Построение методики оценки малого бизнеса и управления его стоимостью (на примере салонов красоты)
Ю.В. Нефедов управляющий партнер БаЬпргоШ, доцент кафедры Управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, кандидат экономических наук (г. Москва) А.Ю. Родин доцент кафедры Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», кандидат экономических наук (г. Москва)
Александр Юрьевич Родин, [email protected]
Оценка малого бизнеса является распространенной, но в тоже время недостаточно освещаемой в среде оценщиков и консультантов темой.
Основными критериями малого бизнеса являются 1:
• средняя численность работников (до ста человек);
• выручка от реализации без налога на добавленную стоимость, или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации (на момент написания статьи - до 400 миллионов рублей) 2.
Наиболее частый повод для обращения к консультантам - купля-продажа малого бизнеса. Однако за советом о вероятной цене продажи субъекты малого бизнеса обычно обращаются не к профессиональным оценщикам, а к другим представи-
телям бизнеса. К оценщикам участников малого бизнеса вынуждают обращаться обязательные случаи проведения оценки, такие как налогообложение при продаже и наследовании бизнеса или его доли. Оценка малого бизнеса может понадобиться при решении задач проектного финансирования, связанных с дотацией и прочими инвестициями в развитие. Самостоятельной сферой является работа консультантов по стратегии, которые анализируют масштабы бизнеса, барьеры входа на рынок, проблемы сетевого маркетинга и построения сбытовых сетей 3.
Как правило, процесс оценки бизнеса включает следующие этапы:
1) определение задачи;
2) составление плана оценки;
3) сбор и проверка информации;
4) выбор подходов к оценке и методов оценки;
5) согласование промежуточных результатов и подготовка итогового заключения;
1 Статья 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
3 Родин А. Ю. Оценка малого бизнеса: проблемы и методы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014 № 2 (149). С. 62.
6) составление отчета о результатах оценки стоимости;
7) представление и защита отчета 4.
Оценка же малого бизнеса, по нашему
мнению, должна проходить по следующим этапам:
1) заключение договора на проведение оценки или о консультационных услугах, включающих анализ стоимости объекта оценки;
2) анализ рынка субъектов малого бизнеса в секторе объекта оценки;
3) подготовка информации об объекте оценки, анализ ее достоверности и обоснованности;
4) нормализация информации;
5) анализ наиболее эффективного использования субъекта малого бизнеса;
6) применение подхода к оценке (затратного, сравнительного и доходного) или обоснование отказа от их применения 5;
7) подготовка отчета об оценке 6 или иного заключения.
При классическом анализе рынка исследуются следующие категории данных:
1) производственная специализация;
2) покупатели и их поведение;
3) комплементарные продукты;
4) продукты-субституты;
5) рост доходов:
• темпы;
• характер (сезонный, циклический);
• факторы;
6) технология производства и сбыта;
7) структура издержек;
8) экономия на масштабе;
9) добавленная стоимость;
10) логистика;
11) рабочая сила 7.
Учитывая российскую специфику рыночной информации и размеры бизнеса, анализ рынка для оценки малого бизнеса должен, по нашему мнению, включать следующие категории:
1) продуктовая линейка;
2) игроки, консолидация рынка;
3) специфика заключения сделок купли-продажи объектов малого бизнеса на рынке;
4) клиентура бизнеса;
5) персонал, его обучение и развитие;
6) история развития бизнеса;
7) типичные бизнес-процессы;
8) факторы конкурентоспособности в отрасли;
9) экономика предприятия малого бизнеса.
При выработке стратегии увеличения стоимости малого бизнеса существенную роль играют результаты анализа отрасли, в частности, анализ факторов, влияющих на оценку при применении затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке.
Покажем применение этого алгоритма оценки на примере салонов красоты.
Анализ отрасли салонов красоты
с позиции оценщика и управленца
В последние годы достаточно высока популярность попыток заключить сделки покупки или продажи (в основном, конечно, продажи) салонов красоты. При внимательном рассмотрении рынка выясняется следующее:
1) подавляющее большинство салонов продается в арендованных помещениях с краткосрочным договором аренды. От-
4 Смотри:
Кацман В. Е., Косорукова И. В., Родин А. Ю., Харитонов С. В. Основы оценочной деятельности : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : МФПУ «Синергия», 2012. С. 136-138;
Оценка бизнеса / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М. : Финансы и статистика, 2009. С. 40.
5 Общие понятия оценки, подходы и требования к оценке : Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256.
6 Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3) : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299.
7 Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 436-437.
сюда следует, что высоким значением является роль клиентеллы в стоимости бизнеса 8;
2) рынок не является консолидированным, следовательно, едва ли можно говорить о таких категориях, как бренд, доля рынка и даже ноу-хау.
В связи с этим задача оценки интеллектуальной составляющей бизнеса весьма специфична, что и побудило авторов к написанию настоящей статьи.
По состоянию на начало 2015 года рынок салонов красоты не имеет явных признаков консолидации. Так, по оценкам делового аналитического издания «Эксперт», объем столичного рынка салонов красоты - примерно 10 миллиардов рублей в год, на долю сетевых игроков, таких как «Персона», «Моне», Tony&Guy, Jacques Dessange, Jean Louis David, приходится около 5 процентов от рынка 9. На наш взгляд, действительно трудно идентифицировать игрока, который консолидировал бы более 1 процента рынка, хотя в перспективе не исключен приход такого игрока из-за рубежа.
