АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT
УДК 338.2 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-7-11
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
ГАРБУЗ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск, Российская Федерация, e-mail: ira_parad@mail.ru
В настоящей статье предложена процедура разработки структурно-инвестиционной политики региона, основанной на применении кластерного подхода, который обосновывает стратегические цели и направления региональной политики, что позволяет определить механизм поэтапной реализации структурно-инвестиционной политики на основе формирования кластеров с учетом выявления и обоснования коридора возможностей для участников кластера. Процесс разработки и обоснования структурно-инвестиционной политики является трудно формализуемым, поскольку в настоящее время отсутствуют практические рекомендации по ее формированию, в связи с чем затрудняется и деятельность органов государственной власти в этом направлении. Автором предложена обобщенная схема процесса разработки и реализации структурно-инвестиционной политики на региональном уровне. Реализация структурно-инвестиционной политики, основанной на кластерном подходе, способствует эффективной интеграции интеллектуальных и финансовых ресурсов региона. Развитие кластеров на региональном уровне способствует структурно-инвестиционной перестройке экономики в целом, укреплению внешнеэкономических связей между территориями. Формирование необходимой аналитической базы и проведение системы мероприятий по информационной поддержке реализации кластерной политики является компетенцией органов местной власти, требующей нормативного и практического механизма ее реализации, который бы учитывал интересы органов местного самоуправления (отражающих интересы населения), интересы потенциальных инвесторов, а также условия развития территорий. В процессе исследования были систематизированы основополагающие концепции кластерной теории, а также проанализирован зарубежный и отечественный опыт формирования кластерных структур. Автором изложены основные преимущества кластерного подхода при реализации структурно-инвестиционной политики в регионе с учетом ограничений и возможностей участников кластеров, а также проанализированы основные и специфические принципы разработки региональной структурной политики.
Ключевые слова: структурно-инвестиционная политика; кластер; кластерная политика
Процесс разработки эффективной региональной структурно-инвестиционной политики должен учитывать направленность и специфику хозяйственной деятельности субъекта. В этом смысле представляется возможным выделение двух видов структурно-инвестиционной политики:
- отраслевой, при которой каждая отрасль имеет свою собственную стратегию развития; акцент делается на продвижении отдельных структурообразующих предприятий и концентрации выгоды в какой-то одной отрасли (виде деятельности);
- кластерной, которая направлена на кооперацию различных отраслей и предприятий в достижении общих целей [1].
Для нас исследовательский интерес представляет региональная структурно-инвестиционная политика, основанная на кластерном подходе как одном из перспективных направлений структурных
преобразований региональных экономик в рамках инновационно-прорывного сценария развития.
История развития кластерного подхода берет свое начало в работах немецкого ученого И. Тюнена о формах пространственной организации в экономике [2]. Базовыми исследованиями кластерной теории являются работы А. Маршалла [3] и Й. Шумпетера [4].
Одним из первых, кто ввел в обиход и сделал широко используемым понятие экономического кластера, был американский экономист М. Портер. Он определил кластер как совокупность отраслей, взаимодействующих как покупатель-поставщик или поставщик-покупатель, а также посредством общих технологий, общих каналов закупок или распределения, общих трудовых объединений [5].
В основе концепций многих современных инновационных кластеров лежит подход стратегиче-
ского менеджмента, получивший развитие в 90-е гг. XX в. Этот подход говорит о том, что конкурентоспособность компании обеспечивается развитием ключевых компетенций, которыми обладает эта компания. Основанием для быстрого перехода к новому направлению в стратегическом менеджменте стали усилившийся рост инноваций в мировой экономике и развитие процессов глобализации, которая в свою очередь была обусловлена развитием рынков Ближнего Востока и Китая [6].
Российский подход к вопросу формирования кластеров, как правило, основывается на локализации на какой-либо территории производственной
Разработку региональной структурно -инвестиционной политики на основе кластерного подхода целесообразно основывать на следующих научных принципах [8]:
- целенаправленность (определение и обоснование выбора конкретных целей структурных преобразований региона, которые необходимо достичь за счет формирования кластеров);
- гласность (все заинтересованные лица, включая население, должны быть информированы об основных направлениях планируемой структурно-инвестиционной политики);
- избирательность (структурная кластерная политика должна быть направлена на решение приоритетных вопросов структурных преобразований);
цепочки и дальнейшем управлении ее развитием. Новые сложные формы пространственной организации встречаются крайне редко, что объясняется бытующим понятием о кластере как о проекте производственной кооперации. Попытки реализации кластерного подхода как абсолютно новой формы организации предпринимаются в кластерах Железногорска и Томска [7].
Основными выгодоприобретателями от функционирования и развития кластеров являются государство, частные инвесторы, банки, население (табл. 1).
