УДК - 378 А. Е. ВЕРЕТЕННИКОВА
Омская академия МВД России
ПОРТФОЛИО - МЕТОД САМООЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
На основе отечественных и зарубежных исследований в статье представлен современный метод оценки результата образования. Описан опыт применения «Портфеля курсанта» для аутентичного оценивания процесса развития коммуникативной культуры курсантов вузов МВД. Детально рассмотрены содержание, процедура формирования и оценки портфеля. Ключевые слова: аутентичное оценивание, самооценка, портфель, коммуникативная культура, курсант.
Как известно, процесс развития более успешен, если ему сопутствует самооценка обучающегося [1,2]. В нашей модели развития коммуникативной культуры курсантов инструментом самооценки был выбран метод портфолио (англ. portfolio — портфель, папка), который позволил курсантам оценить собственное развитие как субъекта процесса профессиональной коммуникации с определенным уровнем коммуникативной культуры.
Мы обратились к этому методу также и потому, что исследование требовало фиксации изменений в структуре субъекта профессиональной коммуникации; предъявления результатов учебно-воспитательной деятельности курсанта; обеспечения непрерывности образовательного процесса. Именно разнообразие функций данного метода (диагностическая, содержательная, развивающая, мотивационная) явились адекватными задачам исследования.
В результате анализа и обобщения работ зарубежных и отечественных исследователей, которые считают «портфель» важнейшим элементом практико-ориен-тированного подхода в образовании и рассматривают его методом аутентичного (англ. authentic — подлинный, истинный) оценивания, дополняющим контрольно-оценочные технологии [3,4,5,6,7,8,9,10,11] был создан наш вариант этого метода и назван «Портфель курсанта».
Рассматривая портфолио способом оценивания результатов образовательной деятельности, в нашем исследовании мы нашли обоснованным сочетание в нем всех видов оценки (оценка, взаимооценка, самооценка) с преобладанием самооценки, что и делает данный способ оценивания аутентичным т. е. истинным. Основообразующими принципами построения выступили: самооценка результатов овладения коммуникативной компетенцией; систематичность и регулярность самомониторинга; аргументированность в структуризации и оценке содержания; тематическое единство материалов; наглядность.
«Портфель курсанта» отвечал цели отражения процесса развития коммуникативной культуры курсанта в течение всего периода обучения в вузе и поэтому представлял ряд документов и письменных работ, выполненных курсантом в учебно-воспитательном процессе в соответствии с моделью субъекта профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности.
Содержание портфеля включало несколько частей: диагностическую, рабочую, оценочную. Диагностическая составляющая представлена файлом. 1 (англ. file — в значении «набор документов») и содержит
результаты психолого-педагогической диагностики курсанта на основе тестов: Амтхауэра, СМИЛ, личностного ориентационного опросника, мотивационной направленности, ценностных приоритетов, коммуникативной толерантности, эмпатии. В этот же файл в первый году обучения курсант заносит экзаменационные отметки по учебным дисциплинам, которые обеспечивают знаниями, необходимыми для эффективной профессиональной коммуникации в сфере правоохраны. В программе средней школы, с нашей точки зрения, ими явились: русский язык, иностранный язык, основы информатики и вычислительной техники, обществознание, мировая художественная культура, психология. Для оценивания изменений в когнитивной сфере в течение всего периода обучения вносились итоговые отметки по следующим предметам: «Русский язык в деловой и процессуальной документации» (3 курс), «Иностранный язык» (2 курс), средняя арифметическая отметка по шести правовым дисциплинам (1—5 курсы), по двум дисциплинам из цикла «Информатика и математика» (1 — 2 курсы), по двум предметам психолого-педагогического цикл (3 — 5 курсы), «Культурология»(1 курс). Причем на защите «Портфеля курсанта» следовало обосновать выбор правовых и психолого-педагогических предметов с точки зрения источника знаний, умений для коммуникативной личности в процессе профессиональной коммуникации.
Рабочая часть портфеля объединяет файлы 2, 3, 4. Файл 2 содержит образцы академической письменной речи, которые свидетельствуют об освоении учебного материала и уровне критического мышления. Файл 3 наполнен материалами о воспитательной работе курсанта: описание своего участия в социальноориентированных проектах (шефство над трудными подростками; работа вожатым в детском спортивнооздоровительном лагере; забота о детях подшефного детского дома; и др.); текст или план профилактической беседы для детей, подростков или несовершеннолетних правонарушителей. В этом же файле по желанию курсанта могут быть материалы, служащие опорой в будущей профессиональной деятельности. Например, Присяга, Кодекс чести, или текст тренинга профессионального общения. В файл 4 входят материалы учебных практик, которые проходил курсант за время обучения в вузе.
Оценочная часть портфеля сконцентрирована в файле 5, содержание которого предусматривает наличие следующих документов: анкета независимых характеристик; характеристики руководителя практики; отзыв объекта профессиональной деятельности
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
курсанта; самоанализ курсанта с точки зрения готовности к работе по правоохранительной деятельности, относящейся к сфере «человек-человек» (выполняется на 1 и 5 курсах).
