УДК 37. 034
И. А. Маринкина, ст. преп. Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда,
Е-mail: i.marinkina@yandex.ru
НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Возрождение системы духовно-нравственного воспитания является главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала, который широко представлен в православной певческой культуре, синтезирующей в себе православную церковную музыку, церковное богослужебное пение, русскую духовную музыку.
Ключевые слова: ценностные ориентации личности, нравственные идеалы Православия, воспитательный потенциал певческой культуры.
Обучение и воспитание молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях радикальных реформ социально-политической, экономической, культурной жизни общества, переживающего кризис, охвативший практически все сферы жизни общества. Сложившееся положение является отражением перемен, происходящих в общественном сознании. В связи с потребностями современного общества повышается роль воспитания личности, формирования нравственных ценностных ориентаций.
Проблема ценностей в воспитании всегда была актуальной. От того, на чем акцентируется внимание, какие ценности приоритетны и особенно значимы, зависит направление, по которому будет выстраиваться процесс воспитания личности. К приоритетным ценностям народа относятся, прежде всего, духовные ценности, в России во многом определяемые православием. Важнейшими нравственными приоритетами признаются любовь и преданность Отечеству, чувство национальной гордости, гражданственности, отношение к человеку как величайшей ценности жизни.
Огромный потенциал в формировании ценностных ориентаций молодежи заложен в православной певческой культуре, которая синтезирует в себе православную церковную музыку, церковное богослужебное пение, русскую духовную музыку. Музыка Русской православной церкви является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, она рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающего поколения, помогающее формированию нравственного мировоззрения, ценностных ориентаций.
Приобщение молодежи к православной певческой культуре дает знание истории и истоков культуры своей страны. Как синтез религии и искусства, она служит средством эстетического и нравственного воспитания, помогает обратить человека к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; способствует развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе; воспитывает чувство красоты, гармонии, взывает к совести и милосердию. Через православную музыку можно соприкоснуться с вечными нравственными истинами, раскрыть для себя высшую гармонию мироздания.
В нашем исследовании мы выделяем такие общечеловеческие ценности, как гуманизм, патриотизм, коллективизм, т.к. проявление их в жизнедеятельности человека является важнейшими показателями нравственности личности. Сформировать их поможет православная певческая культура.
Современные условия жизни выдвигают требования к личности, отвечающие задачам общественного развития. Несоответствие требований общества и свойств личности должны корректироваться и обществом, и личностью, и системой воспитания. Наблюдаемое противоречие между требованиями общества и направленностью личности выдвигает необходимость воспитания такого качества, как гуманизм (лат. Иишапш - человечный) - мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважение к человеческому достоинству, заботой о благе людей [8. Гуманизм традиционно определяется как система воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие и объявляющих нормой
отношений между людьми принципы равенства и человечности.
Одним из характерных свойств русского народа Н. О. Лосский называл «особое чуткое различие добра и зла, умение зорко подметить несовершенство своих поступков, нравов, убеждений, ...чуткое восприятие душевных чужих состояний» [1, с. 43]. Среди ценностей традиционной русской культуры важное место занимали ценности гуманизма - добро, милосердие, терпение, справедливость, нестяжательство, совестливость, поиск правды - что нашло отражение в русском фольклоре, русской классической литературе, общественнополитической мысли.
В Православной энциклопедии «гуманизм» связывается с пониманием человека, его особого места в бытии [2, с. 432]. Одним из проявлений гуманизма является эмпатия (от греч.раШо8 - страдание, боль) - способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание, стремление откликаться на его проблемы [3, с. 422]. Так, в основе песнопения «Блаженны» лежит текст Нагорной проповеди Христа - девять главных евангельских заповедей, провозглашающих смирение духа, терпение, долг, совесть, добро, любовь, миролюбие. Милосердие, добро воспеваются в таких сочинениях, как молитва Божией матери «Умягчение злых сердец», «Милосердия двери» В.К. Ковальджи; сострадание -в Великом прокимне «Разделиша ризы», стихирах «Тебе одеющагося» П.И. Турчанинова, «Придите ублажим Иосифа» П. Г. Чеснокова и др. Гуманизмом пронизаны песнопения в честь святителя Николая (стихиры, тропарь, кондак, величание), преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского, музыка П.И. Чайковского «Легенда», кантата В. Панченко «Вифлиемская звезда» и др. В них воспеваются такие качества, как вера, кротость, смирение, воздержание.
Среди множества духовных ценностей человека одно из важнейших мест занимает патриотизм, «подразумевающий нравственно-эмоциональную связь личности с комплексом географических, этнических, культурных, религиозных, эстетических, исторических и тому подобных представлений, собственно и очерченных в понятие «Родина» [4, с. 9]. Патриотизм (от греч. ра^ - родина, отечество), любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами [3]. Патриотизм -как важнейший эмоционально-нравственный аспект мировоззрения человека связывает его с Родиной (Отечеством), этносом, местом проживания, с его культурными и религиозными корнями; это чувство любви к своему жилищу, своим обычаям и верованиям.
