ких услуг, и формирования новых инновационных туристических услуг;
• стремление упрочить свое положение в условиях конкуренции получая дополнительные преимущества от совместной деятельности существующих и новых подразделений;
• снижение предпринимательских рисков, распределив их между различными сферами деятельности;
• возможность получить большую прибыль, чем при простом наращивании объемов оказания туристических услуг.
Кроме того, существует немало иных оснований: необходимость реагировать на изменение конъюнктуры; сокращение численности работников и потребность загрузить их новыми видами работ; преобразование филиала в юридическое лицо и др.
В заключение можно сказать, что роль портфельного подхода к управлению набором услуг туристического кластера проявляется в том, что она позволяет взаимо-погашать риски, связанные с той или
иной формой услуг туристического кластера. В целях решения данной задачи при формировании портфеля услуг предпочтительно выбирать такие направления, деловая активность в которых оживляется в разные периоды. Целесообразно создавать портфели услуг, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, т.е. при увеличении спроса на один вид падает спрос на другой вид и наоборот. При прочих равных условиях, чем разнообразнее виды деятельности, составляющие «портфель», тем меньше риск. Отметим также, что с помощью использования портфельного подхода нельзя нивелировать риск полностью. Связано это с тем, что на эффективное функционирования туристического кластера оказывают влияние процессы, происходящие в стране и экономике в целом, например, ожидание подъема или кризиса, движение ставки туристический процента, жесткие правительственные меры и др. Риски, обусловленные этими процессами, не поддаются трансформации с помощью портфельного подхода.
СИСТЕМОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБУВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Клименко Т.В., доцент ГОУ ВПО РосЗИТЛП
В статье представлены результаты исследования по формированию концептуального облика системологии управления конкурентоспособности продукции предприятий в условиях динамичного развития рынка на принципах стратегического развития с использованием инструментария организационного проектирования и организационного развития.
Ключевые слова: системология, управление конкурентоспособностью структура, инструменты проектирования.
SYSTEMOLOGY OF DIRECTION BY COMPETITIVE ABILITY OF PRODUCTION RUSSIAN’S INDUSTRY ENTERPRISES
Klimenko T., associate professor, GOU VPO PosZITLP
In the article showed results of investigation at forming of conceptual appearance of systemology of direction by competitive ability manufacturing division s production in the condition of dynamic market s development on principles of strategic development with using of tools of organizational designing and organizational development.
Keywords: systemology, direction by competitive ability, structure, design tools.
Изучение конъюнктуры отечественной легкой промышленности показывает, что производство практически по всем видам продукции легкой промышленности продолжает падать. При этом импорт из стран дальнего зарубежья по данным РИА Новости в июне 2010 года возрос на 32,1% по сравнению с июнем 2009 года. По этому же периоду отмечается увеличение закупок текстильных изделий и обуви в 1,8 раза - до 837,7 миллиона долларов.
Производство обуви считается в мире одним из наиболее динамично развивающихся секторов промышленности. Емкость российского обувного рынка по мнениям экспертов оценивается на сегодня значительными цифрами - до 15 - 20 млрд. долларов и спрос далеко не насыщен. Так в России покупается 1,35 пары обуви, в мире - в среднем 1,9 пар обуви на одного человека в год, в США этот показатель составляет 6,5 пар, в Европе - 3,8-4,5 пар, в Юговосточной Азии - от 0,7 пары, в Индии до 2,0, [1].
дили порядка 500 млн. пар обуви в год.
На сегодня по данным Министерства промышленности и энергетики, в России за год производится более 45 млн. пар кожаной обуви. В то же время, продукция отечественных предприятий представлена на российском рынке 20 процентами (рис.2).
Рис. 1 Количество пар обуви, покупаемой на одного человека в год.
Кожевенно-обувная отрасль в 70 — 90-е гг. практически полностью обеспечивала отечественной продукцией все население СССР, одновременно выполняя спецзаказы для различных ведомств страны. В конце 80-х годов обувные предприятия РСФСР произво-
Рис.2 Доли стран-производителей обуви на российском рынке, %
Одной из особенностей обувной отрасли является наличие в ней большого объема нелегального производства и импорта. По оценке «Экспресс-Обзор», объем рынка обуви с учетом «теневого» сектора в натуральном выражении по итогам 2007 года увеличился на 15,1%. Примечательно, что в 2007 году официальное производство в натуральном выражении было почти в два раза меньше реального.
