УДК 615.851.82:028
БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
(НА ПРИМЕРЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ)
BOOK THERAPY AS A MEANS FOR FORMING READING INTERESTS OF A MODERN STUDENT (AS EXEMPLIFIED IN THE FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY)
© 2021
Н.Л. Карпова, А.Д. Яковистенко N.L. Karpova, A.D. Yakovistenko
Библиотерапия - лечение направленным чтением - является одним из эффективных методов работы с книгой, который воспитывает читателя, вызывает интерес к тексту. В 1980-е годы метод библиотерапии был адаптирован для лечения логоневроза (заикания). В системе семейной групповой логопсихотерапии данный метод применяется на всех этапах преодоления логоневроза и содействует возрождению интереса школьников и их родителей к семейному чтению, развивает рефлексию и способствует профилактике и преодолению трудностей межличностных отношений в семье.
Ключевые слова: библиотерапия; семейная групповая логопсихотерапия; читательские интересы современных школьников.
Book therapy - treatment by means of direct reading - is one of the effective methods of working with a book that educates the reader and arouses interest towards fiction. In the 1980s the method of book therapy was adapted for the treatment of logoneurosis (stuttering). In the system of family group logopsychotherapy this method is used at all stages of overcoming logoneurosis and contributes to encouraging students and their parents to get back to family reading, develops reflection and helps prevent and overcome the difficulties of interpersonal relationships in the family.
Keywords: book therapy; family group logopsychotherapy; reading interests of modern students.
Угасание у всех слоев населения интереса к чтению книг, равно как и падение общей грамотности, тревожит педагогическую общественность не только в России [1]. Это явление с конца ХХ века отмечается во всех странах мира, о чем говорят международные исследования PIRLS и PISA. В плане решения данной проблемы значимы разные формы и методы, исследования специалистов разных областей науки и практики, в частности психологии и психотерапии. Один из эффективных методов работы с книгой, который воспитывает читателя, вызывает интерес к тексту, помогая «заглянуть в глубь строки», - библиотерапия, то есть лечение направленным чтением.
О методе библиотерапии
Библиотерапия - разновидность психотерапии, использующая художественную литературу как одну из форм лечения словом.
Понятие «библиотерапия» в начале ХХ века ввел священник С. Крозерс (США),
его последователи - А. МакКарти Хайнс, Р.Д. Рубин - разрабатывали научные основы применения данного метода. В разных странах Европы и Америки в XIX-XX веках можно найти материалы о применении «врачующей книги», а в последние десятилетия созданы объединения и ассоциации библиоспециалистов.
В России научное обоснование и развитие библиотерапии в XIX-XX веках связано с именами И.Е. Дядьковского, Л.С. Выготского, Н.А. Рубакина, И.З. Вельвовского, А.М. Миллер. Особо отметим, что в 1916 году русский писатель, библиограф и просветитель Н.А. Рубакин в Женевском педагогическом институте Ж.-Ж. Руссо основал новое направление в науке, находящееся на стыке психологии и литературоведения, - библио-психологию [2]. А.М. Миллер и И.З. Ве-львовский в начале 1970-х годов выдвинули принципы подбора «лечебных книг»: содержание должно быть адекватно основным
группам заболеваний с учетом их нозологии; книга должна отвечать характеру психотрав-мирующей ситуации; герой должен быть «по плечу» пациенту. Были обозначены основные функции библиотерапии: психотерапевтическая, диагностическая, коммуникативная, проективная, моделирующая. Показано, что данный метод можно применяться как в индивидуальных, так и в групповых формах [3].
Выделяются общие и специфические черты в использовании терапевтического потенциала художественного текста, что показано, например, в коллективной статье «Библиотерапия в России, Польше, США» [4].
Специалисты, работающие в области библиотерапии, отмечают ее неспецифическую и специфическую направленность. Неспецифическая библиотерапия предполагает стимуляцию терапевтических процессов успокоения, удовольствия, уверенности, удовлетворения, высокой активности, общего развития личности. Специфическая библиотерапия характеризуется направленностью на строго определенные психологические процессы (контроль, эмоциональную переработку, тренировку, разрешение конфликта и т.д.), на конкретные нарушения, личностные особенности, трудности. Как подчеркивал в книге «Слово как физиологический и лечебный фактор» один из корифеев отечественной психологии К.И. Платонов, слово отражает, заменяет и обобщает смысловое значение конкретных раздражителей внешней и внутренней среды и является важным средством купирования болезненных процессов. При этом в плане лечебного действия слова большое значение придается его смысловому содержанию [5].