Структура услуг, которые оказывают салоны красоты, как правило, следующая:
1) парикмахерские услуги;
2) косметологические услуги (могут быть представлены без медицинской составляющей и называться косметическими);
3) маникюр, педикюр;
4) прочие услуги и продажа сопутствующей продукции (зачастую неразвиты и позволяют салону генерировать не более 5-7 процентов выручки, хотя есть отдельные примеры с генерацией 20 процентов и более выручки от продажи сопутствующей продукции).
В настоящее время основными в салонах
красоты являются парикмахерские услуги (как правило, 40-50 процентов от выручки среднего салона красоты с тенденцией к росту) 10.
Второй по значимости вид услуг - косметологические услуги (для лица и тела). Однако доля этих услуг в выручке среднего салона не увеличивается, а снижается из-за растущей конкуренции со стороны космето-логических клиник и ужесточения законодательства (требование получения медицинской лицензии). В выручке доля этих услуг может составлять 25-40 процентов.
Третьими по значимости услугами (или вторым, если косметологические услуги салон не оказывает) являются маникюр и педикюр. Тенденции к развитию этого направления в салонах также не наблюдается из-за значительного количества профильных предприятий (студии маникюра, нейл-бары) и высокой миграции специалистов (их переход на условия аренды рабочих мест, надомная работа и т. п.). Если салон оказывает косметологические услуги, то доля маникюра-педикюра может составлять 15-20 процентов, если не оказывает - до 30 процентов.
Общепризнанные границы цен на услуги, оказываемые салонами красоты, не установлены, однако известна стоимость услуг, установленная наиболее крупными игроками этого рынка. Уровень цен, заданный «Городом красоты» (около 150-400 рублей за мужскую стрижку) 11, можно считать верхним пределом для сегмента «эконом», а уровень, заданный сетью «Персона» (1 200-2 500 рублей за мужскую стрижку) 12, - верхним уровнем для так называемого сегмента «бизнес». Двух- или трехкратный разброс значений обусловлен тем,
8 Понятие «клиентелла» заимствовано из работ М.И. Кулагина, который отмечал, что «клиентелла - это наличие постоянных клиентов у предприятия, перспективы его развития» (Кулагин М. И. Избранные труды. Серия: Классика российской цивилистики. М., 1997. С. 252).
9 Москаленко Л. Сервис - это дать человеку то, в чем он нуждается // Эксперт. 2012. № 33 (815).
10 Нефедов Ю. В. Секреты прибыли салона красоты: руководство для практикующих директоров. М. : Издательство «ФОРУМ», 2013.
11 URL: www.город-красоты.com
12 URL: http://www.persona.ru
что в салонах могут работать специалисты разных квалификаций и ценность их услуг салон позиционирует по-разному. В сегментах «премиум» и «люкс» влияние сетевых игроков на ценообразование меньше, и верхние значения цен определяются только уровнем стилиста, достигая 30-35 тысяч рублей за стрижку, однако в большинстве случаев цена не превышает 5-6 тысяч рублей.
Структура цены услуги в салоне красоты основана на стоимости использованных косметики и одноразовых материалов (обычно 5-15 процентов от цены услуги) и сдельной оплате труда специалистов (обычно 30-40 процентов от выручки). Таким образом, маржинальность услуг в салоне составляет 50-55 процентов.
Фундаментально для управления стоимостью салона красоты, кроме финансовых и численных параметров, можно выделить следующие факторы.
Клиенты
Доходы салона красоты напрямую зависят от его клиентов. Как и в других сервисных видах бизнеса, для прогноза доходов салона следует учитывать:
1) возвращаемость клиентов (эффективность записи);
2) средний чек (в том числе у каждого специалиста).
В каждом салоне красоты можно выделить четыре основные категории клиентов.
Первая категория (обычно наиболее многочисленная) - клиенты случайные. Следующий визит таких клиентов непредсказуем. Причины, по которым был совершен первый визит, следующие:
• необходимость срочно получить услуги, особенно в предпраздничные дни, когда салоны перегружены;
• потребность в услугах более высокого качества (выход из привычного бюджета);
• удаленность от дома и невозможность своевременно воспользоваться услу-
гами привычного салона или специалиста;
• тестирование качества услуг нового салона;
• поиск салона, специализирующегося на услуге, имеющей разовый характер (например ламинирование волос);
• использование подарочного сертификата или скидочного купона.
Как правило, клиентов первой категории сложно сделать постоянными, однако такая возможность существует при условии профессионального управления. Иначе говоря, клиент может перейти в категорию постоянных клиентов, если его ожидания относительно качества услуг будут совпадать с реальностью.
Ко второй категории относятся клиенты, которые решают конкретную проблему (выпадение волос, дефекты кожи и т. д.). Они могут не иметь намерения стать постоянными клиентами салона, однако услуги, которые им оказываются, не разовые, они представляют собой программы и курсы.
Третья категория - постоянные клиенты моноуслуг. Очень часто это люди, сохраняющие верность «своему мастеру». Таких клиентов в большинстве салонов довольно много, по количеству их можно сравнить со случайными (первая категория) клиентами. Обычно эти клиенты посещают салон достаточно долго (более года), но пользуются не многими услугами, которые предоставляет салон, а лишь некоторыми, привычными для себя. Эта категория является своеобразной «зоной риска», поскольку при уходе специалиста клиенты, привыкшие к нему, также могут покинуть салон.
