ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Н.Т. САРКАРОВ
Дагестанский государственный университет
В статье ставится важный вопрос о необходимости проведения мероприятий по предстоящей модернизации российской экономики одновременно с преодолением последствий сегодняшнего финансово-экономического кризиса в регионах. На примере регионов, входящих в Южный федеральный округ, показана важность налаживания притока инвестиций как из внутренних, так и зарубежных источников, для обеспечения модернизации как производственного потенциала, так и социальной сферы регионов Юга России. Все это будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста на региональном уровне.
Ключевые слова: регионы; федеральный округ России; инвестиции; инвестиционная деятельность; модернизация экономики; устойчивое экономическое развитие
Коды классификатора JEL: И11, И51.
Предстоящая модернизация российской экономики предполагает сложные процессы на всех уровнях хозяйствования, в частности, связанные с переходом к преимущественно инновационному типу развития. В условиях федеративного государства особо важным представляется уровень региона. Если же говорить о входящих в Южный федеральный округ субъектах федерации, то их устойчивое социально-экономическое развитие на инновационной основе представляет собой важнейший фактор благополучия всей России ввиду особого геостратегического положения большинства регионов, входящих в этот округ.
Модернизация экономик регионов должна идти параллельно с преодолением кризиса в российских регионах, в том числе в регионах ЮФО, которое, в свою очередь, должно идти параллельно кардинальному изменению структуры их экономики посредством внедрения инновационной составляющей. Такая составляющая, по мнению автора, должна выражаться в:
— использовании передовых (инновационных) идей в регулировании экономических процессов;
— создании и внедрении (использовали) новой техники и технологий в производстве товаров;
— модернизации сферы услуг, включая социальную сферу.
Следует отметить, что товары и услуги соответствующей конкурентоспособности и качества смогут обеспечить существенное изменение структуры экспорта и его долгосрочное воздействие на социально-экономическую жизнь регионов и их устойчивое развитие.
Пока же основные фонды в экономике регионов ЮФО росли ежегодно с 1999 года. Однако динамика удельного веса ЮФО в общероссийском аналоге имела неустойчивый характер, и последние годы доля ЮФО в этом показателе снижалась (8,8% в 2007 г.). Уровень износа основных фондов в экономике ЮФО, как и по всей стране, имеет тенденцию к снижению с 2004 года. ЮФО по этому показателю занимает третье место среди федеральных округов, после Уральского и Приволжского округов. На начало 2008 г. уровень износа основных фондов в экономике РФ составил 43,8%, в Уральском федеральном округе - 53,7%, Приволжском - 49,5%, Южном - 42,6%.
Объем производства промышленной продукции в ЮФО постоянно рос с 1999 г. Вместе с тем динамика удельного веса ЮФО в общероссийском показателе имеет неустойчивый характер. В 2007 г. удельный вес ЮФО в общероссийском показателе составлял 6,8%, а у всех национальных республик в составе округа значение этого показателя было намного ниже предела статистической погрешности. Это свидетельствует пока еще о слабом развитии промышленности на Юге России. По объему промышленной продукции ЮФО занимает лишь предпоследнее место среди всех округов, последнее место занимает Дальневосточный федеральный округ.
Сложившаяся ситуация ставит вопрос о настоятельной необходимости коренной модернизации производственно-технического парка в регионах ЮФО на новой основе. В то же время в ходе осуществления модернизации в экономике регионов ЮФО необходима продуманная политика по использованию уже имеющегося производственного потенциала. Так, по мнению автора, следует одновременно проводить реструктурирование имеющихся предприятий машиностроительной промышленности, нефтепереработки, химии и нефтехимии (особенно в Республике Дагестан и Чеченской Республике), а также металлургии и способствовать созданию подобных же современных предприятий в тех регионах округа, где до сих пор крайне слабо представлена промышленность, с учетом их ресурсного потенциала. После реструктуризации и модернизации, с переходом на передовые технологии, предприятия промышленности способны стать флагманами экономического развития округа наряду с такими отраслями, как сельское хозяйство и строительство.
