Волкова Г.Н.
КОНВЕНЦИЯ ООН «О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ» И ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(статья подготовлена по результатам проекта АНО «Совет по управлению и развитию» «Анализ действующего законодательства Российской Федерации и его реализации на соответствие Конвенции
о правах инвалидов»)
Вступление в действие Конвенции ООН «О правах инвалидов» и Факультативного протокола к ней знаменует начало новой эпохи поощрения, защиты и обеспечения полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрения уважения присущего им достоинства [1. Ст. 1]. Впервые права инвалидов были комплексно закреплены в имеющем обязательную силу международном договоре для стран-членов ООН, подписавших и ратифицировавших этот документ. Мировым сообществом признано, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и должны иметь равные возможности в реализации своих прав.
Согласно международно-правовым нормам политика государств по отношению к инвалидам должна быть направлена на то, чтобы не допустить ущемления их человеческого достоинства и социального отторжения, на создание условий для равноправного и всестороннего участия
лиц с ограниченными возможностями в жизни общества.
Государства, которые ратифицируют Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (далее по тексту Конвенция), берут на себя юридическое обязательство относиться к инвалидам как к субъектам права, обладающим всеми гражданскими правами. На уровне стран улучшение условий жизни инвалидов и реализация их прав и свобод осуществляются путем принятия законов и реализации соответствующих программ. Конвенция не только учитывает возможности каждого государства по исполнению тех или иных статей, но и предусматривает механизм международного и национального мониторинга и контроля процесса ее исполнения, включая участие в нем как самих инвалидов, так и их общественных объединений.
В Конвенции взамен доминировавшего прежде «медицинского» подхода к инвалидности закрепляется «социальный» подход. Каждому инвалиду должна быть обеспечена
защита не только его особых прав, но и всех прав человека с учетом его ограничений в здоровье. На инвалидов распространяется ведущий принцип социального устройства современного общества — принцип равных социальных прав и возможностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности.
Конвенция «О правах инвалидов» обобщила теорию и опыт применения законодательств различных стран в сфере защиты прав и свобод людей с инвалидностью, в том числе и прогрессивный опыт советского и российского права. В конце 1980-х и первой половине 1990-х годов прошлого века в России проводилась интенсивная работа по переходу от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной, социальной модели. Подобный подход нашел отражение в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 от 24.11. 1995 года. Гарантии занятости инвалидов, формирование доступной среды, профессиональная реабилитация инвалидов были закреплены в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (Указы Президента РФ: «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №1156 от 2.10. 1992 г.; «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 2.10.1992 г.; «О мерах по профессиональной реабилитации инвалидов и обеспечению занятости инвалидов» № 394 от 25 03.1993 г.; Постановление Правительства РФ №1151 от 25.11.1995 г. «Социальная поддержка инвалидов»), в «Трудовым Кодексе РФ», в Федеральном законе
«О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1-ФЗ от 19.04. 1991 года. Инвалидам было предоставлено приоритетное право трудиться на условиях надомничества, неполного и гибкого рабочего времени как на обычных, так и на специализированных предприятиях (в спеццехах), где условия труда сочетались с условиями отдыха [2, 3].
Рыночные преобразования, происходящие в стране, привели к коренному изменению социального законодательства, которое началось с принятия в 2004 года Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон №122-ФЗ, широко известный как «закон о монетизации льгот» предусматривал переход от предоставления ряда натуральных льгот отдельным категориям граждан к денежным компенсациям, перераспределение полномочий и разграничение расходных обязательств между органами власти различного уровня в сфере социальной защиты населения и в том числе инвалидов.
