Научная статья на тему 'Постановка задачи обоснования рационального варианта реагирования спасательных формирований на чрезвычайные ситуации на действующих объектах метрополитена'

Постановка задачи обоснования рационального варианта реагирования спасательных формирований на чрезвычайные ситуации на действующих объектах метрополитена Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
463
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТРОПОЛИТЕН / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / РЕАГИРОВАНИЕ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Жуков Александр Владимирович, Лавриненко Дмитрий Федорович, Мясников Денис Владимирович

В статье в формализованном виде изложена постановка задачи обоснования рационального варианта реагирования спасательных формирований на чрезвычайные ситуации на действующих объектах метрополитена. Представлен порядок решения задачи, включающий несколько этапов, конечной целью которых является разработка плана реагирования, позволяющего определить конкретные подразделения, их количество, пункты отправления и маршруты движения для эффективного проведения аварийно-спасательных работ в очаге чрезвычайной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Жуков Александр Владимирович, Лавриненко Дмитрий Федорович, Мясников Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM DEFINITION OF JUSTIFICATION OF RATIONAL OPTION OF RESPONSE OF SAVING FORMATIONS TO EMERGENCY SITUATIONS ON THE OPERATING OBJECTS OF THE SUBWAY

In article in the formalized look problem definition of justification of rational option of response of saving formations to emergency situations on the operating objects the subway is stated. The order of the solution of a task including several stages which ultimate goal is development of the plan of the reaction allowing to define concrete divisions, their quantity, the points of departure and routes of the movement for effective carrying out a wrecking in the center of emergency situation is presented.

Текст научной работы на тему «Постановка задачи обоснования рационального варианта реагирования спасательных формирований на чрезвычайные ситуации на действующих объектах метрополитена»

УДК 351.862.216.36

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВАРИАНТА РЕАГИРОВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ДЕЙСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТАХ

МЕТРОПОЛИТЕНА

A.B. Жуков

адъюнкт

Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск

E-mail: t3550jQmail.ru

Д.Ф. Лавриненко

кандидат экономических наук

заместитель начальника кафедры

аварийно-спасательных работ

Академия гражданской защиты МЧС России

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр.

Новогорск

E-mail: lavr85Qinbox.ru

Д.В. Мясников

кандидат технических наук

доцент кафедры

аварийно-спасательных работ

Академия гражданской защиты МЧС России

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр.

Новогорск

E-mail: myasnikovdenisQmail.ru

Аннотация. В статье в формализованном виде изложена постановка задачи обоснования рационального варианта реагирования спасательных формирований на чрезвычайные ситуации на действующих объектах метрополитена. Представлен порядок решения задачи, включающий несколько этапов, конечной целью которых является разработка плана реагирования, позволяющего определить конкретные подразделения, их количество, пункты отправления и маршруты движения для эффективного проведения аварийно-спасательных работ в очаге чрезвычайной ситуации.

Ключевые слова: метрополитен, чрезвычайная ситуация, реагирование, аварийно-спасательные работы.

Цитирование: Жуков A.B., Лавриненко Д.Ф., Мясников Д.В. Постановка задачи обоснования рационального варианта реагирования спасательных формирований на чрезвычайные ситуации на действующих объектах метрополитена. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 4 (39). С. 81-89

Метрополитен является сложным инженерно-техническим сооружением. Он должен соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм и безопасных условий труда для эксплуатирующего персонала, охраны окружающей среды и противопожарным требованиям, обеспечивать безопасную перевозку пассажиров [1]. Надежность работы и оперативность реагирования на возможные сбои в работе - основная задача всего руководящего и инженерно-технического персонала, эксплуатационных подразделений метрополитена.

Спецификой подземных объектов метрополитена являются, с одной стороны, высокая пожарная нагрузка, наличие большого кабельного хозяйства, протяженные линии под

высоким напряжением, а с другой - высочайшая (самая высокая в городе) концентрация людей, формирующих интенсивные пассажиропотоки. Любая, даже незначительная чрезвычайная ситуация способна спровоцировать панику, давку и человеческие жертвы. В современных условиях проблема обеспечения безопасности метрополитена является приоритетной, но ввиду специфичности метро как объекта и его сложной структуры сбои и чрезвычайные ситуации на нем происходят довольно часто. Только в Московском метрополитене с момента его создания в 1935 году произошло более 30 крупных чрезвычайных ситуаций с человеческим жертвами.