Четвертая категория - лояльные клиенты. Они интенсивно пользуются большинством услуг салона, генерируя значительную часть выручки (40-70%). Клиент четвертой категории, как правило, посещает салон, который расположен недалеко от его дома или места работы либо в удобном пункте его постоянного маршрута. Помимо этого, такой клиент характеризуется следующим:
Таблица 1
Сопоставление категорий клиентов салона красоты по двум признакам
Период постоянных визитов Выручка за месяц
ниже среднего по салону выше среднего по салону
Короткий (менее 3 месяцев) Категория I (случайные клиенты) Категория II (клиенты, решающие конкретную проблему)
Длительный (3 месяца и более) Категория III (клиенты «мастера», потребители моноуслуг) Категория IV (лояльные клиенты салона)
• платежеспособность;
• совпадение по фокусированию (клиент разделяет ценности, продвигаемые салоном, относится к такой же социальной и возрастной группе, как большинство других лояльных клиентов).
Условно можно сопоставить четыре категории клиентов по двум признакам:
1) период постоянных визитов;
2) выручка, которую получает салон после оказания услуг клиенту, за один месяц (см. табл. 1).
В зависимости от специфики салона красоты распределение клиентской базы по категориям может сильно отличаться. Например, у салонов, расположенных в гостиничных комплексах, большинство клиентов относятся к первой категории. А у узкоспециализированных салонов может не быть клиентов второй категории.
Общий принцип - больше возможностей салона - больше клиентов всех категорий. Развитие салона (приобретение нового оборудования, организация новых рабочих мест, введение новых услуг) обычно способствует появлению новых клиентов, но часто случайных. При анализе действующей клиентской базы желательно отследить возможную миграцию клиентов из одной группы в другую и понять ее причины.
Привлечение клиентов в целом осуществляется по трем основным направлениям:
1) личные рекомендации;
2) наружная реклама;
3) интернет.
Целенаправленная работа салона по привлечению новых клиентов возможна только при наличии стратегии, учитывающей все три направления (также возможны регулярные публикации в журналах, партнерские программы и т. д.). Здесь важна и клиентская политика салона, предусматривающая программы лояльности (бонусные системы, выбор программ, гибкость ценовой политики, клубная система для клиентов и т. п.).
Развитие салона красоты
Основные направления развития салона красоты следующие:
• ремонт (для прогноза расходов салона и бюджетирования необходимо учитывать амортизационный фонд, время, прошедшее после последнего косметического ремонта);
• бюджет на обучение сотрудников салона;
• обновление услуг (процент выручки, полученной за услуги, введенные в последние 12 месяцев - желательно, чтобы новые услуги составляли более 20 процентов от выручки).
Управление салоном красоты
С точки зрения операционного менеджмента следует выделить следующие важнейшие требования к управлению:
• контроль процента заработной платы (распределение выручки межу мастером и салоном) в структуре расходы -выручка (желательно до 35 процентов от выручки);
• обеспечение документацией всех этапов работы салона (скрипты для администраторов, технологические карты услуг).
Персонал
Салонный бизнес по праву считается сферой с очень высокой зависимостью успеха от персонала. Как и в медицине, клиенты салона красоты связывают качество полученной услуги прежде всего с личностью оказавшего ее специалиста, персонал это знает и этим пользуется. В управлении персоналом салона красоты принята демократичность, директивные указания могут быть проигнорированы сотрудниками. К тому же спрос на квалифицированный персонал в салонной индустрии постоянно превышает предложение, и угроза увольнения несет больше рисков для салона, чем для сотрудника. Однако чересчур либеральный стиль также опасен - руководитель теряет авторитет и возможность развивать салон по своему сценарию. Либеральный стиль управления в салоне красоты приводит к появлению «звезд» - сотрудников, считающих свою квалификацию необычайно высокой. Как следствие, они предъявляют завышенные требования, в том числе к оплате труда, и не желают вписываться в правила салона. В то же время как либеральный, так и авторитарный стили могут создать инертную ситуацию, при которой профессиональный рост персонала практически останавливается, что приводит к постепенному снижению интереса клиентов. В связи с этим ключевая задача управления персоналом в салоне красоты - обеспечить непрерывный профессиональный рост сотрудников, но не дать им почувствовать себя «звездами». Для этого необходимо следующее:
• обеспеченность каждого рабочего места двумя сотрудниками;
• практика отношений «клиент салона» вместо «клиент мастера»;
• владение сотрудниками, включая администраторов, технологиями продаж;
• соблюдение персоналом правил салона (форменная одежда, дисциплина, чистота в подсобных помещениях, этика общения);
• практика регулярного обучения сотрудников (наличие постоянных провайдеров, план семинаров на ближайшие месяцы);
• среднее время работы сотрудников салона должно быть сопоставимым, то есть отсутствие практики «выживания» новичков «ветеранами».
Матрица конкурентоспособности
Рассмотрим основные факторы, определяющие конкурентоспособность салона красоты.
Расположение
Основные факторы, позволяющие считать расположение удачным, следующие:
• близость к станции метро или транспортному узлу;
• возможность удобного подъезда и парковки (по возможности бесплатной или оплачиваемой салоном);
• заметность вывески и доступность входа для посетителей;
• близость к точкам деловой и (или) торгово-развлекательной активности;
• примыкающий массив жилых домов, желательно не массовой застройки.
