Научная статья на тему 'Последипломная подготовка молодых специалистов к работе в адаптивной образовательной среде школы'

Последипломная подготовка молодых специалистов к работе в адаптивной образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последипломная подготовка молодых специалистов к работе в адаптивной образовательной среде школы»

ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ В АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

ИВ. Куликова

Основным ресурсом модернизации российского образования является учитель. Однако именно кадровый вопрос становится все актуальнее с каждым годом. Чтобы школы не остались без учителей по прошествии десятка лет, необходимо активизировать работу с сегодняшними молодыми специалистами.

Именно в последипломный период обостряется противоречие между высокими требованиями к педагогу, работающему в стремительно меняющейся системе образования, и уровнем его профессиональной компетентности и жизнеспособности после окончания учебного заведения. Ведь Институт повышения квалификации не имеет права в течение 3-5 лет вовлекать молодого специалиста в свои формы работы, а выпустившее его учебное заведение не обязано и не имеет реальных возможностей это делать. На практике получается, что в этот наитруднейший период, период стартового кризиса, выпускник учебного заведения оказывается один на один со своей проблемой, проходя его в основном иррациональным способом проб и ошибок. В определенной мере это неизбежно, поскольку нельзя предсказать и смоделировать все возможные педагогические ситуации, с которыми может столкнуться молодой педагог. Но, тем не менее, как и любой процесс, социально-педагогическая адаптация и профессионально-личностное становление педагога могут стать в определенной мере регулируемыми, управляемыми и относительно рациональными.

Послевузовский кризис становления молодого учителя как профессионала надо использовать как пусковой импульс в развитии личности педагога. Этим объясняется необходимость создания последипломной подготовки молодых специалистов к работе в адаптивной образовательной среде школы как гибкой мобильной структуры в системе непрерывного педагогического образования на муниципальном уровне.

В своем исследовании последипломную подготовку молодых специалистов мы рассматривали как целостную образовательную систему, как процесс и как результат. Первое обозначает, что она является частью системы повышения квалификации, осуществляемого на муниципальном уровне. Второе - что это целенаправленный процесс обучения молодых учителей, сопровождающийся фиксацией изменений профессионального уровня обучающихся. Третье предполагает продуктивные изменения профессиональных и значимых качеств личности педагогов вследствие их обучения.

Классическая система повышения квалификации начинающих педагогических работников на муниципальном уровне в основном базируется на таких организационных формах, как курсовая подготовка и наставничество, что противоречит закономерностям психофизиологической деятельности взрослого человека и теории управления ею. Поэтому ведущее место при переводе системы повышения квалификации в новое качественное состояние мы отводим внедрению передовых педагогических теорий на техно-

1 / 2007

Преподаватель XXI

ВЕК

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

58

логическом уровне силами профессионально грамотных и компетентных работников муниципальной методической службы, через такие организационно-методические формы, как: «Школа молодого специалиста» и «Клуб молодого специалиста».

При создании технологии последипломной подготовки мы взяли за основу технологию модульного обучения в школе, разработанную П.И. Третьяковым и И.Б. Сенновским, характерными чертами которой является подача теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизация учебной деятельности, завершенность и согласованность циклов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности позволили создать для педагога условия выбора индивидуальной траектории профессионального развития и обеспечить молодому специалисту возможность успешного дальнейшего самообразования.

Логика построения технологии последипломной подготовки молодых специалистов на муниципальном уровне, предложенная нами, имеет следующую структуру.

1. Диагностика. Определение уровня профессиональной компетентности и жизнеспособности молодых специалистов, степени технологичности образовательного процесса, осуществляемого молодыми педагогами, уровня качества знаний учащихся.

2. Проектирование индивидуального учебного плана (содержания дополнительного профессионального образования). В ходе анализа проблем, выяв-

ленных в ходе диагностики, и целей последипломной подготовки производился отбор содержания и структурирование его в модули и блок-модули.

Мы предлагаем учебный план подготовки молодых специалистов конструировать из трех модулей, позволяющих развивать ключевые компетенции педагогов (см. табл.).