В настоящее время перечень нарушений нормальной работы метро и чрезвычайных си-

туаций на метрополитене имеют 15 основных разновидностей. Основными видами чрезвычайной ситуации являются: взрыв, пожар, авария, обрушение, нарушение работы эскалатора [2]. Они вызваны четырьмя группами причин :

1 группа - независимые от метрополитена внешние факторы;

2 группа - определенная надежность технических систем и устройств;

3 группа - «человеческий фактор» работников метрополитена и пассажиров;

4 группа - терроризм и хулиганство.

Распределение причин на эти четыре группы является условным, т.к. во многих случаях они переплетаются, суммируются или имеют сложные внутренние связи.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на метрополитене привлекаются аварийно-восстановительные формирования метрополитена, городские аварийно-спасательные службы, а также спасательные формирования МЧС России [3, 4].

Даже к ликвидации чрезвычайной ситуации одного конкретного вида привлекаются подразделения различного вида. Например, при возникновении пожара на платформе станции необходимо привлекать пожарные подразделения для тушения пожара, подразделения газодымозащитной службы для разведки обстановки, группы эвакуации для вывода пассажиров и транспортировки пострадавших, подразделения для оказания медицинской помощи. Чрезвычайные ситуации на объектах метрополитена могут включать в себя признаки нескольких видов из существующей классификации. Следовательно, для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах метрополитена необходима группировка сил и средств, включающая в себя подразделения различной структуры.

Анализ ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах метрополитена последних лет показал, что силы и средства, привлекаемые к работе, применяются нерационально, присутствует большой перерасход материальных, финансовых и людских ресурсов, имеют место простои в работе спасательных подразделений и оборудования. В частности, к ликвидации последствий аварии в Московском мет-

рополитене 15 июля 2014 года было одновременно привлечено более 460 человек и 165 единиц техники. При этом непосредственно выполняли работы по деблокированию пострадавших и извлечению погибших 15-18 человек, к обеспечению деятельности группировки было привлечено 12 человек [5, 6, 7]. Даже с учетом посменной работы созданная группировка очевидно является избыточной.

Похожая ситуация наблюдалась и при ликвидации последствий более ранних происшествий на метрополитене, таких как пожары в тоннелях Московского метрополитена в 2011 и 2013 годах, террористические акты в 2004 и 2010 годах.

В ходе проведения анализа процессов реагирования спасательных формирований при чрезвычайных ситуациях на действующих объектах метрополитена были выявлены некоторые недостатки:

1. Существующие методики оценки состояния объекта и прогнозирования последствий чрезвычайной ситуации на данном объекте слабо взаимоувязаны между собой, что снижает эффективность и достоверность прогноза, а также своевременность выработки и принятия управленческих решений по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на метрополитене.

2. Организация аварийно-спасательных работ не в полной мере учитывает реальную потребность сил и средств, а также необходимость их ступенчатого наращивания в зоне чрезвычайной ситуации для проведения аварийно-спасательных работ.

3. Отсутствует методика, позволяющая определять рациональный состав сил и средств в зависимости от вида и масштаба чрезвычайной ситуации, выбирать оптимальный маршрут выдвижения их к месту проведения аварийно-спасательных работ с учетом возможностей транспортной сети города, тактико-технических характеристик средств доставки спасателей, погодных условий, расположения мест постоянной дислокации спасательных формирований.

В данной статье под реагированием подразделений на чрезвычайную ситуацию подразумевается выбор рационального состава сил и средств, который позволяет выполнить

все требуемые операции в рамках аварийно-спасательных работ в необходимом объеме за время, не превышающее заданное, и оптимальный маршрут их прибытия к месту проведения аварийно-спасательных работ.

