Научная статья на тему 'Потенциал промышленного развития юга России'

Потенциал промышленного развития юга России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРС / СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идзиев Г. И.

Республики Северного Кавказа, как отмечается в статье, являются важными в стратегическом плане территориями для государства. Однако их экономика носит в основном дотационный характер, несмотря на то, что имеется достаточный для стабильного развития потенциал промышленности, который используется лишь частично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал промышленного развития юга России»

УДК 338.2

ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ

ЮГАРОССИИ

Г. И. ИДЗИЕВ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН

Республики Северного Кавказа являются важными в стратегическом плане территориями для государства. Однако их экономика носит в основном дотационный характер, несмотря на то, что имеется достаточный для стабильного развития потенциал промышленности, который используется лишь частично.

Ключевые слова: регион, потенциал, ресурс, стабильное развитие, приоритетное направление, развитие промышленности.

В настоящее время регион вне зависимости от уровня своего развития стал полноценным субъектом рыночных отношений. Автор полностью разделяет точку зрения экономиста А. Г. Кобилева о том, что в трансформационный период крайне необходимо осознание обществом того, что территориальные образования, т. е. регионы и их хозяйственные комплексы являются полноправными субъектами рыночных отношений и благосостояние населения на данных территориях находится в прямой зависимости от того, насколько крепки и надежны позиции их хозяйственного комплекса на местном, региональном, национальном и международном рынке. Тем самым многократно возрастает координационная функция органов регионального управления в экономическом и социальном развитии территории. Именно они, а не федеральный центр в рыночной ситуации призваны обеспечивать комплексное развитие своей территории, ее хозяйственного комплекса как целостной системы. Исходя из этого, каждый регион должен формировать свою стратегию экономического и социального развития.

В условиях рыночной экономики потребность в сотрудничестве многократно возрастает в результате приобретения каждым регионом качественно новой функции — быть субъектом острой конкурентной борьбы на региональном, национальном и внешнем рынке. При этом данный вид конкуренции имеет четко выраженную тенденцию к усилению.

По мнению немецкого экономиста В. Ханеша, это обусловлено прежде всего структурными изменениями, происходящими в мировой экономике. Осуществляемые в настоящее время коренные изменения в мировой системе разделения труда приводят к все более неравномерному развитию различных регионов. Эта тенденция в будущем будет еще больше усиливаться. В результате значительных социально-экономических структурных изменений высокоразвитых индустриальных стран меняются и отношения между регионами и общинами. Основными элементами общего процесса реструктуризации является прежде всего глобализация и повышение гибкости производства, интернационализация инвестиционных процессов и производственных решений, а также обособление финансово-экономических инвестиционных стратегий. В этих условиях за размещение производства конкурируют не только национальные экономики, но и отдельные регионы.

Схожие суждения в отношении российских регионов высказал экономист Блэр Рубл, директор института им. Кеннана. Он отмечает, что в ситуации вновь возникшего интереса к российскому рынку российские регионы окажутся в условиях сильной конкуренции за инвестиционные и торговые дол-

лары. В этой конкуренции выиграют те регионы, которые смогут создать наилучшую правовую и стабильную среду для инвестирования. Некоторые региональные лидеры создают свои стратегические группы, сконцентрированные именно на этом, и именно руководители этих регионов являются перспективными лидерами в сегодняшней российской политике. Другие руководители областей больше обращаются в проводимой ими политике к внутренним проблемам, и эти регионы продолжают быть отстающими.

Геополитические изменения в нашей стране существенно повлияли на падение спроса на отечественную продукцию не только на внешнем, но и внутреннем рынках. Часть рынков стран третьего мира, бывших стран — членов СЭВ, союзных республик и даже некоторые сегменты внутреннего рынка России оказались утраченными для отечественных производителей, некоторые из них навсегда. Возникает необходимость конкретных действий со стороны региональной администрации по выявлению реального товарного потенциала территории, перспектив роста его объема и качества. Именно с таких позиций, по мнению экономиста А. Г. Коби-лева, должны осуществляться его корректировка и мониторинг, а также выработка и последовательная реализация коллективной (групповой, агломерационной) маркетинговой стратегии всех предприятий региона вне зависимости от формы собственности как звеньев относительно целостной производственно-хозяйственной территориальной структуры. Становится актуальной необходимость целенаправленных действий со стороны региональной администрации, направленных на структурную адаптацию производства и занятости, на формирование и последовательное осуществление региональной промышленной политики.

