Научные сообщения
УДК 371.3+378.091.398
Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций с использованием метода кинопедагогики
Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова
Popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers of general education organizations using cinema pedagogics method
D. F. Пyasov, E. A. Selivanova
Аннотация. Актуализируется вопрос применения научных знаний для обогащения современной педагогической практики. Обосновывается необходимость владения учителем психолого-педагогическими знаниями с целью повышения эффективности своей деятельности. Описывается исследование, проведенное среди педагогов Российской Федерации из разных регионов, показывающее недостаточное использование ими научных знаний в своей практике. Отмечается значимость системы дополнительного профессионального образования в популяризации научных знаний среди педагогов.
Изучены исследования, посвященные разработке вопроса популяризации научных знаний среди разных категорий населения с использованием разных методов и ресурсов. Обоснована необходимость усиления современных методов, в частности применения художественных средств в популяризации научных знаний. Описаны ресурсы кинопедагогики в популяризации научных психолого-педагогических знаний среди педагогов. Приведены примеры зарубежных и отечественных художественных фильмов и особенности их применения на занятиях в системе дополнительного профессионального образования. Показаны преимущества и рис-
ки кинопедагогики в популяризации научных психолого-педагогических знаний среди педагогов.
Abstract. The question of applying scientific knowledge to enrich modern pedagogical practice is actualized. The necessity of the teacher's possession of psychological and pedagogical knowledge for the purpose of increasing the effectiveness of his activity is substantiated. A study carried out among the teachers of the Russian Federation from different regions, describing the insufficient use of scientific knowledge in their practice, is described. The importance of the system of additional professional education in popularizing scientific knowledge among teachers is noted. The research devoted to the development of the issue ofpopular-ization of scientific knowledge among different categories of the population using different methods and resources is studied. The necessity of strengthening modern methods, in particular, the use of artistic means in the popularization of scientific knowledge is grounded. The resources of cinema pedagogics in the popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers are described. Examples of foreign and domestic feature films and features of their use in pedagogical practice in the system of additional professional education are given. The advantages
äk
ЧИППКРО
and risks of cinema pedagogics in popularizing scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers are shown.
Ключевые слова: популяризация научных знаний, кинопедагогика, профессиональный стандарт, психолого-педагогические знания, художественный фильм, педагог общеобразовательной организации, дополнительное профессиональное образование.
Keywords: popularization of scientific knowledge, cinema pedagogics, professional standard, psychological and pedagogical knowledge, feature film, teacher of general education organization, additional professional education.
Укрепление позиций России в мировом сообществе многие эксперты связывают с использованием научных знаний и теоретических разработок, повышающих качество жизни и результативность любой профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы формирование человека с инновационным мышлением происходило с самого раннего детства и, учитывая контекст образовательной среды, опиралось на передовые достижения в области педагогики и психологии. В настоящее время государство возлагает большие надежды на систему образования. Соответственно современный педагог должен в своей профессиональной деятельности опираться на понимание механизмов развития личности, описанных в психолого-педагогической науке.
Однако имеющиеся в распоряжении авторов статьи эмпирические данные указывают на то, что педагоги общеобразовательных организаций либо не применяют психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности, либо испытывают при этом значительные трудности. Анализ профессиональных стандартов («Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», «Специалист в области воспитания», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)») показывает, что использование научных знаний психолого-педагогического сегмента составляет основу большинства трудовых функций педагогов общеобразовательных организаций. Авторы статьи полагают, что система дополнительного профессионального образования, будучи в значительной степени гибкой и мобильной, обладает значительными возможностями для преодоления
такой противоречивой ситуации. Такие возможности соотносятся, в частности, с педагогическими и методическими решениями, касающимися популяризации научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций.
Общеизвестно, что научные знания сыграли заметную положительную роль в развитии промышленности, сельского хозяйства, общественной жизни во всем многообразии ее потребностей. К научным знаниям обращались мыслители, исследователи, практики с древнейших времен. Положения, определяющие позитивное влияние научных знаний и идей на повышение эффективности профессионального труда, получили обоснование в многочисленных исследованиях и закрепление в ряде теоретических и концептуальных обобщений. Изучению роли науки в различных аспектах жизнедеятельности человека посвящены труды многих зарубежных и отечественных исследователей.
Ь. 8. 8Ьи1шап, например, исследует социально-психологические закономерности роста и развития научных знаний, а также их значение в обучении и профессиональном развитии человека [1]. Данные положения получили дальнейшее развитие в исследовании Б.Ф. Ломова, который не только актуализирует теорию научного познания, но и определяет направления ее применения в образовательном процессе для повышения эффективности выполняемых его субъектами задач [2].
Также отметим публикации Л. М. Гайдаро-вой [3], С. Е. Мишиной [4], Д. Р. Рамизова [5], раскрывающих возможность и целесообразность использования научных знаний в педагогическом процессе. Так, Л. М. Гайдарова определяет условия эффективной подготовки учителей русского языка и литературы к использованию научных знаний в практической деятельности [3]. В сходном сегменте проведено исследование С. Е. Мишиной, продемонстрировавшей значимость овладения учителями научными знаниями, которые позволяют им более точно и всеобъемлюще понимать особенности складывающейся в практике педагогической ситуации [4].
