ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В. В. Бычков*
ПОРНОГРАФИЯ:
ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА, НОРМАТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Аннотация. В статье дан анализ отношения власти и общества в России к порнографии почти за вековой период — с 1917 г. по настоящее время. Исследованы нормативные акты РСФСР и СССР, которые устанавливали запреты в сфере обращения порнографических материалов и предметов: декреты Советской власти от 24 ноября 1917г. «О суде» и от 7марта 1918 г. № 2 «О суде»; от 18 (31) декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»; от 16 (29) декабря 1917 г. «О расторжении брака»; Саратовского губернского Совета народных комиссаров «Об отмене частного владения женщинами»; Владимирского совдепа от 1 января 1918 г. «О раскрепощении женщин». Отмечено безразличное отношение советской власти к распространению порнографии в стране и культивирование порнографии обществом. Рассмотрены теории сексуальной революции, распространенные в советской России в первой четверти ХХ в.: «стакана воды» и «крылатого Эроса». Освещен момент создания в середине 20-х гг. прошлого века «половой платформы» революционного пролетариата в виде «Двенадцати половых заповедей» и установления контроля правящей партии над половой жизнью. Проведен анализ уголовного законодательства 1922, 1926, 1960 и 1996 гг., а также Международной конвенции «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими» 1923 г. и принятого после нее постановления ЦИК СНК СССР «Об ответственности за изготовление, хранение и рекламирование порнографических изданий, изображений или торговлю ими», на основании которого УК РСФСР 1926 г. был дополнен нормой, предусматривающей ответственность за изготовление, распространение и рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений и иных предметов, а также торговлю ими и хранение с целью продажи или их распространения.
С принятием УК РСФСР 1960 г. наказание за данные деяния было снижено. При этом диспозиция статьи, в которой была установлена ответственность за оборот порнографии, оставалась неизменной до принятия УК РФ.
Ключевые слова: порнография, порнографические материалы, порнографические предметы, оборот порнографии, противодействие незаконному обороту порнографии, нормативная база, уголовное законодательство.
001: 10.17803/1729-5920.2016.121.12.167-183
Противодействие уголовно наказуемым деяниям, связанным с порнографией, остается одним из самых проблемных. Это обстоятельство обусловлено в том числе несо-
вершенством отечественной нормативной базы, современное состояние которой будет лучше осмыслено через призму ретроспективного анализа.
© Бычков В. В., 2016
* Бычков Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент, ученый секретарь Академии Следственного комитета Российской Федерации bychkov.vasilii@mail.ru
125080, Россия, г. Москва, ул. Врубеля, д. 12
В части борьбы с незаконным оборотом порнографии в России представляет интерес отношение к данному явлению в советской России и Советском Союзе (ноябрь 1917 — 1991 г.). Если в Российской империи порнография воспринималась как серьезная угроза общественной нравственности, имелась обширная нормативная база, основу которой составляло уголовное законодательство1, то победившим пролетариатом она рассматривалось как одна из форм свободы и раскрепощения граждан.
Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде», развивающий и дополняющий Декрет «О суде» от 24 ноября 1917 г2, предписывал судам по уголовным делам руководствоваться «уголовными законами, действующими доныне, лишь постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров и не противоречат социалистическому правосознанию» (ст. 36). В соответствии с постановлением Временного правительства «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями»3 применению также подлежали Уложения 1845 г. и 1903 г. Другими словами, можно предположить, что после Октябрьской революции в России продолжали действовать уголовно-правовые нормы, предусматривавшие ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом порнографических материалов и предметов.
Однако события, предшествовавшие победе пролетариата и последовавшие после нее, свидетельствуют о том, что в сфере оборота порнографии нормы, предусматривающие ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом порнографическим материалов и предметов, как раз и были упразднены. С приходом к власти большевиков в России сбылось одно из предсказаний В. И. Ленина о том, что в области брака близится революция, созвучная пролетарской4. Причем новая власть не ограничилась Декретами ВЦИК и СНК от 18 (31) декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и
о ведении книг актов состояния»5, которым признавались лишь гражданские браки, и от 16 (29) декабря 1917 г. «О расторжении брака»6, которым брак мог быть расторгнут по желанию хотя бы одного из супругов.
В провинциях местные власти еще более расширили половую свободу граждан. Например, в декрете Саратовского губернского Совета народных комиссаров «Об отмене частного владения женщинами» указывалось, что «законный брак, имевший место до последнего времени, несомненно, является продуктом того социального неравенства, которое должно быть с корнем вырезано в Советской Республике. До сих пор законные браки служили серьезным оружием в руках буржуазии в борьбе с пролетариатом, благодаря только им все лучшие экземпляры прекрасного пола были собственностью буржуев-империалистов и такою собственностью не могло не быть нарушено правильное продолжение человеческого рода». Декретом с 1 марта 1918 г. отменялось право частного владения женщинами, достигшими возраста от 17 до 32 лет (§ 1). Мужчинам предоставлялось право «пользоваться женщиной» не чаще 4 раз за неделю и не более 3 часов (§ 7). Мужьям сохранялось право внеочередного пользования своей женой (§ 3).