Бренд
• высокий рейтинг салона в интернет-поиске;
• наличие программы лояльности, которая делает для клиентов выгодными регулярные визиты;
• наличие портфолио, свидетельств
о победах в конкурсах и других информационных материалов, характеризующих салон;
• широкий перечень предоставляемых услуг, в том числе подразумевающих наличие медицинской лицензии (аппаратная косметология, инъекционные методики и т. п.).
Экономика салона красоты
Наиболее типичными условно-постоянными расходами для салона красоты являются:
1) аренда (включая аренду оборудования, программных средств и виртуальных ресурсов);
2) административные расходы: заработная платы директора (управляющего) 13 и дежурных-администраторов, на бухгалтерское обслуживание и связь;
3) хозяйственные расходы (коммунальные платежи, уборка, выполнение прочих санитарных норм);
4) маркетинговые расходы (регулярные затраты на рекламу, сервис);
5) налоги и отчисления (как правило, в салонах даже высокого уровня используются «серые» схемы оплаты труда);
6) прочие расходы и отчисления (в том числе фонды обучения персонала, амортизационный фонд).
Рентабельность продаж салона красоты в случае удачного входа в рынок и грамотного управления составляет 25-30 процентов при выручке от 1,5 миллиона рублей и выше, хотя при более низкой выручке у салонов обычно наблюдается снижение рентабельности до 10-12 процентов (при выручке 500-600 тысяч рублей). Следует
отметить, что некоторые расходы салоны обычно не отслеживают.
Сбор и нормализация информации для конкретного салона красоты может происходить по следующему сценарию.
Основными первичными документами для последующей консолидации и анализа можно считать ведомости для начисления заработной платы персонала (иногда составляются ежедневно), прейскурант салона. С их помощью можно смоделировать поступления в салон за последние 3-4 месяца.
Смоделировать расходную часть можно, прежде всего опираясь на данные о заработной плате и отношения с контрагентами. Чтобы определить стоимость расходных материалов, желательно воспользоваться такими первичными документами, как технологические карты (карта составляется для каждой услуги и включает основные ее этапы и расход материалов в натуральном и стоимостном выражениях).
Говоря о тенденциях, необходимо отметить такой важнейший риск салона, как высокая ротация персонала. Найти специалистов и удержать их на приемлемых для салона условиях - всегда было трудной задачей для салонов красоты. Но сегодня специалисты достаточно массово стараются выстроить отношения с салоном по принципу аренды рабочего места (в зависимости от класса салона в парикмахерском зале аренда кресла на месяц может составлять 20-80 тысяч рублей).
Применение подходов к оценке
Процесс оценки салона красоты включает следующие этапы:
13 Обсуждение заработной платы директора является довольно существенным моментом, поскольку именно ее величина часто ошибочно принимается за прибыль. Салон красоты редко может функционировать без операционного регулирования (за исключением схемы с полной арендой рабочих мест). Могут развиться воровство, произойти снижение уровня обслуживания и прочее. В связи с этим директор должен регулярно присутствовать в салоне или нанять управляющего. Личное присутствие является работой по управлению, которая должна быть оплачена независимо от того, получил салон прибыль или нет. Однако на практике директор (будучи владельцем салона) не начисляет себе регулярную заработную плату, а считает, что прибыль и есть вознаграждение за управленческий труд, поэтому, когда директор говорит, что прибыль салона составляет в среднем 50-70 тысяч рублей в месяц, это часто означает, что таковым последнее время был финансовый результат, рассчитанный без учета оплаты труда управленца.
1) сбор и нормализация информации;
2) определение прогнозной величины прибыли на следующий год с учетом наиболее эффективного использования;
3) определение возможности применения доходного подхода (традиционный для малого бизнеса метод капитализации дохода учитывает ожидание и риски возврата инвестиций покупателя бизнеса);
4) определение возможности применения затратного и сравнительного подходов;
5) обоснование весов для каждого из вариантов оценки (вес может быть равен нулю);
6) выводы 14.
Затратный подход
Применение затратного подхода к оценке затрудняется тем, что значительная часть инвестиций в открытие и развитие салона расходуется на ремонт помещения. Как известно, эти затраты могут не найти отражение в балансе предприятия, которое арендует помещение. Тем не менее состояние помещения имеет значение для стоимости бизнеса. Оценка имеющегося в салоне оборудования тоже может иметь значение при применении затратного подхода к оценке, однако следует учитывать его ликвидность, которая зависит от стоимости оборудования. Если его стоимость относительно невысокая, то оно вполне ликвидно. Но дорогое оборудование, бывшее в употреблении, естественно, реализовать по остаточной стоимости не так легко - рынок достаточно сужен. Дистрибьюторы смогут добавить оборудованию ликвидность, но при этом цена продажи будет ниже.
Применение доходного подхода также вызывает сложности. Интересным моментом является, например, то, что расположение салона в более привлекательном месте очевидно повышает стоимость арендной платы, которая снижает потенциальную прибыль. Но место расположения салона играет большую роль для его доходности,
и определить, в каком помещении салон действительно прибыльный, а в каком убыточный, - вопрос бизнес-интуиции, а не классической оценки. Определение размера прибыли в салоне красоты - также вопрос весьма спорный. У салонов практически не бывает классической бухгалтерской отчетности (особенно в регионах и даже за МКАД, где действует единый налог на вмененный доход; далее - ЕНВД), и обычно весьма слабо развита управленческая отчетность. Специфику также имеет сфера налогов и отчислений. Практически воссоздать и проанализировать ситуацию с денежными потоками в салоне можно лишь с помощью первичных документов (зарплатные ведомости, ежедневные отчеты), все сводные документы, как правило, малоинформативны.
