ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И СПОСОБЫ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЯ*
о. а. ПАк,
кандидат экономических наук, доцент кубанский государственный университет
Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений, поиска внутренних ресурсов и новых источников развития. Особенно важным представляется решение этой задачи в Краснодарском крае, потому что назрела острая необходимость создания стратегии развития региона, нацеленной на укрепление его экономического и политического потенциалов.
Краснодарский край расположен на юге европейской части России и входит в состав Южного федерального округа (ЮФО), занимая 3-е место по численности населения (после Москвы и Московской области) и 39-е место в Российской Федерации по территории. В 2003 г. на долю Краснодарского края приходилось 24,5 % от всех занятых в экономике ЮФО. Стоимость основных фондов предприятий и организаций края составила около 78 115 млн руб. Предприятия Краснодарского края произвели около 30,6 % ВРП ЮФО, 25 % промышленной продукции, более 32,8 % продукции сельского хозяйства, инновационной продукции на 2 238 млн руб., около 30 % платных услуг, в бюджетную систему ЮФО вносится 41 % налоговых платежей [1].
Основу экономического потенциала края составляют агропромышленный комплекс, топливно-энергетический, транспортный, курортно-рекреационный комплексы, машиностроение, лесное хозяйство, деревообработка и мебельное производство, промышленность строительных материалов.
Характерной чертой края является значительная территориальная неоднородность его эконо-
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.
мики. К индустриальному типу развития можно отнести юго-западную часть региона, включающую города: Краснодар, Новороссийск, Армавир, Тихо-рецк, Туапсе, Кропоткин, Белореченск.
На северо-востоке края расположены районы с преобладанием аграрного или агропромышленного комплекса, такие как Тимашевский, Каневской и др.
При этом краевой центр (г. Краснодар) не богат полезными природными ресурсами, и его значение для края состоит в накоплении потенциала рыночной инфраструктуры, концентрации банковского капитала, образования, торговли, сферы услуг.
Сравнительная характеристика функционирования экономического потенциала Краснодарского края представлена в табл. 1.
Эти данные говорят о том, что экономический потенциал Краснодарского края является весьма существенным для ЮФО. Валовой региональный продукт (ВРП) края в течение последних пяти лет составляет порядка 2,3 % — 2,6 % от общероссийского ВРП и 28,2 % — 32,5 % от объема ВРП Южного федерального округа. По данным Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, по объему валового регионального продукта он занимает 10-е место среди 89 субъектов страны.
По сравнению с 2003г. рост валового регионального продукта в 2006 г. в сопоставимых ценах составил 26 %, рост объема промышленной продукции — 21 %, увеличение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования — 32,8 %.
Краснодарский край является одним из наиболее развитых регионов в экономическом пространстве Российской Федерации.
К наиболее распространенным методам оценки экономических возможностей регионов относятся: выделение удельного веса отраслей в
ВРП %от РФ/ % от ЮФО оот 7,7/ 100 2,3/ 30,6
Млрд руб. 11 582,3 1 900,3 275,8
Инвестиции в основной капитал % от РФ/ % от ЮФО ООТ 9,4/ 100 3,5/37,8
Млрд руб. 2 186,2 206,5 78,0
Среднемесячная номинальная начисленная ЗП работающих в экономике Руб. 5 509 3 780 4 033
Число безработных % от РФ/ % от ЮФО ООТ 31,8/ 100 | 1,0/ 3,2
л. е ч с. £ 1 638,9 | 521.9 | 16,8
Численность экономически активного населения % от РФ % от ЮФО ООТ 13,1/ 100 | 3,2/ 24,5
л е ч с. ¡3 65,7млн | 8581,7 2 103,3
Численность населения %от РФ/ %от ЮФО ООТ 15,8/100 | 3,5/ 22,4
л е ч с. ¡3 144 964 22 892 5119,8
Субъекты |РФ |ЮФО Краснодарский край
объеме продукции, произведенной в регионе за определенный период; расчет доли убыточных предприятий в отраслях; определение уровня рентабельности отраслей для исследуемого региона; исчисление денежного выражения полученной отраслями прибыли в исследуемом регионе; определение бюджетной эффективности (по размеру налоговых платежей) отрасли в регионе.
