Научная статья на тему 'ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1483
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

В статье приведены актуальные формы взаимодействия средней и высшей школы с целью повышения интереса будущих абитуриентов к профессии учителя. Проблема активизации профориентационной работы с учащимися средней школы рассматривается в контексте развернутых в разных регионах Российской Федерации мероприятий по обеспечению школ квалифицированными кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION: CURRENT EVENTS AND PROSPECTS

The article reveals the current forms of interaction between secondary and higher education in order to increase the interest of future applicants to the profession of teacher. The problem of activating vocational guidance work with secondary school students is considered in the context of measures implementing in different regions of the Russian Federation to provide schools with qualified personnel.

Текст научной работы на тему «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Н. В. Горбунова

УДК 371.13.001.83

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ:

АКТУАЛЬНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ

1 истема российского образования насчитывает несколько десятков тысяч учебно-воспитательных заведений. Среди них различают разные по профильной направленности, формам подчиненности и собственности.

Развитие педагогического образования -один из ключевых приоритетов современного высшего образования. В трудах отечественных исследователей современности отражены различные аспекты развития и модернизации педагогического образования (В. А. Болотов, А. В. Глузман, А. В. Кирьякова, В. Д. Пов-зун, А. А. Полякова, Н. Ф. Радионова, В. В. Сериков и др.) [1; 2; 4; 6].

Статистические данные подтверждают потребность общеобразовательных средних школ и дошкольных образовательных учреждений в высококвалифицированных педагогических кадрах. В Послании Президента к Федеральному собранию говорится, что до конца 2021 года необходимо создать 255 тысяч новых мест в яслях <...> в середине наступающего десятилетия в России будет около 19 миллионов школьников, почти на 6 миллионов больше, чем в 2010 году». Президент указал на необходимость с 1 сентября «ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее пяти тысяч рублей за счет средств федерального бюджета»

[5].

Профессия учителя становится особенно востребованной в период демографического роста.

Эффективность решения стратегических общественных задач, определенных в законах

202///

РФ «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании», в первую очередь, зависит от профессионализма и квалификации кадров в системе образования.

Актуализация данной проблемы нашла отражение и на государственном уровне. Среди задач Национального проекта «Образование» выделены следующие:

- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

- образование системы, позволяющей работающим людям повышать и обновлять свои профессиональные знания, а также приобретать новые профессиональные навыки без отрыва от работы, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;

- создание условий для развития наставничества; формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста [3].

Президент Российской Федерации инициировал всероссийскую программу под названием «Земский учитель», начало которой пришлось на январь 2020 года. Программой предусмотрена финансовая поддержка учителей размером в 1 млн рублей при условии их трудоустройства в школах в небольших населенных пунктах на срок не менее 5 лет. В Программе учтены особенности климата разных регионов России. Так, финансовая поддержка учителей в небольших городах и сельских районах Дальневосточного федерального округа составляет 2 млн рублей.

Программа «Земский учитель» стимулирует интерес выпускников педагогических специальностей к профессии учителя, а это, в свою очередь, позволяет сократить количество вакансий и создает благоприятные условия для эффективного развития школьного образования в разных регионах России. В 2020 году запланированы 1 803 компенсационные выплаты тем учителям, которые станут участниками программы «Земский учитель».

Цель программы «Земский учитель» состоит в том, чтобы улучшить качество образования за счет внедрения в образовательный процесс наиболее эффективных методов обучения и таких форм работы, которые на практике окажутся действенными в вопросах активизации обучающихся и повышения их мотивации. Программа ориентирована на актуализацию образовательного процесса в сельской местности и городах с небольшой численностью населения в контексте общей образовательной траектории. Именно с такой целью Программой предусмотрено привлечение внимания молодых специалистов к школам, расположенных в удаленных от крупных культурных центров регионах. Трудоустройство молодых специалистов, а также тех, кто уже имеет некоторый педагогический опыт работы, решает одну из важнейших задач по обеспечению квалифицированными кадрами, которая сегодня остро стоит в большинстве регионов страны.

