Научная статья на тему 'Формирование туристического кластера на территории Удмуртской республики'

Формирование туристического кластера на территории Удмуртской республики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
581
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КОМПОНЕНТЫ / ИЖЕВСКИЙ ТУРИСТСКИЙ РАЙОН / TOURISM CLUSTER / UDMURT REPUBLIC / COMPONENTS / IZHEVSK TOURIST DISTRICT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голубева Оксана Александровна

В статье отражены результаты исследований развития Ижевского кластера и изучено состояние его компонентов. При этом в качестве примера была рассмотрена концептуальная модель туристического кластера. Изучив современное состояние Ижевского туристского района, мы сделали вывод, что Удмуртская Республика обладает возможностями для создания туристического кластера не только за счет инфраструктуры, но и за счет имеющихся ресурсов. Однако на сегодняшний день потенциальные компоненты, которые бы могли войти в кластер Ижевского туристского района, работают раздельно, соответственно, нет взаимосвязей между его элементами. В статье разработан ряд рекомендаций, которые могут быть использованы для решения проблем в области развития кластерного подхода на территории Удмуртской Республики. Следует отметить, что благодаря созданию туристического кластера станет возможным образовать новую сферу занятости населения, стимулировать вовлечение в оборот дополнительных капиталов, кроме того, функционирование кластера позволит сохранить культурно-исторические памятники, природные парки и заповедники, оздоровить экологическую обстановку, развить сферу услуг, совершенствовать инфраструктуру территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TOURIST CLUSTER IN THE TERRITORY OF THE UDMURT REPUBLIC

The article presents the results of investigation of the Izhevsk cluster development and analyzes the state of its components. As an example a conceptual model of the tourism cluster was considered. Having studied the current state of the Izhevsk tourist area, the author concluded that the Udmurt Republic has the capacity to create a tourism cluster, not only due to the infrastructure, but also due to the available resources. However, today the potential components that could enter the cluster of Izhevsk tourist area work separately; there are really no links between its elements. The author developed a number of recommendations that can be used to solve problems in the field of cluster approach development on the territory of the Udmurt Republic. It should be noted that the creation of tourist cluster will help to form a new field of employment, to encourage involvement of additional capital into turnover. In addition, the functioning of the cluster will allow to preserve the cultural and historical monuments, nature parks and reserves, to improve the environment, to develop the service sector, to improve the infrastructure of the territories.

Текст научной работы на тему «Формирование туристического кластера на территории Удмуртской республики»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

133

УДК 338.4 О.А. Голубева

ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье отражены результаты исследований развития Ижевского кластера и изучено состояние его компонентов. При этом в качестве примера была рассмотрена концептуальная модель туристического кластера. Изучив современное состояние Ижевского туристского района, мы сделали вывод, что Удмуртская Республика обладает возможностями для создания туристического кластера не только за счет инфраструктуры, но и за счет имеющихся ресурсов. Однако на сегодняшний день потенциальные компоненты, которые бы могли войти в кластер Ижевского туристского района, работают раздельно, соответственно, нет взаимосвязей между его элементами. В статье разработан ряд рекомендаций, которые могут быть использованы для решения проблем в области развития кластерного подхода на территории Удмуртской Республики. Следует отметить, что благодаря созданию туристического кластера станет возможным образовать новую сферу занятости населения, стимулировать вовлечение в оборот дополнительных капиталов, кроме того, функционирование кластера позволит сохранить культурно-исторические памятники, природные парки и заповедники, оздоровить экологическую обстановку, развить сферу услуг, совершенствовать инфраструктуру территорий.

Ключевые слова: туристический кластер, Удмуртская Республика, компоненты, Ижевский туристский район.

Современные стратегии социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации в некоторой степени ориентированы на появление в регионах таких элементов управления, как кластеры [1].

Впервые понятие «кластер» было использовано американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером [2]. Согласно теории М. Портера кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Непременным условием образования кластера является географическая близость хозяйствующих единиц [2].