После введения христианства на Руси именно «церковь охраняла религиозное главенство в жизни человека, нравственные устои, семейные отношения, поведенческую структуру общества. Православие создало неповторимую систему мировосприятия, сформировало эмоциональную общность, вошло в повседневную жизнь людей» [5, с. 92]. Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. И. Ильин писал: «В основе патриотизма лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа... патриотизм наших православных людей веками основывался на фунда-
ментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания» [6, с. 345].
Церковь всегда благословляла наше героическое воинство на защиту родного Отечества. Мы восхищаемся подвигами и мужеством русских святых Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова. Они защищали не только нашу Родину, но и веру Православную. Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Александр Суворов, не потерпевший в сражениях ни одного поражения, говорил: «Чудо-богатыри, Бог нас водит, Он нам генерал. Молитесь Богу! От него победа!» [7]. Вся история Православной церкви - это история патриотизма веры, где патриотизм - не просто любовь к своему народу, составляющую в нас только естественную привязанность, но и, прежде всего, высоконравственное чувство, христианскую добродетель.
Чувство патриотизма ориентирует на активную жизненную позицию. Мы придерживаемся мнения, что настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества. Чувство патриотизма необходимо в человеке воспитывать. Помочь этому может православная певческая культура.
Так, произведение Д. Бортнянского на стихи М. Хераскова «Коль славен» считается с конца XVIII духовным гимном России. Ратным подвигам великих русских князей Александра Невского, Дмитрия Донского и Даниила Московского посвящены песнопения (стихиры, тропари, кондаки, величания); победе русского народа в битве при Полтаве - канты «Виват», «Орле Российский»; чувство гордости за Россию, православную веру воспето в стихире русским святым «Земле Русская», песнопениях молебна «Торжество православия»; о любви к родному краю, отчему дому, своим родным, друзьям поется в произведении «Вечерний звон» муз. Ф. Абта сл. И. Козлова; уважение к православной вере, желание защищать ее и сохранять национальные традиции звучат в современных произведениях: «Сохрани, Господь и спаси» муз. И. Кадомцева, сл. П. Синявского, «Русь называют святой» иеромонаха Романа и др.
В качестве специфической национальной ценности русские философы выделяли соборность. С понятием «собор-
Библиографический список
ность» Н.А. Бердяев связывал общинность, которая детерминируется менталитетом русского народа [5, с.15]. Из этого положения можно сделать вывод о доминировании в обществе таких ценностей, как коллектив и общение, возникающее и устанавливающееся внутри коллектива в процессе разнообразной деятельности. Коллективизм - это принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи [3], готовность поступиться личным благом ради общего, поэтому с понятием коллективизм мы связываем понятие «альтруизм» (от лат. -другой) - нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами, противоположен эгоизму. Это сливается с религиозными моральными учениями о любви к ближнему, всепрощении [8, с. 825].
Идея соборности, присущая только Православию, возникла вместе с крещением Руси. Соборность как объединение русского народа на духовном, сакральном уровне предопределила и объединение обширных территорий. Православие помогло собрать русский народ в нацию, а «святая вера.очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви» [9, с. 7]. По мнению А.С. Хомякова «соборность» - это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство, целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям [10].
В православной музыке очень ярко отражаются черты соборности (коллективизма), тесно связанные с гуманизмом и патриотизмом: хоровой концерт Д. Бортнянского «Тебе Бога халим», задостойник Пасхи «Ангел вопияше», рождественское песнопение М. Строкина «Радуются вси ангели на не-беси», гимн дворянского собрания «Сохрани, Господь и спаси» муз. И. Кадомцева, сл. П. Синявского и др.
Произведения православной певческой культуры отражают важнейшие проблемы православного мировоззрения, глубокие мысли о человеческой жизни, страдании и терпении, познании радости, о жизни и смерти. Они содержат огромный воспитательный нравственный ценностный потенциал, в котором выделяются гуманизм, патриотизм, коллективизм, т.к. проявление данных качеств - в числе главных показателей нравственности человека. Таким образом, процесс формирования нравственных ценностных ориентаций личности может активизироваться путем приобщения к православной певческой культуре.
1. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. Характер русского народа. - М.: Политиздат, 1991.
2. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.
3. Словарь иностранных слов. - М.: «Русский язык», 1982.
4. Козлов, А. А. Молодые патриоты и граждане новой России: социологический очерк. - СПб., 1999.
5. Бердяев, Н.А. Душа России. - Л.: Сказ, 1990.
6. Ильин, И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.
7. Суворов, А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987.
8. Святая Русь: энциклопедический словарь русской цивилизации / сост. О. А. Платонов. - М.: Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2000.
9. Митрополит Иоанн. Одоление смуты. Слово к русскому народу. - СПб., 1996.
10. Хомяков, А.С. Собор, соборность, приход и пастырь. - Саратов,1996.
Статья поступила в редакцию 04.05.10
УДК 378
В.В. Халикова, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: DOUTeremok@yandex.ru
КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ, ОБЕСПЕЧИВПЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ РЕБЕНКА,
В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В работе рассматриваются профессионально-личностные качества воспитателя ДОУ как важнейшее условие становления субъектности ребёнка дошкольного возраста.
Ключевые слова: субъектность, субъектная позиция, педагогическая деонтология, профессионально-личностные качества педагога.
2б2