успешно налаживать контакты и общение обществе при помощи цивилизованных способов взаимодействия с окружающими.
Благодаря участию в службе примирения (медиации) у подростков формируются следующие навыки: подростки лучше знают обстановку в образовательной организации и общаются со сверстниками на одном языке; подростки доверяют своим ровесникам и поделятся самым сокровенным; опыт работы в качестве медиатора положительно влияет на подростков, поскольку им требуется принимать разные точки зрения, проявлять толерантность и уважение, помогать сторонам конфликтной ситуации слышать друг друга и договариваться; это эффективные способы самоуправления и социализации, где подростки получают необходимые навыки ответственного конструктивного поведения.
Библиографический список
Таким образом, школьная служба примирения (медиации) включает определенные процессы. В процессе медиации формируется новый тип реагирования на конфликтные и прочие сложные ситуации благодаря тому, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется на основе разного типа восстановительных программ (медиации, кругов сообщества, школьных конференций, семейных конференций [10]. Также наблюдается перемена сложившихся установок педагога, администрации, школьников и родителей на разрешение конфликтов; происходит формирование ценностей восстановительной культуры. В заключение хотелось бы отметить, что в образовательной организации традиционные формы управления, развития и способы воспитания обучающихся дополняются на основе применения восстановительных практик.
1. Об альтернативной процедуре урегулирования спорое с участием посредника (процедуре медиации). Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Ф3 (последняя редакция). Available at:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038
2. Об образовании в Российской Федерации. Закон РФ № 273 от 29.12.2012. Москва: Проспект, 2013.
3. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 24 июля 1998 г N 124-ФЗ. Available at: https:// base.garant.ru/#friends
4. Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года N 167-р (с изменениями на 13 октября 2017 года). Режим доступа: http://docs. cntd.ru
5. Методические рекомендации Минобрнауки России по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования № ВК-844/07 от 18.11.2013 г). Available at: минобрнауки.рф
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (в ред. приказа от 05.08.2016 № 422н, с изм., внесенными приказом от 25.12.2014 № 1115н). Available at: http://www.consultant.ru
7. Машарова Т.В. Социальная компетентность личности и движущие силы ее развития. Актуальные вопросы современной науки: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Горловка, 2011: 103 - 106.
8. Кривцова А.С., Хухлаева О.В. Служба школьной медиации. Электронная система Образование: «Справочник педагога-психолога. Школа». 2014; 2.
9. Коновалов А.Ю. Восстановительная медиация и службы примирения в образовательной сфере. Директор ССУЗа. 03. 2014: 29 - 35.
10. Школьная служба примирения: от идеи к действиям. Педагогическое обозрение. Ноябрь 2010; 10 (107): 8 - 9.
References
1. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii). Federal'nyj zakon ot 27.07.2010 № 193-FZ (poslednyaya redakciya). Available at:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Zakon RF № 273 ot 29.12.2012. Moskva: Prospekt, 2013.
3. Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii»(s izmeneniyami i dopolneniyami). Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 1998 g. N 124-FZ. Available at: https://base.garant. ru/#friends
4. Ob utverzhdenii plana meropriyatij na 2015-2017 gody po realizacii vazhnejshih polozhenij Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 fevralya 2015 goda N 167-r (s izmeneniyami na 13 okiyabrya 2017 goda). Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru
5. Metodicheskie rekomendacii Minobrnauki Rossii po organizacii sluzhb shkol'noj mediacii v obrazovatel'nyh organizaciyah (Pis'mo Minobrnauki Rossii Rukovoditelyam organov ispolnitel'noj vlasti sub'ektov Rossijskoj Federacii, osuschestvlyayuschih gosudarstvennoe upravlenie v sfere obrazovaniya № VK-844/07 ot 18.11.2013 g.). Available at: minobrnauki.rf
6. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'). Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18.10.2013 № 544n (v red. prikaza ot 05.08.2016 № 422n, s izm., vnesennymiprikazom ot 25.12.2014 № 1115n). Available at: http://www.consultant.ru
7. Masharova T.V. Social'naya kompetentnost' lichnosti i dvizhuschie sily ee razvitiya. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki: Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gorlovka, 2011: 103 - 106.
