УДК 371.3+371.048.45 ББК Ч421.202
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
С.В. Рябинин
Челябинский государственный педагогический университет
CONCEPTUAL APPARATUS OF THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS FROM PRE-SPECIALIZED CLASSES
S. Ryabinin Chelyabinsk State Pedagogical University
Рассматривается понятийное поле проблемы профессионального самоопределения учащихся предпрофильных классов, его педагогической поддержки с помощью математического моделирования профессионального выбора.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическая поддержка, вероятностное прогнозирование профессионального выбора учащегося.
The conceptual apparatus of the problem of professional self-determination of pupils from pre-specialized classes is considered. The field of its pedagogical support with the help of mathematical modeling of a professional choice is described.
Keywords: professional self-determination, pedagogical support, stochastic forecasting of students’ professional choice.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования в числе личностных характеристик выпускника основной школы включает его способность ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [12]. Эта позиция ФГОС обусловлена современным состоянием рынка труда в российском социуме, последствиями перехода на рыночные отношения в экономике страны, в том числе появлением новых профессий, безработицей среди молодежи, повышением конкуренции на рынке труда, которые вновь вызвали интерес в педагогической науке к проблеме профессионального самоопределения учащейся молодежи. Об этом интересе свидетельствуют исследования ряда авторов [2, 4, 7, 11, 13] в последнее десятилетие. При этом малоисследованным остается процесс первичного самоопределения учащихся 8-9 классов, хотя, в соответствии с ФГОС личностные результаты освоения ООП основного
общего образования должны отражать осознанный выбор учащегося и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений [12]. В силу требования стандарта к разработке ООП считаем своевременным вернуться к рассмотрению теоретических аспектов проблемы.
Несмотря на то, что авторы рассматривают различные аспекты проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи, понятийный аппарат проблемы включает в себя единую терминологию, сложившуюся в педагогических исследованиях последних лет. Новая терминология существенно отличается от той, которая была распространена до 80-х гг. прошлого столетия. Если в XX веке речь шла, в основном, о профессиональной ориентации учащихся, о системе профориентации и её составляющих - профинформации, профкон-сультации, профдиагностике, профотборе, профадаптации, то в XXI веке терминология изменилась и сейчас основным термином является профессиональное самоопределение
Понятийный аппарат проблемы профессионального самоопределения учащихся предпрофильных классов
школьников. Данный термин появился в то время, когда в школе под влиянием гуманизации образования стало активно внедряться личностно-ориентированное образование.
К.А. Абульханова-Славская [1], Н.А. Томин [10], Е.А. Климов [6], Э.Ф. Зеер [5] и другие авторы, употребляющие термин «профессиональное самоопределение», делают акцент на собственную активность учащихся, осознанность их выбора. Именно поэтому термин подразумевает не только профессиональный выбор ученика, выбор путей дальнейшего образования в какой-либо сфере, но и в более широком смысле слова поиск смыслов жизнедеятельности, в том числе поиск смыслов в выбранном виде деятельности. Подтвердим это точкой зрения Э.Ф. Зеера, который отмечает, что «профессиональное самоопределение - это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности» [5, с. 115].
Такой акцент в понимании самоопределения учащихся полностью соответствует идеям гуманистической педагогики, в центре внимания которой - «уникальная целостная личность, которая... способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях» [8, с. 105].
Самоопределение учащихся, в том числе профессиональное, не отрицает организованной помощи ученику со стороны педагога. В современной терминологии это предусмотрено синонимичными понятиями «педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся», «педагогическое сопровождение профессионального самоопределения», «педагогическое содействие профессиональному самоопределению школьников». Многие авторы отмечают, что термин «профессиональная ориентация» в основе своей подразумевал субъект-объектные отношения между педагогом и учеником, в то время как педагогическая поддержка основана на субъект-субъектных отношения в образовательном процессе.
Один из первых исследователей педагогической поддержки О. С. Газман рассматривает ее как профессиональную деятельность педагогов и руководителей образовательного учреждения, направленную на оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем [3]. Достаточно широкое понимание педагогической поддержки последующие авторы распространили на различные сферы
деятельности учащихся, в том числе на поддержку в сфере профессионального самоопределения.
Так, И.В. Лесовик целью педагогической поддержки ставит создание условий для проявления учеником активности в самостоятельном поиске решений собственных проблем, в том числе профессионального самоопределения [7]. Данное мнение ученых абсолютно соответствует требованиям ФГОС, согласно которым организационный раздел ООП должен включать «систему условий реализации основной образовательной программы». Вместе с тем содержательный раздел ООП должен включать и такое направление, как «социализация и профессиональная ориентация» учащихся [12].
На наш взгляд, к организационному плану педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся можно отнести рассмотрение ее как системы «психо-лого-педагогических средств взаимодействия с учащимися, которая обеспечивает формирование необходимого уровня готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению» [7, с. 182]. Содержательный план педагогической поддержки проявляется в особой профессионально-педагогической деятельности учителя «по выявлению у учащегося профессиональных интересов, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей, определению способов преодоления затруднений профессионального самоопределения» [7, с. 182].