Тогда время реагирования спасательных подразделений на чрезвычайную ситуацию включает в себя время прибытия к месту проведения работ Ториб и время непосредственного проведения аварийно-спасательных работ ^аср (!)•

^реаг = ТПрИ 5 + ГаСр (1)

Сокращение времени реагирования спасательных подразделений на чрезвычайную ситуацию позволит снизить количество погибших за счет уменьшения времени от момента получения травмы до начала оказания медицинской помощи, выполняемой после деблокирования пострадавших и транспортировки их из зоны проведения аварийно-спасательных работ (таблица 1). При желез-

нодорожной травме нередко возникают повреждения, которые не имеют специфических и характерных для неё признаков и которые свойственны механическим повреждениям от тупых твердых предметов вообще. Морфологически они выражаются в ссадинах, кровоподтеках, ушибленных, рвано-ушибленных и лоскутных ранах, переломах костей, признаках сотрясения тела. Именно по этой причине необходимо учитывать, что критическое время выполнения аварийно-спасательных работ Т*с не должно превышать 4-6 часов. Эти временные показатели определены исходя из оптимального срока оказания первой врачебной помощи с момента получения травмы. Кроме того, сокращение времени реагирования спасателей необходимо для скорейшего начала восстановительных работ на объекте метрополитена, необходимость которых обусловлена большой нагрузкой на данный вид транспорта (65 % общего объема пассажирских перевозок в городе) [5, 6].

Таблица 1 - Доля пораженных, у которых может наступить смерть, в зависимости от

момента получения травмы [8]

Возможный срок Доля пораженных, у которых в данный срок может насту-

наступления смерти пить смерть, %

от момента получения При тяжелых трав- При тяжелых трав- Все пострадавшие

травмы мах, угрожающих мах, не угрожаю- имеющие тяжелые

жизни пострадав- щих жизни постра- травмы

ших давших

До 6 ч 60 42

6-12 ч 20 14

13-24 ч 10 7

1-2 сут. 7 5 6

2-3 сут. 3 5 4

Всего в первые 3 сут. 100 10 73

4-6-е сут. 60 18

7-10-е сут. 20 6

После 10-х сут. 10 3

Таким образом, целевая функция поставленной задачи следующая (2):

Р(^реаг) = Р(^приб + Таср) У шin, (2)

где Тпри5 - время прибытия спасательных подразделений к месту проведения работ, завися-

щее от конкретных маршрутов движения из выбранных пунктов дислокации подразделений;

ТаСр - время непосредственного проведения аварийно-спасательных работ, зависящее от объема необходимых работ, возможностей подразделений и состава сил и средств ликви-

дации чрезвычайной ситуации.

Рациональный вариант реагирования представляется в виде плана реагирования, в котором отражены состав сил и средств, т. е. количество подразделений различной структуры, пункты, из которых эти подразделения будут выдвигаться в очаг чрезвычайной ситуации, и маршруты движения. При этом указывается количество различных подразделений из каждого пункта.

Решение данной задачи включает следующие этапы:

1. Определение состава сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуации (потребность) .

2. Определение оптимальных маршрутов движения от пунктов отправления (пунктов постоянной дислокации аварийно-спасательных формирований) до места чрезвычайной ситуации и ранжирование пунктов отправления по критерию минимального затрачиваемого времени движения по маршруту-

3. Определение количества подразделений тех или иных структур из каждого пункта отправления в порядке их ранжирования в зависимости от возможностей пунктов.

4. Составление плана реагирования формирований на чрезвычайную ситуацию.

Состав сил и средств представляет собой произведение определенной структуры подразделений (количество людей, оборудования, техники), зависящей от вида выполняемой операции в рамках проводимых аварийно-спасательных работ и масштаба чрезвычайной ситуации.

Рассмотрим аварийно-спасательные работы при сходе поезда. Они включают [2]:

1. Поиск пострадавших в местах возможного блокирования:

1.1 - поисковые работы способом сплошного визуального обследования;

1.2 - поиск пострадавших с помощью поисковых собак;

1.3 - поиск пострадавших с использованием специальных приборов поиска;

14. .......... поиск пострадавших по свидетельствам очевидцев.

2. Извлечение пострадавших из поврежденных вагонов:

2.1 - деблокирование пострадавших:

2.1.1 - резка конструкций корпуса,

2.1.2 - отгибание конструкций,

2.1.3 - фиксация отогнутых конструкций;

2.2 - непосредственное извлечение пострадавших.

3. Оказание первой помощи пострадавшим.

4. Эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации в безопасное место:

4 1 .......... вывод непострадавшего населения из

зоны чрезвычайной ситуации;

4.2 - подготовка пострадавшего населения к эвакуации;

4.3 - вынос пострадавшего населения из зоны чрезвычайной ситуации:

4.3.1 - вынос пострадавшего силами двух человек по горизонтальному пути;

4.3.2 - вынос пострадавшего силами двух человек по лестнице вверх.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод непострадавшего населения из зоны чрезвычайной ситуации в работе не рассматривается, т. к. он осуществляется сотрудниками метрополитена, в соответствии с возложенными на них обязанностями [2].

Обозначим множество видов выполняемых операций в рамках проводимых аварийно-спасательных работ на действующих объектах метрополитена Ш = {и:^. Каждому элементу множества Ш соответствует определенная структура (структуры) аварийно-спасательных подразделений. При этом разные виды операций могут ликвидироваться одними и те ми же структурами подразделений и к выполнению операции одного вида возможно одновременное привлечение подразделений различных структур. Множество структур обозначим А = {а{}.

Количество привлекаемых сил и средств для выполнения конкретной операции Хг зависит от объема выполняемых работ и возможностей подразделений. Объем необходимых работ и возможности подразделений определяются показателями, характеризующими конкретную операцию (таблица 2).

Таблица 2 - Объем необходимых работ и возможности подразделений

Наименование выполняемых операций в рамках проводимых аварийно-спасательных работ

Показатели, характеризующие объем выполняемых работ

Структура подразделений, которая выполняет операцию

1. Поиск пострадавших в местах возможного блокирования:

1.1 - поисковые работы способом сплошного визуального обследования

площадь и высота ооследуе-мого завала

расчет спасателей из 2-3 человек

1.2 - поиск пострадавших с помощью поисковых собак

площадь завала

кинологическии расчет

1.3 - поиск пострадавших с использованием специальных приборов поиска

площадь и высота ооследуе-мого завала

оператор приоора поиска

1.4 - поиск пострадавших по свидетельствам очевидцев

площадь завала

расчет спасателей из 2-3 человек, кинологический расчет, оператор прибора поиска

2. Извлечение пострадавших из поврежденных вагонов:

2.1 - деблокирование пострадавших:

2.1.1 - резка конструкций корпуса

количество проемов

расчет спасателей из 4-5 человек с комплектом инструмента

2.1.2 | Ц | И

отгиоание конструк-

количество проемов

расчет спасателей из 4-5 человек с комплектом инструмента

2.1.3 - фиксация отогнутых конструкций

количество проемов

расчет спасателей из 4-5 человек с комплектом инструмента

2.2 - непосредственное извлечение пострадавшего

количество пострадавших

расчет спасателей из 4-5 человек с комплектом инструмента

3. Оказание первой помощи пострадавшим

количество пострадавших и степень травмы

медик-спасатель

4. Эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации в безопасное место:

4.1 - вывод непострадавшего населения из зоны чрезвычайной ситуации

в раооте не рассматривается, т. к. он осуществляется сотрудниками метрополитена

4.2 - подготовка пострадавшего населения к эвакуации

количество эвакуируемых

расчет спасателей из 2 человек (группа эвакуации)

4.3.1 - вынос пострадавшего населения из зоны чрезвычайной ситуации силами двух человек по горизонтальному пути

количество эвакуируемых

расчет спасателей из 2 человек (группа эвакуации)

4.3.2 - вынос пострадавшего населения из зоны чрезвычайной ситуации силами двух человек по лестнице вверх

количество эвакуируемых

расчет спасателей из 2 человек (группа эвакуации)

Таким образом, состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации на действующем объекте метрополитена (3):

п п

Б = = Х Хг), (3)

г=1 г=1

где Хг - количество необходимых подразделений а^-ого вида.

Время непосредственного проведения аварийно-спасательных работ Таср включает времена, затрачиваемые на выполнения каждой операции (4):

Таср =Т1 +Т2 +Тз +т4, (4)

где Т\ - время, затрачиваемое на поиск пострадавших в местах возможного блокирования;

Т2 - время, затрачиваемое на извлечение пострадавших из поврежденных вагонов;

Т3 - время, затрачиваемое на оказание первой помощи пострадавшим;

Т4 - время, затрачиваемое на эвакуацию населения из зоны чрезвычайной ситуации в безопасное место.

