Научная статья на тему 'Портфельный подход как способ повышения качества услуг туристического кластера'

Портфельный подход как способ повышения качества услуг туристического кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ПОРТФЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / TOURIST’S KLUSTER / TOURISM / TOURIST SERVICES / THE TOURIST INDUSTRY / PORTFOLIO APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянченко Л. А.

В статье рассмотрены особенности портфельного подхода к повышению качества услуг туристического кластера, рассмотрены сфера управления портфелями туристического кластера, конкурентные преимущества, формируемые управлением процессом диверсификации услуг туристических кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PORTFOLIO APPROACH AS A WAY OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF SERVICES TOURIST’S CLUSTER

In article features portfolio approach to improvement of quality of services tourist s cluster are considered, the competitive advantages formed by management by process of a diversification of services tourist s cluster are considered sphere of management by portfolios tourist s cluster.

Текст научной работы на тему «Портфельный подход как способ повышения качества услуг туристического кластера»

Портфельный подход как способ повышения качества услуг туристического кластера

Ульянченко Л.А., проректор Российского государственного университет туризма и сервиса, кандидат экономических наук, доцент

В статье рассмотрены особенности портфельного подхода к повышению качества услуг туристического кластера, рассмотрены сфера управления портфелями туристического кластера, конкурентные преимущества, формируемые управлением процессом диверсификации услуг туристических кластеров.

Ключевые слова: туризм, туристские услуги, туристская индустрия, туристская индустрия, туристский кластер, портфельный подход.

THE PORTFOLIO APPROACH AS A WAY OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF

SERVICES TOURIST’S CLUSTER

Uljanchenko L., The pro-rector Russian state tourism and service university, Cand.Econ.Sci., the senior lecturer

In article features portfolio approach to improvement of quality of services tourist s cluster are considered, the competitive advantages formed by management by process of a diversification of services tourist s cluster are considered sphere of management by portfolios tourist s cluster.

Keywords: tourism, tourist services, the tourist industry, the tourist industry, tourist’s kluster, portfolio approach.

В настоящее время, особенностью функционирования туристических кластеров как в России, так и за рубежом является то, что их деятельность сопряжена с необходимостью взаимоувязывания и взаи-мобалансирования рисков - процентного, кредитного, ликвидности и других, возникающих при размещении ресурса туристического кластера на рынке с целью получения прибыли. Неотъемлемой чертой туристической деятельности является балансирование риска и доходности операций, поэтому туристические кластеры, стремясь к минимизации своих потерь, прибегают к различным формам привлечения и размещения ресурсов, тем самым расширяя сферу своего влияния на рынке. Эти попытки принимают форму различного вида услуг, предоставляемых туристическим кластером клиенту на базе наработанных технологий, квалификации персонала и достаточности ресурсов.

В данной статье мы предлагаем, отдельное внимание уделить исследованию портфельного подхода, как одного из наиболее результативных, для повышения эффективности деятельности туристического кластера. Главная цель портфельного подхода туристического кластера заключается в формировании совокупности портфелей услуг, каждый из которых представляет собой диверсифицированную совокупность услуг различного типа (рис. 1).

Портфельная стратегия является неотъемлемой частью общей стратегии туристического кластера, которая включает в себя такие мероприятия, как формирование, реструктуризацию, утилизацию портфеля. Портфельная стратегия создает условия для роста накоплений за счет внешних субъектов вложений. Формируя портфель, туристический кластер исходит из своих «портфельных соображений», которые представляют собой желание туристического кластера иметь их в такой форме и в таком месте, чтобы они были в безопасности, приносили доход и использовались эффективно.

Ни один из элементов портфеля не обладает всеми перечисленными выше свойствами в равной мере. Поэтому неизбежен компромисс. Например, если элемент в безопасности, значит он недостаточно эффективно используется, либо принимает участие в деятельности, но его использование небезопасно. Главная задача при формировании портфеля состоит в достижении сбалансированного соотношения безопасности и эффективности продуктового портфеля. Рассматривая вопрос о формировании портфеля услуг, туристический кластер должен определить для себя параметры оценки безопасности и эффективности услуг, которые будут использоваться для принятия решений. Иными словами, соответствующий набор элементов портфеля призван максимально реализовать портфельный потенциал туристического кластера.