В отраслях сельского хозяйства и стройиндустрии также произойдет реструктуризация и модернизация с переходом на инновационные технологии. Все эти меры позволят базовым отраслям экономики регионов округа полноценно и на конкурентных началах интегрироваться не только в единое экономическое пространство страны, но и в мирохозяйственные процессы. В результате возможно достичь значительного роста экспорта продукции, производимой на территориях округа, в страны СНГ и дальнего зарубежья.
В перспективе, при последовательном усилении государственной поддержки внешнеэкономической деятельности, важным направлением в структуре базовых отраслей экономик практически всех регионов ЮФО округа станет сфера услуг в широком смысле, включая туристско-рекреационную отрасль.
© Саркаров Н. Т., 2009
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ.
273
По нашему мнению, следует подумать о Южном федеральном округе как системе инновационных кластеров. Природно-климатические условия большинства регионов Юга России наряду с наличием избыточных и одновременно достаточно квалифицированных и подготовленных трудовых ресурсов могут быть использованы для создания научно-образовательных кластеров с прилагающимися производствами на инновационной основе. Это может рассматриваться в качестве наиболее благоприятного пространства для размещения соответствующих производств в целях снижения энергетических (и других) затрат в себестоимости продукции и, тем самым, увеличения конкурентных преимуществ во внешнеэкономической деятельности.
Необходимо отметить, что все указанные мероприятия требуют значительных капиталовложений, а потому могут быть осуществлены, наряду с непосредственной помощью со стороны федерального центра, при поступлении значительных частных инвестиций в наиболее перспективные отрасли экономики конкретных регионов ЮФО. Следует помнить, что масштабное инвестирование, в том числе иностранное, служит решению задач долгосрочного социально-экономического развития регионов, и всестороннего подъема и совершенствования качества жизни проживающего в них населения. К таким задачам, в частности, относятся:
♦ достижение высокого уровня развития общего хозяйственного потенциала региона в интересах всестороннего социально-экономического развития данного региона как территории, а также проживающего на ней населения;
♦ поиск и использование внутренних резервов экономического роста, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие хозяйственного и прежде всего - промышленного комплекса региона при особом внимании к социальной составляющей такого развития;
♦ создание оптимальных организационно-экономических условий для наиболее рационального и эффективного использования имеющихся в регионе научных, производственных, финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов;
♦ организация всесторонней поддержки инвестиционных проектов, способствующих, в первую очередь, формированию благоприятного социального климата на территории региона, рациональному использованию факторов производства, снижению трудо-, материало- и энергоемкости производства, прежде всего в отраслях и предприятиях обрабатывающей промышленности.
Для интенсификации притока иностранных инвестиций в экономику российских регионов необходимо изменение структуры самих инвестиционных потоков на основе ресурсно-инновационной модели развития с активным участием государства (развитие высоких технологий добывающих отраслей; модернизация производства; диверсификация уже имеющихся технологий), а также максимальное использование сферы традиционных для данного региона производств и видов деятельности.
Пока же участие иностранных инвестиций в развитии экономик регионов ЮФО почти незаметно. В экономики Республики Ингушетия и Чеченской Республики в исследуемый период иностранные инвестиции вообще не поступали. В экономики остальных национальных республик в составе ЮФО иностранные инвестиции за эти годы поступали нединамично и крайне мало. Так, в экономику Республики Дагестан после длительного перерыва, поступление инвестиций было отмечено лишь в 2007, последнем предкризисном году.
В числе основных причин такого положения дел в этой сфере, безусловно, является расхожее мнение о Северном Кавказе как о высокорисковой зоне, созданное не без участия ангажированных средств массовой информации и вследствие крайне слабого участия федерального центра в имиджевой поддержке развитию расположенных здесь регионов. В то же время целевые иностранные инвестиции в экономику в исследуемом периоде заметно выросли в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и Волгоградской области, но по абсолютному объему они остаются значительно ниже оптимального уровня с учетом опыта успешных аналогов. Динамика иностранных инвестиций в экономику Астраханской области имела неустойчивый характер в данный период, и количественные объемы их поступления в этот регион существенно ниже оптимального уровня. Различия между регионами, входящими в состав ЮФО, по этому показателю на душу населения существенные, особенно между национальными республиками и остальными регионами.