Процедура формирования портфеля заключается в следующем.
файл 1 (диагностическая часть) содержит результаты психолого-педагогической диагностики, проводимой на 1-м и 5-м курсах. Поскольку тестирование осуществляется сотрудниками группы психологического обеспечения, сами тесты и индивидуальные результаты хранятся в отделе в течение 5 лет. Однако для наполнения портфеля каждый курсант может поместить данные результаты в свой файл, а также получить квалифицированную консультацию по результатам диагностики и рекомендации по саморазвитию в устной и письменной форме.
Как было отмечено, рабочая часть портфеля курсанта состоит из трех файлов. Работы, свидетельствующие об определенном уровне письменной формы коммуникативной компетентности, собираются в файле 2 в течение всего курса обучения в вузе.
На первом курсе в файл помещаются: аргументированное эссе, а также по выбору курсанта резюме, CV, сопроводительное или деловое письмо. На втором курсе добавляется реферат по одной из изучаемых дисциплин, например «Профессиональная этика». Возможен также диск с презентацией в Power Point. На третьем курсе файл пополняется письменной частью учебного проекта по любому предмету. На четвертом курсе курсант добавляет в файл четыре образца процессуальной документации, причем один должен быть выполнен по международным стандартам ООН на иностранном языке. Это могут быть рапорты, запросы, постановления, протоколы и т.п. На пятом курсе добавляется заключительное аргументированное эссе.
Материалы, отражающие деятельность курсанта, направленную на самовоспитание как субъекта профессиональной коммуникации, а также на воспитание членов общества собираются в файле 3 на протяжении обучения. Файл 4 включает дневник практики, который заполняется во время ознакомительной, стажерской и преддипломной практик. На первом курсе в дневнике фиксируются результаты наблюдения и опроса а) о степени вовлеченности сотрудника ОВД в процесс профессиональной коммуникации в качестве ее субъекта и объекта; б) перечне функциональных обязанностей и других действий сотрудника как субъекта и объекта профессиональной коммуникации; в) особенности процесса профессиональной коммуникации. На третьем курсе в дневник заносится опросник, с помощью которого оценивается степень развитости некоторых элементов когнитивного (правовые и лингвистические знания) и абилитационного (информационные и делопроизводственные умения) компонентов коммуникативной личности. По результатам опроса курсант вносит запись.
В процессе стажерской практики на четвертом курсе дневник пополняется описанием организации и проведения одного из мероприятий, предполагающих контакты с гражданами; письменным самоанализом участия в мероприятии как субъекта профессиональной коммуникации; 8-10 примерами процессуально-деловой коммуникации. При прохождении преддипломной практики на пятом курсе курсант описывает конкретную проблемную ситуацию, решением которой явился учет и использование особенностей процесса профессиональной коммуникации, а также уровень коммуникативной культуры курсанта, достаточный, чтобы решить данную проблему. В дневнике
могут находиться данные материалы в виде Power Point презентации.
Файл 5 (оценочная часть портфеля) включает документы, содержащие оценку и самооценку курсанта как будущего профессионала правоохранительной деятельности, относящейся к сфере «человек-человек», а потому рассматриваемого как субъекта процесса профессиональной коммуникации. К таким документам относятся два аргументированных эссе, которые выполняются на 1-м (я — будущий офицер российской милиции?) и 5-м (способен ли я компетентно помогать гражданам в сфере правоохраны?) курсах. Предполагается, что в данных эссе дается аргументированный ответ на основе самооценки курсантом его ценностных приоритетов, мотивации в правоохранительной деятельности, психолого-пе-дагогических качеств, профессиональных знаний и умений.
Письменный анализ содержания портфеля и самооценка составляется курсантом в конце каждого учебного года по листу самооценки и после индивидуального обсуждается с куратором или курсовым офицером вкладывается в файл. Этот документ отражает то, что именно вошло в содержание портфеля в течение учебного года; объясняет причину отбора конкретных материалов; отмечает затруднения и успехи при выполнении заданий портфеля; фиксирует точку зрения курсанта об изменении уровня освоения коммуникативной компетенцией (т.е. коммуникативной культуры). Файл также включает: отзывы руководителей практики, которые вкладываются на 1-м, 3-м,
4-м, 5-м курсах; характеристику с места стажерской и/или преддипломной практики.
Защита «Портфеля курсанта» осуществляется публично после преддипломной практики 5-го курса и оценивается методом независимых экспертных оценок. В качестве экспертов выступают: куратор или курсовой офицер, преподаватель правовых и преподаватель лингвистических дисциплин, руководитель практики, сокурсник. Им следует оценить выступающего по
5-балльной системе на основе анализа содержимого «Портфеля курсанта», его презентации, а также личного опыта общения в процессе обучения в вузе. Оценке подлежат компоненты коммуникативной личности: грамотность в русском языке; знание правовой базы; знание основ профессионального общения; следование этическим нормам; уважительное отношение к объекту профессиональной коммуникации; использование ненормативной лексики; критичность мышления; самоконтроль эмоций; стремление работать с людьми; навыки межкультурной коммуникации, а также умения: вести аргументированную беседу, составлять процессуальные документы, публично выступать, применять ИКТ в профессиональной деятельности.
