УДК 783:37.034
Н. Н. Жаднова, Е. В. Бакшаева
ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема выявления и обоснования потенциала духовной музыки в нравственном воспитании детей. Особое внимание уделяется проблемам формирования нравственных качеств личности посредством использования отечественных традиций церковного хорового искусства, а также исследованию вопросов использования церковного певческого искусства в качестве средства нравственного воспитания детей.
Являясь важной частью русской духовной культуры, шедевры православного искусства представляют собой неисчерпаемую сокровищницу духовных ценностей. Как и все церковное искусство, музыка, звучащая в храме, содержит в себе мощный воспитательный потенциал. Вместе с архитектурой, иконописью и убранством храма она способствует душевному успокоению, вызывает благоговейные чувства, воздействуя одновременно на все органы чувств человека, его разум и волю. Будучи обращенной к внутреннему миру человека, церковное хоровое искусство формирует его эстетические и нравственные чувства, способность воспринимать мир в гармонии, что со временем преобразуется в убеждения и становится частью мировоззрения человека. Все эти особенности, присущие духовной музыке, натолкнули российских педагогов на мысль о возможности ее использования в формировании нравственных чувств, сознания и воспитании детей.
Ключевые слова: нравственное воспитание детей, российская педагогическая мысль, древнерусская культура, церковное хоровое искусство, духовная музыка.
Актуальность исследуемой проблемы. Являясь одним из элементов национального музыкального наследия, духовная музыка представляет собой неповторимый, уникальный тип музыкальной культуры. Это вполне самодостаточная традиционная «корневая» ветвь российской музыкальной культуры, имеющая конкретно-исторический характер, включающая в себя всю жанрово-видовую палитру песнопений на тексты религиозного содержания, независимо от места их исполнения: в храме, в концертном зале или в быту. Русская духовная музыка является подлинным средоточием общественной этики и нравственных заповедей, выступает центром духовных смыслов, этнической психологии,
© Жаднова Н. Н., Бакшаева Е. В., 2018
Жаднова Надежда Николаевна - старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: nadzhad@yandex.ru
Бакшаева Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: lenabakshaeva14@gmail.com
Статья поступила в редакцию 26.02.2018
воссоединяющим национальные чувства и настроения, интересы и традиции, воплощенные в словесных и музыкальных текстах. Представляя специфическую национально-художественную форму отражения действительности, являясь синтезом религии и искусства, духовная музыка во все времена служила средством эстетического и нравственного воспитания. Ее изначальная обращенность к человеческой душе, отражение высоты религиозных нравственных заповедей, красоты таинств и обрядов - все эти особенности музыки как части христианской культуры обладают огромной созидательной силой, поэтому она является тем пластом музыкального творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач.
Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ философской, исторической, психологической, педагогической, культурологической, музыковедческой литературы по теме исследования, архивных материалов, работ о русском церковном пении и православной духовной музыке. В процессе исследования были использованы: теоретические, эмпирические, общенаучные и специфические методы историко-педагоги-ческого исследования.
Результаты исследований и их обсуждение. В ходе своего исторического развития любой народ стремится сохранить собственные традиции, обогащая и накапливая их для передачи последующим поколениям. Таким образом традиционная культура постоянно накапливается, сохраняется и получает форму своего существования в виде достояния общества. Серьезным аргументом в пользу сохранения традиционной народной культуры является ее непреходящая педагогическая ценность. Непосредственно в деятельности (индивидуальной и коллективной) происходит воспитание трудолюбия и художественного вкуса, смекалки и творческой фантазии, эстетики и нравственности. Эти ценностные ориентиры на всю жизнь создают основу для самосовершенствования и самореализации человека. Этим обусловлено духовно-нравственное состояние современного общества [5].
Нужно подчеркнуть, что в каждом обществе складываются собственные традиции, обусловленные его особенностями и историческим развитием. До принятия христианской религии в древнерусском государстве сложилась традиция воспитания детей в соответствии с языческим мироощущением древних славян. Важнейшее воспитательное значение в те далекие времена несли обряды и ритуалы, позволяющие передавать опыт предшествующих поколений и формирующие такие качества, как послушание, трудолюбие, честность [16]. Передавая детям навыки ремесленного и земледельческого труда, обучая их военному делу, наши предки воспитывали их в традициях первобытнообщинной эпохи: вовлекали детей смолоду в разнообразные области деятельности, разделяя воспитание мальчиков и девочек. Эволюция социально-экономических процессов внутри общины постепенно приводила к вычленению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки, вследствие которого воспитание детей продолжало осуществляться прежде всего в семье. Как в родовой общине, так и в семье нравственным воспитанием занимались согласно языческим традициям, приучая детей к совершению обрядов, поклонению идолам, подчинению старшим [18].
