Зарубежный опыт
УДК 343.5
Петр Леонидович БОРОВИК,
старший преподаватель кафедры правовой информатики Академии МВД Республики Беларусь (г. Минск)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ПОРНОГРАФИИ В СОВЕТСКИЙ
И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ
FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO THE PROBLEM OF CHILD PORNOGRAPHY IN THE SOVIET - AND POST-SOVIET PERIODS
Представлен ретроспективный анализ становления и развития законодательной регламентации противодействия детской порнографии в советский и постсоветский периоды. Выявлены закономерности исторической преемственности преступной деятельности в рассматриваемой сфере. Проанализированы предпосылки формирования законодательного воздействия на противодействие детской порнографии, складывающиеся на территории современной Беларуси. Определены этапы становления и развития правового регулирования противодействия детской порнографии.
The retrospective analysis of the formation and development of the legislative regulation of problems of anti-child pornography in the Soviet and post-Soviet periods is given in the article. Common factors of historical continuity of criminal activity in the concerned area are considered. The prerequisites for the formation of legislative impact on the problem of combating child pornography in the territory of present - day Belarus are analyzed. The stages of formation and development of legal regulation of counteraction to child pornography are determined.
Ключевые слова: детская порнография, порнографические материалы, порнографические предметы, законодательство в сфере противодействия порнографии.
Keywords: child pornography, pornography materials, pornographic items, legislation in the sphere of combating pornography.
После присоединения к международной Конвенции «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими» (г. Женева, 12 сентября 1923 г.) и постановления ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1935 г. «Об ответственности за изготовление, хранение и рекламирование порнографических изданий, изображений и иных предметов за торговлю ими» 5 декабря 1935 г. Уголовный кодекс Белорусской ССР был
дополнен ст. 121-3, которая достаточно полно очерчивала круг уголовно наказуемых деяний, связанных с оборотом порнографии. «Суровое наказание, отсутствие альтернативы лишению свободы подчеркивали решимость Советского государства скрупулезно соблюдать взятые на себя по международным актам обязательства, решительно бороться с подобными преступными проявлениями...»1.
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России — -
Следом за принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 29 декабря 1960 г. был утвержден и 1 апреля 1961 г. введен в действие новый Уголовный кодекс БССР. Диспозиция ст. 223 УК БССР гласила: «Изготовление, распространение или рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера, а также торговля ими или хранение с целью продажи или распространения - наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до ста рублей с конфискацией порнографических предметов и средств их производства»2.
По сравнению со ст. 121-3 УК БССР 1935 г. в ст. 223 УК БССР 1960 г. имелись незначительные редакционные изменения, улучшившие логическое толкование этой нормы. Во-первых, при перечислении признаков объективной стороны законодатель предусмотрел возможность привлечения к уголовной ответственности за каждое из перечисленных в диспозиции деяний. Во-вторых, после примерного перечня порнографической продукции добавлено словосочетание «порнографического характера», подчеркивающее, что речь в статье идет именно о таких, а не о каких-либо иных предметах. Кроме того, санкция ст. 223 УК БССР 1960 г. стала менее суровой, она предусматривала лишение свободы на срок до 3 лет и носила альтернативный характер (была предусмотрена возможность штрафа до 100 рублей).
В 1 959 г. ООН приняла Декларацию, а в 1989 г. - Конвенцию «О правах ребенка»3, которая обязала страны-участницы предусмотреть на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения: а) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; Ь) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; с) использования в
целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах» (ст. 34)4. Несмотря на присоединение Республики Беларусь к Конвенции, дальнейшего развития в части, касающейся уголовной ответственности за оборот детской порнографии, национальное законодательство в рассматриваемый период не получило.
С началом перестройки и последовавшим за этим распадом СССР в обществе произошел «резкий сдвиг от советского пуританизма в противоположную сторону - полной разнузданности и падению нравственности»5. Результаты «сексуальной революции» конца 1 990-х гг. детерминировали раннее начало половой жизни подростков, утрату семейных и нравственных ценностей, сексуальную распущенность, терпимое отношение к порнографии. Государство, обеспокоенное масштабами распространения порнографической продукции, попыталось отреагировать адекватным способом.