Название модуля Содержание Формирующиеся ключевые компетенции

Теоретический модуль Знакомство с новыми педагогическими технологиями, с системой мониторинга, с теорией управления образовательным процессом Самообразовательные, гностические, организа-ционно-коммуникатив-ные

Проблемный модуль Выявление, преодоление, прогнозирование, предупреждение возникающих трудностей Гностические, самообразовательные, организационно-коммуникативные, социально-личностные, адаптивные

Проектно-ис-следовательский модуль Создание и реализация проекта, работа над исследованием Конструктивно-проектировочные, социально-личностные, адаптивные

Каждый модуль в свою очередь состоит из блок-модулей, объединяющих теоретический материал и алгоритмы действий. На каждый модуль и блок-модуль отводилось определенное количество часов и составлялось календарно-тематическое планирование.

Учебная программа подготовки молодых специалистов предусматривает двухгодичный курс и имеет определенную периодизацию. Первый год обучения - это чередование первых двух модулей (сентябрь, октябрь -проблемный; ноябрь-январь - теоретический; февраль-апрель - проблемный; май - определение темы проекта или исследования на 2-й год обучения). Второй год обучения - работа по индивидуальному образовательному маршруту, защита проекта или результатов исследовательской деятельности; обобщение полученных материалов и их публикация.

Преподаватель^_

ВЕК

1 / 2007

3. Организация адаптивного образовательного процесса. Адаптивный образовательный процесс в ходе последипломной подготовки молодых специалистов выстраивался нами в соответствии с андрагогическими принципами обучения. Нами учитывались образовательные ожидания обучаемых, которые связаны с решением практических проблем, поэтому мы старались обеспечить целостное развитие педагога: его профессиональной компетентности, субъ-ектности, рефлексии и др. Процесс последипломной подготовки выстраивался, имитируя ту деятельность, которая соответствует сотрудничеству «учитель-ученик», как образец креативного поведения со стороны преподавателя и возможности усвоения педагогами новых способов взаимодействия субъектов образовательного процесса.

4. Управление реализацией индивидуального учебного плана. Чтобы добиться качественных и количественных приращений как относительно качества профессиональной компетентности и профессиональной деятельности учителя, так и относительно качества результатов его труда - обученности школьников, процесс последипломной подготовки молодых специалистов должен стать управляемым процессом. Управление мы строили на основе теории оперативного управления качеством образования, разработанной П.И. Третьяковым. Оно осуществлялось в три последовательных этапа, каждый из которых повторялся с определенной периодичностью: сбор информации, ее обработка, корректировка планов и доведение их до исполнителей.

Жесткий контроль переходил в режим самоконтроля для всех участников образовательного процесса последипломной подготовки и в большей степени носил регулятивно-кор-

рекционный характер. Такое положение дел изменило отношение к проверке как самого руководителя подготовки, так и, что особенно ценно, самих молодых учителей. Они стали рассматривать контроль со стороны преподавателя как оценку внешнего эксперта, сравнивая ее с результатами самоконтроля и обращаясь к руководителю за консультативной помощью.

5. Оценка результативности и коррекция. В результате экспериментальной работы нами была проведена апробация предложенной технологии процесса последипломной подготовки молодых специалистов и оценена результативность по следующим критериям (приводим данные по экспериментальной группе, полученные в ходе формирующего эксперимента/констатирующего эксперимента): 1) уровень профессиональной компетентности и жизнеспособности молодых специалистов (24%/ 39%); 2) степень технологичности образовательного процесса, осуществляемого молодыми педагогами (41%/54%); 3) уровень качества знаний учащихся.

Данная технология последипломной подготовки молодых специалистов свидетельствует о том, что предложенная система работы может быть использована в деятельности муниципальных методических служб.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. - Киев, 1986.

2. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. -М., 2004.

3. Шамова Т.П., Лебедев В.В. Структурирование компетенций и их связь с компетентностью // Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Ч. 1. - М., 2004.

1 / 2007

Преподаватель XXI

ВЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.