Промышленность продукции Краснодарского края составляет 24 % всей продукции, произведенной в ЮФО. Ситуация в отраслях в последние пять лет характеризуется восстановлением производства и переходом к стадии роста после достаточно длительного периода спада. С 1998 по 2003 г. выпуск промышленной продукции в сопоставимой оценке вырос на 63 %. К важнейшим отраслям промышленности Краснодарского края, имеющим весомые доли в общем объеме промышленного производства региона, относят следующие (табл. 2).
Как видно, в отраслевой специализации экономики Краснодарского края преобладает аграрный сектор. Если основная часть ВВП в экономике России формируется за счет промышленности, а сельское хозяйство играет второстепенную роль (29 против 6 %), то для края характерна иная пропорция (соответственно 13,6 против 6 %). Регион производит свыше 7 % валовой сельскохозяйственной продукции страны. Агрокомплекс края с развитой сетью переработки, хранения и торговли является одним из самых крупнейших в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья. Это в существенной мере определяет экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния. Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2005 г. составил 104,2 млрд руб. (103,4 % к 2004 г.)
Также в регионе выпускается достаточно разнообразный ассортимент промышленной продукции. К отраслям, имевшим наибольший удельный вес за последние пять лет в производстве промышленной продукции Краснодарского края относятся: пищевая, электроэнергетическая, машиностроение и металлообработка; строительных материалов; топливная.
По целому ряду товарных позиций организации края входят в круг монополистов либо занимают значительный удельный вес на российских отраслевых рынках, а также являются экспортерами.
Важнейшая отрасль промышленного комплекса—пищевая про-^ мышленность — в 2004 г. достигла объема производства почти 63 млрд § руб., что на 10 % больше уровня 2003 г. Удельный вес отрасли в общем | объеме промышленного производства края составляет 47 %. ч К организациям, обеспечивающим положительную динамику
к пищевых видов продукции Краснодарского края, следует отнести Й ЗАО Мясокомбинат «Тихорецкий» г. Тихорецка, ЗАО «Сахаро-§ сыродельный комбинат «Ленинградский» Ленинградского района,
0 ОАО «Мясокомбинат Краснодарский», ЗАО «Кореновский молочен но-консервный комбинат» г. Кореновска, ООО «Балтимор — Крас-Л нодар» Калининского района, ООО «Бондюэль — Кубань» Динс-н кого района, ООО «Кропоткинский маслоэкстракционный завод» § г. Кропоткина, Филиал №1 ЗАО МПБК «Очаково» г. Краснодара,
1 ООО «Пепси» г. Сочи [3].
| Машиностроение и металлообработка составляют 9,6 % от обще-
^ го объема промышленного производства края. В регионе продолжат
Таблица 2
Основные показатели отраслей промышленности Краснодарского края, %
Наименование отраслей промышленности Годы
2000 2001 2002 2003 2004
Электроэнергетика 13 14,2 14,4 13,8 13,5
Топливная 10 8,8 8,6 6,3 7,4
Химическая и нефтехимическая 2,8 2,2 3,1 2,8 2,8
Машиностроение и металлобработка 9,3 11,1 8,4 10,4 9,6
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 3,8 3,6 3,8 4,2 3,6
Строительных материалов 7,8 8,4 8,1 8,1 8,0
Легкая 1,2 1,6 1,7 1,9 1,7
Пищевая 45,8 45,2 48,1 47,9 48,8
Медицинская 0,4 0,4 0,1 0,2 0,1
Примечание: таблица составлена по данным [1].
действовать сложившееся производство и развиваются новые виды. Так, наряду с традиционной продукцией машиностроения, освоен выпуск гибких силовых кабелей, глубинных штанговых насосов. На Кубани производится почти 15 % электродвигателей малой мощности России, 7 % кабеля телефонной связи и 5 % насосов глубинных скважинных. Производство некоторых видов продукции полностью развернуто на малых предприятиях.
Отраслевая структура промышленности края заметно отличается от общероссийской. Удельный вес таких отраслей, как промышленность строительных материалов, пищевая, объемы выше в 3,6 раза, чем в среднем по России. В 2004 г. вкладов указанных отраслей края в соответствующие российские отрасли составили 3,3 и 4,3 % соответственно.
Одним из крупнейших в промышленности Кубани является топливно-энергетический комплекс. Его доля в общем объеме производства промышленной продукции составляет 21,0 %, причем почти 65 % объема дает электроэнергетика. Топливная промышленность представлена 10 крупными и средними организациями.