Декретом от 1 января 1918 г. Владимирского совдепа «О раскрепощении женщин», которым отменялось частное право на владение женщинами, брак признавался предрассудком капиталистического строя. Все женщины объявлялись независимыми и свободными. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста, объявлялась собственностью республики. Она была обязана зарегистрироваться в «Бюро свободной любви» при Комитете бдительности и имела право выбирать себе среди мужчин от 19 до 50 лет временного сожителя-товарища. Согласия мужчины при этом не требовалось. Мужчина, на которого пал выбор, не имел права заявлять протест. Точно так же это право имели и мужчины при выборе девиц, достигших
1 См.: Бычков В. В. Борьба с незаконным оборотом порнографии в Российской империи // История государства и права. 2015. № 15. С. 46—53.
2 Декреты Советской власти. Т. I. М., 1957.
3 Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. Отд. I. № 186. Ст. 1075.
4 Жвания Д. Советская Россия — родина сексуальной революции // URL: http://www.sensusnovus.ru/ analytics.
5 Декреты Советской власти. Т. I.
6 Указ. соч.
18-летнего возраста. Право выбора временного сожителя предоставлялось один раз в месяц7.
Следует отметить, что в отношении саратовского и владимирского декретов до сих пор не затухает спор: это обычная фальсификация или провокация, взятая на вооружение врагами советской власти, либо исторический курьез, произошедший в опьяненной от свободы стране. Тем не менее никем не опровергается факт, что в конце 10-х — начале 20-х гг. ХХ в. в советской России получили распространение две теории сексуальной революции. Первая — теория «стакана воды» — заключалась в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как и утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды). Вторая — теория «крылатого Эроса» — отрицала исключительность любви и осуждала выделение пары из коллектива. «Все для любимого человека!» — это лозунг индивидуалистической буржуазной морали, как утверждали сторонники теории «крылатого Эроса»8.
Известно и об обществе «Долой стыд!» — движении радикальных нудистов, участники которого исходили из убеждения, что единственным олицетворением демократии и равенства может служить только нагота. Обществом проводились соответствующие мероприятия, в частности вечера обнаженного тела, шествия обнаженных. Члены общества ходили по Москве нагими или надевали лишь ленту через плечо с надписью «Долой стыд!»9.
Половая вседозволенность привела к резкому росту в стране венерических заболеваний. Причем в армии создавались венерические роты, состоящие из солдат, болеющих венерическими болезнями.
Неудивительно, что в УК РСФСР 1922 г. не устанавливалась ответственность за деяния,
связанные с порнографией, хотя и предусматривалось наказание за нарушение правил и обязательных постановлений для размножения и выпуска в свет печатных произведений (ст. 224) и правил и обязательных постановлений для открытия и эксплуатации типографии и литографии (ст. 225).
12 сентября 1923 г. в г. Женеве была принята (Россия в этом не участвовала из-за ее изоляции) Международная конвенция «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими» (далее — Конвенция о пресечении порнографии 1923 г.), вступившая в силу 7 августа 1924 г.10 Можно утверждать, что именно в 1924 г. в стране настал поворотный момент в отношении к порнографии, когда была создана «половая платформа» революционного пролетариата в виде «двенадцати половых заповедей». Половая жизнь «в интересах революционной целесообразности» была взята под контроль правящей партии. С этого времени в стране было устновлено: «половое должно подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая»11.
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. соответствующих положений также не содержал, хотя предусматривал ответственность за нарушение правил, установленных для размножения и выпуска в свет печатных произведений, а равно правил эксплуатации типографий, литографий и т. п. заведений (ст. 190). Поэтому нельзя согласиться с утверждениями12, что отсутствие нормативных запретов на деяния, связанные с порнографией, диктовалось уверенностью создателей государства нового типа в отсутствии в обществе таких пороков, как проституция, порнография и пр. Сомнения усиливаются и тем, что за деяния, связанные с проституцией, все же предусматривалась уголовная ответственность (ст. 170, 171 УК РСФСР 1922 г., ст. 155 УК РСФСР 1926 г.). Вряд ли можно согласиться и с мнением исследователей13, утверждающих, что
7 URL: http://www.hrono.ru/dokum.
8 Жвания Д. Указ. соч.
9 Грейг Г. «Долой стыд!». Сексуальный Интернационал и Страна Советов. М., 2014.
10 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938. С. 100—107.
11 Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/Article/_12SexZap.
12 Бушмин С. И. Порнография: уголовно-правовой и криминологический аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993. С. 126—127.
13 Петросян Г. В. Две культуры: два взгляда // Законодательство. 2002. № 9.
публичное распространение порнографических предметов квалифицировалось как хулиганство (ст. 74 УК РСФСР 1926 г.), а при наличии необходимых признаков — как развращение малолетних или несовершеннолетних (ст. 152 УК РСФСР 1926 г.). Любые действия с порнографией не считались противоправными.
С усилением тоталитаризма был взят и курс на укрепление семьи как ячейки советского общества, в которой не могло быть места безнравственности в общем и неконтролируемого распространения порнографии в частности.
8 июля 1935 г. СССР была ратифицирована Конвенция о пресечении порнографии 1923 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции СССР соглашался принимать меры в целях раскрытия, преследования и наказания всякого, кто окажется виновным в:
1) изготовлении или хранении сочинений, рисунков, гравюр, картин, печатных изданий, изображений, афиш, эмблем, фотографий, кинематографических фильмов или других порнографических предметов с целью их продажи или распространения, или же публичного выставления;
2) ввозе, провозе, вывозе лично или через другое лицо в вышеуказанных целях перечисленных сочинений, рисунков, гравюр, картин, печатных изданий, изображений, афиш, эмблем, фотографий, кинематографических фильмов или других порнографических предметов, пуске их тем или другим путем в обращение;
3) торговле ими (в том числе и непубличной), совершении с ними всяких операций какого бы то ни было вида, распространении, публичном их выставлении или же сдаче их в качестве профессии в прокат;
4) анонсировании или оглашении каким бы то ни было путем в целях поощрения оборота или торговли подлежащих пресечению, что какое-либо лицо занимается одним из перечисленных выше наказуемых действий, анонсировании или оглашении, как и через кого эти сочинения, рисунки, гравюры, картины, печатные издания, изображения, афиши, эмблемы, фотографии, кинематографические фильмы или другие порногра-
фические предметы могут быть получены, либо непосредственно, либо через чье-либо посредство.