Авторы одной из первых больших монографий по библиотерапии, изданных в нашей стране [6], на основе анализа многих публикаций делали вывод, что механизм лечебного воздействия чтения состоит в том, что те или иные восприятия и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, вызванные книгой, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства
или направляют их по новому руслу, к новым целям.
В настоящее время активно развивается такое направление библиотерапии, как сказкотерапия [7].
Библиотерапия в семейной групповой логопсихотерапии
В 1980-е годы метод библиотерапии был адаптирован для лечения тяжелых случаев логоневроза (заикания) ученицей А.М. Миллер и И.З. Вельвовского - логопедом и психологом Ю.Б. Некрасовой [8 ; 9]. Специально для заикающихся подростков и взрослых была создана личностно-ориенти-рованная система подбора книг для чтения и анализа, найдены новые приемы обучения работе с книгой. С конца 1980-х годов данная система развивается в направлении семейной групповой логопсихотерапии [10 ; 11].
В школе Ю.Б. Некрасовой заикание понимается как сложное напряженное психофизиологическое состояние, которое выражается в нарушениях темпа, ритма и плавности речи и проявляется в ситуациях значимого речевого общения на фоне отрицательных эмоциональных состояний, что с неизбежностью ведет к деформации личности заикающегося [10, с. 183]. Большинство наших пациентов уже многократно и безуспешно лечились, многие из них утрачивают веру в выздоровление. Но исследование индивидуальных психологических черт показывает наличие у них неординарных способностей, скрытых эмоциональных и энергетических ресурсов. Поэтому основным психологическим механизмом воздействия в процессе социореа-билитации служит выявление и формирование положительных психических состояний с целью перевода их в устойчивые новообразования личности. В этом помогает метод библиотерапии, который используется на всех этапах логопсихотерапии.
Система семейной групповой логопси-хотерапии включает 4 основных этапа: I - пропедевтический (диагностический) -длится не менее 3-6 месяцев и проходит в форме индивидуальной переписки лого-
психотерапевта с заикающимися и членами их семей; II - сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, где за 1,5 часа «снимается» симптомокомплекс заикания; Ш - активная семейная групповая логопси-хотерапия (3-5 недель ежедневных 7-8-часовых занятий); IV - контрольно-поддерживающая семейная групповая логопсихоте-рапия (2 недели ежедневных 7-8-часовых занятий через 5-6 месяцев после Ш этапа).
Отметим, что наши группы разновозрастные: в их составе заикающиеся от 7 до 45 лет (обычно 7-12 человек) - учащиеся (включая младших школьников), а также их родители и родственники, которые максимально включены в активную работу на каждом этапе социореабилитации, поскольку глубокое мотивационно-личностное «погружение» в лечение членов семей пациентов является важнейшим условием действительного выхода из логоневроза как системного нарушения не только речи, общения, но и личности [10].
В системе семейной групповой лого-психотерапии библиотерапия представлена в индивидуальной и групповой формах: на I этапе - в индивидуальной, на II - в индивидуально-групповой, на III и IV -в групповой форме [10-12].
Библиотерапия в нашей системе со-циоребилитации выполняет образовательную, воспитательную, общекультурную и терапевтическую функции, помогая и развитию творческого воображения всех участников, и излечению заикающихся, и сплачиванию семьи в преодолении недуга. На разных этапах лечения ее функции различаются.
Библиотерапия в работе с современным школьником
Библиотерапевтические задания заикающиеся и их родственники получают уже на первом - пропедевтическом - этапе в рамках разработанной Ю.Б. Некрасовой динамической психотерапевтической диагностики [8 ; 9]. Эта нетрадиционная творческая диагностика последовательно сочетает в себе психологические тесты с чтением
специально подобранных художественных текстов.