Краснодарский край — старейший нефтедобывающий район России. Сейчас кубанские недра ежегодно дают 1,8 млн т нефти, 2,5 млрд куб. м газа. Топливно-энергетический комплекс производит одну пятую часть промышленной продукции края. К числу успешно работающих организаций можно отнести: ОАО «НК» Роснефть» Краснодарнефтегаз», ООО «Кубаньгазпром» г. Краснодара, поставляющих нефтепродукты на внутренний и внешний рынки.
В топливно-энергетическом комплексе края объем промышленного производства в 2003 г. составляет 23,5 млрд руб. (22 % в общекраевом выпуске промышленной продукции). В электроэнергетике объем промышленного производства в 2003 г. составил 16,2 млрд руб. Однако собствен-
ные энергетические мощности края обеспечивают потребности экономики края только на 40 %. Основную часть энергоресурсов край получает с федерального рынка энергии и мощности [1].
В крае принимаются меры по вводу в эксплуатацию ранее законсервированных скважин по добыче нефти, внедрению новых технологий, техническому перевооружению основных фондов и замене изношенных трубопроводов, проводятся поисковые и геологоразведочные мероприятия.
Экономическое благосостояние края оценивается по доле убыточных предприятий. К экономическому развитию края можно отнести отрасли, в которых доля убыточных предприятий имеет понижающуюся тенденцию. К таким отраслям относятся промышленность и строительство.
В 2004 г. прослеживается положительная динамика строительстве края. Объем работ, выполненный по договорам строительного подряда, увеличился на 10 % по сравнению с 2003 г. На долю края приходится 30 % построенного жилья в Южном федеральном округе. В Краснодарском крае ведется строительство объектов производственного и социально-культурного назначения. Из наиболее крупных объектов в 2004 г. построены: гостиницы на 119 мест; дома отдыха на 58 мест; санатории, турбаза на 190 мест, плавательный бассейн; школа, детская поликлиника. В Краснодаре введены в эксплуатацию: торговый комплекс, научно-выставочный корпус ООО краевой МТЦ «Релакс», крытый рынок, завод по производству сельхозтехники «Класс» [3].
Особо настораживает возрастающая доля убыточных предприятий в сельскохозяйственной и транспортной отраслях. Поскольку транспорт является основой развития инфраструктурного развития региона, а сельское хозяйство — сырьевой базой развития пищевой промышленности, одной из ведущих отраслей края.
Таблица 3
Число убыточных организаций Краснодарского края, %
Отрасли Годы
2000 2001 2002 2003 2004
Промышленность 12,8 13,6 14,3 13,1 17,2
Сельское хозяйство 15,9 16,7 17,4 20,9 22,7
Транспорт и связь 5,9 6,8 6,0 5,8 7,1
Строительство 9,7 7,8 7,3 6,2 6,1
Примечание: таблица составлена по данным [1].
По-прежнему нестабильной остается ситуация в легкой промышленности. Насыщенность российского рынка дешевыми импортными товарами и продукцией «теневого бизнеса» является основной причиной сокращения объемов производства в отрасли. Несмотря на это, ряд предприятий успешно справились с данными проблемами и смогли не только стабилизировать ситуацию, но и улучшить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.
Немаловажным способом, характеризующим экономическое развитие исследуемого региона является определение уровня рентабельности отраслей Краснодарского края (табл. 4).
Как видно, рентабельность продукции в целом за исследуемый период не всегда укладывалась в
нормальный уровень (от 9 до 25 %), что является следствием экономического кризиса 1998 г. Положительные тенденции рентабельности, возможно, сдерживаются высокой степенью износа основных фондов.
Уровень износа основных фондов в Краснодарском крае в 2003 г. составил 52,2 %, а в среднем по стране в 2003 г. — 43,8 % (табл. 5). Основное технологическое оборудование страны находится в эксплуатации 15—20 лет, а на новое, со сроком использования до 5 лет, приходится лишь 5 %.
Определение бюджетной эффективности (по размеру налоговых платежей) отрасли в регионе — следующее направление, определяющее экономическое благосостоянии края. По данным Госкомстата России, наибольший объем налоговых поступлений
Таблица 4
Уровень рентабельности отраслей Краснодарского края, %
Показатели Годы
1995 2000 2001 2002 2003 2004
Уровень рентабельности продукции 19,1 16,9 12,8 9,7 7,4 8,8
в том числе: в крупных и средних организациях 19,9 17,7 14,1 11,2 8,1 8,8
Снижение (-), повышение затрат на 1 рубль продукции, в % к предыдущему году -1,85 0,90 6,50 2,60 1,60 1,90
Примечание: таблица составлена по данным [1].
