Научная статья на тему 'ПОНЯТИЙНЫЙ СТАТУС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ'

ПОНЯТИЙНЫЙ СТАТУС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельность / категориальные особенности деятельности / культура / социокультурная среда / activity / categorical features of activity / culture / socio-cultural environment.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Соловьева Светлана Игоревна

рассматриваются категориальные особенности деятельности в рамках социально-гуманитарного знания; обращается внимание на значение деятельности в ресурсе образования, имеющего гуманистическую и личностно-ориентированную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL STATUS OF ACTIVITY WITHIN THE FRAMEWORK OF SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE

the categorical features of activity within the framework of social and humanitarian knowledge are considered; attention is drawn to the importance of activity in the resource of education having a humanistic and personality-oriented orientation.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЙНЫЙ СТАТУС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ»

I. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 377.5

DOI: 10.24412/2308-7196-2023-1-7-12

Соловьева Светлана Игоревна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии и общественных наук

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]

ПОНЯТИЙНЫЙ СТАТУС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-

ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Svetlana I. Solovieva

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Social Sciences

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Perm State Humanitarian and Pedagogical University ', Perm, Russia 614990, Perm, Siberian str., 24, e-mail: [email protected]

THE CONCEPTUAL STATUS OF ACTIVITY WITHIN THE FRAMEWORK OF SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Аннотация: рассматриваются категориальные особенности деятельности в рамках социально-гуманитарного знания; обращается внимание на значение деятельности в ресурсе образования, имеющего гуманистическую и личностно-ориентированную направленность.

Ключевые слова: деятельность, категориальные особенности деятельности, культура, социокультурная среда.

Abstract: the categorical features of activity within the framework of social and humanitarian knowledge are considered; attention is drawn to the importance of activity in the resource of education having a humanistic and personality-oriented orientation.

Key words: activity, categorical features of activity, culture, socio-cultural environment.

© Соловьева С.И., 2023

Деятельность - фундаментальная философская категория, сопоставимая по своей сущности с понятиями сознания и общественного бытия. В различные периоды развития научной мысли представления о деятельности находились в прямой зависимости от общественных отношений и восприятия окружающего мира. Впервые понятие человеческой деятельности появляется в период античности, но деятельность не воспринимается как специфическая и доминирующая сфера бытия человека, изменения окружающего мира не характеризуются как деятельностные. В Новое время, в результате формирования нового типа мышления, пропагандирующего деятельное отношение человека к миру, категория деятельности утверждается как универсальная предельная абстракция. В рамках немецкой классической философии деятельность рассматривается как мировоззренческий принцип (и всеобщее основание) и принцип всей культуры [10]. И. Кант определяет человека как субъекта деятельности, мотивом которой является стремление преодолеть разрыв связи между реальным и прогнозируемым (идеальным). И.Г. Фихте ставит деятельность в основание всех сфер человеческой культуры. Идеи И.Г. Фихте развиваются в учении Г. Гегеля, который мыслит человека изначально захваченным тотальностью деятельности. Деятельность у Г. Гегеля предстает в форме целесообразного объективного процесса, соединяющего цель с результатом.

Начиная с XIX в. проблема деятельности разрабатывается в различных философских учениях, психоанализе, феноменологии. Огромное влияние на теорию деятельности оказал марксизм, где деятельность представлена в виде сложной развивающейся системы. Под влиянием идей марксизма отечественными учеными-психологами С.Л. Выготским, Л.С. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым и другими разрабатывается деятельностная концепция. В ХХ в. под влиянием масштабной всесторонней деятельности человека, развития науки и техники интерес к проблеме деятельности радикально активизируется, исследования носят всесторонний, метанаучный характер, возникает такое направление, как «философия деятельности».

Деятельность представляет собой явление, присущее только человеку, так как активность человека изначально регулируется совокупностью человеческого опыта. Э. Кассирер отмечал, что «самая главная характеристика человека, его отличительный признак - это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность» [4]. По М.С. Кагану, деятельность есть «форма активности живого существа, которая призвана воспроизвести сверхприродные

РАЗДЕЛ 1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

условия его бытия - социальные отношения, культуру, наконец, его самого» [8].

М. Вебер в основу понимания деятельности положил понятие целерационального действия, к основным характеристикам которого отнес однозначность, ясность поставленной индивидом цели, наличие четкой, рационально продуманной программы действий [5]. Субстанциальная специфика категории деятельности заключается в том, что в ней сочетается абстрактно-логическое мышление с трудом [11]. Деятельность как категория охватывает биологическую жизнедеятельность человека и специфически человеческую, социокультурную, деятельность.

А.З. Панкратов под деятельностью понимает «человечески-родовое жизнеосуществление, реализацию человеческой активности, то есть специфику социальной формы движения материи» [11]. Деятельность - особый способ существования человека, создающий социальную реальность как подсистему окружающего мира. Деятельность связана прежде всего с изменением мира и нацелена на производство продуктов культуры. Структура деятельности -специфический набор и последовательность действий [6], направленных на достижение определенной цели.

И.Т. Касавин считает, что «в деятельности поразительным образом объединяется заданность, ограниченность человеческого бытия социальными и личностными контекстами и способность человека выходить за их пределы, перестраивать и изменять саму степень собственной ограниченности» [11]. Следовательно, деятельность имеет преобразующее свойство, способствующее развитию человека и общества в целом.

