srednego professionalnogo obrazovaniya po specialnosti 23.02.07 Tehnicheskoe obslujivanie i remont dvigatelei sistem i agregatov avtomobilei] : Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 9, 2016 № 1568 (In Russian).
2. On the approval of the professional standard in the specialty "Specialist in mechatronic systems of the car" [Ob utverjdenii professionalnogo standarta po specialnosti "Specialist po mehatronnim sistemam avtomobilya"] : Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of March 13, 2017 № 275n (In Russian).
3. Romanchenko M. K. The problem of training mid-level professionals in accordance with the implementation of the new generation standards. Proceedings of the conferences of the GNRI "National Development", July 2017: a collection of selected articles [Materialy konferencij GNII "Nacrazvitie", ijul' 2017 : sbornik izbrannyh statej]. Saint Petersburg, 2017. P. 80-83. (In Russian).
4. Romanchenko M. K., Filippov B. V. Designing the standards of the GEF STR in the light of the requirements of the WSI programs. Professional education. Capital [Professionalnoe obrazovanie. Stolica]. 2017. № 1. P. 34-36. (In Russian).
5. From the experience of GEF implementation in the system of vocational education: a collection of theses of pedagogical readings [Iz opyta realizacii FGOS v sisteme professional'nogo obrazovanija : sbornik tezisov pedagogicheskih chtenij]. Omsk, 2016. 176 p. (In Russian).
6. Technical description of the competence "Repair and maintenance of cars" [Tehnicheskoe opisanie kompetencii "Remont i obsluzhivanie legkovyh avtomobilej"]. Available at: http://old.worldskills.ru/wp-content/uploads/2017/04/Remont-i-obsluzhivanie-avtomobiley_WS-final2017-TO.pdf. (In Russian).
7. Federal state educational standard of secondary vocational education on specialty 23.02.03 Maintenance and repair of motor transport [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 23.02.03 Tehnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobil'nogo transport] : Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 22, 2014 № 383.
8. ETC Part 2 Issue 2 (as amended by the Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of August 13, 2008) [EKTS chast' 2 vypusk 2 (v redakcii Prikaza Minzravsocrazvitija RF ot 13 avgusta 2008 g.)]. (In Russian).
УДК/uDC 377:008 И. Е. Скобелева
I. Skobeleva
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
FORMATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MEDIA CuLTuRE OF STuDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDuCATION
Введение. Статья посвящена разработке педагогических условий для формирования медиа-культуры обучающихся СПО. Данная тема является актуальной, так как обучающимся необходим навык анализа и критического осмысления информации, поступающей из различных источников, для их будущей успешной деятельности в качестве квалифицированного специалиста среднего звена. Критерии сформированности медиакультуры — мотивационный, понятийный, коммуникативный, операционный и творческий показатели.
Основной целью данной статьи является определение элементов педагогических условий формирования медиакультуры обучающихся и их теоретическое и практическое обоснование.
Методология. Поиск педагогических условий развития медиакультуры обучающихся осуществлялся в формате педагогического эксперимента, в котором применялись метод системного подхода и принцип связи теории с практикой.
Результаты работы заключаются в создании педагогических условий развития медиакультуры обучающихся среднего профессионального образования.
Заключение. Формирование педагогических условий развития медиакультуры обучающихся подразумевает выполнение ряда требований как со стороны педагогов (навыки работы с информационно-коммуникационными средствами, стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту), так и со стороны учебного заведения (наличие развивающей образовательной
медиакультурной среды в образовательном пространстве, обеспечение условий для творческой и продуктивной деятельности обучающихся в пространстве медиакультуры).
Introduction. The article is devoted to the development of pedagogical conditions for the formation of media culture of students of SPO. This topic is relevant, as students the essential skill of analysis and critical reflection of information coming from different sources for success for mid-level professionals. Indicators of formation of media culture discussed in this article are motivational, conceptual, communicative, operational and creative.
The definition of the elements of pedagogical conditions of formation of media culture of students and their theoretical and practical basis is the main purpose of this article.
Materials and Methods. The search of pedagogical conditions of development of media culture of students was carried out in the format of the pedagogical experiment and used the system approach, the principle of connection of theory with practice.
Results. The results of this work are the development of pedagogical conditions of development of media culture of students of secondary professional education.
