Научная статья на тему 'Потенциал комбинированных форм обучения в сетевом колледже - образовательном комплексе'

Потенциал комбинированных форм обучения в сетевом колледже - образовательном комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМБИНИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / КРУПНЫЙ СЕТЕВОЙ КОЛЛЕДЖ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ДЕФЕКТЫ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMBINED FORMS OF EDUCATION / A LARGE NETWORK COLLEGE / AN EDUCATIONAL COMPLEX / TEACHING METHOD DEFECTS / MIXED TRAINING / HYBRID TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

Введение. В статье представлены промежуточные результаты полидисциплинарного исследования по проблеме становления сетевого (цифрового) профессионального образования на базе крупного регионального сетевого колледжа образовательного комплекса. Цель статьи представить для критического обсуждения актуальный понятийный аппарат, определить подходы для продвижения комбинированных форм обучения на локальном уровне уровне крупного регионального сетевого колледжа образовательного комплекса. Методология. Междисциплинарное исследование проводится в русле научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, Т. Ю. Ломакиной и на основе практикоориентированной теории и технологии непрерывного профессионального образования/обучения и воспитания. Результаты заключаются в определении потенциала комбинированных форм обучения как наиболее адекватных требованиям сетевой (цифровой) экономики, требованиям профессиональных стандартов и потребностям конкурентоспособности личности, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Заключение. Автором отмечается, что становление сетевого информационного общества как нового экономического уклада российского общества должно осуществляться на основе преемственности комбинированных форм обучения как наиболее адекватных требованиям этого уклада.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the interim results of multidisciplinary study on the problem of formation of network (digital) professional education on the basis of a large regional network college an educational complex. The purpose of the article is to present actual conceptual apparatus for a critical discussion, to determine approaches for promoting combined forms of training at a local level the level of a large regional network college the educational complex. Methodology. Interdisciplinary research is conducted in the mainstream of the scientific school of academicians of the Russian Academy of Education S. Ya. Batyshev, A. M. Novikov, D. A. Novikov, T. Yu. Lomakina and on the bases of the practice-oriented theory and technology of continuous vocational education / training. The results consist in determination of potential of combined forms of training as the most adequate to the requirements of the network (digital) economy, to the requirements of professional standards and needs of competitiveness of an individual, including those with disabilities. Conclusion. The author notes that formation of a network information society as new economic order of Russian society should be carried out on the basis of continuity of combined forms of instruction as the most adequate to the requirements of this way of life.

Текст научной работы на тему «Потенциал комбинированных форм обучения в сетевом колледже - образовательном комплексе»

7. Fedorov A. V. Development of media education at the present stage. Innovation in education [Innovacii v obnazovanii], 2007. № 3. P. 40-51. (In Russian).

8. Khushvakhtov A. H. The Terminology of "pedagogical conditions". Young scientist [Molodoj uchenyj]. 2015. № 23. P. 10201022. (In Russian).

9. Chelysheva I. V. Methodical approaches in Russian media education (theoretical aspects). The media education and media competence: word to the experts [Mediaobrazovanie i mediakompetentnost': slovo jekspertam]. Taganrog: Publishing house of TGPI, 2009.232 p. (In Russian).

10. Chelysheva I. V. Media education component in the work of school teachers and University teacher [Mediaobrazovatel'nyj komponent v rabote uchitelja shkoly i prepodavatelja vuza]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ mediaobrazovatelnyy-komponent-v-rabote-uchitelya-shkoly-i-prepodavatelya-vuza-vozmozhnosti-realizatsii. (In Russian).

УДК/uDC 377 М. В. Никитин

M. Nikitin

потенциал комбинированных форм обучения

В СЕТЕВОМ КОЛЛЕДЖЕ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

THE POTENTIAL FOR COMBINED FORMS OF STuDY IN The NETwORK EDuCATIONAL COMPLEX1

Введение. В статье представлены промежуточные результаты полидисциплинарного исследования по проблеме становления сетевого (цифрового) профессионального образования на базе крупного регионального сетевого колледжа — образовательного комплекса. Цель статьи — представить для критического обсуждения актуальный понятийный аппарат, определить подходы для продвижения комбинированных форм обучения на локальном уровне — уровне крупного регионального сетевого колледжа — образовательного комплекса.

Методология. Междисциплинарное исследование проводится в русле научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, Т. Ю. Ломакиной и на основе практико-ориентированной теории и технологии непрерывного профессионального образования/обучения и воспитания.

