Научная статья на тему 'Построение частных моделей управления качеством содержания и технологии тренажерной подготовки специалистов по судовождению'

Построение частных моделей управления качеством содержания и технологии тренажерной подготовки специалистов по судовождению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ / СУДОВОЖДЕНИЕ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / CONTENT / TECHNOLOGY / QUALITY / TRAINING / NAVIGATION / MANAGEMENT MODELS / TRAINING BASE / SIMULATOR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елена Кирилловна, Алексеев Сергей Алексеевич

В составе частных моделей управления качеством содержания и технологии тренажерной подготовки специалистов введены понятия обобщенной и частной профессиональных задач, определены набор показателей для оценки качества технологии тренажерной подготовки, а также состав процедур для создания качественной технологии, включающей: выбор адекватных методов обучения и создание качественной учебно-материальной базы с использованием перспективных средств тренажерной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Елена Кирилловна, Алексеев Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of generalized and private professional tasks was introduced as a part of the private models of the quality of content and technology of simulator training. The set of indicators for quality evaluation of technology of simulator training was determined. Also, the composition of procedures for creation of high quality technology, which includes selection of adequate methods of training and building up a quality training base with the use of modern methods of simulator training was revealed.

Текст научной работы на тему «Построение частных моделей управления качеством содержания и технологии тренажерной подготовки специалистов по судовождению»

Список литературы

1. Казакова Н. В., Кузин Б. И. Методика выбора стратегии организационного развития производственной системы в рыночных условиях функционирования // Гуманитарные науки. — 1997. — №° 3.

2. Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения. — М.: Экономика, 1993.

3. Российский статистический ежегодник-2009: стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — 834 с.

УДК 681.5.03 Е. К. Алексеева,

канд. экон. наук, доцент, СПГУВК;

С. А. Алексеев,

канд. техн. наук, ст. науч. сотр.,

НИЦ

ПОСТРОЕНИЕ ЧАСТНЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СУДОВОЖДЕНИЮ

CONSTRUCTION OF PRIVATE MODELS FOR MANAGEMENT THE QUALITY OF THE CONTENT AND TECHNOLOGY OF SIMULATOR TRAINING OF THE NAVIGATION SPECIALIST

В составе частных моделей управления качеством содержания и технологии тренажерной подготовки специалистов введены понятия обобщенной и частной профессиональных задач, определены набор показателей для оценки качества технологии тренажерной подготовки, а также состав процедур для создания качественной технологии, включающей: выбор адекватных методов обучения и создание качественной учебно-материальной базы с использованием перспективных средств тренажерной подготовки.

The concept of generalized and private professional tasks was introduced as a part of the private models of the quality of content and technology of simulator training. The set of indicators for quality evaluation of technology of simulator training was determined. Also, the composition ofprocedures for creation of high quality technology, which includes selection of adequate methods of training and building up a quality training base with the use of modern methods of simulator training was revealed.

Ключевые слова: содержание, технологии, качество, обучение, судовождение, модели управления, учебно-материальная база, тренажерная подготовка.

Key words: content, technology, quality, training, navigation, management models, training base, simulator training.

ЕШЕНИЕ проблем совершенствования процесса тренажерной подготовки (ТП) будущих специалистов по судовождению в учебных заведениях связано с тем, что продуктивное управление качеством ТП невозможно без перехода от субъективных описаний объектов, явлений и про-

цессов, происходящих в системе ТП, к строгим и объективным их представлениям. Такой переход возможен при разработке достаточно адекватных моделей. При этом потребности практической подготовки обучающихся делают эту задачу особенно актуальной с позиций моделирования процесса управления каче-

Выпуск 3

Выпуск 3

ством ТП, то есть с определением структуры, содержания и функций управления, а также обоснованием критериальных требований к эффективности процесса ТП в целом и отдельных его компонент.

Ясно, что задачи, возникающие при анализе и синтезе структуры и процессов функционирования сложных автоматизированных систем, к которым относится и система управления качеством тренажерной подготовки (СУКТП), требуют применения математических методов описания элементов и их взаимодействия в системе ТП. Наиболее подходящими являются методы математического моделирования, в которых сочетаются качественные особенности моделируемого объекта с его количественными характеристиками. Математические модели дают возможность аналитической оценки различных вариантов управления качеством ТП, реализуемых СУКТП.

