Научная статья на тему 'Метапсихологический уровень реализации состояния зависимости'

Метапсихологический уровень реализации состояния зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
544
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗАВИСИМОСТИ / КРИТЕРИИ СОСТОЯНИЯ ЗАВИСИМОСТИ / СОЗАВИСИМОСТЬ / STATE OF DEPENDENCE / THE CRITERIA FOR A STATE OF DEPENDENCE / CODEPENDENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Запесоцкая Ирина Владимировна

В статье рассматривается влияние зависимого члена семьи на состояние его близких родственников. доказано, что состояние зависимости не только изменяет самого «носителя», но и подстраивает под себя ближайшее социальное окружение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meta-psychological level of implementation of a state of dependence

In this paper we study the influence of a dependent family member on the state of their close relatives. It is proved that the state of dependence changes not only the so-called «carrier» but also adjusts the immediate social environment for itself.

Текст научной работы на тему «Метапсихологический уровень реализации состояния зависимости»

проблемы практической психологии

И.В. Запесоцкая

Метапсихологический уровень реализации состояния зависимости

в статье рассматривается влияние зависимого члена семьи на состояние его близких родственников. доказано, что состояние зависимости не только изменяет самого «носителя», но и подстраивает под себя ближайшее социальное окружение.

Ключевые слова: состояние зависимости, критерии состояния зависимости, созависимость.

Рассматривая в качестве базисного уровня феномена зависимости категорию отношений, направленность которых реализуется в субъект-субъ-

ектной или субъект-объектной экзистенциальной позиции, считаем необходимым представить и метапсихологический уровень проявления этого состояния. Метапсихологический уровень раскрывается как во взаимосвязях с базисным уровнем, так и во внешних, социальных взаимодействиях. Таким образом, если состояние зависимости на базисном уровне может рассматривается как психическое явление, проявляемое в индивидуальных границах, метапсихологический уровень исследования предполагает выход за их пределы с установлением более широких, субъектных, межиндивидуальных взаимосвязей.

Е.А. Хорошилова в исследовании феноменологического поля «значимого другого» в качестве базовых рассматривает категории «отношение» и «характерообразование» [8]. Жизненно важные отношения человека, становясь чертами его характера, складываются в систему отношений личности, что обусловливает диалогичность внутреннего мира человека: «каждое переживание, каждая мысль... сопровождается вечной оглядкой на другого человека» [2, с. 38], сама же личность представляет собой «пункт пересечения нескольких, многих, множества отношений “мы” и “они”» [7, с. 184].

Среди работ отечественных психологов особого внимания заслуживает трехфакторная модель значимого другого А.В. Петровского. Рассматривая место категории личности в триаде «индивид-субъект-личность», ученый обозначает личность как проявление субъектности индивида, выделяя помимо интраиндивидного и интериндивидного метаиндивид-ный уровень реализации личности [6, с. 168].

Личность, выступая идеальной представленностью индивида в других людях, как его «инобытие» в них (и, между прочим, и себе как «другом»), как его персонализация, осуществляет смысловые преобразования интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности. персонализация представляет собой активный процесс продолжение себя в другом.

К.А. Абульханова-Славская рассматривает личность как специфический синтез индивидуальных качеств человека и субъектно-интенцио-нальных свойств социального окружения, реализующий активность, которая выступает определяющей характеристикой личности, в мета-индивидуальном смысле проявляющейся в реальных вкладах в других людей. С другой стороны, личность может быть исследована также и со стороны бытия данного индивида в других индивидах и для других индивидов, что согласуется с рубинштейновским толкованием категории «деяния»: деяние обнаруживается и проявляется в творческой самодеятельности, этическое Деяние человека предполагает другого человека как другой этический субъект [1].

Педагогика и психология

проблемы практической психологии

Обозначенная Петровским потребность в персонализации (потребность «быть личностью») обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями [6]. Результатом персонализации личности является отраженная субъектность, репрезентация значимого другого.

Зависимость - это ценностная связь между субъектом и объектом. Связь состоит в определенном сверхзначимом отношении субъекта к объекту и проявляется в болезненном характере их взаимодействия. Зависимость как психологическое состояние отвечает следующим критериям: эффективность, управляемость, активность, автономность, наблюдаемость [4].

