УДК 378.096
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНОГО ФАКУЛЬТЕТА: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
М.Ф. Ьаринов
начальник кафедры аварийно-спасательных работ Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск E-mail: [email protected]
Д.В. Мясников
кандидат технических наук, доцент
кафедры аварийно-спасательных работ
Академия гражданской защиты МЧС России
Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлена история развития командно-инженерного факультета Академии гражданской защиты МЧС России, оценено состояние учебной, методической и научной работы, выявлены проблемные вопросы и определены основные направления их решения.
Ключевые слова: аварийно-спасательные работы, подготовка.
Цитирование: Варинов М.Ф., Мясников Д.В. Образовательная и научная деятельность командно-инженерного факультета: история, состояние, перспективы // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. № 4 (35). С. 55-63.
Командно-инженерный факультет является структурным подразделением Академии гражданской защиты МЧС России, в котором осуществляется подготовка военнослужащих и гражданских специалистов для работы в системе МЧС России.
Обучение осуществляют пять кафедр. Старейшими кафедрами на факультете являются кафедра аварийно-спасательных работ (год создания - 1994) [1], кафедра радиационной и химической защиты (год создания - 1994) [1] и кафедра тактики и общевоенных дисциплин (год создания - 1998) [2]. В связи с организационно-штатными мероприятиями в МЧС России в 2003 году была сформирована кафедра пожарной безопасности [3]. Самой молодой кафедрой на факультете является кафедра спасательных робототехнических средств. Она осуществляет свою деятельность с 2016 года [4].
Кафедры в составе факультета функционируют с 2011 года с момента проведения в Академии организационно - штатных
мероприятий [5].
Основными целями деятельности кафедр факультета являются подготовка высококвалифицированных специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах для системы МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России, поисково-спасательных служб и формирований Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Научно-педагогический потенциал факультета представлен доктором наук Бари-новым A.B. и кандидатами наук Сапоговым С.А., Бобарико A.B., Рожковым С.Н., Лещен-ко А.П., Назаровым А.П., Муруговым Б.К., Осиповым A.B., Черных Ж.В., Федорук B.C., Лавриненко Д.Ф.. Мясниковым Д.В., Решетниковым В.М., Ермаковым С.И., Зозуль Ю.Н. Аржанухиным И.О., Ляшенко С.М., Фатыхо-
вым P.P., Федотовым С.Б., Шарифуллиной Л.Р., Аносовой Е.Б., Гвоздевым Е.В., Носковым С.С., Байковым A.B. Многие из преподавателей факультета имеют ученые звания. Всего на факультете работает один профессор Баринов A.B., Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, и десять доцентов.
Имена преподавателей факультета хорошо известны в МЧС России. Многие из них имеют большой практический опыт в вопросах ликвидации чрезвычайных ситуаций, применения сил и средств пожарной безопасности. Доцент кафедры аварийно-спасательных работ Пилькевич A.B. долгое время руководил спасательным центром специального назначения Республики Таджикистан, принимал участие в ликвидации многих чрезвычайных ситуаций. Профессор кафедры радиационной и химической защиты Кольцов Г.И. и профессор кафедры аварийно-спасательных работ Баринов A.B. ликвидировали последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Начальник кафедры тактики и общевоенных дисциплин Бородин Н.В. служил в Центре спасательных операций особого риска «Лидер», сотрудники которого в числе первых привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ в сложных условиях.
Особое внимание уделяется реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) по направлению подготовки кадров высшей квалификации 56.07.01 Военные науки и 20.07.01 (20.06.01) Техносферная безопасность. Только за последние пять лет на базе факультета защитили кандидатские диссертации семь специалистов.
В настоящее время работают над диссертациями кандидатов наук Лопатин Д.С., Жуков A.B., Блохин A.A., Капранов A.B., Мосолов A.A. Их исследования охватывают проблемы управления аварийно-спасательными формированиями, оснащения подразделений, развития средств защиты и способов ликвидации чрезвычайных ситуаций. В частности, исследования Байкова A.B., защитившего кандидатскую диссертацию в 2013 году, открыли в Академии целое направление, связанное с при-
менением робототехники в МЧС России, а работа Жукова A.B. связана с реагированием спасательных подразделений при ликвидации чрезвычайных ситуаций на действующих объектах метрополитена.