Для решения вопроса выбора подхода к моделированию структуры и процесса функционирования СУКТП необходимо рассмотреть суть, достоинства и недостатки структурного, функционального и структурно-функционального подходов (табл. 1).

Содержание данной таблицы показывает преимущества структурно-функционального подхода как к построению моделей системы ТП, так и моделей СУКТП.

В рамках системы ТП целесообразно рассматривать в качестве моделируемых объектов следующие:

1) обучающегося как субъекта и объекта

тренажерной подготовки;

2) содержание ТП, которое тем или иным образом организовано и зафиксировано;

3) систему методов, организационных форм и средств ТП (технологию ТП);

4) систему методов, организационных форм и средств контроля и оценки качества тренажерной подготовки (технология контроля и оценки качества ТП);

5) руководителя тренажерной подготовки как организующее и управляющее начало процесса ТП, работающего в контуре автоматизированной СУКТП.

Каждый из названных объектов достаточно сложен и является конкретным предметом исследования многих наук (социологии, педагогики, психологии, физиологии, экономики и др.). Однако для моделирования на основе структурно-функционального подхода наиболее важно специфическое содержание, которое проявляется у этих объектов в динамике, в процессе взаимодействия, когда они образуют новый сложный объект — процесс тренажерной подготовки, управляемый СУКТП. С этих позиций не может считаться приемлемой любая концепция моделирования процесса ТП под управлением СУКТП, которая связана с изъятием из рассмотрения хотя бы одного из взаимодействующих в ходе ТП объектов. В той или иной форме (прямо или опосредовано) каждый из вышеназванных объектов должен найти место в теоретической схеме разработки метода управления качеством тренажерной подготовки в учебном заведении.

Таблица 1

Суть, достоинства и недостатки подходов к моделированию системы тренажерной подготовки и системы управления ее качеством

1224^

Подход Суть подхода Достоинства Недостатки

Структурный Определяет систему тренажерной подготовки как множество взаимосвязанных структурных элементов, подчиненных целям управления качеством тренажерной подготовки с использованием СУКТП Позволяет со всей полнотой и глубиной дать формальное описание состава элементов системы тренажерной подготовки (аналогично СУКТП) и их взаимосвязей Нарушается принцип целостности описания, являющийся генетически первым свойством системы ТП (аналогично СУКТП). Функции организационной и дидактической подсистем СУКТП рассматриваются отдельно

Таблица 1 (Окончание)

3 я Л п сЗ Я О 8 Я И Я е Ориентирован на выделении структурных элементов по степени их влияния на целенаправленный процесс функционирования системы ТП при управлении ее качеством синтезированной СУКТП Определяет отношение системы тренажерной подготовки (аналогично СУКТП) к окружающей среде. Функции системы ТП приравниваются к этапам управленческого цикла Не учитывает тот факт, что достижение целей ТП (целей управления ее качеством) зависит от структуры, состава элементов и способа их объединения в систему

« 3 я Л п й я 0 8 Я И Я 1 о я а £ а н и Ориентирован на выделение и формальное описание как элементов структуры ТП, так и процессов их функционирования, которые объединяются в целостный процесс функционирования системы ТП под управлением синтезированной СУКТП Позволяет наиболее полно осуществить согласование целей ТП с функциями, задачами, процедурами и взаимосвязями всех структурных элементов системы ТП (аналогично СУКТП). Обеспечивает удовлетворение требованиям целостности анализа и синтеза, адекватности выбранного метода ТП и управления ее качеством

При выборе типа адекватных моделей элементов СУКТП не может не рассматриваться вопрос о применении научно-обоснованных критериев (показателей) для оценки проявления существенных свойств синтезированной СУКТП в рамках контроля успешности ТП. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в целом проблема разработки критериев (частных и интегральных показателей) оценки работы элементов системы ТП для суждения об эффективности синтезированной СУКТП пока не вышла из стадии постановки.

Чтобы синтезировать эффективную СУКТП, необходимо иметь как можно более детальное представление о том, какими профессиональными и личностными свойствами должен обладать выпускник учебного заведения по конкретной специальности, например по судовождению. Для этого необходимо иметь научно-обоснованную модель специалиста [2; 5; 7; 8]. В настоящее время существует около 50 методик моделирования деятельности специалиста. Такое разнообразие свидетельствует, во-первых, об узкой ориентации их на

моделирование деятельности специалистов конкретного профиля и конкретную систему их практической, в том числе и тренажерной, подготовки. Во-вторых — о недостаточной теоретической исследованности проблемы моделирования в управлении качеством подготовки и профессиональным использованием специалистов по судовождению.

