Научная статья на тему 'Портфолио метод самооценки развития коммуникативной культуры'

Портфолио метод самооценки развития коммуникативной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / САМООЦЕНКА / ПОРТФЕЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КУРСАНТ / AUTHENTIC ASSESSMENT / SELF ASSESSMENT / PORTFOLIO / COMMUNICATION CULTURE / CADET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Анна Евгеньевна

На основе отечественных и зарубежных исследований в статье представлен современный метод оценки результата образования. Описан опыт применения «Портфеля курсанта» для аутентичного оценивания процесса развития коммуникативной культуры курсантов вузов МВД. Детально рассмотрены содержание, процедура формирования и оценки портфеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portfolio the method of selfassessment in communication culture development

The article deals with a modern teaching technique of education assessment. It describes the use of «Cadet Portfolio» as a tool of cadets' communication culture assessment and self assessment. The content of portfolio, its collection and assessment are described in details.

Текст научной работы на тему «Портфолио метод самооценки развития коммуникативной культуры»

УДК - 378 А. Е. ВЕРЕТЕННИКОВА

Омская академия МВД России

ПОРТФОЛИО - МЕТОД САМООЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

На основе отечественных и зарубежных исследований в статье представлен современный метод оценки результата образования. Описан опыт применения «Портфеля курсанта» для аутентичного оценивания процесса развития коммуникативной культуры курсантов вузов МВД. Детально рассмотрены содержание, процедура формирования и оценки портфеля. Ключевые слова: аутентичное оценивание, самооценка, портфель, коммуникативная культура, курсант.

Как известно, процесс развития более успешен, если ему сопутствует самооценка обучающегося [1,2]. В нашей модели развития коммуникативной культуры курсантов инструментом самооценки был выбран метод портфолио (англ. portfolio — портфель, папка), который позволил курсантам оценить собственное развитие как субъекта процесса профессиональной коммуникации с определенным уровнем коммуникативной культуры.

Мы обратились к этому методу также и потому, что исследование требовало фиксации изменений в структуре субъекта профессиональной коммуникации; предъявления результатов учебно-воспитательной деятельности курсанта; обеспечения непрерывности образовательного процесса. Именно разнообразие функций данного метода (диагностическая, содержательная, развивающая, мотивационная) явились адекватными задачам исследования.

В результате анализа и обобщения работ зарубежных и отечественных исследователей, которые считают «портфель» важнейшим элементом практико-ориен-тированного подхода в образовании и рассматривают его методом аутентичного (англ. authentic — подлинный, истинный) оценивания, дополняющим контрольно-оценочные технологии [3,4,5,6,7,8,9,10,11] был создан наш вариант этого метода и назван «Портфель курсанта».

Рассматривая портфолио способом оценивания результатов образовательной деятельности, в нашем исследовании мы нашли обоснованным сочетание в нем всех видов оценки (оценка, взаимооценка, самооценка) с преобладанием самооценки, что и делает данный способ оценивания аутентичным т. е. истинным. Основообразующими принципами построения выступили: самооценка результатов овладения коммуникативной компетенцией; систематичность и регулярность самомониторинга; аргументированность в структуризации и оценке содержания; тематическое единство материалов; наглядность.

«Портфель курсанта» отвечал цели отражения процесса развития коммуникативной культуры курсанта в течение всего периода обучения в вузе и поэтому представлял ряд документов и письменных работ, выполненных курсантом в учебно-воспитательном процессе в соответствии с моделью субъекта профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности.