На факультете ведется подготовка по одной специальности и четырем направлениям подготовки бакалавриата. При этом преподаватели кафедр факультета проводят занятия у курсантов, студентов и слушателей других факультетов.
Кафедры факультета являются выпускающими по специальности «Управление персоналом (Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации)», специализация «Применение подразделений спасательных воинских формирований» - выпускающая кафедра тактики и общевоенных дисциплин, направлениям подготовки бакалавриата: «Техносферная безопасность», профили подготовки «Гражданская оборона и организация ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», «Защита в чрезвычайных ситуациях» - выпускающая кафедра аварийно-спасательных работ, «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», профиль подготовки «Эксплуатация робототехнических средств и комплексов специального назначения» - выпускающая кафедра спасательных робототехнических средств.
Программами обучения предусмотрено проведение всех видов учебных занятий. Курсанты и студенты посещают лекции, выполняют курсовые и контрольные работы, закрепляют полученные знания на семинарах. Тематика занятий отражает не только основы тех или иных учебных дисциплин, но и современный опыт проведения аварийно-спасательных работ, особенности применения средств и оборудования в конкретных чрезвычайных ситуациях, тактические аспекты привлечения спасательных и пожарных подразделений.
Особенностью программ обучения, реализуемых на факультете, является их практическая направленность. Насыщенность учебного процесса практическими занятиями и различными видами практик позволяет приви-
вать навыки и умения, необходимые будущим выпускникам. До недавнего времени практические занятия с курсантами проводились на базе региональных поисково-спасательных отрядов: в Красной Поляне, на Байкале, в Ха-кассии и Вытегре.
Одной из практик курсантов является «Практика привития навыков основ выживания», проводимая кафедрой аварийно-спасательных работ. В ходе практики осуществляется формирование у обучающихся базовых знаний, необходимых для выживания в экстремальных условиях, а также умений и навыков, связанных с выживанием в условиях автономного существования. Практика проводится в зимнее время и завершается ночным занятием, в ходе которого курсанты самостоятельно должны оборудовать базовый лагерь вблизи зоны условной чрезвычайной ситуации и выполнить задачи по поиску и транспортировке пострадавших на пункт сбора. Задачи усложняются различными вводными, связанными с получением травмы самими курсантами и изменением условной обстановки.
Кафедры факультета проводят занятия на базе ЦСООР «Лидер», Ногинского спасательного центра, отряда «Центроспас», ВНИИ-ПО. Активно взаимодействуют с организациями и учреждениями Минобороны РФ, институтами Российской Академии наук, ведущими вузами страны. По инициативе кафедры спасательных робототехнических средств заключены соглашения о сотрудничестве в области научной и образовательной деятельности с Нижегородским государственным техническим университетом им. P.E. Алексеева и ОАО «766 управление производственно-технологической комплектации», а кафедрой аварийно-спасательных работ осуществляется сотрудничество с производителем аварийно-спасательного инструмента и оборудования НПО «Простор» и Московской областной противопожарно-спасательной службой.
Отработка практических навыков курсантов осуществляется и в ходе привлечения их к ликвидации последствий реальных чрезвычайных ситуаций. Начиная с третьего курса, курсанты принимают участие в проведении аварийно-спасательных работ под руководством преподавателей факультета. Опыт
участия в ликвидации последствий террористических актов и обрушения аквапарка в Москве, лесных пожаров и ураганов в Московской области, наводнений на Дальнем Востоке, Сибири, Ставрополье позволяет понять суть своей профессии и качественно подготовиться к выполнению функциональных обязанностей в будущем.
На кафедрах факультета активно поднимаются вопросы развития средств и технологий спасения людей, совершенствования организационных вопросов проведения аварийно-спасательных работ, тактики применения спасательных формирований, обеспечения пожарной безопасности. Созданы и активно развиваются научные направления «Актуальные проблемы радиационной и химической защиты», «Научные основы применения сил и средств ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Конструкция и применение робототехнических комплексов в чрезвычайных ситуациях».
Ученые факультета, продолжая и развивая научные традиции, решают проблемы пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяют цели, направленные на совершенствование образовательного процесса, нормативной базы МЧС России, проводят разработку современных образцов аварийно-спасательной и пожарной техники, приемов и средств обеспечения противопожарной защиты объектов различного назначения, изучают организационно-управленческие задачи МЧС России.