Методом снижения риска крупных потерь служит диверсификация портфеля. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одному виду услуг будут компенсироваться высокими доходами по другому. Минимизация риска достигается за счет включения в портфель множества различных услуг, не связанных тесно между собой, чтобы избежать синхронности циклических колебаний на рынках этих услуг. Для наиболее эффективного перераспределения услуг может использоваться методика диверсификации портфеля.

Для проведения грамотной политики диверсификации портфеля услуг туристического кластера используются методы, которые позволяют оценить степень взаимной зависимости условий оказания услуг на основе анализа показателей, описывающих доходность и рискованность услуг. В частности, применяется корреляционный анализ, позволяющий по исходным данным прошлых периодов строить матрицы парной корреляции и прогнозировать поведение условий оказания услуг туристического кластера в будущем1. Перед расчетом коэффициентов корреляции необходимо определить следующие исходные данные:

■ набор услуг туристического кластера;

■ кортеж показателей, характеризующих услуги;

■ значения выбранных показателей за определенный промежуток времени в прошлом.

В результате определения исходных данных получаются векторы А, каждый из которых является набором значений показателя 1 в интервалы времени (1, 2, ..., К). На основании этих векторов строится матрица ^ значений выбранных показателей вида М х N (М - количество выбранных показателей; N - количество интервалов анализа).

После построения матрицы вычисляются индексы парной корреляции для каждой пары (X X.), а затем строится матрица вида М х М, элементами которой являются коэффициенты парной корреляции - элементы Ь. В этой матрице Ь = Ь.;, а Ьц = 1.

После расчета значений коэффициентов парной корреляции определятся степень тесноты связи между различными А. Векторы, имеющие наиболее тесную связь, имеют функциональную зависимость, поэтому услуги с данными наборами показателей необходимо включать в разные портфели, для повышения диверсификации и снижения зависимости эффективности портфеля от колебаний параметров оказания этих услуг. То есть, если выполняется условие:

bi

-1, i=

1, ...,M, j = 1, ..., M,

Рисунок 1. Портфели услуг туристического кластера

то услуги туристического кластера, имеющие наборы показателей А. и А., включаются в портфель услуг. В результате применения описанной методики формируются портфели услуг туристического кластера. В частности, менеджер по группе клиентов может сформировать портфель услуг для конкретной группы клиентов таким образом, чтобы обеспечить необходимый уровень дохода туристического кластера на одного клиента при заданной величине риска. После формирования портфеля, в зависимости от уровня управления, используются различные подходы к управлению портфелем.

Обычно анализ состояния портфеля требуется, если появляется необходимость вмешаться в процесс обслуживания клиентов. С анализа начинается вся работа над портфелем. Анализируются все характеристики портфеля: характер клиента, отдаленность возврата вложенных средств, степень риска, объем требуемых ресурсов, целевое использование. На основе анализа разрабатываются мероприятия по повышению эффективности портфеля, например, план реструктуризации портфеля, включающий замену услуг, корректировку тарифной политики, требования к клиентам.

В настоящее время, как правило, используются функциональный и динамический подходы к управлению портфелем туристических услуг. По нашему мнению, функциональный подход предоставляет менеджерам определенные преимущества по сравнению с динамическим подходом, так как предполагает рассмотрение основной деятельности по реализации портфельной стратегии как процесса, растянутого во времени. Этот подход связан с логикой осуществления мероприятий в рамках управления сформированным портфелем. Укрупнено эти процессы таковы:

анализ проблемы, разработка концепции портфеля, базовое и детальное планирование, формирование портфеля, реструктуризация, утилизация портфеля.

В частности, деятельность по осуществлению мероприятий в рамках портфельной стратегии реализуется на разных организационных уровнях и в различных подразделениях туристического кластера, поэтому она сама нуждается в управлении. В этом также проявляются свойства управления корпоративным портфелем как системы. Сфера управления портфелем представлена на рис. 2.

Система управления реализацией стратегии - это процесс, который, как и сама реструктуризация портфеля, нуждается в руководстве. Следует подчеркнуть, что одним из аспектов, определяющих эффективность управления портфелем, является использование системного подхода и специально разработанной методологии.