В последние годы получили распространение методики построения обобщенной модели специалиста, предназначенные для решения частных задач в рамках направления подготовки или специальности. Важнейшей задачей в них является определение целей и параметров подготовки, обеспечивающих требуемый уровень профессионального соответствия специалиста установленным требованиям к качеству его подготовки. Однако на практике достаточно сложно обеспечить возможность прямого перевода данных из области профессиональной деятельности военных специалистов в область их подготовки, на язык учебных планов, программ и методик. Даже для перечней умений и навыков, которые легко выделяются из конкретной

Выпуск 3

Выпуск 3

деятельности, осуществлять прямой перевод непосредственно на процесс тренажерной подготовки достаточно трудно.

Модель управления качеством содержания тренажерной подготовки

Повышение качества ТП во многом определяется соблюдением принципов отбора и структурирования содержания ТП, конструирования программ практической подготовки будущих специалистов по судовождению. Высокий уровень квалификации руководителей ТП, применение прогрессивных технологий ТП, эффективная организация учебно-позновательной деятельности обучающихся, их интеллектуальный и мотивационный уровень позволяют в основном гарантировать достижение хороших результатов ТП, но только при условии формирования и развития необходимых умений, навыков и личностных характеристик, которые были определены как цели ТП и нашли соответствующее отражение в его содержании.

Следствием недостаточно обоснованного отбора содержания ТП может стать недостаточная эффективность решения обучающимися задач ТП. Устранение этой причины связано с научно-обоснованной разработкой метода отбора и структуризации содержания ТП обучающихся по судовождению на основе деятельностного подхода к формированию целей и содержания ТП. Анализ педагогической литературы [3; 4] позволяют утверждать, что при определении содержания ТП, выявлении ее качественных характеристик необходимо учитывать следующие требования, на основании которых должен производиться отбор учебного материала в программы ТП:

1. Требования к основным положениям отбора:

— определяющий характер целей ТП;

— соответствие содержания ТП требованиям практической подготовки будущих специалистов по судовождению, то есть содержание ТП должно быть обусловлено содержанием их деятельности;

— соответствие содержания ТП современному уровню тренажеростроения;

— усиление интегративной функции содержания ТП, выявление и реализация в ее содержании межпредметных связей.

2. Требования к основаниям целесообразности отбора:

— дидактические принципы практического обучения и возможность их реализации на уровне проведения мероприятий ТП;

— возможность обеспечения высокого уровня фундаментальности практической подготовки при ограниченном времени на ее проведение.

3. Требования к отбираемому учебному материалу:

— полнота содержания ТП, то есть необходимость и достаточность учебного материала, обеспечивающего ее успешную реализацию;

— посильность овладения содержанием ТП обучающимися, приемлемость его трудности и сложности;

— целесообразная информационная емкость содержания ТП;

— использование новых научных фактов и практических результатов, исключение устаревших;

— оптимальность обучающей последовательности задач ТП.

Рассмотрение перечисленных требований, влияющих на отбор учебного материала в программы ТП, позволяет сделать главный вывод — основополагающим при проектировании процесса ТП и определении ее содержания является переход от системы целей деятельности будущего специалиста по судовождению к системе целей ТП. При этом целесообразно ввести два понятия:

1) обобщенная (не зависящая от конкретной ситуации) профессиональная задача — это реальная задача по судовождению, описываемая на языке усваиваемой деятельности, которую должен научиться решать обучающийся в ходе ТП;

2) частная профессиональная задача — это учебная задача по судовождению в конкретной ситуации, содержащей описание конкретных объектов, условий, средств и способов деятельности обучающегося.

Следовательно, система обобщенных профессиональных задач по судовождению должна быть включена в модель деятельности специалиста, а система частных профессиональных задач — в модель содержания ТП.

Анализ требований к отбираемому учебному материалу для обеспечения ТП позволяет оценить качество содержания ТП определенным набором показателей

К™={М,1,Р,С,В), (1)

где: М — показатель полноты содержания ТП;

I — показатель информационного объема содержания ТП;

P — показатель посильности для обучающихся содержания ТП;

C — показатель сложности содержания

ТП;

D — показатель трудности содержания

ТП.

