Научная статья на тему 'Философские основы и современное состояние музыкотерапии в Китае в контексте проблем воспитания личности'

Философские основы и современное состояние музыкотерапии в Китае в контексте проблем воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1335
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ МОРАЛЬ / КОНЦЕПЦИЯ У-СИН / БАЛАНС ЭНЕРГИЙ / РЕЗОНАНС / ПЕНТАТОНИКА / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ОБРАЗНОСТЬ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MUSIC THERAPY / ANCIENT CHINESE PHILOSOPHY / TRADITIONAL MORALITY / WU XING CONCEPT / ENERGY BALANCE / RESONANCE / PENTATONIC / SYMBOLIC IMAGERY OF TRADITIONAL MUSIC / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фань Ин

В статье раскрываются философские истоки китайской традиции музыкального воспитания и музыкоперапии, суть которых содержится в традиционной морали китайской цивилизации. Обоснована категория нормативности поведения и мироощущения как залог здорового тела и уравновешенной, сбалансированной психики. Представлены воздействующие факторы, характерные для китайской медицины: рассмотрение человеческого организма как органически единого целого и результата внутреннего самовоспитания; признание значимости баланса стихий в жизни человека и природы, влияющего на самочувствие; реализация подхода к диагностике и лечению в зависимости от синдромов переизбытка или недостатка энергии определённых стихий. Раскрывается путь музыкальнотерапевтического воздействия для достижения здоровья личности, основанный на теоретико-практической концепции У-син, охватывающей мир и человека в целостности и гармонии его энергий; представлена авторская интерпретация применения сим,волической образности традиционных музыкальных произведений Китая в музыкально-терапевтической практике на основе У-син. Показано современное состояние музыкотерапии в Китае, развивающей традиционные представления и интегрирующей общемировые тенденции как в клинической, так и в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL BASES AND CURRENT STATE OF MUSIC THERAPY IN CHINA IN THE CONTEXT OF PROBLEMS OF EDUCATION OF THE PERSONALITY

The article reveals the philosophical origins of the Chinese tradition of musical nurture and music therapy, the essence of which is contained in the “traditional morality” of Chinese civilization. Basic Ideas the category of “normativity” of behavior and attitude is grounded as a pledge of a healthy body and a balanced psyche. Presented are the characteristic factors affecting Chinese medicine: consideration of the human body as an organically integrated whole and the result of internal self-education; recognition of the importance of the balance of the elements in human life and nature, which affects the well-being; implementation of the approach to diagnosis and treatment, depending on the syndromes of overabundance or lack of energy of certain elements. The concept of Wu Xing as the basis of music therapy the way of the musical and therapeutic influence on the health of a person is revealed based on the theoretical and practical concept of the Wu Xing, embracing the world and man in the integrity and harmony of his energies; the author’s interpretation of the use of the symbolic imagery of China’s traditional musical works in musical and therapeutic practice based on the Wu Xing is presented. Conclusion on the current state of music therapy in China It shows the current state of music therapy in China, which develops traditional ideas and integrates global trends in both clinical and educational settings.

Текст научной работы на тему «Философские основы и современное состояние музыкотерапии в Китае в контексте проблем воспитания личности»

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ В КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Фань Ин*,

Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991

88

Аннотация. В статье раскрываются философские истоки китайской традиции музыкального воспитания и музыкотерапии, суть которых содержится в традиционной морали китайской цивилизации. Обоснована категория нормативности поведения и мироощущения как залог здорового тела и уравновешенной, сбалансированной психики. Представлены воздействующие факторы, характерные для китайской медицины: рассмотрение человеческого организма как органически единого целого и результата внутреннего самовоспитания; признание значимости баланса стихий в жизни человека и природы, влияющего на самочувствие; реализация подхода к диагностике и лечению в зависимости от синдромов переизбытка или недостатка энергии определённых стихий. Раскрывается путь музыкально-терапевтического воздействия для достижения здоровья личности, основанный на теоретико-практической концепции У-син, охватывающей мир и человека в целостности и гармонии его энергий; представлена авторская интерпретация применения символической образности традиционных музыкальных произведений Китая в музыкально-терапевтической практике на основе У-син. Показано современное состояние музыкотерапии в Китае, развивающей традиционные представления и интегрирующей общемировые тенденции как в клинической, так и в образовательной среде.

Ключевые слова: музыкотерапия, древнекитайская философия, традиционная мораль, концепция У-син, баланс энергий, резонанс, пентатоника, символическая образность традиционной музыки, образовательная среда.

* Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. В. Торопова.

PHILOSOPHICAL BASES AND CURRENT STATE OF MUSIC THERAPY IN CHINA IN THE CONTEXT OF PROBLEMS OF EDUCATION OF THE PERSONALITY

Fan Ying*,

Moscow State University of Education (MSPU) Moscow, Russian Federation, 119991

Abstract. The article reveals the philosophical origins of the Chinese tradition of musical nurture and music therapy, the essence of which is contained in the "traditional morality" of Chinese civilization. Basic Ideas - the category of "normativity" of behavior and attitude is grounded as a pledge of a healthy body and a balanced psyche. Presented are the characteristic factors affecting Chinese medicine: consideration of the human body as an organically integrated whole and the result of internal self-education; recognition of the importance of the balance of the elements in human life and nature, which affects the well-being; implementation of the approach to diagnosis and treatment, depending on the syndromes of overabundance or lack of energy of certain elements. The concept of Wu Xing as the basis of music therapy - the way of the musical and therapeutic influence on the health of a person is revealed based on the theoretical and practical concept of the Wu Xing, embracing the world and man in the integrity and harmony of his energies; the author's interpretation of the use of the symbolic imagery of China's traditional musical works in musical and therapeutic practice based on the Wu Xing is presented. Conclusion on the current state of music therapy in China - It shows the current state of music therapy in China, which develops traditional ideas and integrates global trends in both clinical and educational settings.