Каждая из операций включает в себя подоперации согласно таблице 2. Тогда общее время непосредственного проведения аварийно-спасательных работ Таср можно представить в следующем виде (5):

операции Xi. Тогда время выполнения операции выражено формулой (6):

(5)

i=1

где Тг - время, затрачиваемое на выполнение

спасательных работ.

Это может быть достигнуто за счет создания такой группировки сил и средств, возможности подразделений которой четко соответствуют объему выполнения аварийно-спасательных работ, а время работы не превышает критического времени Т*ср.

рации в рамках проводимых аварийно-спасательных работ V ('г). Возможности подразделения, выполняющего данную операцию V(аг), известны и представлены в нормативных документах. Необходимое потребное количество подразделений для выполнения этой

Ti — V (wi) , i V(ai) • Xi,

(6)

Ti

спасательных работ;

V( wi)

в рамках проводимых аварийно-спасательных работ;

V(ai) - возможности подразделения, выполняющего данную операцию;

Xi

нения этой операции.

Анализ ликвидации чрезвычайных ситуаций на действующих объектах метрополитена показал, что независимо от того, на каком конкретно участке метрополитена произошла чрезвычайная ситуация (на платформе станции, в вестибюле станции, в тоннеле) прибытие спасательных подразделений и проход их к месту проведения аварийно-спасательных работ будет осуществляться через входы станций. Это позволяет заранее определить возможные точки назначения, которые совпадают с входами на станции. Однако, конструктивные особенности станций, такие как глубина заложения, длина вестибюля и перехода, количество входов и эскалаторов, а также расстояние от платформы до места чрезвычайной ситуации (если она произошла в тоннеле между станциями), влияют на время прибытия спасателей непосредственно к месту работ. Следовательно, это время необходимо учитывать в каждой конкретной ситуации.

Определение оптимальных маршрутов движения от пунктов отправления (пунктов постоянной дислокации аварийно-спасательных формирований) до места чрезвычайной ситуации относится к задачам класса VRT (Vehicle Routing Problem), представляющим задачи комбинаторной оптимизации [9]. Решение задач этого класса нашло широкое применение в логистике и доставке товаров.

Ввиду того, что метрополитен существует, как правило, в крупных городах, имеющих развитую дорожную сеть, из пунктов назначения в очаг чрезвычайной ситуации можно добраться различными маршрутами.

Время прибытия спасательных подразделений к месту проведения работ представляет собой множество, состоящее из времен движения по конкретным маршрутам из выбранных пунктов дислокации подразделений целях повышения эффективности реагирования необходимо выбрать тот маршрут, время движения по которому будет наименьшим (7):

тк ,к Ь1

К — —^ тгп,

(7)

где ^ - время движения из ^'-го пункта по кому маршруту;

Ь1? - протяженность й-ого маршрута из го пункта;

и!- - средняя скорость движения по к-ому маршруту из ^'-го пункта.

После этого ранжируем пункты отправления по критерию минимального затрачиваемого времени движения по маршруту в порядке возрастания.

Количество подразделений различной структуры из каждого пункта отправления можно представить в виде таблицы (таблица 3), в которой строки - это виды подразделений, столбцы - пункты отправления подразделений (состав сил и средств в пунктах постоянной дислокации аварийно-спасательных формирований). Значения, находящиеся на пересечении - количество подразделений тех или иных структур в соответствующих пунктах отправления.

Таблица 3 - Табличное представление возможного количества подразделений, отправляющихся из различных пунктов

Ъ\ Ь2 Ь Ът

а1 Си С12 СЦ С1т

(12 С21 С22 С23 С2т

<1г сц Сг2 Су С-гт,

йп Сп1 Сп2 Сп] С-пт

Общее количество различных структур должно быть равно потребности в них на месте проведения аварийно-спасательных работ, т. е. исходными данными для решения

этой задачи являются результаты, полученные при определении количества подразделений той или иной структуры в зависимости от объема выполняемых аварийно-спасательных работ и от возможностей подразделений, выполняющих данные работы (8):

У^ — Жг, гдег — 1..п 1=1

(8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время количество подразделений тех или иных структур, отправляющихся из различных пунктов, не должно превышать общее их количество в самих пунктах, т. е. (9):