Все элементы перечислены в листе экспертных оценок, где уже выставлена самооценка курсанта. В процессе защиты каждый эксперт оценивает курсанта и вносит свою оценку в лист, в котором подсчитывается общий балл каждого компонента и итоговый балл оценки курсанта как субъекта профессиональной коммуникации. Количество итоговых баллов возможно соотнести с уровнем коммуникативной культуры.
1. Опорный (150 — 250 баллов). Характеризуется наличием базовых (ключевых) знаний, умений, компетенций, как результат образования в средней общеобразовательной школе.
2. Необходимый, но недостаточный для профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности. (250 — 300 баллов). Характеризуется наличием базовых знаний, умений, компетенций. При
этом отсутствует сформированная мотивация коммуникативной деятельности в правоохранительной деятельности; сформированные навыки профессиональной коммуникации; выраженная ценностная позиция.
3. Достаточный (300 — 350 баллов). Характеризуется сформированностью базы профессиональных знаний, умений, компетенций, необходимых для профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности, но слабо выражена мотивация владения коммуникативной культурой в правоохранительной деятельности, существуют проблемы в духовной сфере.
4. Высокий уровень развития коммуникативной культуры (350 — 400 баллов) будет характеризовать субъекта, у которого сформировалась устойчивая мотивационно-ценностная система; имеются коммуникативные возможности и развиты коммуникативные способности (абилитационный компонент), который полностью владеет знаниями и информацией, необходимыми для процесса профессиональной коммуникации (когнитивный компонент), а также умеет пользоваться своими коммуникативными возможностями и знаниями для обеспечения эффективной профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности. Он полностью владеет соответствующими областями знаний и профессионально-коммуникативными навыками и готов самостоятельно их применять; способен самостоятельно выполнять роль субъекта профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности; способен работать в условиях изменчивости процессов.
5. Творческий (400 — 420 баллов). Особенностью этого уровня является наряду со способностью интегрировать базу коммуникативных знаний, умений, навыков в другие сферы профессиональной деятельности потребность в адекватном коммуникативном поведении в процессе правоохранительной деятельности.
«Портфель» и лист оценки остается у курсанта с целью обращения к данным материалам в процессе работы и обучения в течение всей жизни. Как видно из содержания портфеля, он сопутствует процессу развития курсанта как субъекта профессиональной коммуникации и служит средством аутентичного оценивания с акцентом на самооценку.
Библиографический список
1. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — Л. : ЛГПИ, 1983. — 134 с.
2. Маврин С.А. Педагогические основы целостного процесса воспитания школьников в оценочной деятельности : дис. ...д-ра пед. наук. — Омск, 1996. — 250 с.
3. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. — 2004. — № 3. — С.179-185.
4. Зарипова Е.И., Котенко Е.Н. Аутентичное оценивание. Технология портфолио : учеб.-метод. пособие. — Омск : «Альбион», 2006. — 122 с.
5. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. — 2005. — № 5. — С. 44-48.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бу-харкина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под ред. Е.С. Полат. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 272 с.
7. Пинский А.А. Письмо «Рекомендации по построению различных моделей портфолио» / http:www.Profile-edu/ru/ content.
8. Портфолио в современном образовательном поле : учеб.-метод. пособие / под ред. Н.Н. Суртаевой. — СПб.; Тюмень; ТОГИРРОНМЦ, 2005. — 34 с.
9. New D^e^ons in Portfolio Assessment. Ed. В1аск L., Daiker D.A., Sommers J., Stygall G. Portsmouth, NH: Boyton / Cook, 1994. — 200 р.
10. Sebranek P., Meyer V., Kemper D. A Student Handbook for Writing and Learning. D.C. Heath and Company. 1996. pp.56-57.
11. Situating Portfolios: Four Perspertives. Ed. Yancey K.B.,Wieser I. Logan: Utah State UP, 1997. — 243 р.
ВЕРЕТЕННИКОВА Анна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.
E-mail: e-mail [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 29.01.2009 г.
© Веретенникова А.Е.
Книжная полка
Лафи, С. Г. Психодиагностика [Текст] / С. Г. Лафи. - Омск : Изд-во ОмГМА, 2009. - 148 с.
Учебное пособие по психодиагностике ориентировано, в первую очередь, на студентов заочной, дистанционной и ускоренной форм обучения. Оно в компактной форме раскрывает ключевые, наиболее сложные для теоретического освоения и практической проработки вопросы психодиагностики.
Совместный конкурс научных проектов РГНФ — DFG.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