УДК 159.9
ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ГРУПП СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ)
POTENTIAL OF URBAN SPACE AS A MEANS OF ART-THERAPEUTIC INFLUENCE (FROM WORK EXPERIENCE WITH THE GROUPS OF FAMILY LOGOPSYCHOTHERAPY)
В статье социокультурный потенциал городского пространства рассмотрен как средство арт-терапевтического воздействия на участников групп семейной логопсихотерапии (детей, подростков и взрослых, страдающих заиканием) в процессе социальной реабилитации. Описаны находящиеся в Таганроге произведения разных видов искусств: литературы, архитектуры, скульптуры, театрального, изобразительного искусства. Показано, что их восприятие способствует решению психотерапевтических задач, личностному преобразованию участников групп. Обобщены результаты работы с группами семейной логопсихотерапии, полученные вследствие использования синтеза искусств в восстановлении нарушенного речевого общения, воспитании и духовном развитии участников социореабилитации.
Ключевые слова: городское пространство; арт-терапевтическое воздействие; синтез искусств; семейная групповая логопсихотерапия; социальная реабилитация.
In the article the sociocultural potential of urban space is presented as the means of art-therapeutic work with the participants (children, adolescents and adults that stutter) of the groups on family logopsychotherapy in the process of the social rehabilitation. Different pieces of literary, architectural, sculptural, theatrical, fine arts that can be found in Taganrog are described. The article proves that through their perception psychotherapeutic problems are solved and personal growth of the participants is observed. It summarizes the experience in the groups on family logopsychotherapy - the result of using synthesis of arts in the work on speech disorders , educating and enhancing spiritual development of the participants in the process of social rehabilitation.
Keywords: urban space; art-therapeutic influence; arts synthesis; family group logopsychotherapy; social rehabilitation.
© 2021
А.Ю. Кругликова A.Yu. Kruglikova
Высшая цель, которой служит искусство, - способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили.
Р. Кент
Аура сменившихся эпох памятью хранится в каждом камне. Прошлое осталось у домов судьбами, сплетенными в орнамент.
Э. Алиева
Данная статья посвящена описанию того, как городское социокультурное пространство позволяет в процессе социальной реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих заиканием, реализовать один из методов терапевтического воздействия - систему семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой, выстроенную на основе методики Ю.Б. Некрасовой [1 ; 2]. Ключевой харак-
теристикой системы является семейно-и личностно-ориентированный подход, когда в группе активно работают не только заикающиеся разного возраста, но также их родители и родственники.
Среди разнообразных методов воздействия на участников логопсихотерапев-тических групп методы арт-терапии, понимаемой широко - как психологическое воздействие средствами искусства (литера-
туры, изобразительного, музыкального, кино- и видеоискусства) - занимают важное место [3]. Их применение находится в русле гуманистического направления в психологии и психотерапии, когда вектор воздействия обращен к духовному миру человека, запускает стремление к самоизменению, способствует достижению творческой адаптации, психологической устойчивости и личностной зрелости.
Таганрог - это сокровищница достопримечательностей, изобразительных и литературных ценностей, место исторических событий государственной важности. Это настоящий музей под открытым небом, сохраняющий уникальное культурно-историческое наследие [4]. Городское пространство Таганрога является средоточием многих искусств и оказывает сильное интегра-тивное арт-терапевтическое воздействие не только на подрастающее поколение, но и на взрослых. Его потенциалом было решено воспользоваться при работе групп семейной логопсихотерапии. Таганрог с его замечательной историей, архитектурой и памятными уголками помогает реализации логопсихотерапевтических задач.
С воздействием литературы участники таганрогских групп семейной лого-психотерапии встречаются еще на подготовительном этапе курса социальной реабилитации, осуществляемом посредством библиотерапии (метода лечения книгой). Каждый участник, а также его родители пишут эмоциональные отклики на предложенные руководителем художественные произведения. Среди обширного списка библиотерапевтических произведений, разработанного Ю.Б. Некрасовой, есть и чеховские рассказы - «Тоска» и «Шуточка» [1]. С них начинается восстановление полноценного речевого общения. Особый секрет воздействия этих произведений на участников во многом заключается в том, что писатель - наш земляк и его рассказы несут в себе неповторимый колорит прежней таганрогской жизни, который еще возможно почувствовать в отдельных уголках родного города. (До сих пор сохранились
дома, в которых жили прототипы героев чеховских рассказов.)