Conclusions. Formation of pedagogical conditions of development of media culture of students implies certain conditions on the part of the teachers (the availability of skills in information and communication technologies, aspiration to self-improvement, professional growth), and educational institutions (availability mediaculture developing educational environment in the educational space, creation of conditions for creative and productive activity of students in the space of media culture).
Ключевые слова: образование, медиакультура, информация, образовательное пространство, педагог, педагогические условия.
Keywords: education, media culture, information, technique, educational environment, teacher, pedagogical conditions.
Введение
Современному человеку, находящемуся среди большого потока информации (Интернет, телевидение, радио, книги, газеты, журналы), часто сложно ориентироваться в нем. Современное образование требует от обучающихся умения пользоваться современными инновационными и коммуникационными технологиями, быстро адаптироваться к различным новшествам.
Развитие медиакультуры в системе СПО способствует приобретению обучающимися навыков анализа и критической оценки поступающей информации, а они в свою очередь — профессиональному и личностному росту обучающихся [6, с. 68]. Для достижения этих целей необходима разработка педагогических условий с учетом их правомерности и степени осуществления в собственной профессионально-педагогической деятельности.
Н.А. Паранина определяет медиакультуру как особый тип культуры информационного общества, которая заключается в умении анализировать информацию, полученную через медиасред-ства и критически ее оценивать [2, с. 15]. Развитие медиакультуры в процессе обучения связано с развитием информационно-образовательной среды учебного заведения (электронных образовательных ресурсов, различных форм дистанционного обучения), когда общение обучающихся с педагогом осуществляется большей частью через информационные ресурсы, а личностное общение сведено к минимуму. Формировать медиакультуру обучающихся в системе СПО необходимо в рамках формирования общей культуры личности.
Методология
Формирование медиакультуры обучающихся учреждений СПО является одним из направлений развития современного профессионального образования. В процессе формирования необходимо учитывать двуплановую сущность медиакультуры: это и социально-историческое явление, и индивидуально-личностное качество. Пересечение этих планов обусловливает выделение таких показателей сформированности медиакультуры обучающихся, как мотивационный, понятийный, коммуникативный, операционный и творческий [9, с. 47].
Одним из главных показателей сформированности медиакультуры является понятийный. Его наличие означает, что обучающийся обладает и умеет правильно применять основные понятия из медиасферы.
Мотивационный показатель медиакультуры обучающихся является также очень значимым, но более сложным для диагностики. Важность мотивационного показателя обусловлена тем, что именно своеобразие ценностно-смысловых установок медийной деятельности, их духовно-этическая окраска переводят медиаграмотность в формат индивидуальной культуры.
Коммуникативный показатель является системообразующим, так как выражает одинаковую способность обучающегося как к восприятию готовых медиапродуктов, так и прогнозированию коммуникативного эффекта медиапродуктов, создаваемых обучающимся.
Сформированность операционного показателя означает способность обучающегося вести деловую переписку в блогах, на сайтах, умение составить грамотное описание изучаемого предмета, навык в создании и размещении фото- и видеоматериалов и презентаций, касающихся изучаемой предметной области. Самый высокий показатель сформированности операционного показателя наблюдается у обучающихся, которые ведут собственный видеоблог или участвуют в медиапроектах.
Креативный показатель характеризует наличие нестандартного подхода к реализации какой-либо идеи и тесно связан с операционным показателем, так как без творческой составляющей медиакультурные навыки были бы неполными. Креативный показатель дополняет все остальные показатели и зависит от фантазии, воображения, уровня творческого мышления обучающегося [1, с. 206].
Педагогическими условиями называют совокупность обстоятельств, в которых осуществляется образовательная деятельность, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта. Те и другие рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие успешности образовательной деятельности [8, с. 1020].
Результаты
Обратимся к процессу создания педагогических условий для развития рассмотренных выше показателей медиакультуры у обучающихся учреждений среднего профессионального образования, который включает в себя следующие этапы [3, с. 71]:
— подготовку преподавателей к развитию медиакультуры обучающихся;
— создание развивающей образовательной медиакультурной среды в образовательном пространстве СПО;
— обеспечение самостоятельной, творческой, продуктивной деятельности обучающихся в пространстве медиакультуры, что означает процесс критического осмысления материала, анализ найденной информации, создание собственных медиапродуктов (рис. 1).
Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно. К преподавателям, формирующим у обучающихся знания и навыки применения информационно-коммуникативных средств, программ и технологий, выдвигается ряд требований:
— организаторские, в том числе умение планировать работу, как свою, так и обучаемых, умение сплотить обучаемых;
— дидактические, в том числе навыки грамотного подбора и подготовки учебного материала, оборудования; доступного, выразительного и последовательного изложения учебного материала; умение мотивировать развитие познавательных интересов обучающихся;
— исследовательские, включающие умение объективной оценки педагогической ситуации и педагогических процессов;
— научно-познавательные, включающие способность самих педагогов совершенствовать научные знания в избранной отрасли;
— предметные, включающие профессиональные знания педагога в данной предметной области [5, с. 85].
Следовательно, требования к преподавателям, формирующим у обучающихся навыки медиакультуры, являются достаточно многоплановыми, что обусловливает необходимость постоянного профессионального роста педагогов СПО, как самостоятельного, так и при помощи курсов повышения квалификации или посещения мастер-классов.
Программы курсов преподавателей содержат вопросы, связанные с современными технологиями организации образовательного процесса, психологией в педагогических подходах, новыми образовательными методиками в обучении и воспитании в системе среднего профессионального образования [9, с. 105].
Рис. 1. Педагогические условия развития медиакультуры обучающихся среднего профессионального образования
Для создания развивающей образовательной медиакультурной среды в образовательном пространстве СПО педагоги:
— применяют наглядные способы представления учебного материала с использованием мультимедиа, обеспечивают доступ обучающихся к необходимым информационным ресурсам;
— используют компьютерные технологии на всех изучаемых дисциплинах в течение всего учебного процесса;
— обеспечивают свободу выбора методики, стиля и средств обучения на основе информационных технологий и телекоммуникационных систем для выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого;
— создают и применяют на занятиях научно и методически обоснованные системы преподавания дисциплин и МДК с использованием компьютерных технологий;
— используют такие формы обучения, как веб-квесты, кластеры, круглые столы с применением информационно-коммуникационных средств [4, с. 70].
Для обеспечения самостоятельной, творческой, продуктивной деятельности обучающихся педагогам необходимо развивать их мотивацию на саморазвитие медиакультуры. Для достижения этой цели необходимо обеспечить непрерывное безбарьерное развитие медиакультуры у обучающихся. Данной цели можно добиться, опираясь на требования по созданию педагогических условий по развитию медиакультуры обучающихся, описанных выше: наличие развивающей образовательной медиакультурной среды в образовательном пространстве и наличие высокой медиакультуры и профессиональных знаний у преподавателей данного учебного заведения [10].
Преподаватели могут оценивать уровень развития показателей сформированности медиа-культуры у обучающихся по следующим критериям:
— понятийный — по способности объяснить значение терминов из области медиаобразования;
— коммуникативный — по способности находить, исследовать и анализировать информацию, полученную через медиасредства;
— мотивационный — по стремлению к повышению собственной компетентности в профессиональной сфере, к поиску материалов для научных и исследовательских целей;
— операционный — по умению создавать медиапродукты различных жанров: обычные и интерактивные презентации, видеоролики [7, с. 40].
Заключение
Таким образом, для формирования педагогических условий развития медиакультуры обучающихся необходимо наличие у преподавателей навыков работы с информационно-коммуникационными средствами и стремления к самосовершенствованию и профессиональному росту, наличие развивающей образовательной медиакультурной среды в образовательном пространстве, обеспечение творческой и продуктивной деятельности обучающихся в пространстве медиакультуры.
Литература
1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М. : Академический проект, 2005. 448 с.
2. Паранина Н. А., Ахметова Д. З. Основы медиаобразования и медиакультуры : учеб.-метод. пособие. Казань, 2013.
3. Паранина Н. А. Формирование культурно-просветительских компетенций и медиакультуры в призме реализации стандартов ФГОС ВО // Вестник КазГУКИ. 2015. № 4.1. С. 71-74.
4. Паранина Н. А. Инновационный подход к развитию медиакультуры студентов средствами дистанционных образовательных технологий // Вестник КазГУКИ. 2014. № 4.2. С. 70-74.
5. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.
6. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М. : Информация для всех, 2007. 616 с.
7. Федоров А. В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 40-51.
8. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 1020-1022.
9. Челышева И. В. Методические подходы в отечественном медиаобразовании (теоретические аспекты проблемы) // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 232 с.