Большую роль в нравственном воспитании детей у наших предков играло богатое устное народное творчество: сказки, притчи, прибаутки, пословицы, былины и песни. От поколения к поколению они передавались из уст в уста, прививая детям любовь к Родине, бережное отношение к природе, уважение к людям, ненависть к врагам [1]. Историк и писатель Н. М. Карамзин, например, указывает на такие нравственные черты древних славян, как добродушие, гостеприимство, брачное целомудрие [7]. Также он отмечает му-
зыкальность наших предков, умевших восторгаться воздействием изящных искусств и считавших музыку главным услаждением их жизни. Уже в VI в. древние славяне удивляли другие племена тем, что брали с собой в дорогу не оружие, а гусли и кифары, которые сами и изобрели [6]. На достаточно высокий уровень древнерусской культуры указывает и тот факт, что ни одно событие древних славян не обходилось без музыкального сопровождения. Особенно это касается народных песен, которые были разнообразными в жанровом отношении и отличались по характеру, происхождению и функции в жизни народа. Их исполнение характеризовалось бережным отношением к слову, в котором отражались душевное богатство народа, глубина переживаний и раздумий о жизни, о чем справедливо высказывается исследователь истории хорового искусства К. Ф. Никольская-Береговская. Она отмечает, что в народной среде постепенно складывались самобытные традиции певческого искусства и стиль исполнения народных песен, которые в дальнейшем станут основой церковной школы хорового пения [12]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что к моменту крещения Руси у древних славян сложилась устойчивая традиция воспитания детей средствами устного народного творчества, в том числе и музыкальной ее составляющей.
Вместе с крещением Киевская Русь перенимает византийскую педагогическую систему, отличавшуюся религиозностью, а также высокой культурой традиционного домашнего воспитания детей [13]. Достигшие высокого уровня развития, домашние формы обучения и воспитания для основной массы населения являлись наилучшим способом получения начального христианского образования. В простонародных семьях дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки: отцы передавали сыновьям знания определенного ремесла, матери дочерям - навыки домоводства. В состоятельных и знатных семьях дети обучались грамоте и получали книжное образование. Самым важным источником образования являлось чтение книг - детям рекомендовалось как можно больше читать. В Византийской империи все желающие учиться могли посещать школы, в обучении которых использовались традиционные для того времени античные учебные тексты, дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. Программа учебных заведений представляла вариант семи свободных искусств, претерпевших трансформацию, где музыкальное искусство ограничивалось церковным пением [4].
Педагогическая мысль Византии была представлена известными христианскими идеологами Востока того времени, проповедовавшими общечеловеческие нравственные заповеди - любовь к людям, равенство, справедливость. Они утверждали нераздельность умственного и духовного воспитания, главным при становлении личности считали нравственно-религиозное воспитание, которое ставили на первое место. Они считали, что самое божественное в человеке - свобода воли и нравственность, а совершенство достигается путем преодоления зла и воспитания нравственных качеств. Этим правилам должен был следовать и педагог-христианин, назначение которого - учить любви к ближнему и быть образцом нравственной жизни [13].
Древними славянами были восприняты византийские традиции уважительного отношения к знаниям, святоотеческое учение, а также полное устройство богослужения, в котором важное место занимала духовная музыка, пронизанная множеством национальных элементов (сирийским, иудейским, коптским, греческим и другими). Весь первоначальный круг богослужебного пения, согласно свидетельствам летописцев, был получен Русью из Византии через южных славян, уже имевших на тот момент славянский перевод Священного Писания и богослужебных книг. Звучавшая при богослужении в храме му-
зыка представляла собой вокальное исполнение священных текстов без сопровождения музыкальных инструментов, что производило на слушателей глубокое и неотразимое впечатление. В процессе восприятия церковных песнопений происходило осознание полноты содержания текста, что достигалось минимальными оттенками, рождающимися из понимания логической силы текста. Мелодия не только сопровождала текст, она расшифровывала и интерпретировала, отражала и восполняла его содержание, передавая то, что невозможно выразить словами. Об этих свойствах церковного хорового искусства Августин Блаженный писал: «Самое главное в богослужебном пении - даже не само пение, а то, что поется, особенно когда поют осмысленно голосом ясным и чистым» [17].