По существу, федеральный центр взял на себя функции по реализации минимальных стандартов жизнеобеспечения инвалидов в сфере
предоставления лекарственных препаратов, санаторно-курортного лечения, технических средств реабилитации, а также по обеспечению бесплатного проезда в пригородном железнодорожном транспорте и по льготной оплат жилья и коммунальных услуг. Все остальные, «не закрытые» этим перечнем полномочия в области социальной поддержки и помощи инвалидам с 1 января 2005 г. были делегированы региональным органам государственной власти. Информация, полученная из 45 региональных организаций ВОИ, свидетельствует о том, что немалая часть субъектов Федерации ни в организационно-правовом, ни в финансовом плане оказалась не готова к выполнению «спущенных» им сверху функций [4].
В результате проведенной реформы большинство льгот для инвалидов, установленных федеральным законодательством, были заменены ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ), адекватность которых не соответствовала отмененным льготам, так как не была подкреплена обоснованием необходимых инвалидам компенсационных мер.
Вместо базовой программы реабилитации инвалида — гарантированного перечня реабилитационных мероприятий — распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2004 года № 1343-р был утвержден федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Субъекты Российской Федерации и местные власти потеряли возможность устанавливать свои региональные перечни технических средств реабилитации и реабилитационных услуг для инвалидов. Было отменено право инвалидов на бесплатное обес-
печение автотранспортными средствами и зубопротезирование за счет средств федерального бюджета. Проблематичным стало и обеспечение инвалидов лекарствами. Апробированные лекарства известных и надежных фирм «вымывались» с рынка и заменялись дешевыми медикаментами, производимыми как в России, так и совместно с малоизвестными, а иногда и сомнительными зарубежными компаниями из Китая и Индии.
В 2005 г. от 80 до 90% людей с инвалидностью были недовольны лекарственным обеспечением. Из списка льготных лекарств исключены более 600 торговых наименований препаратов, в том числе важнейшие препараты для лечения диабетических осложнений. Врачам было запрещено выписывать лекарства, которые отсутствуют в аптеках. Задержка по срокам выдачи инсулина составляла от 2-х недель до 2-х месяцев. В результате люди, потребляющие сверхдорогие препараты, оказались без лекарств, не имея достаточных доходов для их приобретения. Все это снижает возможности реабилитации инвалидов [5].
Закон №122-ФЗ, Постановление Минтрудсоцразвития РФ от 29.01. 1997 г. №1 «Об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» поставили социальную поддержку инвалидов в зависимость от так называемой степени ограничения способностей к трудовой деятельности (ОСТД).
Тем, кто имел бессрочное свидетельство на инвалидность еще до обозначенных нововведений, и в чьих документах не значилась степень ограничения способности к трудовой
деятельности, пенсия и компенсационные выплаты за льготы начислялись в соответствии с группами инвалидности.
Тем же, кто обращался в службу медико-социальной экспертизы за оформлением или подтверждением инвалидности, за разработкой или уточнением Индивидуальной программы реабилитации, присваивалась степень ограничения способности к трудовой деятельности, которая существенно влияла на размер пенсий и ЕДВ. Привязка в 2004 г. ЕДВ не к группе инвалидности, а к ОСТД, привела к тому, что работающие инвалиды теряли от 537 до 2308 руб. в месяц [6].
Самый высокий размер базовой трудовой пенсии по инвалидности (в 2005 г. 59,6% от прожиточного минимума пенсионера, а вместе с денежными компенсациями лишь на 6% был выше ПМП) назначался при третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности — «неспособность к трудовой деятельности». При этом работодателю было запрещено трудоустраивать инвалида с подобной рекомендацией.
При второй степени ОСТД инвалид сохраняет «способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательные средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц». Инвалиды с такой рекомендацией и с базовой трудовой пенсией, составляющей менее трети ПМП, а вместе с денежными компенсациями — 63,0% от ПМП, практически не могут трудоустроиться на открытом рынке труда и улучшить свое материальное обеспечение.
При первой степени ОСТД сохраняется «способность к выполнению
трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии. При этом базовая пенсия составляла лишь 14,9%, а вместе с денежными компенсациями не достигала половины (41,4%) от ПМП.
