МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
© Ван Жуйлэ, 2022 УДК 378.016
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-161-166
ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР
Ван Жуйлэ1
1 Северо-восточный университет лесного хозяйства, 150040, Харбин, Китайская Народная Республика
Аннотация. Современная модернизация высшего музыкального образования в Китайской Народной Республике направлена на актуализацию традиционных основ китайского музыкального искусства и снижение психоэмоциональных нагрузок студентов музыкальных педагогических учреждений. Музыка в китайской культуре с древних времен несет на себе роль важнейшего гармонизирующего начала, влияющего на все системы организма человека. Этой способностью обладает часть современного китайского музыкального искусства, которая создана на основе традиционных образцов музыки. Она помогает человеку обрести телесное и душевное здоровье, спокойствие и возвышенное состояние. В статье рассматриваются направления применения музыкотерапии, позволяющие сделать подготовку студентов наиболее эффективной в профессиональном и психологическом плане. Речь идет о четырех моментах использования музыкотерапии. Первая траектория связана с терапевтическим воздействием традиционного и современного китайского музыкального искусства на эмоциональное и физическое состояние будущих педагогов-музыкантов. Второе направление обусловлено дополнительной методической подготовкой студентов к предстоящей педагогической деятельности в части расширения спектра знаний об укреплении психофизиологического здоровья обучающихся. Третья линия затрагивает вопрос усиления содержательной грамотности будущих учителей музыки. Четвертая позиция посвящена развитию у студентов интереса к истокам китайского музыкального искусства.
Ключевые слова: музыкотерапия, традиционная и современная китайская музыка, образование, стресс, содержание музыки
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Ван Жуйлэ. Потенциал музыкотерапии в решении современных проблем музыкально-педагогического образования в КНР // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 161-166. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-161-166.
THE POTENTIAL OF MUSIC THERAPY IN SOLVING MODERN PROBLEMS OF MUSIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN CHINA
Wang Ruile1
1 Northeast Forestry University, 150040, Harbin, People's Republic of China
Abstract. The modern modernization of higher music education in China is aimed at updating the traditional foundations of Chinese musical art and reducing the psycho-emotional loads of students of music pedagogical institutions. Music itself in Chinese culture since ancient times has played the role of the most important harmonizing principle, capable of influencing all systems of the human body. Such a phenomenon is also possessed by that part of modern
Chinese musical art, which is created on the basis of traditional samples of works that help a person to find physical and mental health, tranquility and a sublime state. The article discusses the directions of music therapy application, which make it possible to make the training of students the most effective in professional and psychological terms. We are talking about four lines of introduction of music therapy. The first trajectory is connected with the therapeutic effect of traditional and modern Chinese musical art on the emotional and physical condition of future music teachers. The second direction is connected with additional methodological preparation of students for the upcoming pedagogical activity in terms of expanding the range of knowledge about strengthening the psychophysiological health of students. The third line concerns the issue of strengthening the content literacy of future music teachers. The fourth position is devoted to the development of students' interest in the origins of Chinese musical art. Keywords: music therapy, traditional and modern Chinese music, education, stress, music content
Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Wang Ruile (2022), "The potential of music therapy in solving modern problems of music and pedagogical education in China", Journal of Musical Science, Vol. 10, no. 3, pp. 161-166. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-161-166.
Современное музыкальное педагогическое образование в КНР характеризуется высоким уровнем психологического напряжения студентов и огромными перегрузками в сфере отработки техники музицирования. Остро стоит вопрос их эмоционального выгорания в процессе обучения, так как студенты-музыканты отличаются особым перфек-ционизмом и глубокими внутренними переживаниями при достижении достойного уровня профессионализма в своей сфере.
В этой связи в 2021 г. произошли серьезные изменения в сфере образовательного законодательства КНР. Правительством взят курс на сохранение психофизического здоровья молодого поколения в процессе обучения, а также укрепление национальной идентичности во всех направлениях образовательной деятельности. Это заставляет задуматься о поиске ресурсов в сфере музыкального образования, способных эффективно решать вышеперечисленные проблемы. Особый интерес представляют универсальные варианты, сочетающие в себе национальную специфику и здоровьесбе-
регающую эффективность. Инструментарием в решении данных вопросов может выступать сама музыка и накопленный многовековой китайский опыт музыкотерапии. Согласно древним представлениям именно знание законов музыкальной гармонии дает способность влиять на все структуры человеческого организма.
Все здоровьесберегающие музыкальные практики в Китае имеют под собой религиозно-философское основание, состоящее из даосизма, буддизма и конфуцианства. Эта грандиозная система, сложившаяся исторически, характеризуется особой практичностью и потому современные медицинские, образовательные и социокультурные концепции КНР до сих пор строятся именно на них. Труды крупнейших мыслителей Конфуция, Лао-Цзы и других философов сформировали внутреннее мироощущение китайцев, закрепили характер взаимодействия человека с природой, его поведение в обществе.