Keywords: music therapy, ancient Chinese philosophy, traditional morality, Wu Xing concept, energy balance, resonance, pentatonic, symbolic imagery of traditional music, educational environment.

89

Современные представления о сущности музыкотерапии

Современный термин «музыкоте-рапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». В этом отношении китайская позиция согласуется с общемировой и российской доктринами данного направления в науке и практике: «Музыкальная терапия представляет собой целенаправленный си-

стематический терапевтический процесс, организованный с помощью воздействия музыки и музыкально-терапевтической деятельности для достижения здоровья» [1-3].

Музыка окружает нас всюду. Но что в ней является «терапевтичным»? Ведь музыка - комплексный феномен, в ней присутствуют и резонансное воздействие звука, и ладовое наклонение, и жанровое функциональное заражение,

* Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A. V. Toropova.

90

и интонационно-знаковая экспрессия переживания, и культурно-философская составляющая... Какие именно составляющие музыки являются действующими «агентами» терапии и в каком контексте? Психофизики анализируют состав музыкальных звуков в поисках объяснения гармонизирующего воздействия звуковых гармоник разных тембров. Психологи исследуют влияние музыки на усиление или ослабление эмоциональных переживаний... Музыка может давать человеку и опыт расширения сознания, и активизацию воображения, и самоосмысление.

Каковы эмпирические основания для научного исследования и концептуализации музыкальной терапии?

По существу, у каждого человека есть свои музыкальные инстинкты, способность ощущать музыкальное воздействие бессознательно. Поэтому, когда младенец слушает весёлую музыку, он перестаёт плакать, когда старики слушают знакомую музыку, они не чувствуют одиночества. По имеющимся данным, в одном из неблагополучных районов крупного города США при проведении местными властями социального эксперимента в виде трансляции по радио спокойной музыки было зафиксировано снижение уровня преступности [1]. У пациентов психиатрических больниц при прослушивании специально подобранной музыки нормализуется состояние: раздражительность падает, и они успокаиваются. Религиозная музыка очищает человеческий дух и тоже может считаться «терапией духа».

Каждый человек, независимо от уровня его образования, способен испытывать разные эмоции при восприятии музыки. Антропологи и музыковеды доказали, что все человеческие со-

общества порождают своё музыкальное искусство и демонстрируют музыкально обусловленное поведение [1; 4-6].

Учёные во всём мире пытаются разгадать тайны повсеместного распространения и влияния музыки, изучить её эффекты. Методы исследования различны, но, по мнению Ван Бин [1], при всех их различиях, в основе каждого из них лежит признание того, что музыка - это искусство звуков, организованных в некотором времени и воздействующих на индивидуальные ритмы человека.

Музыкотерапия в современном научном пространстве развивается как интегративная дисциплина на стыке философии, психологии, педагогики, музыковедения, музыкальной психологии, медицины, нейрофизиологии, рефлексологии и т. д., и в одной из существующих трактовок назначения музыкотерапии подчёркивается не столько её лечебное воздействие, сколько забота о нуждающихся в душевном участии и поддержке.

Древнекитайская философия о музыкальном устройстве мира и человека

Все лечебные и оздоровительные практики в китайской традиции тесно связаны с философской картиной мира, сложившейся несколько тысячелетий назад. Древнекитайская философия всегда обладала строгой упорядоченностью и практичностью. Именно поэтому она жива и продуктивна до сих пор, являясь основой для научного мировоззрения во многих областях науки и техники. Корни конфуцианства и даосизма до настоящего времени прослеживаются в современном Китае, в том числе в образовательных подходах и в концепциях здоровьесбе-режения и воспитания детей.

Согласно китайской традиционной мысли, функция музыки состояла в сохранении нормативности, то есть в символической константе. Константами в течение тысячелетий были и звуковая, и ладовая системы; константны жанры и неизменны формы изложения и исполнения традиционных песен и инструментальных мелодий. Именно потому сохранение в традиционной музыке неизменности форм является гарантом спокойствия и основой управления государством.

В основе китайской философии лежат категории «небо», «путь» и «баланс» как внутри человека, так и в социуме и мире вообще [7].

Краеугольные камни древнекитайского мировоззрения - труды философов, закрепивших нормативность поведения и мироощущения человека в социуме, являющуюся залогом здорового тела и уравновешенной, сбалансированной психики. Основоположниками такого мировоззрения в Китае стали: Конфуций, раскрывший содержание важнейшего качества человека - милосердие; Лао-цзы, основоположник даосизма, через принцип природосообраз-ности объяснивший, что люди в своих мыслях, идеях и поступках должны следовать природе; Чжуан-цзы, развивший учение о возвышении духовного мира над миром материальным.

Согласно Конфуцию, музыка помогает достичь социальной гармонии, вписываясь в процесс управления государством в качестве системы упорядоченного, регулируемого выражения эмоций.

Лао-цзы через понятие «дао» объяснил, что музыка должна следовать законам природы и отражать внутреннюю гармонию мира - баланс энергий.