Ежегодно факультет выполняет около десяти научно-исследовательских работ на основе Плана НИОКР, указаний руководства МЧС России, Плана научной деятельности Академии. Работы проводятся в соответствии с предложениями ВНИИПО, ВНИИ ГОЧС (ФЦ), образовательных учреждений МЧС России и других организаций, заинтересованных в выполнении совместных работ. Часто кафедры сами выступают инициаторами выполнения научно-исследовательских работ.
Результаты научно-исследовательской работы «Совершенствование методического и информационного обеспечения деятельности пожарно-спасательных подразделений в
ликвидации дорожно-транспортных происшествий», выполненной коллективом кафедры аварийно-спасательных работ и сотрудниками ВНИИ ГОЧС (ФЦ), стали важной частью федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 20132020 годах» [6], а результаты работы «Оценка состояния системы реагирования на чрезвычайные ситуации на действующих объектах метрополитена» позволили создать учебник по действиям сил и средств, заслуживший высокую оценку руководства МЧС России.
Серия монографий, посвященных развитию и применению робототехники в чрезвычайных ситуациях, стала основой для разработки «Концепции развития робототехниче-ских систем специального назначения в системе МЧС России до 2030 года».
Научное исследование «Научно методическое обоснование оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, в том числе с учетом их использования в составе аэромобильных группировок», в котором принимали участие кафедра аварийно-спасательных работ и кафедра тактики и общевоенных дисциплин, позволило создать программы развития спасательных воинских формирований с учетом особенностей регионов их расположения.
Научно-методический аппарат, применяемый сотрудниками факультета, базируется на традициях, сохраняемых опытными учеными, и инновационном подходе и идеях, внедряемых молодыми специалистами.
При Академии действует Диссертационный совет, принимающий к рассмотрению диссертационные работы по специальностям «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (технические науки)», «Гражданская оборона. Местная оборона (военные науки, технические науки)». В его состав входит профессор кафедры аварийно-спасательных работ доктор технических наук профессор Баринов A.B.
Важно отметить, что факультет активно занимается изобретательской, рационализаторской и патентной деятельностью. Так, за последние пять лет сотрудники факультета получили шесть патентов и пять авторских свидетельств. В изобретательскую деятельность активно вовлекаются обучающие-
ся Академии. Например, в рамках выполнения выпускных квалификационных работ под руководством старшего преподавателя Бай-кова A.B. курсантами были созданы роботизированные средства, реализующие принцип управления по нескольким каналам связи.
Традицией стало проведение исследований и разработка учебных пособий по вопросам особенностей проведения аварийно-спасательных работ в крупных и резонансных чрезвычайных ситуациях. Инициатором таких разработок является кафедра аварийно-спасательных работ.
Так, с 2013 года были выпущены и внедрены в учебный процесс учебные пособия «Практический опыт проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в период крупномасштабного наводнения в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации в 2013 году», «Практический опыт проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в Сибирском федеральном округе при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обусловленной прохождением паводка и подтоплением населенных пунктов на территории республик Алтай, Тыва, Хакасия и Алтайского края в мае-июне 2014 года», «Практический опыт организации и проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий техногенной катастрофы в Московском метрополитене 15 июля 2014 года», «Практический опыт проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на шахте «Северная».
Результаты анализа ликвидации чрезвычайных ситуаций находят отражение в проводимых занятиях. Соответствующие вопросы включаются в тематические планы учебных дисциплин и изучаются на лекциях, семинарах и практических занятиях.
Факультет располагает лекционными аудиториями, оснащенными новейшими техническими средствами обучения, специальным лабораторным оборудованием и специализированными классами: классом огневой подготовки (интерактивным тиром), учебно-практическим комплексом по подготовке пожарных и спасателей, учебным пунктом во-
долазной подготовки, специализированными классами горной подготовки, классом расчета зон радиационного, химического и биологического заражения и прогнозирования, учебно-тренажерным комплексом подготовки специалистов к работе на радиоактивно загрязненных территориях, лабораторией физико-химических основ процессов горения и тушения (испытательной пожарной лабораторией), учебной лабораторией «Экспертиза пожаров», лабораторией методов и средств обеспечения безопасности окружающей среды, тренажерным комплексом «Информационно-методичеекое обеспечение надзорной деятельности МЧС России».