8. Krivcova A.S., Huhlaeva O.V. Sluzhba shkol'noj mediacii. 'Elektronnaya sistema Obrazovanie: «Spravochnik pedagoga-psihologa. Shkola». 2014; 2.
9. Konovalov A.Yu. Vosstanovitel'naya mediaciya i sluzhby primireniya v obrazovatel'noj sfere. Direktor SSUZa. 03. 2014: 29 - 35.
10. Shkol'naya sluzhba primireniya: ot idei k dejstviyam. Pedagogicheskoe obozrenie. Noyabr' 2010; 10 (107): 8 - 9.
Статья поступила в редакцию 29.06.19
УДК 37.035.1.7
Mokeeva L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
Tsymbal A.V., Physical Education Teacher, Yalta Secondary School n.a. the Holy Tsarevich Alexy (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF THE BASIS OF HEALTHY LIFE STYLE IN CHILDREN IN THE CONDITIONS OF SMALL COMPLEX SCHOOL. The article is interesting because it presents a set of requirements for modern teachers working in a small school. The article presents the preliminary results of a scientific study on the formation of children's foundations of a healthy lifestyle in a small school, which was held on the basis of Yalta secondary school named after St. Tsarevich Alexei. The authors conducted a serious study among teachers and students, the purpose of which was the study of ideas about the basics of a healthy lifestyle of students in a small school. The program of pedagogical support of students is presented, the results of its testing are recommended for use in the framework of the educational program in schools of Yalta. The authors concluded that the formation of the need for a healthy lifestyle in a small school is provided by the presence of teaching staff with professional knowledge and skills; with developed communicative, reflective and empathic abilities and skills; understand the essence of a healthy lifestyle and have the willingness and desire to carry out appropriate activities, that is, to apply innovative forms and methods of work to promote a healthy lifestyle of children.
Key words: pedagogical support, scientific research, diagnostic support, experimental work, personal development of children of an ungraded school.
Л.Н. Мокеева, канд. пед. наук, доц., Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского г. Ялта, E-mail: [email protected]
А.В. Цимбал, учитель физкультуры, Ялтинская общеобразовательная школа имени святого цесаревича Алексея, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Статья интересна тем, что в ней представлен комплекс требований, предъявляемый к современным педагогам, работающим в малокомплектной школе. В статье представлены предварительные результаты научного исследования по формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях малокомплектной школы, которое проводилось на базе Ялтинской общеобразовательной школы имени святого цесаревича Алексея. Авторами проведено
серьёзное исследование среди педагогов и обучающихся, целью которого стало изучение представлений об основах здорового образа жизни учащихся в малокомплектной школе. Представлена программа педагогического сопровождения обучающихся, итоги её апробации рекомендованы для применения в рамках осуществления образовательной программы в школах города Ялта. Авторы сделали выводы о том, что формирование потребности в здоровом образе жизни в условиях малокомплектной школы обеспечивается наличием педагогических кадров, обладающих профессиональными знаниями и умениями; имеющих развитые коммуникативные, рефлексивные и эмпатийные способности и умения; понимающих сущность здорового образа жизни и имеющих готовность и желание осуществлять соответствующую деятельность, то есть применять инновационные формы и методы работы по формированию здорового образа жизни детей.
Кточевые слова: педагогическое сопровождение, научное исследование, диагностическое сопровождение, экспериментальная работа, личностное развитие детей в условиях малокомплектной школы.
Введение
Сотрудничество высших учебных заведений и общеобразовательных школ предполагает разнообразные программы и варианты. Научно-исследовательская работа будущего бакалавра является неотъемлемой частью в написании курсовой работы. Без участия научного руководителя и квалифицированных кадров школы невозможно качественно отразить результаты и возможности педагогической практики и экспериментальной работы обучающихся. Представленная форма сотрудничества позволила нам показать возможности педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни в условиях малокомплектной Ялтинской общеобразовательной школы имени святого цесаревича Алексея.
В современном мире единого мнения о понятии «здоровье» и «здоровом образе жизни» у учёных нет Наиболее принятое понимание здорового образа жизни человека связывается с комплексом оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности и продление творческого долголетия людей. Подразумевается, что здоровый образ жизни обеспечивает деятельность человека, активную позицию личности.