В настоящее время по объемам произведенной обуви на российском рынке лидирующие позиции занимает Китай. Если два-
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 113
Управление внутренней средой
Ресурсы
*
Раскрой и разруб материалов на детали верха и низа обуви
Предварите дьная обработка деталей верха и низа обуви
уу Л.
Сборка заготовок верха обуви
VI V"
Формование заготовок верха на колодке
Прикреплен ие деталей низа обуви
Механическ ая и физико-техническая отделка обуви
// Продукция Ч*
Пооиессы обеспечения и обслуживания
Управление внешней средой
"Л
Группы влияния
УПРАВЛЕНИЕ
три года назад доля безмарочной китайской обуви на российском рынке составляла около 85%, то теперь, по оценкам электронного журнала Allshoes.ru, она снизилась примерно до 60% (рис.2). В то же время экспорт китайской обуви на рынки других стран продолжает расти. По сообщению таможни города Наньчан /административный центр провинции Цзянси, Восточный Китай/, в январе-апреле этого года общий объем экспорта обуви из провинции Цзянси составил 29,28 млн пар, общая стоимость которых достигла 106 млн. долларов США.
В частности объем экспорта в США составил 8,6 млн. пар стоимостью 53,71 млн. долларов, что соответственно на 62,8 и 24 процента больше по сравнению с тем же периодом прошлого года, а в ЕС - 3,06 млн. пар стоимостью 18,89 млн. долларов - прирост на 66,5 и 65,8 процента.
Рынок обуви остается малоизученным и достаточно закрытым, вследствие его слабой консолидированности. Ни один игрок из десятки лидеров не занимает в настоящее время более 1% рынка. В последнее время обувной рынок России не демонстрирует гигантских темпов роста. Тем не менее, ведущие игроки - ЭККО, TJ, Alba, Эконика, Carlo Pazolini (средний и средне-высокий ценовой сегмент) и Пальмира, Ж, Camelot, ЦентрОбувь (средний и средне-низкий ценовой сегмент) указывают на возможное развитие отечественного рынка и появление новых участников и новых брендов.
Высокая конкуренции, переход к инновационной экономике и связанные с этим коренные изменения хозяйственных отношений, неизбежно ставят отечественные обувные предприятия перед необходимостью работать по-новому, приспосабливая все стороны своей управленческой, производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности к меняющейся рыночной ситуации и запросам потребителей, конкурируя между собой и зарубежными производителями. Важнейшими факторами конкурентоспособности предприятий становятся высокое качество производства и управления, быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции, поиск новых рыночных ниш, планомерное повышение качества работы предприятия на протяжении всего производственного процесса.
Проводимая в стране радикальная экономическая реформа непосредственно связана с решением проблемы повышения конкурентоспособности потребительских товаров. В данных условиях отечественному производителю требуются инструменты стратегически ориентированного системного управления конкурентоспособностью своей продукции, чтобы предложить эффективные средства конкурентной борьбы с иностранными фирмами с учетом ситуации на российском и мировом рынке. Но, к сожалению, в нашей стране, особенно на уровне практического применения предприятиями, методы системного стратегического управления используются недостаточно широко. В связи с этим становится актуальной разработка и внедрение в практику работы отечественных предприятий таких современных инструментов стратегического управления конкурентоспособностью, которые представляли бы собой типизированный комплекс средств - типовых методов и моделей, применение которых по отношению к каждому конкретному предприятию, позволяло осуществить тонкую настройку системы управления под потребности и характеристики предприятия. При этом совокупность этих инструментов и разработок должны представлять собой не разрозненный набор автономных средств управления конкурентоспособностью, а систему взаимосвязанных компонент, способную к саморазвитию и самопроектированию.
Решение данной проблемы обеспечит создание системологии управления конкурентоспособностью продукции предприятий отрасли - научного направления менеджмента, ведущим инструментом которого является системотехнический подход к исследованию компонент и процессов управления конкурентоспособности, комплексному обоснованию проектных решений по обеспечению долгосрочной конкурентоспособности продукции предприятий отрасли в различных условиях и при различных состояниях внешней и внутренней среды. Базовые составляющие системологии формализованы в виде следующих блоков: «Объектно - предметный», «Аппаратный». «Результирующий».
