12. Фукадзава Аи. Гайкокудзин рюгакусэй-но бун-го бумпо, кого гакусю-ни цуитэ кангаэру (О способах изучения старописьменного японского языка среди иностранных студентов) // Журнал университета литературы, искусства и культуры префектуры Кинки. - 2014. - № 2. - С. 77-120. [Элек-
тронный ресурс].URL: http://ci.nn.ac.jp/naid/ 120005736062 (дата обращения: 01.09.2017).
13. Miner Е. An Introduction to Japanese Court Poetry. - California: Stanford University Press, 1968. - 191 p.
14. Shirane H. Classical Japanese: A Grammar. - N.Y.: Columbia University Press, 2005. - 296 p.
ЪС
I
LU
u
LH
"FROM THE PEDAGOGICAL CLASS TO THE PEDAGOGICAL PROFESSION" Bugakova Ekaterina Vladimirovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Moskvina Alia Vladimirovna, DSc of Pedagogical science, Professor
Department of Pedagogy and Sociology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
The authors of the article actualize the problem of professional self-determination of a modern high school student; the theoretical substantiation and practical experience of the organization of pedagogical classes in Orenburg region is given.
Keywords: pedagogics; pedagogical profession; professional self-determination; pedagogical classes; schedule of pedagogical class.
U- УДК 374.1 О ВАК РФ 13.00.08
< CI
LH
*
28
1 Бугакова E.B., 2018 > Москвина A.B., 2018
"ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛА ССА - В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ
ПРОФЕССИЮ"
Авторами статьи актуализируется проблема профессионального самоопределения современного старшеклассника; приводится теоретическое обоснование и практический опыт организации деятельности педагогических классов в Оренбуржье.
Ключевые слова: педагогика; педагогическая профессия; профессиональное самоопределение; педагогические классы; программа педагогического класса.
Если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели, то должны, прежде всего, осознать эту цель. К.Д. Ушинский
БУГАКОВА Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
ebugakova 7 б@д та /'/. сот
МОСКВИНА Алла Владимировна, доктор педагогических наук, профессор
то5к\л/1п-И [email protected]
кафедра Педагогики и социологии, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
Современные тенденции развития российского образования обострили проблемы, связанные с профессиональной адаптацией личности в быстроменяющихся социально-экономических условиях. В своем выступлении Министр образования и науки России на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки "Политические науки и регионоведения" в МГИМО О.Ю. Васильева предложила вернуть профессиональную ориентацию в школы. По ее словам, "нынешняя система ЕГЭ дает возможность выпускникам подавать документы на многие факультеты и специальности. Однако, при этом не всегда у школьника имеется четкое понимание своего профессионального будущего" [7].
Исследование профессионального самоопределения базируется на теоретических исследованиях проблемы самоопределения, представленных в педагогических и психологических трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Н.М. Борытко, Е.А. Климова, A.B. Мудрика, A.B. Петровского, С.Л. Рубинштейна [3].
В педагогической и психологической науке профессиональное самоопределение рассматривается в контексте проблем самоопределения и самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Батаршев, В.П. Бондарев, Е.М. Борисова, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, Н.П. Капустин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, Д.И. Фельдштейн и др.) [1; 2].
Профессиональное самоопределение связывают со стремлением личности к ознакомлению с миром профессий в предпочитаемой области трудовой деятельности, с овладением знаниями и развитием качеств человека, необходимых для избираемого труда (В.В. Че-бышева). С другой стороны, профессиональное самоопределение рассматривается как момент самодетерминации личности, как её ориентация на будущие жизненные перспективы и актуальные ценностные ориентации (Е.И. Голо-ваха), а также как психологическая и практическая подготовка человека к реализации профессионального намерения (В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых).
У истоков организации профориентации на учительские профессии в педагогических классах стоял великий русский педагог К.Д. Ушинс-кий.
Проведя исторический обзор введения в школы Оренбурга классов педагогической направленности (педуклонов), открытие которых началось еще с 1920-х г., можно сделать вывод о том, что данная практика всегда соответствовала своему времени, вызывала живейший интересу педагогической общественности, у руководства народным образованием, практикующих учителей, методистов, у учащихся, входивших в группы с педуклоном [4; 5].
В связи с этим возникла необходимость в создании педагогических классов в образовательных организациях как эффективной формы педагогической профориентации, приобщения обучающихся старших классов к педагогической культуре в соответствии с требованиями нормативных документов. Именно педагогические классы призваны решить проблемы современной школы, связанные с профессиональным самоопределением.
