Научная статья на тему 'Психологическое консультирование родителей в семейной групповой логопсихотерапии'

Психологическое консультирование родителей в семейной групповой логопсихотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

581
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная групповая логопсихотерапия / психологическое консультирование / возрастно-психологическое консультирование / родители дошкольников / family group logopsychotherapy / psychological counseling / age-psychological counseling / parents of preschoolers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кругликова А. Ю., Крымова Ю. В.

Статья посвящена описанию опыта психологического консультирования родителей, воспитывающих дошкольников с заиканием, в системе семейной групповой логопсихотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological counseling of parents in the family group logopsychotherapy

This article is devoted to the description of the experience of psychological counseling of parents raising preschoolers with stuttering in the system of family group logopsychotherapy.

Текст научной работы на тему «Психологическое консультирование родителей в семейной групповой логопсихотерапии»

Психологическое консультирование родителей в семейной групповой

логопсихотерапии

Кругликова А. Ю., Крымова Ю.В. (Таганрог) annkru@mail. ru

Аннотация. Статья посвящена описанию опыта психологического консультирования родителей, воспитывающих дошкольников с заиканием, в системе семейной групповой логопсихотерапии.

Ключевые слова: семейная групповая логопсихотерапия, психологическое консультирование, возрастно-психологическое консультирование, родители дошкольников.

Psychological counseling of parents in the family group logopsychotherapy

A.Y. Kruglikova, Y.V. Krymova (Taganrog)

Abstract. This article is devoted to the description of the experience of psychological counseling of parents raising preschoolers with stuttering in the system of family group logopsychotherapy.

Keywords: family group logopsychotherapy, psychological counseling, age-psychological counseling, parents of preschoolers.

В данной статье представлен опыт работы с семьями заикающихся дошкольников, получающих помощь по системе семейной групповой логопсихотерапии Н.Л. Карповой -модификации методики групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой в группе компенсирующей направленности МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» г. Таганрога [6]. Система семейной групповой логопсихотерапии выстраивается на основе принципа активного и непосредственного участия родителей и родственников заикающихся, в том числе дошкольников, на всех этапах процесса преодоления логоневроза. В связи с этим пространством реализации семейно-ориентированного подхода является не только группа детей, но и весь взросло-детский коллектив, включая педагогов и родителей.

Важной целью логопсихотерапевтической работы является создание психолого-педагогических условий для оптимизации детско-родительских отношений и семейной среды, актуализация ее ресурсов для поддержки ребенка, проработка у родителей невротических моделей семейного воспитания и формирование оптимального общения внутри семьи. Все это позволяет повышать родительскую компетентность и корректировать отношение родителей к ребенку и его речевому нарушению.

В семейной групповой логопсихотерапии традиционно реализуется такая форма работы, как психотерапевтическая беседа, она выполняет коммуникативную, диагностическую, информативную, лечебную функции. Цели психотерапевтической беседы: получение учебно-лечебной информации; формирование «саногенных» (оздоравливающих) психических состояний; тренировка коммуникативно-речевых навыков в соответствии с уровнем освоения полного стиля произношения. В работе дошкольных групп семейной логопсихотерапии данный вид бесед проводится только с родителями, реализуя ряд задач:

• побуждение родителей к проявлению отношений, установок, эмоциональных реакций и их обсуждение;

• создание условий для полного раскрытия родителями проблем в связи с заиканием у детей, их рефлексия;

• формирование норм диалогического общения;

• сплочение коллектива родителей для решения задач оказания помощи детям в логопсихокоррекционном процессе.

Тематика психотерапевтических бесед разнообразна и в основном касается причин, симптоматики и коррекции заикания, отношения родителей к речевому дефекту у ребенка, его влияния на течение заикания и его преодоление у детей. Анализ практики проведения бесед показывает, что довольно часто рассматриваемые темы актуализируют у родителей

дошкольников более глубокие проблемы, связанные с общим представлением родителей о семье, воспитывающей дошкольника, о семейных отношениях, семейном воспитании, воспитательных методах и стратегиях. В связи с этим возникает потребность в психологическом просвещении родителей и профилактике ошибочных воспитательных решений в общении с детьми, а также в поиске адекватных направлений, видов и форм просвещения.

В нашей практике семейной логопсихотерапии важной частью работы с родителями воспитанников выступает групповое и индивидуальное психологическое консультирование. Обособление данного вида работы в дошкольных группах правомерно, так как дошкольники не являются участниками психотерапевтических бесед. Это потребовало от специалистов изучения запросов родителей, разработки соответствующей тематики консультаций, подбора психолого-педагогической литературы для группового обсуждения. К настоящему времени в этой области имеется достаточно широкий опыт, требующий осмысления и обобщения.