< с-%],гдег — 1..п,э — 1..т

(9)

При этом значение ду определяется исходя из времени прибытия подразделений из пунктов постоянной дислокации. Таким образом, рациональный вариант реагирования, представленный в виде плана реагирования, выглядит следующим образом (таблица 4):

Таблица 4 - Табличное представление плана реагирования

Ь1 Ь2 Ь Ьт

а1 411 Я12 91] Я1т

(12 421 0_22 42] Ц2т

<1г Ян 9ц Ягт,

йп Яп1 Яп2 0_П] 0_пт

В целом план реагирования отвечает на вопрос: «Какие подразделения, из каких пунктов, в каком количестве и по каким маршрутам должны прибыть к месту чрезвычайной ситуации?».

С учетом формул (5)-(9) сформулируем

задачу исследования: наити такие значения

Ь3,

функции:

д^, при которых доставляется минимум

^ (^реаг ) ^ тгп, (10)

Где Тре-аГ — ,tj ) + Тжр (Тъ),

гр ^ гр*

^аср ^ ^аср'

Таким образом, в работе сформулирована задача обоснования рационального варианта реагирования спасательных формирований на

чрезвычайные ситуации на действующих объектах метрополитена. Особенностью предлагаемого подхода к решению задачи является представление её в форме многокритериальной задачи оптимизации и учет вида и масштаба чрезвычайной ситуации, возможностей пунктов постоянной дислокации аварийно-спасательных формирований, маршрутов движения.

Решение рассматриваемой задачи позволит разработать рациональный план реагирования, что способствует сокращению времени прибытия спасательных формирований и рациональному использованию имеющихся ресурсов, а это приводит к повышению эффективности проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на действующих объектах метрополитена.

Литература

1. СНиП 32-02-2003. Метрополитены. [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/1200095542/. (дата обращения: 06.06.2018).

2. Одинцов Л.Г. Справочник спасателя. Книга 13. Ведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на метрополитене / Л.Г. Одинцов, К.А. Ссшоматин, И.В. Жданенко — М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2006. - 120с.

3. Закон г. Москвы от 12.03.2008 г. № 12 (в ред. законов г. Москвы от 27.06.2012 № 26, от 30.04.2014 № 20, от 09.09.2015 № 49) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы». [Электронный ресурс]: URL: http://moscow.mchs.ru/document/458244/. (дата обращения: 06.06.2018).

4. Распоряжение первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 17.11.2003 № 617-РЗМ «Об оказании помощи Государственному унитарному предприятию «Московский метрополитен» города Москвы в чрезвычайных ситуациях». [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/3648860/. (дата обращения: 07.06.2018).

5. Мясников Д.В. Действия сил и средств МЧС России при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах метрополитена: учебник / Д.В. Мясников, М.Ф. Баринов, Д.Ф. Лавриненко и др. - Химки: АГЗ МЧС России, 2015. - 166 с.

6. Мясников Д.В. Практический опыт организации и проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий техногенной катастрофы в Московском метрополитене 15 июля 2014 года: учебное пособие / Д.В. Мясников, М.Ф. Баринов, Д.Ф. Лавриненко и др. - Химки: АГЗ МЧС России, 2015. - 43 с.

7. Мясников Д.В., Баринов М.Ф., Лавриненко Д.Ф. Анализ организации и проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий техногенной катастрофы в Московском метрополитене 15 июля 2014 года // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. № 4 (23). С. 49-59.

8. Шойгу С.К., Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. Землетрясения: Закономерности формирования и характеристика потерь населения / С.К. Шойгу, С.Ф. Гончаров, Г.П. Лобанов - М.: ВЦМК «Защита», 1998. - 123 с.

9. Дискретная математика: алгоритмы. Задача маршрутизации транспорта. [Электронный ресурс]: URL: http://rain.ifmo.ru/cat/view.php/theory/unsorted/vrp-2006. (дата обращения: 08.06.2018).