Указанные выше подходы получили дополнение у Д. Р. Рамизова, который раскрывает условия и особенности применения будущими педагогами научных знаний в практической деятельности [5].
Дальнейшее развитие представления о роли научных знаний в преобразовании различных аспектов жизнедеятельности человека получают в исследованиях Ю. Н. Кулюткина [6], М. А. Хо-зовой [7], а также T. Voss и M. Kunter [8]. Так, для успешного достижения учебно-воспитательных целей Ю. Н. Кулюткин указывает на факт необходимости использования научных знаний в совершенствовании психолого-педагогической подготовки студентов [6]. М. А. Хозовой раскрывается направленность психологических знаний педагога для формирования личности обучающихся общеобразовательной школы [7]. Идею значимости повышения квалификации через насыщение педагогов психолого-педагогическими знаниями отстаивают T. Voss и M. Kunter [8].
В ряде трудов подчеркивается важность не только применения научных знаний, но и их популяризации, так как часто формальный стиль и штампы в научной литературе не позволяют широкой аудитории понять замысел исследователя, отталкивают читателей от погружения в мир науки. Например, в своем исследовании Pierre Laszlo указывает, что публика ждет интересных и ценных знаний в процессе обучения, которые дают только некоторые авторы, при этом большинство текстов характеризуются однообразием и серостью [9]. Данную мысль поддерживает Roger M. Downs, отмечая, что существует некий конфликт между популярным интеллектуальным и академическим текстом, препятствующий распространению науки [10]. Продолжая рассуждения о значимости распространения научных знаний в понятной и интересной форме, отметим и исследование В. Ю. Иваницкого. Его работа посвящена повышению роли знаний и значимости науки путем популяризация научной информации [11].
Также в свое время были проведены специальные исследования, авторам которых удалось установить непосредственную связь между использованием научных знаний и успешностью педагогов общеобразовательных организаций в профессиональной деятельности. Научные знания, как известно, привели к уникальным нововведениям, которые сыграли огромную роль в развитии человечества. Они чрезвычайно ценны в педагогической деятельности, связанной с обучением, воспитанием и развитием подрастающего поколения. Но при этом принципиально важно, что научные знания использовались в практиче-
ской деятельности профессионально, без искажения и фальсификации. В противном случае их использование будет иметь обратный эффект и из инструмента преобразования человеческой деятельности они могут трансформироваться в своеобразную упрощающую и искажающую научные факты «поп-науку».
В соответствии с этим должны быть определены и средства популяризации научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций. Имеющиеся в распоряжении преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования средства должны помогать преобразованию характерного для научных текстов формального языка и сложного понятийно-терминологического аппарата в общепринятый и понятный для педагогов вид. Причем средства популяризации непременно должны быть сориентированы на формировании у педагогов мотивов применять освоенные научные психолого-педагогические знания реальной в практической деятельности.
В более ранних наших публикациях нам удалось показать ряд таких инструментов, которые подтвердили свою эффективность в широкой практике курсовой подготовки в учреждении дополнительного профессионального образования.
В частности, результативными оказались методы, основанные на включении в содержание учебных занятий со слушателями из числа педагогов общеобразовательных организаций научных психолого-педагогических знаний, дающих панорамное представление о передовом крае педагогической, психологической и методической науки.
Высокую эффективность показали приемы работы с кейсами педагогических ситуаций, решение которых основано на применение педагогами научных психолого-педагогических знаний.
Мы также подчеркивали ведущую роль живого, образного и эмоционально насыщенного языка при осуществлении популяризации научных психолого-педагогических знаний.
Особо ценным с точки зрения популяризации психолого-педагогических знаний, на наш взгляд, является использование средств эмоционального воздействия на педагогов. Такими ресурсами, как известно, обладает современный кинематограф.
Будучи разновидность искусства, кино обладает способностью осуществлять психологическое влияние на зрителя. Завершая просмотр
ЧИППКРО
фильма, многие зрители склонные подражать в некоторых моментах его героям. Его тянет на размышление вместе с героями на актуальные темы, использование в своей речи «крылатых выражений», что позволяет ему подчеркнуть уникальность отдельных контекстов реальной ситуации. Известно также, что кино без корректировки демонстрирует наиболее наболевшие проблемы. Однако сам по себе просмотр фильмов далеко не всегда может дать зрителю возможность сделать необходимые выводы. Более глубоко вникнуть и понять и, самое главное, увидеть эти смыслы в проекции на себя позволяет анализ, обсуждение и совместный разбор определенных видеофрагментов. Поэтому одним из методов современного воспитательного влияния и формирования у личности ценностных установок мы считаем интеграцию средств педагогики и кино, то есть метод кинопедагогики. Более того, у метода кинопедагогики мы обнаруживаем значительные возможности в осуществлении популяризации научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организации.
Обосновывая данный тезис, отметим, что современная практика обладает различными инструментами популяризации научных знаний. Наиболее распространенными из них, конечно же, являются средства массовой информации. Исследователи отмечают, что средства массовой информации содержат большие возможности в популяризации науки среди населения через научно-популярные журналы, телепередачи, интернет (К. Х. Каландаров [12], Е. Г. Константинова [13], И. Ю. Лапина [14]).