Наличие и степень износа основных фондов основного вида деятельности промышленности Краснодарского края, %
Основные отрасли Степень износа основных фондов, в %
1995 2003 2004
РФ - 49,5 47.9
Краснодарский край Всего: 51,1 52,2 51,1
Электроэнергетика 53,4 68,5 69,4
Топливная 75,9 54,6 474
Химическая и нефтехимическая 54,9 32,6 33,5
Машиностроение и металлообработка 42,9 48,8 42,3
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 48,2 40,0 40,9
Промышленность строительных материалов 48,5 57,4 54,1
Легкая промышленность 49,5 43,6 36,0
Пищевая промышленность 43,9 31,8 33,4
Примечание: таблица составлена по данным [1].
Таблица 5
Таблица 6
Структура налоговых поступлений в краевой бюджет Краснодарского края по отраслям промышленности 2003 г., %
Структура промышленности Объем налоговых поступлений во все уровни бюджета
Пищевая 36,77
Легкая 1,52
Промышленность стройматериалов 8,75
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно — бумажная 2,24
Машиностроение и металлообработка 9,24
Химическая и нефтехимическая 1,75
Топливная промышленность 28,52
Электроэнергетика 8,45
Другие отрасли 2,76
Источник: по данным департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.
приходится на пищевую и топливную промышленность (в сумме — более 65 %), от машиностроительной отрасли и металлообработки — 9 % всех налоговых поступлений промышленного производства, около 9 % — от электроэнергетики и промышленности стройматериалов. На долю поступлений от остальных отраслей приходится порядка 8 % (табл. 6).
За 2003г. в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации получено налогов и других обязательных платежей в сумме 51 млрд руб. (117 % по сравнению с 2002 г.), что составляет 41 % от взимаемых на территории края платежей.
Объем поступлений собственных доходов в краевой бюджет составил в 2003 г. 14,9 млрд руб. (116,4 % по сравнению с 2002 г.). Удельный вес собственных доходов в общем объеме доходов вырос с 53,2 % в 2002 г. до 60,1 % в 2003 г., что положительно характеризует усиление независимости краевого бюджета от федеральных источников (табл. 7).
В течение последних трех лет доля налоговых поступлений в краевой бюджет составляет от 49,2 до 59,1 % доходов. Доля налоговых доходов в структуре собственных доходов краевого бюджета высока и колеблется от 89,5 до 92,5 %. Для краевого бюджета характерен значительный удельный вес налога на доходы физических лиц, что связано с высокой численностью населения края. Высокая
дифференциация налогоплательщиков — юридических лиц по отраслям экономики обеспечивает высокую устойчивость исполнения бюджета.
В структуре налоговых поступлений наблюдается рост диверсификации налоговой базы. Абсолютный рост наблюдается по всем налоговым доходным источникам. В то же время наибольший рост достигнут по отраслям: связь (184 % по сравнению с 2002 г.); транспорт (131,2 %); торговля и общепит (130,0 %); ЖКХ (127,4 %). Наименьший рост налоговых поступлений в 2003 г. — от отраслей промышленности (105,1 %). Наблюдается снижение доли отраслей промышленности в общем объеме налоговых доходов вследствие роста налоговых платежей от транспорта, строительства, предприятий связи, что увеличивает дифференци-рованность доходных поступлений.
Таким образом, анализ проведенного исследования показывает, что к наиболее важным проблемам, сдерживающим экономическое развитие Краснодарского края, можно отнести проблемы предприятий промышленного комплекса: дефицит оборотных средств, убыточность и неплатежеспособность, неликвидность, финансовая неустойчивость, отсталость информационных и управленческих структур, отсутствие развитой инновационной среды.
Таблица 7
Структура доходной части краевого бюджета Краснодарского края, тыс. руб.
Статьи бюджета Годы
2001 2002 2003 2004
Доходы бюджета, всего 11 505 828 24 067 927 24 800 323 27 165 074
Налоговые доходы 6 803213 11 848 312 13 331 470 17 757 289
Неналоговые доходы 732 885 957 829 1 568 842 1 977 030
Собственные доходы 7 536 098 12 806 141 14 900 312 19 734 319
Безвозмездные перечисления 3 934 366 11 116 942 9 834 792 7 405 555
Источник: по данным Минфина России, Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, расчеты АКБ «Союз».