Содержание портфеля включало несколько частей: диагностическую, рабочую, оценочную. Диагностическая составляющая представлена файлом. 1 (англ. file — в значении «набор документов») и содержит

результаты психолого-педагогической диагностики курсанта на основе тестов: Амтхауэра, СМИЛ, личностного ориентационного опросника, мотивационной направленности, ценностных приоритетов, коммуникативной толерантности, эмпатии. В этот же файл в первый году обучения курсант заносит экзаменационные отметки по учебным дисциплинам, которые обеспечивают знаниями, необходимыми для эффективной профессиональной коммуникации в сфере правоохраны. В программе средней школы, с нашей точки зрения, ими явились: русский язык, иностранный язык, основы информатики и вычислительной техники, обществознание, мировая художественная культура, психология. Для оценивания изменений в когнитивной сфере в течение всего периода обучения вносились итоговые отметки по следующим предметам: «Русский язык в деловой и процессуальной документации» (3 курс), «Иностранный язык» (2 курс), средняя арифметическая отметка по шести правовым дисциплинам (1—5 курсы), по двум дисциплинам из цикла «Информатика и математика» (1 — 2 курсы), по двум предметам психолого-педагогического цикл (3 — 5 курсы), «Культурология»(1 курс). Причем на защите «Портфеля курсанта» следовало обосновать выбор правовых и психолого-педагогических предметов с точки зрения источника знаний, умений для коммуникативной личности в процессе профессиональной коммуникации.

Рабочая часть портфеля объединяет файлы 2, 3, 4. Файл 2 содержит образцы академической письменной речи, которые свидетельствуют об освоении учебного материала и уровне критического мышления. Файл 3 наполнен материалами о воспитательной работе курсанта: описание своего участия в социальноориентированных проектах (шефство над трудными подростками; работа вожатым в детском спортивнооздоровительном лагере; забота о детях подшефного детского дома; и др.); текст или план профилактической беседы для детей, подростков или несовершеннолетних правонарушителей. В этом же файле по желанию курсанта могут быть материалы, служащие опорой в будущей профессиональной деятельности. Например, Присяга, Кодекс чести, или текст тренинга профессионального общения. В файл 4 входят материалы учебных практик, которые проходил курсант за время обучения в вузе.

Оценочная часть портфеля сконцентрирована в файле 5, содержание которого предусматривает наличие следующих документов: анкета независимых характеристик; характеристики руководителя практики; отзыв объекта профессиональной деятельности

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

курсанта; самоанализ курсанта с точки зрения готовности к работе по правоохранительной деятельности, относящейся к сфере «человек-человек» (выполняется на 1 и 5 курсах).

Процедура формирования портфеля заключается в следующем.

файл 1 (диагностическая часть) содержит результаты психолого-педагогической диагностики, проводимой на 1-м и 5-м курсах. Поскольку тестирование осуществляется сотрудниками группы психологического обеспечения, сами тесты и индивидуальные результаты хранятся в отделе в течение 5 лет. Однако для наполнения портфеля каждый курсант может поместить данные результаты в свой файл, а также получить квалифицированную консультацию по результатам диагностики и рекомендации по саморазвитию в устной и письменной форме.

Как было отмечено, рабочая часть портфеля курсанта состоит из трех файлов. Работы, свидетельствующие об определенном уровне письменной формы коммуникативной компетентности, собираются в файле 2 в течение всего курса обучения в вузе.

На первом курсе в файл помещаются: аргументированное эссе, а также по выбору курсанта резюме, CV, сопроводительное или деловое письмо. На втором курсе добавляется реферат по одной из изучаемых дисциплин, например «Профессиональная этика». Возможен также диск с презентацией в Power Point. На третьем курсе файл пополняется письменной частью учебного проекта по любому предмету. На четвертом курсе курсант добавляет в файл четыре образца процессуальной документации, причем один должен быть выполнен по международным стандартам ООН на иностранном языке. Это могут быть рапорты, запросы, постановления, протоколы и т.п. На пятом курсе добавляется заключительное аргументированное эссе.