Указанные нюансы свидетельствуют о том, что использование сравнительного подхода также не будет продуктивным.
Чем руководствуются владельцы салонов красоты, назначая цену на свои объекты? Оказывается, более популярными для обращений потенциальных покупателей являются более дорогие предложения. Если потенциальный покупатель видит два предложения с примерно одинаковыми характеристиками, но с разной ценой, он сначала обратится туда, где цена выше. Вероятно, более высокая цена ассоциируется у него с более привлекательными возможностями для бизнеса. Лишь через какое-то время (но всегда разное) продавец, отчаявшись продать салон по высокой цене, может снизить ее, причем делается это также по-разному - кто-то снижает цену медленно и постепенно, кто-то быстро и намного.
Кроме того, очень трудно подобрать два действительно аналогичных друг другу продаваемых объекта. Простой пример: возможность парковки в непосредственной близости от салона значительно влияет на его привлекательность, но часто не отражена в описании.
14 Рутгайзер В. М. Оценка стоимости бизнеса : учебное пособие. М. : Маросейка, 2007. С. 122.
Таким образом, разброс цен на действующие салоны красоты велик даже при схожих характеристиках - до 50 процентов и более. Естественно, это происходит при относительно невысоком количестве сделок на рынке. У нас нет на этот счет точных данных, но известны игроки, которые примерно до 2009-201 0 годов вели деятельность по открытию салонов и их продаже сразу после запуска. Теперь игроки свернули эту деятельность из-за снизившегося спроса. В целом же, по нашим оценкам, в настоящее время в Москве продается не более 20-30 салонов красоты в месяц и то лишь в активные периоды (весной и осенью).
Исходя из нашей практики можно предложить следующий алгоритм оценки стоимости действующего салона красоты. Правда, следует оговориться, что чаще всего этот алгоритм использовался нами для обоснования объективной рыночной стоимости. Составление полноценного отчета об оценке в соответствии с законодательством об оценочной деятельности требует соблюдения формальностей, снижающих эффективность работы и часто искажающих реальное положение дел на рынке в связи с невозможностью выведения экспертных оценок, не подтвержденных документально.
Сегодня на продажу выставлено довольно много салонов красоты, однако представляется сложным найти достоверные данные об их финансовых результатах. В сравнительном подходе принята методика расчета на основе оценочных мультипликаторов 15. Наиболее эффективные для расчетов мультипликаторы - «цена/прибыль», «цена/выручка». Однако также возможно рассчитывать мультипликаторы с помощью натуральных показателей «цена/рабочее место» (количество сотрудников), «площадь помещения». В объявлении о продаже прибыль салона красоты, также как
выручка, может быть завышена. Помимо проблем с управленческим учетом, данные налоговой отчетности часто искажены как недобросовестным отражением операций, так и различными налоговыми режимами, не предусматривающими ведение учета финансовых результатов (ЕНВД или 6 процентов от выручки). В связи с этим мультипликаторы, полученные на рынке предложений по продаже готового бизнеса, можно воспринимать с некоторой долей скептицизма.
На момент подготовки статьи в Москве на продажу было выставлено несколько сотен салонов красоты. Диапазон цен предложения составляет примерно от 500 тысяч до 15 миллионов рублей. Важным фактором стоимости салона красоты является наличие медицинской лицензии с сопутствующим перечнем оказываемых услуг. По результатам анализа сделок можно судить о высокой скидке на уторговывание в процессе перехода от предложения к реальной сделке. По нашим оценкам, эта скидка может составлять 15 процентов и более. В период кризиса заявленная рентабельность салона красоты снизилась с 27 (начало 2014 года) до 18 процентов (начало 2015 года). Как следует из объявлений, местоположение салона красоты не имеет существенного влияния на его стоимость. Конкурентоспособность салона складывается из факторов, не зависящих от его удаленности от центра города. Кризис не сильно повлиял на соотношения «цена/выручка», «цена/ прибыль», и их различие можно считать статистической погрешностью (исследовано 10 предложений до и после кризиса; см. таблицы 2 и 3). Однако можно сказать, что значения мультипликатора «цена/прибыль» увеличились, что свидетельствует о снижении рисков вложения в салоны красоты.
В таблице 4 представлены результаты сопоставления рыночных мультипликато-
15 Косорукова И. В., Секачев С. А, Шуклина М. А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса : учебное пособие / под ред. И. В. Косоруковой. М. : Московская финансово-промышленная академия, 2011. С. 406-414.
