УДК 159.025.4:616.89
Никишина Вера Борисовна
Запесоцкая Ирина Владимировна
Курский государственный медицинский университет
ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕЗАУРУСА СОСТОЯНИЯ ЗАВИСИМОСТИ
В статье реализуется идея построения категориального пространства понятия зависимости. С точки зрения категориального конструирования в работе осуществлена попытка встраивания понятия состояния зависимости в систему базовых и метапсихологических категорий через призму ядерного для него понятия — «отношение».
Ключевые слова: отношение, состояние зависимости, базовый, метапсихологический уровни категориального анализа.
Интроспективный анализ современных исследовательских подходов катего-. рии «зависимость» очевидно и однозначно указывает на преобладание феноменологической позиции, продуцирующей свое содержание в представлении проявлений и причин возникновения состояния зависимости. Не акцентируя ограниченность данной тенденции, считаем возможным представить категорию состояния зависимости в логике категориального конструирования с целью выделить в системе терминологического пространства метапси-хологический и базисный уровни феномена состояния зависимости.
Тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами [6].
Реализуя принцип открытости категориального строя психологии [8], становится возможным расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, в конкретном случае - категорию состояния зависимости.
Построение базисного уровня категории зависимости от категории отношения в направлении метапсихологических категорий различной степени обобщенности и конкретности и составляет основное содержание методологического конструирования.
В логическом отношении каждая метапсихо-логическая категория определяется через слитую субъект-предикативную конструкцию, в которой положение субъекта занимает некоторая базисная категория [8]. При категориальном конструировании термина «состояние зависимости» базисным уровнем выступает категория отноше-
ния, а в качестве предиката выступает соотношение категории зависимости как метакатегории с другими метакатегориями - «ценности», «чувства», «предметности», «деятельности», «я» (см. рис. 1). Предикативный характер отношений категорий метапсихологического уровня продуцируется в свойства анализируемого феномена -состояния зависимости.
Конкретизируя обозначенную позицию, необходимо, во-первых, представить содержательное обоснование взаимосвязи базисного уровня анализа, а именно категории отношений с метапси-хологическим уровнем - категорией зависимости, во-вторых, представить аргументацию предикативного характера метапсихологических категорий - «ценность», «чувство», «предметность», «деятельность», «я» и категории состояния зависимости, и, в-третьих, доказать, что базисно-ме-тапсихологическая логика конструирования термина состояния зависимости позволяет его рассматривать как самостоятелное психологическое явление группы - состояний.
Согласно теории В.Н. Мясищева, психическое состояние является общим функциональным уровнем, на фоне которого развиваются психические процессы и отражаются в системе отношений личности. С точки зрения указанной теории, система отношений личности строится в субъект-субъектной системе координат. Психическое состояние, с одной стороны, проявляется через систему отношений личности, с другой стороны, система отношений личности оказывает влияние на основные характеристики состояния зависимости [7].
В соответствии с этим дефицитарность переживаний психических состояний в поле субъект-
й
со
К
X
й
О
и
о
X
л
х
а
о
<5
13
и
к
X
ю
о
а
35
3
х
о
К
РЧ
«
к
и
о
<и
к
и
о
ч
о
X
к
о
3
15
о
м
о
К:
О
т
м
р
►&
П)
X
о
2
П)
X
р
Рис. 1. Схема категориального анализа термина состояния зависимости.
субъектных отношений, характеризующих систему отношений личности, приводит к формированию состояния зависимости, которое строится в субъект-объектной системе координат. Дефициты субъект-субъектного типа отношений проявляются в конфликтности, неопределенности, непоследовательности, нестабильности. Компенсация возникающих дефицитов происходит в системе субъект-объектных отношений, которые, в свою очередь, характеризуются бесконфликтностью, определенностью, последовательностью и стабильностью. Таким образом, происходит изменение социальной ситуации, сужение восприятия ситуации, что впоследствии приводит к из-
менению системы отношений и поведения личности в целом.
Представим определение категории состояния зависимости через категории базисного и мета-психологического уровней (см. табл. 1).