Отдельные исследователи, среди которых можно особо выделить Н. В. Дивееву, отмечают значимость научно-популярных каналов в распространении научных знаний, выделяя их базовые функции: зрелищность и интерактивность. Зре-лищность проявляется в том, наука преподносится как масштабное шоу, используется яркость и увлекательность в качестве инструмента привлечения и удержания внимания аудитории. Интерактивность - это особое коммуникативное явление, означающее некоторое взаимодействие. Однако автор выделяет и риски подобных передач, одним из которых является превращение процесса популяризации науки в развлечение [15].
Еще в конце прошлого века А. С. Лазаревич выделял основные признаки популяризация
науки, в числе которых были научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения [16].
Современными исследователями высвечиваются некоторые особенности российской и западной системы информирования. Так, А. Мальцева отмечает, что в западной практике ученые говорят с журналистами напрямую, могут объяснить суть своего исследования доступным языком. В то же время их российские коллеги часто недооценивают значимости выступлений в средствах массовой информации [17].
В основе популяризации науки, по мнению зарубежных исследователей, находится стиль изложения информации. Так, МЫаэ РгатН^ предлагает использовать метафору при переходе между двумя областями «популярного» и «научного» знания. Им описаны метафоры, которые используются при общении с современной генетикой [18]. Кстати, следует отметить, что художественные тексты и кинофильмы также содержат метафоры.
Вместе с тем мы убеждены, что проблема популяризации научных психолого-педагогических знаний находится на периферии интересов исследователей. Вопросы использования ресурсов дополнительного профессионального образования для этого обсуждаются лишь в отдельных публикациях. Использование метода кинопедагогики в решении задач популяризации научных знаний вообще и психолого-педагогических знаний среди педагогов в частности вообще не поднимается в научной литературе.
Методологическую основу исследования проблемы повышения эффективности популяризации научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций составляет метод кинопедагогики, который, как было показано ранее, является мощным воздействующим на убеждения личности инструментом. Кинопедагогика использует способы воздействия, заимствованные из кинематографа, по праву считающегося одним из самостоятельных и независимых инструментов анализа социальной действительности. Кино очень гибко реагирует на общественные изменения, демонстрируя последние в своих картинах. Кинопедагогика основана на позитивном влиянии зрительно-слуховых образов на мотивационно-волевую составляющую личности.
С операциональной точки зрения под методом кинопедагогики мы понимаем как совокупность приемов, основанных на совместном или индивидуальном просмотре, анализе и обсуждении видеосюжетов из художественных фильмов, обладающих социально значимыми и привлекательными с культурной точки зрения смыслами. Результативность метода будет выше, если в педагогической работе используются видеосюжеты, в которых демонстрируются яркие и эмоционально насыщенные экранные образы, используется красивый и содержательный язык, а сами герои проявляют своеобразный или сильный характер.
В соответствии с таким пониманием кинопедагогики охарактеризует практику применения данного метода для решения задач популяризации научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций. Прежде всего рекомендуется использовать на учебных занятиях, как лекционных, так и практических, видеосюжеты, в которых демонстрируется важность и значимость применения научных знаний в профессиональной деятельности педагога.
Видеосюжеты могут заимствоваться не только из кинофильмов, но также и из фильмов мультипликационной природы. При этом авторы статьи не отрицают значимость роликов социальной рекламы или научно-популярных телепередач в реализации процесса популяризации научных знаний.
Хотя при этом мы признаем, что такой формат подачи информации не попадает под определение художественного фильма.
Отметим, что для решения задач популяризации научных психолого-педагогических знаний, в частности в аспекте совершенствования методики проведения занятий, формирования мотивации к обучению, реализации воспитательного потенциала учителя существует большое количество как зарубежных, так и отечественных художественных фильмов.
Исходя из анализа полученных нами эмпирических данных, есть основания утверждать, что большинство педагогов интересуют вопросы, касающиеся педагогической работы с «трудными» подростками, недостаточно мотивированными на учебную деятельность. В настоящее время известно множество кинофильмов на данную тему.
К примеру, в художественном фильме «Общество мертвых поэтов» ("Dead Poets Society", США, 1989, режиссер - Питер Уир) показан образ учителя английского языка и литературы, который с первых же минут заинтересовывает своих учеников. Методы работы данного учителя отличаются от традиционных авторитарных в данной академии. Он мотивирует новое поколение учить литературу, помогает найти в произведениях литературных классиков новые смыслы, умеет сплотить учебный коллектив. Такой учитель является проводником для молодого поколения в художественную литературу. Он помогает ученикам не только научиться высказывать свое мнение, а, в первую очередь, уважать самого себя и обрести уверенность. При этом в данном же фильме показана история отношения родительской общественности к таким неоднозначным личностям, в частности конфликт с одним из родителей ученика. Многие фрагменты из данного фильма могут быть предложены для обсуждения педагогам. Просмотр данного фильма или фрагментов из него формирует у педагога понимание недостаточности приобретаемых в высшей школе психолого-педагогических знаний для решения неоднозначных и уникальных проблем. Практика показывает, что после просмотра такого фильма многие учителя принимают решение о необходимости обновления собственных психолого-педагогических знаний, чтобы обеспечить готовность к решению любой неожиданной педагогической проблемы.