Выполняя взятые на себя перед международным сообществом обязательства, 17 октября 1935 г. ЦИК СНК СССР принял постановление «Об ответственности за изготовление, хранение и рекламирование порнографических изданий, изображений или торговлю ими»14, в котором правительствам союзных республик предлагалось дополнить уголовные кодексы союзных республик статьей следующего содержания: «Изготовление, распространение и рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений и иных предметов, а также торговля ими и хранение с целью продажи или распространения их, влекут за собой лишение свободы на срок до пяти лет с обязательной конфискацией порнографических предметов и средств их производства».
25 ноября 1935 года глава 8 УК РСФСР 1926 года «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок» была дополнена статьей 182.1, полностью воспроизводящей предложение указанного постановления15. Эта статья не раскрывала понятия порнографических сочинений, печатных изданий, изображений и иных предметов.
14 мая 1949 г. в СССР вступил в силу Протокол об изменении Договора о борьбе с распространением порнографических издании (г. Париж, 4 мая 1910 г.)16, в соответствии с которым координация по борьбе с незаконным оборотом порнографии передавалась ООН.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. в главе 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» содержал ст. 228, диспозиция которой полностью соответствовала статье 182.1 УК РСФСР 1926 г. (в ред. 1935 г.). Наказание по сравнению с предыдущим кодексом было снижено, предусматривалось лишение свободы на срок до трех лет, хотя и был введен штраф до 100 рублей и сохранена конфискация порнографических предметов и средств их производства.
14 СЗ СССР. 1935. № 56. Ст. 457.
15 Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
16 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIV. М., 1957. С. 211—215.
Советскими юристами предметы порнографического характера трактовались как предметы (фотографии, рисунки, сочинения, печатные издания), на которых в циничной форме изображены половая жизнь (естественным и противоестественным путем между однополыми и разнополыми лицами), а также половые органы. Под их изготовлением понималось печатание любым способом (на ксероксе, пишущей машинке, ротаторе или при помощи типографской машины и т. д.), рисование, лепка, фотографирование полового акта или циничных манипуляций с половым органом, создание кинофильмов такого же содержания и т. п. Распространение или рекламирование таких предметов рассматривалось как их выставление для всеобщего обозрения, а равно дарение, продажа и тому подобные действия, направленные на ознакомление с ними многих лиц17.
Уголовно-правовой запрет оставался неизменным до введения УК РФ 1996 г. Некоторое изменение получила санкция:
а) в 1982 г. сумма штрафа была увеличена до
трехсот рублей18;
б) в 1992 г. штраф был установлен в три минимальных размеров оплаты труда19.
15 сентября 1990 г. в СССР вступила в силу Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. № 44/2520, в соответствии с которой государства-участники обязались защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимали на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах (п. «с» ст. 34).
12 апреля 1991 года Верховный Совет СССР в постановлении «О неотложных мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости»21 (далее — постановление 1991 г.) выразил тревогу в связи с распространением кино-, видео-, печатных
изданий и другой продукции, пропагандирующей, в частности, порнографию, показом в ряде телевизионных передач, спектаклей, программ досуговых центров сцен, оскорбляющих человеческое достоинство, национальные и религиозные чувства народов, способствующих совершению правонарушений, психическим расстройствам среди детей и молодежи. Данным постановлением Кабинету министров СССР было поручено:
— учредить в месячный срок Государственную экспертную комиссию, включив в ее состав высококвалифицированных специалистов для оценки спектаклей, концертно-зрелищ-ных программ, телевизионных передач, печатных изданий, кино-, аудиовизуальной и другой продукции с целью установления наличия в них признаков, в частности порнографии;
— образовать Регистр кино-, видеофильмов и видеопрограмм, возложив на него классификацию произведений и выдачу разрешительных удостоверений (сертификатов);
— разработать и утвердить Положение о публичной демонстрации кино-, аудиовизуальных произведений, предусмотрев в нем условия их показа и проката, импорта и экспорта, порядок открытия и регистрации видеозрелищных предприятий, получения разрешения (сертификата) на прокат указанной продукции, возрастные ограничения на допуск в видеозрелищные предприятия (организации) и другие вопросы;
— образовать в органах внутренних дел специализированную службу по профилактике и пресечению перемещения через Государственную границу СССР продукции, в частности порнографического содержания. Кроме того, постановлением 1991 г. устанавливалось, что продажа, распространение и рекламирование продукции эротического содержания может производиться предприятиями, организациями и гражданами только в специально отведенных местах, определяемых исполнительными органами местных советов народных депутатов.
17 Уголовный кодекс Российской Федерации: научно-практический комментарий / под ред. Л. Л. Кругло-кова, Э. С. Тенчова. Ярославль, 1994. С. 619.
18 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. № 49. Ст. 1821.
19 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 47. Ст. 2664.
20 Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.
21 Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 16.