Православное хоровое искусство находилось в полном соответствии с церковными канонами, и каждое музыкальное средство всегда оценивалось церковными авторитетами. Особое внимание изучению православного пения уделяли Святые Отцы и Учителя Церкви Климент Александрийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский. Например, Климент Александрийский утверждал, что к музыке нужно обращаться для образования нравов, выбирать проникнутые бесстрастием и целомудрием мелодии: расслабляющие и разнеживающие душу, они «не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей» [19]. Василий Великий говорил о духовной музыке: «Для того с учением сопряжена сладость песенного сочинения, чтобы через приятность слуха неприметным образом из всех словес получать полезное» [17]. Иоанн Златоуст также подчеркивал, что стройное церковное пение «наполняет любовью к мудрости» и установлено для того, чтобы получать «удовольствие и пользу» [15]. В трудах Святых Отцов содержится целая концепция, в которой сформулировано осмысление музыки с позиции Церкви, даются основы учения о богослужебном пении, заключающиеся в точном соотношении средств музыкальной выразительности и духовного состояния человека, а также подчеркивается способность духовной музыки влиять на формирование эстетических и нравственных качеств человека. Таким образом, можно сделать вывод, что вместе с педагогической системой и учением Отцов Церкви о нравственных ценностях наши предки перенимают византийские традиции богослужебного пения, являющегося одним из средств нравственного воспитания.
История русского богослужебного пения, тесно связанная со становлением идеи нравственного воспитания детей на основе духовной музыки, начинается задолго до крещения Руси. Согласно документальным данным, христианство существовало на Руси уже в IX в., христиане имели храмы, священство и певчих [9]. Можно говорить о соприкосновении восточных славян с христианским культом и с различными музыкальными культурами христианских народов именно с этого времени: тогда были созданы известные предпосылки для восприятия веры, культа и богослужебного хорового искусства [2]. Христианская религия, ставшая официальной после крещения Руси, содействовала стремительному подъему культуры государства. Церковь совмещала в себе все виды искусства: храмовую архитектуру, фресковую стенопись, иконопись, прикладное искусство и театрализованные богослужения, сопровождаемые мужским одноголосным пением - все вместе взятое произвело на русских послов то неизгладимое эстетическое впечатление, которое стало одной из причин принятия на Руси христианской веры в византийском варианте. Возвратившись в Киев после своего крещения в Корсуне, князь Владимир, кроме служителей культа, привез с собой полный церковный хор и учителей византийского пения [10]. Приглашенными мастерами певческого искусства стали организовываться первые певческие школы и церковные хоровые коллективы, поскольку пение по византий-
ской традиции являлось неотъемлемой частью богослужения [12]. Благодаря организованному обучению углубились и распространились практические знания о христианской вере и о богослужении, а вместе с тем - и о богослужебном пении.
Важную роль в распространении христианского певческого образования на Руси сыграло применение в обучении и богослужении старославянского языка. Это произошло благодаря Кириллу и Мефодию - известным славянским просветителям и проповедникам христианства, основателям славянской Церкви, славянской азбуки и первой славянской школы [13]. Их просветительская деятельность была продолжена учениками, которые после изгнания обосновались в Киевской Руси. В результате соединения двух культур -древнеславянской (языческой) и византийской (христианской) - начинает образовываться самобытная древнерусская культура [9].
Внедрение нового проходило не без сложностей, в естественной борьбе со старыми устоями. Тем не менее в Киеве, который был в то время политическим и культурным центром Руси, начинают возводиться монументальные храмы, богато украшенные фресками, мозаиками, колоннами [8]. Это приводит к необходимости обучать певчих, расширять книжное дело, обзаводиться рукописными книгами, по которым можно было научиться пению. Успеху обучения пению содействовала врожденная музыкальность и певучесть русского народа. Есть свидетельство того, что народ сам принимал участие в церковном пении, которое было излюбленным занятием наших предков и входило в курс древней школы [17]. Судя по широкому распространению богослужебного пения, по необходимости его при православном богослужении, по любви к нему русского народа, можно предположить, что пение изучалось повсеместно, и, по всей вероятности, более - устно, с голоса, так как греческая нотация крайне сложна и затруднительна для изучения [11].