В другом художественном фильме «Любимое уравнение профессора» ('Hakase no aishita sushiki", Япония, 2006, режиссер - Такаси Коид-зуми) отражено искусство учителя развивать у ребенка любовь к математике. Главный герой фильма - молодой учитель математики, только что закончивший педагогический институт, помогает своему ученику исследовать удивительный мир чисел, уравнений, мир, наполненный любовью, теплотой и красотой. Анализируя методику преподавания, отраженную в данном фильме, стоит сделать акцент на собственной мотивации учителя. Так как только педагог, любящий свое дело, сможет по-настоящему увлечь наукой других. В фильме используются яркие образы, меткие сравнения, точные эпитеты, то есть все то, что помогает увидеть в математике волшебный мир числа. Методы, которые профессионально использует учитель при изложении
ЧИППКРО
основных атрибутов математики - чисел «л», «i», «е», прямой и т. п., вызывают глубокое уважение и удовлетворение тем, как грамотно используются психолого-педагогические знания. Представленная в конце фильма разгадка о том, что же это за «любимое уравнение профессора», вызывает огромное удивление от того, как независимо друг от друга полученные числа «п» и «е», «встречаясь вместе», образуют «волшебную комбинацию». Наши рекомендации относительно целесообразности просмотра и анализа данного фильма основаны не только на стремлении учителя развивать интерес к изучению точных наук, но прежде всего на его высоком профессионализме, основанном на глубоком владении психолого-педагогическими знаниями.
История интереса и любви к математике продолжается в следующем художественном фильме - «Одарённая» ("Gifted", США, 2017, режиссер - Марк Уэбб). Здесь показан подход учителя начальных классов к очень способной школьнице. Педагог смогла осуществить дифференцированный подход в образовании, предлагая такой девочке задания повышенного уровня сложности. Это, в свою очередь, повлияло на мотивацию школьницы и успешную ее адаптацию к новой социальной ситуации развития. Кроме того, учитель оказалась не только педагогом, но и другом для школьницы. На примере данного фильма можно обсудить с педагогами возрастные особенности младших школьников, специфику работы с одарёнными обучающимися.
Если представленные выше фильмы демонстрируют образ позитивного учителя, то в данном примере считаем необходимым показать некоторые неконструктивные педагогические приемы. В фильме «Одержимость» представлены два главных героя, одержимых музыкой и стремлением к совершенству в этом искусстве ("Whiplash", США, 2014, режиссер - Дэмьен Шазелл). Первый герой является второкурсником консерватории, страстно мечтающим стать величайшим музыкантом. Второй же персонаж сверхтребовательный и грубый, но профессиональный в музыкальном плане дирижер оркестра консерватории. Он доводит многих своих студентов до отчаяния, крайне редко используя похвалу и злоупотребляя оскорблениями. На данном примере можно рассмотреть с педагогами особенности похвалы и критики в ситуации мотивации учеников. Также можно проанализировать эмоцио-
нальное состояние обучающихся, которое отражается в их неконструктивных поступках. В частности, в данном фильме показано как одного из студентов такими действиями педагог доводит до суицида. Это еще раз доказывает, какое большое значение имеют психолого-педагогические знания в педагогической работе. Профессиональное знание преподаваемого предмета должно быть приведено в целесообразное сочетание с психолого-педагогическими знаниями.
Еще один неоднозначный образ учителя представлен в фильме «Философы: Урок выживания», где преподаватель в нестандартной форме проводит свои занятия, побуждая студентов креативно мыслить ("The Philosophers", США, Индонезия, 2013, режиссер - Джон Хаддлс). Можно сказать, что он предлагает некую сюжетную игру, в которой моделируется ситуация надвигающегося апокалипсиса. В соответствии с правилами игры студентам следует опираться только на силу логики и определить того, кто больше всех достоин приобрести место в подземном бункере - единственном месте, которое позволит уберечься от приближающейся ядерной катастрофы. Здесь актуализируется роль нравственных принципов, ценностных убеждений обучающихся, проявляющихся в решении подобных вопросов. Соответственно поднимается вопрос о том, как методически правильно формировать и развивать такие нравственные принципы и ценностные убеждения. Одних предметных знаний у учителя здесь явно будет недостаточно.
Совершенно очевидно, что мы видим богатый опыт и отечественного кинематографа, который также обладает примерами демонстрации многогранного образа учителя и, соответственно, показывает разные подходы к обучению и воспитанию, меняющиеся с течением времени. Обратившись к фильмам 50-60 годов XX века, можно увидеть образ учителя-авторитета, формирующего социальную и духовную жизнь молодого поколения страны. Если он и применяет авторитарные методы, то только для того, чтобы помочь ученику стать личностью, направить его в нужное русло. Такого учителя мы видим в фильме «Весна на заречной улице» («Весна на заречной улице», СССР, 1956, режиссеры - Марлен Хуциев и Феликс Миронер). За счет пристального внимания к внешнему виду (костюму, прическе) Татьяны Сергеевны режиссерам удалось подчеркнуть ее социальный статус. Ее героиня де-
монстрирует волевой образ целеустремленной женщины, замотивировавшей на саморазвитие своего нерадивого ученика. Рассматривая педагогический стиль данного героя, можно обсудить с учителями его плюсы и минусы, а также возможности применения в современной школе.