Метаиндивидный уровень функционирования личности зависимого заключается в модификации внутренних (психических) - регуляторной, мотивационной, ценностно-смысловой - сфер, и внешних (поведенческих) проявлений его близких, обусловленных присутствием зависимого индивида, либо актуализацией его образа в их сознании1. Обращаясь к субъект-объектной природе зависимости, можно предположить, что указанный феномен ведет к деформации субъект-субъектного отношения близких зависимому людей. Будучи репрезентированными как субъектные, на деле они приобретают объектный характер, принимая объектом отношений объект зависимости, состояние зависимости и т.д. (рис. 1).

сосчо*«®СОЗАВИСИМОСТИ

с0ст:оЯНИЕ зависимо^

Рис. 1. Модель специфической направленности отношений в состоянии созависимости.

1 Метаиндивидные проявления - проявления, существующие не просто за границами самого индивидуального субъекта, а именно «за пределами его актуальных связей с другими индивидами, за пределами его совместной деятельности с ними» [5, с. 44].

Еще около 50 лет назад в научной литературе были описаны реакции семьи на алкоголизм - это серия адаптационных стадий, соответствующих прогрессированию заболевания. Появился термин «ко-алкоголизм», которым обозначали состояние родственников. позднее это явление стали называть созависимостью [3, с. 112].

Созависимость - это болезненное состояние в настоящий момент времени, которое в значительной мере является результатом адаптации к семейной проблеме. Вначале это средство защиты или способ выживания данного человека в неблагоприятных для него семейных обстоятельствах, своеобразная закрепившаяся реакция на стресс наркомании или алкоголизма близкого человека, которая со временем становится образом жизни.

Для эмпирического исследования особенностей состояния созависи-мости как метаиндивидного уровня реализации состояния зависимости был использован следующий методический инструментарий: определение эффективности - Томский опросник ригидности, «Шкала диссоциации»; управляемости - Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда), «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (Моросано-вой В.И.), методика репертуарных решеток Келли; активности - опросник направленности личности Баса; автономности - методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В.Бойко, 16-факторный тест Кеттела (фактор Q2: «конформизм-нонконформизм»); наблюдаемости - ассоциативный эксперимент.

Исследование проводилось на базе областного наркологического диспансера г. Курска, отделения наркологии Курской областной психиатрической больницы, Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения.

В исследовании приняли участие 438 человек. Экспериментальные группы формировались по принципу: группа испытуемых по виду зависимости и группа испытуемых - их близкие. Группа испытуемых с алкогольной зависимостью (52 чел.) и их жены (52 чел.); группа испытуемых с наркотической зависимостью (59 чел.) и их матери (59 чел.); группа испытуемых с игровой зависимостью (47 чел.) и матери (47 чел.); контрольные группы испытуемых: без состояния зависимости (61 чел.) и их близкие (жены и матери, 61 чел.).

Способ контроля зависимой переменной - элиминация. В исследовании приняли участие испытуемые следующих возрастных групп: 19-35 лет (все зависимые, их жены); 44-52 года (матери зависимых); пол всех зависимых испытуемых - мужской, их родственников - женский, все

Педагогика и психология

проблемы практической психологии

зависимые испытуемые имеют стаж зависимости не менее 1 года, первая манифестация - после 16 лет.

В исследовании применялись следующие группы методов: организационные, эмпирические, статистические методы обработки данных, их количественный и качественный анализ. Меры связи определялись с использованием корреляционного анализа. Сравнительный анализ различий был проведен с помощью коэффициента достоверности Kruskal-Wallis ANOVA by Ranks и Mann-Whitney U Test. Статистичекая обработка данных проводилась с использованием программы Statistica 6.0.

Сравнивая показатели эффективности у близких (жен, матерей) в зависимых группах отметим, что в целом уровень ригидности ниже, чем в группах зависимых, однако значимых различий между группами зависимых и их близких по критерию «эффективность» выявить не удалось. Жены и матери зависимых также высоко ригидны, можно отметить наибольшую выраженность сензитивной ригидности (Хср. алк. = 51,6, Хср. нарк.= = 49,3, Хср. игр. = 48,7, Хср. здор. = 25,2). Уровень диссоциации в указанных группах также высокий. Следует заметить влияние возрастного фактора -в группе матерей (44-52 года) средние значения показателя диссоциации выше, чем в группе жен, на уровне тенденции. Выявлены значимые различия между группой близких (жены, матери) испытуемых с отсутствием зависимости и группами близких испытуемых в состоянии зависимости (при p < 0,05).