Осуществляя позиционирование феномена зависимости в методологическом пространстве современной психологии, важно и необходимо вписать его в систему базовых категорий науки. И в решении этого вопроса, в первую очередь, стоит обратиться к классификации психических явлений [9], включающую психические процессы, состояния и свойства, и осуществить соотносительный анализ психических состояний и фе-
Рис. 2. Схема объектно-субъектного характера состояния зависимости
номена зависимости. Состояние, в самом широком понимании, - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного для организма результата. И вот что важно: включая эффект полезности в определение категории, следует иметь в виду прежде всего биологическую целесообразность возникновения состояния.
Психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [5]. Психическое состояние является как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение [5].
Психическое состояние - это отражение личностью ситуации в виде устойчивой целостной совокупности в динамике психической деятельности, выражающейся в единстве поведения и переживания в континууме времени [10]. Психическое состояние как специфический феномен описывается в определенной временной континуальности [5, с. 9-10], целостности [5, с. 10], соотнесенности с воздействующими стимулами [10, с. 1], взаимосвязи с психическими свойствами [9, с. 4], взаимосвязи с психическими процессами [9, с. 11], единством переживания и поведения [10].
С позиции структурно-уровневого анализа [2], выявлены следующие взаимоотношения характеристик психических состояний: уровневость, совпадающая с уровневостью организации человека, субъективность - объективность и степень обобщенности (общие, особенные, индивидуальные).
Таблица1
Категориальное конструирование понятия зависимости
I
Категория базового уровня Категория метапсихологического уровня Определение
Мотив Ценность Зависимость - это мотивационная составляющая нужды, характеризующаяся потребностью в использовании какого-либо вещества или предмета [3].
Переживание Чувство Зависимость - это переживание состояния невозможности функционировать, избегать дискомфорта и получать удовольствие без использования каких-либо веществ или совершения действия [5].
Действие Деятельность Зависимость - специфическая деятельность, определяемая сверхценностным отношением к объекту, имеющая некоторое внешнее выражение [5]
Субъект Я Зависимость - отражение субъектом сверхценностного отношения к объекту или действиям, выражающееся в единстве поведения и переживания.
Ситуация Предметность Зависимость - совокупность устойчивых стереотипизированных, эмоционально заряженных реакций, в которых объект зависимости выступает основным элементом внешней реакции.
Субъективность ОБЛАСТЬ СОЗНАНИЯ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Деятельность
2. Отношения Социально-психологический
3. Поведение у'
Психические функции у'
- когнитивные у' - аффективные у' Психологический
- регулятивные у^
1. Психомоторика
2. Сенсорика Психо-физиологический
3. Вегетативные реакции
у/ 1. Нейрофизиология
у^ 2. Физиологические функции Физиологический
./ 3. Биохимия
Объективность ОБЛАСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Рис. 3. Структурная организация психического состояния
Рассматривая структурно-уровневую организацию психических состояний, выделим три основных критерия: уровневость (физиологический, психофизиологический, психологический, соци-
ально-психологический уровни), осознанность, субъективность - объективность (субъективные характеристики получены субъектом в процессе самонаблюдения; объективные характеристики
I уровень
характеризуется адекватным отражением ситуации и реактивным (оперативным) психическим состоянием.
Основная функция — связывание психических процессов и свойств для обеспечения адекватной реакции.
II уровень
основные функции состоят в интеграции, формировании и закреплении психологической структуры личности («строя» через повторение психических состояний, структурирование и закрепление ядер из отдельных элементов структуры личности; овладение саморегуляцией, благодаря которой обеспечивается достижение эффективности и продуктивности деятельности).
III уровень
осуществляет функции регуляции психических процессов и психических свойств, организацию деятельности и поведения. Психические состояния отражают сформированные и трансформированные в длительной деятельности черты характера, свойства, акцентуации и трансформации.
Рис. 4. Трехуровневая структурно-функциональная модель психических состояний личности [10]
Таблица 2
Характеристика свойства зависимости
Свойство Характеристика свойства Характеристика свойства при зависимости
Эффективность Связана с местом системы в метасистеме при достижении совокупной результативности и ее функциями (промежуточное положение между процессами и свойствами). Проявляется в обусловливании в ней тембра, фона, способа организации психических процессов, организации целостной психической деятельности, взаимоувязывания психических процессов и свойств для достижения цели метасистемы. Ригидность мыслительной деятельности; диссоциированность; снижение критичности.