На подготовительном этапе испытуемый и его родственники прочитывают более 20 художественных произведений не из школьной программы (сказки Г.Х. Андерсена; рассказы А.П. Чехова, И.С. Тургенева, Р. Бредбери; пьесу Б. Шоу «Пигмалион»; повести А. Маршалла, П. Вежинова, Э. Портер и др.) и дают их письменный анализ в свободной форме, что не травмирует заикающихся. (Естественно, для младших школьников подбор литературы иной: также сказки Г.Х. Андерсена, «Волшебник Изумрудного города» Н. Волкова, рассказы А. Гайдара и др.) Специально подобранные «врачующие книги» делают процесс подготовки к групповой работе интересной и оказывают терапевтическое воздействие на самоосознание и самоотношение заикающихся и их родственников, вызывая целый комплекс саногенных (оздоравли-вающих, по Ю.М. Орлову) состояний. Яркий художественный образ дает невротической личности уникальную возможность свободного отождествления и самопроектирования -происходит переосмысление привычных взглядов, установок и ценностных отношений.
Углубленное самопознание в ходе нетрадиционной диагностики приводит пациентов к следующим выводам:
- «Я чувствую себя "гадким утенком", потому что в школе, когда меня вызывают к доске, я ничего не могу ответить и волнуюсь. Я бы тоже хотел стать белым лебедем и говорить чисто. Но для этого нужно стараться, терпеть и выполнять все задания. Я написал очень мало, но в голове у меня много мыслей, но я не могу их описать так, как делают старшие ребята. Если я буду в дальнейшем общаться, я раскрою свои мысли» (С.И., 11 лет);
- «В своем произведении автор хотел сказать, что есть люди, которых, например, называют гадкими утятами из-за того, что они не похожи на других, но они не плохие» (С.Л., 12 лет);
- «Я, наверное, поняла, почему вы дали прочитать рассказ А.П. Чехова "Тоска".
Человеку, который заикается, так же трудно в общении с людьми, как и Ионе» (В.И., 17 лет).
Основные цели диагностического этапа - не только уточнить диагноз, поставленный заикающемуся логопедами и врачами, но и выявить компенсаторный фонд его личности, оценить степень психологической готовности к преодолению недуга, изучить особенности влияния дефекта на психику, семейную атмосферу пациента и готовность его ближайшего окружения к включению в процесс предстоящего лечения.
С помощью метода библиотерапии еще задолго до начала активного этапа процесса социореабилитации пациент представляет себя незаикающимся, у него формируются состояние «выжидательного внимания» (по В.М. Бехтереву), установка на выздоровление и готовность к определенной активности (по Д.Н. Узнадзе), что опосредованно отражается в письменных работах:
- «Яблоня - это как бы я сам. Я заикаюсь, и мне кажется, что все окружающие меня люди, дети смеются надо мной, показывают на меня пальцем. Вот видите, он какой. Если ко мне все будут относиться с пониманием и добротой, то я буду здоровым, как яблонька в сказке» (Б.И., 9 лет);
- «...Над Яблонькой смеялись, но, несмотря ни на что, она тянулась вверх и исправляла свою проблему» (И.А., 11 лет);
- «Меня восхищает в Алане то, что он никогда не терял интереса к жизни, к людям, к событиям. Несмотря на свою болезнь, он добился исполнения своей мечты и стал писателем» (Б.С., 15 лет);
- «Мне хотелось бы, чтобы многие люди умели радоваться жизни так же, как Полианна, несмотря ни на что» (А.У., 15 лет).
Родители в отзывах на произведения пишут о себе и о том, как идет эта работа у ребенка:
- «Мы с сыном вместе выполняем задания по подготовке к работе в группе... А в отзывах на художественные произве-
дения делимся своими впечатлениями... Честно скажу, не все дается легко. Но мы стараемся. Сыну нравится тестовая часть, с литературной я ему помогаю. В произведениях порой не все ему понятно и интересно, но он слушает и выполняет. Длинные тексты читаем частями...» (мама 10-летнего И.З.);
- «И мне нелегко писать отзывы о прочитанном, но не хочу подводить дочь, стараюсь, как и она, чтобы лучше подготовиться к работе в группе» (папа 14-летней А.М.).