Полнота содержания ТП опирается на принятое в педагогике понятие «ориентировоч-

Содержание ТП в зависимости от способа

и уровня усвоения

ная основа действия» (ООД) — правила и методы реализации деятельности, то есть система условий, признаков и параметров, на которую опирается специалист при выполнении любого действия, образующего алгоритм операторской деятельности по судовождению. ООД, таким образом, выступает основным объектом управления процессом ТП (выработки умений и навыков) и с этих позиций — и как основной объект управления качеством содержания ТП. Необходимость учета типа ООД требует включения в содержание ТП всего перечня частных профессиональных задач по принадлежности к соответствующему типу ООД с тем, чтобы не допустить необоснованного усложнения или упрощения содержания ТП, то есть умений и навыков, используемых при обучении выполнению этих задач.

Таблица 2 использования учебной информации деятельности

Характеристика ООД Способы использования учебной информации и уровни усвоения деятельности

Репродуктивный способ Продуктивный способ

Операционный Функциональный Конструктивный Творческий

Глубина ООД для решения учебной задачи Только внешние признаки ООД, необходимые для решения учебной задачи Обобщенные признаки ООД для жестко заданных условий решения учебной задачи Принципы, методы и алгоритмы построения новой ООД для решения учебной задачи Исследовательские методы, модели, алгоритмы создания принципиально новой ООД для решения учебной задачи

Полнота представления ООД (учебной задачи) в содержании ТП Цели, полное описание ситуации и структура частных решений по судовождению Цели, полное описание ситуации, структура типовых решений по судовождению, примеры частных решений Цели, неполное описание ситуации, структура общих решений по судовождению, примеры типовых решений Цели в общем виде, неполное описание ситуации, методы, модели, алгоритмы поиска решений по судовождению

[227

В зависимости от способа использо- что иллюстрирует табл. 2. Соотношения и

вания учебной информации (репродуктив- характеристика входящих в них переменных

ный — все ООД известны, продуктивный — для определения значений вышеприведенных

создание новых ООД) и уровня усвоения дея- семи показателей оценки качества содержательности (а) содержание ТП различается, ния ТП представлены в табл. 3.

Выпуск 3

Выпуск 3

Таблица 3

Соотношения и переменные для оценки качества содержания тренажерной подготовки

Показатель качества содержания ТП Соотношение Характеристика переменных

Полнота 0<М<1 N — множество учебных (частных) задач; Ь — множество обобщенных задач реальной деятельности

Информационный объем 1-0*/ /Оф 0</<1 QД — дидактический объем учебного материала; QФ — фактический объем учебного материала

Посильность для овладения обучающимися р - Ттр/ Аф 0<Р<1 ТТР — время, требуемое на ТП; Тф — время, фактически отведенное на ТП

Сложность С = А.тп/ / ЛОБ 0<С<1 Ас ТП — ступень абстракции содержания ТП; Аоб — ступень абстракции в опыте обучающегося

Трудность Е)=аОБ/ /ас.тп 0<£><1 аОБ — опыт обучающегося, измеренный по уровню усвоения деятельности; аС ТП — целевой уровень усвоения деятельности по содержанию ТП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания к табл. 3:

1) дидактический объем учебного материала может быть определен по формуле, введенной В. П. Бес-

7УА(а - р) Н палько: ;

Д 1 -КТ

2) при определении посильности овладения обучающимся содержанием ТП могут быть использованы следующие соотношения:

ТТР > Тф — непосильно, перегрузка обучающегося;

ТТР = Тф — посильно при полной нагрузке;

ТТР < Тф — посильно, недогрузка обучающегося;

3) степень абстракции — научное описание деятельности, которое требует в соответствии с дидактическими принципами научности обучения представления учебного материала на возможно более высокой ступени абстракции, но доступной для обучающегося определенного уровня интеллектуального развития.

Все вышеизложенное позволяет построить схему развертывания функции управления качеством содержания ТП (рис. 1).