Таблица 1
- эффективность (подразумевает выбор наиболее эффективного варианта структурно-инвестиционной политики на основе кластерного подхода).
При формировании региональной структурно-инвестиционной политики, основанной на кластерном подходе, кроме общих принципов, необходимо учитывать и региональные особенности.
В число критериев, по которым целесообразно осуществлять выбор наиболее эффективного варианта региональной структурно-инвестиционной политики на основе кластерного подхода, входят следующие:
- функциональные, структурные, институциональные, социально-экономические и бюджетно-финансовые эффекты от деятельности кластеров для региона, населения, частного бизнеса;
Коридор возможностей для основных выгодоприобретателей региональных кластеров
Выгодоприобретатели Потенциальные возможности
Государство - увеличение доходов бюджета; - развитие приоритетных центров концентрации экономической деятельности; - развитие государственно-частного партнерства; - развитие передовых технологий и производств; - перераспределение ресурсов в пользу кластера; - развитие территорий
Частные инвесторы - усиление конкурентоспособности компаний; - упрощение коммуникационного процесса между участниками кластера, снижение издержек на адаптацию и обеспечение вспомогательного и поддерживающего обслуживания; - установление взаимного неформального контроля качества продукции у участников кластера; - расширение возможностей для производственного и инновационного роста организаций-участников кластера; - упрощение процесса взаимодействия с финансовыми и страховыми компаниями, знающими специфику отрасли
Банки - комплексное и систематическое финансирование производств с полным циклом производства; - установление долгосрочных партнерских взаимоотношений путем заключения генеральных соглашений; - снижение рисков невозврата кредитов
Население - возможность получения работы для большого количества трудоспособного населения; - разработка новых стандартов образования, здравоохранения; - внедрение новых стандартов потребления и образа жизни
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
И. В. ГАРБУЗ
9
Рис. 1. Процесс разработки и реализации структурно-инвестиционной политики, основанной на кластерном подходе
- выбор наиболее перспективного кластера с учетом уровня конкурентоспособности и потенциала каждого вида экономической деятельности региона;
- отсутствие противоречий между положениями комплексной стратегии социально-экономического развития региона и структурно-инвестиционной политики;
- согласованность целевых показателей по объемам инвестиционных потоков региональной комплексной стратегии и структурно-инвестиционной политики на основе кластерного подхода;
- допустимо возможный уровень рисков, предусмотренных в структурно-инвестиционной политике.
К основным рискам при реализации кластерной политики могут быть отнесены следующие:
- замкнутый характер кластера;
- недостаточное участие частного бизнеса, мотивация которого обеспечивает долговечность партнерских отношений и формирует у кластера навыки быстрой реакции на изменения рынка;
- отсутствие четких стратегических задач деятельности кластера.
Процесс разработки и обоснования структурно-инвестиционной политики является трудно формализуемым, поскольку в настоящее время отсутствуют практические рекомендации по ее формированию, в связи с чем затрудняется и деятельность органов государственной власти в этом направлении. Однако представляется возможным представить этот процесс в обобщенном виде (рис. 1).
Исходя из схемы видно, что процесс разработки структурно-инвестиционной политики на основе кластерного подхода включает в себя два крупных блока:
1 блок обосновывает поставленные стратегические цели и направления региональной политики, формирует идеи кластеров;
2 блок демонстрирует механизм реализации структурно-инвестиционной политики на основе формирования кластеров.
В первый блок схемы включены четыре последовательных субблока, первый из которых отражает итоги обоснования направлений развития региональной экономики и преобразования ее структуры. Также происходит анализ предпосылок создания кластеров на основе приоритетов структурной политики региона.
Далее происходит формирование идеи кластера и отбор на основе конкурсной оценки конкретных инвестиционных проектов, предложений и инвесторов, удовлетворяющих целям структурной
политики и основывающихся на идее создания кластеров.
Затем анализируется потребность в инвестиционных и иных ресурсах, осуществляется оценка рисков от реализации кластерного проекта, разрабатывается план мероприятий.
Наконец, формируется система мониторинга хода исполнения проектов, отвечающих целях структурных преобразований.
Второй большой блок представленной схемы отражает процесс формирования механизмов реализации структурно-инвестиционной политики, основанной на кластерном подходе. В первом субблоке происходит поиск и отбор источников финансирования проектов, а также организуются условия на реализации отобранных проектов.
Далее происходит непосредственная реализация проектов, формирование кластерной инфраструктуры.
Завершающий блок включает в себя проведение мониторинга исполнения проекта в рамках кластерной программы и оценивается его эффективность в целях запланированных структурных преобразований. По его результатам формируется информационная база данных о ходе выполнения инвестиционных проектов на территории региона, а также база данных о потенциальных инвесторах.