Результаты заключаются в определении потенциала комбинированных форм обучения как наиболее адекватных требованиям сетевой (цифровой) экономики, требованиям профессиональных стандартов и потребностям конкурентоспособности личности, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение. Автором отмечается, что становление сетевого информационного общества как нового экономического уклада российского общества должно осуществляться на основе преемственности комбинированных форм обучения как наиболее адекватных требованиям этого уклада.

Introduction. The article presents the interim results of multidisciplinary study on the problem of formation of network (digital) professional education on the basis of a large regional network college — an educational complex. The purpose of the article is to present actual conceptual apparatus for a critical discussion, to determine approaches for promoting combined forms of training at a local level—the level of a large regional network college — the educational complex.

1 Статья подготовлена в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» № 27.8472.2017/БЧ.

The article was prepared within the framework of the government task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "Institute of the Strategy for the Development of Education of RAO" on the project "Methodological Basis for Continuity and Continuity of Education in the Conditions of Its Structural Changes" No. 27.8472.2017 / BC.

Methodology. Interdisciplinary research is conducted in the mainstream of the scientific school of academicians of the Russian Academy of Education S. Ya. Batyshev, A. M. Novikov, D. A. Novikov, T. Yu. Lomakina and on the bases of the practice-oriented theory and technology of continuous vocational education / training.

The results consist in determination of potential of combined forms of training as the most adequate to the requirements of the network (digital) economy, to the requirements of professional standards and needs of competitiveness of an individual, including those with disabilities.

Conclusion. The author notes that formation of a network information society as new economic order of Russian society should be carried out on the basis of continuity of combined forms of instruction as the most adequate to the requirements of this way of life.

Ключевые слова: комбинированные формы обучения, крупный сетевой колледж — образовательный комплекс, дефекты форм обучения, смешанное обучение, гибридное обучение.

Keywords: combined forms of education, a large network college — an educational complex, teaching method defects, mixed training, hybrid training.

Введение

В рамках государственного задания Минобрнауки России для Института стратегии развития образования РАО по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» был проведен анализ эффективности комбинированных форм обучения, реализуемых в условиях крупного регионального колледжа — образовательного комплекса (ОК). цель статьи — представить промежуточные результаты и методологическое обоснование развития комбинированных форм обучения как адекватного инструмента обеспечения качества профессионального образования. Исследование выполнено в русле научной школы академиков РАО — С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, Т. Ю. Ломакиной.

Одним из инновационных инструментов развития сетевого профессионального обучения являются комбинированные формы обучения.

Комбинированная форма обучения — форма обучения, совмещающая традиционное (формальное) обучение под руководством штатного преподавателя колледжа — ОК (лицом к лицу) и неформальное обучение посредством применения компьютерных технологий (студент-коуч как наставник и консультант); преимущественно персонализированное профессиональное обучение по индивидуально-групповой образовательной программе с дистанционной формой обучения (от 30 до 70 % общего учебного времени занято онлайн-деятельностью).

Такая форма обучения не ограничена изучением только учебных дисциплин по специальностям СПО, а носит междисциплинарный характер и включает способы стажировки, повышения профессиональной квалификации на рабочем месте без отрыва от производства, само- и взаимное обучение.

Методология

Данный подход, по нашему мнению, отражает идею непрерывного образования (lifelong learning) как условия обеспечения трудовой мобильности, профессионального роста и качества жизни.

Развитие комбинированных форм обучения есть эволюционное изменение традиционной структуры образовательного процесса в колледже — ОК в целях увеличения числа участников из наиболее продвинутых студентов (студентов-фрилансеров; коучей; победителей конкурсов, олимпиад и др.): изменение пропорций между традиционными формами обучения и онлайн-образованием.

Необходимо существенно деформировать искусственные барьеры между различными формами обучения для продвижения механизмов их комбинирования.

Результаты

Есть основания утверждать, что очная форма обучения в большей степени будет ориентирована на сохранение приоритетов фундаментального технического образования, а комбинированные формы — на приоритеты прикладных профессиональных квалификаций, особенно в микро-, малом и среднем бизнесе.

Например, при обучении студентов-целевиков комбинированные формы обучения могут обеспечить качество сетевого персонифицированного профессионального образования при активном участии предприятий — заказчиков кадров.

В то же время большая группа современных российских педагогов-исследователей (С.Д. Калинина, Е.В. Костина, А.В. Логинова, И.А. Малинина и др.) отказывают комбинированной форме обучения в эффективности и адекватности новым задачам современного российского образовательного процесса и вводят новые (по названию) формы обучения: а) смешанное обучение — то есть «смешивание» (?!) новых и традиционных технологий обучения; б) гибридное обучение, то есть дополнение традиционной формы обучения самостоятельной деятельностью с использованием онлайн-сервисов и технологий Веб-2.0; в) порционное, кооперативное.