Если инвалиду не назначалась хотя бы !-я (самая легкая) степень ОСТД, ему не выплачивалась не только базовая и страховая части трудовой пенсии, но и ЕДВ, предоставлялся только набор социальных услуг — социальный пакет.
В деятельности службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) просматривалась тенденция к снижению степени ОСТД у инвалидов. В результате только в 2005 г. более 40 тыс. человек получили так называемую нулевую степень утраты трудоспособности. Поэтому инвалиды предпочитали не обращаться с просьбой об уточнении индивидуальной программы реабилитации, включения в нее необходимых для реабилитации благ и услуг, опасаясь того, что им понизят степень ОСТД.
Практика последних лет убедительно показала, что многие нововведения, в частности достаточно произвольное назначение ОСТД, снизили мотивацию инвалидов к реабилитации и активному образу жизни, и в частности к труду.
Чем активнее инвалид себя ведет, тем большая вероятность лишиться части гарантированных государством пенсионных и иных денежных выплат. Если учитывать высокую безработицу среди инвалидов, сложности в получении образования и хорошо оплачиваемой работы, очевидно желание инвалидов сохранить гарантированные государством выплаты.
Потребности инвалидов в благах и услугах, на которые ранее распространялись льготы, не отпали, но при снижении возможностей участия в трудовой деятельности, привязанной к ОСТД, удовлетворять их предлагалось за счет мизерных пенсий и компенсационных выплат или за счет доходов других членов семьи.
Социальные гарантии в виде минимальной пенсии по инвалидности к началу ХХ1 века стали настолько малозначимы, что можно говорить об их отсутствии. Если в 1993 г. минимальная пенсия по инвалидности первой группы составляла 105%, второй — 63%, третьей — 42%, то в 1999 г. она снизилась соответственно до 30, 15 и 10% от величины ПМП. На 1.01.2004 г. фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии инвалидов 1-ой, 11-ой и 111-ей групп составляли соответственно: 5124, 2562 и 1281 руб. в месяц [7. С. 174-175].
Ориентация на то, что для удовлетворения потребностей инвалидов достаточно выплачивать им незначительную пенсию и единовременные денежные выплаты, полностью исключает возможность проведения эффективной реабилитации инвалидов и противоречит многим международным документам, в первую очередь, Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятым в 1993 году ООН. Уровень пенсионного обеспечения подавляющего большинства инвалидов настолько мал, что он не может покрыть самые насущные потребности здорового человека, не говоря уже о дополнительных потребностях в связи с инвалидностью.
При низком уровне социальных гарантий и пенсионного обеспечения
наиболее актуальным становится предоставление более широких возможностей для равноправного и всестороннего участия лиц с ограниченными возможностями в трудовой деятельности и получения ими трудовых доходов.
Трудовая деятельность в жизни человека с инвалидностью играет не менее важную роль, чем в жизни здорового человека. Для человека с инвалидностью труд является мощнейшим фактором как улучшения материального положения, так и формирования его как социально активной личности, его реабилитации и интеграции в общественную жизнь. Расширение возможностей для занятия производительным трудом позволяет значительно снизить государственные расходы на социальные выплаты. Каждый рубль, вложенный в реабилитацию инвалидов и создание вспомогательных служб помощи членам их семей, дает десятикратный экономический эффект [8].
По сравнению с другими социальными группами, неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности в процессе реализации равного права на труд. Проблема профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов так остро не стояла в условиях всеобщей занятости, избытка рабочих мест, когда изыскивались дополнительные источники рабочей силы. Значительная часть инвалидов трудились на специализированных государственных предприятиях или на предприятиях общественных организаций инвалидов. Всероссийское общество слепых и Всероссийское общество глухих участвовали за счет собственных средств не только в создании и оборудовании рабочих мест, в строи-
тельстве и оборудовании специальных школ, больниц, но и осуществляли значительные отчисления в бюджет страны.
Широкий спектр льгот и преференций, предоставляемых общественным организациям инвалидов и их предприятиям, был косвенной поддержкой занятости инвалидов. Замена государственного управления занятостью ее косвенным регулированием, отход от гарантий полной занятости привели к тому, что формирующийся рынок труда в условиях большого предложения рабочей силы предъявляет повышенные требования к инвалидам, объективно менее конкурентоспособных при прочих равных условиях, что привело в начале нового столетия к снижению численности занятых инвалидов, как на открытом, так и на закрытом рынках труда.
Препятствия в трудоустройстве привели к тому, что за последние 10 лет потеряли работу, как минимум, 5,5 млн. инвалидов, а бюджеты различного уровня — соответственно столько же налогоплательщиков из числа инвалидов.
Если в начале 1990-х годов в стране работали 86% инвалидов третьей группы и 25% инвалидов первой и второй групп, что в целом составляло свыше 55% всех инвалидов, а 78 лет назад — 16-18%. то сейчас, по различным оценкам, работают не более 11-15% инвалидов [8, 9].
Отсутствие государственной поддержки пагубно отразилось на деятельности специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, в том числе предприятий общественных организаций инвалидов. На предприятиях ВОИ средний темп снижения численности работающих инвалидов составлял 15% в
год. Вынуждены были закрыться более 1200 малых и средних. В целом за 2002-2005 гг. в системе ВОИ было ликвидировано более 46 тыс. рабочих мест, в том числе более 21 тыс. для инвалидов [6].
Отсутствие льгот по налогообложению привело к тому, что нерентабельные специализированные предприятия разорялись и прекращали свое существование или, поменяв собственника, были перепрофилированы.
Существенное влияние на сокращение занятости инвалидов оказало изменение прежней системы квотирования рабочих мест. В Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11. 1995 г. были внесены поправки, которые изменили порядок и размер квотирования рабочих мест для инвалидов. Субъекты РФ получили право устанавливать квоту в размере 2-4% при численности работающих более 100 человек вместо 3% для организаций с численностью работающих 30 и более человек. Квотирование не распространялось на малые предприятия, которые были поставщиками наиболее привлекательных для инвалидов рабочих мест. Это значительно сократило предложение вакансий на открытом рынке труда.
В структуре реабилитационных мероприятий превалируют пассивные меры поддержки, например, в виде назначения пособия по безработице. Наибольшая часть инвалидов (85,7% в 2010 г.), состоящих на учете в государственных органах занятости, получают пособие по безработице. И эта тенденция наблюдается с 2005 г. Что же касается активных программ, то в них участвуют очень незначительная доля безработных
инвалидов. В 2010 г. менее пяти процентов состоящих на учете инвалидов прошли профессиональное обучение, менее одного процента повысили квалификацию, менее трети трудоустроено. Превалирование мер пассивной поддержки безработных инвалидов не способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда [10. С. 83].
Принятие закона №122 в немалой степени привело к негативным тенденциям в социальной защите инвалидов, к несоответствию отечественного законодательства принципам Конвенции. Вся система соцзащиты, действующая после принятия этого закона, стимулировала не интеграцию инвалидов в общество, а их пассивность и иждивенчество. Она наказывала тех, кто работал или искал работу, учился или пытался получить образование. Закон действительно «бил» по наиболее активной части людей с ограниченными возможностями [5].
Федеральный закон №122-ФЗ был принят в соответствии с Указом Президента РФ от 23.07.2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», предусматривающим ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в т.ч. прекращение избыточного государственного регулирования.
Термин избыточного государственного регулирования не вполне приемлем по отношению к инвалидам. Во многих развитых странах давно поняли, что в условиях рыночной экономики инвалиды заведомо неконкурентоспособны и государственный патернализм по отношению к ним абсолютно необходим. Отход от патернализма в России суще-
ственно снизил возможности инвалидов в реализации закрепленных во многих международных документах прав на равные с другими людьми условия жизни.
Следует отметить, что съезды крупнейших общественных организаций Всероссийского общества инвалидов и Всероссийского общества слепых и глухих постоянно высказывались за устранение противоречий действующего законодательства Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» №181 от 24.11.1995 г., против подмены критериев инвалидности критериями ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД), за восстановление права на пенсию и социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от группы инвалидности, за достойное обеспечение лекарственными и реабилитационными средствами.
Государственная Дума практически единогласно ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». За закон о ратификации было подано 443 голоса при одном воздержавшемся и шестерых не голосовавших. На момент подписания Конвенции федеральные, региональные и местные органы власти и управления осознавали, что не были готовы к тому, чтобы «10 процентов населения (13,2 млн. человек в 2011 г.) нашей страны почувствовали себя абсолютно защищенными гражданами, у которых есть поддержка, и которые могут активно участвовать в общественной жизни, работать, реализо-вывать себя, несмотря на ограничения по здоровью» [11].
К моменту подписания Конвенции Россия оказалась в начале пути по реализации ее основных положе-
ний. Инвалиды еще не стали равноправными партнерами на рынке труда, сохраняется тенденция вытеснения их с открытого рынка труда. Еще не сложилась отлаженная система взаимодействия участников реабилитационного процесса — государственных органов и структур, общественных организаций инвалидов, работодателей — в решении вопросов профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов.
Подписание и ратификация Конвенции является свидетельством того, что Российская Федерация выразила согласие с теми основополагающими принципами, на которых строится современная политика государства в отношении инвалидов, готовность страны к соблюдению международных стандартов политических, экономических, социальных, юридических и иных жизненно важных прав инвалидов.
Неисполнение обязательств перед инвалидами может привести к противостоянию с международным сообществом. Ратифицировав Конвенцию, Россия приняла на себя обязательства внести некоторые основополагающие изменения в действующее на тот момент законодательство в сфере социальной защиты, реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
В последние годы проводится интенсивная работа по совершенствованию российского законодательства, в которой принимают участие представители всех уровней власти, общественных организаций инвалидов. Акцент смещается с пассивных форм государственной помощи гражданам с ограниченной трудоспособностью на активные — реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество, на государственную под-
держку дополнительных мероприятий по созданию рабочих мест и трудоустройство инвалидов.
После многочисленных обращений Совета по делам инвалидов вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым с 1.01.2010 г. пенсии по инвалидности (трудовые и государственные), а также все денежные выплаты инвалидам устанавливаются в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения способности к трудовой деятельности. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. №1013н (в ред. от 26.01.2012 г. №60н) легализован труд инвалидов первой группы, имеющих третью степень утраты трудоспособности за исключением тех, кто работать действительно не в состоянии или кому работа противопоказана по состоянию здоровья [12].
Постановлением Правительства Российской Федерации «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке» №1143 от 27.12.2010 г., в соответствии с которым разрабатываются и реализуются региональные программы, был внесен пункт о создании рабочих мест для инвалидов,
который отсутствовал в предшествующих правительственных постановлениях.
Региональные целевые программы «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда» разрабатываются в соответствии с федеральным законодательством (Постановления правительства РФ от 26.12. 2011 г. №1146 и от 15.12.2012 г. №1307). Мероприятия Программ по созданию и сохранению рабочих мест для инвалидов в регионах РФ осуществляются на условиях софинан-сирования, но преимущественно (до 95%) за счет средств федерального бюджета. Условием предоставления субсидии из федерального бюджета является софинансирование реализации Программы за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 5.04.2010 г. №40-ФЗ предоставляются субсидии работодателям на возмещение затрат на приобретение специального оборудования для оснащения рабочих мест инвалидов в рамках мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций» от 27.12.2010 г. №1135 из федерального бюджета предоставляются субсидии отдельным общественным и иным некоммерческим организациям, уставная деятельность которых направлена на решение социальных
вопросов, защиту прав и законных интересов граждан. Субсидии предоставляются, в том числе на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности, направленной на решение социальных вопросов в соответствии с уставными целями.
В 2010 г. Минобрнауки России определил перечень базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования в каждом из федеральных округов, которые обеспечивают условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 30.12.2010 г. №2211). С 2011 г. в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы осуществляется поддержка программ общественных организаций инвалидов по содействию их трудоустройству, в том числе по созданию и обеспечению доступности рабочих мест.
Особенно активизировалась деятельность органов власти после Указа Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7.05.2012 г. №597, в соответствии с которым разрабатывается Комплекс мер по расширению возможностей трудоустройства инвалидов, содействию их трудоустройству и обеспечению доступности для них профессионального образования, реализуются различные меры поддержки занятости инвалидов, включая: • содействие трудоустройству инвалидов в рамках государствен-
ной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы;
• государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов;
• поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих дополнительные адресные услуги инвалидам;
• содействие поиску подходящей работы в рамках предоставления государственных услуг органами службы занятости населения;
• содействие трудоустройству незанятых инвалидов в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
• квотирование рабочих мест на крупных, средних и малых предприятиях;
• налоговые льготы, предусмотренные для общественных организаций инвалидов и учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2181-р утверждена новая редакция государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая приведена в соответствие с Порядком разработки и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года №588. Цель Программы — формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвали-
дов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы.
Минтруда России был разработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы, и утвержден приказом №645 29.12. 2012 г. «О проведении мониторинга реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и за-крепляемости на оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов в 2013-2015 годах».
Федеральный закон « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» №11-ФЗ от 23.02.2013 г. дополнил Федеральный закон «О занятости населения» положением, в соответствии с которым работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для инвалидов (в пределах установленной квоты) и информировать об этом службу занятости (квота устанавливается законодательством субъектов РФ для организаций с численностью работников более 100 человек в пределах от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников). Одновременно скорректированы положения Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, предусматривающие ответственность работодателей за неисполнение установленной обязанности.
Согласно новой редакции статьи 5.42 КоАП РФ штраф за данное адми-
нистративное нарушение, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Такой же размер штрафа установлен за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного (ранее он составлял от 2000 до 3000 руб.).
Госдума РФ 26.06.2013 г. приняла в третьем чтении закон «О квотировании малыми предприятиями рабочих мест для инвалидов», который по предложению Минтруда РФ (Письмо от 13 февраля 2013 года №16-1/10/1533; Письмо от 21 февраля 2013 года №16-1/10/1-687) вводит квоту на трудоустройство инвалидов для предприятий, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, не выше 3% среднесписочной численности работников.
Полномочия по введению квотирования в регионе предоставляются региональным властям. По предварительным расчетам данная мера позволит обеспечить занятостью дополнительно около 300 тыс. инвалидов.
Пристальное внимание в субъектах РФ уделяется законам «О резервировании рабочих мест для инвалидов», которое должно осуществляться с учетом установленной квоты и распространяться на организации, не
выполняющие квоту для приема на работу инвалидов.
С 2013 г. начала действовать разработанная Министерством труда и социальной защиты РФ программа «Содействия занятости населения на 2013-2020 гг.». Одним из важнейших мероприятий подпрограммы «Активная политика занятости населения» является содействие трудоустройству граждан, которые испытывают трудности при поиске работы. В рамках Программы ежегодно планируется оснащать 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
После подписания и ратификации Конвенции ООН многое в законодательной базе сделано. Еще больше предстоит сделать для защиты прав инвалидов, обеспечения им равных с другими лицами возможностей реабилитации и социальной интеграции, реализации своих конституционных прав и свобод и полного участия в жизни общества. Законодательное оформление новой политики в отношении инвалидов пока не ликвидирует огромной пропасти между провозглашаемыми целями открытого общества для инвалидов, максимального вовлечения инвалидов во все сферы жизнедеятельности, реального участия инвалидов в общественном труде и общественной жизни.
Литература
1. Конвенция «О правах инвалидов» принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 и вступила в действие 3 мая 2008 г.
2. Волкова Г.Н., Миль Г.В. Работающие пенсионеры: неиспользованные возможности // Население третьего возраста. — М: Мысль,1986.
3. Новицкий А.Г., Волкова Г.Н, Кремлякова Л.В., Миль Г.В. Рекомендации по разработке программ развития народонаселения региона. Подпрограммы: Пожилые люди; Учащиеся и студенты дневного обучения; Пенсионеры по инвалидности. Ассоциация «Трудовые и социальные проблемы России» Москва 1989 г.
4. Ломакин-Румянцев А.В. Результаты мониторинга состояния социальной защиты инвалидов в субъектах Российской Федерации в 2005 году (по материалам Всероссийского общества инвалидов) Аналитический вестник «Мониторинг реализации
Федерального закона № 122-ФЗ в части обеспечения в 2005 году социальной защиты инвалидов в Российской Федерации».
5. Инвалиды: право на жизнь. Открытое письмо Президенту России. Принято на парламентских слушаниях 21.08.2007 г.
6. Клепиков А.В., Шаталова Е.Ю. Конвенция о правах инвалидов: возможности и перспективы внедрения в России. Социальная политика и социальная защита. SPERO №11 Осень-зима 2009г. Официальный сайт ВОИ Конвенция ООН о правах инвалидов: http://www.un.org/russian/documen/convents/disability. Html).
7. Росстат. Российский ежегодник. 2011.
8. Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация инвалидов в России / Досье на цензуру 2008 г.
9. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Проблемы доступной среды и возможности занятости. Форум работодателей на сайте: www.hrm.ru , июль 2004 г.
10. Росстат. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010.
11. Чурбанова Т.А. Конвенция принята, а что дальше? 5 мая 2012г. Сайт: Доступная среда.
12. Стенограмма «круглого стола по теме: «Конвенция ООН «О правах инвалидов и российское законодательство: что делать?» Официальный сайт КПРФ и Единой России в Госдуме 3 мая 2012 года.
Bibliography
1. Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Accepted by UN General Assembly on 13 December 2006 and entered into force on 3 May 2008.
2. Volkova G.N., Mil' G.V. Working pensioners: lost opportunities. Population in the Third Age. Moscow. Thought. 1986.
3. Novitsky A.G., Volkova G.N, Kremlyakova L.V., Mil' G.V. Recommendations on elaboration of the programmes for development of population of regions. Sub-programmes Elderly People, Pupils and Full-Time Students, Disabled Pensioners. Association for Labour and Social Issues in Russia. Moscow. 1989.
4. Lomakin-Rumyantsev A.V. Results of the monitoring of social protection of the disabled in the Russian Federation subjects in 2005 according to materials from the All-Russian Society of the Disabled. Analytical bulletin Monitoring Implementation of the Federal Law No 122-FZ Concerning Social Protection of the Disabled in the Russian Federation in 2005.
5. The Disabled: the Right to Life. Open letter to President of Russia adopted at the Parliamentary hearings on 21 August 2007.
6. Klepikov A.V., Shatalova E.Yu. Convention on the Rights of Persons with Disabilities: Possibilities and perspectives of implementation in Russia. Social Policy and Social Protection. SPERO. No 11. 2009. Available at: http://www.un.org/russian/documen /convents/disability.
7. The Statistical Yearbook of Russia. Moscow. Rosstat. 2011.
8. Kavokin S.N. Professional rehabilitation of the disabled in Russia. Censorship Record. 2008.
9. Policy of Disability: Social citizenship of the disabled in modern Russia: Problems of accessibility and employment opportunities. Available at employers' forum: www.hrm.ru. July 2004.
10. Social Status and Living Standards of Population in Russia. Moscow. Rosstat. 2010.
11. Churbanova T.A. The Convention is adopted, and what comes next? Website Accessibility. 5 May 2012.
12. The UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities and Russian Legislation: what is to be done? Minutes of the Round Table. Available at the official page of KPRF and United Russia on the website of the State Duma. 3 May 2012.