Литература
1. Иваненко Л. В. Региональные кластеры и способы их выделения // Вестник Самарского государственного экономического факультета. 2007. № 1 (27). С. 48-52.
2. Тюнен И. Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике URL: https://vk.com/doc89821077_437049045-?hash=228808d4ba831931b7&dl=9263a272ca23a6213e
3. Маршалл А. Принципы экономической науки. URL: http://royallib.com/book/marshall_alfred/printsipi_-ekonomicheskoy_nauki.html
4. Шумпетер Й. Капитализм, Социализм и Демократия пер. с англ. / предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. М.: Экономика, 1995.
5. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2016.
6. Рисин И. Е. Государственное регулирование экономики: учебное пособие /колл. авторов ; под ред. И. Е. Рисина. М.: КНОРУС, 2014.
7. Рисин И. Е., Трещевский Ю. И. Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение: монография. М.: Издательство «Русайнс», 2015.
8. Рисин И. Е., Бородкина Е. В. Государственное управление процессами кластеризации социально-экономического пространства региона. Воронеж, 2011.
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
H. B. rAPEY3
11
References
1. Ivanenko L. V. Regional'nye klastery i sposoby ih vydeleniya [Regional clusters and the ways of their allocation] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomi-cheskogo fakul'teta. 2007. № 1 (27). S. 48-52.
2. Tyunen I. Izolirovannoe gosudarstvo v ego otno-shenii k sel'skomu hozyajstvu i nacional'noj ekonomike [Isolated State in relation to agriculture and the national economy] // URL: https://vk.com/doc898210-77_437049045?hash=228808d4ba831931b7&dl=9263a27 2ca23a6213e
3. Marshall A. Principy ekonomicheskoj nauki [The principles of economics] URL: http://royallib.com/book/-marshall_alfred/printsipi_ekonomicheskoy_nauki.html.
4. SHumpeter J. Kapitalizm, Socializm i Demokratiya [Capitalism, Socialism and Democracy]. Per. s angl. / Predisl. i obshch. red. V. S. Avtonomova. M.: Ekonomika, 1995.
5. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurenciya. Konku-rentnye preimushchestva stran [International competition. Competitive advantages of countries] M.: Al'pina Pablisher, 2016.
6. Risin I. E. Gosudarstvennoe regulirovanie ekono-miki: uchebnoe posobie [State regulation of the economy: the manual] / kollektiv avtorov; pod red. I. E. Risina. M.: KNORUS, 2014.
7. Risin I. E., Treshchevskij YU. I. Regional'naya klasternaya politika: konceptual'noe, metodicheskoe i in-strumental'noe obespechenie: monografiya [Regional cluster policy: conceptual, methodological and instrumental software: a monograph]. M.: Izdatel'stvo «Rusajns», 2015.
8. Risin I. E., Borodkina E. V. Gosudarstvennoe uprav-lenie processami klasterizacii social'no-ekonomicheskogo prostranstva regiona [Governance processes clustering of socio-economic space]. Voronezh, 2011.
St St St
CLUSTER APPROACH TO THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF STRUCTURAL AND INVESTMENT POLICY OF THE REGION
GARBUZ IRINA VLADIMIROVNA Southwest State University Kursk, the Russian Federation, e-mail; ira_parad@mail.ru
In this article suggests a procedure of the development of structural and investment policy in the region, based on the use of the cluster approach, which justifies the strategic goals and directions of regional policy, which allows to determine the mechanism of the phased implementation of structural and investment policy based on the formation of clusters based on the identification and validation of opportunities for participants corridor cluster. The process of development and validation of structural and investment policy is difficult to formalize, as there is currently there are no practical recommendations for its formation, and therefore the more difficult and the activities of public authorities in this direction. The author suggests a generalized diagram a process of development and implementation of structural and investment policy at the regional level. Implementation of structural and investment policy based on the cluster approach, contributes to the effective integration of intellectual and financial resources of the region. The development of clusters at the regional level contributes to structural and investment restructuring of the economy as a whole, strengthening foreign economic relations between the territories. Formation of the necessary analytical framework and holding of the measures on the information support of the implementation of cluster policy is the responsibility of local authorities, requiring the regulatory and practical mechanism for its implementation, which would take into account the interests of local self-government (which reflect interests of the population), the interests of potential investors, as well as the conditions for the development of territories. In the course of the study it was systematized basic concept of cluster theory, and analyzed foreign and domestic experience of formation of cluster structures. The author outlines the main advantages of the cluster approach in the implementation of structural and investment policy in the region, subject to the limitations and possibilities of the cluster members, as well as the analyzed the main and specific principles of development regional structural policy.
Key words: structural and investment policy; cluster; cluster policy
^ 11, № 11, 2016