12 апреля 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление №2101-1 «О неотложных мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости», в котором указывалось, что общество «. признавая неотъемлемое право каждого человека на свободу творчества, удовлетворение культурных и духовных потребностей, выражает тревогу в связи с распространением кино-, видео-, печатных изданий и другой продукции, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, показом в ряде телевизионных передач, спектаклей, программ досуговых центров сцен, оскорбляющих человеческое достоинство, национальные и религиозные чувства народов, способствующих совершению правонарушений, психическим расстройствам среди детей и молодежи»6. В связи с этим предписывалось предпринять ряд мер: 1 ) учредить Государственную экспертную комиссию, включив в ее состав высококвалифицированных специалистов для оценки спектаклей, концертно-зрелищных программ, телевизионных передач, печатных изданий, кино-, аудио-
визуальной и другой продукции с целью установления наличия в них признаков порнографии, культа насилия и жестокости; 2) образовать в органах внутренних дел специализированную службу по профилактике и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности; 3) принять дополнительные меры, обеспечивающие пресечение перемещения через государственную границу продукции порнографического содержания, произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости; 4) установить, что продажа, распространение или рекламирование продукции эротического содержания могут производиться предприятиями, организациями и гражданами только в специально отведенных местах, определяемых исполнительными органами местных Советов народных депутатов; 5) определить возрастные ограничения, исключающие возможность вовлечения несовершеннолетних в изготовление, распространение, рекламирование и продажу продукции эротического содержания; 6) установить правила продажи, распространения и рекламирования материалов эротического содержания; 7) установить административную ответственность за нарушение правил продажи, распространения и рекламирования материалов эротического содержания, Положения о публичной демонстрации кино-, аудиовизуальных произведений.7
Особенностями ст. 343 «Распространение порнографических материалов или предметов» Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июня 1999 г. №275-З являлась административная преюдиция, отсутствие конкретизации по «детской порнографии» и совершению преступления в Интернете. В качестве наказания были предусмотрены общественные работы, штраф, исправительные работы, арест до 3 месяцев, ограничение свободы. Лишение свободы не предусматривалось.
Важное значение в укреплении международного сотрудничества в сфере распространения детской порнографии
получил Факультативный протокол №2 к Конвенции ООН о правах ребенка от 25 мая 2000 г.8 (далее - Протокол), касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, в котором впервые официально был признан факт растущей доступности детской порнографии в Интернете. В этом международно-правовом акте впервые в одном понятийном ряду используются термины «торговля детьми», «детская проституция» и «детская порнография». В частности, ст. 2 содержит недостающую в белорусском законодательстве дефиницию детской порнографии: «Любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка, главным образом, в сексуальных целях»9. Как отмечают некоторые ученые, данное определение не содержит таких оценочных понятий, как «циничное», «нездоровое», «грубо натуралистичное», что делает его более удобным для практического применения.10
Протокол определил общие критерии отнесения материалов к детской порнографии, перечень деяний, подлежащих криминализации на национальном уровне, ряд вопросов юрисдикции и правовой помощи (в том числе - выдачи); значительное внимание уделил мерам по защите прав и интересов детей, ставших жертвами запрещаемых Протоколом деяний, на всех стадиях уголовного судопроизводства. В п. 2 ст. 4 Протокола сформулировано положение, позволяющее привлекать виновных к ответственности не только на основании принципа гражданства, но и исходя из гражданской принадлежности жертвы преступления.
Ратификация нашей страной Протокола существенным образом повлияла на развитие уголовного законодательства, касающегося оборота детской порнографии. Так, в ст. 343 УК РБ от 4 мая 2005 г. №15-З (период действия -с 2005 г. по 2008 г.) «Распространение порнографических материалов или пред-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России — -
метов» были внесены следующие изменения: добавлена уголовная ответственность за оборот детской порнографии (ч. 2 ст. 343), исключена административная преюдиция и ужесточены санкции: по ч. 1 (взрослая порнография) - арест до 3 месяцев; по ч. 2 (детская порнография) - лишение свободы на срок от
1 до 3 лет; по ч. 3 (группой лиц по предварительному сговору или организованной) - лишение свободы на срок от
2 до 4 лет. Вместе с тем деяния, связанные с использованием Интернета, законодателем не выделяются. Кроме того, в ст. 173 «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение» была установлена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (абзац 1 ч. 1 ст. 173 в редакции УК РБ от 4 мая 2005 г. №15-З).
В августе 2008 г. Законом РБ №451-
3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за торговлю людьми и иные связанные с ней правонарушения» из абзаца 1 ч. 1 ст. 173 УК РБ слова «либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера» были исключены. Однако это деяние стало под уголовно-правовым запретом в ст. 343-1 УК РБ «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего». Правда, при этом изменился объект уголовно-правовой охраны. Перемещение в данном случае нормы из главы 21 в главу 30 УК РБ свидетельствует о том, что интересы несовершеннолетнего из главного превратились в дополнительный объект преступления.11
По сути, Законом РБ №451-З усилены средства дифференциации уголовной ответственности за распространение порнографических материалов или предме-
тов. Так, ответственность за распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера была установлена уже в двух уголовно-правовых нормах - ст. 343 и ст. 343-1 УК РБ. Основным критерием дифференциации ответственности в данном случае является содержание предмета преступления. Ответственность по ст. 343-1 УК РБ наступает только в том случае, если предмет этого преступления содержит изображения несовершеннолетнего или малолетнего.