И.Г. Шамсутдинова также подчеркивает взаимодействие учителя и учащегося в этом процессе и рассматривает педагогическую поддержку профессионального самоопределения учащихся как превентивную и оперативную [9, с. 64]. Для нашего исследования очень важно ее мнение о том, что педагогическая поддержка необходима для учащихся с 8-го класса, причём содержание поддержки для разных классов должно быть различным, поскольку возникающие проблемы и содержание каждого этапа специфично.
Анализируя точки зрения разных авторов на проблему профессионального самоопределения учащихся и его педагогической поддержки, мы отметили, что авторы включают в этот процесс прогнозирование профессиональных планов учащихся как составной компонент: «прогнозирование дальнейших планов образования в зависимости от личных особенностей каждого ученика» [2, с. 23], по-
Вопросы общего образования
строение «резервных профессиональных планов» [9, с. 64].
Мы считаем, что для учащихся предпрофильных классов аспект прогнозирования имеет существенное значение, так как именно после окончания предпрофильного класса ученик определяется с тем, какой профиль дальнейшего продолжения образования он выберет. Поступив в выбранный профильный класс, ученик тем самым предопределяет как выбор предметов для изучения, так и дальнейший выбор профессии. Далее изменить профиль обучения, перейти из одного профильного класса в другой уже является проблематичным. Следовательно, от того, насколько верно будет составлен прогноз планов образования в предпрофильном классе (8, 9), зависит во многом профессиональное самоопределение ученика в профильном классе (10, 11).
Как вариант педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся предпрофильных классов мы рассматриваем прогнозирование и проектирование профессионального выбора с использованием математических моделей. Использование математических моделей в педагогике относится к математизации научного знания -применению математических понятий, теорий и методов в других науках, основанному на количественном анализе изучаемых качественных зависимостей и структур. Разработанная нами модель является основой программного обеспечения, ориентированного на прогнозирование профессионального выбора учащихся предпрофильных классов, которая была построена на материале исследования, проведенного среди 717 учащихся г. Челябинска.
Мы рассматриваем математическое моделирование профессионального выбора учащегося как процесс построения модели возможного профессионального выбора учащегося на основе внутренних и внешних факторов его профессионального самоопределения с привлечением математических методов. При этом в качестве внутренних факторов рассматриваются психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение учащегося, в том числе мотивы профессионального самоопределения, интерес учащегося к определённому предмету, его успехи в выбранной области. К внешним факторам относятся социально-экономические - статус профессии, уровень заработной платы, престиж профессии в социуме, возможности карьерного роста, мнения родителей, сверст-
ников и педагогов и др. Конечную цель моделирования мы определили как вероятностную оценку поступления тестируемого в профильный класс либо другой тип образовательного учреждения.
Это позволяет нам дать определение более общему процессу. Вероятностное прогнозирование профессионального выбора учащегося мы рассматриваем как средство педагогической поддержки профессионального самоопределения учащегося в процессе совместной выработки прогноза о возможном профессиональном выборе учащегося на основе математического моделирования с учетом внутренних и внешних факторов его профессионального самоопределения.
Таким образом, понятийное поле обозначенной проблемы отражает процесс профессионального самоопределения учащихся пред-профильных классов, который может происходить в рамках педагогической поддержки со стороны учителя, одной их форм может выступать вероятностное прогнозирование профессионального выбора учащегося на основе применения математических моделей. Модель может быть реализована как в урочной деятельности учащихся в предметной области «Технология», так и во внеурочной деятельности.
Литература
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Бобкова, Н.Д. Профессиональное самоопределение подростков при изучении естественных наук в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук / Н.Д. Бобкова. -Курган, 2000. - 156 с.
3. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. Новые ценности образования / О. С. Газман. - М. : РФФИ-ИПИРАО, 1995. - Вып. 2. - 103 с.
4. Гончарова, О.Л. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся в процессе преемственности начального и среднего профессионального образования: дис. . канд. пед. наук / О. Л. Гончарова. - М., 2004. - 180 с.
5. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. - 4-е изд., пере-раб. и доп. /Э.Ф. Зеер. - М.: Академ. проект: Фонд «Мир», 2006. - 336 с.
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для сту-
Понятийный аппарат проблемы профессионального самоопределения учащихся предпрофильных классов
дентов высших пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - 2-е изд., испр. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 304 с.
7. Лесовик, И. В. Педагогическая поддержка старшеклассников в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению: дис. ... канд. пед. наук /И.В. Лесовик. - Воронеж, 2007. - 228 с.
8. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Соврем. слово, 2005. - 720 с.
9. Шамсутдинова, И.Г. Психолого-педа-гогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова // Педагогика. - 2008. -№ 10. - С. 62-69.
10. Томин, Н.А. Профессиональное само-
определение школьников: теория, практика, исследование: моногр. / Н.А. Томин. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 324 с.
11. Турутина, Т.Ф. Профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательной школы в процессе профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук / Т.Ф. Турутина. -Екатеринбург, 2004. - 186 с.
12. Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. - М., 2010.
13. Черепанова, Л.Б. Педагогическое содействие профессиональному самоопределению подростков в условиях малого города: дис. ... канд. пед. наук / Л.Б. Черепанова. -Челябинск, 2004. - 186 с.
Поступила в редакцию 30 августа 2011 г.