Общепризнано, что здоровый образ жизни и включает в себя следующие элементы: продуктивную трудовую деятельность, отречение от нездоровых привычек, наилучший двигательный режим, персональную гигиену, закаливание, целесообразное питание.
О том, что здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого, ни у кого не вызывает сомнения. Поэтому насущной необходимостью является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, как важнейшему фактору реализации жизненных смыслов и целей, развитие у детей адаптационных возможностей организма, способности противостоять отрицательным факторам, разрушающих здоровье. Об этом в своих работах писали знаменитые ученые РИ. Айзман, М.В. Антропова, В.К. Бальсе-вич, В.И. Бондин, М.Я. Виленский, Л.Л. Головин, И.В. Дубровина, Г.К. Зайцев, В.В. Кудрявцев, Г.М. Соловьев и др. [1].
Формирование основ здорового образа жизни у детей - это сложный и трудоемкий процесс [2; 3; 4; 5]. Его успех зависит не только от условий и обстоятельств, сложившихся в семье, но и от временного детского коллектива, в котором ребёнок находится в школе.
Условия малокомплектной школы позволяют ребёнку проявить себя как личность, освоить новые компетенции, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка. По статистике именно в школе дети знакомятся с вредными привычками, которые в дальнейшем сопровождают их по жизни. Задачи педагогов, которые курируют детей, не допустить возможности влияния внешних и внутренних факторов на ухудшение здоровья обучающихся. Помимо этого, главной задачей педагога становится освоение детьми знаний о важности сохранения и улучшения своего здоровья и здоровья окружающих на протяжении всей жизни.
Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни детей возможно в условиях целенаправленной реализации педагогического сопровождения. Понятие педагогическое сопровождение состоит в ряду таких категорий гуманистической педагогики, как педагогическая поддержка, психолого-педагогическое сопровождение, помогающее поведение педагога, психологической безопасности субъекта, безопасность образовательной среды [4].
Наши исследования опираются на личностно-ориентированный, субъектный и диагностический подходы. Основными принципами реализации основ здорового образа жизни у детей в малокомплектной школе будут следующие: деятельностный принцип, учет особенностей среды (средовой) принцип, моти-вационно целевой принцип и принцип диагностического сопровождения. Субъектами педагогического сопровождения являются дети и педагоги школы (педагоги физического воспитания, учителя, психолог).
Критериями и показателями формирования основ здорового жизни у детей, которыми мы мотивировали обучающихся были: отчетливые и осмысленные представления об основах здорового образа у детей; ценностное отношение к своему здоровью; психологическое здоровье детей, прежде всего проявляющееся в их социализации, отсутствие тревожности. Состояние физической работоспособности определяли промежуточной аттестацией на уроках физической культуры.
Соответственно названным критериям нами подобрана диагностика, состоящая из специальной анкеты, выявляющей осведомленность и ценностное отношение детей к здоровому образу жизни (тест М.И. Рожкова «Мониторинг социализации личности учащегося», тест тревожности Филипса) и специальные методы, стандарты, антропометрические индексы, упражнения-тесты для
оценки физического состояния организма и физической подготовленности обучающихся.
Педагогическое сопровождение строилось также на основе критериев и показателей, которые позволяли не только определить сущность системы формирования здорового образа жизни детей, но и организовать на научной основе диагностическое сопровождение этого процесса с учетом предпосылок успешности данного процесса.
Активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья определяли промежуточной аттестацией на уроках физической культуры. Аттестация проходит в форме сдачи рекомендуемых нормативов физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений. Нормативы представлены в «Спортивно-техническом комплексе «Готов к труду и защите Отечества» и устанавливают уровень физических качеств и способностей учащихся. Требования нормативов обучающиеся исполняют в начале и конце учебного года. На зачете обучающиеся показывают багаж знаний и умений по основным разделам программы по физическому воспитанию: основы физической культуры и здорового образа жизни; физкультурно-оздоровительная деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность. Форму зачета определяет учитель физической культуры. Результаты записывают в журнал словом «сдано». Критериями успешности функционирования системы педагогического сопровождения были: ценностное отношение к своему здоровью у педагогов; активная деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья; компетентное формирование основ здорового образа жизни личности ребёнка. Данные критерии предполагали изучение ценностей здорового образа жизни педагогов, их профессиональной готовности; коммуникативных умений, уровня эмпатии и др.