В целом «место и роль понятия деятельности определяется, прежде всего, тем, что оно принадлежит к разряду универсальных, предельных абстракций... Такие абстракции соединяют в себе эмпирическую достоверность с теоретической глубиной и методологической конструктивностью» [3]. В настоящее время доминирует полидисциплинарная теория деятельности, в которой утверждается, что «деятельность имеет культурно-историческую природу, определяет сознание и является общественно-воспроизводимой системой» [1].

Рассмотрим категориальные особенности деятельности. Деятельность рассматривается в органической связи с проблемой активности как универсального свойства развивающейся материи. Активность характеризуется как действие (или совокупность действий) предмета или явления, вызванное внутренними причинами. Она выступает мерой движения и характеризует

интенсивность взаимодействий. Активность является одной из конституирующих характеристик деятельности человека, и в то же время деятельность является высшим видом активности.

A.В. Маргулис уверен, что термин «деятельность» может использоваться для характеристики человеческой активности как определенного способа существования социальной действительности [7]. В.В. Петровский говорит: «Собственно активность, в отличие от процессов осуществления деятельности, образуют прогрессивные движения самой деятельности - ее становления, развития и самодвижения» [9]. Деятельность, в отличие от присущей всем живым организмам активности, носит целенаправленный характер. Цель является катализатором деятельности.

Целеполагание как атрибутивная характеристика деятельности предполагает рассмотрение ее информационных характеристик, означающих способность не только свободной ориентации в окружающей среде, но и ее моделирования. Целеполагание определяет информационную специфику деятельности в виде наличия идеального образа запланированного результата. В связи с тем что деятельность осуществляется при участии сознания, ее характерной особенностью становится планирование в соответствии с рядом определенных условий.

B.В. Давыдов считает преобразующий и целеполагающий характер деятельности ее наиболее существенной особенностью [2]. При рассмотрении деятельности как определенного типа отношения к действительности следует подчеркнуть, что деятельность, в отличие от поведения, определяется исторически сложившимися социокультурными программами, что позволяет говорить о деятельности как о специфически человеческой форме «активного отношения к окружающему миру», содержание которой составляет «целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» [12].

В отличие от деятельности, поведение ситуативно и подчинено инстинктам. Так, А.Л. Никифоров полагает, что поведение человека представляет собой реакцию на ситуацию и в этом отношении напоминает поведение животных [11]. Деятельность характеризуется предметностью, так как представляет собой процесс, в котором используются предмет и средства деятельности для достижения предметного, материального или идеального, результата. Предметно-преобразующий (продуктивный) характер деятельности обеспечивает универсальность взаимоотношений человека с окружающей действительностью, что позволяет действовать на надситуативном уровне.

РАЗДЕЛ 1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Проблемы деятельности, ее категориального статуса, места в анализе общества остаются актуальными до сих пор. Новый виток исследований связан с потребностью осмысления аспектов деятельности в реалиях современного общества. Метанаучность современных исследований открывает широкие перспективы для исследования категории деятельности.

В связи с изменением условий жизни человека, расширением его влияния на окружающий мир и познавательных возможностей возникают новые формы деятельности, меняются характер и структура деятельности, трансформируются внутрикатегорийные связи. Можно предположить, что традиционная деятельность человека находится в точке бифуркации, так как общество формирует новые требования к человеку как личности, к его навыкам и умениям, на первый план выходит социализирующая деятельность.

Список литературы

1. Громыко Ю.В. Теория деятельности и социальная практика. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5240 (дата обращения: 18.11.2022).

2. Ждан А.Н. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова в контексте культурно-деятельностного подхода // Развитие личности. 2015. № 3. С. 23-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-razvivayuschego-obucheniya-v-v-davydova-v-kontekste-kulturno-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 19.11.2022).

3. Иванов К.П. Деятельность и инновации в социальной практике (философско-методологический анализ) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 3 (15). С. 124-129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-i-innovatsii-v-sotsialnoy-praktike-filosofsko-metodologicheskiy-analiz (дата обращения: 17.11.2022).

4. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. URL: http://textarchive.ru/c-1419180-pall.html (дата обращения: 19.11.2022).

5. Кравец А.С. Понимающая социология М. Вебера // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: философия. 2010. № 2 (4). С. 31-56. URL: http://www.vestaik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2010/02/2010-02-03.pdf (дата обращения: 18.11.2022).

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. URL: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/index.htm (дата обращения: 18.11.2022).

7. Маргулис А.В. Категория деятельности человека // Философские науки. 1975. № 2. С. 43-45.

8. Наумова Т.В. М.С. Каган: системный подход как основа в исследовании человеческой деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 118-126. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/m-s-kagan-sistemnyy-podhod-kak-osnova-v-issledovanii-chelovecheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.11.2022).

9. Петровский В.П. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д : Феникс, 1996. 512 с.

10. Поросенков С.В. Быть или действовать. Пермь : Урал. гуманит. ин-т, 2004. 301 с.

11. Унарова Л.Д. Поведение человека: социально-философское осмысление. М. : Академия Естествознания, 2012. URL: https://monographies.ra/ru/book/section?id=5403 (дата обращения: 19.11.2022).

12. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. : Наука, 1978. 391 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.