Структурный потенциал регионального хозяйственного комплекса произволен от степени его адекватности требованиям внутренних и внешних рынков. Поэтому он должен формироваться осознанно и целенаправленно, опираясь как на имеющиеся производственные, сырьевые, инвестиционные и инновационные ресурсы, так и на привлекаемые со стороны. Отсюда возникает острая необходимость увязки инвестиционно-структурной и инновационной политики региона, выработки конкретных действий по умножению и эффективной реализации инновационного потенциала.

Мировая практика показывает, что на определенном этапе развития общества промышленное производство становится основой материальной

культуры и основным способом жизнедеятельности человечества. Постиндустриальная цивилизация вырастает из индустриального общества, выводит индустрию на качественно новый уровень, переводя ее на инновационную модель развития, наполняя информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому развитие промышленности, а в более широком смысле — индустрии и индустриальных методов является основным фактором и важнейшим показателем уровня развития страны и отдельных ее регионов.

Диверсификация, расширение масштабов и рост объемов продукции промышленности являются материальной основой инновационного развития и повышения производительности труда во всех отраслях народного хозяйства и сфере услуг, обеспечивают конкурентоспособность экономики. Именно промышленность создает современные средства и орудия труда, являясь, таким образом, базой высоких технологий и перевода экономики на инновационный путь развития.

Главной проблемой экономики Республики Дагестан является сокращение и постепенное преодоление дотационности. Промышленность региона играетрешающее значение в наращивании налоговой базы. В 2009 г промышленность дала 46,6 % собственных налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики. Именно промышленность должна стать реальным и надежным источником налоговых поступлений, обеспечить финансовую самодостаточность республиканского бюджета.

Необходимость развития промышленности диктуется и перспективой освоения месторождений минерального сырья, более полного использования сельскохозяйственного сырья, расширения масштабов добывающей и перерабатывающей промышленности. Одним из приоритетных направлений для Дагестана является развитие топливно-энергетического комплекса за счет добычи и переработки нефти и газа, создания дополнительных мощностей по электроэнергетике. В условиях депрессивной экономики энергетический баланс Дагестана является отрицательным. Чтобы выйти на средний по России уровень по производству и потреблению электроэнергии надушу населения, Дагестану необходимо увеличить ее производство в 3—4 раза. Поэтому важнейшим направлением реструктуризации промышленности региона является развитие ТЭК.

Приоритетными также остаются традиционные для Дагестана пищевая и легкая отрасли. Современная и развитая пищевая промышленность должна обеспечивать занятость значительной час-

ти населения городов и районов, создавать рынок сбыта сельхозпродукции, способствовать повышению занятости в сельском хозяйстве, гарантировать продовольственную безопасность республики. Особая роль для экономики республики легкой промышленности как трудоемкой отрасли заключается в обеспечении занятости.

Несомненно, что одной из приоритетных отраслей промышленности Дагестана является машиностроение и особенно наиболее трудоемкие и наукоемкие ее подотрасли — электроника и приборостроение. Возможно, для республики не перспективно создание масштабных металлоемких производств, но весьма актуально развитие адаптированного к дагестанским условиям сельхозмашиностроения, производства оборудования для переработки сельхозпродукции, бытовой техники.

Необходимо учитывать активную роль промышленности в повышении общего профессионального и культурного уровня населения.

Следует отметить, что в последние годы объем промышленной продукции в республике растет высокими темпами. Индекс промышленного производства в процентах к предыдущему году составил:

— в 2005г. - 115,1%;

— в 2006г. - 136,3%;

— в 2007г. - 108,5%;

— в 2008г. - 121,4%;

— в 2008г. - 118,9%.

При таких высоких темпах роста объемов производства доля промышленности в валовом региональном продукте (ВРП) республики снизилась с

18,5 % в 2000 г. до 9,8 % в 2009 г. Это свидетельствует о понижении значимости промышленности для экономики Дагестана. Об этом свидетельствует и другое сравнение. Доля промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации составляет 35,1 %, а доля ВРП республики в Южном федеральном округе (ЮФО) — 23,7%, что соответственно в 3,6 и в 2,4 раза выше, чем в Республике Дагестан.