Инновационные проблемы являются составной частью проблем организации промышленной политики в регионе. Их решение и выход на качественно новый технико-технологический уровень предполагают иные переходы к организации управления промышленным развитием в регионе.
Скромные масштабы внедрения новшеств на промышленных предприятиях края обусловлены тем, что они финансируются в основном за счет средств предприятий, путем отвлечения оборотного капитала, средств на капитальный ремонт и замену устаревшего оборудования; прибыль после налогообложения и составляют 80—90 % всех инвестиций.
Немаловажно охарактеризовать инновационную ситуацию в регионе как важный фактор стабилизации оживления экономики. Наблюдается сокращение количества организаций, выполняющих исследования и разработки. Стоимость основных фондов до 2003 г. сокращалась и лишь в 2004 г. наметилась тенденция повышения стоимости основных средств. Очевидно, что рост ВРП компенсируется за счет других факторов. В условиях инновационного типа развития экономики высокоэффективны инвестиции в развитие региона. Чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, привлечь существенные инвестиции в экономику региона, необходимо разработать региональные
программы поддержки инновационной деятельности, содержащие набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, использование местных природных ресурсов, производственного и трудового потенциала, создание технологических новшеств.
Реализация программы требует значительных финансовых инвестиций, прежде всего в основной капитал. По показателю «инвестиции в основной капитал надушу населения», по данным 2003г., среди регионов РФ Краснодарский край занял 23-е место (в 2002г. 14-е место). Инвестиции в основной капитал на душу населения на Северном Кавказе были более чем в 1,7 раза ниже среднероссийских (табл. 8).
Как видно, доля инвестиций ЮФО, и в частности Краснодарском крае, в общем объеме российских инвестиций невелика и имеет тенденцию к сокращению. Так в 2000 г. она составляла 11,58 %, а в 2003 г. — 9,15 %. Снижение инвестиционной привлекательности обусловлено весьма низким инвестиционным потенциалом и высоким уровнем инвестиционных рисков. Однако в рейтинге инвестиционного климата регионов РФ в 2003 — 2004 гг. Краснодарский край был отнесен к инвестиционно привлекательным регионам. Он входит в первую четверть списка инвестиционных потенциалов ЮФО. Приоритетными направлениями инвес-
Таблица 8
Инвестиции в основной капитал на душу населения (руб.)
Регионы Годы
2000 2001 2002 2003
РФ 8 026 10 421 12 279 15 123
Центральный федеральный округ 8 249 9 541 11 986 14 082
Северо-Западный федеральный округ 8 086 11 744 4 018 18 856
Приволжский федеральный округ 6 479 8 439 9 337 11 105
Уральский федеральный округ 19 925 26 389 30 683 36 358
Сибирский федеральный округ 4 7 59 6 556 7 331 9 426
Дальневосточный федеральный округ 7 508 12 123 16 224 19 941
Южный федеральный округ 6 260 7 796 8 664 8 747
Республика Адыгея 2 828 3 389 4 309 558
Республика Дагестан 1 617 3 728 3 634 4 137
Республика Ингушетия 2 337 3 342 1 490 1 554
Кабардино-Балкарская Республика 3 063 4 466 5 965 393
Республика Калмыкия 21 081 15 426 15 330 7 444
Карачаево-Черкесская Республика 1 478 4 071 5 148 5 146
Республика Северная Осетия — Алания 2 558 3 344 4 270 4 557
Чеченская Республика 1 452 5 398 7 803 3 819
Краснодарский край 10 941 12 696 14 995 13 774
Ставропольский край 5 971 6 276 7 411 8 402
Астраханская область 12 263 15 449 13 202 17 022
Волгоградская область 4 317 6 165 7 367 8 207
Ростовская область 5 165 6 713 6 801 8 269
Источник: Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2004: Стат. Сб. /Росстат. — М. 2005.
тирования являются отрасли промышленности: пищевая, топливно-энергетический комплекс, промышленность строительных материалов, транспорт и связь, сельское хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение.
При создании инновационного центра ЮФО и отдельно Краснодарского края следует выбрать несколько точек инновационного роста юга России и с учетом политических и культурных особенностей, оценить которое из направлений более подходит каждому региону.