Материалы, отражающие деятельность курсанта, направленную на самовоспитание как субъекта профессиональной коммуникации, а также на воспитание членов общества собираются в файле 3 на протяжении обучения. Файл 4 включает дневник практики, который заполняется во время ознакомительной, стажерской и преддипломной практик. На первом курсе в дневнике фиксируются результаты наблюдения и опроса а) о степени вовлеченности сотрудника ОВД в процесс профессиональной коммуникации в качестве ее субъекта и объекта; б) перечне функциональных обязанностей и других действий сотрудника как субъекта и объекта профессиональной коммуникации; в) особенности процесса профессиональной коммуникации. На третьем курсе в дневник заносится опросник, с помощью которого оценивается степень развитости некоторых элементов когнитивного (правовые и лингвистические знания) и абилитационного (информационные и делопроизводственные умения) компонентов коммуникативной личности. По результатам опроса курсант вносит запись.

В процессе стажерской практики на четвертом курсе дневник пополняется описанием организации и проведения одного из мероприятий, предполагающих контакты с гражданами; письменным самоанализом участия в мероприятии как субъекта профессиональной коммуникации; 8-10 примерами процессуально-деловой коммуникации. При прохождении преддипломной практики на пятом курсе курсант описывает конкретную проблемную ситуацию, решением которой явился учет и использование особенностей процесса профессиональной коммуникации, а также уровень коммуникативной культуры курсанта, достаточный, чтобы решить данную проблему. В дневнике

могут находиться данные материалы в виде Power Point презентации.

Файл 5 (оценочная часть портфеля) включает документы, содержащие оценку и самооценку курсанта как будущего профессионала правоохранительной деятельности, относящейся к сфере «человек-человек», а потому рассматриваемого как субъекта процесса профессиональной коммуникации. К таким документам относятся два аргументированных эссе, которые выполняются на 1-м (я — будущий офицер российской милиции?) и 5-м (способен ли я компетентно помогать гражданам в сфере правоохраны?) курсах. Предполагается, что в данных эссе дается аргументированный ответ на основе самооценки курсантом его ценностных приоритетов, мотивации в правоохранительной деятельности, психолого-пе-дагогических качеств, профессиональных знаний и умений.

Письменный анализ содержания портфеля и самооценка составляется курсантом в конце каждого учебного года по листу самооценки и после индивидуального обсуждается с куратором или курсовым офицером вкладывается в файл. Этот документ отражает то, что именно вошло в содержание портфеля в течение учебного года; объясняет причину отбора конкретных материалов; отмечает затруднения и успехи при выполнении заданий портфеля; фиксирует точку зрения курсанта об изменении уровня освоения коммуникативной компетенцией (т.е. коммуникативной культуры). Файл также включает: отзывы руководителей практики, которые вкладываются на 1-м, 3-м,

4-м, 5-м курсах; характеристику с места стажерской и/или преддипломной практики.

Защита «Портфеля курсанта» осуществляется публично после преддипломной практики 5-го курса и оценивается методом независимых экспертных оценок. В качестве экспертов выступают: куратор или курсовой офицер, преподаватель правовых и преподаватель лингвистических дисциплин, руководитель практики, сокурсник. Им следует оценить выступающего по

5-балльной системе на основе анализа содержимого «Портфеля курсанта», его презентации, а также личного опыта общения в процессе обучения в вузе. Оценке подлежат компоненты коммуникативной личности: грамотность в русском языке; знание правовой базы; знание основ профессионального общения; следование этическим нормам; уважительное отношение к объекту профессиональной коммуникации; использование ненормативной лексики; критичность мышления; самоконтроль эмоций; стремление работать с людьми; навыки межкультурной коммуникации, а также умения: вести аргументированную беседу, составлять процессуальные документы, публично выступать, применять ИКТ в профессиональной деятельности.

Все элементы перечислены в листе экспертных оценок, где уже выставлена самооценка курсанта. В процессе защиты каждый эксперт оценивает курсанта и вносит свою оценку в лист, в котором подсчитывается общий балл каждого компонента и итоговый балл оценки курсанта как субъекта профессиональной коммуникации. Количество итоговых баллов возможно соотнести с уровнем коммуникативной культуры.

1. Опорный (150 — 250 баллов). Характеризуется наличием базовых (ключевых) знаний, умений, компетенций, как результат образования в средней общеобразовательной школе.