Обучение искусству пения совершалось путем певческого предания, по традиции и понаслышке, что достигалось певческими школами, которые в значительном количестве учреждались на Руси. В первых певческих школах Руси - общественных и частных -обучение церковному пению «входило в содержание образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму» [8]. Пению обучались не только лица духовные, для коих оно было обязательным и составляло необходимость, но и лица светские.
Деятельность общественных и частных певческих школ постепенно привела к появлению собственных мастеров церковного пения. В XI в. уже были свои певчие, уставщики пения и даже песнотворцы. Освоение ими византийского певческого искусства осуществлялось по певческим сборникам, которые были написаны на славянском и греческом языках [9].
Постепенно стала расширяться география книжного дела, создавались библиотеки. Первая библиотека, основанная Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве, включала в себя переводные произведения с греческого и древнеболгарского языков. В монастырских, княжеских и боярских библиотеках насчитывалось в общей сложности до 140 тысяч книг [16]. Среди них большой процент приходился на музыкально-певческие книги. Можно констатировать тот факт, что именно на этом этапе были заложены основы русского хорового искусства, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней древние рукописи. Прежде всего, это «Остромирово Евангелие» - старейший из известных письменных памятников русского богослужебного музыкального певческого искусства, который остается до сих пор единственным явлением в области богослужебного искусства [3]. Еще одна из таких книг, сохранившаяся до наших дней, - «Изборник Святослава», который получил огромную популярность на Руси. С точки зрения педагогики, сборник пред-
назначался для изучения курса семи свободных искусств и христианских ценностей и был рассчитан на то, чтобы в лаконичной и доступной форме помочь постичь византийскую премудрость [13].
Памятники педагогической литературы этого периода обладали важным воспитательным и образовательным воздействием. Одним из таких произведений было «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором автор не только знакомил с всемирными представлениями о христианском воспитании, но и делился собственным взглядом на процесс воспитания детей. Видный государственный деятель беспокоился о том, чтобы его дети выросли отважными людьми, верными своей родине, старался воспитать в них почтительное отношение к знаниям, высказывал мысли о формировании у детей таких нравственных качеств, как уважение к старшим, милосердие, сострадание, любовь к ближним, религиозность.
О значении пения на домашней молитве Владимир Мономах писал: «А того не забывайте, не ленитеся, тем бо ночным поклоном и пением человек побеждает дьявола» [18]. Подобные изречения позволяют предположить, что пение во время молитвы как в домашней обстановке, так и в храме было делом обычным, так как отличительной особенностью того времени являлось наличие так называемых «песненных последований» -торжественного богослужебного чина Византийской церкви, включающего в себя «пес-ненную вечерню» и «песненную утреню», в которых все исполнялось певчески и не читалось ничего, кроме молитв и возглашений священнослужителей [9]. Следовательно, основная часть песнопений, за некоторым исключением, могла исполняться всеми присутствующими в храме (или на домашней молитве).
О том, что некоторые миряне знали богослужебное пение и даже пели вместе с посвященными певцами, свидетельствовало постановление Архиерейского собора во Владимире, состоявшегося в 1274 г. Как отмечает И. А. Гарднер, историк и исследователь русского церковного пения, это постановление подчеркивало и напоминало давно уже существовавшее правило об исполнении богослужебных песнопений только посвященными людьми, получившими благословение архиерея [2]. Из этого можно заключить, что иногда миряне отступали от этого правила и исполняли песнопения вместе с певцами, что свидетельствовало о распространении богослужебного пения в более широких кругах населения.
Также на Поместном соборе впервые на Руси решалась проблема профессиональной подготовки певчих и руководителей церковных хоров, что заложило основу для распространения и развития богослужебного пения, а в дальнейшем - и духовной музыки. Нужно отметить, что, кроме сугубо церковных предписаний, в требованиях к будущим профессионалам особо указывалось на их нравственные качества. В важнейших (епархиальных) центрах постепенно стали возникать церковные коллективы под руководством практически и теоретически обученных русских певцов. В летописях стали упоминаться русские певцы и учителя пения, а также Владимирский, Киевский, Московский, Новгородский, Псковский и Ростовский клиросы: «Клирошане и доместики принадлежали к сословию людей церковных, то есть получивших благословение на служение в церкви. Православное пение было их профессиональной обязанностью» [14]. Со временем эти и другие коллективы, а также музыканты, получившие образование, заложат основу развития профессионального обучения, что впоследствии окажет влияние на развитие высокого уровня культуры в России в целом и музыкальных профессиональных традиций в частности.
