№ 2 (149) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Оценка малого бизнеса: проблемы и методы
А.Ю. Родин
доцент кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (МФПУ «Синергия»), член экспертного совета саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков», кандидат экономических наук (г. Москва)
Александр Юрьевич Родин, [email protected]
Развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач по обеспечению самозанятости населения, создания прослойки среднего класса.
Проблемы консалтинга в малом бизнесе стоят очень остро. Как правило, низкие доходы малого бизнеса на позволяют развивать эффективный консалтинг, так как более богатые отрасли и масштабные организации обладают более привлекательными для консультантов бюджетами.
Задачи оценки малого бизнеса
Наиболее частый повод для обращения к консультантам - купля-продажа малого бизнеса. Однако за советом о вероятной цене продажи субъекты малого бизнеса обычно обращаются за консультацией не к профессиональным оценщикам, а к другим представителям бизнеса.
К оценщикам участников малого бизнеса вынуждают обращаться обязательные случаи проведения оценки, такие как налогообложение при продаже и наследовании доли в бизнеса.
Оценка малого бизнеса может понадобиться при решении задач проектного финансирования, дотаций и прочих инвестиций в развитие.
Самостоятельной сферой является работа консультантов по стратегии, которые анализируют масштабы бизнеса, барьеры входа на рынок, проблемы сетевого маркетинга и построения сбытовых сетей.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) :
Подходы к оценке малого бизнеса
Автор настоящей статьи не ставил задачу дать определения, исследовать организационно-правовые формы, свойства и особенности различных субъектов малого предпринимательства. Особенности оценки малого бизнеса связаны с незначительной ценностью основных средств, а также с отсутствием, как правило, собственного недвижимого имущества. Особенностью бухгалтерского учета является частое применение упрощенной формы налогообложения, что снижает качество информации для оценки, и зачастую информация в отчетности искажена по объективным или субъективным причинам. Кроме того, часто малый бизнес основан на нематериальных активах - знаниях и навыках предпринимателя, а также на его клиентской базе, которая может «последовать» за предпринимателем при продаже бизнеса.
Сложность в идентификации и учете основных и оборотных активов малого бизнеса делает затруднительным применение затратного подхода при его оценке.
В работе консультанта важным является бюджет проекта, который ограничивает время и глубину анализа объекта оценки. Бюджеты малого бизнеса не позволяют тратить много ценного времени консультанта, поэтому построение сложных качественных моделей доходного подхода к оценке затруднено.
-9789, [email protected]
ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Эти сложности усиливаются противоречивостью и низким качеством информации о доходах и расходах малого бизнеса в его официальной отчетности. Особой проблемой является применение существующих методик оценки ставки дисконтирования, что приводит к существенной переоценке бизнеса с применением доходного подхода.
В России существуют площадки и информационные ресурсы по продаже готового бизнеса, которые позволяют узнать цены предложений на эти активы. Достоверный сравнительный подход отражает мотивацию потенциального покупателя, поэтому, если имеется достоверная и непротиворечивая информация о сделках или предложениях о продаже аналогичного бизнеса, этот подход стоит применять в первую очередь.
В настоящем исследовании анализируются цены предложений по продаже около ста предприятий малого бизнеса, опубликованных на специальных сайтах [1 и 2]. По оценочной практике цены предложений не
уменьшены на поправку на уторговывание, так как предполагается, что продавец понесет издержки на аудит и возможные комиссионные вознаграждения в процессе приобретения бизнеса, что компенсирует выигрыш от скидки от цены предложения.
На основе анализа объявлений в выборке информации, размещенной на указанных сайтах, были выявлены следующие сферы малого бизнеса:
• интернет-магазины;
• салоны красоты;
• кафе и рестораны;
• оптовая и розничная торговля продуктами питания;
• торговля промышленными товарами;
• турагенства;
• образование;
• автомойки и автосервисы;
• консалтинг.