В качестве примера рассмотрим концептуальную модель туристического кластера (см. рис.)

Модель представляет собой интерактивную систему для туризма, которая состоит: из связанных и поддерживающих отраслей промышленности (средства размещения, туроператоры, турагенты и т.д.); из ресурсов и достопримечательностей (культурные, исторические, события, традиции и т.д.); из факторных условий (человеческие ресурсы); из менеджмента места назначения (туристическая информация, персонал и т.д.); из требований и условий (предпочтения и мотивации туристов, опыт, образование и т.д.); из бизнес-стратегий, структур и конкуренции (плотные деловые связи, состоящие из компаний). В данной модели представлены детерминанты, элементы, которые являются особенно важными в туристических кластерах, поскольку компании и агенты, которые объединяют ее, поддерживают себя на рынке через определение внутренних стратегий конкурентоспособности, а также через внешние стратегии с другими группами туризма [3]. Также следует отметить, что данная модель может помочь заполнить пробелы и выявить потенциал для конкурентного развития региона, например Удмуртской Республики.

С нашей точки зрения, на территории Удмуртии имеется два кластера размером с микрорайон -Ижевский и Глазовский. Рассмотрим Ижевский кластер и состояние его компонентов.

1. Производственно-сбытовая инфраструктура. В нее входят туроператоры и турагенты. На территории Ижевского туристского района достаточно большое количество турфирм, предоставляющих туристические услуги, однако большинство из них лишь реализуют туры за рубеж туроператоров из Москвы и Санкт-Петербурга, они также предлагают туры по России, но ни одна турфирма не делает ставку на комплексное продвижение местного туристического продукта.

Туроператорской деятельностью в республике, согласно Федеральному реестру, занимается 23 фирмы, и только 2 из них занимаются международным въездным туризмом, а также внутренним («Удмуртохота» и ФСК «Союз»), одна фирма занимается выездным - ООО «Белла Виста», остальные -внутренним туризмом: «Республиканский центр туризма и отдыха Удмуртской Республики», «Моло-

2014. Вып. 3

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

дежный, детский, студенческий туризм», «Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова», «Удмуртохота», «ТК «Горизонт», «Наше дело», «Авангард-Консалтинг», «Акватория отдыха», «Ариадна-тур», «Бюро путешествий «АСТРУМ», «Ветер перемен+», «Визит Сервис», «Евротур», «Зима-Лето», «Корпорация путешествий», «РусТур», «Туристический-Мир», «ФСК Союз», «Лина-тур», «Молодежный, детский, семейный туризм», «Выбор-Тур», «Союз туристов и краеведов Удмуртии» [4].

1 СрщермвондаиФ ■ (связанных ' и ■ 1 :1: I подперживающйх I отраслей! 1 :| ::|:::|:промыйленностй.| : ::1 ФН :Й

бары, : рестораны, : : Ио8ВН« : клуИ

бы,! разлйчныёиаййантыдону-ГШ (эремяпрешровождрния),: | Ц I туропИйаторыь: : мйвайёФтсЁва;! :: | ::!:::Мйо|тивиыФ : (сосйязйй$я : и: : I Т| :| ^культурная I : I : Я

:| ::!:::!::рйзноЙЙйа^ная I торговля I :: :| 11

Менеджмент мес назначения:

- содействующе

маркетинг - туристичес: информация; -предприниматель и превентивност

- службы (услуги

туристической поддержки (вспомогательны

туристические

службы);

..ресурсый^доФтопрнмёчатёльно^

11|| .1.4 I :KiУЛьтуPHЫë; I пейродныш и.! и исторические;

- I ^одытия/фесмнвали; I | ■н| ::1+1I развлечерия; I -ж тнщ I

::! :У I туристическая инфритруктура!