Резюме. Таким образом, за небольшой промежуток времени в результате слияния двух культур (древнеславянской и византийской) закладываются основы национальной древнерусской культуры и начинают формироваться самобытные традиции воспитания детей. В дальнейшем этот синкретизм выльется в новое направление музыкальной культуры всемирного значения, не имеющее аналогов в мире - православную духовную музыку. Впоследствии она станет основой русской классической музыки - не только предметом национальной гордости и достоянием отечественной культуры, но и вечной ценностью в сокровищнице мировой культуры. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на Руси в исторический период с 988 г. до конца XIII в. на основе национальных традиций воспитания, благодаря заимствованию византийской педагогической системы и христианских нравственных ценностей византийского искусства, наши предки перенимают от Восточной церкви традиции богослужебного пения, являющегося одним из средств нравственного воспитания, тем самым закладывают собственные традиции нравственного воспитания детей на основе духовной музыки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боронилова И. Г. Передовой педагогический опыт : учебное пособие [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.irbis.vegu.rU/repos/7880/HTML/5.htm.
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви : в 2-х т. Т. 1 : Сущность, система и история. - М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. - 498 с.
3. Гуркина Н. К. История образования в России (Х-ХХ вв.) : учебное пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gurkina/01.php.
4. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики : учебное пособие [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.rcp.ru/psixologiya_pedagogika/vospitanie_i_shkola_v_vizantii.html.
5. Жаднова Н. Н. Потенциал духовной музыки в формировании нравственных качеств // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 2(86). - С. 144-148.
6. Карамзин Н. М. История государства Российского : в 12-и т. Т. 1. - М. : Наука, 1989. - 643 с.
7. Карамзин Н. М. Предания веков [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lituura.narod.ru/.
8. Кошмина И. В. Русская духовная музыка : пособие для студентов музыкально-педагогических училищ и вузов : в 2-х кн. Кн. 1. - М. : Владос, 2001. - 224 с.
9. Мартынов В. И. История богослужебного пения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://krotov.info/libr_min/13_m/ar/tynov_v_003.htm.
10. Матвеев Н. В. Хоровое пение. - М. : Изд-во братства во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1998. - 288 с.
11. Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://elib.gnpbu.ru/text/miropolsky_ocherk-istorii-tserkovno_1910.
12. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Казань : Владос, 2003. - 304 с.
13. Пискунов А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А. И. Пискуно-ва. - М. : ТЦ Сфера, 2001. - 512 с.
14. Пляскина Е. В. Развитие церковно-певческого образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.iwep.ru/documents/ru/journal/contents/journal/4/pages037-043.pdf.
15. Свт. Иоанн Златоуст. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского избранные творения : собрание поучений : в 2-х т. Т. 1. - М. : Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. - 482 с.
16. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли : учебник для вузов. - М. : Владос, 2006. - 351 с.
17. Трубин Н. Г. Духовная музыка : учебное пособие для студентов высших и средних музыкально-педагогических заведений. - Смоленск : Смядынь, 2004. - 229 с.
18. Шабаева М. Ф. История педагогики : учебно-методическое пособие / под ред. М. Ф. Шабаевой. -М. : Просвещение, 1981. - 367 с.
19. Шиндин Б. А. Некоторые вопросы изучения русской музыкальной культуры переходного периода // Русская хоровая музыка XVI-XV[II веков : сборник статей. Вып. 83. - М., 1986. - С. 109-115.
UDC 783:37.034
N. N. Zhadnova, E. V. Bakshaeva VALUE OF SACRED MUSIC IN MORAL EDUCATION OF CHILDREN
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The actual considers the urgent problem of identifying and substantiating the potential of sacred music in moral education of children. It pays particular attention to the problems of the formation of moral qualities of a person through the use of the Russian traditions of church choral art, as well as to the study of the use of church singing art as a means of moral education of children.
Being an important part of the Russian spiritual culture, masterpieces of orthodox art represent an inexhaustible treasury of the cultural wealth. As well as all the church art, the sacred music is characterized by powerful educational potential. Together with architecture, iconography and furniture of the temple contribute to peace of mind, reverential feelings influencing all the sense organs of the person, his reason and will. Being focused at an inner world, church choral art forms his esthetic and moral senses, the ability to perceive the world in harmony that will be transformed over time to beliefs and becomes the part of one's outlook. All these features peculiar to sacred music encouraged the Russian pedagogical thought on its use in the formation of moral senses, moral consciousness and moral education of children in general.