Первый блок раскрывает понятия объект и предмет исследования. В качестве объекта в данном исследовании выступают предприятия кожевенно-обувной отрасли РФ. Предметом исследования
- методологические и практические аспекты управления конкурентоспособностью продукции в стране и зарубежом. В исследованиях конъюнктуры обувной промышленности данная область предполагает оценку состояния и определение специфики отрасли, пред-
приятий и продукции.
В настоящее время в России обувь выпускают более 200 крупных и средних предприятий, характеристика состояния которых может быть выражена рядом типизированных признаков, однако разброс оценочных параметров по множеству признаков достаточно велик.
Среди наиболее общих характеристик состояния обувных предприятий, определяющих конъюнктуру отечественного рынка, следует выделить:
- отсутствие государственной поддержки, задолженность бюджета предприятиям;
- инвестирование предприятий обувной промышленности осуществляется, главным образом, за счет собственных оборотных средств;
- проблемность состояния технического парка, наличие устаревшего оборудования, которое не в состоянии выпускать продукцию требуемого качества в требуемом ассортименте, разрушение мощного технико-технологического потенциала;
- импортирование многих категорий кожевенного сырья, вследствие дезинтеграции между бывшими республиками Советского Союза, перебои поставок сырья;
- преобладание коммерческих организационно-правовых форм;
- отток высококвалифицированных кадров;
- высокий возрастной и достаточно низкий квалификационный ценз персонала;
- доминирование автократического стиля управления при стремлении руководителей сузить границы должностной ответственности, недостаточная развитость управленческих компетенций, востребованных инновационной экономикой;
- низкий уровень технологической и трудовой дисциплины;
- отсутствие внимания к исследованию и развитию культуры производства, труда и управления.
Наряду с общими характеристиками предприятий обувной промышленности, позволяющими выработать типовые методологические подходы к управлению конкурентоспособностью продукции, в ходе авторских исследований было выявлено значительное количество признаков, характеризующих широкую вариабельность процессов организации производства и управления на предприятии, включая область управления конкурентоспособностью продукции:
- по форме организации производства (индивидуальный пошив и поточное производство с регламентированным, относительно регламентированным и свободным ритмом);
- по масштабам применения высоких технологий;
- по видам используемого сырья;
- по широте ассортиментной политики;
- по уровню корпоратизированности предприятий;
- по численности и уровню развития кадрового потенциала;
- по продолжительности жизненного цикла предприятия (от десятков до нескольких лет);
- по уровню организационного развития.
По каждому из этих объектов исследования системологический подход предполагает выделение в качестве предметов исследования - подсистем, компонент, элементов, процессов, субъектов и инструментов управления конкурентоспособностью.
Аппаратный блок системологии предполагает:
- формирование понятийного аппарата;
- формулирование рабочей гипотезы;
- определение требований и принципов исследования;
- разработку инструментария:
• классификаторов;
• методов;
• моделей;
• технологий и процедур;
- описания внешней и внутренней среды.
Результирующий блок системологии предполагает формирование аналитических и проектных разработок экономического, управленческого и социального характера, обеспечивающих каждой соответствующей службе предприятия наиболее результативную и экономичную деятельность, приводящую к наименее затратному созданию продукции с наилучшими потребительскими свойствами.
Концептуальная модель управления конкурентоспособностью, построенная на системотехнических принципах с выделением во внутренней и внешней среде наиболее значимых факторов - человеческие ресурсы, представлена на рисунке 3. Модель включает
четыре компоненты конкурентоспособности - потребительскую полезность, имидж, качество и цену продукции, функции бизнеса, которые обеспечивают требуемое состояние этих компонент и три вида процессов деятельности предприятия, обеспечивающих требуемый уровень конкурентоспособности. К этим процессам отнесены - процессы производства обуви, представленные в виде цепочки создания ценности, процессы обеспечения и обслуживания и процессы стратегического управления, направленные на развитие деятельности предприятия и, соответственно, представленной системы управления конкурентоспособностью продукции.
Литература:
1. А.А.Беляев, Э.М.Коротков. Системология организации. М.: ИНФРА - М, 2000 - І82 с.
2. Дафт Ричард Л. Менеджмент. Теория и практика менеджмента / Пер. с англ. - Сп.б.: Питер, 2000. - 832 с.
3. Официальный сайт компании «Экономика» .http:// www.econika.ru/ru/main/shoes/analytics). 2009
4. Электронный журнал Allshoes.ru, 2009
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОКО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИИ
Остроухов В.М., канд. экон. наук, профессор РосЗИТЛП Рассмотренные основные методические подходы к оценке потенциала предприятий.