Последующая многодневная разнообразная логопсихотерапевтическая работа включает разные формы воздействия посредством художественной литературы: коммуникативно-речевой тренинг, групповые психотерапевтические беседы, упражнения в повседневном речевом общении с использованием литературных текстов мастеров художественного слова, театрализованные экзамены, дневниковые записи [2].
Оттачивание речевого мастерства происходит не только в условиях группы, но и вне ее - в частности, на экскурсиях по историческим местам Таганрога. В процессе подготовки к ним дети с родителями изучают краеведческие книги, путеводители, справочники по Таганрогу, организуют самостоятельный поиск интересных эпизодов из жизни А.П. Чехова, знакомятся с жизнью известных писателей, художников, чья жизнь так или иначе связана с Таганрогом (Н.И. Кукольника, И.Д. Василенко, К.Г. Паустовского, А.И. Куинджи, К.А. Савицкого) [5].
Экскурсия в городскую библиотеку имени А.П. Чехова знакомит с историей библиотеки, с участием Чехова в ее постройке (к чему он привлек своего давнего друга архитектора Ф.О. Шехтеля). В старинном книгохранилище библиотеки работает идеальное функциональное устройство размещения, хранения и подъема раритетных книг. Старейшую часть фонда составляют книги из личной библиотеки Чехова с автографами современных ему писателей. Антон Павлович часто посылал в библиотеку Таганрога толстые посылки с книгами. Последняя из них была отправлена за месяц до смерти писателя. На тот момент в библиотеке насчитывалось 2150 книг.
Во время путешествий по городу проводятся функциональные тренировки: публичные выступления с сообщениями об истории и достопримечательностях Таганрога, их обсуждение, ответы на вопросы. При этом в соответствии с полученными в группе «запасами прочности» отрабатываются освоенные речевые навыки: проверяется
качество овладения навыками публичного выступления и степень психологической устойчивости к внешним помехам для речевого общения (вниманию проходящих горожан, уличному шуму, внезапным остановкам, автомобильным сиренам) [5].
На наш взгляд, пока еще нигде в литературе не было подробно рассмотрено терапевтическое влияние архитектуры, но его по праву можно отнести к арт-терапевтическим методам. Архитектуру не зря называют застывшей музыкой. Она не только передает дух и культуру своего времени, вызывает чувство прекрасного, развивает эстетический вкус, но и пробуждает познавательный и художественный интерес, развивает фантазию, творчество. Архитектура может быть приравнена к историческому тексту с особым выразительным языком, с помощью которого город рассказывает нам о себе и людях. Города с их архитектурой подобны книгам - их нужно научиться читать.
Таганрог имеет уникальную архитектурно-градостроительную историю, изложенную в трудах отечественных исследователей русской архитектуры, а также в исторических и краеведческих публикациях. Еще в 1913 году искусствовед Г.К. Лу-комский писал: «Если бы в Таганроге научились ценить не только зодческие, но и вообще типично-бытовые и художественные детали минувшего - этот город мог бы стать музейно интересным...» [7, с. 155]. Здесь можно встретить образцы самых разных архитектурных стилей ХУ11-ХХ веков, прекрасные элементы старинных зданий (лепной орнамент, скульптурный декор, колонны, башенки, купола, фронтоны парадных подъездов, изразцы, мозаики, входные двери с изысканными ручками). Все это находится в обрамлении малых архитектурно-градостроительных форм: ажурных решеток ворот и оград, дворовых каменных колодцев, тротуаров, выложенных итальянской керамической плиткой, и пр.
Несмотря на то, что главная роль в градостроительстве принадлежит архитектуре, во многом облик города дополняет
скульптура. Очень поэтично высказался об этом французский скульптор Эмиль Бур-дель: «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививки дереву. Скульптура есть цветение архитектуры» [2]. Городская скульптура Таганрога уникальна и неповторима. Она не просто организует пространство, способствует его завершению, она напоминает об исторических событиях, о выдающихся людях, создает определенное настроение. За историю Таганрога здесь появились почти все известные виды городской пластики: памятники, статуи и бюсты, мемориальные доски, декоративная скульптура, обелиски, стелы и другие виды памятных знаков.