Обобщая сказанное о функциях управления, рассмотренных выше, можно кратко резюмировать особенности их выполнения, которые должны обеспечить высокую эффективность при управлении портфелем:

■ всеобъемлемость, то есть максимальный охват всех уровней и всех элементов процесса управления портфелем;

■ непрерывность выполнения мероприятий на всех этапах управления инвестиционным портфелем.

Выполнение этих требований сопряжено со значительными усилиями и финансовыми затратами. Поэтому на практике приходится ограничивать управленческую деятельность, чтобы она не превратилась в самоцель и не разорила корпорацию. Обеспечение рационального выполнения функций управления портфелем - задача как методологии управления портфелем, так и управляющих туристического кластера.

Таким образом, портфельный подход обеспечивает повышение интеграции управления и поднимает уровень принятия решений до уровня совокупности объектов управления. Остановимся более подробно на проблеме снижения уровня риска туристического кластера с использованием портфельного подхода. Как было показано выше, избежать риска, особенно в туристической деятельности, невозможно, поэтому основными задачами при управлении риском являются правильная его оценка, выявление факторов, усиливающих рисковую ситуацию, и выбор методов его снижения. Как экономическая категория риск представляет собой вероятность определенного уровня потерь.

В современной теории предприятия принято выделять несколько методов, с помощью которых осуществляется снижение предпринимательского риска2. Одним из возможных способов уменьшения риска является создание портфеля услуг туристического кластера.

В экономической литературе часто делается вывод о том, что решение о распределении ресурсов принимается, как правило, под воздействием двух факторов:

■ соотношения между риском и доходом;

■ представлением о будущем своего хозяйствующего субъекта3.

Говоря о первом факторе (соотношение риска и дохода), следует отметить, что диверсификация позволяет сбалансировать соотношение риск— доход по разным направлениям деятельности фирмы. В общем, виде соотношение риск - доход находится в прямой зависимости: чем выше доход, тем выше риск. Задача руководства туристического кластера состоит в том, чтобы скорректировать это соотношение. Наиболее удачным вариантом представляется тот, который, обеспечивает вертикальное положение прямой риск-доход. В этом случае риск неполучения дохода фиксируется на определенном стабильном уровне.

Важно, безусловно, отметить, что на практике диверсификация имеет границы в отношении позитивного воздействия на степень предпринимательского риска. Она может не только его уменьшать, но порой и даже увеличивать.

Последнее происходит в том случае, если предприниматель вкладывает средства в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены. Поэтому необходимо удержаться от соблазна поддержки неудачного бизнеса за счет прибылей, получаемых в других областях деятельности. Подобная практика может привести к тому, что все прибыли будут истрачены на убыточную деятельность.

Следует отметить, что основными особенностями управления процессом диверсификации услуг туристических кластеров как системной деятельностью является: расширение ассортимента услуг туристических кластеров; географическое расширение деятельности туристического кластера; создание группы дочерних компаний, оказывающих финансовые, страховые, консультационные услуги. Совокупность данных действий создает возможности коммерческим туристического кластерам для снижения риска продуктового портфеля, увеличения источников прибыли, повышения эффективности, надежности и конкурентоспособности.

Необходимо выделить основные конкурентные преимущества, формируемые управлением процессом диверсификации услуг туристических кластеров. К числу таковых отнесём:

■ образование достаточных для поддержания конкурентных преимуществ на уже существующих сегментах рынка туристичес-

Планирование Определение потребностей

Организация Функции Специальное Концепция решений Разработка решений

Управление портфелем

управления управление

Контр ЮЛЬ Реализ ация решений

Рисунок 2. Сфера управления портфелями туристического кластера

1 Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. - М.: Мир, 1972. - 228 с.

2 Яновский А. Внутрифирменные факторы результативности предпринимательской деятельности // Бизнес - 1997 - № 6.; Алехин Б. И., Анисимов К. В., Антонов И. И. Инвестиционно-финансовый портфель. - М, 1993.

3 Аронов А. М., Петров А. Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития. - СПб, - 2000. - м. 100.

ких услуг, и формирования новых инновационных туристических услуг;

■ стремление упрочить свое положение в условиях конкуренции получая дополнительные преимущества от совместной деятельности существующих и новых подразделений;

■ снижение предпринимательских рисков, распределив их между различными сферами деятельности;

■ возможность получить большую прибыль, чем при простом наращивании объемов оказания туристических услуг.