В ХХ-ХХ1 вв. музыкотерапия стала полноценным самостоятельным научным направлением в раз-
личных странах. В Китае наиболее известны исследователи Чжан Хун И, Чжан Бо Юйан, Чжан Жэнь, Гао Тянь, Ху Ши Хун, Чэнь Мы Юй, Линь Гуй Мы, У Син Жу. Значительный вклад в разработку музыкотерапевтической сферы внесли немецкий психотерапевт Г. Декер-Фойгт, нейропсихолог В. Мастнака с коллегами, учениками и сторонниками, российские ученые С.В. Шушарджан (2005), А.С. Клюев (2012).
Современная российская научная школа достигла существенных достижений в области музыкотерапии. Важным ее открытием является то, что человеческая природа реакции на музыкальное воздействие устроена сложно и противоречиво. На уровне сознания проявляются одни реакции, на уровне бессознательной реакции или психофизиологического ответа - совершенно другие. Влияние музыки оказывается связано с так называемым «символогенезом» музыкального и языкового сознания конкретной культурной общности. Это и ставит под вопрос возможность универсального использования музыкотерапии, а также проецирование ее методов и практик в другие этнические и культурные условия (Торопова А., 2019, с. 13).
Если конструктивность влияния традиционной китайской музыки на организм студентов не вызывает сомнений, то вопрос воздействия музыкальных произведений других этносов изучен недостаточно. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям максимальное стирание границы восприятия музыки в системе «родной» / «чужой» у китайских студентов проявляется в процессе работы с пластом насле-
дия классической музыки (Н. Паганини, Д. Шостакович и т.д.).
Речь идет «о некоем универсальном слышании и общей эмоциональной значимости этой музыки для студентов-музыкантов, представляющих различные этнокультуры» (Торопова А., 2019, с. 12). В этой связи классическая музыка выступает тем полотном музыкального искусства, на основе которого может разворачиваться музыкотерапевти-ческая практика с китайскими студентами-музыкантами в настоящее время. Таким образом, применение музыкотерапии в XXI в. как тера-певтическо-педагогической технологии подразумевает обязательное наличие соответствующих специалистов. Став самостоятельным научным педагогическим направлением, музыкотерапия нуждается в профессионалах, имеющих знания междисциплинарного характера (психофизиологии, музыкознания, педагогики и др.).
Целью статьи является выявление направлений использования музыкотерапии для решения ряда актуальных проблем подготовки студентов-музыкантов в КНР. Рассмотрим сферы использования потенциала музыкотерапии в китайском музыкально-педагогическом образовании. Они выделены на основе предварительного анализа существующих проблем в современной подготовке студентов-музыкантов (Янь Цзе, 2018, с. 127).
Первое направление использования музыкотерапии связано с применением музыки студентами как инструмента психологической самопомощи. Социокультурная ситуация в современном Китае требует от системы высшего педагоги-
ческого музыкального образования высококлассных специалистов и потому обучение сопровождается существенной интеллектуальной и музыкально-технической нагрузкой. Разработка и обязательное включение музыкотерапевтической дисциплины в программу обучения позволит более глубоко осознать роль музыки в ее гармонизующем влиянии на студента (Янь Цзе, 2018, с. 129). В частности, на основе достижений современной китайской фортепианной музыки возможна организация наиболее доступного инструмента самопомощи студентам-педагогам во время наиболее напряженных и стрессовых ситуаций в процессе обучения.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в Китае в современной композиторской среде усилилось внимание к сонорике. Рождались опусы с самыми различными уровнями сонорности. В этих фортепианных произведениях ярко проявляются категории статичности и медитативности, раскрывающиеся в пуантилистической фактуре с «концентрированным» или же наоборот «разряженным» временем. Атмосфера, характерная для сонорной музыки, зачастую создается путем использования средств микрополифонии (например, у Лян Лэй) и музыкальных конструкций с минимальным числом тонов, обеспечивающих звучание обертонового спектра инструмента.
В Китае развита и алеаторика в фортепианной музыке, Тань Дуня, Цао Гуанпина и других композиторов. Часто ограниченная алеаторика входит в сонорные музыкальные произведения (например, «С-А-О-Е» Тань Дуня). Импровизация алеаторных музыкальных произ-
ведений направлена на формирование важных состояний человека: спокойствие, спонтанность и созерцание. Это необходимо учитывать с точки зрения анализа влияния современной музыки на организм человека (Янь Цзе, 2018, с. 128).
Вторым направлением является обучение техникам и методам музы-котерапии будущих педагогов-музыкантов, что будет способствовать в их дальнейшей деятельности поддержанию физического и эмоционального здоровья китайских детей.