Чжуан-цзы предлагал возвысить духовный мир над миром материальным,

а ведь музыка - это слышимый «отпечаток», отзвук духовного мира. Мир надо научиться слышать, это уменьшит страх перед всем нематериальным, а значит, как утверждают современные психотерапевты, снизит тревожность, являющуюся причиной множества расстройств как психического, так и физического здоровья человека.

Как можно заметить, в традиционной мысли Китая здоровье, этика и гармония в отношениях человека с миром и социумом неразрывны. Именно гармония (или баланс сил), пронизывающая все слои человеческого бытия в мире, служит ориентиром здоровья как человека, так и общества, государственного устройства, социального порядка и т. д. Соответственно любая болезнь или дискомфорт вызваны нарушением общей гармонии и должны лечиться исходя из этого принципа - путём устранения дисгармонии на каком-либо из уровней.

Китайская традиционная мораль и роль музыки

На протяжении нескольких тысяч лет в Китае формировались собственные этические и моральные стандарты. Эту часть наших этических представлений мы называем традиционной моралью, которая является ценной составляющей духовного богатства китайской нации. В настоящее время она сохраняет своё позитивное значение. Традиционная мораль продвигается в современном обществе через культурные знаки и символы, через традиционную музыку Китая, сохраняющую свои этические стандарты в исполнении от поколения к поколению.

Нравственный человек всегда опирается на мораль духа, этические привычки в поведении, потому что на этой

91

92

основе может стать более здоровым, совершенным, гармоничным и красивым.

В китайском мировоззрении сущ-ностно близки некоторые понятия, например: мораль - это равновесие -этика - здоровье, так же как отклонение - это неуравновешенность - нарушение этики - болезнь (как нарушенное состояние, вызванное первичным нарушением морали самого человека или его воспитателей).

Система базовых ценностей в мировоззрении и науке Китая включает пять основных постоянных и сгруппированных пунктов: Жэнь, И, Ли, Чжи и Синь. Так, согласно традиционной китайской философии, здоровье человека опирается на следующие моральные принципы:

• Жэнь: гуманность, доброта, человечность, человеколюбие, милосердие. В моём понимании, ключевое понятие китайской философии жэнь является обозначением здоровой в морально-психологическом плане личности, неким эталоном нормы. Этот эталон может быть рассмотрен как обязательное профессиональное качество педагога, психолога и психотерапевта, так как в китайском мировоззрении излечивают не столько технологии, столько личность «лекаря» [8].

• И: чувство долга, должная справедливость, порядочность, честность.

• Ли: благопристойность, этикет. Ли носит оттенок западного понимания адекватности, уместности, конгруэнтности, как считает исследователь китайской этики и базовых ценностей культуры Д. В. Конончук [9].

• Чжи: разумность, мудрость, ум, интеллект, изобретательность. В трактате «Чжоу И» она определяется как «способность остановиться, увидев впереди пропасть» [10].

• Синь: благонадёжность, верность, искренность, вера, подлинность, честность. Эта категория китайской философии объединяет идею субъективной уверенности и искренности с идеей объективной достоверности и надёжности.

Мэн-цзы усмотрел источник жэнь в реагирующем с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем «сердце» (синь), без чего человек перестаёт быть человеком [11]. Российская психологическая наука называет это качество, по всей видимости, эмпатией.

Таким образом, традиционная мораль может считаться кодексом человека здорового духом, а значит, и душой и телом.

Современные китайцы продолжают и развивают принципы древних китайских философов. Во всех аспектах общественной жизни практикуются пути пяти постоянств - Жэнь, И, Ли, Чжи, Синь - как в целях воспитания, так и в содержании образования и музыкального обучения. Следование здоровым духовным основам китайской философии может способствовать как достижению национального процветания и социальной гармонии общества, так и оказанию поддержки людям с физическими и психическими ограничениями здоровья.

Китайская традиционная мораль -это ценностная составляющая всего духовного богатства китайской нации и ориентир для правильного воспитания здорового тела и духа, что отражено в принципах музыкального воздействия и в самой символической образности традиционных произведений:

• Уважение к родителям. В Китае много музыкальных произведений, несущих эту ценность и сопутствую-

щие переживания (традиционные китайские песни: «Матери», «Родина -любимая мама», «Папа» и др.).

• Почтение к старости и забота о детях (песня «Цивилизованный Пекин» и др.).

• Три символа, отражающие китайский национальный характер: сосна, вечнозелёный бамбук и зимняя слива. В Китае очень часто можно встретить рисунки и орнаменты, изображающие эти символы. Их можно увидеть в росписи, украшающей фарфор, в узорах одежды и в элементах архитектуры. Даже обычные люди начинают ощущать силы, когда видят эти гордые растения (традиционные для Китая мелодии: «Маленькая сосна», «Бамбуковый медведь», «Рондо цветов сливы», «Воспеваем цветы сливы»).

• Уважение к учителям и важность образования. Уважительное отношение к образованию переросло в особое отношение к учителям. В китайском языке существует много выражений, характеризующих отношение к учителям: «Ни бедный, ни богатый не имеют права не уважать учителя»; «Тот, кто учил человека хоть один день, на всю жизнь становится для него таким же уважаемым человеком, как родной отец» и т. д. С древности уважение к учительской профессии охватывало все слои общества - от обычного бедняка до императора.