Кафедрой аварийно-спасательных работ создан учебно-тренировочный комплекс (далее УТК) получения первоначальных навыков работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием. Осуществляется строительство водолазного полигона.
Одним из основных показателей усвоения дисциплины являются результаты проме-
жуточного контроля. На кафедре аварийно-спасательных работ был осуществлен педагогический эксперимент, в рамках которого проводился сравнительный анализ результатов промежуточного контроля по дисциплинам «Аварийно-спасательный инструмент и оборудование» и «Технологии аварийно-спасательных работ», на которых изучается аварийно-спасательный инструмент и отрабатываются практические навыки работы с ним (до создания УТК получения первоначальных навыков работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием и после его создания и применения в учебном процессе). Результаты эксперимента представлены на Рисунках 1и 2.
По результатам анализа можно сделать вывод, что применение УТК в учебном процессе положительно влияет на степень усвоения учебного материала. Таким образом, использование УТК для подготовки специалистов МЧС России целесообразно и необходимо
т.
Рисунок 1 Результаты промежуточного контроля (зачет с оценкой) по дисциплине «Аварийно-спасательный инструмент и оборудование» после обучения с применением УТК (313 учебная группа) и после обучения без применения УТК (301 учебная группа)
14
отлично хорошо удоБлгтЕорытгльно веудовлетворительно
■ 2 11 учгонгя группа (с5уч2ННЕ-г цппквешшУТЕ)
201 учгокгя группа (с5уч=кк= прк^н^ннл
202 учебкэе группа (ооуч-гннг прнм^н^нкя У1К])
Рисунок 2 Результаты промежуточного контроля (зачет с оценкой) но дисциплине «Технологии аварийно-спасательных работ» после обучения с применением УТК (211учебная группа) и после обучения без применения УТК (201 и 202 учебные группы)
На кафедре спасательных робототехниче-ских средств обучение производится на учебных робототехничееких средствах: роботе-разведчике МРК-01 и инженерном роботе В П () КК-330. О су ществл яетея оборуд ов анис роботодрома для отработки навыков управления спасательными робототехничеекими средствами в различных чрезвычайных ситуациях, проводится комплектование учебно-научной лаборатории для конструирования элементов робототехни чееких средств.
Кафедра радиационной и химической защиты во взаимодействии с профильным департаментом обеспечивается новейшими приборами радиационной и химической разведки и контроля, а также принимаемыми на вооружение в МЧС России средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Таким образом, у обучающихся есть возможность изучить современные и перспективные средства, с которыми в будущем им придется работать.
Современный уровень развития образовательных технологий требует применения новых подходов в методической работе. Перспек-
тивным решением, реализуемым на факультете, является разработка электронных учебных пособий, видеолекций, применение интерактивных обучающих систем.
На кафедре аварийно-спасательных работ в ходе изучения учебной дисциплины «Аварийно-спасательный инструмент и оборудование» применяется учебный комплекс «Архимед». С его помощью обучающиеся могут виртуально разобрать на составные части образец аварийно-спасательного инструмента, в реальном времени наблюдать его работу и циркуляцию гидравлической жидкости, а также изучить принципы работы. Такой метод позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Кафедрой радиационной и химической защиты практикуется проведение занятий на учебно-тренажерном комплексе подготовки специалистов к работе на радиоактивно загрязненных территориях. С помощью ЗП-визуализации каждый обучающийся может оказаться на загрязненной территории и отработать определенные задачи. При этом обучение проводится в форме компьютерной игры.
Технологии, применяемые кафедрой пожарной безопасности, позволяет почувствовать себя инспектором государственного пожарного надзора, которому необходимо решить задачу по проверке объекта экономики. В ходе решения задачи реализуется квест-технология: для перехода к очередному шагу, необходимо правильно выполнить все задания на текущем этапе.
Факультетом ведутся разработки электронных учебных пособий. В ближайшее время планируется выпустить электронные учебных пособия по дисциплинам «Аварийно-спасательный инструмент и оборудование», «Безопасность аварийно-спасательных работ».
