РАЗДЕЛ V ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 332.025
Полиди А.А., Романец И.И.
ПОТЕНЦИАЛ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация
В статье рассмотрены факторы совершенствования государственной региональной инвестиционной политики, проанализированы основные аспекты структурной модернизации социально-экономических систем регионов и сделан вывод о недостаточной разработанности соответствующих концептуальных основ и методической базы доктрины регионального развития. В данном контексте авторами предложен кластерный подход в целях совершенствования региональной инвестиционной политики. В статье содержатся научные результаты исследования по гранту РГНФ 14-12-23018 «Инвестиционный климат и брендинг региона как факторы структурной модернизации экономики».
Ключевые слова
Государственная региональная инвестиционная политика, кластерный подход, инвестиционная привлекательность.
Polidi А.А., Romanets I.I.
CAPACITIES OF CLUSTER APPROACH IN TERMS OF IMPROVING STATE REGIONAL INVESTMENT POLICY
Abstract
The article describes the factors improving state regional investment policy, analyses the main aspects of the structural modernization of regional socio-economic systems and resumes that inadequate development of relevant conceptual frameworks and methodological basis of the regional development doctrine. In this context authors propose a cluster approach to improve the regional investment policy. The article contains the results of scientific research on the Russian Humanitarian Science Foundation 14-12-23018 "Investment climate and region branding as factors of structural modernization of economy".
Key words
National regional investment policy, cluster approach, investment attractiveness.
Государственная региональная политика с некоторых пор стала неотъемлемой частью экономической политики в целом. Экономическая неоднородность пространства регионов России обусловлена комплексом причин, следствием которых являются процесс дальнейшей дифференциации территорий по уровню экономического развития и усиление экономической диспропорциональности. Эти явления говорят о недостаточной разработанности соответствующих концептуальных основ и методической базы доктрины регионального развития, отвечающих императивам формирования социально-ориентиро-ванной рыночной экономики. Цель данной работы - выяснить, как реализуется государственная региональная инвестиционная политика и предложить возможные пути улучшения решения данной проблемы.
Увеличение межрегиональных различий находилась в фокусе политических дискуссий в России в начале переходного периода, когда региональная поляризация в сочетании с глубоким трансформационным спадом и слабыми позициями федерального центра привела к развитию регионального сепаратизма. Изменение экономической динамики,
общая макроэкономическая стабилизация в стране и усиление позиций центральной власти смягчили аспект данной проблемы. Однако ее экономическая сторона сохранила свою остроту, неравенство регионов страны не сокращалось [1].
Очевидно, что сложившаяся ситуация свидетельствует о неэффективности мер осуществляемой политики выравнивания условий соци-ально-экономи-ческого развития регионов страны и, в частности, Юга России.
Несбалансированность экономического развития региона является следствием процессов, происходящих в обществе, и зависит от национального, международного и глобального развития. Посредством региональной политики несбалансированность социально-экономического развития может быть сглажена, в то время как естественные различия предопределяют возможности регионального развития.
Региональные программы экономического развития могут принимать различный вид, в зависимости от того, какие подходы были использованы при их формировании и в каком объеме. Так неоклассический подход придерживается роли факторов производства. Теория со-
вокупной причинной обусловленности ложится в основу политики центров экономического роста (так называемых полюсов роста) и политики совершенствования инфраструктуры, транспорта, коммуникаций и образования. Радикальные теории предполагают акцент на региональном закрытии и большей степени региональной автономии. Набор инструментов региональной политики может состоять из элементов всех трех подходов [2].
В России привязка стратегии социально-экономического развития к конкретной территории имеет особое значение, поскольку необходимо учитывать интересы как государства в целом, так и каждого отдельного региона. Известно, что субъекты РФ сегодня находятся отнюдь не в равноправном положении.
Как следствие, в различных территориях сложились качественно разные условия для проживания людей и развития бизнеса, и эта межрегиональная дифференциация неуклонно нарастает. В этой связи в подготовленном Минрегионразвития России Концепции совершенствования региональной политики РФ в качестве ее стратегической цели определено создание условий для сбалансированного социально-экономического развития регионов [3]. Одним из путей мобилизации ресурсов в регионах для динамичного
экономического роста, повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики в российских регионахсчитаем развитие кластеров. В настоящий момент принята Концепция кластерной политики в РФ и предполагается проведение экспериментов по реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях. Исследованию в области теории кластера и управления конкурентоспособностью на различных уровнях (продукции, предприятия, отрасли, региона, страны) посвящены научные труды известных зарубежных и отечественных экономистов: Портера М., Петрова А.П., Цихан Т.В., Та-таркина А.И., Фатхутдинова Р.А., Винокуровой М.В., Полиди А.А., Кофановой О.Г., Семидоцкого В.А. и др.