Модель управления качеством технологии ТП Одним из наиболее значимых факторов, определяющих качество ТП, является технология реализации мероприятий ТП [1; 3;

6]. После того, как определены цели ТП, завершен процесс отбора и структурирования

ее содержания, сформированы программы, они должны быть реализованы в практическом обучении с использованием технических средств обучения, одним из классов которых являются тренажеры. Признание того факта, что успешный процесс ТП возможен как реализация заранее разработанной технологии, определяет необходимость моделирования управления его качественными характеристиками в зависимости от выбора технологии тренажерной подготовки.

Рис. 1. Схема развертывания функции управления качеством содержания тренажерной подготовки

Следовательно, управление качеством технологии ТП является составной частью управления качеством процесса ТП в целом, в значительной мере определяющей его результативность, оперативность и ресурсоемкость. Исходя из сказанного, можно определить содержание технологии ТП: процесс формирования у обучающегося умений и навыков по судовождению, включающий выбор методов ТП, формирование соответствующей учебно-материальной базы (УМБ), а также выбор средств, которые должны обеспечить достижение целей ТП. Качество технологии ТП может быть определено кортежем показателей

=(1,Ё,Т{), (2)

где: $ — вектор показателей правильности

выбора метода ТП;

Е — вектор показателей наличия требуемой УМБ;

— вектор показателей адекватности выбранных средств ТП.

Разработка проекта технологии ТП должна базироваться на результатах определения ее содержания, учебно-воспитательных целей и выбора концепции ее реализации. Собственно создание технологии ТП должно включать:

1) организацию учебного материала;

2) выбор форм проведения мероприятий ТП (состава и группировки обучающихся;

Выпуск 3

Выпуск 3

специфики их деятельности в ходе ТП; структуры, места и продолжительности мероприятия ТП);

3) выбор методов обучения, которые будут использованы на каждом мероприятии ТП;

4) выбор средств ТП (методические указания, инструкции, средства вычислительной техники, учебно-лабораторное оборудование, технические средства обучения);

5) выбор приемов активизации учебнопознавательной деятельности обучающихся.

Метод обучения — это упорядоченная система последовательных, взаимосвязанных действий руководителя и обучающихся в ходе реализации мероприятия ТП, включающая совокупность приемов и средств, обеспечивающих усвоение учебного материала и преобразование в умения и навыки, а также формирование профессионально-важных качеств личности обучающихся. Существует более десятка вариантов классификации методов обучения, каждый из которых включает метод упражнения (тренировки), который заключается в многократном, сознательном повторении определенных действий (в том числе и по судовождению) с целью формирования умений и навыков, развития профессионально-важных качеств личности обучающихся.

Алгоритм выбора адекватных по векторному показателю £ методов обучения, а также взаимосвязанных с ними методов активизации деятельности обучающихся, контроля хода ТП и самоконтроля представлен на рис. 2.

Качество УМБ определяется в первую очередь ее составом и эффективностью использования в процессе реализации мероприятий ТП. Эффективность использования УМБ — ее результативностью Е, оперативностью (затраты времени на достижение заданных результатов ТП) Е2 и ресурсозатратами (затраты ресурсов на внедрение, поддержание и развитие УМБ ТП) Е3. Учитывая, что длительность (оперативность) ТП строго регламентирована учебными планами, то есть является детерминированной величиной, определяемой директивно, то этот показатель в расчет не принимается. Поэтому используются два показателя Е: и Е2, которые представ-

ляют собой отношение целевых результатов (эффектов) ТП к ресурсозатратам на их получение.

С учетом сказанного абсолютный показатель качества УМБ имеет вид

(3)

где К — целевые эффекты (результаты) ТП; S — ресурсозатраты на внедрение, поддержание и развитие УМБ ТП.

Абсолютный показатель и = {и } характеризует целевой эффект использования УМБ на единицу ресурсозатрат. Используют пока-£

затель , где £„ — нормативные за-

траты на использование УМБ для достижения целей ТП.

Тогда относительные показатели качества УМБ с учетом и. и ю. примут вид

8М=------1

м0

ю0

и

;

и0 Юо

(4)

8„=-

_ ю-ю0

СО

ю0

и аз

;

Щ Щ

(5)

где и0 — прогнозный целевой эффект УМБ до ее внедрения;

и — целевой эффект УМБ после ее внедрении;

ю0 — прогнозные, приведенные к нормативным ресурсозатраты на УМБ до ее внедрения;

ю — приведенные к нормативным ресурсозатраты на УМБ после ее внедрения.