Критерий управляемости представляет собой степень быстроты и легкости, с которой система приводится в состояния, задаваемые метасистемой. Управляемость связана с личностной регуляцией: самоуправлением, самоорганизацией, саморегуляцией (Осницкий А.К., Чуйкова Т.С., Конопкин О.А., Моросанова В.И., Бажин Е.Ф., Г олынкина Е.А., Эткинд А.М., Клочко В.Е.).

В исследовании близких родственников зависимых по критерию «управляемость» отмечаются низкие показатели по шкалам саморегуляции, за исключением шкал «программирование» и «оценка результатов», что в сочетании в высокой ригидностью свидетельствует о наличии развернутой системы планирования и оценки своих действий, сильному стремлению к установлению контроля над ситуацией, но вся система малоадаптивна и не изменяется вслед за сложившейся ситуацией.

Выражен экстернальный локус самоконтроля. Значимых различий по показателям зависимых испытуемых и их близких (жен, матерей) выявлено не было. Обнаружены значимые различия между показателями управляемости близких зависимых и близких без состояния зависимости по шкалам «планирование», «программирование», «оценивание

результатов», «гибкость», «общий уровень саморегуляции», «общая интернальность», «интернальность в области неудач», «интернальность в сфере семейных отношений», «интернальность в сфере здоровья и болезни».

В исследовании методом репертуарных решеток была осуществлена модификация стимульного материала. Испытуемым предлагалось три вида стимулов: близкие родственники (мать, жена, сестра, брат, дочь, сын и т.д.), люди, олицетворяющие определенные социальные роли (человек, женщина, мужчина, начальник, учитель и т.д.), предметы, связанные с состоянием зависимости (бутылка, наркотик и т.д.). Ответы испытуемых оценивались по основанию сложности-простоты когнитивных конструктов. Для близких родственников испытуемых с состоянием зависимости характерны простые когнитивные конструкты, однако их количество значимо возрастает в пространстве, связанном с объектом зависимости или с самим зависимым.

Критерий активности представляет собой меру использования системой внутренних энергетических ресурсов для организации функций, заданных метасистемой. Активность связана с «напряженностью» -доминированием отдельных компонентов целостного состояния и влияния этих доминирующих составляющих на ее эффективность и функции состояния в метасистеме. Для состоянии зависимости характерна объектно-ориентированная активность, навязчивые идеи (обсессии), ограниченные ресурсы, чувствительность к любой внутренней и внешней стимуляции.

Исследование направленности активности в группах зависимых и их близких показало выраженную направленность на себя, что подразумевает ориентацию на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно других, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровер-тированность.

Сравнительный анализ статистически значимых различий между группами зависимых, а также между группами зависимых и их близких не выявил. обнаружены достоверные различия в направленности активности между группой без состояния зависимости и остальными экспериментальными группами, а также между группой родственников без состояния зависимости и родственников зависимых.

Автономность как критерий состояния понимается как мера независимости системы от метасистемы. Принцип личностной регуляции реализуется через функциональные структуры состояний в форме самоорганизации, самоуправления, саморегуляции изменения качества, знака

Педагогика и психология

проблемы практической психологии

состояний. проявляет себя в дифференцировании психического состояния от других составляющих метасистемы и ее в целом, а также в определенном положении между процессами и свойствами. В состоянии зависимости автономность реализуется в ценностно-смысловой деформация. В регуляции преобладает физиологический, психо-физиологический уровни.

понятие «автономность» в психологии часто используется как характеристика развивающейся, самоактуализирующейся, зрелой личности и понимается как синонимы самостоятельности, способности ориентироваться на собственные цели и потребности и т.п. Состояние зависимости, деформируя сферу отношений человека, трансформирует и функциональную нагрузку личностных границ, обеспечивающих автономность. Для состояния зависимости синонимом автономности было бы правильнее обозначить «личностный аутизм» как феномен, обозначающий не просто жесткую и малопроницаемую границу между Я и внешним миром, но и предполагающий смещение содержательного модуса отношений к объектному полюсу.