При анализе размера годовой выручки и чистой прибыли были сделаны выводы о масштабе малого бизнеса в Москве и некоторых других городах (табл. 1 ), посчитаны
Таблица 1
Масштабы и рентабельность
Сфера малого бизнеса Типичный (медианный) масштаб выручки в год, тыс. р. Медианная рентабельность чистой прибыли, %
Интернет-магазины 8 100 29
Салоны красоты 4 920 29
Кафе и рестораны 12 000 20
Оптовая и розничная торговля продуктами питания 12 000 18
Торговля промышленными товарами 11 400 22
Турагенства 19 200 10
Образование 4 800 35
Автомойки и автосервисы 5 760 42
Консалтинг 19 500 32
Среднего размера 10 853,333 26
Крупнейшая 39 600 10
Наименьшего размера 3 000 23
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
№ 2 (149) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Таблица 2
Мультипликаторы «цена/прибыль» и «цена/выручка»
Сфера малого бизнеса Цена/прибыль Цена/выручка
Интернет магазины 0,63 0,19
Салоны красоты 1,11 0,32
Кафе и рестораны 2,42 0,44
Оптовая и розничная торговля продуктами питания 1,12 0,21
Торговля промышленными товарами 1,25 0,27
Турагенства 0,65 0,12
Образование 1,12 0,31
Автомойки и автосервисы 0,93 0,45
Консалтинг 1,77 0,26
Среднего размера 1,22 0,29
Крупнейшая 1,44 0,16
Наименьшего размера 0,83 0,24
Таблица 3
Ставки капитализации и дисконтирования
Сфера малого бизнеса Ставка капитализации, % Ставка дисконтирования, обратная от модели Гордона, в процентах (g = 5%)
Интернет-магазины 160 165
Салоны красоты 90 95
Кафе и рестораны 41 46
Оптовая и розничная торговля продуктами питания 89 94
Торговля промышленными товарами 80 85
Турагенства 154 159
Образование 89 94
Автомойки и автосервисы 107 112
Консалтинг 56 61
Среднего размера 82 87
Крупнейшая 70 75
Наименьшего размера 120 125
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ - ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
мультипликаторы «цена/прибыль» и «цена/ выручка» (табл. 2), с учетом долгосрочного темпа прироста доходов в 5 процентов подсчитаны ставки капитализации и дисконтирования для малого бизнеса (табл. 3).
В результате сбора рыночной информации можно сделать вывод об отсутствии зависимости размера бизнеса и оценочных мультипликаторов в проанализированной
выборке (см. рисунки 1 и 2).
По результатам проведенного исследования можно сделать основной вывод о том, что ставки дисконтирования и капитализации, рассчитанные с применением классических моделей, намного меньше, чем полученные в результате анализа рыночных данных. Рыночные данные показывают, что потенциальные продавцы не закладывают
выручка
Рис. 1. Зависимость мультипликатора «цена/прибыль» от масштаба бизнеса
(выручка в млн р. в год)
2 3 т
>ч
д.
л
3
го
х
CD
X"
2
0
•
• • %• • •• Л Л • »
Щ} ».. • •
0
30
60
90
120
150 180
выручка
Рис. 2. Зависимость мультипликатора «цена/выручка» от масштаба бизнеса
(выручка в млн р. в год)
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected] (^65^)
2
1
1
№ 2 (149) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
значительные сроки окупаемости при продаже своего бизнеса. Это делает малый бизнес весьма недооцененным.
В целом из представленного статистического исследования можно сделать следующие выводы:
1) невозможность применения доходного подхода с использованием моделей расчета ставки дисконтирования и капитализации методом CAPM и BUM (кумулятивного построения) с традиционными методами оценки премий за риск размера бизнеса. В известной книге Дэвида Бишопа «Оценка для целей слияний и поглощений» предельная ставка дисконтирования для малого бизнеса составляет 35 процентов, тогда как в нашем исследовании максимальное зафиксированное значение ставки дисконтирования составило 165 процентов;
2) недооцененность малого бизнеса по сравнению со средним. Короткие сроки окупаемости, которые закладывают продавцы, делают инвестиции в целях перепродажи малого бизнеса менее эффективными, чем при перепродаже бизнеса среднего и большого размеров;
3) доминирование сравнительного подхода к оценке. Для адекватной оценки малого бизнеса в основном необходимо применять сравнительный подход, так как этот бизнес редко располагает дорогостоящими активами, а доходный подход сложно применить в связи с недостатком достоверной отчетности и высокими рисками;
4) наличие достаточной информации для оценки с использованием сравнительного подхода. В Итернете можно найти много предложений о продаже малого бизнеса, к тому же автор считает, что региональные аспекты не сильно влияют на ценообразование таких активов;
5) отсутствие зависимости масштаба
бизнеса и оценочных мультипликаторов внутри масштабов упрощенной системы налогообложения. Если рассматривать бизнес с оборотом до двух миллионов долларов США, то масштаб бизнеса, в общем, не влияет на соотношение цены к прибыли и цены к выручке;
6) классические методы оценки применимы при переходе масштабов бизнеса за границы упрощенной системы налогообложения в отраслях торговли и HORECA (отели, рестораны, кейтеринг);
7) возможность использования информации для оценки в управленческом консультировании. Изучая цены продаж малого бизнеса, можно получить важные вводные данные для стратегического консалтинга, построения сетевого бизнеса, а также для управленческого консультирования.
На основе анализа мультипликатора «цена/прибыль» автором составлен рейтинг инвестиционной привлекательности сфер малого бизнеса (то есть сфер, в которых продажа бизнеса будет наиболее выгодной для инвестора):
• образование;
• салоны красоты;
• кафе и рестораны;
• автомойки и автосервисы;
• торговля промышленными товарами;
• оптовая и розничная торговля продуктами питания;
• консалтинг;
• интернет-магазины.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. URL: biztorg.ru
2. URL: irr.ru
3. Evans F. C., Bishop D. M. Valuation for M&A: Building Value in Private Companies, John Wiley & Sons, 2012.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]