В промышленности на 01.01.2010 функционировали 2,9тыс. предприятий, из которых 16,6% находились в государственной и муниципальной собственности, 73,6% — в частной собственности (65 предприятий — в смешанной собственности). Стоимость основных фондов промышленности на начало 2010 г. составила 58,6 млрд руб., или 14,5% от общей стоимости основных фондов республики, в России соответственно — 23,5 %. В промышленности республики в 2009 г. было занято 9 % от общей численности занятых в экономике, в России соответственно — 21,1 %. В городах Дагестана проживает 1,1 % городского населения Российской Федерации, а республика производит лишь 0,1 % от общего объема промышленной продукции страны.

О существенном отставании развития промышленности Дагестана от уровня Российской Федерации и ЮФО, а также других его регионов свидетельствуют данные объема производства промышленной продукции в расчете надушу населения и надушу городского населения (табл. 1.).

По этим показателям Дагестан отстает от России соответственно в 15,7 и 9,4 раза, от ЮФО — в 6

Таблица 1

Объем промышленной продукции в расчете на душу населения в 2009 г.

Наименование Всего на душу населения Всего на душу городского населения

Ткс. руб. Соотношение к Республике Дагестан, во сколько раз Ткс. руб. Соотношение к Республике Дагестан, во сколько раз

Российская Федерация 137,9 15,7 198,6 9,4

Южный федеральный округ 52,5 6,0 93,0 4,4

Астраханская область 51,2 5,8 77,6 3,7

Волгоградская область 124,6 14,1 166,2 7,8

Кабардино-Балкарская Республика 17,0 193,2% 30,6 144,3%

Карачаево-Черкесская Республика 32,8 3,8% 70,4 3,3

Краснодарский край 58,6 6,7 112,2 5,3

Республика Адыгея 25,0 2,8 46,5 2,2

Республика Дагестан 8,8 100% 21,2 100%

Республика Ингушетия 1,7 19,3% 5,4 25,5%

Республика Калмыкия 7,6 86,4% 18,0 84,9%

Республика Северная Осетия — Алания 33,2 177,3% 57,5 2,7

Ростовская область 71,9 8,2 108,9 5,1

Ставропольский край 42,8 4,9 75,2 3,6

Чеченская Республика 7,1 80,7% 20,0 94,3%

Источник: составлено автором на основе данных Росстата.

и 4,4 раза. Отставание наблюдается также от других регионов ЮФО кроме Чеченской Республики, Ингушетии и Калмыкии.

Чрезвычайным следует считать состояние основных фондов в промышленности республики. Значительная их часть морально и физически устарела (табл. 2). Износ основных фондов по добыче полезных ископаемых составляет около 71 %. Износ основных фондов в обрабатывающих производствах также существенно выше, чем в среднем по стране и в ЮФО. Резкое отставание объема инвестиций в основной капитал промышленности республики привело к тому, что основные фонды в расчете на душу населения в среднем по России больше в 4,6 раза, а в ЮФО — в 1,8 раза, чем в Республике Дагестан.

Если положение Дагестана в Южном федеральном округе и в Российской Федерации по созданию передовых технологических процессов можно считать относительно благополучным, то из числа использованных передовых производственных технологий на Дагестан приходится только 17,1 % от показателя по ЮФО и 0,9 % — по России.

Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в промышленности Дагестана ниже в 1,3 раза, чем в среднем по России, хотя и выше в 1,7 раза, чем в ЮФО. Однако особую тревогу должно вызывать то, что затраты на технологические инновации в республике ничтожно малы. Они составляют в общих аналогичных затратах России всего лишь 0,04%, а от затрат по ЮФО — 0,6 %. Это свидетельствует о степени доверия руководства республики к инновационной деятельности, к процессам модернизации промышленности.

Существующее состояние промышленного производства и его уровень развития не соответствуют потенциалу республики и задачам перехода к постиндустриальному обществу. Республика располагает по некоторым направлениям промышленного производства существенным потенциалом, в частности, по топливно-энергетическому комплексу, пищевой промышленности, промышленности стройматериалов, машиностроению.

Степень износа основных фондов по промышлен]

Гидроэнергетические ресурсы республики оцениваются в 55,17 млрдкВтч в средний по водности год (40 % потенциала рек Северного Кавказа). Из них только десятая часть освоена. Потенциал гидрогенерирующих предприятий республики при рациональном и эффективном использовании позволяет полностью обеспечить республику дешевой электроэнергией, а в летнее время даже поставлять часть ее в соседние регионы и приграничные страны.