Таким образом, в целях защиты детей от использования их в порнографии и порнографических материалах в отечественном законодательстве с 2008 г. предусмотрена уголовная ответственность за преступления, связанные с изготовлением и распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетних. Так, ст. 343-1 УК РБ определяет в качестве уголовно наказуемого деяния изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования, либо распространение или рекламирование порнографических материалов или печатных изданий, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего, либо публичную демонстрацию кино- или видеофильмов порнографического содержания с таким изображением. Квалифицированный состав данного деяния предусматривает ответственность за те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные этой статьей или ч. 2 ст. 343 кодекса, группой лиц по предварительному сговору, с использованием Интернета, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий или иных предметов порнографического характера с его изображением.
Особо квалифицированным составом преступления являются действия, предусмотренные ч. 1 или 2 указанной статьи,
совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий или иных предметов порнографического характера с его изображением.
Таким образом, правовое регулирование противодействия детской порнографии в Республике Беларусь проходило в два этапа.
Первый этап - становление (с 1935 г. по 2005 г.) - характеризовался принятием следующих правовых мер:
5 декабря 1935 г. УК БССР был дополнен ст. 121-3, регламентирующей ответственность за изготовление, распространение и рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений или иных предметов, а также торговлю ими или хранение с целью продажи или распространения;
20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, которая впервые обязала страны-участницы гарантировать защиту ребенка от использования в изготовлении порнографических материалов (ст. 34);
9 июля 1999 г. вступил в силу УК РБ, особенностью которого являлась административная преюдиция за рассматриваемые деяния, отсутствие конкретизации по «детской порнографии» и совершению преступления в Интернете (ст. 343);
Факультативный протокол №2 к Конвенции ООН о правах ребенка от 25 мая 2000 г., касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, определил общие критерии отнесения материалов к детской порнографии, перечень деяний, подлежащих криминализации на национальном уровне.
Второй этап - развитие уголовно-правовых мер противодействия детской порнографии (с 2005 г. по настоящее время): в 2005 г. в ст. 343 УК РБ «Распространение порнографических материалов или предметов» была добавлена уголовная ответственность за оборот детской порнографии (ч. 2 ст. 343), в ст. 173 устанавле-на уголовная ответственность за вовлече-
ние несовершеннолетних в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (абзац 1 ч. 1 ст. 173);
в 2008 г. появляется ст. 343-1 УК РБ, которая предусматривает ответственность не только за оборот порнопродукции с изображением несовершеннолетнего, в том числе с использованием Интернета, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, но и использование заведомо несовершеннолетнего (малолетнего) для изготовления порнографических материалов, печатных изданий или иных предметов порнографического характера с его изображением.
1 Александров Ю.В. Борьба с распространением порнографии. Уголовно-правовой и криминологический аспекты : учебно-практическое пособие. Киев: КВНМ МВД СССР. 1977. С. 10-11.
2 Крымшальны кодэкс Беларускай ССР: З 1 крас. 1961 г. Мн. : Дзярж. выд-ва БССР, 1961. С. 183.
3 Вступила в силу 2 сентября 1990 г., для Республики Беларусь - 31 октября 1990 г.
4 Конвенция о правах ребенка : принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, 20 нояб. 1989 г., №44/25. Заключена в г. Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. // СПС КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000.
5 Булгакова О.А. Уголовная ответственность за распространение порнографических материалов или предметов : дис. ... канд. юрид. наук:
12.00.08. Ставрополь, 2003. С. 41; Валентонис А.С. Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия обороту предметов или материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук:
12.00.08. Тамбов, 2010. С. 60.
6 О неотложных мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости : постановление Верховного Совета СССР от 12.04.1991 №2101-1 // СПС КонсультантПлюс.
7 Там же.
8 Вступил в силу 18 января 2002 г., для Республики Беларусь - 23 февраля 2002 г.
9 О присоединении Республики Беларусь к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии : Закон Республики Беларусь от 03.12.2001 № 65-З. URL: http://www.pravo.by/webnpa/ text.asp?RN=H10100065.
10 Дьяченко А.П., Цымбал Е. Подходы к регламентации нормативного определения порнографии // Уголовное право. 2004. № 4. С. 101.
11 Марчук В.В. О законодательных экспликациях Уголовного кодекса Республики Беларусь в 2008 году // СПС КонсультантПлюс: Беларусь.