Кроме того, существует немало иных оснований: необходимость реагировать на изменение конъюнктуры; сокращение численности работников и потребность загрузить их новыми видами работ; преобразование филиала в юридическое лицо и др.

В заключение можно сказать, что роль портфельного подхода к управлению набором услуг туристического кластера проявляется в том, что она позволяет взаимо-погашать риски, связанные с той или

иной формой услуг туристического кластера. В целях решения данной задачи при формировании портфеля услуг предпочтительно выбирать такие направления, деловая активность в которых оживляется в разные периоды. Целесообразно создавать портфели услуг, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, т.е. при увеличении спроса на один вид падает спрос на другой вид и наоборот. При прочих равных условиях, чем разнообразнее виды деятельности, составляющие «портфель», тем меньше риск. Отметим также, что с помощью использования портфельного подхода нельзя нивелировать риск полностью. Связано это с тем, что на эффективное функционирования туристического кластера оказывают влияние процессы, происходящие в стране и экономике в целом, например, ожидание подъема или кризиса, движение ставки туристический процента, жесткие правительственные меры и др. Риски, обусловленные этими процессами, не поддаются трансформации с помощью портфельного подхода.

СИСТЕМОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБУВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Клименко Т.В., доцент ГОУ ВПО РосЗИТЛП

В статье представлены результаты исследования по формированию концептуального облика системологии управления конкурентоспособности продукции предприятий в условиях динамичного развития рынка на принципах стратегического развития с использованием инструментария организационного проектирования и организационного развития.

Ключевые слова: системология, управление конкурентоспособностью структура, инструменты проектирования.

SYSTEMOLOGY OF DIRECTION BY COMPETITIVE ABILITY OF PRODUCTION RUSSIAN’S INDUSTRY ENTERPRISES

Klimenko T., associate professor, GOU VPO PosZITLP

In the article showed results of investigation at forming of conceptual appearance of systemology of direction by competitive ability manufacturing division’s production in the condition of dynamic market’s development on principles of strategic development with using of tools of organizational designing and organizational development.

Keywords: systemology, direction by competitive ability, structure, design tools.

Изучение конъюнктуры отечественной легкой промышленности показывает, что производство практически по всем видам продукции легкой промышленности продолжает падать. При этом импорт из стран дальнего зарубежья по данным РИА Новости в июне 2010 года возрос на 32,1% по сравнению с июнем 2009 года. По этому же периоду отмечается увеличение закупок текстильных изделий и обуви в 1,8 раза - до 837,7 миллиона долларов.

Производство обуви считается в мире одним из наиболее динамично развивающихся секторов промышленности. Емкость российского обувного рынка по мнениям экспертов оценивается на сегодня значительными цифрами - до 15 - 20 млрд. долларов и спрос далеко не насыщен. Так в России покупается 1,35 пары обуви, в мире - в среднем 1,9 пар обуви на одного человека в год, в США этот показатель составляет 6,5 пар, в Европе - 3,8-4,5 пар, в Юговосточной Азии - от 0,7 пары, в Индии до 2,0, [1].

дили порядка 500 млн. пар обуви в год.

На сегодня по данным Министерства промышленности и энергетики, в России за год производится более 45 млн. пар кожаной обуви. В то же время, продукция отечественных предприятий представлена на российском рынке 20 процентами (рис.2).

Рис. 1 Количество пар обуви, покупаемой на одного человека в год.

Кожевенно-обувная отрасль в 70 — 90-е гг. практически полностью обеспечивала отечественной продукцией все население СССР, одновременно выполняя спецзаказы для различных ведомств страны. В конце 80-х годов обувные предприятия РСФСР произво-

Рис.2 Доли стран-производителей обуви на российском рынке, %

Одной из особенностей обувной отрасли является наличие в ней большого объема нелегального производства и импорта. По оценке «Экспресс-Обзор», объем рынка обуви с учетом «теневого» сектора в натуральном выражении по итогам 2007 года увеличился на 15,1%. Примечательно, что в 2007 году официальное производство в натуральном выражении было почти в два раза меньше реального.

В настоящее время по объемам произведенной обуви на российском рынке лидирующие позиции занимает Китай. Если два-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.