Осуществляемое нами психологическое консультирование теоретически и методологически опирается на понимание семьи как системы и ее роли как активного участника в терапии пациентов с невротическими нарушениями, что было изучено Н.Л. Карповой, Ю.Б. Некрасовой, Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицким и др. [6, 8]. Технологически в основе консультирования семей лежат принципы и техники диалогического общения К. Роджерса, Р. Кочюнаса, В.В. Столина и др. [4]. Его содержание и направленность определяется спецификой возрастно-психологического (или психолого-педагогического) консультирования, поскольку такая работа с родителями неизменно поднимает пласт конкретных актуальных проблем психического развития детей дошкольного возраста, их воспитания и обучения (Г.В. Бурменская, А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова и др.) [1]. Именно этот аспект консультирования и является предметом рассмотрения в данной статье.

Общую направленность возрастно-психологического консультирования родителей, воспитывающих дошкольников с заиканием, составляет просвещение в области представлений о нормативном и нарушенном вариантах психического развития, знаний о возрастных психологических потребностях, особенностях отношений ребенка-дошкольника к взрослым и сверстникам, его воспитании в семье. Исходя из этого, реализация возрастно-психологического консультирования родителей конкретизируется в следующих подзадачах:

• ориентация родителей, ближайших родственников в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка дошкольного возраста;

• знакомство с особенностями дошкольников с заиканием;

• предупреждение вторичных психологических наслоений в структуре речевого дефекта;

• обсуждение вопросов семейного воспитания как диалога родителей и детей, выбора коммуникативных стратегий для оптимального семейного взаимодействия;

• поиск ответов на вопросы обучения детей, формирования их отношений с родителями и ближайшими родственниками (бабушки, дедушки, сиблинги), с детьми разного возраста в группе;

• анализ конкретных практик, методов и стратегий семейного воспитания, их влияния на развитие дошкольников и преодоление заикания.

В рамках возрастно-психологического консультирования опыт родителей, полученный ими на групповых консультациях, стимулирует их обращаться за индивидуальной консультативной помощью. В процессе индивидуального психологического консультирования помощь родителям оказывается точечно, адресно, исходя из особенностей того или иного ребенка и конкретной семейной ситуации.

Очень часто источником консультирования выступают жалобы родителей и их претензии к ребенку: «Он (она) не хочет делать то, что я требую, не слушается, выводит меня из себя, манипулирует мной, не общается с детьми» и т. п. Ключевой подход к их рассмотрению лежит в плоскости переключения внимания родителей на себя, свои чувства,

желания, на свое поведение. Понимание этого тяжело дается родителям. Они ищут простых решений и не хотят затрачиваться на самонаблюдение, самопознание и рефлексию. Тем не менее, получая именно подобный опыт, родители начинают чувствовать себя более компетентными, уверенными в общении с детьми.

Особенностью психологического консультирования становится не предложение специалистом готовых советов, а совместный поиск новых возможностей, исходя из семейной ситуации, поиск альтернативных методов и стратегий родительского поведения, поощряющего и стимулирующего диалог и сотрудничество с ребенком. Предлагается необходимый для этого инструмент: научиться слушать и слышать ребенка, понимать его чувства и потребности в данный момент, а также рефлексировать свои эмоциональные состояния. И только потом выбирать то или иное педагогическое решение.

Тематика консультаций определяется на основании анализа запросов родителей, среди которых выделяется ряд ключевых. Именно они от группы к группе служат базой планирования, получая свои вариации в зависимости от поступления новых родительских запросов. Приведем основной блок тем группового психологического консультирования: «Семья как система», «Потребности ребенка и развитие», «Модели семейного воспитания», «Воспитание в семье: две половинки целого» (о роли отца и матери), «Как на самом деле любить детей», «Почему ребенок не слушается», «Как дети воспитывают родителей» (о манипуляциях в семье), «Семейные конфликты: можно ли без них».

Темы воспитания в семье в принципе не имеют эффекта насыщения. В процессе работы мы часто возвращаемся к темам, которые ранее обсуждались с родителями. Поэтому в процессе дальнейших консультаций родителям для чтения предлагаются популярные произведения, среди которых:

• Януш Корчак «Как любить ребенка»;

• Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»;

• Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно»;

• Елена Николаева «Воспитание без манипулирования»;

• Росс Кэмпбелл «Как на самом деле любить детей»;

• Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили»;

• Роберт Кавалло, Антонио Панарезе «Не программируйте ребенка. Как наши слова влияют на судьбу детей» и др.