Ключевые слова: оценка экономического потенциала, матрица ADL.
ASSESSMENT ECONOMIC POTENTIAL OF ENTERPRISE
Ostroukhov V.M., Ph.D. in Economics, Professor, RosZITLP Examine basic methodological approach to assessment economic potential of enterprise.
Key words: appraisal economic potential, matrix ADL.
Суть экономического потенциала предприятий может быть охарактеризована как совокупность концептуальных способностей предприятия, которые не могут быть воспроизведены конкурентами, что и обеспечивает предприятию возможность адекватного ответа на разнонаправленные воздействия внешней среды, а также дает возможность ее формирования, оказывая на неё соответствующие воздействия.
Таким образом, оценка экономического потенциала предприятия должна быть направлена на раскрытие сути данных специфических особенностей, находящих свое количественное выражение в ряде показателей, которые могут быть описаны и измерены.
Одним из таких показателей может служить стоимость предприятия, с точки зрения инвестора, который оценивает капитализацию предприятия на рынке ценных бумаг. Однако для отечественных предприятий этот способ применим только для тех из них, акции которых обращаются на фондовых рынках, а как известно число таких предприятий ограничено. Кроме этого на стоимость предприятия в этом случае могут оказывать влияние и спекулятивные, а в ряде случаев и неэкономические факторы.
Для оценки стоимости предприятия, может быть, применим и такой показатель как приведенная стоимость ожидаемых денежных потоков. То есть бизнес стоит столько, сколько он может принести денег собственнику в будущем. Чем ценнее специфические особенности предприятия, обеспечивающие его конкурентные преиму-
Ведущее Сильное Заметное Прочное Слабое
A
A f/j I
'A VA
/4 // //a z T J / /
100
Относительное положение на рынке
0
Рис. І Общая схема строения матрицы ADL Источник http://www.cfin.ru/press/management/І998-І/ 09.shtml
щества, тем этот показатель будет выше. Однако отметим, что на величину этого показателя могут оказывать влияние инфляционные составляющая, а также финансовые и экономические риски, которые могут искажать получаемый результат.
Для оценки экономического потенциала могут использоваться специальные матрицы, в которой каждый из видов бизнеса или выпускаемой продукции оценивается с точки зрения относительного положения на рынке и стадии жизненного цикла товара - так называемая матрица ADL (рис. 1).
От состояния вида бизнеса, который отражается на соответствующем поле матрицы, вырабатываются необходимые стратегические решения, включающие в себя три этапа на каждом из которых их точность увеличивается.
Предприятие обладает достаточным экономическим потенциалом, если его бизнес - портфель сбалансирован, т.е. соответствует следующим основным требованиям:
1. Виды бизнеса находятся в различных стадиях своего жизненного цикла.
2. Доходы от «зрелых» видов бизнеса способны покрыть расходы, связанные с освоением зарождающихся видов бизнеса.
3. Норма прибыли на чистые активы ^ОКА) соответствует стратегическим целям деятельности предприятия.
4. Объем видов бизнеса, занимающих ведущее или благоприятное положение в общем объеме бизнес портфеля, стремится к превалированию.
Для балансировки бизнес - портфеля используется специальный RONA - граф. По оси У откладывается стадия зрелости отрасли бизнеса, а по оси X - конкурентное положение вида бизнеса.
RONA - граф отображает эффективность данного вида бизнеса, а также уровень инвестиций, произведенных в этот вид бизнеса. Для этого определяется показатель внутреннего перераспределения как процент инвестиций предприятия в данный вид бизнеса. Обычно выделяют четыре типа перераспределения (табл. 1)
Вклад каждого вида бизнеса в деловой успех предприятия в смысле показателя RONA и уровня внутреннего перераспределения денежной наличности) отображается с помощью RONA-гpафа (рис. 2).
Зарождающиеся виды бизнеса имеют низкий или даже отрицательный RONA и поэтому являются активными потребителями денежной наличности
Если бизнес - портфель сбалансирован, то он должен иметь виды бизнеса во всех четырех типичных категориях. В этом случае наличности генерируется больше, чем расходуется, а средневзвешенный показатель RONA соответствует стратегическим целям деятельности предприятия. При сбалансированном портфеле, визуально проверяя RONA - граф необходимо убедиться, что виды бизнеса находятся на нужных позициях