Верховным советам республик рекомендовалось:
— учредить республиканские экспертные комиссии и регистры кино-, видеофильмов и видеопрограмм;
— определить возрастные ограничения, исключающие возможность вовлечения несовершеннолетних в изготовление, распространение, рекламирование и продажу продукции эротического содержания;
— установить правила продажи, распространения и рекламирования материалов эротического содержания;
— установить административную ответственность за нарушение правил продажи, распространения и рекламирования материалов эротического содержания, Положения о публичной демонстрации кино-, аудиовизуальных произведений.
В ряде административных образований местные власти успели отреагировать на данное постановление. Например, Президиумом Верховного совета Башкирской советской социалистической республики было принято постановление «О мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости»22, которым Совету министров Башкирской ССР поручалось исполнение постановления 1991 г.
Указанным постановлением 1991 г. Верховному суду СССР предлагалось изучить практику применения законодательства, предусматривавшего ответственность за изготовление, распространение, рекламирование и сбыт порнографических предметов, и дать судам соответствующие разъяснения.
К сожалению, последующие события в стране, отодвинули полное выполнение постановления 1991 г. на многие годы. Не нашла отражения в отечественном законодательстве и рекомендация Комитета министров Совета Европы от 9 сентября 1991 г. № R (91) 11 «Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, торговли детьми и несовершеннолетними»23, в которой Комитет министров, высказав озабоченность тем, что сексуальная эксплуатация детей и подростков в целях наживы в виде порнографии приняла новые и угрожающие размеры на националь-
ном и международном уровнях, рекомендовал правительствам государств пересмотреть свое законодательство и практику его применения с целью принятия по необходимости и выполнения в частности мер, касающихся детской порнографии:
— предусмотреть соответствующие санкции, учитывая тяжесть преступления, совершенного теми лицами, которые участвуют в производстве и сбыте любых порнографических материалов, в которых фигурируют дети;
— изучать целесообразность введения уголовных санкций за обладание детскими порнографическими материалами;
— обеспечить через международное сотрудничество выявление фирм, обществ или лиц, часто связанных с двумя или более странами, использующих детей для производства порнографического материала. Кроме того, Комитетом министров Совета
Европы рекомендовалось предусмотреть информирование общественности, чтобы повысить ее осведомленность о претворении уголовной политики, числе обвинений и осуждений по делам, связанным с детской порнографией, а также проводить исследования на национальном и международном уровнях характеристик и роли клиентов детской порнографии.
Таким образом, отношение советской власти и противодействие порнографии можно разбить на следующие этапы:
1) ноябрь 1917—1924 г. — порнография рассматривалась как элемент свободы победившего пролетариата и, следовательно, как отрицание какой-либо борьбы с данным явлением;
2) 1924—1935 гг. — курс власти на укрепление семьи как ячейки коммунистического общества, изменение в обществе отношения к порнографии как одному из признаков безнравственности;
3) октябрь 1935 — январь 1961 г. — за незаконный оборот предметов порнографического характера предусматривалась уголовная ответственность, деяния относились к преступлениям средней тяжести, отсутствовала дифференцированная ответственность, в частности за вовлечение в совершение данных деяний несовершеннолетних;
22 URL: http://bashkortostan.news-city.
23 Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 192-196.
4) январь 1961 — декабрь 1982 г. — снижение уровня легальной пенализации за незаконный оборот предметов порнографического характера, хотя и в рамках преступлений средней тяжести;
5) декабрь 1982—сентябрь 1990 г. — некоторое ужесточение ответственности за данные деяния, предусмотрено усиление дополнительного наказания;
6) сентябрь 1990—1991 г. — признание властью необходимости усиления борьбы с незаконным оборотом порнографии, в частности с вовлечением в него несовершеннолетних. С 1991 г. началась новая эпоха. Имевшие
место события отодвинули на десяток лет противодействие преступлениям против незаконного оборота порнографии. В частности, не были выполнены поручения, данные постановлением Верховного Совета СССР от 12 апреля 1991 г. «О неотложных мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости»24; не выполнялись обязательства по защите несовершеннолетних от воздействия порнографии, взятых государством по Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. № 44/2525. Хотя, следует заметить, что государство заявило о своем отношении к распространению порнографии. Так, в ст. 31 Основ законодательства РФ о культуре 1992 г. отмечалось, что органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность, в частности, ведет к пропаганде порнографии26. Данное положение было продублировано в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 60927.
В 1994 г. в Заявлении участников Конференции лидеров женских общественных организаций РФ по социальным проблемам о предотвращении распространения на территории России рекламы, производства и сбыта любых видов продукции, наносящей вред духовному и физическому здоровью нации, поддержанном постановлением Совета Федерации РФ от 13 июля 1994 г. № 164-1 СФ28, отмечалось, что пропаганда, в частности эротики и порнографии, вседозволенности стала будничной нормой для большинства средств массовой информации.
19 июля 1995 г. ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» была дополнена запретом использования СМИ для распространения материалов, пропагандирующих порнографию29. В 2010 г. Пленум Верховного Суда РФ указал, что название средства массовой информации не может, в частности, пропагандировать пор-нографию30.
В Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 71231, в качестве одного из основных направлений государственной семейной политики названо усиление помощи семье в воспитании детей путем запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих, в частности, порнографию.
До 1997 года в стране действовал УК РСФСР 1960 г., в котором предусматривалась недифференцированная ответственность за изготовление, распространение или рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера, а также за торговлю ими или хранение с целью их продажи или распространения. За данные деяния было установлено максимальное наказание — лишение свободы на срок до трех лет (ст. 228).
24 ВСНД и ВС СССР. 1991. № 16.