В 2017 году организация работы педагогических классов возобновлена кафедрой педагогики и социологии ФГБОУ ВО "ОГПУ". На данный момент реализуется программа педагогических классов в образовательныхучреждениях Оренбурга и Оренбургской области (МОБУ "Сарак-ташская СОШ №3" п. Саракташ, МБОУ "СОШ №3" г. Абдулино и др.) совместно с ФГБОУ ВО "ОГПУ", целью которой является профориентация обучающихся на педагогическую профессию в условиях реализации ФГОС, Профессионального стандарта педагога (воспитателя).
Период обучения в педагогическом классе характеризуется как период формирования профессиональных интересов, предпочтений, склонностей и стремлений относительно выбора профессии.
Разработанная нами программа педагогического класса "Введение в педагогическую профессию" рассчитана на два года (10-11 классы). При разработке содержания и оформления программы учитывались требования, установленные следующими документами: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнау-ки России) от 1 июля 2013 г. № 499 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам"; Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550); Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/ 506-\/-03 "Об образовании в Оренбургской области"; локальными нормативными актами ОГПУ; ФГОС ОО.
Программа педагогического класса рассчитана на 72 часа и реализуется в очно-заочной/ дистанционной формах. В целом, содержание программы ориентировано на развитие интереса кпедагогической профессии, привлечение внимания к образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности ФГБОУ ВО "ОГПУ"; изучение опыта педагогической деятельности в образовательных организациях Оренбургской области, педагогическую и методическую поддержку современного учителя.
В качестве приоритетных задач программы мы рассматриваем:
- мотивацию обучающихся на самопознание и развитие своих способностей;
- развитие мотивов профессионального выбора и потребности в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
- создание условий для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
- осмысление обучающимися специфики педагогической профессии;
- развитие умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде;
ЪС
ш
ъс о ш
<
С1 ш
30
- создание условии для проектирования обучающимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.
В программе педагогического класса структурно представлены поэтапные действия обучающихся по восхождению к профессии педагога, изучение уровня УУД обучающихся преподавателями вуза при включении их в ситуации решения педагогических задач на пропедевтическом уровне (Модуль 1 "Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра"); на продвинутом уровне (Модуль 2 "Педагогические способности в конкретных педагогических ситуациях"; Модуль 3 "Учитель - творчески саморазвивающаяся личность") и в условиях про-ектно-исследовательской деятельности (Модуль 4 "Организация проектной и исследовательской деятельности обучающегося"). Учебно-тематический план программы педагогического класса "Введение в педагогическую профессию" представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Учебно-тематический план программы педагогического класса
№ п/п Наименование модуля Всего часов в том числе Форма текущего контроля
лекции практич., занятия Внеаудиторная работа
1 Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра 18 6 8 4 Проверка понятийного словаря и результатов тестирования
2 Педагогические способности в конкретных педагогических ситуациях 18 6 8 4 Проверка сочинения-эссе, анализ коммуникативного тренинга
3 Учитель - творчески саморазвивающаяся личность (учитель-воспитатель, учитель-наставник, учитель-консультант, учитель-исследователь) 18 6 8 4 Собеседование по анализу проблемных ситуаций
4 Организация проектной и исследовательской деятельности обучающегося 18 6 8 4 Проверка выполнения и реализации проектов
Итого 72 24 32 16
Программа включает межсессионную работу - образовательно-развивающий практикум (дистанционная форма) по преодолению затруднений обучающихся на разных уровнях вхождения в профессию учителя. Контроль за самостоятельной работой обучающихся включает активные формы: тренинги, тестирование, ролевые игры, решение ситуационных заданий "Жизнь", "Человек", "Общество", "Я в профессии".
Важно подчеркнуть, что победителям и призерам олимпиады по педагогике или по профильному предмету при поступлении в
Оренбургский государственный педагогический университет на профильные направления подготовки начисляются дополнительные баллы к баллам ЕГЭ. После завершения обучения в педагогическом классе каждый обучающийся получает сертификат на 72ч. об обучении в педагогическом классе.
Анализ опыта реализации программы педагогического класса"Введение в педагогическую профессию" за период 2017 - 2018 уч.год позволяет подвести некоторые итого. Открытие педагогических классов в 2017 году уже состоялось в отдельных образовательных организациях Оренбурга и Оренбургской области, где для обучающихся педагогического класса были проведены первые занятия на тему "Место педагогической профессии в современном мире". Торжественному открытию педагогического класса в Абдулино посвящена статья "Педагоги: возвращение на Олимп" (С.9) в газете "Оренбургская неделя" № 46 от 15 ноября 2017 г., http://orenweek.ru/2017/11/15/974/.