Для того чтобы стать участником программы «Земский учитель», кандидат должен соответствовать следующим условиям:

- иметь соответствующую занимаемой вакансии по соответствующей должности квалификацию;

- быть готовым к переезду и отработке в течение не менее 5 лет в выбранной образовательной организации.

Также необходимо учитывать, что для предоставления компенсационной выплаты школьная учебная нагрузка должна насчитывать не менее 18 часов в неделю [7].

Перечень требований, характеризующих квалификацию учителя или воспитателя и позволяющих ему должным образом осуществлять возложенные на него обязанности, отражен в профессиональном стандарте педагога. Согласно профстандарту, трудовые функции учителя включают:

- профессиональную деятельность по обучению;

- профессиональную деятельность по воспитанию;

- проектирование компонентов образовательных программ начального, основного и

среднего общего образования и координацию участия педагогических работников в их разработке;

- координацию и сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования.

Показателем того, что студент овладел программой бакалавриата, должны стать сформированные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускника.

Подготовка выпускников-бакалавров, успешно окончивших обучение по одной из программ, предусматривает под собой решение следующих профессиональных задач в области:

- педагогической практики: исследование потенциала, потребностей, достижений обучающихся в области образования; подведение под требования образовательных стандартов обучения и воспитания в сфере образования; оперирование технологиями, согласующимися с возрастной спецификой обучающихся и показывающими особенности предметных областей; построение взаимосвязей с организациями, осуществляющими общественную и образовательную деятельность, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; организация образовательной среды, способствующей обеспечению высокого качества образования, в том числе с использованием информационных технологий; обеспечение безопасности, а также охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

- проектной деятельности: учет специфики образовательного процесса, вопросов воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы при моделировании содержания образовательных программ и современных педагогических технологий; проектирование не только персонального образовательного маршрута и профессиональной

карьеры обучающего, но и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся;

- научно-исследовательской деятельности: применение методов научного исследования в своей профессиональной деятельности; постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;

- культурно-просветительской деятельности: изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп [8].

В наши дни увеличивается количество на-правленностей программ подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» («Начальное образование», «Дошкольное образование», «Математика», «Музыка», «История», «Русский язык и литература») и 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки» («Дошкольное образование и английский язык», «Начальное образование и английский язык», «Начальное образование и логопедия», «Начальное образование и музыка», «Начальное образование и физическая культура», «Начальное образование и музыка», «Начальное образование и хореография», «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», «История и общество-знание»).

Опрос студентов-первокурсников педагогических вузов свидетельствует об осознанном выборе педагогической профессии, желании работать в школе, в начальной школе. Среди доминирующих мотивов студенты называли любовь к детям, желание продолжать педагогическую династию, стремление стать учителем, работать с детьми.

Популяризации педагогической профессии, повышению интереса к труду учителя, повышению мотивации обучающихся способствует одна из форм профориентации и социального партнерства - педагогический класс, организованный в 2018 году на базе МБОУ «Ялтинская средняя школа № 11». Для программы педагогического класса была

202/// -

выбрана психолого-педагогическая направленность, она представляет собой пропедевтический, профориентационный курс педагогического образования, который нацелен на развитие у школьников - будущих абитуриентов первоначальных базовых представлений о педагогической деятельности, которые поспособствуют осознанному выбору профессии учителя к моменту окончания среднего учебного заведения.

Реализация данной программы помогает установлению ориентации учащихся школ на профессии педагогического направления; благоприятствует созданию условий для коммуникации, самовыражения, самореализации, самосовершенствования, приобщения к педагогической культуре. Создание Педагогического класса оказывает благотворное влияние на формирование личности старшеклассника, а также способствует развитию воспитательной системы всего образовательного учреждения.

Открытие Педагогического класса обусловлено, в первую очередь, профориента-ционными задачами Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (филиал) в г. Ялте, а также объясняется отсутствием сегодня профильного обучения в средней школе. Представляется, что именно профильное обучение является основой для успешного профессионального самоопределения, поэтому трудно переоценить такого рода работу с обучающимися старших классов. Занятия проводятся с целью оказания обучающимся помощи в предоставлении информации о профессии учителя, предоставлении возможности обучающимся сформировать свое отношение к педагогической деятельности и почувствовать себя причастным к профессии учителя.