Таким образом, музыкотерапия неразрывна в Китае с идеями традиционной морали, которые передаются через воспитание и музыкальное воспитание, в частности. По сути, му-зыкотерапия и есть воспитание, поскольку цели воспитания, согласно нашей философской системе, призваны обеспечить здоровье духа и тела.

Концепция У-син как философская основа музыкотерапии в Китае

Значимым фундаментом философских представлений в Китае о природе здоровья, гармонии и отклонений от них является концепция У-син. Теория У-син отражает пять стихий окружающего нас мира: Огонь, Земля, Вода, Дерево, Металл. Китайские врачеватели применяли в практике установленную взаимосвязь звуков традиционной китайской пентатоники с внутренними органами и эмоциями людей.

Ступени китайской пентатоники (Ш, Й, А, Ш, Ш - Гун, Шан, Цзюэ, Чжи, Юй) соотносятся со звуками do, ге, т^ sol, 1а.

Традиционные китайские философы соотнесли эти пять звуков со свойствами пяти стихий: Дерево - первой ступени (Цзюэ), Огонь - второй ступени (Чжи), Земля - третьей ступени (Гун), Металл - четвёртой ступени (Шан), Вода - пятой ступени (Юй).

Эти пять стихий и звуков соответствуют природным понятиям: пяти сторонам света, включая центр, пяти сезонам, пяти климатическим условиям, пяти цветам (табл. 1).

Эти же пять стихий и звуков соответствуют человеческим свойствам, органам и эмоциональным состояниям: пяти вкусовым ощущениям, пяти органам чувств и модальностям восприятия, пяти полым и плотным внутренним органам человека (табл. 2).

Традиционная философия Китая издревле отличалась гармонией полярных начал, особым единением Человека и Неба. Так, именно натурфилософия стала основой представлений о причинах болезней и их лечении. Болезнь рассматривалась как нарушение баланса пяти

93

Таблица 1

Соответствие стихий природным понятиям

Стихия Сторона света Сезон Климат Цвет

Дерево Восток Весна Ветреный Зелёный

Огонь Юг Лето Жаркий Красный

Почва Середина Позднее лето Мокрый Жёлтый

Металл Запад Осень Сухой Белый

Вода Север Зима Холодный Чёрный

Таблица 2

Соответствие стихий человеческим органам и чувствам

Стихия Органы человека Органы чувств человека Вкусовые ощущения человека Человеческие чувства

Дерево Печень Глаз Кислый Гнев

Огонь Сердце Язык Горький Радость

Почва Селезёнка Губы Сладкий Подавленность

Металл Лёгкие Нос Острый Скорбь

Вода Почки Уши Солёный Страх

94

стихий, находящихся во взаимодействии. Гармония стихий в представлении древнекитайских врачевателей являлась условием здоровья человека. Согласно теории пяти стихий, подобное принадлежит подобному, это и есть основа взаимосвязи явлений. На теории пяти стихий строится теория любого патогенеза, которая может объяснить формирование и эволюцию нарушенных состояний и заболеваний.

Гармоничны не только природные явления. Основным условием здоровья в Древнем Китае рассматривалась гармония человека и природы. Гармония человека и природы подразумевала взаимосвязь Земли и Небес. Небесным явлением считалась музыка, а именно пять ступеней пентатоники.

В силу своего небесного происхождения и единой сущности с природой пяти стихий, музыка может не только воспитывать, но и предотвращать нарушения баланса в состоянии целостного психофизического организма и даже лечить заболевания. Музыка

в чём-то и есть лекарство. В традиционной китайской письменности иероглифы, обозначающие понятия «музыка», «лекарство», «лечение» (Ш^Ш^ Ш) имеют даже внешнее подобие.

Как во врачевании лекарь подбирал необходимые травы для излечения болезни, так и в музыкотерапии каждое «заболевание» требует подбора определённых средств музыкальной выразительности (тембра, динамики, лада и т. д.). В физиологическом плане, когда вибрации музыки и физиологические вибрации человеческого тела (частота сердечных сокращений, дыхание, кровяное давление, пульс и т. д.) совпадают, происходит резонанс. На этом резонансе и построена музы-котерапия пятью звуками (У-син).

В трактате по традиционной китайской медицине «Су вэнь» сказано, что «пентатоники могли колебать работу внутренних пяти органов». Поэтому говорят, что Гун колеблет селезёнку, Шан - лёгкие, Цзюэ - печень, Чжи - сердце, Юй - почки [3].

Гао Тянь описал случай, произошедший ещё в Сунский период (960-1279) с известным в то время литератором Оуян Сю, много размышлявшим о государственных делах. Почувствовав себя плохо и начав слабеть, Оуян Сю стал принимать огромное количество лекарств, но все они не давали никакого эффекта. Тогда он по многу раз в день начал слушать Гун, и настроение его изменилось: от меланхолии и уныния не осталось и следа, жизнь заиграла новыми красками, что в целом положительно сказалось на его здоровье [3].

В эпоху династий Цзинь и Юань Чжан-цзы и Цзэ Шань уже начали использовать музыкотерапию для лечения болезней. Они показали эффективность музыкального воздействия (в сочетании с медикаментозной терапией) при лечении пациентов от горя и депрессии, приглашая артистов танцевать и петь.

Согласно медицинским книгам Китая, когда использовали иглоукалывание, то одновременно приглашали музыкантов, которые играли на инструментах и пели. В Китае ещё в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) появились приюты, где калекам оказывалась врачебная помощь, в том числе посредством музыки [12].