Кластерная политика стала одним из наиболее востребованных механизмов реализации государственной экономической политики в развитых и развивающихся странах относительно недавно: с середины 1990-х гг. Популярность кластерной политики, которую можно определить, как комплекс мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности страны или региона через стимулирование развития пространственных и внепростран-ственных кластеров можно объяснить следующими причинами. Во-
первых,проведение кластерной политики тесно связано с разработкой и реализацией программ повышения национальной и региональной конкурентоспособности, необходимых для успешной конкуренции между странами и регионами за инновации, человеческий капитал и инвестиции, обеспечивающие более высокую производительность труда и соответственно более высокий уровень жизни населения. Во-вторых,одним из главных отличий кластерной политики от традиционной промышленной политики, проводившейся в предыдущие десятилетия, является объект реализации политики. Для проведения промышленной политики выбираются определенные отрасли экономики или несколько крупных компаний для оказания им гос-
ударственной поддержки. Однако кластерная политика проводится по отношению к группам в основном малых и средних предприятий из смежных подотраслей экономики, связанных друг с другом товарно-производственными и информационными потоками и часто географически сконцентрированных в пространстве. В-третьих, кластерная политика ориентирована на стимулирование развития малых и средних предприятий, которые составляют подавляющую часть предприятий во всех странах с рыночной экономикой, являются основными работодателями и вносят значительный вклад в ВВП. Основные направления реализации кластерной политики России представлены в таблице 1 [3].
Форма Местопо- Органы власти, Основные Формы
организации ложение ответственные направления реализации
за проведение реализации политики
политики политики
Внепрост- Страна Федеральные Поддержка кон- Принятие норма-
ранственные органы власти куренции, по- тивно-правовых
кластеры вышение обра- актов, заключение
зовательных и международных
экологических договоров
стандартов, про-
движение инте-
ресов компаний
кластера на ино-
странных рын-
ках
Таблица 1 — Основные направления реализации кластерной политики в России
Окончание табл. 1
Террито- Регион или Стратегия по Освоение новых ГЧП, законода-
риально- несколько развитию ТПК месторождений тель-ное закреп-
производст- регионов - федеральные, полезных иско- ление статуса
венные разработка про- паемых, разви- ТПК
комплексы ектов - регио- тие инфраструк-
нальные органы туры в районах
власти нового освоения,
расширение су-
ществующих
ТПК
Пространс- Регион, муни- Региональные Продвижение ГЧП, нормативно-
твенные ципалитеты органы власти, продукции на правовое регули-
кластеры органы российский и рование, проведе-
местного само- зарубежные ние исследований
управления рынки, создание о развитии кла-
брэнда региона, стера, государ-
развитие сетево- ственные заказы
го взаимодей- для диверсифика-
ствия между от- ции компаний,
раслями эконо- организация вы-
мики, интенси- ставок, форумов и
фикация контак- т.д.
тов между орга-
нами власти,
частными ком-
паниями, эконо-
мическими ин-
ститутами и др.
Кластерные Муници- Органы местно- Развитие сетево- ГЧП, проведение
инициативы палитеты го самоуправле- го взаимодей- исследований о
ния ствия между развитии взаимо-
компаниями в действия между
смежных подот- членами кластер-
раслях, развитие ной инициативы,
сотрудничества государственные
между органами заказы для дивер-
власти, универ- сификации дея-
ситетами НИИ и тельности компа-
т.д., создания ний, организация
брэнда региона, форумов и т.д.
продвижение
продукции на
российский и
зарубежные
рынки.