Следует подчеркнуть, что при оценке качества УМБ необходимо различать показатели ТП по отдельной учебной дисциплине, преподаваемой на кафедре, и по специальности, по которой осуществляется подготовка на кафедре или на нескольких взаимосвязанных кафедрах.

Анализ процесса ТП позволяет выделить ряд этапов управления качеством УМБ:

1. Оценивание качества результатов реализации мероприятий ТП.

Рис. 2. Алгоритм выбора методов обучения, активизации, контроля и самоконтроля

Выпуск 3

Выпуск 3

2. Оценивание затрат на поддержание и развитие УМБ в ходе ТП.

3. Вычисление значений показателей качества УМБ при ТП по учебной дисциплине или специальности.

4. Сравнение полученного значения показателя с критериальным (требуемым, эталонным).

5. Принятие решения о необходимости развития (модернизации) УМБ.

6. Прогноз результата развития на основе прогностической модели качества УМБ.

7. Осуществление мероприятий по развитию (модернизации) УМБ для совершенствования процесса ТП.

В ходе второго этапа затраты на УМБ оцениваются как сумма і-х компонент затрат на УМБ при ТП по учебной дисциплине или специальности в расчете на одного обучающегося или на соответствующую группу.

На третьем этапе вычисляется показатель качества УМБ при ТП по конкретной учебной дисциплине

Еу'д = п2і

и (или)

СО

у-Д _тУ-Д ®о

<°о

(6)

У.Д У.Д

иУ'Д

и0

или специальности СП СП

гсп _ ю - а>о

2* СП

ю

о

и (или)

(7)

СП СП СП _ и - щ

-

И -

СП

и0

У.Д ( сп\

где — прогнозные приведенные

к нормативным на /-й элемент УМБ при ТП по учебной дисциплине или специальности до его внедрения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

232 аУ'Д (соСЯ) — приведенные к норма-

тивным на .-й элемент УМБ при ТП по учебной дисциплине или специальности после его внедрения;

— прогнозные целевые эффекты от .-го элемента УМБ до его внедрения

в процесс ТП по учебной дисциплине или специальности;

(йУ-Д (т®) — целевые эффекты от /го элемента УМБ после его внедрения в процесс ТП по учебной дисциплине или специальности.

Как было сказано выше, третьей составляющей качества технологии ТП являются средства, которые можно подразделить на:

1. Средства реализации технологии ТП, к числу которых можно отнести: руководителя ТП, тексты инструкций, плакаты, схемы, различные типы технических средств обучения (кинопроектор, диапроектор, магнитофон), системы коллективного и индивидуального отображения информации, компьютерные обучающие системы, реализующие компьютерные технологии обучения.

2. Средства управления качеством ТП, которые способны осуществлять выбор вида обучающего воздействия (приема или способа обучения), наиболее полно отвечающего специфике учебной деятельности обучающегося в конкретной дидактической ситуации ТП. В качестве средств управления могут рассматриваться:

— руководитель ТП, который способен использовать диалектическую и формальную логику, естественный и искусственные языки и прочее, но его возможности по оперативной обработке, приему и передаче информации существенно ограничены психологическими особенностями человеческого организма,

— компьютерные обучающие системы обладают практически неограниченными возможностями по оперативной обработке, приему и передаче формализованной информации, но полноценное использование диалектической логики, естественного языка и различных эвристик для ЭВМ пока не доступно,

— автоматизированная обучающая система, объединяющая руководителя ТП и компьютерные обучающие системы, способна усилить как преимущества, так и недостатки ее компонент.

Функционирование компьютерной обучающей системы и автоматизированной обучающей системы основано на использовании компьютерных технологий обучения, которые, в свою очередь, базируются на современ-

ных информационных технологиях, реализуемых инструментальными средствами вычислительной техники. Компьютерные технологии обучения основываются на применении ЭВМ в их органичной связи с целями, содержанием ТП, компьютерными программами и дидактическими приемами применения ЭВМ как средств ТП.

Компонентами компьютерных технологий обучения являются:

1) техническая среда — вид используемой вычислительной техники;

2) предметная среда — содержание конкретной предметной области функционирования системы ТП;

3) программная среда — набор программных средств для реализации технологии ТП;

4) методическая среда — инструкции, методы оценки эффективности и др.

Компьютерные средства ТП, кроме автоматизированной обучающей системы, включают компьютерные тренажеры, автоматизированные обучающие курсы, обучающие компьютерные игры, электронные учебники т. д.