Таблица 2
Рыночные данные о салонах красоты до кризиса (2013 год) 16
Описание салона Выручка, Р. Прибыль, р. Цена, р. Цена/прибыль Цена/выручка Рентабельность, %
Парикмахерская рядом с метро * 1 440 000 540 000 337 500 0,63 0,23 38
Салон красоты (м. ул. Подбельского) 3 000 000 600 000 4 500 00 0,75 0,15 20
Кабинет прессотерапии в фитнес-клубе бизнес-класса * 3 600 000 1 080 000 525 000 0,49 0,15 30
Салон красоты (м. Марьино) 3 600 000 840 000 675 000 0,80 0,19 23
Салон красоты в Юго-восточном административном округе 5 400 000 900 000 750 000 0,83 0,14 17
Салон красоты в Солнцево 4 200 000 1 200 000 1 012 500 0,84 0,24 29
Студия маникюра и педикюра в Сокольниках 4 440 000 1 200 000 1 125 000 0,94 0,25 27
Салон красоты с массажным и косметологическим кабинетами * 8 400 000 3 000 000 1 350 000 0,45 0,16 36
Салон красоты площадью 132 квадратных метра с базой постоянных клиентов * 6 000 000 1 200 000 1 650 000 1,38 0,28 20
Салон красоты с косметологическим и массажным кабинетами * 8 400 000 2 400 000 2 475 000 1,03 0,29 29
Студия красоты lux в центре Москвы 6 000 000 н/д 4 950 000 н/д 0,825 н/д
Салон красоты + ателье элитного уровня * 21 600 000 7 560 000 10 275 000 1,36 0,48 35
* На сайте не указано место расположения салона красоты.
Таблица 3
Рыночные данные о салонах красоты в период кризиса 2014-2015 годов
Описание салона Цена предложения о продаже, р. Средняя прибыль в год, р. Годовая выручка, р. * ь 9 ? о ё Клиентская база, чел. Штат, чел. *
Элитный салон красоты с медицинской лицензией (м. Белорусская) 17 9 750 000 4 200 000 26 400 000 300 800 16
16 По данным сайта biztorg.ru
17 и^: http://irr.ru/business/business/ready-made-business/Elitnyy-salon-krasoty-i-SPA-Premium-klassa-u-m-advert348555652.html
Окончание таблицы 3
Салон красоты бизнес-класса в торговом центре (м. Петровско-Разумовская) 18 1 237 500 н/д 9 600 000 135 н/д 4
Салон красоты в районе метро Охотный ряд 19 2 475 000 1 800 000 6 600 000 120 н/д 4
Салон красоты (м. Электрозаводская) 20 1 125 000 н/д н/д 100 н/д 4
Салон красоты (м. Университет) 21 1 237 500 2 400 000 8 400 000 55 н/д 6
Салон красоты (м. Таганская) 22 1 875 000 1 200 000 12 000 000 128 н/д 4
Салон красоты (м. Тимирязевская) 23 562 500 780 000 н/д 56 н/д 3
Салон красоты (м. Новослободская) 24 4 125 000 3 000 000 11 400 000 135 н/д 14
Салон красоты (м. Сокол) 25 5 700 000 1 200 000 10 800 000 200 380 13
Салон красоты (м. Профсоюзная) 26 1 875 000 н/д н/д н/д н/д н/д
* Количество штатных единиц без управляющего.
Таблица 4
Значения мультипликаторов сравнительного подхода при оценке салонов красоты до кризиса (табл. 2) и в кризисный период (табл. 3)
Мультипликатор Значение мультипликатора
минимум максимум среднее медианное
Цена/прибыль до кризиса 0,45 1,38 0,86 0,83
Цена/прибыль в кризис 0,52 4,75 1,80 1,38
Цена/выручка до кризиса 0,14 0,83 0,28 0,24
Цена/выручка в кризис 0,15 0,53 0,32 0,37
ров, указанных в таблицах 2 и 3.
Также можно сделать оценку стоимости имеющихся у салона активов. Как правило, все ограничивается перечнем имеющегося оборудования и мебели, но возможны корректировки, например, на репутацию, созданную в интернете, или на состояние помещения, о чем уже упоми-
налось. Общая стоимость активов - также существенный момент для окончательной оценки. Примерная смета создания салона красоты эконом-класса площадью 100 квадратных метров с точки зрения затратного подхода к оценке представлена в таблице 5.
Наибольшие затраты необходимы на ре-
18 111^: http://irr.ru/business/business/ready-made-business/Salon-krasoty-biznes-klassa-v-TC-st-m-Petrovsko-advert410200501.html
19 111^: http://irr.ru/business/business/ready-made-business/Salon-krasoty-v-r-ne-m-Ohotnyy-ryad-advert336207016.
Мт!
http://biztorg.ru/view/33876541
http://biztorg.ru/view/33873024
http://biztorg.ru/view/33876186
http://salonsale.ru/product457.html
http://salonsale.ru/product430.html http://bizprodan.ru/kypit-salon-krasoty/5077
20 и^
21 и^
22
и^
23 и^
24 и^
25 и^
26 и^
http://bizprodan.ru/kypit-salon-krasoty/4998
Таблица 5
Примерная смета создания салона красоты среднего класса, площадью
100 квадратных метров
Элемент затрат Примерная цена, р. Количество
Кресло, шт. 25 000 3
Зеркало, шт. 3 000 3
Тумбочка, шт. 15 000 3
Мойка, шт. 15 000 2
Ремонт, кв. м 450 000 100
Маникюрное место, шт 15 000 2
Ресепшн с оргтехникой, шт. 50 000 1
Вывеска, шт. 50 000 1
ИТОГО, р. 739 000
монт помещения, что требует соблюдения санитарных норм.
Подобные салоны красоты продаются в Москве за 1-1,5 миллиона рублей, в регионах России - немногим менее 1 миллиона. Это может свидетельствовать о том, что раскрученный, готовый к продаже салон красоты может быть продан по цене, которая превышает затраты на его оборудование.