В Таганроге немало замечательных произведений монументальной скульптуры. Настоящая жемчужина города - это памятник Петру I работы прославленного скульптора М.М. Антокольского. Это один из лучших монументов России. Задуманный к 200-летию города, величественный памятник его основателю был торжественно открыт только спустя пять лет, 14 мая 1903 года. В наши дни памятник Петру I занимает именно то место, которое когда-то выбрал для него А.П. Чехов, - у моря, откуда открывается чудесный вид на бывшую гавань.
Великолепный памятник А.П. Чехову работы скульптора И.М. Рукавишникова был открыт 29 января 1960 года в честь 100-летнего юбилея писателя. Он украшает центр Красной площади перед аркадой гостиного двора постройки 40-х годов XIX века - еще одной достопримечательности Таганрога. Чехов запечатлен сидящим с книгой в руках, а его задумчивый взгляд устремлен в сторону улицы, на которой он родился и которая с 1904 года - года смерти писателя - носит его имя.
В память о посещении Таганрога А.С. Пушкиным в 1820 году на Пушкинской набережной, бывшей Воронцовской, у подножия старой Каменной лестницы в 1986 году установили монумент великому поэту (скульптор Г.В. Нерода). Здесь берег образует крутую излучину, некоторые кра-
еведы ассоциируют ее с Лукоморьем. «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том ...» - вступление к «Руслану и Людмиле» дети и взрослые не раз инсценировали не только в группе, но и у самого памятника, здесь же они исполняли стихи Пушкина. Один из участников пишет в своем дневнике: «Сегодня реализовал мое огромное желание последнего времени -читал стихи А.С. Пушкина возле его памятника. Я читал с огромным удовольствием, легкостью и ощущением полной свободы моего голоса. Очень понравилось читать стихи на море. Было ощущение, что море тоже внимательно слушает, как и ветер, который своими порывами выказывал свое отношение» (К.М., 29 лет).
В 2003 году на Банковской площади, на месте своего прежнего нахождения за оградой Александро-Невского Иерусалимского греческого мужского монастыря, был восстановлен памятник императору Александру I, умершему в Таганроге в 1825 году. Монумент был сооружен на средства его вдовы Елизаветы Алексеевны, семьи Романовых и пожертвования жителей Таганрога. Автор скульптуры - ректор Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге И.П. Мартос. (В 30-е годы ХХ века памятник Александру I был отправлен в переплавку.)
Синтез скульптуры и литературы представляют собой малые бронзовые скульптуры Таганрога, в которых запечатлены герои произведений А.П. Чехова: «Египетская пирамида» (цирковые животные из рассказа «Каштанка») у входа в городской парк; «Человек в футляре» у фасада Литературного музея А.П. Чехова, бывшей мужской гимназии; композиция «Толстый и тонкий» у входа в музей «Лавка Чеховых», скульптура «Роман с контрабасом» на набережной.
Арт-терапевтическое воздействие посредством восприятия изобразительного искусства, прежде всего живописи, в полной мере оказывается при посещении Таганрогского художественного музея. Музей вырос из бывшей картинной галереи, а она -
из отдела краеведческого музея, созданного по инициативе А.П. Чехова. По его просьбе в специальный отдел музея при участии И.Е. Репина стали поступать картины и этюды русских живописцев. В фондах есть и картины, пожертвованные А.П. Чеховым; в залах музея они отмечены особым знаком - аппликативным изображением пенсне в уголке рамы.
В богатейшей коллекции Художественного музея произведения русского (дореволюционного, советского, современного) и западноевропейского изобразительного искусства - живописи, декоративно-прикладного, народного искусства. В его экспозиции представлены поистине шедевры - первые в России портреты с натуры (парсуны) XVII века. Есть и портреты XVIII века - кисти Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. В музее широко представлена живопись XIX века: работы С.Ф. Щедрина, И.Е. Репина, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, К.А. Савицкого, А.К. Саврасова, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, В.И. Сурикова, В.Е. Маковского, К.А. Коровина, Ф.А. Малявина, В.А. Серова и других великих живописцев.