В республике имеются разведанные запасы нефти и газа, что говорит о наличии высокого потенциала развития топливной промышленности, особенно с началом освоения новых месторождений на Каспийском шельфе.

Научно-технический и инженерно-конструкторский потенциал промышленности республики в дореформенные годы был сконцентрирован на оборонных предприятиях машиностроительного комплекса. В настоящее время загрузка производственных мощностей машиностроения составляет 15—20%, что характеризует наличие огромного потенциала развития отрасли. Имеется возможность для повышения доли наукоемкой продукции, создания системы поддержки инновационной деятельности предприятий, реализации инновационных проектов, использования потенциала науки в развитии промышленности республики.

Легкая промышленность всегда была одной из ведущих отраслей экономики Дагестана. Большие перспективы в развитии легкой промышленности связаны здесь с развитием народных художественных промыслов, где в настоящее время из более 40 бывших предприятий функционируют только 9. Существенный потенциал развития имеет пищевая промышленность. Хорошие перспективы намечаются в производстве плодоовощной, цельномолочной, мясной, мукомольно-крупяной, рыбной, кондитерской, винно-коньячной и безалкогольной продукции, минеральной воды.

Республика Дагестан располагает практически неограниченными запасами сырья для развития промышленности строительных материалов.

Таблица 2

и видам экономической деятельности в 2009 г., %

Наименование Республика Дагестан Южный федеральный округ Российская Федерация

Всего Полностью изношенные Всего Полностью изношенные Всего Полностью изношенные

Добыча полезных ископаемых 70,8 52,3 52,1 11,9 49,7 20,9

Обрабатывающие производства 49,3 18,2 41,2 12,9 41,7 13,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 41,4 2,1 49,3 18,0 45,5 14,9

Источник: составлено автором на основе данных Росстата.

Следует отметить, что в республике имеется необходимый человеческий потенциал: неиспользуемые трудовые ресурсы, средние и высшие учебные заведения для подготовки современных специалистов. Еще сохранились опытные кадры в отдельных отраслях промышленности. Все это делает развитие промышленности, ее модернизацию и перевод на инновационную модель одной из важнейших приоритетных задач для руководства республики.

Среди основных направлений реструктуризации отрасли и реализации ее стратегических целей на первый план сегодня выходит формирование и развитие территориально-производственных комплексов (кластеров). В республике имеются реальные условия и предпосылки для формирования кластеров: винно-коньячного, промышленности строительных материалов, гидрогенерирующего, нефтегазового, по производству автомобильных компонентов, судостроительного.

В результате развития и поэтапного перевода на инновационную модель промышленность республики к 2020 г. должна стать конкурентоспособной. Для ее реального обеспечения доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленности республики должна быть увеличена с 4,2% в 2006г. до 24,5 %в 2020г.

К сожалению, при достаточном потенциале региональной промышленности современное ее состояние свидетельствует об отсутствии четкой и координированной экономической политики федеральных и республиканских органов власти по развитию региональной промышленности.

Поэтому на федеральном уровне больше внимания следует уделять региональной специфике промышленной политики. Необходимо рассматривать в нашем случае регионы Южного федерального округа как целостную, единую экономическую систему, в которой развитие отдельных территорий

(республик Северного Кавказа) должно увязываться с планами промышленного развития Российской Федерации. В то же время отдельные регионы в значительной степени должны формироваться под влиянием внутренних факторов и условий, объективно присущих тому или иному региону. При таком подходе, по мнению автора, в ближайшем будущем можно будет говорить о «Южном прорыве» как о свершившемся факте.

Список литературы

1. Идзиев Г. И. Роль промышленной политики в развитии региона. Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона». Махачкала. 2009.

2. КобилевА Г.Город в трансформирующемся обществе: управление социально-экономической жизнедеятельностью. Волгоград: ВолГУ. 1998. 61 с.

3. Ларин С. Н., Хрусталев Е. Ю. Качество экономического роста и темпы развития региональных инновационных инфраструктур (на примере Краснодарского края) // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 30.

4. Ларин С. Н., Хрусталев О. Е. Бизнес-инкубатор как важная составляющая инновационной инфраструктуры региона: анализ зарубежного и отечественного опыта // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 17.

5. Петросянц В. 3. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации. М.: Наука. 2005. С. 78—94.

6. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.