На данный момент ситуация складывается таким образом, что инициативы федерального центра (создание ОЭЗ, опорных регионов и др.) фактически создают условия для развития кластеров на региональном уровне. Более того, Концепция стратегии социально-экономического развития регионов РФ, предусматривающая переход на принцип поляризованного развития регионов вместо политики выравнивания, однозначно указывает на кластеры как на один из приоритетов регионального развития России. Следующее слово - за регионами. И от того, насколько продуманным и обоснованным будет подход региональных органов власти к проведению кластерной политики на своей территории, будет ли сформулировано долгосрочное видение развития кластеров или все закончится рядом непоследовательных и неэффективных инициатив, сегодня зависит конкурентоспособность российских регионов и страны в целом. Таким образом, по мере эволюции понятия «кластер» и кластерных структур их пространственная организация, системная, функциональная и организационная сложность возрастает; формируются новые, более развитые свойства (качественные характеристики). Соответственно, возникают новые типы кластеров.
Но вместе с тем сложившаяся система достаточно традиционна и не в полной мере использует потенциал региона: задействовано лишь несколько муниципальных образований и ограниченный круг их возможностей, притом, что существует ряд других важных социально-экономических задач, направленных на повышение инвестиционной привлекательности внутрирегиональных территорий. Считаем, целесообразным более подробно исследовать инвестиционную привлекательность региона и его территорий для целей государственной структурной политики (в том числе и кластерной).
В настоящее время, в научной литературе уделяется большое внимание повышению инвестиционной привлекательности как фактору социально-экономической динамики развития экономики страны (региона, муниципального образования), но при этом оценивают в целом регион, слабо учитывая локальные территориальные единицы, составляющие выбранный регион. Весьма важной проблемой, решаемой региональными властями, является распределение инвестиционных средств по территориям региона, поскольку муниципальные образования, различаясь по совокупности объективных и субъективных условий инвестирования, обладают различной степенью привлекательности. В связи с
этим имеет особый экономический смысл сгруппировать схожие по социально-экономическому потенциалу развития территории региона в
кластеры для целей государственной инвестиционной политики и разработать для каждого кластера набор форм и методов управления (табл. 2).
Таблица 2 - Дифференциация форм и методов управления кластерами в рамках государственной инвестиционной политики [составлено авторами]
№ Необходимость Набор экономических ры- Рекомендации по социально-
кластера в прямой госу- чагов и стимулов для по- экономическому развитию
дарственной вышения инвестиционной территорий
поддержке привлекательности
развития территорий
территорий
1,2 Нет Создание общих экономи- Выплата инвестиционных
ческих и других предпосы- премий за сооружение объек-
лок и условий для эффек- тов, гарантий на ссуду, по-
тивного действия в муни- мощь в приобретении земель
ципальных образованиях под строительные площадки,
рыночных механизмов хо- предоставление льготных
зяйствования, с ориентаци- кредитов на инвестирование,
ей на общерегиональные создание территориальных и
цели и задачи. межпроизводственных кон-
сорциумов, акционерных об-
ществ для завершения ранее
начатого строительства объ-
ектов.
3,4...п Есть Необходимость в мерах Развитие природно-ресурс-
государственного регули- ного, производственного, по-
рования, а именно: требительского, институцио-
1. Дотации; нального потенциалов.
2. Субсидии;
З.Регулирование процент-
ных ставок;
4. Закупки, госзаказы;
5. Налоговые кредиты и
льготы;
6. Финансовая помощь по-
средством создания специ-
альных фондов.
По нашему мнению, значение кластеров для регионов состоит в их способности: придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению этих территорий; способствовать диверсификации монопрофильной экономики регионов; содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры; содействовать развитию фирм малого и среднего бизнеса; повышать инвестиционную привлекательность. Кластерный подход все чаще используется при разработке региональных стратегий развития. Стимулирование создания кластеров в регионах должно являться одним из приоритетных направлений государственной региональной политики.
Создание и развитие территориальных кластеров - это одно из ключевых направлений развития экономики России в современных условиях. Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера. Если говорить о барьерах, стоящих на пути развития и реализации кластерных инициатив в России, то, прежде всего, необходимо отметить отсутствие понимания сущности и преимуществ кластерного подхода со стороны государства и, как следствие, неправильный подход либо
отсутствие поддержки кластерных инициатив со стороны органов власти разного уровня. Типичные проблемы, возникающие в связи с применением кластерного подхода: отсутствие оценки рынка потенциального кластера; ограничение границ кластера границами субъекта Федерации; игнорирование «коммуникативной» природы кластера; абсолютизация той или иной структуры кластера; отсутствие конкретных действий региональных властей по развитию кластера.