Кроме перечисленных средств обеспечения реализации технологии ТП, в на-

стоящее время все больше распространение получают средства мультимедиа, которые позволяют качественно расширить и поднять обучающие возможности компьютерных и автоматизированных обучающих систем и обеспечить интерактивность процесса общения обучающегося с ЭВМ, входящей в техническую систему. Средства мультимедиа функционируют в звуковой, графической и видеосредах. Объединение названных сред и компьютерной среды обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации как руководителем ТП, так и обучающимися. Последние в значительной степени активизируют свою учебно-познавательную деятельность в ходе ТП.

Мультимедийная технология использует совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих такое представление информации, при котором руководитель ТП и каждый обучающийся воспринимает ее одновременно и параллельно несколькими органами чувств (более 90 % информации обучающийся получает от совместной работы органов зрения и слуха).

Мультимедийная технология имеет ряд преимуществ:

Структура требований к качеству технологии ТП

Требования к реализуемым методам ТП Требования к У МБ, обеспечивающей реализацию методов ТП Требования к средствам обеспечения реализации методов ТП

1 Г 1 г і '

Алгоритм управления качеством методов обучения, активизации, контроля и самоконтроля Алгоритм управления качеством УМБ, обеспечивающей реализацию методов ТП Алгоритм управления качеством средств обеспечения реализации методов ТП

1 г ■ ' 1

Выбор единичных и групповых показателей для агрегирования интегрального показателя качества методов ТП Выбор единичных и групповых показателей для агрегирования интегрального показателя качества УМБ ТП Выбор единичных и групповых показателей для агрегирования интегрального показателя качества средств ТП

Оценка качества технологии ТП по интегральным показателям 5, Е, /?

Рис. 3. Схема развертывания функции управления качеством технологии ТП

Выпуск 3

Выпуск 3

— наличие точек разветвления в программах ТП позволяют обучающемуся индивидуально регулировать процесс восприятия учебной информации;

— возможность осуществления текущего самоконтроля обучающимся и выбора альтернативных путей продолжения тренировки;

— понимание сложных процессов управления на транспорте за счет сочетания аудиокомментариев, видеоинформации или анимаций;

— занимательность и эмоциональность.

Для того чтобы управлять качеством средств ТП, необходимо разработать номенклатуру показателей, образующих вектор показателей Я и позволяющих оценивать как традиционные средства управления качеством технологий ТП, так и современные (компьютерные обучающие системы, автоматизированные обучающие системы, компьютерные тренажеры, средства мультимедиа).

Необходимо для этого разработать алгоритмы оценки качества конкурирующих средств управления ТП и на основе выработанных оценок осуществлять выбор средств, обеспечивающих заданное качество управления ТП. На основании изложенного построена схема развертывания функции управления качеством технологии ТП (рис. 3).

Проведенный анализ существующих моделей, которые могут служить основой для разработки структурно-функциональных частных моделей объектов системы ТП, показал, что необходимо создание новых подходов к разработке адекватных моделей управления качеством ТП, предлагающих регулирование процесса ТП с помощью системы управления качеством тренажерной подготовки на основе критериев и показателей качества элементов организационной и дидактической подсистем, учета характера их взаимодействия и факторов, оказывающих наибольшее влияние на управление качеством ТП.

Список литературы

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.

2. Валеев Р. Ш. Модель специалиста. — Л.: ВАА им. М. И. Калинина, 1983. — 202 с.

3. Ефремов О. Ю. Педагогика: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.

4. Методика научно-обоснованного определения содержания обучения по специальности на основе новых квалифицированных требований: метод. указ. — М.: Моск. ин-т стали и сплавов, 1990. — 166 с.: ил.

5. Модель специалиста XXI века в контексте модернизации высшего образования: материалы Всерос. науч.-метод, конф., 15-17 сент. 2004 г., г. Туапсе. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. — 113 с.

6. ОСТ ВШ 01.002-95. Информационные технологии в высшей школе. Термины и определения. Введ. 01.03.96.

7. Петрунева Р. М. Модель специалиста-инженера: от деятельности к компетентности: мо-ногр. — Волгоград: Политехник, 2007. — 143 с.: ил.

8. Талызина Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. — М.: Знание, И3^ 1986. — 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.