Стоит отметить, что салоны с медицинскими услугами, как правило, арендуют соответствующую технику или берут ее в лизинг, что также искажает сумму вложений на создание бизнеса. Все эти факторы свидетельствуют о неприменимости затратного подхода к оценке салонов красоты.
Доходный подход
Применение доходного подхода без
условия наиболее эффективного
использования
Используя первичную документацию (журнал записи, ежедневные сводки, прейскурант) следует смоделировать поступления в оцениваемый салон красоты. Затем моделируется себестоимость услуг. Важным моментом является изучение условий
оплаты труда персонала, которые обычно основаны на сдельно-процентном принципе. Если они отличаются от средних по рынку, то необходимо отметить риск, связанный с невозможностью оказания услуг на период подбора новых сотрудников. Рассчитанную прибыль за истекший период можно сравнить с декларированной собственником (как правило, рассчитанная оказывается ниже), обсудить причины расхождений.
Применение доходного подхода
с учетом наиболее эффективного
использования
Бывают ситуации, когда бизнес-модель в салоне красоты необходимо полностью поменять, например полностью предоставить помещения под аренду рабочих мест. Это может оказаться компромиссным решением, позволяющим фиксировать прибыль. Так или иначе, но, скорее всего, ситуация с денежным потоком в салоне красоты в недалеком будущем изменится. Причиной тому - ужесточение законодательного регулирования, насыщение рынка и начинающаяся консолидация, ближайшее окружение салона. Таким образом, в модель будущих доходов обычно вносятся
поправки, например, снижающие загрузку некоторых существующих направлений или связанные с ценовой политикой и доходностью услуг. Впрочем, в ряде случаев перспектива для салона более оптимистична, например, ввиду строительства неподалеку жилого массива. Важным моментом для анализа являются наработки, за счет которых салон сохранял отношения с клиентами до момента оценки.
Ключевой момент оценки - фиксация средней ежемесячной прибыли на уровне выше нуля. Сам факт того, что салон является прибыльным и на какое-то время останется таковым, крайне важен.
Также возможно применение метода дисконтированных денежных потоков. В этом случае целесообразно учитывать нормализованный доход и объем необходимых на ближайший год-полтора инвестиций.
Представляется, что в нормальных условиях внешней среды прогнозный период достаточен в диапазоне от 3 до 4 лет.
При применении доходного подхода необходимо учитывать размеры выручки с одного рабочего места, доли прибыли мастера, компенсации затрат на материалы. Нормированию также подлежат затраты на аренду, управленческие нужды (бухгалтерия, связь, уборка помещения, прочие общие и административные расходы), минимальный маркетинговый бюджет, обучение персонала и непредвиденные расходы. По нашим данным, ежедневная нормальная выручка одного стилиста составляет 8-12 тысяч рублей, медицинские услуги могут давать ежедневную выручку до 20-30 тысяч рублей. Как правило, 40-50 процентов от выручки получает стилист, иногда покупку материалов включают в эту величину компенсации.
Иногда салон передает в аренду рабочее место, что облегчает задачу прогноза прибыли. Аренда помещения является, как правило, самым крупным элементом постоянных затрат, однако зачастую компенсируется в стоимости услуг салона. Декларируемая прибыль салона более 35
процентов, скорее всего, является фикцией. Средний салон красоты бизнес-класса зарабатывает 10-20 процентов от своего оборота. Часто месячная прибыль салона опускается ниже психологических барьеров (50 тысяч рублей в месяц), в этом случае возникает вопрос о целесообразности быть собственником, а не наемным работником салона.
Очевидно, что рассматриваемый бизнес надо считать капитализацией дохода и не усложнять оценку методом дисконтированных денежных потоков. Данные, полученные на рынке, свидетельствуют о том, что средние и малые по оборотам салоны продаются чуть более чем за одну годовую прибыль. Крупные салоны, с большими оборотами и медицинской лицензией, могут потребовать за салон в средним и 3 годовые прибыли. Таким образом, инвестиции в развитие салона и аренда больших помещений могут быть привлекательными с точки зрения планов выхода из бизнеса с большей премией к мультипликатору «цена/прибыль».
Как правило, продажа салона - это либо продажа юридического лица, либо переуступка прав аренды помещения. В связи с этим площадь салона является самым важным критерием отнесения его к малому или среднему ценовому сегменту.
Также могут быть расчитаны другие мультипликаторы:
• «цена/площадь» салона - этот мультипликатор не является показательным (его разброс - от 9 до 33 тысяч рублей за один квадратный метр при среднем значении 20 тысяч рублей);
• «стоимость одного клиента» (по нашей выборке - 13,5 тысячи рублей, однако информацию о величине клиентской базы предоставили только дорогие салоны красоты);
• «цена/рабочее место» (по нашей выборке - от 200 до 600 тысяч рублей в зависимости от класса салона, в среднем - 310 тысяч рублей за рабочее место).
Представляется, что в любом случае доходный подход требует нормализации данных о доходах салона красоты.
Анализ рисков
Помимо уже рассмотренных факторов текучести персонала, снижения спроса и законодательного регулирования, салон может оказаться вовлеченным в тяжбу, иметь задолженность или напряженные отношения с собственником помещения. На выяснение этого желательно выделить время, чтобы сделать необходимые запросы.
Заключение
Несмотря на кажущуюся простоту ведения такого бизнеса, как салон красоты, фактический успех его деятельности зависит от множества факторов. Для эффективной работы салона требуются ответственный подход к делу и изучение внутренних и внешних факторов, влияющих на его положение на рынке и цену, по которой можно продать этот вид бизнеса.