На командно-инженерном факультете осуществляется подготовка по дополнительной специальности «Водолаз 4-го разряда» и обучение курсантов и сотрудников Академии по Программе первоначальной подготовки спасателя МЧС России.
В июне 2015 года в Академии гражданской защиты осуществлен первый выпуск водолазов 4-го разряда с правом выполнения работ на глубине до 20 метров. Организационные и методические вопросы подготовки водолазов были возложены на кафедру аварийно-спасательных работ.
Замысел обучения водолазов стал реализо-вываться с постройки в 2012 году на базе Академии водолазного комплекса с бассейном глубиной 12 метров с возможностью создания искусственного замутнения и течения. Этот уникальный бассейн оснащен средствами связи и видеокамерами с выводом изображения со дна бассейна на экран на поверхности. Специальное смотровое окно позволяет непосредственно наблюдать работу водолазов в нижней части капсулы бассейна и корректировать действия обучаемых.
В 2013 году была осуществлена закупка специального оборудования и водолазного снаряжения. Его перечень формировался, исходя из задач обучения водолазов и изучения современных образцов средств, применяемых при выполнении водолазных работ.
Параллельно этому производилось укомплектование штата учебного пункта водолазной подготовки водолазными специалистами
и техническим персоналом. Тогда в учебный пункт был принят водолазный специалист Погожев C.B. До Академии он работал водолазом в Московской городской поисково-спасательной службе на водных объектах, принимал участие в десятках водолазных спусках и спасательных операциях. Кроме того, был обучен и аттестован на квалификацию «Водолаз 4-го разряда» Лавриненко Д.Ф.. в настоящее время занимающий должность заместителя начальника кафедры аварийно-спасательных работ.
При непосредственном участии кафедры аварийно-спасательных работ в начале 2014 года было проведено техническое освидетельствование и постановка на учет в Ростехнадзо-ре опасного производственного объекта - камеры декомпрессионной малой РКМу (барокамеры), необходимой для подготовки водолазов, лечения и профилактики баротравм.
В этом же году разработана и утверждена программа «Подготовки водолазов 4-го разряда» в количестве 256 часов, учитывающая требования существующих нормативных правовых документов и отражающая специфику водолазных работ в системе МЧС России. На кафедре были разработаны и изданы учебные пособия [8, 9] для обеспечения подготовки водолазов, которые получили гриф «Допущено МЧС России в качестве учебного пособия для слушателей, курсантов и студентов образовательных учреждений МЧС России».
Процесс обучения подразумевает как теоретические занятия в аудитории, так и практические занятия в бассейне Академии и на открытых водоемах. Курсанты изучают правила поведения под водой, основы водолазной медицины, водолазное снаряжение и оборудование. Особое внимание уделяется обучению навыкам ведения аварийно-спасательных работ под водой. Курсанты работают под водой аварийно-спасательным инструментом, разрезают арматуру, разрушают различные конструкции. По вводным отрабатываются поиск бортовых самописцев, т.н. «черных ящиков» самолетов, подъем на поверхность обломков, реагирование в аварийных ситуациях под водой. Ежегодно обучение профессии «Водолаз 4-го разряда» проходят до 30 курсантов Академии. Кроме того, организовано обучение во-
долазов на платной основе в рамках внебюджетной деятельности. В дальнейшем предполагается развитие направления подготовки водолазов в Академии с привлечением большего количества обучаемых.
В целом, образовательная и научная деятельность командно-инженерного факультета организована на высоком уровне. Данная оценка подтверждается проведением государственной аккредитации Академии в 2016 году.
Однако существуют и проблемы. Это зачастую низкая мотивация обучающихся к учебным занятиям и занятиям наукой. Решение этой проблемы зависит не только от преподавателя, обязанного заинтересовать своей учебной дисциплиной и научными идеями, но и от командиров, в чьих возможностях поощрение и стимулирование подчиненных курсантов и студентов. Однако также не стоит забывать слова известного русского публициста и литературного критика Д.И. Писарева: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование».
Существующие проблемы в развитии учебно-материальной базы решаются по мере финансирования и соответствующих закупок. Но многое делается в части развития средств обучения и факультетом без значительных материальных затрат своими силами. Именно таким образом кафедрой аварийно-спасательных работ был создан учебно-тренировочный комплекс получения
первоначальных навыков работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием и строится водолазный полигон.