Посещение Художественного музея участниками групп способствует приобщению молодого поколения таганрожцев к изобразительному искусству, графике, салонной скульптуре, фарфору и фаянсу. Родителям же открываются богатые воспитательные возможности городской среды. Среди тех, кто прошел группы семейной логопсихотерапии в Таганроге, много талантливых детей и взрослых, владеющих изобразительными навыками. Они оставляют нам на память свидетельства своего таланта: атрибуты и пособия к театрализованным постановкам, эскизы оформления зала, чудесные рисунки-аранжировки. Но самое дорогое - это созданный в технике батик И.А. Колотило (педагогом по изодея-тельности из группы поддержки) по эскизу выпускника М.Ш. герб таганрогских групп семейной логопсихотерапии - чайка над морем в лучах восходящего солнца.
Искусство театра - важное арт-терапевтическое средство, вызывающее самые искренние и добрые чувства зрителей. Таганрогский ордена «Знак почета» театр имени А.П. Чехова, главный театр города, -один из старейших на юге России. Его прекрасное здание выстроено в 1866 году (арх. К. Лондерон и Н. Трусов) и является настоящим памятником зодчества. В отроческие годы театр посещал Антоша Чехов, а впоследствии на таганрогской сцене еще при жизни писателя были осуществлены постановки всех его пьес. В 1944 году театру было присвоено имя А.П. Чехова.
Прежде всего нас привлекали спектакли по художественным произведениям, уже знакомым по библиотерапии: по рассказу А.П. Чехова «Каштанка», по пьесе Б. Шоу «Пигмалион». Заинтересовала и постановка С. Гердта «Все начинается с детства.» о таганрогском периоде жизни Чехова. Сценическая речь актеров представляла настоящий образец речи, их общения как партнеров. В дневниковых записях читаем: «Вечером ходили в театр. Очень круто. Надо еще раз побывать. Убедился, что речь в театре необычная, не бытовая. Хочется верить, что наш "раскрепощенный" полный стиль произношения будет звучать так же. Хочется говорить еще лучше» (М.Р., 26 лет). Посещение театра становилось потребностью, приобщало к зрительской культуре, воспитывало художественный вкус.
Некоторые наши взрослые выпускники в бытность свою студентами входили в творческое объединение «Муза».
С актерами Молодежного театра Нонны Малыгиной руководители и участники групп подружились еще в 2001 году. Прекрасная постановка Л. Герша «Эти свободные бабочки» о судьбе незрячего молодого человека, отстаивающего свою самостоятельность, на протяжении многих лет была программным произведением для просмотра, обсуждения, групповой дискуссии. Посещение театра стало одной из форм логопсихотерапевтической работы. Возник взаимный интерес, и актеры Молодежного театра стали приходить в гости на
логопсихотерапевтические занятия, наблюдать театральные постановки, которые являются не только частью групповой работы, но и формой проведения еженедельных и выпускных экзаменов. В последующих беседах обсуждали выбор пьесы, репетиции, способы создания роли, подготовку к выступлению. Оказалось, что есть много общего в приемах постановки голоса, развития интонационной выразительности. Актеры дарили упражнения для тренировки голосовых и речевых возможностей. Свои впечатления «дети» передавали в дневниках:
«День запомнился тем, что к нам приезжали актеры. Они показывали рассказы Чехова. Было интересно. Мы у них брали автографы. А после актеров мы показывали «Демосфена». Я играл роль Страха, а потом рассказывал стихотворение. Актеры нас хвалили за выступление, в том числе и меня» (Ф.М., 11 лет);
«Сегодня приходили актеры и показали прекрасное выступление. Очень профессионально совмещали эмоции с текстом и движениями. Понравилось, как они друг друга чувствовали, подхватывали. Разговор с этими людьми показался еще более интересным и познавательным. Каждую мысль я пытался уловить и не потерять. Особо понравилась мысль: "Игра роли - это проявление частички тебя, в каждом из нас находится весь абсолютно набор эмоций, все из того, чтобы быть в этой жизни тем, кем мы хотим быть ". Эти слова были для меня наиболее интересными и емкими по смыслу. Суть в том, что в жизни мы играем роли, как мы их можем играть и менять, от этого зависит наш успех» (М.А., 25 лет).