Основное содержание статьи. Экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни детей в малокомплектной школе осуществлялась в течение учебного года. В первой четверти проводилась подготовительная работа, которая позволила выявить критерии и показатели эффективности данной работы, подобрать релевантный диагностический инструментарий. Предпосылками осуществления эффективной деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей в малокомплектной школе являлись: подготовленности педагогов к данной деятельности, то есть профессиональная готовность, коммуникативная компетентность, рефлексивная культура и способность понимать ребёнка, сочувствовать, сотрудничать, что обеспечивает такая значимая для педагога способность к эмпатии.
Всего с детьми работали пять педагогов, среди них один учитель физкультуры, один психолог Все педагоги показали высокий (78%) или средний (52%) уровень профессиональной готовности, способность к осуществлению коммуникации с коллегами и детьми у всех развита на уровне компетентности. Для формирования основ здорового образа жизни особенно важна способность к самоанализу и коррекции своей работы. Отметим, что уровень рефлексивной культуры у педагогов школы на уровне нормы (76%), высокий показали 33% учителей, и только учитель физкультуры показала уровень рефлексии ниже нормы, ввиду того, что это молодой специалист, и в школе работает только с начала учебного года.
Таким образом, в малокомплектной школе имени цесаревича Алексея в городе Ялта существуют благоприятные условия для успешной реализации экспериментальной работы по формированию основ здорового образа жизни.
Экспериментальная работа проводилась в течение учебного года, в которой приняли участие 44 обучающихся 5-9 классов (среди которых было 19 мальчиков и 25 девочек, из них 35 - основная группа здоровья, 6 - подготовительная и 3 - специальная медицинская группа).
Первый этап педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях малокомплектной школы предполагал просвещение детей основам здорового образа жизни, особое внимание уделялось формированию ценностей здорового образа жизни. Наши результаты показали, что представление детей о здоровом образе жизни было поверхностным. Общее понятие о здоровом образе жизни на словах, когда все делается для здоровья - соблюдение режима дня, гигиенические процедуры, правильное питание, занятие физкультурой и спортом, отражали в анкетах большинство детей (82%). Но на практике - половина детей не делают зарядку дома, не занимаются спортом, а 15% детей пропускают уроки физкультуры под любым предлогом. На этом этапе было немаловажно разъяснить детям, как необходимо беречь своё здоровье, научить правильно, использовать полученную информацию, способствовать усвоению этой информации, стимулировать формирование ценностного отношения к своему здоровью, посещать уроки физкультуры и спортивные секции, как в школе, так и в городе.
Второй этап педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни у детей предполагал подготовку детей к принятию правильных решений на основе полученных знаний. Для этой цели администрацией школы устраивались встречи со знаменитыми людьми города: ветеранами ВОВ, юристами, предпринимателями, спортсменами. Просматривались кинофильмы, в которых показаны примеры последствия халатного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих в виду вредных привычек или несоблюдения других основ здорового образа жизни. Проводились соревнования, эстафеты на развитие двигательных качеств, использовались положительные социальные модели.
На третьем этапе педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни школьник подготовлен к осознанному выбору в пользу здорового образа жизни, умеет сделать правильный выбор, проводит самоконтроль за состоянием здоровья. На этом этапе ребёнок владеет компетенциями, необходимыми для сохранения положительного отношения к своему здоровью. Главным является его личный опыт, приобретенный в процессе обучения в малокомплектной школе. Система здоровьесберегающих мероприятий, внимательное отношение педагогов к физическому и психическому здоровью обучающихся, психологическая поддержка, все это способствует формированию определенных навыков. За время обучения в школе ребёнок на своем примере узнает, как его организм будет работать при соблюдении и несоблюдении необходимых норм здорового образа жизни.
Проанализированы результаты выполнения обучающимися контрольных нормативов для выполнения «проблемных» физических качеств и двигательных способностей, которые требуют повышенного внимания для развития в процессе занятий физической культурой и спортом.