Мировой опыт свидетельствует, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Он позволил повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инвестиционном процессе [5].
Следовательно, теория кластеризации - это не столько новшество в региональной теории и методах, сколько некий новый комплексный подход к оценке региональных условий и тенденций развития, а также тех политических вызовов, которые влияют на эти условия и тенденции.
Формирование и развитие региональных кластеров оценивается как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечи-
вающее синергетический эффект. Задачей региональной экономики является выявление на территории региона потенциальных кластеров; разработка механизм поддержки растущих кластеров уровне региона. Созданию и последующему развитию кластеров в России будут способствовать поддержка государства: бюджетные дотации на развитие; налоговые преференции для участников кластерных объединений; помощь экономически депрессивным регионам, появление и развитие кластеров в которых будет иметь не только экономический, но и значительный социальный эффект.
В результате разработки стратегий развития кластеров, осуществляемой на региональном и муниципальном уровнях, будет обеспечена возможность эффективного и адекватного учета приоритетов развития кластеров в рамках реализации региональных и муниципальных стратегий и программ социально-экономического развития.
Библиографический список
1. Коломак, Е.А. Неоднородность развития регионов России: динамика и межрегиональные эффекты // Модернизация экономики и глобализация / под ред. Е.Г. Ясин. -Кн. 3. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009.
2. Информационно-справочная система «Бюджет и межбюджетные
отношения. Регионы России» [Электронный ресурс] // Черанева, Н.В. Причины неоднородности социально-экономического развития северных регионов в теории региональной экономики. - Режим доступа: http://openbudget.karelia.ru/
3. Бочкова Е.В., Кузнецова Е.Л., Сидоров В.А. Кластер как институциональная структура в системе территориального разделения труда: монография. - Краснодар: Новация. - 2014. - 160 с.
4. Захарова, Е.Н., Жукова, Т.В. Инструменты анализа хозяйственных кластеров в регионах // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 4. -С. 46-52.
5. Полиди А.А., Мкртычан З.В. Место и роль инструментов государственно-частного партнерства в промышленной политике региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. -№ 93. - С. 1107-1122.
References
1. Kolomak E. A. Dissimilarity of Russian regions development: dynamics and interregional effects// Modernization of economy and globalization. - M., 2009.
2. Information and reference system «Budget and budgetary relations. Russian regions» [Electronic resource] // Cheraneva N.V. Reasons of social-economic dissimilarity of northern Russian regions development in regional
economic theory. - Mode of access: http://openbudget.karelia.ru/
3. Bochkova E.V., Kuznecova E.L., Si-dorov V.A. Cluster as an institutional structure in territory labor system: monograph. - Krasnodar, 2014. - 160 p.
4. Zaharova E.N., Zhukova T.V. Tools of the economic cluster analysis in regions
// Bulletin of Adyghe State University, 2010. - № 4. - P. 46-52.
5. Polidi A., Mkrtychan, Z. The place and role of government - private partnership in regional industrial strategy // Multi-thematic science bulletin of Kuban State Agricultural University. -2013. - № 93. - P. 1107-1122.
УДК 33
Баятова И.М., Строков А.И.
РЕАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В ПОСТРОЕНИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье раскрывается механизм реализации бюджетного федерализма в построении межбюджетных отношений в Российской Федерации, характеризуется модель бюджетного федерализма в России, обосновываются цель и элементы межбюджетных отношений в Российской Федерации, показывается их роль в функционировании бюджетной системы Российской Федерации.
Ключевые слова
Бюджетный федерализм, бюджетная система Российской Федерации, межбюджетные отношения, разграничение расходных обязательств, разграничение доходов между бюджетами, межбюджетное перераспределение средств, межбюджетные трансферты.
Baiatova I.M., Strokova A.I.
THE IMPLEMENTATION OF FISCAL FEDERALISM IN THE CONSTRUCTION OF INTER-BUDGETARY RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract
The article reveals the mechanism of budgetary federalism's realization in inter-budgetary relation construction in the Russian Federation, defines the model of budgetary federalism in Russia, states the purpose and elements of inter-budgetary relations in the Russian Federation and its role in functioning of budgetary system of the Russian Federation.