Концепция У-син, наряду с концепцией дуальности мира на основе взаимодействия энергий Инь-Ян, является базой при рассмотрении и обобщении диагностической информации о пациенте или обратившемся за помощью ученике, об определении сущности дисбаланса в психологических и функциональных системах организма.

Характерный для китайской фи-лософско-терапевтической системы целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на трёх факторах:

1. Рассмотрение человеческого организма как органически единого целого. Для китайской медицины человек является целым и гармоничным, составной частью окружающей его природы и находится в постоянных взаимоотношениях с рассматриваемым как единое целое окружающим миром, в живом обмене со Вселенной. Таким образом, для традиционной китайской медицины было само собой разумеющимся, что человек получает все необходимые для существования предпосылки из окружающих его природы и общества.

2. Признание влияния на самочувствие человека баланса стихий в жизни человека и природы. В основе баланса лежит теория действия и противодействия пяти элементов: Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды. Каждый человек должен искать баланс этих стихий, научиться понимать их язык, выраженный языком звуков и цветов, энергий и пустот, и адаптироваться к его изменчивости.

3. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов переизбытка или дефицита энергии каждой из стихий (Юнь Лун) [13].

Данная китайская философская концепция постепенно стала чрезвычайно популярной в других странах, даже популярнее, чем в самом Китае. Учению об Инь-Ян и пяти стихиях посвящено множество книг как на Западе, так и в России [14-17]. Эта мировоззренческая концепция несёт целостное представление об устройстве внешнего и внутреннего мира, потому она так вдохновляет современных западных ученых. Теория У-син позволяет: осмыслить истоки нарушенного состояния или дефицитарности психической функций в целостном орга-

95

96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низме, отделить первопричину расстройства от его последствий, а также прогнозировать его вероятностное развитие и характер течения в случае оказания помощи и без неё.

Таким образом, китайская традиция музыкального воздействия на тело и дух насчитывает несколько тысяч лет. Музыкотерапия была частью концепции самосовершенствования через уважение к восприятию умеренной музыки в противовес музыке интенсивных эмоций. Так реализовыва-лось движение общественного сознания к идеалу совершенного человека, владеющего балансом чувств и умеренностью в эмоциях.

Китайское традиционное мировоззрение представляет собой образную символическую систему, но эти образы не произвольны или надуманны, они найдены эмпирическим путём и проверены тысячелетиями практики.

Приведём пример применения традиционных мелодий, обобщающий знания и опыт автора статьи, разработанный на основе символически изложенной системной целостности человеческого организма и его личности:

• Сердце - это «монарх» среди внутренних органов и систем.

Сердце не ленится, никогда не перестаёт биться и соответствует стихии Огня. Оно контролирует кровеносные сосуды и управляет психической деятельностью. Звук сердца - Огонь (Чжи), sol (G). Характер: горячий, весёлый, живой, лёгкий, есть функции Огня. При переизбытке Ян или его подавлении возникает сверхнапряжение сердечной системы и гипервозбуждение психики. Лучшая мелодия: «Глубокой ночью, или Мелодия фиолетового бамбука». Китайская медицина считает, что перед сном нужно успокоить своё сердце, лучшее

время для терапии музыкой сердечной деятельности - 21:00-23:00.

Музыкотерапия звучанием Чжи способна улучшить состояние сердца и духа, памяти и мышления, что часто используется в специальном школьном образовании, особенно в области образования умственно отсталых детей и учеников с расстройством внимания.

• Печень - это «генерал» во внутренних органах и системах.

Печень связана с глазами и умением видеть, гнев ослабляет печень и слепит глаза (в русском языке тоже есть фразеологизм «ослеплённый гневом»). Дискомфорт печени ведёт к депрессии, подавленный гнев разливает желчь, человек может стать трусливым и легко пугается. Звук печени - Дерево (Цзюэ), mi (Е). Характер: весенний, сердечный, ясный, как функция звука Дерева. Лучшая мелодия: «Тростниковая флейта с восемнадцатыми тактами». Лучшее время работы с состояниями и эмоциями, вредящими печени, -19:00-23:00. Это же время используется в сфере физиотерапевтической работы с детьми с нарушениями зрения.

«Тростниковая флейта с восемнадцатыми тактами» - древняя песня эпического жанра, созданная в конце правления династии Хань и имеющая в общей сложности 18 строф, или куплетов. Это песня изгнания во время войны, когда женщина Цай Венджи и её родные были вынуждены жить в южном краю гуннов - завоевателей и очень тосковали по родине. Когда Цао Цао отправили обратно на материк, она вынуждена была покинуть своих двоих детей, остающихся у гуннов. Эти чувства очень сильные, сложные, смешанные: тоска и гнев, любовь и печаль, противоречивое настроение. Страдание часто становится источником великих произ-

ведений искусства, и Цай Ян оставил шедевр, ставший символом и действующий исцеляющим образом.

• Селезёнка - важный для организма источник энергии.

Селезёнка связана с насыщением и утомлением от перенасыщения. Звук селезёнки - Земля (Гун), do (С). Характер: спокойный, добрый, торжественный, это функция Земли. Лучшие китайские мелодии для балансирования энергии селезёнки: «Высокие горы, текущие воды»; «Дом летающих кинжалов». Лучшее время для восприятия: приём еды или после неё в течение часа, когда эффект регуляции баланса выше. Восприятие такой музыки снимает чрезмерное душевное напряжение и беспокойство.

• Лёгкие - это «премьер-министр» во внутренних органах и в системах организма.