В конце подготовительного диагностического этапа руководители групп получают богатейшую палитру отзывов о прочитанном, что позволяет составить «портрет неповторимости» пациента (по Ю.Б. Некрасовой) и «портрет неповторимости» всей семьи. Именно в отзывах на библиотерапев-тические произведения мы находим для каждого пациента слова, с помощью которых на II этапе, во время сеанса эмоционально-стрессовой терапии, происходит «снятие заикания».
Отметим, что педагоги и психологи рассматривают работу с книгой, прежде всего, как обучение пониманию ее содержания, метод же библиотерапии в работе с заикающимися и их родственниками предполагает непривычный подход к тексту. Всем участникам предлагаются специально подобранные книги - сначала небольшие рассказы и сказки, потом произведения большей сложности, на которые требуется дать отзыв в свободной форме. Каждое произведение дается в особой «связке» с психологическими тестами и опросниками, что также повышает интерес к чтению и формирует более внимательное отношение к художественному слову.
Процесс познания нового и самопознания в общении с книгой, в данном случае с «книгой врачующей», сложен и труден. Поначалу, читая предложенное в очередном задании художественное произведение, наш пациент и его родители и родственники испытывает не только удивление от необычного начала лечения, но порой - раздражение
и недоумение, а у кого-то может быть активное нежелание писать о прочитанном «сочинение». Некоторые называют свои работы «отзывами», кто-то «анализом», «впечатлением», «эссе», а кто-то просто пишет заголовок произведения, не называя даже автора... Но сначала пациентов и членов его ближайшего окружения приглашают «заглянуть в глубь строки» небольших художественных произведений, отражающих мысли и поступки героев, а затем библиотерапия зовет каждого «заглянуть» и в собственные сомнения, и «в глубь себя». Это делается с определенной целью - натолкнуть пациентов на выявление, осознание и раскрытие внутренних ресурсов, реконструировать мотивационную сферу участников социоре-абилитационного процесса, зарядить их оптимизмом, а также посеять и взрастить «зерно нового Я» в душе каждого.
Более того, в процессе библиотерапии у многих пациентов происходит рождение, закрепление и развитие читательского таланта. Подводя итоги подготовительного этапа, в отзывах мы читаем слова благодарности и от пациентов, и от их родственников за приглашение к такому необычному лечению:
- «Если бы не ваши задания, мы никогда бы не прочитали столько интересных и нужных книг! Спасибо за это! Ждем начала работы в группе» (мама 13-летнего А.Ш.);
- «Благодаря подготовительному этапу я ближе познакомился с методикой, прочитал много интересных книг. Некоторый мне не понравились, но большинство меня все же вдохновило. Особенно запомнилось произведение "Барьер" П. Вежинова. Я часто думаю о главном герое, который не смог преодолеть свою недоверчивость... Очень хочется и мне избавиться от этого чувства и полностью поверить в светлое, яркое и свободное будущее» (А.Т., 15 лет);
- «Никогда еще мы с внуком так вместе не вырастали, как при подготовке к группе, читая предложенные книги» (дедушка 8-летнего А.К.).
Применяемая в логопсихотерапии методика библиотерапии - пример «много-
слойного» и многообразного психотерапевтического общения средствами литературы. Прежде всего, это общение с текстом книги; через ее содержание - общение с автором; в ходе чтения, осмысления прочитанного и написания отзыва - общение с самим собой; общение по поводу прочитанного в кругу семьи; опосредованное «лечебной книгой» через письменные отзывы на прочитанное - общение пациента с ло-гопсихотерапевтом.
Самораскрытие - не единственный психотерапевтический момент в рамках библиотерапевтического процесса. Не менее важен традиционный эффект «снабжения» больного рядом положительных исцеляющих состояний (успокоение, удовольствие, чувство уверенности в себе, повышение психической активности и др.), возникающих у него в ходе глубокого вчув-ствования, понимания произведения, идентификации с героями и их переживаниями.
На III и IV этапах активной групповой логопсихотерапии библиотерапия используется в групповой форме. Так, в одной из групп на занятии по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» наиболее значимыми темами стали жизнь в обществе индивида с особенностями развития и проблемы детско-родительских отношений. Занятие по роману Э. Портер «Поллианна» привело к обсуждению проблемы преодоления заикания и взаимоотношения заикающейся личности с ближайшим окружением и обществом в целом, особо - взаимоотношения детей и взрослых.