Педагогическому тестированию подверглась группа обучающихся 8-9 классов. 4 обязательных теста, которые выполняли тестирующие были следующие -бег на 100 м (с), подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз), бег на 3 км (мин, с) и наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами (см). Статистический анализ полученных данных обрабатывался с использованием стандартных методик.
Результат в беге на 100 м, характеризующий скоростные способности обследуемых, оказался равен в среднем по группе 14,75 ±1,1 с. При этом лучший результат составил 12,2 с, а худший - 17,3 с.
Норму золотого знака отличия выполнили 5 человек или 21,7% от числа обследуемых, серебряного и бронзового - 8 (34,8%) и 4 (17,40%) человек соответственно. Количество обучающихся, не выполнивших данный норматив комплекса ГТО, составило 6 человек, или 26,1% от всей группы.
При выполнении подтягиваний из виса на высокой перекладине (норматив, характеризующий степень развития силовых способностей) были показаны следующие результаты: среднегрупповое значение оказалось равно 12,2 ±2,9 раз при большом индивидуальном разбросе - от 4-х (худший показатель) до 20 (лучший показатель) раз. На нормативы золотого значка подтянулись 5 человек (21,7% от всей группы). Количество подтягиваний, необходимых для получения серебряного или бронзового знаков выполнили 10 и 3 обучающихся, что составляет 43,4% и 13,2% от всей группы. Количество обследуемых, не сумевших выполнить данный норматив, составило 5 человек или 21,7% от ревизуемых школьников.
Выполнение норматива бег на 3 км, который характеризует развитие выносливости, дало следующие результаты: лучший показатель оказался равен 14
Библиографический список
мин, 9 сек, худший - 17 мин. 38 сек. Средний результат по группе был 15,14±1,4. Из общего числа обследуемых 7 человек выполнили нормы на золотой знак (30,5%), по 5 человек (21,7%) - на бронзу и серебро. Однако надо заметить, что 6 человек (26,1%) не смогли выполнить этот тест.
Выполнение теста, характеризующего гибкость обучающихся (наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке) выявил самый лучший результат - (18 см) и худший (2 см). Среднегрупповое значение выглядит следующим образом - 9,6±3,2 см. На золотой знак этот норматив выполнили 5 человек (21,7%), серебряный - 11 человек (47,8 0%), бронзовый -1 человек (4,3%), не выполнили нормы по «гибкости» - 6 человек (26,2%).
Если анализировать результаты выполнения обязательных тестов, то особое внимание необходимо обратить на развитие гибкости, выносливости и скоростных способностей обучающихся.
Соотношение уровней физического здоровья в школе был следующим: низкий - 40%, ниже среднего - 12%, средним - 38%, выше среднего - 10%.
Таким образом, необходимо повышать двигательную активность обучающихся, уровень их физического здоровья на основе регулярных занятий физкультурой и спортом для того, чтобы успешно сдавать нормы комплекса ГТО.
На протяжении проведения экспериментальной работы проводилось диагностическое сопровождение процесса формирования основ здорового образа жизни детей, позволяющее оценить физическое и психическое здоровье школьников. Внимательное отношение педагогов и индивидуальный подход способствуют сохранению психологического и физического здоровья детей.
Вывод
По итогам экспериментальной работы предварительно можно сделать вывод, что усилия по формированию основ здорового образа жизни детей в условиях малокомплектной школы имени цесаревича Алексия в городе Ялта не прошли даром. По итогам проведённой работы 79,5% детей по данным диагностики соответствуют нормам здорового образа жизни. Часть детей условно соответствуют нормам (при общем активном и здоровом образе жизни у них отмечается высокая тревожность). К сожалению, у 6,8% детей не сформировалось положительное отношение к своему здоровому образу жизни.
Наше исследование, предполагающее проведение научно-педагогического эксперимента студентами бакалавриата в рамках выполнения выпускной квалификационной работы в качестве специалистов в области адаптивной физической культуры, находится на стадии реализации. Однако можно констатировать, что научно-исследовательская деятельность студента, который решает значимую для развития личности ребёнка педагогическую проблему, не только приносит пользу обучающимся, но и способствует развитию личности самого студента, его профессиональному становлению, формированию его исследовательских компетенций.