2. Необходимый, но недостаточный для профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности. (250 — 300 баллов). Характеризуется наличием базовых знаний, умений, компетенций. При

этом отсутствует сформированная мотивация коммуникативной деятельности в правоохранительной деятельности; сформированные навыки профессиональной коммуникации; выраженная ценностная позиция.

3. Достаточный (300 — 350 баллов). Характеризуется сформированностью базы профессиональных знаний, умений, компетенций, необходимых для профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности, но слабо выражена мотивация владения коммуникативной культурой в правоохранительной деятельности, существуют проблемы в духовной сфере.

4. Высокий уровень развития коммуникативной культуры (350 — 400 баллов) будет характеризовать субъекта, у которого сформировалась устойчивая мотивационно-ценностная система; имеются коммуникативные возможности и развиты коммуникативные способности (абилитационный компонент), который полностью владеет знаниями и информацией, необходимыми для процесса профессиональной коммуникации (когнитивный компонент), а также умеет пользоваться своими коммуникативными возможностями и знаниями для обеспечения эффективной профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности. Он полностью владеет соответствующими областями знаний и профессионально-коммуникативными навыками и готов самостоятельно их применять; способен самостоятельно выполнять роль субъекта профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности; способен работать в условиях изменчивости процессов.

5. Творческий (400 — 420 баллов). Особенностью этого уровня является наряду со способностью интегрировать базу коммуникативных знаний, умений, навыков в другие сферы профессиональной деятельности потребность в адекватном коммуникативном поведении в процессе правоохранительной деятельности.

«Портфель» и лист оценки остается у курсанта с целью обращения к данным материалам в процессе работы и обучения в течение всей жизни. Как видно из содержания портфеля, он сопутствует процессу развития курсанта как субъекта профессиональной коммуникации и служит средством аутентичного оценивания с акцентом на самооценку.

Библиографический список

1. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — Л. : ЛГПИ, 1983. — 134 с.

2. Маврин С.А. Педагогические основы целостного процесса воспитания школьников в оценочной деятельности : дис. ...д-ра пед. наук. — Омск, 1996. — 250 с.

3. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. — 2004. — № 3. — С.179-185.

4. Зарипова Е.И., Котенко Е.Н. Аутентичное оценивание. Технология портфолио : учеб.-метод. пособие. — Омск : «Альбион», 2006. — 122 с.

5. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. — 2005. — № 5. — С. 44-48.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бу-харкина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под ред. Е.С. Полат. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 272 с.

7. Пинский А.А. Письмо «Рекомендации по построению различных моделей портфолио» / http:www.Profile-edu/ru/ content.

8. Портфолио в современном образовательном поле : учеб.-метод. пособие / под ред. Н.Н. Суртаевой. — СПб.; Тюмень; ТОГИРРОНМЦ, 2005. — 34 с.

9. New D^e^ons in Portfolio Assessment. Ed. В1аск L., Daiker D.A., Sommers J., Stygall G. Portsmouth, NH: Boyton / Cook, 1994. — 200 р.

10. Sebranek P., Meyer V., Kemper D. A Student Handbook for Writing and Learning. D.C. Heath and Company. 1996. pp.56-57.

11. Situating Portfolios: Four Perspertives. Ed. Yancey K.B.,Wieser I. Logan: Utah State UP, 1997. — 243 р.

ВЕРЕТЕННИКОВА Анна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.

E-mail: e-mail [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 29.01.2009 г.

© Веретенникова А.Е.

Книжная полка

Лафи, С. Г. Психодиагностика [Текст] / С. Г. Лафи. - Омск : Изд-во ОмГМА, 2009. - 148 с.

Учебное пособие по психодиагностике ориентировано, в первую очередь, на студентов заочной, дистанционной и ускоренной форм обучения. Оно в компактной форме раскрывает ключевые, наиболее сложные для теоретического освоения и практической проработки вопросы психодиагностики.

Совместный конкурс научных проектов РГНФ — DFG.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.