При обсуждении многих тем у родителей по ассоциации всплывают впечатления от библиотерапевтических произведений, прочитанных ими на пропедевтическом этапе семейной групповой логопсихотерапии. Особенно актуальны были сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», повесть А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи», рассказ Р. Бредбери «Вельд» и другие.

Дополнительную помощь в психологическом консультировании оказывает метод арт-терапии (проективное рисование). Его использование научно обосновано в работах Л.Д. Лебедевой, И.М. Никольской и др. [5, 7]. Для рисования родителям предлагаются темы: «Моя семья», «Мой ребенок», «Мама довольная и недовольная», «Я должна - я хочу», «Трудная ситуация с ребенком» и др. Иногда используется серийное рисование на протяжении всего периода работы. В контексте психологического консультирования проективное рисование дает родителям возможность присоединиться к собственным чувствам, исследовать их, выразить на символическом уровне свое понимание ситуации и впоследствии подойти к ее осмыслению.

Рисунки сразу анализируются в родительской группе, слово предоставляется как авторам, так и другим участникам, что позволяет получить объемное видение, проверить собственные осознавания, активнее вовлекаться в обсуждение темы. Включение рисунка в психологическое консультирование дает психологу возможность получать важную

диагностическую информацию о родителе как части семейной системы, о способах его семейной коммуникации. Творческий процесс обеспечивает социально приемлемый выход эмоциям тревоги, страха, гнева, снимает накал негативных психических состояний.

В последнее время наша консультативная практика пополнилась новым инструментом - МАК. Использование метафорических ассоциативных карт основано на механизме проекции и в настоящее время является распространенным средством психологической работы (Н.В. Буравцова, Н.В. Дмитриева, Г.Б. Кац, Е.А. Мухаматулина и др.) [2, 3]. Карты предоставляют возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, в том числе детско-родительских, посредством образов, метафор. По сути, карты являются стимулом, вызывающим поток ассоциаций, содержащих информацию о переживаниях родителя, связанных с опытом воспитания детей.

Метафорические ассоциативные карты в консультировании - это инструмент, с помощью которого можно подтолкнуть родителей к откровенному разговору о себе и своих проблемах. Специально созданный нами набор МАК («Окна в мир»), в основе которого живописные произведения отечественных художников детской тематики, создает в групповом консультировании условия для погружения родителей в процесс самоисследования, позитивно влияет на повышение их педагогической компетентности, способствует рефлексии чувств, состояний, вызванных художественными образами, связанных с собственным детским опытом. Творческая переработка собственного детского опыта, непродуктивного опыта взаимодействия с детьми в настоящем гармонизирует детско-родительские отношения и семейное воспитание в целом.

Анализ представленного нами опыта позволяет конкретизировать принципы психологического консультирования родителей в дошкольных группах семейной логопсихотерапии: 1) создание атмосферы, способствующей выражению эмоций и чувств родителей, снятию негативных психических состояний, психологическая поддержка; 2) установление контакта с равноправием позиций; построение диалога с признанием права на сопротивление; 3) безоценочное, доброжелательное и поддерживающее отношение к группе и каждому участнику; 4) предоставление родителям активной роли, включающей право на собственные мнения, позиции, интерпретации, жизненные стратегии в построении отношений; 5) направленность на конкретизацию ситуаций и поиск решений, помогающих развитию детей и преодолению у них заикания; 6) использование проективных техник для стимуляции доверительного диалогического общения; 7) конфиденциальность.

Таким образом, организация психологического консультирования родителей, воспитывающих дошкольников с заиканием, способствует организации конструктивного диалогического общения в семье, гармонизации детско-родительских отношений. Это позволяет создавать в семье условия для эффективного преодоления заикания у дошкольников в процессе семейной групповой логопсихотерапии.

Литература

1. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование (Проблемы психического развития детей) / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд. МГУ, 1990. - 136 с.

2. Дмитриева, Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии / Н.В. Дмитриева, Н.В. Буравцова. - Новосибирск: НИКП, 2015. - 226 с.

3. Кац Г.Б, Мухаматулина, Е.А. Метафорические карты: руководство для психолога / Г.Б. Кац, Е.А. Мухаматулина. - М.: Генезис, 2014. - 168 с.

4. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.

5. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.

6. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. -М.; СПб.: Нестор-История, 2011. - 328 с.

7. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2003. - 752 с.

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий; под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.