Оценка малого бизнеса - сложная и интересная задача. Для ее адекватного решения необходима адаптация существующих методик, глубокое знание бизнеса и отрасли, гибкий подход к применению оценочных методов.
Для повышения эффективности деятельности малого бизнеса необходимы высокая квалификация менеджмента и сотрудников, а также знание управленческой и оценочной наук.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (с изм. и доп.).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (с изм. и доп.).
3. О предельных значениях выручки от
реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101.
4. Общие понятия оценки, подходы и требования к оценке : Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256.
5. Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254.
6. Кацман В. Е., Косорукова И. В., Родин А. Ю., Харитонов С. В. Основы оценочной деятельности : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : МФПУ «Синергия», 2012.
7. Кулагин М. И. Избранные труды. Серия: Классика российской цивилистики. М., 1997.
8. Оценка бизнеса / под ред. А. Г. Грязно-вой, М. А. Федотовой. М. : Финансы и статистика, 2009.
9. Косорукова И. В., Секачев С. А, Шу-клина М. А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса : учебное пособие / под ред. И. В. Косоруковой. М. : Московская финансово-промышленная академия, 2011.
10. Нефедов Ю. В. Секреты прибыли салона красоты: руководство для практикующих директоров. М. : Издательство «ФОРУМ», 2013.
11. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.
12. Рутгайзер В. М. Оценка стоимости бизнеса : учебное пособие. М. : Маросейка, 2007.
13. Москаленко Л. Сервис - это дать человеку то, в чем он нуждается // Эксперт. 2012. № 33 (815).
14. Родин А. Ю. Оценка малого бизнеса: проблемы и методы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014.
№ 2 (149).
15. ияи Biztorg.ru
16. и^: http://www.persona.ru
17. и^: www.город-красоты.com
18. и^: http://irr.ru/business/business/ ready-made-business/Elitnyy-salon-krasoty-i-SPA-Premium-klassa-u-m-advert348555652. Мт!
19. URL: http://irr.ru/business/busi ness/ready-made-business/Salon-kraso ty-biznes-klassa-v-TC-st-m-Petrovsko-ad vert410200501.html
20. URL: http://irr.ru/business/business/
ready-made-business/Salon-krasoty-v-r-ne-m-Ohotnyy-ryad-advert336207016.html
21. URL: http://biztorg.ru/view/33876541
22. URL: http://biztorg.ru/view/33873024
23. URL: http://biztorg.ru/view/33876186
24. URL: http://salonsale.ru/product457. html
25. URL: http://salonsale.ru/product430. html
26. URL: http://bizprodan.ru/kypit-salon-krasoty/5077
27. URL: http://bizprodan.ru/kypit-salon-
krasoty/4998
* *
|_ А \Л/ Г 1 И м Ш пек£огоу, БауеТюу £1 раПпегз ОБЗОР НАЛОГОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ 7 АВГУСТА 2015 ГОДА (извлечения)
+7 (495) 646 81 76 [email protected] www.nsplaw.ru Е. Батанов - партнер по налоговым спорам и консультированию юридической фирмы «Некторов, Савельев и Партнеры» (г. Москва) Егор Батанов, egor.batanov(at)nsplaw.com
Опубликованы Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый
период 2017 и 2018 годы
Министерство финансов Российской Федерации официально опубликовал одобренные Правительством Основные направления налоговой политики на 2016-2018 годы. Документ содержит перечень запланированных к реализации или обсуждаемых ведомством мер, направленных на оптимизацию налогового администрирования и стимулирование инвестиций.
Ключевые положения:
налогоплательщикам, возможно, будет предоставлено право обращаться в налоговые органы с запросом о налоговых последствиях планируемой сделки (запросом на получение «налогового рулинга»);
субъектам Российской Федерации будет предоставлено право снижать ставку налога на прибыль до 10 процентов для вновь создаваемых промышленных предприятий, осуществляющих капитальные вложения («гринфилдам»);
действие Федерального закона от 8 марта 2015 года № 32-ФЗ, в соответствии с которым в 2015 году по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемым в России, по ставке 0 процентов не требуется обоснования «рыночного» уровня процентной ставки, возможно, будет продлено;
суммовой порог, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми, вероятно, будет повышен с одного до двух-трех миллиардов рублей с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции (http://www.minfin.ru/ru/ document/?id_4=62450).
Разъяснения органов исполнительной власти
1. Если в результате реорганизации организация-кредитор присоединяется к организации-должнику и обязательство должника перед кредитором прекращается по причине совпадения сторон обязательства в одном лице (ст. 413 ГК РФ), то у должника не возникает дохода в виде списываемой задолженности для целей исчисления налога на прибыль организаций (письмо Минфина России от 14.07.2015 № 03-03-06/4029).
2. Если российская организация имеет контролируемую задолженность перед иностранным учредителем и при этом обязательство по уплате процентов по такой задолженности зачитывается в счет обязательств иностранного учредителя по перечислению денежных средств в счет увеличения уставного капитала (то есть фактической выплаты не происходит), то российская организация все равно обязана в момент зачета в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ и статьи 310 НК Рф удержать и перечислить в бюджет налог с дохода иностранного учредителя в виде переквалифицированных в дивиденды процентов (письмо Минфина России от 14.07.2015 № 03-08-05/40311).