В фильме «Первый учитель» («Первый учитель», СССР, 1965, режиссер - Андрей Конча-ловский.) нам представлен педагог-партиец с революционными идеями, которые сталкиваются с многовековыми устоями жизни на Востоке. Он использует разные подходы, чтобы сформировать ценности у своих учеников. Совместно со слушателями можно обратить внимание на сложности, с которыми всегда сталкивались учителя и каким образом они выходили из данных затруднений. На примере данного фильма можно рассмотреть волевые качества личности, а также психологические теории, которые определяют механизмы их возникновения и существования.
Еще один кинофильм «Доживем до понедельника» («Доживем до понедельника», СССР, 1958, режиссер - Станислав Ростоцкий) показывает разных педагогов, разные стиля преподавания и взаимодействия с обучающимися. С одной стороны, это демократичный ироничный философ-интеллектуал - Илья Семенович. С другой стороны, - Светлана Михайловна - символизирует образ «плохого педагога, которые хотя и знает свой предмет, но владеет умением его «педагогически правильно» преподать. Используя авторитарный стиль, Светлана Михайловна не становится для учащихся авторитетом, а, напротив, вызывает у них только неприязнь. На примере данного сюжета можно рассмотреть основы индивидуального методического стиля учителя, его связь с личностными, эмоциональными и ценностными аспектами личности учителя. Совершенно очевидно, что это открывает для учителей широкие перспективы для более глубокого изучения психолого-педагогических теорий и концепций, полученных в области развития индивидуального методического стиля учителя, становления его педагогической техники.
В кинематографе 70-80-х годов ХХ века учитель представлен в образе друга, наставника, исповедующего гуманистические принципы. В фильме «Большая перемена» («Большая перемена», СССР, 1972-1973, режиссер - Алексей Коренев). Нестор Петрович из авторитарного и эгоистичного превращается в заботливого педа-
гога. До этого погруженный в собственный мир, он начинает жить заботами своих взрослых подопечных. Анализируя видеофрагменты, можно затронуть темы эмоционального выгорания на работе, описанные в науке способы профилактики профессиональных деструкций. Также можно сравнить возрастные особенности обучения школьников и взрослых.
В фильме «Уроки французского» («Уроки французского», СССР, 1978, режиссер - Евгений Ташков) Лидия Михайловна, будучи молодой учительницей и узнав о трудностях одного из своих учеников, стремится решить их с использованием небольшой хитрости (игрой с учеником на деньги). При этом, однако, она рискует своей репутацией и работой. При анализе и обсуждении данного фильма можно рассмотреть вопросы морального выбора, который затрагивается в психологической теории морального развития Л. Коль-берга. Зачастую педагогу приходится решать моральные дилеммы: «Как лучше поступить?», «Как помочь, при этом, не нарушая правовые основы деятельности в образовании?».
В картине «Вам и не снилось» («Вам и не снилось», СССР, 1980, режиссер - Илья Фрэз) Татьяна Николаевна, учительница литературы, использует демократичный стиль общения, проявляет уважительное и равное отношение к учащимся, считая их взрослыми людьми, которые способны переживать сильные чувства. При анализе данного художественного фильма рекомендуется обратить внимание на поддержку взаимоотношений влюбленных друг в друга старшеклассников со стороны педагога. Здесь опять можно увидеть конфликт родителей и педагога, родителей и взрослеющих детей и обсудить его со слушателями. Можно рассмотреть, какие стратегии поведения в конфликте выбирают главные герои, разобрать их по технологии К. Томаса.
Полезным с точки зрения популяризации научных психолого-педагогических знаний является ряд видеосюжетов из художественного фильма «Расписание на послезавтра» («Расписание на послезавтра», СССР, 1978, режиссер -Игорь Добролюбов). Режиссеру удалось показать и отобразить в яркой художественной форме идеи, которые сегодня получили развитие в текстах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Речь, в частности, идет о важности и прикладной значимости проектной и исследовательской деятельно-
ЧИППКРО
сти, индивидуального подхода, уважительно отношения к ученикам, как к полноценным творческим личностям. Рекомендуется на учебных занятиях со слушателями обсудить революционность и перспективность ряда педагогических идей 70-х годов прошлого века и их значение в развитии современной системы общего образования.
В отдельных фильмах 80-90-х годов прошлого века образ учителя трансформируется в усталого, измотанного жизнью, равнодушного к своим ученикам. В кинокартине «Чучело» («Чучело», СССР, 1983, режиссер - Ролан Быков) педагог Маргарита Ивановна играет в подружку своих детей, но за поддельным вниманием стоит пустота. Она не успевает вовремя заметить, как класс превратился в зверей, травящих одну девочку. Похожее кинопроизведение «Дорогая Елена Сергеевна» («Дорогая Елена Сергеевна», СССР, 1988, режиссер - Эльдар Рязанов) рассказывает об учителе, который, веря в лучшее качества в своих учеников, тем не менее, далеко не понимает их реальных ценностей и устремлений. Она является жертвой издевательств старшеклассников, сохраняя свои советские убеждения. На пример этих фильмов можно рассмотреть развивающиеся сегодня агрессивные тенденции в поведении современных подростков. Порассуждать, в какой период и почему стал наблюдаться упадок ценностей. Также можно затронуть тему буллинга - психического и физического насилия в школе. Сегодня эти вопросы получили глубокую разработку в педагогических и психологических концепциях и теориях.
Педагоги зачастую высказывают возмущения по поводу поведения школьников, при этом упуская из виду, что имидж учителя стал меняться. Причем в кинематографе XXI века это ярко показано. В самих названиях фильмов отражаются негативные представления общественности об учителе. Художественный фильм «Географ глобус пропил» («Географ глобус пропил», Россия, 2013, режиссер - Александр Велединский) рассказывает о мытарствах человека образованного, воспитанного и абсолютно не востребованного. В кинокартине «Училка» («Училка», Россия, 2015, режиссер - Алексей Петрухин) доведенная до отчаяния школьная учительница истории берет в заложники учеников 11 «А» класса в школе. Несмотря на все способы влияния на учеников, она не получает требуемого результата. Причем даже директору школы не под силу решение дан-
ной важной и актуальной проблемы. Ее сорокалетний опыт работы в школе не помогает решить педагогическую ситуацию, тогда она решает применить такие радикальные методы. На основе подобных фильмов можно отметить, что какой бы не демонстрировался образ учителя, сам педагог завоевывает себе репутацию. Значительное место в достижении этой установки, естественно, занимают психолого-педагогические знания.
Однако не стоит слишком драматизировать в этом вопросе. Существуют и кинофильмы, демонстрирующие образ другого педагога, который пытается найти подход к современным ученикам, живет их проблемами, переживает за каждого. В фильме «Выкрутасы» («Выкрутасы», Россия, 2008, режиссер - Леван Габриадзе) показан педагог (футбольный тренер), который смог замоти-вировать детей-беспризорников на успешную игру. Режиссеру удалось показать, какое большое значение имеет умение учителя сплотить детей вокруг достижения общей цели. В фильме «Физика или химия» («Физика или химия», Россия, 2011, режиссер - Рамиль Сабитов) показаны современные сложные взаимоотношения между учителями и учениками. Позитивным примером может быть директор школы, стремящийся понять как каждого учителя, так и каждого ребенка. Он дает мудрые советы, помогает конкретными поступками. Хотя в данном фильме есть и молодые учителя, нравственный образ которых требует совершенствования. Популярным среди младших школьников является сериал «Классная школа» («Классная школа», Россия, 2013, режиссеры - Яков Плоткин, Екатерина Корабельник, Дарья Карасева). В нем учителя сами увлечены своими уроками и разными способами пытаются замотивировать детей. Они используют индивидуальный подход, могут грамотно выйти из самых затруднительных ситуаций, творчески преподают предметы.
На основе представленных примеров можно обсудить с учителями самые разные и актуальные темы современного образования, найти конструктивные стратегии поведения как с коллегами, так с учениками и их родителями, заимствовать варианты использования современных образовательных технологий в образовательном процессе. Причем можно учиться как на позитивных примерах, так и на негативных, что в своей собственной практике не допускать подобных ошибок.
Конечно, не стоит слишком увлекаться просмотром художественных фильмов. Мы неоднократно подчеркивали, что применение метода кино-педагогики не ограничивается просмотром кинофильмов или видеосюжетов из них. Важно значение здесь имеет правильная организация со слушателями процесса анализа и обсуждения таких видеофрагментов, естественно, с опорой на научные психолого-педагогические знания. Кроме того, мы бы хотели обратить внимание на необходимость соблюдения в этой работе следующих рекомендаций:
- содержание художественного фильма должно демонстрировать актуальные проблемы современных тенденций в обществе, науке, образовании;
- время просмотра кинофильма должно занимать не более % от продолжительности самого занятия;
- в художественных фильмах или их фрагментах прямо или косвенно указывается на получение результата от применения научных знаний;
- в обсуждении выявленных смыслов делается акцент на ценных выводах, которые можно перенести в свою профессиональную деятельность.
Практика показывает, что применения данного метода предполагает активное использование теоретических знаний из различных разделов возрастной психологи, психологии общения, педагогической конфликтологии, теорий развития личности.
Ценными здесь могут стать теоретические обобщения в области становления педагогической техники, формирования и развития индивидуального стиля педагогической деятельности, теории поэтапного формирования умственных действия и т. п.
Итак, с уверенностью можно заявить, что кинопедагогика может использоваться для популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей. Метод кинопедагогики обладает существенными преимуществами в популяризации научных знаний по сравнению другими методами и является менее затратным, поскольку:
- учебная аудитория, оснащенная медиа оборудованием, позволяет демонстрировать фрагменты художественных фильмов;
- преподавателю не обязательно иметь психологическое образование для обсуждения вопро-
сов интеграции научных знании в практику педагога,
- данный метод дает, с одной стороны, мгновенные эффекты (возможность задуматься над увиденным и откорректировать свою работу), а с другой стороны, имеет пролонгированное действие (учитель получает возможность усовершенствовать свою деятельность).
При всех преимуществах данного метода можно отметить и некоторые риски:
- учитель может сделать неверные выводы на основе видеосюжета, поэтому необходимо методически правильно организовать на учебном занятии обсуждение фильма или его фрагментов;
- отдельные фрагменты фильмов могут демонстрировать сцены насилия, к которым бывают чувствительны некоторые педагоги, поэтому требуется грамотно осуществлять подбор видеофрагментов;
- преподаватель может не владеть технологиями компьютерной обработки соответствующих видеофайлов, в частности, обрезки, компоновки видеофрагментов и их редактирования.
Однако данные риски могут легко быть преодолены при грамотном овладении преподавателем методом кинопедагогики. Апробация данного метода показала его эффективность и возможность тиражирования в широкой педагогической практике.
Таким образом, в данной статье ее авторы обращаются к методу кинопедагики, полагая, что это позволит сохранить в преподавательской работе с педагогической аудиторией основные атрибуты экранного искусства: яркость и насыщенность образов, высокую степень эмоциональности, содержательность и красоту языка, интенсивность и силу характеров. Именно это делает возможным использованием метода кинопедагогики в решении задач популяризации научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций. Представлена авторская трактовка метода кинопедагогики. Изложена практика его применения в условиях учреждения дополнительного профессионального образования. Приведен и прокомментирован ряд художественных фильмов, использование которого в учебной работе со слушателями позволяет активизировать процесс популяризации научных психолого-педагогических знаний. Определены условия успешного применения ме-
äk
ЧИППКРО
тода кинопедагогики в дополнительном профессиональном образовании.
Библиографический список:
1. Shulman L. S. Those who understand: Knowledge growth in teaching / L. S. Shulman / Educational Researcher, 1986, No. 15 (2), pp. 4-14.
2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс] / Б. Ф. Ломов. - Режим доступа: https://books.google.ru/books (дата обращения: 04.04.2018).
3. Гайдарова Л. М. Подготовка учителей русского языка и литературы к использованию научных знаний в практической деятельности : учеб. пособие / Л. М. Гайдарова, А. Н. Семенов, Р. Б. Цирмане. - Рига : МП ЛатвССР, 1985. - 64 с.
4. Мишина С. Е. Ориентация учителя на ценность научного знания как фактор развития педагогической компетентности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Е. Мишина. - Самара, 2001. - 200 c.
5. Рамизов Д. Р. Проблема использования научных знаний студентами в процессе их практической деятельности: Из опыта проведения практикума в учебных мастерских педвуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Д. Р. Рамизов. - Ташкент, 1973. - 48 с.
6. Кулюткин Ю. Н. Психологическое знание и учитель [Электронный ресурс] / Ю. Н. Ку-люткин. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/ issues/1983/833/ 833051.htm (дата обращения: 09.04.2018).
7. Хозова М. А. Роль психологических знаний в практической работе педагога [Электронный ресурс] / М. А. Хозова. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/16305/ (дата обращения: 09.04.2018).
8. Voss T. Die Bedeutungdes pädagogischpsychologischen Wissens von angehenden Lehrkräften für die Unterrichtsqualität [The impact of pedagogi-cal/psychological knowledge of pre-service teachers on instructional quality] / T. Voss, M. Kunter, J. Seiz und andere. Zeitschrift für Pädagogik, 2015, No. 60 (2), pp. 184-201.
9. Laszlo P. Unfortunate trends in the popularization of science / P. Laszlo / Interdisciplinary Science Reviews, 2015, Volume 30, Issue 3, pp. 223-230.
10. Downs R. M. Popularization and Geography: An Inseparable Relationship" / R. M. Downs / Annals
of the Association of American Geographers, 2010, Volume 100 (1), Issue 2, pp. 444-467.
11. Иваницкий В. Ю. Научная популяризация как функция современной науки [Электронный ресурс] / В. Ю. Иваницкий // Науковедение. - 2001. - Режим доступа: http://nauka-nauka.ru/news/ivanickij_v_nauchnaja_populjarizac ij a_kak_funkcij a_sovremennoj_nauki/2017-06-11-23885 (дата обращения: 10.04.2018).
12. Каландаров К. Х. Популяризация научных знаний средствами массовой информации Туркменистана : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / К. Х. Каландаров. - М., 1990. - 22 с.
13. Константинова Е. Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления [Электронный ресурс] / Е. Г. Константинова // Электронный научный журнал «Медиаскоп». -2009. - Режим доступа: http://www.medias cope.ru/ (дата обращения: 12.04.2018).
14. Лапина И. Ю. Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. - М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2001. - 35 с.
15. Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Н. В. Дивеева. - Воронеж, 2015. - 186 с.
16. Лазаревич Э. А. С веком наравне: популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал / Э. А. Лазаревич. - М. : Книга, 1984. - 328 c.
17. Мальцева, А. Александр Аузан: Популяризация искажает науку, но без этого невозможно обойтись [Электронный ресурс] / А. Мальцева. - Режим доступа: https://snob.ru/ selected/entry/81333 (дата обращения: 12.04.2018).
18. Pramling N. Scientific Knowledge, Popularization, and the Use of Metaphors: Modern genetics in popular science magazines / N. Pramling, R. Säljö / Scandinavian Journal of Educational Research, 2007, Volume 51, Issue 3, pp.275-295.
References:
1. Shulman L. S. Those who understand: Knowledge growth in teaching. Educational Researcher, 1986, No. 15 (2), pp. 4-14.
2. Lomov B. F. Methodological and theoretical problems of psychology [Metodologicheskie i te-
oreticheskie problemy psihologii] [Web resource], access mode: https://books.google.com/books (accessed date: 04/04/2018).
3. Gaidarova L. M., Semenov A. N., Tsirmane R. B. Training of teachers' Russian language and literature in the use of scientific knowledge in practical activity [Podgotovka uchitelej russkogo yazyka i literatury k ispol'zovaniyu nauchnyh znanij v prakticheskoj deyatel'nosti], Riga, 1985. 64 p.
4. Mishina S. E. Orientation of the teacher to the value of scientific knowledge as a factor in the development of pedagogical competence: dissertation of candidate of Pedagogical Sciences [Ori-entaciya uchitelya na cennost' nauchnogo znaniya kak faktor razvitiya pedagogicheskoj kompetent-nosti: dis. kand. ped. nauk], Samara, 2001. 200 p.
5. Ramizov D. R. The problem of the use of scientific knowledge by students in the process of their practical activities: the author's abstract of t dissertation of candidate of Pedagogical Sciences [Problema ispol'zovaniya nauchnyh znanij studentami v processe ih prakticheskoj deyatel'nos-ti:avtoreferat dis. kand. ped. nauk], Tashkent, 1973. 48 p.
6. Kulyutkin Yu. N. Psychological knowledge and teacher [Psihologicheskoe znanie i uchitel'] [Web resource], access mode: http://www.voppsy. ru/issues/1983/833/ 833051.htm (accessed date: 04/09/2018).
7. Khozova M. A. The role of psychological knowledge in the practical work of the teacher [Web resource], access mode: https://www.b17.ru/ article/16305/ (accessed date: 04/09/2018).
8. Voss T. Die Bedeutungdes pädagogischpsychologischen Wissens von angehenden Lehrkräften für die Unterrichtsqualität [The impact of pedagogical/psychological knowledge of pre-service teachers on instructional quality] Zeitschrift für Pädagogik, 2015, No. 60 (2), pp.184-201.
9. Laszlo P. Unfortunate trends in the popularization of science. Interdisciplinary Science Reviews, 2015, Vol. 30, Issue 3, pp. 223-230.
10. Downs R. M. Popularization and Geography: An Inseparable Relationship. Annals of the Association of American Geographers, 2010, Vol. 100 (1), Issue 2, pp. 444-467.
11. Ivanitsky V. Yu. Scientific popularization as a function of modern science [Nauchnaya pop-ulyarizaciya kak funkciya sovremennoj nauki] [Web resource], access mode: http://nauka-nauka.ru/news/ivanickij _v_nauchnaj a_populj ari zacij a_kak_funkcij a_sovremennoj _nauki/2017-06-11-23885 (accessed date: 04/10/2018).
12. Kalandarov K. Kh. Popularization of scientific knowledge by the mass media of Turkmenistan: dissertation of candidate of Philological Sciences [Populyarizaciya nauchnyh znanij sredstvami massovoj informacii Turkmenistana: dis. kand. filol. nauk], 1990. 22 p.
13. Konstantinova E. G. Popularization of science on the modern Russian screen: a crisis of direction and ways to overcome [Populyarizaciya nauki na sovremennom rossijskom ehkrane: krizis napravleniya i puti preodoleniya] [Web resource], access mode: http://www.mediascope.ru/ (accessed date: 04/12/2018).
14. Lapina I. Yu. Popularization of science on television: traditions and innovation [Populya-rizaciya nauki na televidenii: tradicii i nova-torstvo], Institute for Advanced Training of Workers of Television and Radio Broadcasting, 2001. 35 p.
15. Diveeva N. V. Popularization of science as a kind of mass communications in the conditions of new information technologies and market relations: dissertation of candidate of Philological Sciences [Populyarizaciya nauki kak raznovidnost' massovyh kommunikacij v usloviyah novyh in-formacionnyh tekhnologij i rynochnyh otnoshenij: dis. kand. filol. Nauk], Voronezh, 2015. 186 p.
16. Lazarevich E. A. Popularization of science in Russia [populyarizaciya nauki v Rossii], 1984. 328 p.
17. Maltseva A. Alexander Auzan: Popularization distorts science, but it's impossible to do without it [Aleksandr Auzan: Populyarizaciya iskazhaet nauku, no bez ehtogo nevozmozhno obojtis'] [Web resource], access mode: https://snob.ru/selected/ entry/81333 (accessed date: 04/12/2018).
18. Pramling N., Säljö R Scientific Knowledge, Popularization, and the Use of Metaphors: Modern genetics in popular science magazines. Scandinavian Journal of Educational Research, 2007, Vol. 51, Issue 3, pp. 275-295.