25 Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993.
26 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
27 СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2670.
28 СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1689.
29 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2870.
30 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"» (п. 10) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 8.
31 СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержал лишь одну норму — ст. 242 «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов», в которой устанавливалась ответственность за незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера. Наказание было установлено в виде штрафа в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Таким образом, законодательно признавался законный оборот порнографии, деяния из категории преступлений средней тяжести перешли в категорию небольшой тяжести, а привлечение к уголовной ответственности за изготовление порнографических материалов или предметов стало возможным только при условии, если оно осуществляется с целью их распространения или рекламирования.
Кроме того, специалистами32 отмечалось явное упущение законодателя, не предусмотревшего усиленной ответственности за вовлечение в оборот порнографии несовершеннолетних.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»33 (далее — Закон о правах ребенка) органы государственной власти Росстймкой Федерации обязаны принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей порнографию (ч. 1 ст. 14). В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей
устанавливались нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет (ч. 2 ст. 14).
Знаковыми явились на рубеже веков и положения ряда ведомственных нормативных актов, направленные за защиту нравственного и психического здоровья несовершеннолетних:
— Временное руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденное приказом Государственного комитета РФ по кинематографии от 20 октября 1999 № 7-1-19/7434, в качестве одного из общих принципов провозглашало запрет фильмов, пропагандирующих, в частности, порнографию. Причем накладывался запрет на классификацию, публичную демонстрацию и распространение фильмов, содержащих непристойную, вульгарно-натуралистическую, циничную фиксацию сцен полового акта и «самоцельную» детализированную демонстрацию обнаженных гениталий, а также «самоцельное изображение групповых сексуальных действий»;
— Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденное приказом Министерства культуры РФ от 5 марта 2001 г. № 19235, и Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденное приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 15 марта 2005 № 11236, данные требования продублировали. Рассмотрение темы противодействия незаконному обороту порнографии в России не может быть полным без международного взаимодействия по данному вопросу.
25 мая 2000 г. в г. Нью-Йорке Резолюцией 54/263 на 97-м пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, содержащий особый запрет на торговлю
32 Торосян Р. В. Уголовная ответственность за незаконное изготовление и распространение порнографических предметов в российском уголовном праве: историческая преемственность и эволюция // Российский следователь. 2009. № 24. С. 14.
33 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
34 СПС «КонсультантПлюс».
35 СПС «КонсультантПлюс».
36 СПС «КонсультантПлюс».
детьми, детскую проституцию и детскую порнографию. Российская Федерация не присоединилась к нему37.
25 октября 2007 года Советом Европы принята Конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия38 (далее — Конвенция 2007 г.), ряд норм которой были посвящены защите детей от порнографии. Согласно пункту 1 статьи 20 «каждая из Сторон принимает необходимые законодательные или иные меры, обеспечивающие установление уголовной ответственности за следующие умышленно и неправомерно совершаемые деяния:
a) производство детской порнографии;
b) предложение или предоставление детской порнографии;
c) распространение или передача детской порнографии;
d) приобретение детской порнографии для себя или другого лица;
e) хранение детской порнографии;
^ преднамеренное получение доступа к детской порнографии при помощи информационно-коммуникационных технологий». Термин «детская порнография» трактовался как любые материалы, которые изображают ребенка, совершающего реальные или смоделированные сексуально откровенные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях (п. 2 ст. 20 Конвенции 2007 г.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Конвенции 2007 г. «каждая из Сторон принимает необходимые законодательные или иные меры, обеспечивающие установление уголовной ответственности за следующие умышленно совершаемые деяния:
a) вовлечение ребенка в порнографические представления или склонение ребенка к участию в таких представлениях;
b) принуждение ребенка к участию в порнографических представлениях либо извлечение из этого выгоды или эксплуатация ребенка иным образом в этих целях;
c) сознательное посещение порнографических представлений с участием детей».
Конвенции 2007 г. была ратифицирована РФ в 2013 г.39 с оговорками, в частности Россия оставила за собой право не привлекать к уголовной ответственности за производство и хранение детской порнографии, представляющей собой смоделированные или реалистичные изображения несуществующего ребенка.
До 2003 г. все нормативные запреты в части вовлечения несовершеннолетних в оборот порнографических материалов и предметов были декларативны, так как законодательно не предусматривалось санкций за их нарушения. 2003 г. стал знаковым в части борьбы с незаконным оборотом порнографии. В УК РФ были внесены существенные изменения и дополнения, направленные не только на ужесточение наказания, но и на установление дифференцированной ответственности за данные преступления40:
— наказание за деяния, предусмотренные ст. 242, было ужесточено — установлен штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
— введена ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних», в которой предусматривалась ответственность за изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу РФ в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних, а также привлечение заведомо несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера лицом, достигшим 18-летнего возраста (ч. 1). Деяния относились к категории тяжких преступлений.
Была предусмотрена повышенная ответственность (лишение свободы на срок до восьми лет) за совершение указанного преступления:
37 СПС «КонсультантПлюс».
38 СПС «КонсультантПлюс».
39 СПС «КонсультантПлюс».
40 Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.
а) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (п. «а» ч. 2);
б) в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста (п. «б» ч. 2);
в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «в» ч. 2). В 2009 г. содержание ст. 242.1 УК РФ41 было
законодателем скорректировано:
1) удален признак «заведомость», т. е. отпала необходимость устанавливать и доказывать, что виновный знал о несовершеннолетии лица, в том числе о достижении им 14 лет, используемого в обороте порнографических материалов или предметов;
2) ужесточено наказание за оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних — с шести до восьми лет лишения свободы;
3) предусматривался дополнительный квалифицирующий признак (п. «г» ч. 2 и примечание) — совершение данных деяний «с извлечением дохода в крупном размере» (стоимость или доход в сумме, превышающей 50 тыс. руб.);
4) повышено наказание за оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних с отягчающими обстоятельствами — с восьми до десяти лет лишения свободы; введено дополнительное наказание — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет42.
21 июля 2011 г. в ряд законов также были
внесены изменения, уточняющие и устанавливающие запреты в обороте порнографии43:
а) в п. 1 ст. 14 Закона о правах ребенка внесено изменение:
— меры по защите необходимо было принимать не от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей порнографию, а от пропаганды информации порнографического характера;
б) в Федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе»44:
— часть 4 статья 5 дополнена пунктом 5, в котором указано, что реклама не должна содержать информацию порнографического характера;
— статья 5 дополнена частью 10.2, в которой устанавливался запрет на распространение рекламы, содержащей информацию, в частности порнографического характера, запрещенную для распространения среди детей, в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
В 2011 году45 наказание за незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов (ч. 1 ст. 242 УК РФ) было дополнено следующими видами:
— штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
— принудительными работами на срок до двух лет.
41 Федеральный закон РФ от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 31. Ст. 3921.
42 Якубов А. Е. Федеральный закон от 27 июля 2009 г. // Законность. 2010. № 5. С. 23—27.
43 Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4600.
44 СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
45 Федеральный закон РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.
В 2012 г. введена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в оборот порнографии посредством сети Интернет.
В 2012 г.46 в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних, в соответствующие нормы были внесены изменения:
1) ст. 242 УК РФ была преобразована в две самостоятельные статьи, введены отягчающие обстоятельства:
а) в ч. 1 устанавливалась ответственность за незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу РФ в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования порнографических материалов или предметов, а также незаконные распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов или предметов в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок;
б) в ч. 2 определена ответственность за распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних, а также за вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим 18-летнего возраста в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового;
в) устанавливалось повышенное наказание за совершение указанных деяний: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет); с извлечением дохода в крупном разме-
ре — лишение свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового;
2) в ст. 242.1 УК РФ были внесены следующие изменения:
а) вводилась ответственность за приобретение в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
б) исключалось наказание за привлечение несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера лицом, достигшим 18-летнего возраста;
в) исключалась ответственность за совершение данных преступлений родителей или иных лиц, на которые законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также педагогов или других работников образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним;
г) предусматривался дополнительный квалифицированный состав — с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая Интернет);
д) вводилось дополнительное наказание за совершение указанных деяний в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста (п. «а» ч. 2); группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «б» ч. 2); с извлечением дохода в крупном размере (п. «в» ч. 2); с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) (п. «г» ч. 2) — ограничение свободы на срок до двух лет;
3) УК РФ дополнялся ст. 242.2, предусматривающей ответственность за фото-, кино- или видеосъемку несовершеннолетнего в целях изготовления и (или) распространения пор-
46 Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» // СЗ РФ. 2012. № 10. Ст. 1162.
нографических материалов или предметов либо привлечение несовершеннолетнего в качестве исполнителя для участия в зрелищном мероприятии порнографического характера, совершенные лицом, достигшим 18-летнего возраста, в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет либо без такового. При этом устанавливалось повышенное наказание за совершение указанных действий: в отношении двух или более лиц (п. «а» ч. 2); группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «б» ч. 2); в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста (п. «в» ч. 2); с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) (п. «г» ч. 2), в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Преступления, предусмотренные ст. 242.1 и 242.2 УК РФ, совершенные в отношении несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, были отнесены к преступленяиям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, что, в частности, делает невозможным назначение условного осуждения за совершение данных деяний.
Следует отметить, что в 2012 г. властями официально было отмечено пагубное влияние Интернета на несовершеннолетних. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 76147, было отмечено, что развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, усугубили проблемы, связанные, в частности, с детской порнографией. При этом в качестве одной из мер, направленных на обеспечение
информационной безопасности детства, указывалось создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в порнографию.
28 июля 2012 г. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»48 (далее — Закон об информации) дополнен нормой, предусматривающей создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее — Реестр). Одним из оснований для включения в Реестр является решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти в отношении распространяемых посредством сети Интернет материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (ч. 1 и 2, пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 15.1).
Правилами ведения, создания и формирования единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицироватьсайтывинформационно-теле-коммуникационой сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» и Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденными
47 СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
48 СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448; Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 31. Ст. 4328.
постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 110149, установлено, что основанием для включения в Реестр является решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 11 сентября 2013 г. были утверждены Критерии оценки порнографических материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о включении в Реестр50:
— фото-, видео-, аудио- и (или) текстовая информация о производстве, распределении, распространении и (или) передаче, импорте, экспорте, предложении и (или) предоставлении, продаже или хранении детской порнографии, приобретении детской порнографии для себя или другого лица;
— информация, объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, содержащие сведения о местах проведения зрелищных мероприятий либо контактную информацию (телефон подвижной или фиксированной связи, адрес электронной почты или почтовый адрес), включая рекламу, афиши, статьи, аудиовизуальные произведения, содержащие указанную информацию;
— информация о способах изготовления, местах приобретения материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении
несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет, размещенных в сетевых изданиях. 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»51, в котором термин «информация порнографического характера» был расшифрован как информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (п. 8 ст. 2). Кроме того, Законом информация порнографического характера запрещена для распространения среди детей вследствие причинения ею вреда их здоровью и (или) развитию (ч. 1 и п. 7 ч. 2 ст. 5).
