатские диссертации М.Г Шибалкиной, 1996 [12]; И.А. Васильевой, 1997 [2];
О.Б. Галеевой, 1997 [5]; Т.Н Ерёминой, 2000 [6]; А.Ю. Федоровой,
2003 [11]; Е.Ю. Колгановой, 2007 [7]. Научной основой для этих работ
послужили исследования по организации и методике проведения занятий аэробикой, выполненные Т.С. Лисицыной, 1994 [9]. Единственная диссертация по методике применения средств аквааэробики в комплексе с
общеразвивающими упражнениями на суше в процессе физического воспитания студентов технического вуза защищена Т.А. Кохан в 2001 году [8].
Однако научно обоснованные исследования влияния комплексов физических упражнений на физическую подготовленность исключительно в водной среде для девушек в возрасте 17-19 лет практически не проводились. Методики, разработанные и используемые для других, более старших возрастных групп, имеют цель по поддержанию сниженных физических кондиций и улучшению состояния здоровья занимающихся. В нашем случае основным результатом занятий аквааэробикой является эффект повышения физической подготовленности девушек, антропометрических и функциональных показателей состояния их организма, а так же повышение интереса у занимающихся студентов.
О занятиях в воде впервые упоминается в манускриптах Древнего Китая. Тогда, во время обучения восточным единоборствам, ученики китайских монахов отрабатывали резкость и точность ударов в воде. В 20-30-е годы XX века в целях пропагандирования плавания было распространено так называемое хороводное плавание, или фигурная маршировка в воде, под музыкальное сопровождение, как правило, это был духовой оркестр.
Аквааэробика же активно начала использоваться в качестве тренировки для спортсменов. Глен Макуотерз, известный в США легкоатлет, стал использовать этот вид спорта. Около 50 % членов сборной команды США по легкой атлетике применяли бег и различные упражнения в воде как одно из эффективных средств подготовки к Олимпийским играм и другим соревнованиям. И только в последние десятилетия этот вид физической активности стал необыкновенно популярен среди населения.
Сегодня аквааэробика - это комплекс упражнений под музыкальный ритм, дарящий многим людям с различными физическими возможностями радость и возможность быть в форме и продлевать свое здоровье.
В отличие от других видов физических упражнений аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект. Для понимания воздействия аквааэробики на человеческий организм и правильного ее применения необходимо знать специфические особенности выполнения физических упражнений в воде.
Одной из особенностей аквааэробики является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому занятия
аквааэробикой при соответствующей дозировке допустимы для людей с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления сердечнососудистой системы.
Под влиянием занятий аквааэробикой происходят положительные сдвиги в строении и функции сердечнососудистой системы: увеличиваются сила и объем сердечной мышцы; отмечается уменьшение частоты сердечных сокращений в покое $ значительно возрастает систолический объем сердца по сравнению с людьми, не занимающимися спортом.
Не менее велико и гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов. Она намного плотнее воздуха и во время выполнения энергичных движений интенсивно массирует кожу (гидромассаж), что способствует предотвращению и исчезновению целлюлита.
Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм; формирование «мышечного корсета», предупреждение искривлений позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Регулярные занятия аквааэробикой улучшают общее физическое состояние людей, повышают жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяются аквааэробика и плавание.
Для оптимизации учебного процесса в вузах посредством повышения мотивации к двигательной активности у девушек целесообразно включать в разделы программы по дисциплине «Физическая культура» занятия аквааэробикой.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. 1999. № 4. С. 21-26.
2. Васильева А.В., Шибалкина М.Г. Гидроаэробика для детей 9-12 лет // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1998. С. 184-188.
3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 27-32.
4. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. M.: Знание, 1987. 107 с.
5. Галеева О.Б. Оздоровительная тренировка женщин 18-28 лет, занимающихся гидроаэробикой: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Омск, 1997. 24 с.
6. Ерёмина Т.Н. Физическая подготовка женщин на основе использования темпинга в воде: дис. ...канд. пед. наук. Краснодар, 2000. 190 с.
7. Колганова Е.Ю. Влияние занятий аквааэробикой на состояние организма женщин разного возраста: автореф. дис. .канд. пед. наук. Малаховка, 2007. 22 с.
8. Кохан Т.А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза: дис. .канд. пед. наук. Омск, 2001. 184 с.
9. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. М.: ФАР, 2002. 230 с.
10. Лубышева Л.И Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 240 с.
11. Федорова А.Ю. Технология проведения занятий гидроаэробикой с людьми пожилого возраста: дис. .канд. пед. наук. СПб., 2003. 170 с.
12. Шибалкина М.Г. Использование средств гидроаэробики в процессе занятий оздоровительным плаванием: дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 113 с.
Щербакова Анна Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
WATER AEROBICS AS NON-TRADITIONAL MEANS OF OPTIMIZATION PHYSICAL
EDUCATION UNIVERSITY STUDENTS
A.Y. Shcherbakova
Describes the problem of students on the basis of use of innovative means of physical education. The theoretical and methodological aspects of the implementation of water aerobics within the educational process of the physical culture at the University.
Key words: water aerobics, physical education, physical fitness.
Scherbakova Anna Yurievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, FVIS@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University