Лёгкие управляют дыханием и очищением. Звук, соответствующий лёгким, - Металл (Шан), ге ф). Характер: высокий, гордый, торжественно печальный, величественный, это функция Металла. Лучшая мелодия для подпитывания энергией лёгких и психического состояния свободного дыхания: «Белый снег солнечной весной». Лучшее время: 15:00-19:00.

• Почки хранят избыточную энергию и могут избавляться от неё, функционально они связаны с ушами и слухом.

Почки отвечают за слуховые ощущения. Звук почки - Вода (Юй), 1а (А). Характер: чистый, мягкий, промывающий - это функция Воды. Лучшие мелодии для баланса: «Зимняя слива рондо»; «Мелодия фиолетового бамбука». Лучшее время: 7:00-11:00. Музыка Воды даёт исполнителям и аудитории расслабление, дыхание успокаивается и становится равномерным.

Эти же музыкальные стимулы используются для воздействия даже на немого или глухонемого ребёнка. Во вспомогательной школе можно добиться определённых результатов с помощью этой музыки: вовлечь детей в общее музыкальное движение, соинтонировать двигательно и голосом друг с другом, воспитывать и развивать их возможности слуховых ощущений и речи [7; 18].

Мы привели эти музыкальные примеры, проанализировав опыт китайских музыкально-терапевтических установлений и подобрав образцы самостоятельно, на основе расшифровки символов и требований к их эмоциональному содержанию. Музыкоте-рапия Китая порождена силой символического мышления, которое включает человека в целостность мира природы и общества и создаёт своеобразные «якоря» для построения или нахождения потерянного баланса.

Современное состояние

музыкотерапии в Китае

Как видим, с древних времён в Китае использовали музыку в лечении телесных и психических заболеваний. Однако современный термин «музы-котерапия» появился в Китае сравнительно недавно.

В 1980 году профессор Лю Банжуи прочитал курс лекций по музыкальной терапии в Центральной консерватории Китая, впервые познакомив китайцев с этой наукой. В 80-е годы китайская му-зыкотерапия активно внедрялась в область коррекции нарушений детского развития и умственной отсталости, в работу с детским аутизмом, с нарушениями слуха и зрения, с расстройствами речи и моторики. Сегодня традиционные и современные методы музыкотера-пии широко применяются в психиатри-

97

98

ческих больницах, реабилитационных центрах и больницах общего профиля Пекина, Шанхая и других городов.

Как и прежде, в Китае люди практикуют традиционную музыкотерапию при лечении физиологических недугов, используя при этом электронные носители с записями музыки, способствующей оздоровлению жизненно важных органов - сердца, лёгких, печени и т. д. В городе Чэнду находится Учебный центр, где при лечении болезней музыкотерапия пяти стихий (У-син) реализуется через регуляцию баланса Инь-Ян в организме человека. Заведующий Учебным центром г-н Хуан считает, что здоровье имеет три уровня: 1) превентивный, самое главное - это предупреждать тело от болезней; 2) уровень сбалансированных эмоций через чтение поэзии и рассматривание живописи; 3) самый высокий - уровень сердца, он принадлежит к духовному уровню высших форм мышления [19].

Музыкотерапия как метод восстановления, сбережения здоровья с помощью различных музыкальных средств и обучающих технологий ассоциируется сегодня в Китае не только с больничной средой, но и с образовательной. Так, в провинции Шэньси ра-

ботает Студия музыкальной терапии -ЦBL. В этом экспериментальном центре проходят занятия с детьми с признаками аутизма. Методика восстановительного лечения предусматривает слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, ансамблевое пение (с работниками студии и родителями).

В настоящее время китайские консерватории (Центральная, Сычуань-ская, Шэньянская) начали набирать бакалавров по направлению «Музыко-терапия».

Сегодня в Китае сочетают традиционную музыкальную практику с западной музыкотерапией. Современные китайские учёные и музыкотера-певты: Чжан Хун И, Чжан Бо Юйан, Чжан Жэнь, Гао Тянь, Ху Ши Хун, Чэнь Мы Юй (Гонконг), Линь Гуй Мы (Тайвань), У Син Жу (Тайвань) - продолжают поиск путей интеграции.

Автор статьи также считает, что принципы китайской традиционной музыкальной медицины могут быть осмыслены в сочетании с европейской музы-котерапией, что позволит разработать интегративную музыкально-терапевтическую модель сопровождения школьников, имеющих проблемы в развитии или ограничения в сфере здоровья.

Автор выражает глубокую признательность Московскому педагогическому государственному университету, музыкальному факультету Института искусств, кафедре методологии и технологий педагогики музыкального образования и самую искреннюю благодарность своему научному руководителю - доктору педагогических наук, профессору Алле Владимировне Тороповой за научное руководство и терпеливое воспитание качеств исследователя, за вдохновение новых идей и помощь в работе с текстами.

The author expresses her deep gratitude to the Moscow State University of Education, the music faculty of the Institute of Arts, the Department of Methodology and Technology of the Pedagogy of Music Education and the most sincere gratitude to her scientific adviser, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Alla Vladimirovna Toropova for scientific guidance and patiently education of the researcher, for inspiration to new ideas and help in working with texts.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. З.П.Ш

Ван Бин. Теория и практика детской му-зыкотерапии [Текст] / Ван Бин. - Пекин : Центральное народное университетское издательство. - 2010. - 277 с.