..|.|..и I инфраструктура I досйуФНОфТИ I I

и-д-яшакторны

челтючески: |!е\:\(ч-(.1 (обу чени

ргтарудовое^

физические и туристические

NИHфраCтрУKTУрЫ;IpO4тУПPоCтЬ^

у.^-нббёзорасность^^прироо

исторические и культурные ресурсы

9Е дарст во вя

дТребованияшусловия^ц] ш I образованием I I I и и ]

предпочтения туристов

„и I I мотивация I I I I I "Ж "!■ и институциализированный ййрKеTИHГ;! I контроль I I В| ::1:::1::качестМаЬ: I увеличённое ±:!:|

время для досуга

Рис. Концептуальная модель туристического кластера

2. Транспортная инфраструктура. В системе транспортного обслуживания республики участвуют железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный транспорт. Железнодорожные магистрали федерального значения имеют широтную ориентированность и проходят по северной и южной части республики. Главные автомагистрали республиканского значения соединяют между собой города и центры муниципальных районных образований. Среди речных путей выделяется река Кама, которая судоходна в пределах республики на протяжении 162км, кроме того, к востоку от г. Ижевска расположен аэропорт, находящийся под управлением авиакомпании «Ижавиа». Проанализировав показатели транспортной обеспеченности республики, можно сделать вывод, что максимальные значения транспортной обеспеченности приурочены к г. Ижевску [4]. Низкая транспортная обеспеченность характерна для муниципальных районных центров республики. Кроме того, существенным плюсом предстает то, что республика является транзитным регионом и через нее проходят две субширотные федеральные железнодорожные магистрали (северная и южная), соединяющие европейскую и

восточную части страны. Кроме того, республика характеризуется значительной пространственной компактностью и высокой освоенностью населением, за счет чего создается довольно высокая плотность автодорог и, соответственно, хорошая доступность большинства территорий региона. Однако для системы транспортного обслуживания туристов и экскурсантов республики также характерны и проблемы, присущие большинству регионов России: не развита система проката автомобилей, недостаточен парк современных, отвечающих основным требованиям туристических и экскурсионных автобусов, мало судов для прогулок по рекам и прудам, водохранилищам, устаревшая материальная база, плохое состояние многих автодорог, соответственно, и проблемы с безопасностью и надежностью при перевозке пассажиров, отсутствие специальных стоянок около туристических объектов и т.п. [4].

3. Инфраструктура размещения. На сегодняшний день в Удмуртии наблюдается неудовлетворительное состояние инфраструктуры размещения. Практически все гостиницы являются внекатего-рийными, кроме того, в гостиничном фонде преобладают ведомственные гостиницы. Также следует отметить, что гостиницы республики в своем большинстве не рассчитаны на прием больших туристских групп. Например, в г. Ижевске всего две гостиницы, где более ста номеров: Park inn и «АМАКС». Ситуация с недостаточным количеством мест частично разрешается за счет использования возможностей размещения приезжающих в санаториях-профилакториях и в общежитиях города [4]. Значительным недостатком в сфере предоставления гостиничных услуг, впрочем характерным не только для республики, но и для всей России, является нехватка гостиниц туристского класса (соответствующих уровню 2*-3*), которые концентрируются в региональных центрах и зачастую удалены от многих туристских объектов. Гостиницы же более высокого класса являются дорогими и недоступными для большей части туристов, при этом уровень обслуживания в них часто сильно уступает соответствующим коллективным средствам размещения, расположенным в известных зарубежных туристских дестинациях, чего не скажешь о стоимости пребывания в них, которая порой превышает зарубежные аналоги в разы. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ситуация в сфере размещения туристов в республике является довольно напряженной [4].