Одна из выпускниц, Ю.Г., после завершения курса реабилитации стала участвовать в конкурсах чтецов, сначала школьных, потом городских, и не раз являлась в них победителем. В юношеском возрасте пришла в театр-клуб «Содружество артистов Дона», а уже через год-два исполняла ведущие роли. Играет в постановках по рассказам А.П. Чехова «Медведь» и «Пред-
ложение», участвует в спектакле «Цветы запоздалые», созданному также по чеховскому рассказу. Девушка регулярно приходит в группы, проводит речевые и голосовые упражнения, делится первыми секретами актерского мастерства.
Приведенные примеры показывают эффективность воздействия театрального искусства на личностное становление наших «детей», на их творческое раскрытие, на расширение речевых возможностей и дальнейшее их совершенствование, на способность выступать публично. Это подтверждает действие механизма гиперкомпенсации, за счет которого не только снимаются речевые запинки и психологические комплексы, но сама речь приобретает красоту звучания, богатство интонаций, логику мысли. У наших выпускников речь ярче и значительнее, чем у их сверстников. Такой результат демонстрирует эффективность процесса социальной реабилитации и восстановления нарушенного речевого общения по системе семейной групповой логопсихотерапии.
Обобщая формы и методы освоения городского пространства с его историческим и культурным наследием участниками таганрогских групп семейной логопсихоте-рапии, отметим, что лежащий в их основе синтез искусств отвечает базовым принципам семейной логопсихотерапии: «общечеловеческой значимости» процесса социоре-абилитации, сотворчества и диалогического взаимодействия. При грамотном использовании потенциала городской среды Таганрога возможно повысить эффективность процесса восстановления нарушенного речевого общения и мотивации его участников к преодолению речевых трудностей и творческому преобразованию личности.
На основании полученного опыта были сделаны выводы:
1) исторический и социокультурный потенциал Таганрога может быть признан
особым средством арт-терапевтического воздействия на личность ребенка и взрослого;
2) арт-терапевтическое воздействие городского пространства основано на синтезе искусств, представленных арт-объектами архитектуры, скульптуры, изобразительного и театрального искусства в их отнесенности к искусству слова;
3) использование городского пространства в целях социореабилитации лиц с нарушенным речевым общением позволяет решать не только логопсихотерапевтиче-ские задачи (закрепление освоенных речевых навыков и навыков публичного выступления в ситуациях подготовленного и спонтанного речевого общения), но и задачи познавательного развития, нравственного, патриотического воспитания, актуализации художественно-творческих способностей;
4) в результате использования городского пространства в процессе социореаби-литации пробуждается интерес к культуре, искусству, истории родного города, любовь к своей малой родине; происходит становление духовно-нравственных качеств личности;
5) эффективность арт-терапевтического воздействия зависит от грамотной организации мероприятий, включающих осмотр объектов искусства с последующим обсуждением, а также выбора наиболее адекватных форм и методов приобщения участников групп семейной логопсихотерапии к культурно-историческому наследию Таганрога;
6) организация целенаправленного арт-терапевтического воздействия посредством потенциала городского пространства способствует возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, активизации родителей к совместному с детьми и подростками развивающему и душеполезному досугу.
Таким образом, средовое пространство Таганрога способно оказывать не только развивающее, социализирующее, воспитательное, но и арт-терапевтическое воздействие.
* * *
1. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. М. : Смысл, 2006. 223 с.
2. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. М. ; СПб. : Нестор-История, 2011. 328 с.
3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2007. 256 с.
4. Киричек М.С. Музей под открытым небом. Таганрог : МП Стадников Р.Н., 2010. 230 с.
5. Кругликова А.Ю. Семейная групповая логопсихотерапия : учебное пособие / под ред. Н.Л. Карповой. СПб. : СПбНИИПиПВО, 2017. 421 с.
6. Филевский П.П. История города Таганрога. Таганрог : Лукоморье, 2007. 457 с.
7. Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 6, кн. 1. Искусство 20 века / под общ. ред. Б.В. Вей-марна и Ю.Д. Колпинского.М. : Искусство, 1965. 843 с.