Корреляционный анализ типов эмоционального реагирования в группах зависимых и их близких выявил значимые положительные связи, сходные во всех трех группах зависимых: эйфорические и рефрактерные эмоциональные реакции зависимых значимо связаны с отрицательными и дисфорическими реакциями их близких.

По фактору «Конформность-самодостаточность» были получены следующие результаты: для испытуемых из групп родственников зависимых характерен конформизм, или зависимость от группы, как ее трактует Кет-тел [см. 9]. Испытуемые без состояния зависимости и их родственники характеризуются средним уровнем выраженности конформизма-нонконформизма, значимых различий выявлено не было.

Наблюдаемость как критерий психического состояния представляет собой меру доступности информации о системе для метасистемы. Наблюдаемость представлена в методах диагностики состояний, особенности методических приемов, связанных со спецификой явления. Для состояния зависимости наблюдаемость проявляется в поведенческих и фенотипических реакциях.

В ассоциативном эксперименте испытуемым были представлены сти-мульные ряды слов, включающие слова с нейтральными для испытуемых значениями (книга, автомобиль, праздник, дорога, птица и т.д.), а также слова, имеющие отношение к состоянию зависимости, к объекту зависимости (хмель, опьянение, бутылка и т.д.). Другим основанием для составления стимульного материала было направленность отношения

к людям вообще (человек, женщина, мужчина, начальник и т.п.), близким людям (жена, сестра, мать, дочь, муж, сын и т.п.), предметам (стол, диван, шляпа, чемодан и т.д.). В результате исследования ассоциативных реакций зависимых можно сделать вывод об однозначно выраженных реакциях на слова-стимулы, связанные с зависимостью вообще и с конкретными видами зависимости, на стимулы, относящиеся к зависимому члену семьи.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов, характеризующих особенности реализации состояния зависимости в семьях зависимых. особенности состояния родственников испытуемых с состоянием зависимости представляют собой специфический симптомокомплекс, системообразующим компонентом которого является отношение к самому зависимому и объекту зависимости, безотносительно типа зависимости. Состояние близких родственников зависимых характеризуется снижением эффективности психического реагирования и взаимодействия с окружающей средой, у них также повышается ригидность и диссоциативность. Их когнитивные конструкты относительно зависимых близких просты и несистемны, относительно других родственников - также просты, но наблюдается более широкая систематизация. Управляемость данной группы испытуемых характеризуется высоким уровнем программирования и оценивания результатов, что в совокупности с высокой ригидностью формирует жестко фиксированные когнитивные установки, способы эмоционального реагирования, программы поведения, которые матери или жены зависимых вынуждены реализовывать. Активность данной категории испытуемых имеет более широкий спектр направленности, но в целом он также носит опосредующий характер: активность близких родственников зависимого направлена либо на него самого, либо на объект зависимости, либо на себя в контексте переживания данной ситуации (по результатам ассоциативного эксперимента). Автономность близких родственников зависимого и самих зависимых конструктивно схожа: все они демонстрируют жесткие внутренние границы, содержательно - закрываются от внешнего мира, однако у близких зависимых можно наблюдать выраженную конформность, ядром которой является ориентация на самого зависимого. Таким образом, можно утверждать, что состояние, которое переживают близкие родственники зависимых, отвечает критериям состояния зависимости и значимо отличается от состояния близких родственников испытуемых без состояния зависимости.

Педагогика и психология

проблемы практической психологии

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Основные этапы развития концепции С.Л. Рубинштейна // Рубинштейн С.Л. Избр. философско-психологические тр. М., 1997.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3. Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании: Пособие для врачей, психологов и родственников больных. М., 2002.

4. Никишина В.Б., Запесоцкая И.В. Состояние зависимости: метапсихологиче-ский анализ. Курск, 2012.

5. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40-46.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

7. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

8. Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1984.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.

10. Schaef A W. Co-dependence: misunderstood-mistreated. San Francisco, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.