В практике реализации региональных инновационных программ в нашей стране применима концепция «нулевой основы», получившая распространение в США [5]. В соответствии с этой концепцией ежегодно заново проводится рассмотрение программных проектов перед открытием финансирования. Такой подход позволяет руководителям программ и финансирующим органам своевременно выявлять и прекращать неэффективные работы, оценивать достигнутые результаты относительно произведенных для их получения затрат, определять перспективы завершения всех проектов. В российских регионах к исполнению мероприятий программ и проведению экспертизы их результатов могут привлекаться университеты, исследовательские учреждения и промышленные предприятия, а также отдельные специалисты без отрыва от основной деятельности.
Региональную систему финансовой поддержки инновационной деятельности составляют источники формирования финансовых ресурсов. К источникам финансовых ресурсов относятся: субсидии из федерального бюджета на реализацию государственных программ и инновационных проектов; целевые средства местных бюджетов; отчисления государственных внебюджетных фондов; отчисления из региональных пенсионных фондов на поддержку развития малого инновационного предпринимательства; доходы от реализации региональных программ и проектов; отчисления от доходов хозяйствующих субъектов при реализации инновационных проектов и программ; добровольные взносы хозяйствующих субъектов и граждан, направляемые на финансирование инновационных процессов; иностранные вклады.
Особая проблема может возникнуть с реализацией инновационного продукта на рынке из-за высокого уровня цен на новшества. Снижению цен на инновационные продукты способствует использование местных территориальных ресурсов по льготной цене, уменьшающие транспортные расхо-
ды. Возможно освобождение от частичной уплаты регионального НДС на продукцию, создаваемую в рамках региональных инновационных программ. Наибольший размер льгот должен приходиться на период создания инновационного продукта и первые два года его массового освоения. Также составной частью региональной инновационной политики является формирование в регионе надежной информационной системы, базирующейся на современных компьютерных технологиях и телекоммуникациях. Пользователями могут выступать региональные органы управления и субъекты инновационной деятельности. Автоматизация информационного обеспечения позволит органам, регулирующим инновационные процессы в регионе, справляться со значительным объемом информации, необходимым для выбора альтернативных способов осуществления инновационной деятельности при решении социально-экономических проблем территории.
Инвесторам можно предлагать проекты, которые не только реализуют их финансовые интересы, но и решают социально-экономические проблемы региона (улучшение информационной, финансовой инфраструктуры; решение проблемы занятости, особенно в наукоемком производстве, среди молодежи; повышение качества жизни).
Особое значение в стратегии инновационного развития как центра инновационного потенциала имеют города [6]. Экономическое развитие городов страны все больше зависит от предпринимательского климата, созданного на данной территории, который складывается из: условий ведения бизнеса; законодательных актов для предпринимательской деятельности; развития бизнес- и транспортной инфраструктуры; уровня деловой и инвестиционной активности; развития институтов рыночной экономики; различных рисков.
Создание благоприятного климата для экономики может осуществляться только благодаря постоянным и прямым контактам как с местными, так и с внешними предпринимателями и инвесторами. Расширение, перемещение и новое размещение производства будут в конечном итоге удачными, если муниципалитет: имеет для этого достаточное пространство; является собственником территории; располагает современной развитой инфраструктурой (связь, транспорт, водоснабжение, энергоснабжение). Кроме того, здесь должны быть: приемлемая цена земельного участка (инструмент содействия местному экономическому развитию); привлекательная налоговая ставка; благоприятные тарифы на электроэнергию; удовлетворительные
транспортные связи; трудовой потенциал высокого качества. Все большее значение при этом приобретают: культурное развитие города, качество жилья, благоприятный имидж города. Во многих европейских и американских городах придерживаются мнения, что культурные возможности города составляют чуть ли не самую важную часть ресурсов экономического развития.
Региональные законы могут регулировать величину налогов и налоговых льгот для предпринимательских структур на своей территории; могут разрабатываться и использоваться собственные программы поддержки предпринимательства, осуществляться финансирование за счет региональных бюджетов. Подавляющая часть мер стимулирования субъектов инновационной деятельности на региональном уровне реализуется в рамках областных программ государственной поддержки малого предпринимательства.
Так, в Краснодарском крае создается нормативно-законодательная поддержка инвестиционного климата края. В соответствии с федеральным законодательством принято около 500 законов Краснодарского края, позволяющих активизировать процессы социально-экономического развития, в том числе [4]: Закон Краснодарского края от 6 апреля 1999 г. № 166-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае»; Закон от 4 июля 2000 г. № 280-КЗ «Об инвестиционном налоговом кредите»; Закон от 11 мая 2000 г. № 262-КЗ «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Краснодарском крае».