Управляемость Степень быстроты и легкости, с которой система приводится в состояния, задаваемые метасистемой. Связана с регуляторными влияниями метасистемы, которая реализует себя через принципы личностной регуляции: самоуправление, самоорганизацию, саморегуляцию. Разбалансированность проявляется на всех уровнях функционирования системы: когнитивной сферы, эмоциональном, поведенческом.
Активность Мера использования системой внутренних энергетических ресурсов для организации функций, заданных метасистемой. Связана с «напряженностью» — доминированием отдельных компонентов целостного состояния и влияния этих доминирующих составляющих на ее эффективность и функции состояния в метасистеме. Объектноориентированная активность, навязчивые идеи (обсессии), ограниченные ресурсы. Чувствительность к любой внутренней и внешней стимуляции
Автономность Мера независимости системы от метасистемы. Принцип личностной регуляции реализуется через функциональные структуры состояний в форме самоорганизации, самоуправления, саморегуляци изменения качества, знака. Проявляет себя в дифференцировании психического состояния от других составляющих метасистемы и ее в целом, а также в определенном положении между процессами и свойствами. Ценностно-смысловая деформация. В регуляции преобладает физиологический, психо-физиологический уровни.
Наблюдаемость Мера доступности информации о системе для метасистемы. Представлена в методах диагностики состояний, особенности методических приемов, связанных со спецификой явления. Проявляется на поведенческих и фенотипических реакциях. Алкогольная анозогнозия.
являются результатом внешнего, объективного наблюдения поведения и деятельности субъекта). Физиологический уровень включает нейрофизиологические характеристики, морфофизиологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций. Психофизиологический уровень - вегетативные реакции, изменения психомоторики и сенсорики. Психологический уровень - изменения психических функций. Характеристики поведения, деятельности и отношения
человека в том или ином состоянии объединены на социально-психологическом уровне.
Состояние зависимости, в отличие от других психических состояний, характеризуется:
— монотичностью (проявляется в стремлении оказывать основное регулирующее воздействие на психическую деятельность личности, нивелируя другие состояния);
— интенсификацией (проявляется в более высокой интенсивности переживания состояния,
а также характеризуется повышенной динамичностью по сравнению с другими психическими состояниями);
— повышенная значимость физиологического компонента зависимости как психического состояния (проявляется в значительной включенности физиологических процессов и функций в формирование состояния зависимости).
Изначально (до взаимодействия) внешние объекты нейтральны, они становятся объектами зависимости только при субъективно-пристрастном отношении к ним. Зависимость — это ценностная связь между субъектом и объектом. Связь состоит в определенном сверхзначимом отношении субъекта к объекту и проявляется в болезненном характере их взаимодействия.
Таким образом, в результате категориального анализа понятия зависимости очевидно про-страивается как его феноменологическая составляющая, так и место в системе базисно-метапси-хологических категорий. Феноменологическая позиция, по основаниям его структурно-уровневой организации, позволяет рассматривать понятие зависимости в системе психологических явлений как состояние. Свое специфическое содержание состояние зависимости раскрывает в свойствах: эффективность, управляемость, наблюдаемость, активность, автономность.
Базисно-метапсихологический уровень конструирования понятия зависимости позволяет выделить его категориальное ядро — понятие отношения, в котором раскрывается специфическая природа состояния зависимости — его субъектнообъектная ориентированность в системе отношений, которая, в свою очередь, проецируется в ме-тапсихологическом содержании — мотив, переживание, действие, субъект, ситуация, они же, в свою очередь, раскрываются в свойствах зависимости.
Библиографический список
1. АкоповА.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. - М.: Речь, 2008.
2. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния / Под ред. А.А. Крылова. - Л., 1981.
3. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. -М.: Речь, 2007.
4. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2004.
5. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.
6. Луков Вал.А., ЛуковВл.А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Гуманитарные науки: теория и методология. - 2004. - №1. - С. 93100.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. - М.; Воронеж, 1995.
8. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии. Опыт построения теории теорий психологии // Вопросы психологии. - 2000. - №5. - С. 3-17.
9. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972.
10. Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - №>3. - С. 136-145.
11. Прохоров А.О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. - Самара, 1991. - 113 с.
12. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. -Горький, 1975.