Перспективы развития командно-инженерного факультета должны учитывать тенденции развития МЧС России и общества в целом. Одним из направлений развития, предусмотренным «Стратегией развития МЧС России до 2030 года», является усиление реагирования на чрезвычайные ситуации в Арктике. Другое направление развития -это широкое применение в чрезвычайных ситуациях беспилотной авиации и робототехни-ческих средств. Кроме того, подразумевается внедрение информационно-управляющих систем, обеспечивающих оперативное взаимодействие и реагирование сил и средств, и, следовательно, повышение эффективности их работы. В связи с этим подготовка обучающихся в этих направлениях должна стать одной из задач факультета. Научные исследования должны отражать современные условия и выполняться с учетом существующих потребностей.
Задача факультета, а значит, и его сотрудников - это воспитание курсантов и привитие им чувства долга, чести и достоинства, подготовка высококвалифицированных специалистов, которые смогут выполнить самые сложные задачи в области ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера. Особенностью является то, что эти специалисты должны стать и настоящими офицерами.
Литература
1. Директива МЧС России от 29 ноября 1994 г. № 25-90-5: [Электронный ресурс] -Режим доступа: // Академия гражданской защиты МЧС России. Химки. https://clck.ru/C7g9u (дата обращения: 2.11.2017).
2. Директива МЧС России от 16 июня 1998 г. № 24-11-31: [Электронный ресурс] -Режим доступа: // Академия гражданской защиты МЧС России. Химки. https://clck.ru/C7gAd. (дата обращения: 2.11.2017).
3. Директива МЧС России от 24 октября 2003 г. № 31-24-21: [Электронный ресурс] -Режим доступа: // Академия гражданской защиты МЧС России. Химки. https://clck.ru/C7gB7 (дата обращения: 2.11.2017).
4. Директива МЧС России от 29 января 2016 г. №47-6-3: [Электронный ресурс] -Режим доступа: // Академия гражданской защиты МЧС России. Химки. https://clck.ru/C7gCB (дата обращения: 2.11.2017).
5. Директива МЧС России от 26 декабря 2011 г. № 55-39-3: [Электронный ресурс] -Режим доступа: // Академия гражданской защиты МЧС России. Химки. https://clck.ru/C7gGC (дата обращения: 2.11.2017).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.fcp-pbdd.ru/legislation/189/28950/З/ (дата обращения: 2.11.2017).
7. Мясников, Д.В. Учебно-тренировочный комплекс получения первоначальных навыков работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием / Д.В. Мясников, М.Ф. Баринов, Д.Ф. Лавриненко // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. № 1(20). С. 66-71.
8. Погожев, C.B. Легководолазная подготовка спасателей МЧС России: учебное пособие / C.B. Пого-жев, М.Ф. Баринов, Д.Ф. Лавриненко, Д.В. Мясников. - Химки: АГЗ МЧС России. 2014. 146с.
9. Погожев, C.B. Базовая подготовка водолаза МЧС России (4-го разряда): учебное пособие / C.B. Погожев, М.Ф. Баринов, Д.Ф. Лавриненко, ,1.1?. Мясников. - Химки: АГЗ МЧС России. 2014. 311с.
EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITY COMMAND AND ENGINEERING FACULTY: HISTORY, STATE, PROSPECTS
Mikhail BARINOV
Head of the Department of Emergency Rescue Operations Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk E-mail: [email protected]
Denis MYASNIKOV
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Emergency Rescue Operations Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk E-mail: [email protected]
Abstract. The history of development of command and engineering faculty of Civil Defense Academy of Emercom of Russia is presented in article, the condition of educational, methodical and scientific work is estimated, problematic issues are revealed and the main directions of their decision are defined.
Keywords: rescue operations, preparation.
Citation: M.F. Barinov, D.V. Myasnikov (2017) Obrazovatel'naya i nauchnaya deyatel'nost' komandno-inzhenernogo fakul'teta: istoriya, sostoyanie, perspektivy. [Educational and scientific activity command and engineering faculty: history, state, prospects]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 4(35), pp.55-63 (in Russian).