По мнению специалистов52, с принятием данного Закона стало возможно регулировать рынок и привлекать к ответственности производителей, нерадиво относящихся к защите детей от запретной информации.
При этом оборот информационной продукции, содержащей информацию порнографического характера, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации53.
49 СЗ РФ. 2012. № 44. Ст. 6044.
50 Приказ Роскомнадзора № 1022, ФСКН России № 368, Роспотребнадзора № 666 от 11 сентября 2013 г. «Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"» // Российская газета. 2013. 21 нояб.
51 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
52 Шельменков В. Н. О характеристике Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Административное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 75—79.
53 Рекомендации по применению Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции (утв. Минкомсвязи России 22.01.2013 № АВ-П17-531) // СПС «КонсультантПлюс».
5 апреля 2013 г. ряд законодательных актов были дополнены нормативными положениями, относящимися к сфере обращения порнографии54:
а) КоАП РФ дополнен ст. 6.20, предусматривающей административную ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, распространение, публичную демонстрацию, рекламирование юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних; наказание — штраф в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей с конфискацией таких материалов или предметов, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией таких материалов или предметов и оборудования, использованного для изготовления таких материалов или предметов;
б) в части 1 статьи 265 Трудового кодекса РФ55 внесен запрет на применение труда лиц в возрасте до 18 лет в производстве, перевозке и торговле материалами эротического содержания;
в) Закон о правах ребенка дополнен ст. 14.2, предусматривающей административную ответственность для юридические лица за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, распространение, публичную демонстрацию, рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (п. 5). Применение мер ответственности к юридическому лицу за правонарушения, связанные с изготовлением и (или) оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, не освобождает от ответственности за данные правонарушения
виновное физическое лицо, равно как и привлечение физического лица к уголовной или иной ответственности за правонарушения, связанные с изготовлением и (или) оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, не освобождает от ответственности за данные правонарушения юридическое лицо (п. 6 ст. 14.2 Закона о правах ребенка).
29 июня 2013 г. п. 1 ст. 14 Закона о правах ребенка был дополнен положением, в соответствии с которым органы государственной власти Российской Федерации обязаны принимать меры по защите ребенка от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а в КоАП РФ была введена ст. 6.21, предусматривающая административную ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних56.
5 мая 2014 г. в Закон об информации введена норма57, в соответствии с которой владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети Интернет, при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети Интернет, обязан не допускать использование сайта или страницы сайта в сети Интернет для распространения материалов, пропагандирующих порнографию (п. 1 ч. 1 ст. 10.2).
Кроме того, 5 мая 2014 г. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»58 был дополнен нормой, в соот-
54 Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1666.
55 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
56 Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» // СЗРФ. 2013. № 26. Ст. 3208.
57 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2302.
ветствии с которой прокатное удостоверение на фильм не выдается, в частности, если фильм содержит материалы, пропагандирующие пор-нографию59.
Тем самым уголовно-правовое противодействие порнографии за 25 лет существования РФ характеризуется следующими этапами:
1) декабрь 1991 — январь 1997 г. — государством посредством нормативных актов заявлено негативное отношение к пропаганде порнографии; законодательное противодействие порнографии по УК РСФСР 1960 г.;
2) январь 1997 — декабрь 2003 г. — действие УК РФ, в соответствии с положениями которого признавался законный оборот порнографии; деяния, связанные с незаконным оборотом порнографии, из категории преступлений средней тяжести переводились в категорию небольшой тяжести; привлечение к уголовной ответственности за изготовление порнографических материалов или предметов стало возможным только при условии, если оно осуществляется с целью их распространения или рекламирования; отсутствовала дифференцированная ответственность за вовлечение в оборот порнографии несовершеннолетних;
3) декабрь 2003 — июль 2009 г. — ужесточено уголовное наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом порнографии; в УК РФ введены положения, дифференцирующие ответственность за оборот порнографии с изображениями несовершеннолетних и их вовлечение в оборот порнографии, для специальных субъектов и групповое совершение данных преступлений;
4) июль 2009 — февраль 2012 г. — усиление ответственности за оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и вовлечение несовершеннолетних в оборот порнографии;
5) февраль 2012 г. — по настоящее время — продолжение ужесточения ответственности за оборот материалов или предметов с пор-
нографическими изображениями несовершеннолетних и вовлечение несовершеннолетних в оборот порнографии посредством увеличения наказания и выделения положений в отношении несовершеннолетних в отдельные составы преступлений; введение дифференцированной ответственности за использование в обороте порнографии средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет). Таким образом, советский период нашей страны характеризуется неоправданным гуманизмом по отношению к лицам, совершающим преступления, связанные с незаконным оборотом порнографии и, как следствие, отсутствием дифференцированной ответственности за вовлечение в изготовление и распространение порнографии несовершеннолетних.
В заключение отметим, что в Российской Федерации до настоящего времени отсутствует специализированный законодательный акт, регламентирующий оборот порнографических материалов, предметов и информации и раскрывающий понятия «порнография», «детская порнография», «порнографический материал», «порнографический предмет», «порнографическая продукция», «порнографическая информация», «мероприятия порнографического характера». Попытки принятия такого закона предпринимаются с 90-х гг. ХХ в.60 Так, в 1996 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона № 96700079-2 «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера». Проект был направлен на пресечение оборота порнографической продукции, а также на предотвращение бесконтрольного оборота продукции сексуального характера, способной нанести вред нравственности и здоровью граждан РФ, прежде всего несовершеннолетних. В проекте раскрывались определения, в частности: «эротические произведения», «продукция сексуального характера», «порнографическая
58 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4136.
