1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)
1.1. ПОПРАВКИ СТАТЬИ 21 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ РОССИИ
Чернышов М.Ю., д.п.н, к.ю.н., ведущий научный сотрудник Института динамики систем и теории управления СО РАН Аннотация. Статья обсуждает поправки ст.21 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, негативно сказавшиеся на правовом и экономическом положении инвалидов регионов России, образовавшие “черную дыру” в государственном бюджете, т.е. приведшие к существенному увеличению расходов бюджета на социальные нужды. Это существенно осложнило решение государством проблем обеспечения инвалидов. Выполняется сравнительная оценка факторов, в наибольшей степени определяющих экономическое положение инвалидов и состояние федерального бюджета. Учтены идеи, высказанные В.В.Путиным и Д.А.Медведевым в отношение соответствующих социальных программ.
Ключевые слова: юридические основы социальной политики; “черные дыры” в законодательстве; социально-экономическое положение инвалидов; качество жизни; дефицит бюджета; факторный анализ. Введение
В мире демократии принято считать, что одним из важнейших показателей цивилизованности и демократичности любого общества, любой нации являются отношение его членов к инвалидам, предполагающее защиту их прав, экономическую, социальную и психологическую поддержку этой социально и психологически неблагополучной, постоянно растущей и уже многочисленной категории населения. Известно, что на апрель 2008 года в России насчитывалось 16,5 млн. инвалидов (т.е. 13,6% населения, составляющего приблизительно 121,3 млн. человек).
С середины 1990-х годов в России идет процесс построения правового государства в целях включения его в европейское и мировое сообщество государств, в которых соблюдение прав человека является приоритетом [15]. Определены основные принципы государственной политики в правовой сфере. Они предполагают признание прав и свобод человека высшей ценностью и гарантию государственной защиты таких прав и свобод при условии соблюдения баланса интересов личности, общества и государства. Именно такие принципы закреплены в российском законодательстве.
В своем выступлении ещё в марте 2001 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул,
что "ядром государственной политики сегодня должны быть забота о человеке, внимание к его личности" [14: С.2]. В “Послании Президента РФ Федеральному Собранию” было подчеркнуто: “Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией. В ней в полной мере будут обеспечены права человека, гражданские и политические свободы” [7: С.1].
Таким образом, основной социальный принцип подхода к проблеме определен, подчеркнуто самое основное: обеспечение гражданских прав, нормальных условий для труда, создания семьи, рождения детей, забота о здоровье людей, возможность получить жильё, хорошее образование, работу по специальности, обеспечение личностного и культурного развития. Социальная установка нашего общества и отечественное законодательство предполагают всемерное повышение качества жизни инвалидов как недостаточно защищенной социальной группы. На сегодняшний день многие государственные институты, включая Комитет по социальной политике Совета Федерации Государственной Думы РФ, Совет по делам инвалидов при Президенте РФ, много делают для усовершенствования законодательства по социальной защите инвалидов. Cвод федеральных и региональных законов Российской Федерации в отношении инвалидов в ряде аспектов являет собой беспрецедентный образец гуманизма. При этом по отношению к инвалидам реализуется принцип социальной защиты, т.е. обеспечивается “система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества" [17: Р.18]. Этот принцип должен быть руководящим в законотворческой, экономической и иной работе над многообразными социальноэкономическими проблемами инвалидов России. Очень важно, чтобы законодательная база гарантировала соблюдение этого принципа.
Но, оценивая систему законодательной защиты инвалидов России объективно, пока едва ли можно признать её совершенной. Мы рассмотрим лишь одну из “чёрных дыр”, образовавшихся в Федеральном законе “О социальной защите инвалидов в РФ” №181-ФЗ от
24.11.1995, и попытаемся оценить её влияние на качество жизни инвалидов. Мы называем выявленный недостаток в законе “чёрной дырой”, т.к. его наличие создаёт неэкономный отток денежных средств из федерального бюджета, которого можно избежать.
1. Анализ состояния социально-правовой защищенности инвалидов
Большой вклад в разработку проблематики прав человека внесли такие крупные юристы, как
А.Г.Лисицын-Светланов [5], Н.В.Колотова [6], Е.А.Лукашева, Ю.Ю.Чайка и др. Заметный вклад в стр. 10 из 7разработку принципов и методологии построения основ конституционного права внесли работы такого известного специалиста в области конституционного права, как Ю.А.Шульженко [3]. Анализ цивилизационного аспекта проблемы права и вопросов социальной справедливости дан в работах
М.А.Супотаевой [Супотаева 2008]. Вопросы права социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты рассмотрены в докторской диссертации Т.К.Мироновой [Миронова 2008]. Развиваются системные исследования проблем права.
Существенный вклад в системное исследование проблем гражданского, публичного права, права социального обеспечения и в разработку системных подходов в юридических исследованиях внесли такие известные цивилисты, как С.С.Алексеев, С.Н.Братусь,
A.В.Венедиктов, В.П.Грибанов, Т.И.Илларионова,
О.А.Красавчиков, Ю.К.Толстой, В.Ф.Яковлев, а также такие известные цивилисты нашего времени, как
Ю.В.Андреев, А.С.Антомонов, М.П.Бардина,
B.С.Белых, М.И.Брагинский, В.А.Бублик,
В.В.Витрянский, Д.М.Генкин, Б.М.Гонгало,
И.В.Елисеев, Т.В.Калинина, Е.А.Крашенинников,
П.В.Крашенинников, М.И.Кулагин, С. А. Кудреватых,
B.В.Лаптев, В.М.Лебедев, Е.А.Лукашева, А.В.Майфат,
C.В.Максимов, И.В.Матанцев, И.В.Редькин,
И.В.Решетникова, В.В.Ровный, К.И.Скловский,
Е.А.Суханов, Г.Л.Стоякин, М.Ю.Тихомиров,
Г.С.Шапкина, Л.В.Щенникова, В.Ф.Яковлев, В.В.Ярков. Анализируя системные характеристики некоторых правоохранительных мер, Т.И.Илларионова писала, что: “системный подход создаёт предпосылки для целенаправленного системно-структурного изучения
различных аспектов права,... тенденций его развития, вскрытия механизма возникновения регулятивной и охранительной способности.” [2: С.7].
Проблема защиты прав инвалидов составляет весьма специфическую сторону права, т.к. сочетает в себе всю проблематику прав человека, вопросы конституционного и гражданского права, социальной справедливости и права на социальное обеспечение. В системном виде она пока не нашла отражения в исследованиях указанных крупных специалистов и представлена лишь в отдельных статьях [Чепурной 2004] и диссертации [Чернышов 2008] и пособиях для инвалидов, трактующих закон. Пока процесс построения права в отношении инвалидов развивается по факту, в практике работы соответствующих комиссий Государственной Думы РФ, которая в целом эффективна. Например, уже Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” №181-ФЗ от 24.11.1995 явил собой единственный в мире прецедент, когда решения ООН, нормы международного права и международные соглашения РФ ставятся выше положений отечественного законода-тельства1. Анализом состояния федеральной и региональной правовой базы в сфере социальной защиты, реабилитации инвалидов и её совершенствованием озабочен Департамент по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Но он берёт на себя лишь функции анализа полноты реализации федеральной государственной политики и анализа формирования государственной политики в отношении инвалидов посредством правовых документов. Департамент не занимается вопросами правовой
1 Здесь ст.3 утверждает: “Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным Законом, то применяются правила международного договора (соглашения)" [1: С.18].
экспертизы федеральных и региональных законов, нормативных актов и юридической техники их исполнения. Не подлежат анализу и региональные целевые программы, связанные с социальной защитой и реабилитацией инвалидов, хотя, заметим, в условиях демократического развития общества правовое закрепление социальных гарантий инвалидам должно осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях, ведь именно субъекты Российской Федерации реализуют политику государства на местах, обеспечивая доведение государственных обязательств социального характера непосредственно до инвалидов. От того, как осуществляется этот процесс, зависит социальное положение инвалидов и их отношение к власти.
Правовой основой формирования региональной нормативной базы в сфере социальной защиты инвалидов в своё время стали Федеративный договор от
31 марта 1992 г., Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и Федеральный закон “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации” от 24.06.1999 №119-ФЗ.
Согласно старой (от 1993 года) и ныне действующей Конституциям, федеративное устройство России основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и её субъектов. Конституция закрепила принцип равноправия всех субъектов РФ, предоставив им право принятия соответствующих законов, при условии, что они не противоречат федеральным, а Федеративный договор предоставил органам власти республик, краев, областей и городов федерального значения право осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения (при условии согласования с федеральными законами).
За период с 1992 по 2008 г. органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ было принято более 1230 законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к инвалидам (в том числе, органами государственной власти субъектов РФ - 780 законов и нормативных актов). В этих законах нашли отражение основы государственной стратегии обеспечения социальноэкономической защиты инвалидов, заложенные в Конституции РФ (с учетом изменений, внесенных Указами Президента РФ № 20 от 09.01.1996, № 173 от
10.02.1996, № 1011 от 01.07.1996, № 679 от
09.06.2001, и № 841 от 25.07.2003), нормы международного права, закрепленные в Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН № 3447 от 09.12.1975 "Декларация прав инвалидов" и № 48/96 от 20.12.1993 "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов". О высокой правотворческой активности субъектов РФ говорит то, что ещё в 2002 году законы и нормативные акты, касающиеся социальной защиты и реабилитации инвалидов, были прияты всеми субъектами РФ [4: С.13].
Согласно ст.5 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" решение проблем социальноюридической защиты инвалидов (в том числе - определение приоритетов в осуществлении субъектами РФ
социальной политики государства в отношении инвалидов, принятие соответствующих законов, иных нормативных правовых актов субъектами РФ и контроль за их исполнением) относились к ведению органов власти субъектов РФ. Однако редакция от 22.08.2004 №122-ФЗ (см. последнюю редакцию от 01.03.2008 №18-ФЗ [10]) отняла у регионов право регулирования большинства вопросов, связанных с поддержкой инвалидов, оставив им лишь права “участия в осуществлении приоритетов” и “реализации государственной политики в отношении инвалидов”.
Между тем, Государственная Дума РФ принимает одну поправку к ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” за другой. Сами статьи и вносимые поправки оцениваются, но не подвергаются должной юридической экспертизе. Ещё очень многое предстоит сделать для усовершенствования законодательной базы в целях реального улучшения социально-экономического положения инвалидов при соблюдении баланса “интересы государства - интересы инвалидов”.
2. “Черная дыра” номер один
Не все поправки к статьям Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” №181-ФЗ от 24.11.1995 вызывают удовлетворение. Рассмотрим одну из “чёрных дыр”, образовавшуюся в результате поправок, внесенных последующими редакциями закона в ст.21, и попытаемся оценить объем средств федерального бюджета, утекающих в эту “дыру”.
Обращают на себя внимание поправки, итеративно внесенные в ст.21 этого закона, связанную с установлением квоты приема инвалидов на работу (или отчисления по квотированию). До недавнего времени ст.21 утверждала: “Организациям. , численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 3%).”. Та же статья в редакции №188-ФЗ от 29.12.2001 почему-то ввела расплывчатое и ослабленное требование по проценту: “.(но не менее 2% и не более 4%).”, явившееся фактически лазейкой для уменьшения нормы на 1%. А в редакции №122-ФЗ от 22.08.2004 это необоснованное снижение нормы отчислений было дополнено более серьёзным и тоже ничем не обоснованным изменением не в пользу инвалидов: “Организациям., численность работников в которых составляет более 100 человек.”. Эта формулировка ст.21 сохранилась и в №18-ФЗ от 01.03.2008. Таким образом, малые предприятия с численностью работников менее 100 человек были полностью освобождены от обязанности трудоустраивать работоспособных инвалидов или же вносить в бюджет плату по квотированию, а ответственность остальных, более крупных предприятий была ослаблена на 1%. Поскольку большинство предприятий России являются малыми (с численностью менее 100 человек), а доля отчислений была фактически снижена с 3% до 2%, с 2005 года произошел резкий (по нашим оценкам почти 10-кратный) спад поступлений финансовых средств по квотированию в бюджеты регионов РФ. Таким образом, указанные поправки привели к исключению дополнительного источника (отчисления по квотированию), который предполагалось использовать для увеличения пенсий, льгот, средств реабилитации инвалидов. В несколько раз сократился объем возможных дополнительных пособий инвалидам и общественным организациям инвалидов. Принятие указанных поправок привело к тому, что всё бремя финансового обеспечения инвалидов вновь, как когда-то прежде, легло на федеральный бюджет.
3. Количественный анализ степени влияния поправок на состояние федерального бюджета и на снижение качества жизни инвалидов
Чтобы понять, сколь значительно сказывается обеспеченное поправками, внесенными в ст.21 Федерального закона №18-ФЗ от 01.03.2008, сокращение поступлений финансовых средств по квотированию в региональные бюджеты на качестве жизни инвалидов, был выполнен сравнительный анализ, учитывающий основные факторы, определяющие качество их жизни. Выполнить такое исследование в масштабах страны затруднительно, потому исследование проведено в рамках одного из регионов.
В работах [11-13] были представлены некоторые результаты опросов (сбора данных), проведённых нами в 2002, 2004, 2006 гг., и исследования, имевшего целью оценить удовлетворенность инвалидов Иркутской области уровнем жизни и разобраться в основных причинах и источниках их социально-экономического неблагополучия, дан анализ основных переменных и факторов, в наибольшей степени определяющих социально-экономическое положение инвалидов. Опросы показали, что для инвалидов как социальной группы характерен выраженный страх перед неопределенностью социально-экономических перспектив жизни, вызванный вынужденным переходом такой крупной социальной группы, как инвалиды, в режим выживания, т.е. существования за чертой бедности, а для большинства инвалидов в регионах - существования ниже уровня нищеты или даже крайней нищеты. Рассмотрим теперь систему “социальноэкономическое положение инвалидов” в социальной среде, т.е. под влиянием основных внешних факторов, воздействующих на основные переменные.
Перечень оцениваемых параметров был ограничен набором из 6-и переменных, признанных показателями качества жизни инвалидов (х): здоровье, материальное положение, жилищные условия, семейный статус (понимаемый как возможность создать семью), степень образованности, качество жизни в целом (напр. то, что достигнуто в жизни) (см. Табл. 1).
Выполняя исследование, можно было бы ограничиться обобщением данных, выведением статистических закономерностей и представить зависимости, характеризующие, например, социально-экономическое или правовое положение социальной группы и факторы, описав их в форме некоторой схемы отношений (Рис.1). Так обычно и поступают в большинстве исследований, выявляя затем методами статистики или иначе наличие/отсутствие тех или иных отношений между переменными и факторами. Заметим, однако, что множество связей фактора /1 с переменными Х}. может быть в общем случае неполным (см. Рис.1). Между тем, ограничив множество факторов конкретными, точно определенными факторами, имеющими все связи, можно применить, например, метод регрессии и достоверно, в аналитической форме оценить в сопоставлении веса факторов. Эта постановка задачи предполагает анализ корреляций, т.е.: а) выявление факторов, реально обусловливающих действенные, устойчивые зависимости между переменными и факторами (их число зависит от характера задачи и объема выборки); б) оценку устойчивости выявленных связей; в) выяснение степени специфичности/общности основных переменных; г) выявление факта влияния основных факторов на переменные; д) выявление степени влияния (т.е. весов) конкретных внешних факторов2 на основные переменные, а также степени их влияния на переменные, характеризующие экономическое положение инвалидов; е) выявление возможного обратного влияния наличия тех или иных переменных на состав факторов внешних по отношению к системе.
2 Речь идёт о факторах, являющихся внешними по отношению к системе, характеризующей социально-экономическое положение инвалидов.
Рис. 1. Схема отношений между переменными X,, определяющими качество жизни, и внешними факторами /і, воздействующими на них.
В ходе исследования были выявлены основные факторы (^), определяющие уровень жизни инвалидов,-
экономические, включающие, прежде всего, основные источники финансовых и материальных поступлений,
необходимых для жизни: /1 - субсидии из федерального бюджета (в млн. руб.), /2 - субсидии из регионального бюджета; /3 - дополнительные заработки;
/4 - субсидии по квотированию и каналам благотворительности [12].
Для оценки влияния ограниченного множества независимых факторов на подмножество переменных, характеризующих процесс и рассматриваемых как коррелированные между собой, был применен факторный анализ (ФА). Благодаря его ориентированности на оценку корреляций между переменными действием общих для них факторов ФА оказывается полезным инструментом исследования социальных и экономических явлений и зависимостей.
Формальная модель ФА строится на основе следующих предположений: 1) оцениваются в сопоставлении п переменных Х., . = 1, п, характеризующие
N объектов (напр. респондентов или законов) с учётом действия на них к факторов; 2) тогда единичные наблюдения .|-й переменной неким ьм респондентом (или с позиций Ко закона) можно обозначить как Хн,
1 = 1, N; 3) нетрудно вычислить среднее значение; стандартное отклонение ]-ой переменной; а также центральное нормированное отклонение 1 = Х ■■ /7■,
] ■ ] ■ ]
которое назовём стандартной формой задания пере-
менной (здесь (Г: =
N
Е
і =1
л
(хі - хі )2
/ N -
стан-
дартное отклонение ]-й переменной). Основное предположение ФА заключается в том, что, коль скоро значения анализируемых переменных детерминированы значениями других переменных, называемых факторами, то результат определения каждой переменной можно представить в виде суммы факторов, умноженных на соответствующие коэффициенты, называемые факторными нагрузками. 5) Факторы принято подразделять на общие /р , р = 1, т ; т << п (число общих факторов должно быть существенно меньше числа переменных) и характерные (управляющие) ын; 6)
Значения факторных нагрузок источник для расчётов. Итак, формальная модель ФА имеет вид:
т
1.. = "V а / + ё и ,
}1 /—I }Р^ Р }1 Л’
Р=1
где а. и - факторные нагрузки. Здесь характе-
]р ] ■
ристические переменные-признаки 1 имеют многомерное нормальное распределение со средней 0 и дисперсией 72 = 1 .
Если выразить дисперсию параметра через факторы /и и ., то получим:
N
N
Г=(Е 4)/N =Е а I (Е. СУ N+<(Е и'2,)/N+
р=1 і=1
і=1
і=1
N
N
+2Е (Е )/N + 2а,Е а „ (Е )/Л’,
р=1 і=1 р=1
і=1
где а2р и ё. - квадраты факторных нагрузок;
N
(VУр.)/N - дисперсия фактора, равная единице;
1=1
N N
(V ургучг )/ N и (V Ли )/ N - коэффициенты
1=1 1=1
корреляции между общими факторами;
N
(V )/ N - коэффициенты корреляции между
1=1
общими и характерными факторами. Здесь каждое слагаемое определяет долю дисперсии переменной, обусловленную соответствующим фактором. Сумму квадратов удельных весов общих факторов по переменной принято называть общностью, а сумму квадра-
тов удельных весов характерных факторов - характерностью (см. условную модель на Рис.2). Характерность переменной разбивается на 2 составляющие: одна связана с природой параметра и называется специфичностью; другая - с несовершенством измерительных средств, и называется ненадёжностью (или дисперсией ошибки). Дополнение ненадёжности до полной дисперсии называется надёжностью переменной (Рис.2). При такой интерпретации факторы /р и
и ■■ приобретают смысл латентно воздействующих переменных, детерминирующих значения оцениваемых переменных Х и обусловливающих наличие корреляций между ними.
Полная дисперсия переменной, равная 1
Область надежности
Область общности переменной Область специфичности переменной Дисперсия ошибки
Область характерности
Рис. 2. Соотношение между составляющими полной дисперсии переменной.
В данном (простейшем) случае анализ предполагал системную оценку данных, характеризующих наличие у инвалидов Иркутской области основных показателей (переменных), обеспечивающих качество жизни (т.е. их удовлетворенность показателями). Данные опросов позволили составить матрицу факторных нагрузок для переменных, характеризующих качество жизни (см. Табл.1) и выполнить расчёты. Фактически анализу методом главных компонент были подвергнуты 6 переменных. Количество интерпретируемых факторов равно 4. Последние ответственны практически за 99,9% суммарной дисперсии переменных (см. Табл.1).
В каждой позиции таблицы указан удельный вес вклада конкретного фактора fi в данную переменную
Х., оцениваемый по данным опроса или приемом экспертных оценок. Практически оцениваемая величина 1т, т.е. величина долей составляющих (с числом порядков т ) в суммарной дисперсии
к
1 = V а2 (т = 1,к,п) , вычислялась так:
т гт \ 5 5 / ’
1=1
Таблица 1. Матрица факторных нагрузок шкал удовлетворенности инвалидов основными показателями уровня жизни.
Пере- мен- ная Х] Шкала основных переменных, характеризующих качество жизни инвалидов Удельный вес фактора по переменной Критерий общности исходных показателей3 1 -100/п=35,3, т 55 %
Фактор /1 Фактор /2 Фактор /з Фактор /4
Х1 Здоровье 0,976 0,161 0,655 0,094 35,3
Х2 Материальное Положение 0,391 0,199 0,997 0,119 30,0
Х3 Жилищные условия 0,899 0,653 0,098 0,000 31,1
Х4 Семейный статус 0,112 0,011 0,998 0,009 25,2
Х5 Степень образованности 0,993 0,499 0,012 0,001 30,8
Х6 Качество жизни в целом 0,201 0,123 0,497 0,112 7,9
Вклад фактора, % 43,21 19,90 32,90 3,99
3 (т.е. процентная доля в суммарной дисперсии системы)
для 1-й строки данных в Табл.2: 1 = (0,976)2 + (0,161)2 + (0,655)2 + (0,129)2 = 1,422
; величина 1т-100/п = 35,3 . Таким образом, установлено, что 35,3% вариации показателя №1 (здоровье инвалида) обусловлены 4-мя детерминирующими
экономическими факторами (У — /4), причём, /1 и
У2 (субсидии из федерального/регионального бюджета) вносят основной вклад. Наименьший вклад обусловлен фактором /4 (выплаты по квотированию и
каналам благотворительности). Вклад каждого из факторов по позициям рассчитывался путём суммирования чисел в столбце и деления итогового числа на 6. Процентный вклад каждого из факторов вычислялся как доля в процентах от суммы вкладов всех факторов.
Заключение
Анализ снижения качества жизни инвалидов России по основным экономическим показателям вследствие поправок, внесенных в ст.21 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ” в редакциях от 29.12.2001 №188-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ и сохранившихся в редакции от 01.03.2008 №18-ФЗ, который был проведен на материале Иркутской области, позволил сделать следующие важные выводы.
Указанные поправки привели к резкому сокращению поступлений средств по квотированию в бюджеты регионов, которые сегодня не способны собрать те самые 19,9% финансов, необходимых для инвестирования в социальные программы, на пособия и льготы инвалидам. Вклад частных компаний в обеспечение социально-экономического положения инвалидов ничтожен (составляя лишь малую долю от 3,99%). Следовательно, послабления компаниям в выплатах по квотированию, обусловленные поправками, внесенными в ст.21, экономически никак не обоснованы. Они не выражаются в реальной помощи инвалидам и общественным организациям инвалидов.
Другой составляющей поддержки могли бы быть доходы работающих инвалидов (32,9%). Но проблема в том, что доля работающих инвалидов в стране на конец 2007 года составляла лишь 0,04% от общего числа инвалидов [9], т.е. и эти 32,9% неизбежно ложатся бременем на федеральный бюджет или же образуют дефицит в уровне жизни 99,96% инвалидов России. В итоге, федеральный бюджет вынужден принять на себя кроме 19,9% и эти 32,9%, т.е. дополнительные 52,8% по обеспечению инвалидов всех групп вместо возможных 43,2%.
Единственным путем снятия необоснованной нагрузки с федерального бюджета и повышения уровня жизни инвалидов могло бы быть возвращение ст.21 в ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” к её старой редакции, соответствующей №181-ФЗ от 24.11.1995.
В конце 2007 года, подводя некоторые итоги работы, проделанной Правительством РФ, В.В.Путин отметил: “Мы существенно увеличили расходы на социальную сферу. Социальная сфера призвана обеспечить должный уровень оказания самых важных, необходимых миллионам граждан России услуг” [8: С. 4]. Но увеличение пошло на покрытие разницы между 43,2%
и (43,2%+19,9%+32,9%)=96% нагрузки на федеральный бюджет по обеспечению инвалидов. Поправки в ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” оказались в пользу небольших частных компаний, из которых состоит основная часть отечественной легкой, добывающей промышленности, торговли и сферы услуг и которые полностью избавлены от выплат по необъяснимым причинам, но не в пользу инвалидов и в ущерб федеральному бюджету.
8 апреля 2008 года президент РФ Д.А.Медведев провозгласил программу ответственности за развитие малого бизнеса в России. Нет сомнения, что необходимо снять излишние бюрократические барьеры, мешающие нормальному развитию. Однако, в цивилизованном государстве, претендующем на достойное вхождение в мировое сообщество, добросовестные отчисления по квотированию - т.е. финансовая помощь государству в экономической поддержке инвалидов -являются священным долгом не только всех государственных, но и любых частных компаний, больших и малых.
Список литературы:
1. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.- Вып. 1.- М.: ВОИ, 2008.210 с.
2. Илларионова Т.И. Система гражданско-правовых охранительных мер / Т.И.Илларионова.- Точек, 1982.167 с.
3. Конституционное право России: курс лекций / Рук. авторского коллектива и отв. ред. Ю.А.Шульженко.-М.: Проспект, 2007.- 477 с.
4.
5. Права человека и современное государственноправовое развитие / Отв. Ред. А.Г.Светланов.- М.: ИРП РАН, 2007.- 365 с.
6. Право и права человека в условиях глобализации /Отв.ред. Е.А.Лукашева, Н.В.Колотова.- ИГП рАн, 2006.- 222 с.
7. Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета.- 17 мая 2003.- С. 1.
8. Путин В.В. Делай как я / В.В.Путин // Российская газета, 5 октября 2007 г.- № 221 (4484).- С. 4.
9. Супотаева М.А. Свобода и справедливость в Российском праве (цивилизационный аспект) // Доклад от сектора теории государства и общественных организаций.- ИГП РАН, 22.04.2008.
10. Миронова Т.К. Право социального обеспечения, и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Дисс. ... докт. юр. наук: 12.00.05 / МГУ им. М.В.Ломоносова.- М., 2008.- 298 с.
10. Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” №18-ФЗ от 01.03.2008 // Российская газета, №46 от 04.03.2008.
11. Чепурной А.Г. Понятие и правовая сущность государственной политики по социальной защите инвалидов боевых действий в Российской Федерации // Социальная политика и социология, 2004.- № 4.-
С.96-105.
11. Чернышов М.Ю. Экономические проблемы и права инвалидов / М.Ю.Чернышов // Законодательство и экономика.- 2002.- № 3.- С. 47-51.
12. Чернышов М.Ю. Основные экономические проблемы инвалидов России / М.Ю.Чернышов // Гумани-
тарные и социально-экономич.- 2004.- № 6.- С. 3238.
13. Чернышов М.Ю. Концепция квотирования, динамика занятости инвалидов России и проблема их социального обеспечения // Вестник Бурятского государственного университета.- 2006.- № 11.- С. 41-45.
14. Чернышов М.Ю. Проблема защиты прав инвалидов: системный аспект: Дисс. ... канд. юр. наук: 12.00.05 - трудовое право и право социального обеспечения / Иркутск, 2008.- 151 с.
14. Ядром государственной политики должна стать забота о человеке // Отчет губернатора Иркутской области Б.А.Говорина 30.03.2001.- Иркутск: Изд-во Администрации Губернатора Иркутской области, 2001.-
32 с.
15. Declaration of Rights for Disabled People: UN General Assembly Resolution No.3447 (XXX) approved by the 2433-d Plenary of the 30-th Session of December 9, 1975.- New York: UN Publishing Company, 1975.- 112 p.
16. Society for All by 2010: UN General Assembly Resolution No. 48/99 of December 20, 1993.- New York: UN Publishing Company, 1993.- 234 p.
17. Standard Rules for Provision of Equal Possibilities for Disabled People // UN General Assembly Resolution ("Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов") No.48/96 of December 20, 1993. - New York: UN Publishing Company, 1993.- P. 41-43.
Рецензия.
Статья М.Ю.Чернышова "Поправки статьи 21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и их влияние на состояние федерального бюджета и качество жизни инвалидов России" поднимает тему, которая представляется актуальной для судеб миллионов инвалидов страны. Автор не только обнаружил несовершенство, внесенное в ст. 21 указанного действующего Федерального закона. Он поставил исследовательскую задачу, выполнил конкретные экономические расчеты и на их основе предложил конкретные меры для улучшения положения инвалидов страны при непременном условии экономии госбюджета.
Нельзя не согласиться с утверждением автора о том, что в цивилизованном государстве, претендующем на достойное вхождение в мировое сообщество, добросовестные отчисления по квотированию — т.е. финансовая помощь государству в экономической поддержке инвалидов — являются священным долгом не только всех государственных, но и. любых частных компаний, больших и малых. Следует оценить попытку автора обратить внимание Президента и правительства РФ на наличие реального канала экономии средств государственного бюджета страны в условиях финансового кризиса.
Настоящая рецензия составлена Самбуровым Эдуардом Александровичем, д.филос.н.,
профессором , зав . кафедрой философии и социологии Иркутского научного центра (ИНЦ) СО РАН. Она утверждена на заседании кафедры ИНЦ 11.02.2009.