2. - л

Гао Тянь. Перевод и обобщение статей авторов: Barbara L. Wheel,Carol L. Shultis, Donna W. Polen [Текст] / Гао Тянь // Му-зыкотерапевтическое руководство клинической подготовки. - Пекин : Народное санитарное издательство, 2010. - 198 с.

3. - т.тт

Гао Тянь. Основы теории музыкотерапии [Текст] / Гао Тянь. - Пекин : Мировое библиотечное издательство. 2007. - 261 с.

4. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности [Текст] / отв. ред. О. Н. Астафьева. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - 584 с.

5. Торопова, А. В. Антропологическая точка зрения на цели и смысл музыкального образования [Текст] / А. В. Торопова // Педагогическое образование и наука. -2011. - № 5. - С. 10-15.

6. Торопова, А. В. Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности [Текст] / А. В. Торопова, Т. В. Львова. -М. : Ритм, 2012. - С. 179-180.

7. Фань Ин. Целостный подход в медицине Древнего Китая как первооснова современной модели музыкотерапии [Текст] / Фань Ин // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе : материалы 7-й межвузовской научно-практической конференции, 26 апреля 2014. Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке. - М. : Шнитке-центр, 2014. - С. 88-92.

8. Калкаева, А. Б. Понятийный комплекс «ритуал и музыка» в философии культуры Лян Шумина [Текст] // Человек и духовная культура Востока: Альманах. Вып. 1. - М. : Изд-во Ин-та Дальнего Востока РАН, 2003. - С. 143-154.

9. В пути за Китайскую стену: к 60-летию А. И. Кобзева [Текст]. - М. : Изд-во Ин-та востоковедения РАН, 2014. - С. 176-195.

10. Малявин, В. В. Конфуций [Текст] / Малявин Владимир Вячеславович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://е-libra.ru/read/217457-konfucij.html (дата обращения: 17.09.2017).

11. Мэн-цзы [Текст] / под ред. Л. Н. Меньшикова ; пер. с кит., указ. В. С. Колоколова. -СПб. : Петербургское востоковедение, 1999. - 272 с. - (Памятники культуры Востока. Вып. XII).

12. Сыма Цянь. Древнекитайская философия [Текст] / Сыма Цянь. - Т. 1. - М. : Восточная литература, 1972. - С. 142-147.

13. . М. : Эксмо, 2013^,15^.

Юнь Лун. Китайская медицина для здоровья и долголетия [Текст] / Юнь Лун. -М. : Эксмо, 2013. - 15 с.

14. Еремеева, В. Д. О теории и практике дифференцированного обучения: Методологические функции нейропсихологии в совершенствовании педагогической практики [Текст] / В. Д. Еремеева // Психология обучения. - 2011. - № 1 (26). - С. 89-96.

15. Шушарджан, С. В. Физиологические, биофизические и духовные аспекты музыкальной терапии [Текст] / С. В. Шушар-джан // Сборник трудов 12-й Международной конференции «Психотерапия и музыкотерапия», Бари, Италия, 2001. -С. 90-111.

16. Шушарджан, С. В. Руководство по музы-котерапии [Текст] / С. В. Шушарджан. -М. : Медицина, 2005. - 480 с.

17. Элькин, В. М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней [Текст] / В. М. Элькин. - СПб. : Респекс, 2000. - 224 с.

18. Фань Ин. Интегративные музыкально-терапевтические технологии в психолого-педагогическом сопровождении обучения с проблемными учащимися [Текст] / Фань Ин // Педагогика начального образования: традиции и инновации: материалы Международной научно-практической конференции, 27-28 апреля 2017 г. / под общ. ред. Е. Н. Землянской ; Московский педагогический государственный университет. Инсти-

99

тут детства [Электронное издание]. - М. : Изд-во МПГУ, 2017. - С. 262-270.

19. т&х-

"ЙЙН, - 2011^4Д„ http://info.guqu. net/Otherwenxue/29893.html Чэнь Цзинь вэнь. Метод китайской медицины пятью тонами для лечения больного / Чэнь Цзинь вэнь. Древняя музыкальная сеть [Электронный ресурс]. - Апрель, 2011 г. - Режим доступа: http://info.guqu. net/Otherwenxue/29893.html (дата обращения: 17.09.2017).

REFERENCES

1. гй-л!

2010^- 277 [Wang Bin. Theory and practice of children s music therapy. Beijing: Central People's University Press. 2010. 277 p.].

2. - Ля:

2010^- 198Жо [Gao Tian. Translation and synthesis of the authors' articles: Barbara L. Wheel, Carol L. Shultis, Donna W. Polen. Music therapy guidance of clinical preparation. Beijing: People's Sanitary Publishers. 2010. 198 p.].

3. й^- - ля-

Й^ЖЖ^ШЬЯ^- 2007^3^- 261

Ж» [Gao Tian. Fundamentals of the theory of music therapy. Beijing: World Library Publishing House. 2007. 261 p.].

| 4. Sinergeticheskaya paradigma. Chelovek i obshchestvo v usloviyah nestabil'nosti [Synergetic paradigm. Man and society in conditions of instability]. Ed. O. N. Astaf'eva. Moscow: Progress-Tradici-ya Publ., 2003. 584 р. (in Russian).

5. Toropova A. V. Antropologicheskaya tochka zreniya na tseli i smysl muzykal'nogo obra-zovaniya [An anthropological point of view on the purpose and meaning of musical education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka - Pedagogical Education and Science. 2011, no. 5, pp. 10-15 (in Russian).