59 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2306.
60 Бушмин С. Преступления против общественной нравственности: новеллы и изменения в уголовно-правовом регулировании // Уголовное право. 2006. № 5.
продукция», «зрелищные мероприятия сексуального характера», «специализированное средство массовой информации сексуального характера», «оборот продукции сексуального характера — ввоз продукции».
Данный законопроект снят с рассмотрения через 14 лет (постановлением Государственной Думы от 15 января 2010 г. № 3082-5 ГД).
В 2009 г. в Государственную Думу на рассмотрение был внесен законопроект № 295503-5 «Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера». Проект определял правовые основы государственного регулирования деятельности, связанной с оборотом на территории РФ про-
дукции эротического и порнографического характера, организацией и проведением мероприятий эротического характера, и предусматривал ограничения осуществления данной деятельности в целях обеспечения нормального физического и психического развития и нравственного формирования личности несовершеннолетних, охраны здоровья граждан и защиты общественной нравственности. В Законе раскрывались такие определения, как «порнография», «эротика», «продукция эротического характера», «продукция порнографического характера», «оборот продукции эротического и порнографического характера», «мероприятие порнографического характера».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бушмин С. Преступления против общественной нравственности: новеллы и изменения в уголовно-правовом регулировании // Уголовное право. — 2006. — № 5.
2. Грейг Г. «Долой стыд!». Сексуальный Интернационал и Страна Советов. — М., 2014.
3. Петросян Г. В. Две культуры: два взгляда // Законодательство. — 2002. — № 9.
4. Торосян Р. В. Уголовная ответственность за незаконное изготовление и распространение порнографических предметов в российском уголовном праве: историческая преемственность и эволюция // Российский следователь. — 2009. — № 24.
5. Шельменков В. Н. О характеристике Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Административное и муниципальное право. — 2012. — № 2.
6. Якубов А. Е. Федеральный закон от 27 июля 2009 г. // Законность. — 2010. — № 5.
Материал поступил в редакцию 17 сентября 2015 г.
PORNOGRAPHY: ATTITUDE OF THE AUTHORIRIES AND SOCIETY, LEGAL OPPOSITION
BYCHKOV Vasiliy Vasil'evich — PhD in Law, Assistant Professor, Scientific Secretary of the Academy The Investigative
Committee of the Russian Federation
bychkov.vasilii@mail.ru
125080, Russia, Vrubelya Street, 12
Review. The article analyses the attitude of power and society in Russia to pornography during almost a century-long period from 1917 up to the present. The regulations of the RSFSR and USSR, which impose prohibitions in the sphere of circulation of pornographic materials and items have been studied: decrees of Soviet power of November 24,1917 "On the Trial" and of March 7,1918 No.2 "On the Trial"; of 18 (31) December 1917 "On Civil Marriage, Children and on Records of Acts of State"; of 16 (29) December 1917 "Divorce"; Saratov Region Council of People's Commissars "On Abolition of Private Ownership by Women"; Vladimir Sovdep of January 1, 1918 "The Emancipation of Women." The author notes indifferent attitude of the Soviet Government to the spread of pornography in the country and cultivating a pornography by the society. He considers the theory of sexual revolution, common in Soviet Russia in the first quarter of the 20th century: "glass of water" and the "theory of a winged Eros". The article highlights the time of the creation of the "gender platform" of the revolutionary proletariat in the middle of the 20-ies of the last century in the form of "Twelve sexual commandments" and the ruling party's control over sexuality. The author conducts the analysis of criminal legislation of 1922, 1926 and 1960,1996 as well as the International Convention for the Suppression of the Circulation of Obscene Publications and Trade» 1923 and adopted after the CEC SNK USSR «On Responsibility for the Production, Storage and Marketing of Pornographic Publications, Pictures or Trafficking"
under which the Criminal Code of the RSFSR 1926 was supplemented by the norm providing for liability for the production, distribution and advertising of pornographic writings, publications, images and other items, as well as trafficking and possession for the purpose of sale or distribution.
With the adoption of the Criminal Code of the RSFSR 1960 the punishment for these acts was reduced. However, the disposition of the article, which established responsibility for trafficking in pornography, remained unchanged until the adoption of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: pornography, pornographic materials, pornographic items, trafficking in pornography, countering pornography, normative base, the criminal law.
BIBLIOGRAPHY
1. Bushmin, S. Crimes against Public Morality: Novelties and Changes in Criminal Law / Criminal Law / Criminal Law. - 2006. - № 5.
2. Greig, G. "Get Rid of Shame!". Sexual International and the Unified Country. — M., 2014.
3. Petrosyan, G. V. Two Cultures: Two Views // Legislation. — 2002. — № 9.
4. Torosyan, R. V. Criminal Responsibility for Illegal Manufacture and Dissemination of Pornographic Materials in the Russian Criminal Law: Historical Continuity and Evolution // Russian Investigator. 2009. No.24.
5. Shel'menkov, V. N. On Characterization of Federal Law "On the Protection of Children from Information Harmful to their Health and Development" // Administrative and Municipal Law. — 2012. — № 2.
6. Yakubov, A. E. Federal Law of July 27, 2009 // Legality. — 2010. — № 5.