В целом можно отметить, что формирование потребности в здоровом образе жизни в условиях малокомплектной школы обеспечивается наличием педагогических кадров, обладающих профессиональными знаниями и умениями; имеющих развитые коммуникативные, рефлексивные и эмпатийные способности и умения; понимающих сущность здорового образа жизни и имеющих готовность и желание осуществлять соответствующую деятельность, то есть применять инновационные формы и методы работы по формированию здорового образа жизни детей.
1. Битянова М.Р Организация психологической работы в школе. М.Р Битянова. 2-е изд., стер. Москва: Генезис, 2000.
2. Калинкин Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН): методическое пособие. Москва: МТО ХОЛДИНГ, 2003.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4-е классы Москва: ВАКО, 2004.
4. Офицерова Т.А., Губанихина Е.В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников. Молодой учёный. 2017; 48: 202 - 205.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. Москва: АРКТИ, 2003.
Refеrences
1. Bityanova M.R. Organizaciya psihologicheskojraboty v shkole. M.R. Bityanova. 2-e izd., ster. Moskva: Genezis, 2000.
2. Kalinkin L.A. Ispol'zovanie novyh i tradicionnyh aktivno-ozdorovitel'nyh tehnologij dlya ozdorovleniya uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij (sistema POLIKON): metodicheskoe posobie. Moskva: MTO HOLDING, 2003.
3. Koval'ko V.I. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v nachal'nojshkole. 1-4-e klassy Moskva: VAKO, 2004.
4. Oficerova T.A., Gubanihina E.V. Obespechenie psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'nogo processa kak uslovie sohraneniya i ukrepleniya psihologicheskogo zdorov'ya shkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2017; 48: 202 - 205.
5. Smirnov N.K. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v rabote uchitelya i shkoly. Moskva: ARKTI, 2003.
Статья поступила в редакцию 25.06.19
УДК 378
Nasyrova E.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy of Professional and Additional Education of Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
Bezymyannaya A.D., postgraduate, Department of Pedagogy of Professional and Additional Education, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF DESIGN AND ENGINEERING COMPETENCE OF STUDENTS OF A POLYTECHNICAL COLLEGE.
Analysis of the specifics of problems of modern vocational education allows identifying features of polytechnic education and its main shortcomings in the implementation of the competence approach in teaching students. The training only professional and general professional competencies in future specialist is one of such shortcomings. When conducting this kind of educational activity, the state receives a specialist who is limited only by professional specificity and who is not ready to introduce innovations into work. In the study students who graduate to be specialties in the field of IT-technologies, whose skills are so necessary in the country are of particular importance. The narrow range of professional competencies formulated in the Federal State Educational Standard (for example, the specialty 09.02.03 Programming in computer systems) does not fully include the qualities that today's graduates need when they work for employers in the sphere of their profession. The researchers study such qualities and competencies, as developed spatial thinking, creative thinking, formed design skills, developed competences: design, research, design and design competence.
Key words: competence, design competence, design and design competence, three-dimensional modeling, pedagogical conditions.
Э.Ф. Насырова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики профессионального и дополнительного образования, Сургутский государственный
университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
А.Д. Безымянная, аспирант каф. педагогики профессионального и дополнительного образования, Сургутский государственный университет,
г. Сургут, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Анализ специфики проблем современного профессионального образования позволил выделить особенности политехнического образования и определить его основные недостатки при внедрении компетентностного подхода в обучении студентов. К таковым, например, можно отнести недостаточность воспитания в будущем специалисте только профессиональных и общепрофессиональных компетенций. При ведении такого рода образовательной деятельности государство получает ограниченного только профессиональной спецификой специалиста, не готового к внедрению инноваций и нововведений в свою деятельность. В нашем исследовании особую значимость занимают студенты, выпускающиеся по профессиям и специальностям в области IT-технологий, чьи навыки сегодня так необходимы в стране. Узкий спектр профессиональных компетенций, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте (на примере специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах) не включает в себя в полной мере качества, которые необходимы сегодняшним выпускникам, когда они обращаются к работодателям для принятия на работу в индустрию. Речь идёт о таких качествах и компетенциях, как: развитое пространственное мышление, креативное мышление, сформированные навыки проектирования, развитые компетенции: конструкторская, исследовательская, проектная и проектно-конструкторская компетенция.