6. Toropova A. V. Opyt muzykanta v psiho-logicheskoj reabilitacii detej s psihosomatiche-skim profilem lichnosti [Experience of a musician in the psychological rehabilitation of children with a psychosomatic personality profile]. A. V Toropova, T. V L'vova. Moscow: Ritm Publ., 2012, pp. 179-180 (in Russian).

7. Fan Ying. Celostnyj podhod v medicine Drev-nego Kitaya kak pervoosnova sovremennoj modeli muzykoterapii [Holistic approach in medicine of Ancient China as the fundamental principle of the modern model of music therapy]. Problemy prepodavaniya muzykal'-nyh disciplin na sovremennom ehtape. Materi-aly Sed'moj mezhvuzovskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii 26 aprelya 2014 [Problems of teaching musical disciplines at the present stage. Materials of the 7th Inter-University Scientific and Practical Conference, April 26, 2014]. Moskovskij gosudarstvennyj institut muzyki imeni A. G. Shnitke. Moscow: Shnitke-center Publ., 2014, pp. 88-92 (in Russian).

8. Kalkaeva A. B. Ponyatijnyj kompleks "ritual i muzyka" v filosofii kul'tury Lyan Shumina [Conceptual complex "ritual and music" in the philosophy of culture Liang Shumin]. Chelovek i duhovnaya kul 'tura Vostoka: Al'manah [Man and the spiritual culture of the East: Almanac]. Issue 1. Moscow: Institute for Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences Publ., 2003, pp. 143154 (in Russian).

9. V puti za Kitajskuyu stenu: k 60-letiyu A. I. Kobzeva [In the way for the Chinese wall: to the 60th anniversary of A. I. Kobzev]. Moscow: Institut vostokovedeniya RAN Publ., 2014, pp. 176-195 (in Russian).

10. Malyavin V. V. Konfutsij [Confucius]. Available at: http://e-libra.ru/read/217457-konfucij.ht ml (accessed: 17 September 2017) (in Russian).

11. Men-tszy [Meng zi]. Ed. (Russ.) L. N. Men'-shikov. Trans. from Chinese, decree. V S. Ko-lokolov. St. Petersburg: Peterburgskoe vostok-ovedenie Publ., 1999. 272 p. (in Russian).

12. Sima Qian Drevnekitajskayafilosofiya [Ancient Chinese philosophy]. Vol. 1. Moscow: Vostochnaya literature [Eastern Literature], 1972, pp. 142-147 (in Russian).

13. s # , tifill^^f. ft ®

|±: Exmo. - Moscow, 2013^, 15M. Yun Long. Kitajskaya medicina dlya zdorov'ya i dolgoletiya [Chinese medicine for health and longevity]. Moscow: Exmo Publ., 2013. 15 p.

14. Eremeeva V. D. O teorii i praktike differen-cirovannogo obucheniya: Metodologicheskie funkcii nejropsihologii v sovershenstvovanii pedagogicheskoj praktiki [On the theory and

practice of differentiated teaching: Methodological functions of neuropsychology in improving pedagogical practice]. Psihologiya obucheniya [Psychology of learning], 2011, no. 1 (26), pp. 89-96. (in Russian).

15. Shushardzhan S. V. Fiziologicheskie, bio-fizicheskie i duhovnye aspekty muzykal'noj terapii [Physiological, biophysical and spiritual aspects of musical therapy]. Sbornik tru-dov 12-j Mezhdunarodnoj konferentsii "Psi-hoterapiya i Muzykoterapiya" [Collection of Proceedings of the 12th International Conference "Psychotherapy and Music Therapy". Bari, Italy, 2001, pp. 90-111. (in Russian).

16. Shushardzhan S. V. Rukovodstvo po muzykoter-apii [Guide to Music Therapy]. Moscow: Meditsina Publ., 2005. 480 p. (in Russian).

17. El'kin V. M. Celitel'naya magiya muzyki. Gar-moniya cveta i zvuka v terapii boleznej [Healing magic of music. Harmony of color and sound in the therapy of diseases]. St. Petersburg: Respeks Publ., 2000. 224 p. (in Russian).

18. Fan Ying. Integrativnye muzykal'no-tera-pevticheskie tekhnologii v psihologo-peda-

gogicheskom soprovozhdenii obucheniya s problemnymi uchashchimisya [Integrative musical and therapeutic technologies in the psychological and pedagogical support of teaching with problem students]. Pedagogika nachal 'nogo obrazovaniya: tradicii i innovacii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 2728 aprelya 2017 [Pedagogy of primary education: traditions and innovations: materials of the International scientific and practical conference on April 27-28, 2017]. Ed. E. N. Zemlyanskaya; Moscow State University of Education. Institute of Childhood. Moscow: MSPU Publ., 2017, pp. 262-270. (in Russian) 19. /

"ÖN, - http://info.guqu.

net/Otherwenxue/29893.html Chen Jin Wen. Method of five notes to curing disease by Chines medicine. The ancient tune's net. Available at: http://info.guqu.net/ Otherwenxue/29893.html (accessed: 17 September 2017).

Статья поступила в редакцию 18.09.2017. The article was received on 18.09.2017.

Фань Ин, аспирант кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования . _. e-mail: 79258594580@yandex.ru 101

Московский педагогический государственный университет,

ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991

Fan Ying, Post-graduate student at the Department of Methodology and Technology of the Music Education e-mail: 79258594580@yandex.ru

Moscow State University of Education (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.