Опыт библиотерапии в группах семейной логопсихотерапии был использован при создании Клуба семейного чтения в одной из московских общеобразовательных школ [13]. Работа Клуба включала проведение групповых и индивидуальных занятий с его членами (учащимися 1-7-х классов и их семьями), а также исследование проблем семейного чтения.
Всем участникам были последовательно предложены для прочтения, написания отзыва и последующего группового
обсуждения пять литературных произведений из уже многократно проверенного списка логопсихотерапии: сказка «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена, повесть «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла, рассказ «Рыжая» И. Хургиной, сказка «Яблоня» Н. Уманской, роман «Поллианна» Э. Портер (их тематика связана с вопросами дет-ско-родительских отношений, проблемами преодоления сложных ситуаций, а также нравственными аспектами выбора жизненной позиции).
На знакомство с каждым художественным текстом и написание письменного отзыва отводилось 2-3 недели. После индивидуальной работы психолога с каждым отзывом были организованы встречи членов Клуба (с периодичностью, как правило, раз в месяц), целью которых являлась библиотерапевтическая работа - групповое обсуждение прочитанного и дискуссия по центральным темам, освещенным в отзывах. Дополнительно проводилась психологическая диагностика детско-родительских отношений (опросники заполняли члены семей и дети, достигшие 10-летнего возраста; полученные данные разглашению не подлежали).
Итогом работы Клуба семейного чтения стало: 1) поддержание интереса к се-
мейному чтению, побуждение членов семьи к проведению совместного читательского досуга; 2) формирование основных механизмов дистанционного взаимодействия с членами клуба путем использования компьютерных технологий; 3) отработка индивидуальной и групповой форм работы в рамках читательского клуба.
Еще раз подчеркнем, что библиотера-певтический метод обладает большим потенциалом, поскольку позволяет использовать работу с литературными произведениями не только в целях диагностики и терапии. Использование библиотерапии в семейной групповой логопсихотерапии и при работе со школьниками и их родителями содействует возрождению интереса к семейному чтению как таковому, развивает рефлексию и способствует профилактике и преодолению трудностей межличностных отношений в семье и в обществе в целом.
Результаты работы уже более 110 разновозрастных и детсадовских групп семейной логопсихотерапии в Москве, Владивостоке, Таганроге, Самаре и Самарской области, Саратове и Екатеринбурге убеждают, что библиотерапия также является одной из действенных технологий научения работе с книгой, приобщения к чтению читателей разного возраста.
* * *
1. Цукерман Г.А. Читательская грамотность российских учащихся // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия / под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. С. 412-420.
2. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги (Краткое введение в библиологическую психологию). 2-е изд. М. : Книга, 1977. 264 с.
3. Миллер А.М., Вельвовский И.З. Библиотерапия в системе психотерапии // Вопросы психотерапии. Вып. 3. М. : [б. и.], 1973. С. 62-66.
4. Библиотерапия в России, Польше, США / Н.Л. Карпова [и др.] // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 136-145.
5. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор : Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И.П. Павлова. 3-е изд., с некоторыми доп. и изм. М. : Медгиз, 1962.532 с.
6. Библиопсихология и библиотерапия / ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. М. : РШБА, 2005. 480 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2010. 310 с.
8. Некрасова Ю.Б. Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся // Психотерапия в дефектологии : книга для учителя / сост. Н.П. Вайзман. М. : Просвещение, 1992. С. 25-38.
9. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. М. : Смысл, 2006. 223 с.
10. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : учебное пособие. М. : МПСИ : Флинта, 1997. 158 с.; 2-е изд. испр. и доп. М. : МПСИ : Флинта, 2003. 200 с.
11. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб. : Нестор-История, 2011. 326 с.
12. Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 70-82.
13. Карпова Н.Л., Кисельникова Н.В., Голзицкая А.А. Психотерапевтическое общение средствами литературы // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 4-6. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения / под ред. акад. РАН и РАО, председателя Научного совета по проблемам чтения В.А. Лекторского, д-ра. пед. наук, проф. Ю.П. Мелентьевой. М. : Канон +, 2012. С. 40-48.