Достаточное научное обоснование новизны понятийного аппарата и сущности этих форм обучения пока отсутствует, и их продвижение, по нашему мнению, связано с публикациями англоязычных авторов.

Форма организации обучения — всегда традиционная образовательная категория, она всегда обладает характеристикой адекватности потребностям личности, общества и государства, экономическому укладу.

Комбинирование форм и технологий обучения связано с поиском адекватных способов оценивания образовательных результатов всех субъектов образовательного процесса.

Комбинирование необходимо не само по себе, не для разового контроля за результатами обучения за определенный промежуток времени, а для создания понятной, прозрачной системы статистического учета данных, их накопления для определения, какая форма обучения для какой категории обучаемых обладает достаточной эффективностью и к какому времени обучаемый будет обладать профессиональной квалификацией.

Комбинирование форм и технологий обучения позволяет измерять добавленную стоимость, то есть разницу между начальной успеваемостью обучающегося по результатам прошлого учебного периода и результатами текущего семестра (полугодия). Результаты каждого периода обучения фиксируются в персональном портфолио.

В соответствии с научными исследованиями академика РАО А. М. Новикова нами были разработаны и предложены для критического обсуждения и апробации следующие формы комбинированного обучения в крупном колледже — ОК как компоненты частно-государственно-кластерного партнерства. Их комбинирование нами осуществлено по следующим критериям: форма обучения, количество и возраст обучающихся, место обучения, уровень итоговой квалификации как показатель позитивной социализации обучающихся, длительность обучения, технологии оценивания качества, карьерного продвижения и финансового дохода по результатам обучения.

Академиком РАО А. М. Новиковым на основе анализа инновационной практики были определены виды комбинированных форм очного обучения (табл. 1).

Таблица 1

Форма обучения Комбинированные формы (КФ) обучения

Очная/дневная КФ теоретического обучения

КФ профессионального обучения

КФ дополнительного обучения

Анализ собственной педагогической практики в системе профессионального образования, в том числе научное руководство диссертационными исследованиями по продвижению эффективных практик партнерства СПО с субъектами экономической деятельности, позволили выявить следующие дефекты традиционных форм профессионального образования.

А. Изменились цели, объемы содержания и требования как к качеству сетевого образовательного процесса, так и к качеству результата сетевого профессионального образования/обучения.

Тем не менее массовая школа остается крайне консервативным институтом. Для соблюдения каждым обучающимся крупного колледжа — ОК требований качества необходимо развитие комбинированных форм теоретического, профессионального и дополнительного обучения как адекватного формата персонализированного профессионального образования/обучения.

Б. Освоение современной системы научных знаний невозможно в условиях снижения учебно-познавательной мотивации обучающихся-школьников и их критического отношения к ценностям трудовой и профессиональной деятельности.

Переход обучающегося в колледж — ОК и включение его в различные форматы учебно-тренажерной, учебно-профессиональной деятельности, в том числе реальная оплата профессиональной практики, существенно повышают личностную мотивацию педагогов к росту качества профессионального обучения и воспитания этических норм профессиональной деятельности (этические нормы: волонтера, военнослужащего, рабочего, ремесленника, фермера, бригадира, социального предпринимателя).

В. Необходимо существенно реформировать школьную образовательную традицию, когда возрастающая доля обучающихся переходит к изучению нового материала, не завершив освоение предыдущего. Возможность ликвидировать пробелы в знаниях в рамках традиционного очного образовательного процесса, как правило, отсутствует.

Приходит ощущение неуспешности. Внедрение в колледже — ОК комбинированных форм обучения и персонализированных программ представляет обучающимся возможность самостоятельно выбирать темп обучения, образовательную технологию и контрольные процедуры оценки качества персонального профессионального образования/обучения.

Г. Хорошо успевающие обучающиеся ориентируются и школой, и родителями только на поступление в вуз. В этой связи дефекты качества школьного образовательного процесса, по нашим оценкам, не являются прозрачными и все в большей степени ликвидируются платными репетиторами.

Рост репетиторства — это не только внешний показатель снижения качества работы штатных преподавателей в школе, но и показатель необходимости персонализации обучения из-за растущей конкуренции за студенческие и рабочие места.