Сотрудничество университета и образовательных организаций в рамках реализации программы осуществляется как на базе школ, так и в ОГПУ. Так, 30 ноября 2017 года в Оренбургском государственном педагогическом университете состоялась встреча с обучающимися педагогического класса. Главной целью данной встречи стало знакомство ребят с вузом, организация экскурсий в археологический и зоологический музеи Оренбургского государственного педагогического университета и проведение очередного практического занятия. Интереснейшим и захватывающим для ребят стало посещение библиотеки, где библиограф Г.А. Калдузова познакомила старшеклассников с дореволюционной педагогической периодикой, изданиями разных лет об истории педагогического образования, с фондом редких книг и современными периодическими изданиями о значимости педагогической профессии, о месте педагога в современном мире.
На практическом занятии "Педагогические парадоксы в деятельности современного педагога" обучающиеся познакомились с пара-
доксами педагогической деятельности, встречающиеся в школьной практике, собственных примеров. Был проведен педагогический тренинг "красный, желтый, черный". Рефлексия была организована в микрогруппах с помощью технологии создания педагогического коллажа "Идеальный учитель: какой он?", что особенно вдохновило ребят на проявление своих творческих способностей.
14 декабря 2017 года для обучающихся 1011-х классов образовательных организаций Оренбурга и Оренбургской области состоялась олимпиада по педагогике "Ориентир", где каждому старшекласснику была предоставлена возможность раскрыть свой творческий потенциал. Обучающиеся педагогического класса стали победителями и призерами олимпиады.
Организация деятельности по реализации программы педагогического класса "Введение в педагогическую профессию" сегодня продолжается согласно планам работы на 2017-2018 учебный год.
Обобщение опыта и собственный опыт внедрения программы педагогических классов в образовательные организации Оренбурга и Оренбургской области уже на данном этапе исследования показал необходимость возрождения педагогических классов в нашем регионе с целью решения таких важных задач, как профессиональное самоопределение обучающихся, повышение качества довузовской подготовки учителя, нехватка педагогических кадров.
Результаты адаптации программы педагогического класса (2017 - 2018 гг.) показали, что активное включение старшеклассников в работу педагогических классов позволила им обогатиться знаниями по истории педагогики, сформировать умение анализировать, моделировать ситуации педагогической деятельности; обосновывать свой выбор педагогической профессии; осуществлять первичную самодиагностику личностно-профессиональных ка-
честв; соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями педагогической профессии. Также педагогические классы обеспечивают пред-профильное погружение в мир педагогической практики, помогают в осуществлении первых педагогических проб.
Исследования в области проблемы профессионального самоопределения посредством создания педагогических классов должны быть продолжены и углублены. В частности, актуальным представляется в дальнейшем распространение опыта деятельности педагогических классов в школах Оренбурга и Оренбургской области в аспекте следующих проблем: исследование взаимообусловленности методической готовности педагога и профессионального самоопределения обучающегося; повышение уровня качественной учебно-методической поддержки учителей в образовательном процессе школы и др.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1980. -336 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев,- СПб.: Питер, 2001. - 452 с.
3. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза : учеб.-методич. пособие. - Вып. 4. -2004. - 120 с.
4. Бродская А. Педуклон в школе II ступени №1 имени Шевченко в 1927-28 г.г. // Вестник просвещение. - Оренбург, 1928. - № 7-8. - С. 38.
5. О реорганизации школы II ступени в связи с основами школьного строительства РСФСР // Культурное строительство в РСФСР. - М., 1984. -Т.1.-4.2.-С. 43-47.
6. Попова В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты. - Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В, И. Попова. - Оренбург : ГБУ РЦРО, 2015. - С. 7-19.
7. Православие и мир - 2003 [Электронный ресурс] - URL: http://www.pravmir.ru/olga-vasileva-v-shkolu-neobhodimo-vernut-proforientatsiyu/ (дата обращения: 12.01.18)
FOREIGN LANGUAGE AS A GLOBAL PHENOMENON AND EFFECTIVE MEANS FOR FORMING POLICULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCA TION
Vasilyeva Elmira Raisovna, Senior Lecturer, Ufa State Petroleum Technological University, University (branch), Oktyabrsky, Republic of Bashkortostan
The article describes the foreign language as a global phenomenon. The pedagogical potential of the "Foreign Language" discipline in the multicultural education of technical university students is emphasized. Multicultural competence formation of technical university students in the process of foreign language learning is an integral part of their future professionalism, in connection with the growing cross-cultural interaction and the interdependence of nations, multiculturalism allows to achieve harmony in the spiritual ambitions of different countries, strengthens