10. Челышева И. В. Медиаобразовательный компонент в работе учителя школы и преподавателя вуза [Электронный ресурс]. URL: https://cybenleninka.nu/anticle/n/mediaobnazovatelnyy-komponent-v-nabote-uchitelya-shkoly-i-pnepodavatelya-vuza-vozmozhnosti-realizatsii.
References
1. Kirillova N. B. Media culture: from modern to postmodern [Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu]. Moscow: Academic project, 2005. 448 p. (In Russian).
2. Paranina, N. А., Akhmetova D. Z. The basics of media education and of media culture [Osnovy mediaobrazovanija i mediakul'tury]. Kazan, 2013. (In Russian).
3. Paranina, N. А. The formation of cultural competences and media culture in the context of the implementation of the standards of the GEF. Vestnik of the Kazan state University of culture and arts [Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv]. 2015. № 4.1. P. 71-74. (In Russian).
4. Paranina, N. А. An innovative approach to the development of media culture of students by means of distance learning technologies. Vestnik of the Kazan state University of culture and arts [Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv]. 2014. № 4.2. P. 70-74. (In Russian).
5. Fateeva I. A. Media education: theoretical foundations and practice of realization [Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy i praktika realizacii]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 2007. 270 p. (In Russian).
6. Fedorov A. V. Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical University [Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshlenija studentov pedagogicheskogo vuza]. Moscow: Information for all, 2007. 616 p. (In Russian).
7. Fedorov A. V. Development of media education at the present stage. Innovation in education [Innovacii v obrazovanii]. 2007. № 3. P. 40-51. (In Russian).
8. Khushvakhtov A. H. The Terminology of "pedagogical conditions". Young scientist [Molodoj uchenyj]. 2015. № 23. P. 10201022. (In Russian).
9. Chelysheva I. V. Methodical approaches in Russian media education (theoretical aspects). The media education and media competence: word to the experts [Mediaobrazovanie i mediakompetentnost': slovo jekspertam]. Taganrog: Publishing house of TGPI, 2009.232 p. (In Russian).
10. Chelysheva I. V. Media education component in the work of school teachers and University teacher [Mediaobrazovatel'nyj komponent v rabote uchitelja shkoly i prepodavatelja vuza]. Available at: https://cyberleninka.ru/article7n/ mediaobrazovatelnyy-komponent-v-rabote-uchitelya-shkoly-i-prepodavatelya-vuza-vozmozhnosti-realizatsii. (In Russian).
УДК/UDC 377 М. В. Никитин
M. Nikitin
ПОТЕНЦИАЛ КОМБИНИРОВАННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СЕТЕВОМ КОЛЛЕДЖЕ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
THE POTENTIAL FOR COMBINED FORMS OF STUDY IN THE NETWORK EDUCATIONAL COMPLEX1
Введение. В статье представлены промежуточные результаты полидисциплинарного исследования по проблеме становления сетевого (цифрового) профессионального образования на базе крупного регионального сетевого колледжа — образовательного комплекса. Цель статьи — представить для критического обсуждения актуальный понятийный аппарат, определить подходы для продвижения комбинированных форм обучения на локальном уровне — уровне крупного регионального сетевого колледжа — образовательного комплекса.
Методология. Междисциплинарное исследование проводится в русле научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, Т. Ю. Ломакиной и на основе практико-ориентированной теории и технологии непрерывного профессионального образования/обучения и воспитания.
Результаты заключаются в определении потенциала комбинированных форм обучения как наиболее адекватных требованиям сетевой (цифровой) экономики, требованиям профессиональных стандартов и потребностям конкурентоспособности личности, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение. Автором отмечается, что становление сетевого информационного общества как нового экономического уклада российского общества должно осуществляться на основе преемственности комбинированных форм обучения как наиболее адекватных требованиям этого уклада.
Introduction. The article presents the interim results of multidisciplinary study on the problem of formation of network (digital) professional education on the basis of a large regional network college — an educational complex. The purpose of the article is to present actual conceptual apparatus for a critical discussion, to determine approaches for promoting combined forms of training at a local level—the level of a large regional network college — the educational complex.
1 Статья подготовлена в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» № 27.8472.2017/БЧ.
The article was prepared within the framework of the government task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "Institute of the Strategy for the Development of Education of RAO" on the project "Methodological Basis for Continuity and Continuity of Education in the Conditions of Its Structural Changes" No. 27.8472.2017 / BC.