Keywords: moral education of children, Russian pedagogical thought, Old Russian culture, church choral art, sacred music.
REFERENCES
1. Boronilova I. G. Peredovoj pedagogicheskij opyt : uchebnoe posobie [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.irbis.vegu.ru/repos/7880/HTML/5.htm.
2. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi : v 2-kh t. T. 1 : Sushhnost', sistema i is-toriya. - M. : Pravoslavnyj Svyato-Tikhonovskij Bogoslovskij institut, 2004. - 498 s.
3. Gurkina N. K. Istoriya obrazovaniya v Rossii (X-XX vv.) : uchebnoe posobie [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gurkina/01.php.
© Zhadnova N. N., Bakshaeva E. V., 2018
Zhadnova, Nadezhda Nikolaevna - Senior Lecturer, Department of Choral Conducting, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: nadzhad@yandex.ru
Bakshaeva, Elena Vladimirovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Choral Conducting, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: lenabakshaeva14@gmail.com
The article was contributed on February 26, 2018
4. Dzhurinskij A. N. Istoriya zarubezhnoj pedagogiki : uchebnoe posobie [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.rcp.ru/psixologiya_pedagogika/vospitanie_i_shkola_v_vizantii.html.
5. Zhadnova N. N. Potencial dukhovnoj muzyki v formirovanii nravstvennykh kachestv // Vestnik Chu-vashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2015. - № 2(86). - S. 144-148.
6. Karamzin N. M. Istoriya gosudarstva Rossijskogo : v 12-i t. T. 1. - M. : Nauka, 1989. - 643 s.
7. Karamzin N. M. Predaniya vekov [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://lituura.narod.ru/.
8. Koshmina I. V. Russkaya dukhovnaya muzyka : posobie dlya studentov muzykal'no-pedagogicheskikh uchi-lishh i vuzov : v 2-kh kn. Kn. 1. - M. : Vlados, 2001. - 224 s.
9. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://krotov.info/libr_min/13_m/ar/tynov_v_003.htm.
10. Matveev N. V. Khorovoe penie. - M. : Izd-vo bratstva vo imya sv. blgv. knyazya Aleksandra Nevskogo, 1998. - 288 s.
11. Miropol'skij S. I. Ocherk istorii cerkovno-prikhodskoj shkoly ot pervogo ee vozniknoveniya na Rusi do nas-toyashhego vremeni [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://elib.gnpbu.ru/text/miropolsky_ocherk-istorii-tserkovno_1910.
12. Nikol'skaya-Beregovskaya K. F. Russkaya vokal'no-khorovaya shkola : uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenij. - Kazan' : Vlados, 2003. - 304 s.
13. Piskunov A. I. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom ob-shhestve do konca XX v. : uchebnoe posobie dlya pedagogicheskikh uchebnykh zavedenij / pod red. A. I. Piskunova. - M. : TC Sfera, 2001. - 512 s.
14. Plyaskina E. V. Razvitie cerkovno-pevcheskogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.iwep.ru/documents/ru/journal/contents/journal/4/pages037-043.pdf.
15. Svt. Ioann Zlatoust. Izhe vo svyatykh otca nashego Ioanna Zlatoustogo Arkhiepiskopa Konstantino-pol'skogo izbrannye tvoreniya : sobranie pouchenij : v 2-kh t. T. 1. - M. : Izd-vo Svyato-Troickoj Sergievoj Lavry, 1993. - 482 s.
16. Torosyan V. G. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli : uchebnik dlya vuzov. - M. : Vlados, 2006. - 351 s.
17. Trubin N. G. Dukhovnaya muzyka : uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh i srednikh muzykal'no-pedagogicheskikh zavedenij. - Smolensk : Smyadyn', 2004. - 229 s.
18. ShabaevaM. F. Istoriya pedagogiki : uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. M. F. Shabaevoj. - M. : Prosveshhenie, 1981. - 367 s.
19. Shindin B. A. Nekotorye voprosy izucheniya russkoj muzykal'noj kul'tury perekhodnogo perioda // Russkaya khorovaya muzyka XVI-XVIII vekov : sbornik statej. Vyp. 83. - M., 1986. - S. 109-115.