4. Инфраструктура питания. В настоящее время на рынке услуг питания в республике представлены практически все типы предприятий общественного питания: рестораны, кафе, закусочные, детские и молодежные, специализированные. Тенденцией последнего десятилетия следует считать существенное увеличение специализированных предприятий питания и разнообразие их специализации: не только традиционные для нашей страны блинные и пельменные, но также пиццерии, японская и китайская кухня, средиземноморская, ирландская, мексиканская, чешская и т.д. Также следует отметить, что происходят изменения в качестве обслуживания (вводятся внутрифирменные стандарты, повышаются требования к персоналу и т.д.). В целом система общественного питания республики способна в полной мере удовлетворить потребности современного туриста. Однако не следует забывать, что большая часть и лучшие объекты общественного питания приурочены к городам ( в частности, сосредоточены в г. Ижевске) и наиболее крупным населенным пунктам республики, что создает определенные неудобства при проведении туров за пределами данных населенных пунктов. Следует отметить, что в республике не хватает недорогих ресторанов и кафе с национальной кухней, а также предприятий питания быстрого обслуживания вдоль туристских и экскурсионных маршрутов. Поэтому в случае длительных переездов должна быть продумана организация питания в дороге: это может быть «сухой паек» или остановка для питания в придорожных кафе или закусочных. Если в пункте туристского путешествия отсутствует предприятие питания, возможно использование объектов общественного питания в соседних населенных пунктах. Положительный опыт имеется и в использовании школьных столовых (при согласовании с администрацией школы), столовых сельских предприятий, частного сектора, в том числе и в совместном приготовлении традиционных национальных блюд туристами с хозяевами гостевых домов [4].

5. Ресурсы и достопримечательности. Если рассматривать наличие ресурсов и достопримечательностей, то следует отметить, что г. Ижевск занимает лидирующие позиции, поскольку является столицей республики, а также крупным экономическим, транспортным, торговым и культурным центром. Достопримечательности г. Ижевска, представлены памятниками, монументами, старинными зданиями, музеями, театрами, соборами и т.д. [5]. Ижевск выполняет репрезентативные функции территории на федеральном и международном уровнях (оружейная столица России, деятели М.Т. Калашников, В.Г. Короленко, Г. Кулакова, Е.И. Пугачёв и др.), а также выступает в качестве «ворот» для «внешних» туристов. В перечень наиболее значимых туристско-рекреационных явлений подрай-

2014. Вып. 3

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

она можно включить главный корпус с часовой башней Ижевского оружейного завода, монумент «400 лет вместе с Россией», соборы Свято-Михайловский, Троицкий и Александра Невского, Архитектурно-этнографический музей «Лудорвай», Национальный музей УР им. К. Герда и многое другое. Также благодаря столичным функциям в городе проводится большое количество спортивных мероприятий от международного до местного уровня [4].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что республика, а именно Ижевский туристский район, обладает возможностями для создания туристского кластера, не только за счет инфраструктуры, но и за счет имеющихся ресурсов.

В первую очередь туристический кластер должен быть ориентирован на привлечение местного населения, а также туристов со всей России. Однако неразвитость внутреннего туризма автоматически ведет и к ограничению возможности приема и зарубежных гостей [6].

Услуги внутреннего туризма должны быть доступны для всех слоев населения. В настоящее время население со средним доходом, сравнив стоимость внутреннего и выездного туризма, выбирают второй по причине оптимального сочетания «цена-качество» туристских услуг, предлагаемых зарубежными фирмами [7].

Для того чтобы на территории Удмуртской Республики (в г. Ижевске) сформировался устойчивый туристический кластер, необходимо, чтобы правительство республики разработало комплекс мероприятий, направленных на повышение узнаваемости как самой республики, так и его отдельных объектов и производимой продукции среди целевых аудиторий. И в первую очередь нужно создать общественно-государственную партнерскую организацию, которая бы координировала и способствовала кластерным процессам. Также, несмотря на то что в республике была утверждена программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы», на финансирование данной программы выделено слишком мало средств и на сегодняшний момент данная программа не повысила узнаваемость Удмуртии в целом и города Ижевска в частности на внутрирос-сийских и международных рынках.

Кроме того, правительству Удмуртии необходимо обратить внимание на проблему транспортной обеспеченности, ведь именно от ее и ее состояния зависит приток туристов, следует предпринять следующие меры:

- совершенствование единой региональной транспортной сети;

- ускоренное развитие дорожной сети и ее инфраструктуры;

- техническая и технологическая модернизация транспортной системы;

- разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий управления транспортными процессами;

- формирование правового пространства, адекватного современным потребностям развития транспортного комплекса;

- снижение тарифов на железнодорожные и авиационные билеты;

- формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для транспортного комплекса;

- совершенствование рынка транспортных услуг;

- повышение безопасности и экологической устойчивости транспорта.