В свою очередь колледж — ОК, развивая комбинированные формы обучения, адекватно перенастраивает свой образовательный процесс в соответствии с требованиями многоукладной экономики, сетевых экономических отношений и концепцией непрерывного образования в течение всей жизни.

Необходимость увеличения количества форм обучения связана и с экономическими причинами, так как очная (дневная) форма обучения является самой затратной и рост контингентов обучаемых в зарубежных колледжах связан с возможностью совмещения работы и учебы: более 60 % обучаемых в колледжах Англии — это студенты-фрилансеры разных возрастных когорт.

Заключение

Анализ пилотной практики российских колледжей — образовательных комплексов экспериментальных площадок ИСРО РАО (2016) позволил нам структурировать следующие комбинированные формы образования / обучения (табл. 2).

Таблица 2

Форма обучения / образования Комбинированные формы обучения (КФО)

Очная (дневная) — Очно-сетевая; — очно-заочная; — очно-дистанционная; — очно-открытое обучение; — очно-проектное; — очно-мобильное; — очно-дополнительное

Заочная — Заочно-открытое; — заочно-дистанционное

Сетевая — Проектно-сетевая (сетевой проект); — сетевое сообщество; — сетевое взаимо- и самообучение

Семейное образование — Онлайн-обучение; — надомное обучение; — образовательный анскулинг; — педагогический инкубатор

Самообразование — Стажировка, ученичество на рабочем месте, тренинг-коучинг; — экскурсия; — конкурс профессионального мастерства; — конференция, семинар, круглый стол; — взаимо-сетевое обучение; — сетевое профессиональное сообщество

Литература

1. Никитин М. В. Сетевые образовательные сообщества СПО как инновационный субъект непрерывного образования /7 Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 25-29.

2. Никитин М. В. Колледж — образовательный комплекс как полиструктурная модель образования в течение всей жизни // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 12-15.

3. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. М., 2009. 452 с.

References

1. Nikitin M. V. Network learning communities, act as an innovative subject of continuous education. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2017. № 3 (27). P. 25-29. (In Russian).

2. Nikitin M. V. College — an educational complex as a polystructural model of education throughout life Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 2 (22). P. 12-15.

3. Novikov D. A. Theory of management of educational systems [Teorija upravlenija obrazovatel'nymi sistemami]. Moscow, 2009. 452 p.

УДК/uDC 378 Л. Н. Бережнова, С. А. Воронов

L. Berezhnova, S. Voronov

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ КОМПЕТЕНцИЙ

ESSENCE AND CONTENT OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF COMPETENCIES

Введение. Результатом профессионального образования является сформированность необходимых компетенций для конкретной сферы деятельности, а объективная диагностика достигнутого уровня компетенций дает представление о профессиональной подготовке обучающегося и позволяет в случае необходимости своевременно скорректировать процесс обучения. В данной статье предлагаются существующие точки зрения на определение «педагогическая диагностика», раскрывается его сущность. В качестве существующей проблемы в статье указывается отсутствие единых методик диагностики компетенций, что вызывает серьезные трудности в оценке качества современного образования в рамках компетентностного подхода.

Методология. В исследовании проводится теоретический анализ существующих позиций на понимание педагогической диагностики, имеющихся точек зрения на содержание и этапы проведения диагностики компетенций.

Результаты. Авторами описывается генезис понятия «диагностика» в сфере педагогики, раскрываются ее основные направления, такие как: дидактическая, психолого-педагогическая, управленческая и социально-педагогическая диагностики. На основе обсуждения общих позиций определяются важнейшие принципы диагностирования обучающихся: объективность, систематичность, наглядность, — раскрывается их содержание. Представляя педагогическую диагностику сформированности компетенций как последовательную технологию, мы выделяем этапы: 1) определение объекта диагностирования; 2) планирование; 3) выбор средств; 4) сбор информации об объекте; 5) обработка информации, анализ, систематизация; 6) прогнозирование развития объекта; 7) применение результатов педагогической диагностики. В результате проведенного анализа в статье выделяются этапы диагностики компетенций и их виды, которые могут различаться в зависимости от функций и задач диагностирования.

Заключение. Авторы отмечают, что педагогическая диагностика изучает общие принципы и методы фиксации состояний признаков, которые отличаются от заданных, формирует механизмы принятия управленческих решений. Педагогическая диагностика компетенций авторами представляется как направление деятельности, которое заключается в определении уровня сформированности компетенций в соответствии с имеющимися условиями обучения, возникающими трудностями обучающихся, в нахождении путей их преодоления и прогнозировании перспективных результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.