Ключевые слова: компетенция, конструкторская компетенция, проектно-конструкторская компетенция, трехмерное моделирование, педагогические условия.
Компетенция - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач [1].
Опираясь на исследования И.Л Столяр, А.В Хуторского и И.А. Зимней, а так же исследователей Э.Ф. Насыровой и А.А. Данилова, мы трактуем понятие «компетенция», как - перечень требований, предъявляемых потенциальному работнику, гарантирующих продуктивное выполнение им его профессиональной деятельности. Следует разграничить такие близкие понятия, как компетенция и компетентность. Обобщая опыт выше упомянутых ученых, мы определили компетентность, как интегративное свойство личности, способствующее продуктивному выполнению работником его профессиональной деятельности [2].
В нашем исследовании ключевую роль играет формирование проек-тно-конструкторской компетенции. Сама конструкторская компетенция представляет собой формируемую характеристику способности и готовности выпускника к проектировочной деятельности, на основе владения специальными проектными и конструкторскими знаниями и умениями, использования современных технологий в среде проектирования и программирования обоснованного выбора и оптимизации в случае многообразии решений; учета скоростного изменения технологий [3].
В свою очередь, проектно-конструкторская компетенция трактуется нами как, как личностная, интегративная, формируемая в процессе обучения характеристика способности студента-программиста, проявляющаяся в готовности к проектированию и моделированию с использованием современного оборудования и программного обеспечения, на основе владения специальными проек-тно-конструкторскими знаниями и умениями.
Разделяя конструирование и проектирование, отметим, что конструирование представляет собой процесс разработки конструкции технической системы с использованием определенным образом связанных стандартных и изобретенных элементов. Результат конструкторской деятельности материализован в виде опытного образца. Проектирование в отличие от конструирования связано с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, её предварительным исследованием. Продукт проектировочной деятельности выражается в особой знаковой форме: текст, чертеж, график, расчет, модель на компьютере [4].
На сегодняшний день 3D моделирование занимает очень обширную нишу во многих сферах детальности, начиная от моделирования различных систем и процессов, до прототипирования интерфейсов и создания модели любого живого и неживого существа. Именно поэтому, формирование проектно-конструк-торской компетенции актуально для специалистов по профессиям и специальностям:
- 09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
- 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы;
- 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации;
- 09.02.07 Информационные системы и программирование;
- 54.02.01 Дизайн (по отраслям) и другие.
Именно в данном процессе обучения трехмерному моделированию формируются такие ключевые качества профессионала, как: творческое мышление, критическое мышление, конструкторские навыки, пространственное мышление, визуальное восприятие, проектная деятельность, информационная и инновационная компетенция.
Для того чтобы выпускник мог обладать достаточным уровнем квалификации и набором профессиональных компетенций для ведения профессиональной деятельности и эффективного решения производственных задач, необходимо внедрить в образовательный процесс особые условия обучения. Они же - педагогические условия образовательного процесса.
Для качественного формирования проектно-конструкторской компетенции будущих программистов при обучении трехмерному моделированию в политехническом колледже нами были сформулированы и выбраны наиболее эффективные педагогические условия:
- введение в образовательный процесс специализированной системы оценки на основе критериального оценивания международного некоммерческого движения «WorldSkills International»;
- организация подготовки студентов к участию в чемпионате «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) по компетенции «3D моделирование для компьютерных игр»;
- применение метода конструкторского проекта в организации учебного процесса будущих программистов при обучении трехмерному моделированию;
- разработка и внедрение учебно-методического пособия «Трехмерное моделирование» в процесс обучения будущих программистов.
Рассмотрим подробнее выделенные нами педагогические условия.
Введение в образовательный процесс специализированной системы оценки на основе критериального оценивания международного некоммерческого движения «WorldSkills International»
Движение «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia (далее, WSR) получило свое развитие от международного некоммерческого движения WorldSkills International (далее, WSI). С 2012 года, когда Российская федерация вступила WSI, правительство страны начало активное спонсирование условий для трансляции международной практики оценки качества подготовки специалистов. Цель движения - повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
Главной миссией Движения является развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха [5].
Для выполнения справедливой и независимой оценки качества выполненных специалистом работ, была разработана специфическая критериальная система оценки, которая включает в себя такие элементы, как: