А \
ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Диагностика уровня знаний основ экологии учителей географии на курсах повышения квалификации
С. Н. Трошков, Е. В. Кузнецова
Diagnostics of knowledge level of ecology fundamentals of geography teachers in advanced training courses
S. N. Troshkov, E. V. Kuznetsova
Аннотация. Актуализируется проблема диагностики уровня знаний основ экологии учителей географии на курсах повышения квалификации в свете требований профессионального стандарта педагога. Уточняется понятие «знание основ экологии». При определении уровня знаний основ экологии выделены такие параметры, как виды знаний, этапы усвоения знаний, качества знаний. Обозначены элементы диагностического компонента системы повышения квалификации педагогов. Представлены критерии определения изменений в уровне знаний основ экологии учителей географии (нормативно -правовой, психолого-педагогический, содержательно-процессуальный и прикладной). Показаны методы изучения уровня усвоения знаний основ экологии учителями географии (наблюдение, беседа, анкетирование, самооценка, тестирование, решение педагогических ситуаций, экспертная оценка методического проекта учебного занятия). Анализируются и оцениваются полученные в ходе исследования результаты работы, являющиеся основанием совершенствования дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Профессиональная деятельность педагога (обучение) по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС общего образования».
Abstract. The problem of diagnostic of knowledge level of ecology fundamentals of geography teachers at the courses of advanced training based on requirements of the professional standard of the teacher is updated. The notion of "knowledge of the foundations of ecology" is specified. When deter-mining the level of knowledge of
the fundamentals of ecology of geography teachers, such parameters as types of knowledge, stages of mastering knowledge, and quality of knowledge are identified. The elements of the di-agnostic component of the teacher's advanced training system are indicated. The criteria for determining changes in the level of knowledge of the fundamentals of the ecology of geography teachers (normative, legal, psychological-pedagogical, substantive-procedural and applied) are presented. Methods for studying the level of mastering the knowledge of the basics of ecology by geography teachers (observation, conversation, questioning, self-assessment, testing, solving pedagogical situations, expert evaluation of the methodical project of the training session) are shown. The results of the research are analyzed. These results are the basis for the improvement of the additional professional development program "Professional activities of the teacher in the subject "Geography" in the context of the implementation of the Federal state educational standard of preschool education ".
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональный стандарт, учитель географии, знание, экология, диагностика, критерий, результаты.
Keywords: advanced training, professional standard, geography teacher, knowledge, ecology, diagnostics, criteria, results.
Поэтапное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (далее -ФГОС) общего образования актуализировало необходимость изменения норм профессиональной деятельности педагогических работников. Это явилось одним из оснований разработки, утверждения и введения в образовательную
С. Н. Трошков, Е. В. Кузнецова
Диагностика уровня знаний основ экологии учителей географии...
практику профессионального стандарта «Педагог». Профессиональный стандарт педагога предъявляет в качестве требования к педагогической деятельности учителя необходимые знания основ экологии. Дополнительным основанием актуальности нашего исследования является Указ Президента РФ В. В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года экологии» от 5 января 2016 г.
Для того чтобы уточнить понятие «знание основ экологии», необходимо определить значение терминов «знание» и «экология». Обычно знание определяется как результат познания, научные сведения; совокупность сведений в какой-либо области. Следует отметить, что в научной литературе существуют различные трактовки понятия «знание». Их наличие и разнообразие определяется сферой применения данного термина. Конкретизация понятия «знание» осуществляется на конкретно-научном уровне познания и находит отражение в том числе в педагогической литературе.
Термин «экология» впервые был предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. По мнению ученого, экология - «сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой» [1, с. 5]. На III международном ботаническом конгрессе в 1910 г. были выделены следующие разделы экологии: аутэкология, изучающая взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой; демэкология, рассматривающая взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой; синэколо-гия, исследующая функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами. С середины XX в. в связи с усилением воздействия человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов. Сам термин «экология» получил более широкий смысл как наука, включающая одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. На V международном экологическом конгрессе в 1990 г. было предложено еще одно определение экологии как биологической науки, исследующей структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции,
сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и измененных человеком условиях.
Современная экология представляет собой стремительно развивающуюся науку, изучающую широкий круг проблем, имеющую собственную теорию и методологию. В начале третьего тысячелетия важнейшую роль стали играть экологическое образование, воспитание и просвещение, которые призваны объединить различные слои гражданского общества для решения экологических проблем [2]. В настоящее время экология рассматривается как учебная дисциплина, в содержание которой входит изучение взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, общих закономерностей взаимодействия природы и общества, вопросов охраны окружающей среды и целесообразного использования природных ресурсов.
Следовательно, знание основ экологии представляет собой комплексное понятие, которое может быть рассмотрено на разных уровнях и в разных аспектах. В силу этого в нашем случае под знанием основ экологии мы понимаем результат направленного усвоения учителями географии как слушателями курсов повышения квалификации исходных, главных положений (фактов, представлений, понятий, теорий, законов) науки, рассматривающей взаимоотношения человеческого общества и окружающей среды, который достигается на различных этапах курсового обучения.
Профессиональный стандарт «Педагог» как нормативно-правовой документ не только включает перечень профессиональных и персональных требований к учителю, но и является основой совершенствования дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Поэтому в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Профессиональная деятельность педагога (обучение) по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС общего образования» (утверждена решением ученого совета ГБУ ДПО ЧИППКРО от 23.11.2016 № 10/3).
На курсах повышения квалификации учителей географии общеобразовательных организа-
ций Челябинской области преподавателями кафедры учитываются цели и задачи основной общеобразовательной программы, а также рабочей программы учебного предмета, направленные на формирование основ экологической культуры школьников, соответствующей современному уровню экологического мышления, на приобретение учащимися опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Примерная основная образовательная программа основного общего образования в качестве метапредметных образовательных результатов определяет формирование и развитие экологического мышления школьников, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Опираясь на работу В. И. Маслова, отмечаем, что необходимые учителю географии знания основ экологии «дифференцируются на методологические и нормативные, общетеоретические (психолого-педагогические) и организационно-методические, конкретно-должностные и предметно-специфические» [3, с. 92].
В системе повышения квалификации учителей географии знания основ экологии приобретаются и совершенствуются в процессе очного и заочного (с использованием дистанционных образовательных технологий) обучения педагогов, а также их самообразования. Количество (объем, полнота) знаний основ экологии, подлежащих усвоению учителями, определяется дополнительной профессиональной программой повышения квалификации в соответствии с логикой школьного учебного предмета «География», психологическими и возрастными особенностями взрослых. Мы поддерживаем мнение Т. А. Сваталовой, что «повышение уровня профессиональной компетентности как интегральной характеристики учителя сегодня не может быть сведено к увеличению объема профессиональных знаний. Это процесс, ориентированный, прежде всего, на развитие методологического, рефлексивного типа мышления, формирование ценностного, личностного от-
ношения к новому знанию и способам его получения» [4, с. 102]. Следовательно, профессиональная компетентность учителя географии проявляется в мобильности знаний и обеспечивает функциональную грамотность педагога, его готовность к оценке и переоценке наличного уровня профессионального знания, к использованию усвоенной информации не только для решения текущих практических и теоретических задач, но и для поиска и получения новой информации.
От эффективности курсового обучения учителей географии зависит качество знаний основ экологии и их практическая направленность. По нашему мнению, полноценное усвоение научно-теоретических знаний предполагает предварительное построение в сознании педагогов предметов соответствующих наук, развитие у них способности теоретического отношения к явлениям. Поэтому усвоение учителями географии знаний основ экологии развертывается по законам предмета самой науки в соответствии с формами ее понятий. Научно-теоретическое знание, прежде всего, выражается в способах умственной деятельности, а затем уже в различных символо-знаковых системах, в частности, средствами искусственного и естественного языка.
При определении уровня знаний основ экологии учителей географии на курсах повышения квалификации нами учитываются такие описанные в дидактике и психологии параметры знаний, как виды знаний (знания о фактах, понятия и термины, законы и теории, знания о способах деятельности и методах познания); этапы усвоения знаний (понимание, применение в знакомых и новых условиях); качества знаний (системность, обобщенность, мобильность, действенность, полнота, прочность, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, конкретность, развернутость, свернутость, осознанность).
В процессе повышения квалификации учителей географии возникает необходимость оперативного изучения изменения уровня их знаний основ экологии. Базой для выявления уровня таких знаний выступает диагностический компонент системы повышения квалификации педагогических работников. Данный компонент в нашем исследовании включает в себя следующие элементы: 1) критерии и пока-
С. Н. Трошков, Е. В. Кузнецова
Диагностика уровня знаний основ экологии учителей географии...
затели определения изменений в уровне знаний основ экологии учителей географии; 2) методы и приемы изучения уровня усвоения знаний основ экологии учителями географии; 3) формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов педагогической диагностики.
Н. Н. Хридина определяет педагогическую диагностику как «особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса курсового обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс курсового обучения в целях повышения качества подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования» [5, с. 56]. Понимая под педагогической диагностикой одновременное оперативное изучение и оценку, регулирование и коррекцию процесса или явления на уровне деятельности педагога, А. С. Белкин [6] выделяет в диагностировании три основных этапа: 1) постановка предварительного, предположительного диагноза; 2) составление уточняющего диагноза на основе разностороннего изучения объекта с использованием таких методов, как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование и др.; 3) сравнение, сопоставление данных с целью их обобщения и вынесения окончательного диагноза.
Следует заметить, что в педагогической науке проблема исследования эффективности процесса повышения квалификации работников образования остается в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения по поводу критериев, показателей и методов изучения уровня усвоения знаний основ экологии учителями географии. Прежде чем обратиться к определению критериев и показателей уровня знаний основ экологии, обозначим терминологический аппарат исследуемого вопроса. Критерий - это качество, свойство и признак объекта, который изучается, дает возможность наблюдать его состояние, уровень развития. Каждый критерий характеризуется с помощью совокупности показателей. Показатели - это качественные или количественные характеристики развития каждого качества, свойства, признака объекта, который изучается.
Напомним, что дополнительная профессиональная программа повышения квалификации учителей географии включает четыре раздела: 1) «Современные нормативно-правовые основы общего образования»; 2) «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности учителя»; 3) «Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности учителя географии»; 4) «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности учителя географии». Исходя из структуры и содержания этой программы, на наш взгляд, «мерилом» уровня усвоения знаний основ экологии учителями географии могут быть признаны следующие критерии:
- нормативно-правовой критерий, который характеризует качество знаний нормативно-правовых основ экологического образования и воспитания в современной школе;
- психолого-педагогический критерий, который определяет уровень освоения современных психолого-педагогических подходов (культурологический, деятельностный, средо-вый и др.) и концепций экологического образования и воспитания в условиях модернизации российской школы;
- содержательно-процессуальный критерий, который определяет роль географической науки в решении экологических проблем человечества; характеризует примеры практического использования знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- прикладной критерий, который характеризует готовность учителей к проектированию учебного занятия по географии с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области, раскрывает взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по экологическому образованию и воспитанию школьников.
С целью определения уровня знаний основ экологии учителей географии нами используются следующие диагностические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, самооценка, тестирование, решение педагогических ситуаций, экспертная оценка методического проекта учебного занятия. В рамках данной статьи остановимся на рассмотрении выявленных в
ходе исследования профессиональных дефицитов (затруднений) и потребностей учителей географии по совершенствованию знаний основ экологии.
По первому критерию нами использовалась методика самооценки учителей географии на основе анкеты Н. В. Немовой [7], позволяющей оперативно оценить уровень знаний нормативных документов по вопросам экологического образования. В анкетировании приняли участие 127 слушателей курсов. Большинство учителей географии (73%) указали в анкете, что имеют лишь некоторые представления о правовых основах экологического образования, однако их недостаточно, чтобы успешно осуществлять образовательную деятельность. Только 27% анкетируемых педагогов считали, что имеют достаточные знания по этому вопросу.
Для нивелирования выявленных профессиональных дефицитов на учебных занятиях курсов повышения квалификации актуализировались вопросы экологического образования в свете международных материалов и государственной образовательной политики Российской Федерации на современном этапе. К таким документам и материалам международного и федерального уровней мы относим прежде всего следующие:
- Программа ООН по окружающей среде (1972 г.) и Международная программа в области экологического образования (1992 г.), определяющие глобальную стратегию экологического образования и подготовки кадров с учетом современных требований к природоохранному движению, а также меры содействия правительствам стран в организации системы экологического просвещения широких слоев населения;
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2008 г.), в котором устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования и просвещения;
- Указ Президента РФ «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012 г.), в котором поставлена конкретная задача обеспечения направленности процесса воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в
ФГОС соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся.
На курсах повышения квалификации слушатели постигают нормативно-правовые основы экологического образования в условиях устойчивого природопользования, осознают, что охрана окружающей среды - важное направление социально-экономической политики Российского государства. Фиксируя остроту отечественных экологических проблем, важно понимать, что по широкому кругу параметров Россия относится к числу благополучных стран планеты, является «крупнейшей экологической державой» [8, с. 90].
По второму критерию нами использовался тест итоговой аттестации слушателей курсов повышения квалификации. Наибольшие затруднения у учителей географии вызвал вопрос теста о том, что включает в себя понятие «здоровый образ жизни». Лишь 34% педагогов смогли дать наиболее полный ответ, включающий характеристику здорового образа жизни как ориентированность человека на то, чтобы формировать, сохранять и укреплять свое здоровье.
В рамках курсового обучения осуществлялось изучение современных психолого-педагогических концепций экологического образования и воспитания в условиях модернизации российской школы. Следуя рекомендациям Е. А. Улановой [9], на учебных занятиях учителя географии знакомились с психологическими аспектами взаимоотношения человека и окружающей среды, анализировали психологические последствия воздействия на человека тех или иных природных и социальных условий и изучали способы создания оптимальной среды для формирования и функционирования психики.
По третьему критерию нами использовалась методика решения педагогических ситуаций на основе проблемного метода курсового обучения. В нашем случае под проблемным методом обучения в повышении квалификации педагогических работников понимается совокупность действий, приемов, направленных на усвоение учителями географии знаний основ экологии через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение проблемных
С. Н. Трошков, Е.. В. Кузнецова
Диагностика уровня знаний основ экологии учителей географии.
соДШСйу, £ °->
А
ЧИППКРО
вопросов и задач, содержащих учебные или реальные противоречия и способствующих успешной реализации целей дополнительного профессионального образования.
В. Д. Сухоруков и В. Г. Суслов подчеркивают [10], что экологизация является одним из ключевых направлений обновления содержания образования по географии. Как отмечается в проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации, знание этого предмета является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой. Это важный педагогический ресурс, имеющий глубокий универсальный смысл и способный перепрограммировать человеческое пространство. Учебная деятельность слушателей по вопросам экологизации географического образования организуется в формате ролевых игр («Заседание городского совета») [11], имитационных моделей («Всемирная деревня») [12] и творческих лабораторий («Образ Челябинской области») [13]. В ходе исследования нами отмечена тенденция роста гностических умений слу-
шателей курсов (с 51 до 78%) систематически пополнять, расширять, добывать новые знания путем постановки и решения проблемных вопросов и задач по основам экологии.
По четвертому критерию нами использовался метод экспертной оценки методических проектов учебных занятий по эколого-географическому образованию, разработанных слушателями курсов с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области.
Как отмечает Т.В. Соловьева, обучение на курсах способствует повышению готовности учителей к отбору содержания образования (в том числе с учетом национально-региональных и этнокультурных особенностей), к его реализации в учебном процессе с применением эффективных образовательных технологий, к осмыслению собственного педагогического опыта [14, с. 77].
Преподаватели кафедры проводят экспертизу методических проектов, опираясь на критерии оценивания (см. табл.), определенные в учебно-методическом пособии для слушателей ГБУ ДПО ЧИППКРО [15].
Таблица 1
Уровневая оценочная шкала Показатели оценивания проекта учебного занятия Результаты оценки методических разработок
Высокий Методический проект полный, последовательный, выполнен в соответствии с технологией разработки учебного занятия и правилами оформления письменного текста. Проведен мастер-класс для слушателей группы по теме занятия. Содержание занятия способствует формированию комплексных образовательных результатов и развитию экологической культуры школьников 29%
Средний В методическом проекте обнаруживается некоторая неполнота элементов учебного занятия или имеют место две-три несущественные неточности. Представлен электронный вариант конспекта учебного занятия с мультимедийной презентацией. В содержании занятия отражена методика достижения метапредметных и предметных образовательных результатов с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области 54%
Критерии и результаты оценки методических разработок учебных занятий учителей географии - слушателей курсов повышения квалификации в 2017 г. (количество слушателей - 127 чел.)
Уровневая оценочная шкала Показатели оценивания проекта учебного занятия Результаты оценки методических разработок
Низкий В методическом проекте обнаруживается наличие основных элементов учебного занятия по географии или имеют место одна-две значительные ошибки, нарушения технологии разработки занятия и правил оформления письменного текста. Представлен бумажный текст плана учебного занятия. Содержание занятия направлено на достижение предметных образовательных результатов по географии 17%
Таким образом, использование преподавателями на курсах повышения квалификации перечисленных критериев, показателей и методов позволяет более достоверно и точно диагностировать уровень знаний основ экологии учителей географии. Объективная информация об уровне усвоения учителями географии знаний основ экологии дает возможность анализировать и оценивать результаты курсового обучения, совершенствовать дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Профессиональная деятельность педагога (обучение) по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС общего образования». Процесс профессионального роста учителей на диагностической основе отражается на повышении качества географического образования и экологического воспитания школьников. Проведенное нами исследование может послужить основой для создания модели экологической компетентности учителя географии.
Библиографический список:
1. Ларина О. В. Удивительная экология / О. В. Ларина. - М. : ЭНАС-КНИГА, 2017. -256 с.
2. Геоэкология окружающей среды. 10-11 классы : учеб. пособие / Н. Ф. Винокурова, Б. И. Кочуров, Н. Н. Копосова и др. - М. : Вентана-Граф, 2012. - 136 с.
3. Маслов В. И. Непрерывное повышение квалификации: планирование и организация / В. И. Маслов // Советская педагогика. - 1990. -№ 8. - С. 91-95.
4. Сваталова Т. А. Отбор содержания образовательной программы дополнительного профессионального образования на основе опреде-
ления актуального уровня профессиональных компетенций педагогов до-школьного образования / Т. А. Сваталова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2016. - № 2 (27). - С. 101-105.
5. Хридина Н. Н. Понятийно-терминологический словарь: управление образованием как социальной системой / Н. Н. Хридина. - Екатеринбург : УКИ, 2003. - 384 с.
6. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя / А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 1991. - 168 с.
7. Немова Н. В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования : метод. пособие / Н. В. Немова, Т. П. Афанасьева. - М. : АПК и ППРО, 2004. - 168 с.
8. Клюев Н. Н. Экологическая география России: природопользование на рубеже веков / Н. Н. Клюев, Л. М. Яковенко. - М. : Русское слово - учебник, 2017. - 96 с.
9. Уланова Е. А. Психология как экологически ориентированная наука / Е. А. Уланова // Тезисы докладов VI регион. науч.-практ. конф. «Проблемы экологии, экологического образования и просвещения в Челябинской области». - Челябинск, 2002. - С. 11-13.
10. Сухоруков В. Д. Методика обучения географии : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. - М. : ЮРАЙТ, 2016. - 359 с.
11. Малхазова С. М. Опыт преподавания «Экологии человека» на географических факультетах университетов / С. М. Малхазова, Е. Г. Королева // География в школе. - 2017. -№ 3.- С. 46-50.
12. Стрелова О. Ю. Дидактическая игра-конструктор «Всемирная деревня» / О. Ю. Стре-лова // Преподавание истории в школе. - 2010. -№ 1. - С. 16-19.
С. Н. Трошков, Е. В. Кузнецова
Диагностика уровня знаний основ экологии учителей географии...
13. Кузнецова Е. В. Изучение экономической и социальной географии Южного Урала в свете стратегии развития Челябинской области / Е. В. Кузнецова, А. А. Егорова, Е. Ф. Павленко и др. // Проблемы культурного образования : материалы IV всеросс. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. - Челябинск : Край Ра, 2014. -С.90-96.
14. Соловьева Т. В. Разработка программы курса литературы с учетом национально-региональных и этнокультурных особенностей как результат повышения квалификации учителя-словесника / Т. В. Соловьева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 1 (30). - С. 75-82.
15. Проектирование и анализ эффективности учебных занятий [Электронный ресурс] : учебно-методическое. пособие для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей общественных и художественно-эстетических дисциплин / В. М. Кузнецов, Ю. Г. Бобовкина, и др. -Челябинск : ЧИППКРО, 2017. - 56 с. - Режим доступа: http://ipk74.ru (дата обращения: 10.09.2017).
References:
1. Larina O. V. Amazing Ecology [Udivitel'naja jekologija], 2017. 256 p.
2. Vinokurova N. F., Kochurov B. I., Koposo-va N. N. Geo-ecology of the environment. 10-11 grades [Geojekologija okruzhajushhej sredy. 1011 klassy], 2012. 136 p.
3. Maslov V. I. Continuous professional development: planning and organization [Nepreryvnoe povyshenie kvalifikacii: planirovanie i organizaci-ja], 1990, No. 8, pp. 91-95.
4. Svatalova T. A. Selection of the content of the educational program of additional professional education on the basis of the definition of the current level of professional competence of teachers of pre-school education [Otbor soderzhanija obra-zovatel'noj programmy dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovanija na osnove opredelenija ak-tual'nogo urovnja professional'nyh kompetencij pedagogov doshkol'nogo obrazovanija], Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 2 (27), pp. 101-105.
5. Khridina N. N. Concept-terminological dictionary: management of education as a social sys-
tem [Ponjatijno-terminologicheskij slovar': uprav-lenie obrazovaniem kak social'noj sistemoj], Yekaterinburg, 2003.384 p.
6. Belkin A. S. The situation of success. How to create it: book for the teacher [Situacija uspeha. Kak ee sozdat': kniga dlja uchitelja], 1991. 168 p.
7. Nemova N. V. Professional Development of the Personnel of the Municipal Education System [Professional'noe razvitie kadrov municipal'noj sistemy obrazovanija: metod. posobie], AATPRE, 2004. 168 p.
8. Klyuev N. N. Ecological geography of Russia: nature management at the turn of the century [Jekologicheskaja geografija Rossii: prirodo-pol'zovanie na rubezhe vekov], 2017. 96 p.
9. Ulanova E. A. Psychology as an ecologically oriented science [Psihologija kak jekologicheski orientirovannaja nauka], Abstracts of VI region. scientific-practical. Conf. "Problems of ecology, environmental education and education in the Chelyabinsk region", Chelyabinsk, 2002,pp. 11-13.
10. Sukhorukov V. D. Methodology of teaching geography [Metodika obuchenija geografii], 2016. 359 c.
11. Malkhazova S. M., Koroleva E. G. The experience of teaching "Human Ecology " at the geographical faculties of universities [Opyt prepodavanija "Jekologii cheloveka" na geo-graficheskih fakul'tetah universitetov], 2017, No. 3, pp. 46-50.
12. Strelova O. Yu. Didactic game-constructor "World Village" [Didakticheskaja igra-konstruktor "Vsemirnaja derevnja"], 2010, No. 1, pp. 16-19.
13. Kuznetsova E. V., Egorova A. A., Pavlen-ko E. F. The study of the economic and social geography of the South Urals based on development strategy of the Chelyabinsk region [Izuchenie jekonomicheskoj i social'noj geografii Juzhnogo Urala v svete strategii razvitija Cheljabinskoj ob-lasti], Problems of cultural education: materials of IV Russian scientific-practical. Part 2, Chelyabinsk, 2014, pp. 90-96.
14. Solovyeva T. V. The development of the program of the literature course taking into account national-regional and ethno-cultural features as a result of improving the skills of the teacher-philologist [Razrabotka programmy kursa literatury s uchetom nacional'no-regional'nyh i jetnokul'turnyh osobennostej kak rezul'tat pov-
\
yshenija kvalifikacii uchitelja-slovesnika], Scientific support of a system of advanced training, 2017, No. 1 (30), pp. 75-82.
15. Kuznetsov V. M., Bobovkina Yu. G. Designing and analyzing the effectiveness of training sessions: the teaching method. manual for students of advanced training courses and professional retraining of teachers of public and
esthetic disciplines [Proektirovanie i analiz jef-fektivnosti uchebnyh zanjatij: ucheb.-metod. posobie dlja slushatelej kursov povyshenija kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki uchitelej obshhestvennyh i hudozhe-stvenno-jesteticheskih disciplin], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2017. 56 p. [Web resource], access mode: http://ipk74.ru (accessed date: 10/09/2017).
Hayuno-meopemuuecKuu .xypnaA
102