Реформа китайского образования в 2021 г. была направлена, в том числе на снижение колоссальной нагрузки современных школьников и укрепление их эмоционального здоровья. Будущие педагоги, осваивая практики музыкотерапии в процессе своего обучения в университете, смогут корректировать эмоциональное напряжение детей. Безусловно, необходимо предварять этот процесс разработкой соответствующих школьных музыкотера-певтических программ и серьезной экспертизой (Гао Тянь, 2007, с. 31). Однако неоспоримо то, что сам факт погружения студента в музыкоте-рапевтическую тему потенциально способствует расширению его индивидуального методического арсенала в будущей работе с детьми.
Третье направление использования потенциала музыкотерапии связано с тем, что музыкотерапия сама по себе способствует проникновению студентов в глубинные слои понимания музыки. Одной из острых проблем современного музыкально-педагогического образования в КНР является вопрос «растерянности студентов» в начале реальной педагогической деятельности. Столкнув-
шись с необходимостью раскрывать истинную сущность музыки детям в школьной работе, они обнаруживают у себя отсутствие запаса теоретических и педагогических возможностей.
Проникновение студента в мир «существования музыки» посредством музыкотерапии - это вхождение в сферу музыкального точного интонирования, «вслушивания» и «вдумывания». Учитывая тот факт, что в китайской системе профессионального образования нет обязательной дисциплины, обеспечивающей внимательное прослушивание музыкальных произведений, му-зыкотерапия отчасти может решить эту проблему (Гао Тянь, 2007, с. 44).
Четвертая позиция использования музыкотерапии связана с тем, что у студентов во время прослушивания музыки формируется неподдельный интерес к древней истории китайского музыкального искусства. Пребывание в музыкальном мире натурфилософского культурного наследия заново раскрывает понимание истоков появления музыки в Китае, логику ее эволюции, связь с современной музыкой и заставляет переосмысливать значимость на-
ционального начала в музыкальном образовании детей. Так, музыкоте-рапия укрепляет социокультурную миссию будущего учителя музыки, закладывает основы для его личностного духовного и профессионального роста (Гао Тянь, 2007, с. 56).
Посредством представленных четырех направлений раскрывается многогранный потенциал музыкоте-рапии, берущей начало в глубинах китайской культуры и соединяющейся с современным полотном музыкального искусства КНР.
Современные междисциплинарные исследования о влиянии звука и музыки на человека все более подталкивают к необходимости усовершенствования системы подготовки педагогов-музыкантов в КНР. Использование практик комплексной музыкотерапии в профессиональном образовании студентов позволит сохранить и улучшить психофизиологическое здоровье студентов, отчасти решить проблемы формирования их художественно-эстетических и творческих музыкальных компетенций, повысить качество подготовки музыкантов-педагогов к будущей реальной работе в школе.
ЛИТЕРАТУРА
Гао Тянь. Основы теории музыкотерапии. Пекин: Мировое библиотечное изд-во, 2007. 261 с.
Клюев А.С. Музыкотерапия как новая технология в музыкальной педагогике // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 5. С. 186-187.
Торопова А.В. К исследованию научных оснований музыкотерапии // Музыкотера-пия сегодня: Наука, практика, образование: Материалы Междунар. конф. (Москва, 2223 марта 2019 г.). М.: МПГУ, 2019. С. 8-16.
Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. М.: Медицина, 2005. 480 с.
REFERENCES
Gao Tian (2007), Osnovy teorii muzykoterapii [Fundamentals of the theory of music therapy], Mirovoe bibliotechnoe izdatel'stvo, Beijing, 261 p. (in Russ.).
Klyuev, A.S. (2012), "Music therapy as a new technology in music pedagogy", Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl pedagogical bulletin], Vol. 2, no. 5, pp. 186-187. (in Russ.)
Toropova, A.V. (2019), "On the study of the scientific foundations of music therapy", Muzykoterapiya segodnya: Nauka, praktika, obrazovanie [Music therapy today: Science, practice, education], MPGU, Moscow, pp. 8-16. (in Russ.)
Янь Цзе. К вопросу педагогической про-филизации фортепианного образования в университетах Китая // Современная наука: Актуальные проблемы теории. М.: Научные технологии, 2018. С. 127-131.
Shushardzhan, S.V. (2005), Rukovodstvo po muzykoterapii [Guide to music therapy], Meditsina, Moscow, 480 p. (in Russ.)
Yan Jie (2018), "On the issue of pedagogical profiling of piano education in Chinese universities", Sovremennaya nauka: Aktual'nye problemy teorii [Modern science: Actual problems of theory], Nauchnye tekhnologii, Moscow, pp. 127-131. (in Russ.)
Сведения об авторе
Ван Жуйлэ, магистрант Северо-восточного университета лесного хозяйства (Харбин, Китайская Народная Республика) E-mail: [email protected]
Author information
Wang Ruile, master's student at the Northeast Forestry University (Harbin, People's Republic of China)
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 08.04.2022 После доработки 23.07.2022 Принята к публикации 25.07.2022
Received 08.04.2022 Revised 23.07.2022 Accepted for publication 25.07.2022