Также введены в действие ряд постановлений главы Администрации Краснодарского края: «О мерах по координации инвестиционной деятельности», «Об утверждении Порядка рассмотрения и одобрения инвестиционных проектов Администрацией Краснодарского края». Принято постановление Законодательного собрания Краснодарского края «О примерной форме и порядке заключения инвестиционного соглашения».
Значительная роль в инвестиционной политике отводится усилению работы по позиционированию края.
Одним из инструментов формирования позитивного имиджа края и продвижения региональных интересов среди потенциальных инвесторов является реализация коммуникационных действий в рамках разработанной программы «Краснодарский край в третьем тысячелетии». Ее основная цель — активизировать приток инвестиций на основе повышения
привлекательности Кубани, формирования информационной инфраструктуры, механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти края с инвесторами, популяризации перспективных отраслей инвестиционных проектов среди целевых групп инвесторов.
Система программных мер направлена на решение управленческих, маркетинговых и рекламных задач, способствующих сглаживанию диспропорций в информировании инвесторов, минимизации негативных факторов и рисков при возникновении кризисных ситуаций.
В рамках повышения благосостояния населения Кубани и улучшения макроэкономических показателей Администрацией края создана комплексная программа экономического и социального развития края на 2003 — 2008 гг. (Закон Краснодарского края от 20 октября 2003 г. № 617 — КЗ «О программе экономического и социального развития Краснодарского края»), разработанная в соответствии с основными направлениями Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период, прогнозами развития России и Краснодарского края, а также на основе анализа сложившейся в крае социально-экономической ситуации, основных проблем, особенностей и конкурентных преимуществ края. Программа включает основные положения федеральных целевых программ «Юг России», «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации», а также других федеральных и краевых целевых программ отраслевого характера. На основании положений Программы департаменты, комитеты и хозяйствующие субъекты Краснодарского края принимают участие в ее реализации. Среди основных целей и задач Программы наиболее приоритетными являются: создание условий для развития реального сектора экономики края, благоприятного инвестиционного климата и привлечения инвестиций, рост валового регионального продукта Краснодарского края (ВРП), налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, заработной платы, производительности труда в основных отраслях экономики. Финансирование Программ экономического и социального развития Краснодарского края на 2003—2008 гг. в соответствии с установленной Программой распределены: федеральный бюджет — 8,7 %; краевой бюджет — 33,6 %; местные бюджеты — 4,6 %; внебюджетные источники — 69,0 %.
Программные мероприятия позволят увеличить валовой региональный продукт Краснодар-
ского края в 2,5 раза (в сопоставимых ценах — на 43 %). Такая динамика значительно укрепит позиции экономики края в системе общероссийского национального хозяйства. Рост ВРП края будет достигнут за счет опережающего развития приоритетных отраслей экономики края.
Улучшение инвестиционного климата будет способствовать не только росту капитальных вложений, но и привлечению новых технологий, применению современного менеджмента. Реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов Программы существенно повысит инвестиционный потенциал Краснодарского края, станет катализатором развития сопутствующих и технологически связанных производств, обеспечит активный рост доходов краевого бюджета. По прогнозам, к 2008 г. налоговые поступления во всех уровнях бюджета увеличатся в 2,5 раза и составят 109, млрд руб. Наряду с бюджетной эффективностью реализация программных мероприятий позволит получить высокий социальный эффект и обеспечить сохранение около 500 тыс.
рабочих мест и создание свыше 112 тыс. новых рабочих мест.
Таким образом, развитие региона означает оценку сильных сторон, его слабостей и возможностей. Слабости в данном случае следует рассматривать как потенциальные возможности. Они, как правило, являются сферами инновационного инвестирования.
Литература
1. Кубань в цифрах: Стат. Сб. / Краснодарстат. Краснодар, 2005.
2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2005.
3. Обзор основных итогов развития края. Аналитическая записка. — Краснодар, 2006.
4. Краснодарский край. Доклад АКБ «Союз». 2005.
5. Барышева А. В., Балдин К. В., и др. Инновации. — М.: Дашков и Ко, 2007.
6. Гуриева Л. Южный федеральный округ /Экономист. № 11. 2005.