На занятиях используются разные методы работы с обучающимися - объяснительно-иллюстративный, игровой, социально-психологические тренинги, которые позволяют сообщить информацию и поддержать интерес обучающихся к излагаемому материалу. Кроме того, на занятиях в рамках Педаго-

гического класса осуществляется психологическая поддержка обучающихся, проводится консультативная и коррекционная работа с обучающимися и их родителями с целью развития личности обучающихся и преодоления возможных трудностей в процессе межличностного взаимодействия.

Занятия осуществляются по разработанному профессорско-преподавательским составом учебному плану, рассчитанному на формирование представлений о специфике профессиональной деятельности о важных для профессиональной рефлексии личностных факторах.

Организованные в рамках Педагогического класса занятия призваны решить следующие задачи:

- совершенствование познавательной активности обучающихся;

- формирование коммуникативных навыков для успешной социализации личности и гармоничного всестороннего развития обучающихся;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- формирование уважительного отношения к труду и повышение мотивации к выбору профессии педагога.

По окончании курса обучающиеся, как правило, располагают достаточными сведениями о профессии учителя и могут соотнести свои возможности и профессиональные намерения. Кроме представлений о педагогической профессии, обучающиеся овладевают навыками ораторского мастерства, они могут подготовить выступление и правильно структурировать свою речь.

Наиболее существенным результатом работы Педагогического класса является понимание учащимися своих психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию, формирование положительной Я-концепции старшеклассников. Занятия проводились преподавателями кафедры психологии, педагогики и управления учебными заведениями, кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений.

Профессорско-преподавательским составом Гуманитарно-педагогической академии осуществлялось научно-методическое сопровождение экспериментальных площадок на базе общеобразовательных школ г. Ялты.

Преподаватели и магистранты кафедры психологии участвовали в сопровождении экспериментальной площадки кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений на базе МБОУ «Ялтинская средняя школа № 12». Была проведена диагностика творческих способностей обучающихся по тесту Е. Торренса (297 учащихся), анкетирование родителей (121 человек). Подведены итоги, даны практические и методические рекомендации педагогу-психологу школы.

Нехватка педагогических кадров в школах и дошкольных образовательных учреждениях частично может быть решена ранним погружением учащихся бакалавриата в реальную практическую деятельность.

АННОТАЦИЯ

В статье приведены актуальные формы взаимодействия средней и высшей школы с целью повышения интереса будущих абитуриентов к профессии учителя. Проблема активизации профориентационной работы с учащимися средней школы рассматривается в контексте развернутых в разных регионах Российской Федерации мероприятий по обеспечению школ квалифицированными кадрами.

Ключевые слова: педагогическое образование, профориентация, обучающиеся, педагогический класс, профессия учителя.

SUMMARY

The article reveals the current forms of interaction between secondary and higher education in order to increase the interest of future applicants to the profession of teacher. The problem of activating vocational guidance work with secondary school students is considered in the context of measures implementing in different regions of the Russian Federation to provide schools with qualified personnel.

Key words: pedagogical education, vocational guidance, students, pedagogical class, teacher's profession.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследования педагогического образования (педагогический аспект) / под ред. Н. Ф. Радионовой. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - Ч. 3. - 215 с.

2. Кирьякова А. В., Повзун В. Д., Полякова А. А. [и др.]. Аксиология образования: фундаментальные исследования в педагогике. - М.: Дом педагогики, 2008. - 575 с.

3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - URL: edu.gov.ru> national-project.

4. Педагогическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике: сб. науч. трудов. - Владикавказ: СОГУ, 2009. - 210 с.

5. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcrip ts/messages/62582.

6. Проблемы системного исследования педагогического образования: сб. науч. статей / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: УРАО ИПО, 2010. - 232 с.

7. Программа «Земский учитель» [Электронный ресурс]. - URL: edu67.ru> programma-zemskij-uchitel.

8. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - URL: www.ug.ru> new standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.