PROBLEM DEFINITION OF JUSTIFICATION OF RATIONAL OPTION OF RESPONSE OF SAVING FORMATIONS ТО EMERGENCY SITUATIONS ON THE

OPERATING OBJECTS OF THE SUBWAY

Aleksandr ZHUKOV

teacher of the department rescue work

Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk

E-mail: t3550jQmail.ru

Dmitriy LAVRINENKO

Candidate of Economic Sciences Deputy Head of Department rescue work

Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk

E-mail: lavr85Qinbox.ru

Denis MYASNIKOV

Candidate of Technical Sciences Associate Professor rescue work

Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk

E-mail: myasnikovdenisQmail.ru

Abstract. In article in the formalized look problem definition of justification of rational option of response of saving formations to emergency situations on the operating objects the subway is stated. The order of the solution of a task including several stages which ultimate goal is development of the plan of the reaction allowing to define concrete divisions, their quantity, the points of departure and routes of the movement for effective carrying out a wrecking in the center of emergency situation is presented.

Keywords: subway, emergency situation, reaction, rescue operations.

Citation: Zhukov A.V., Lavrinenko D.F., Myasnikov D.V., Problem definition of justification of rational option of response of saving formations to emergency situations on the operating objects of the subway // Scientific and educational problems of civil protection. 2018. No. 4 (39). pp. 81-89

References

1. SNiP 32-02-2003. Metropoliteny. [Elektronnyy resurs]: URL: http://docs.cntd.ru/document/1200095542/. (data obrashcheniya: 06.06.2018).

2. Odintsov L.G. Spravochnik spasatelya. Kniga 13. Vedeniye avariyno-spasatel'nykh i avariyno-vosstanovitel'nykh rabot na metropolitene / L.G. Odintsov, K.A. Solomatin, I.V. Zhdanenko - M.: FTS VNII GOCHS, 2006. - 120s.

3. Zakon g. Moskvy ot 12.03.2008 g. № 12 (v red. zakonov g. Moskvy ot 27.06.2012 № 26, ot 30.04.2014 № 20, ot 09.09.2015 № 49) «Ob avariyno-spasatel'nykh sluzhbakh i statuse spasateley goroda Moskvy». [Elektronnyy resurs]: URL: http://moscow.mchs.ru/document/458244/. (data obrashcheniya: 06.06.2018).

4. Rasporyazheniye pervogo zamestitelya Mera v Pravitel'stve Moskvy ot 17.11.2003 № 617-RZM «Ob okazanii pomoshchi Gosudarstvennomu unitarnomu predpriyatiyu «Moskovskiy metropoliten» goroda Moskvy v chrezvychaynykh situatsiyakh». [Elektronnyy resurs]: URL: http://docs.cntd.ru/document/3648860/. (data obrashcheniya: 07.06.2018).

5. Myasnikov D.V. Deystviya sil i sredstv MCHS Rossii pri likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy na ob"yektakh metropolitena: uchebnik / D.V. Myasnikov, M.F. Barinov, D.F. Lavrinenko i dr. - Khimki: AGZ MCHS Rossii, 2015. - 166 s.

6. Myasnikov D.V. Prakticheskiy opyt organizatsii i provedeniya avariyno-spasatel'nykh rabot pri likvidatsii posledstviy tekhnogennoy katastrofy v Moskovskom metropolitene 15 iyulya 2014 goda: uchebnoye posobiye / D.V. Myasnikov, M.F. Barinov, D.F. Lavrinenko i dr. - Khimki: AGZ MCHS Rossii, 2015. -43 s.

7. Myasnikov D.V., Barinov M.F., Lavrinenko D.F. Analiz organizatsii i provedeniya avariyno-spasatel'nykh rabot pri likvidatsii posledstviy tekhnogennoy katastrofy v Moskovskom metropolitene 15 iyulya 2014 goda // Nauchnyye i obrazovatel'nyye problemy grazhdanskoy zashchity». - 2014. - № 4 (23). S. 49-59/

8. Shoygu S.K., Goncharov S.F., Lobanov G.P Zemletryaseniya: Zakonomernosti formirovaniya i kharakteristika poter' naseleniya / S.K. Shoygu, S.F. Goncharov, G.P. Lobanov - M.: VTSMK «Zashchita», 1998. - 123 s.

9. Diskretnaya matematika: algoritmy. Zadacha marshrutizatsii transporta. [Elektronnyy resurs]: URL: http://rain.ifmo.ru/cat/view.php/theory/unsorted/vrp-2006. (data obrashcheniya: 08.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.