Общий приток прямых иностранных инвестиций в экономику территорий, входящих в состав ЮФО, в 2000-2007 гг. составил 5 707 441 тыс. долларов США, большая часть этой суммы приходилась на Краснодарский край, Ростовскую и Волгоградскую области, их доля в общей сумме составляет 91,0%. Доля национальных республик в общей сумме иностранных инвестиций за этот период составила всего 0,3%. (см. табл. 1).
Из основе сказанного выше можно сделать следующие выводы:
— Необходимо разработать и проводить продуманную политику по созданию благоприятного инвестиционного, в том числе информационного, климата на Юге России. При этом для национальных республик в составе ЮФО необходимо разработать особые меры, призванные реально улучшить ситуацию с иностранными инвестициями в их экономиках и выровнять уровни этого показателя со средним показателем по ЮФО.
— Федеральному центру необходимо обеспечить на всех территориях ЮФО равные институциональные условия для прихода иностранных инвестиций в их экономику.
— На уровне ЮФО совместно с регионами необходимо разработать единую систему для привлечения иностранных инвестиций в экономику всех территорий, прежде всего в сектор услуг с учетом природноклиматических условий Юга России и опыта успешных аналогов из мировой практики.
Кроме того, необходимо заботиться об улучшении благоприятного предпринимательского климата. Мы считаем возможным выделить следующие составляющие, содействующие, при наличии прочих благоприятных условий в национальной экономике в целом, повышению активности в области внешнеэкономической деятельности в регионах. Это:
♦ повышение уровня внутрирегиональной (в дополнение к общероссийской) политической стабильности;
♦ снижение степени криминальной активности в регионе;
♦ защищенность прав собственности (включая не только права на получение компенсации собственником,
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
274
Н.Т. САРКАРОВ
в том числе иностранным инвестором, в случае национализации, реквизиции или конфискации их имущества, что обеспечивается общефедеральным законодательством, но и обеспечение возврата имущества, остающегося после прекращении деятельности иностранного инвестора, и т. д.);
♦ обеспечение стабильности регионального законодательства, касающегося конкретных условий проведения внешнеэкономических операций;
♦ динамику и особенности проведения рыночных преобразований (включая особенности социальной политики и динамику изменения уровня жизни населения);
♦ изменения политико-экономической ситуации в регионах, динамику производства валового регионального продукта (ВРП), преодоление кризисных явлений в основных отраслях экономики региона;
♦ особенности региональной экономической политики, в том числе наличие и эффективность действия регионального законодательства в области ведения внешнеэкономической деятельности.
Таблица 1
Иностранные инвестиции в экономику территорий ЮФО (тыс. долларов США)
1996 2000 2004 2007 Место, занимаемое в ЮФО 2007 Поступило
Регион Поступило инвестиций - всего Поступило инвестиций — всего Поступило инвестиций - всего Поступило инвестиций — всего инвестиций (относительно среднего уровня РФ) 2007
ЮФО 115 613 1 245 836 688 688 2 166 36 1,8
Республика Адыгея 48 719 3144 8 363 7 0,0
Республика Дагестан 62 - - 2 938 8 0,0
Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика - - - - - 0,0
Республика Калмыкия 285 244 - - - 0,0
Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия - Ала- - - - - - 0,0
ния Чеченская Республика 30 65 - - - 0,0
Краснодарский край - - 14575 52 217 5 0,0
Ставропольский край - 979545 - - - 0,0
Астраханская область 24252 34216 275161 714 464 2 0,6
Волгоградская область 25019 420 10404 295 142 3 0,2
Ростовская область 1853 139538 40255 41 564 6 0,0
37297 26767 91089 82139 263010 184 266 867 413 4 1 0,1 0,7