Следующим шагом может стать реконструкция уже имеющихся средств размещения, а также строительство новых средств коллективного размещения, рассчитанных на приток большого количества туристов. Также необходимо пересмотреть ценовую политику на размещение, например введение бонусов для постоянных клиентов, скидки на проживание для больших организованных групп иностранных туристов и т. д.

Следует также отметить, что туристские фирмы должны направить свою деятельность на продвижение и создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание стандарта обслуживания таким образом, чтобы заинтересовать требовательного туриста (внутреннего или иностранного).

Также следует постоянно выделять средства на ремонт объектов показа, поскольку многие из них находятся в плачевном состоянии, а ведь именно им принадлежит решающая роль в развитии туризма, так как они в большей степени являются основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках.

Итак, все вышеперечисленные проблемы в области развития кластерного подхода на территории Удмуртской Республики реально решить, однако на сегодняшний день потенциальные компоненты, которые бы могли войти в кластер Ижевского туристского района, работают раздельно, соответственно, нет взаимосвязей между его элементами.

Эффективная работа всех элементов туристского кластера поможет не только значительно пополнить бюджет территории, но и образовать новую сферу занятости населения, стимулировать вовлечение в оборот дополнительных капиталов. Кроме того, функционирование кластера позволит сохранить культурно-исторические памятники, природные парки и заповедники, оздоровить экологическую обстановку, развить сферу услуг, совершенствовать инфраструктуру территорий. Формирование туристских кластеров на территории Удмуртии будет способствовать переключению интереса местного населения с заграничных поездок на внутренний туризм: в те места, где сохранились историческая среда, национальный колорит, но только в том случае, если будет сочетание с необходимой инфраструктурой и высоким качеством обслуживания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Миграян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров. URL: http://www.krsu.edu.kg/ vestnik/v3/a15.html

2. Портер М.Э. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2001. 206с.

3. Regional competitiveness of Tourism Cluster: A Conceptual Model Proposal . University of Beira Interior: MPRA Paper, 2009. 19с.

4. Саранча М.А., Гай И.А. География туристско-рекреационной деятельности Удмуртской Республики: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2013. 123с.

5. Грязев Г.Г., Семёнов В.Ю. Достопримечательности Удмуртии. Ижевск: Удмуртия, 2013. 80 с.

6. Пелевина Н. А. Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона // Изв. Российского гос. педагогич. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 12(86). 340c.

7. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51-61.

Поступила в редакцию 08.07.14

О.А. Golubeva

THE FORMATION OF TOURIST CLUSTER IN THE TERRITORY OF THE UDMURT REPUBLIC

The article presents the results of investigation of the Izhevsk cluster development and analyzes the state of its components. As an example a conceptual model of the tourism cluster was considered. Having studied the current state of the Izhevsk tourist area, the author concluded that the Udmurt Republic has the capacity to create a tourism cluster, not only due to the infrastructure, but also due to the available resources. However, today the potential components that could enter the cluster of Izhevsk tourist area work separately; there are really no links between its elements. The author developed a number of recommendations that can be used to solve problems in the field of cluster approach development on the territory of the Udmurt Republic. It should be noted that the creation of tourist cluster will help to form a new field of employment, to encourage involvement of additional capital into turnover. In addition, the functioning of the cluster will allow to preserve the cultural and historical monuments, nature parks and reserves, to improve the environment, to develop the service sector, to improve the infrastructure of the territories.

Keywords: tourism cluster, the Udmurt Republic, components, Izhevsk tourist district.

Голубева Оксана Александровна, аспирант кафедры экологии и природопользования

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: 0ksana_l2005@mail.ru

Golubeva O.A., postgraduate student

of the department ecology and nature management

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 462034 E-mail: 0ksana_l2005@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.